КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА



И ГРАЖДАНИНА

Время: 2 часа

Форма занятия - лекция: применяемая технология – смешанная: объяснительно-иллюстративная; лекция-беседа; лекция-дискуссия; лекция-исследование.

Цели лекции:

- раскрыть вопросы касающиеся: особенностей объективных и субъективных признаков преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также квалифицирующих и особо квалифицирующих признаков, имеющих значение для квалификации и отграничения от сходных преступлений; разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам квалификации преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина.

- вырабатывать общекультурные компетенции: способен добросовестно выполнять профессиональные обязанности (ОКв-2); способен выступать публично, аргументировано отстаивать свою позицию, обладает навыками ведения научного спора (ОКв-4).

- формировать следующие профессиональные компетенции: считает наивысшей ценностью честь и достоинство личности, защиту прав и свобод человека и гражданина (ПК-9); обладает умениями применять нормативные правовые акты (ПК-5); может реализовывать нормы материального права в профессиональной деятельности (ПКу-5); может соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПКу-9); применяет нормативные правовые акты в профессиональной деятельности (ПКв-5); реализовывает нормы материального права в профессиональной деятельности (ПКв-5); соблюдает и защищает права и свободы человека и гражданина (ПКу-9); толкует различные правовое акты (ПК-15); разъясняет и уясняет смысл и содержание различных правовых актов (ПКв-15).

Вопросы:

Общая характеристика преступлений против конституционных

Прав и свобод человека и гражданина.

Преступления против политических прав и свобод.

Преступления против социально-экономических прав и свобод.

Преступления против личных прав и свобод.

 

Тезисы лекции.

1. В главе 19 УК указаны не все преступления, посягающие на конституционные права и свободы. Составы таких преступлений содержатся и в других разделах и главах УК (например, гл. 16 -Преступления против жизни и здоровья; гл. 20 - Преступления против семьи и несовершеннолетних; гл. 21 - Преступления против собственности и др.).

При изучении данной главы необходимо обратить внимание на Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в ред. от 20.10.2011), Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в ред. от 21.07.2011), Федеральный закон от 26.11.96 N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (в ред. от 09.11.2009), Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" (в ред. от 24.04.2008) и др.

В зависимости от сферы конституционного права или предоставленной свободы формируются непосредственные объекты преступления. По этому признаку традиционно выделяют преступления, посягающие:

а) на политические права и свободы;

б) на социально-экономические права и свободы;

в) на личные права и свободы человека и гражданина.

 

Преступления, посягающие на политические права и свободы

(ст. 136, 141, 141¹, 142, 142¹, 144, 149 УК РФ)

2. При рассмотрении вопроса важно обратить внимание на положения, которые содержатся в Федеральном законе от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.), Федеральном законе от 26.11.96 N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (с посл. изм. и доп.), Федеральном законе от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.), Федеральном конституционном законе от 28.06.2004 N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.).

При анализе диспозиции статьи 136, как и ст. 140 УК РФ, следует распространительно толковать употребляемое в данных нормах понятие “гражданин”, имея в виду, что потерпевшими от преступлений, предусмотренных указанными нормами, могут быть как граждане РФ, иностранные граждане так и лица, не имеющие гражданства.

Важно отметить, что в Конституции РФ провозглашено равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19). Нарушение конституционного принципа равенства признается преступлением, если оно сопряжено с дискриминацией. В ч. 2 ст. 19 Конституции РФ предусмотрен открытый перечень обстоятельств, по которым запрещается дискриминация. Под дискриминацией в ст. 136 УК РФ следует понимать нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Под это понятие не подпадает так называемая позитивная дискриминация, когда создаются привилегии и иммунитеты для некоторых категорий лиц. Дискриминационные деяния - это, например, незаконные ограничения на политическую деятельность иностранцев, ограничения доступа в места общественного пользования лиц определенной национальности, отказ в приеме на учебу или работу гомосексуалов. Обязательным признаком является совершение преступления лицом с использованием своего служебного положения.

Мотивы преступления могут быть разными. Для нарушения равноправия характерны мотивы политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо мотивы ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

В ст. 141 УК описывается преступное воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий. Под избирательными правами следует понимать активное избирательное право, т.е. право избирать (голосовать), и пассивное избирательное право, т.е. право быть избранным на соответствующие должности или в соответствующие органы. Нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме имеет место не только в случае лишения гражданина возможности осуществить соответствующее право, но и при отступлениях от установленного законом порядка выборов и референдума. Воспрепятствованием свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме следует считать незаконный отказ в осуществлении прав избирать, выдвигаться и быть зарегистрированным в качестве кандидата на выборах в органы государственной власти или органы местного самоуправления, а также в праве выдвижения инициативы проведения референдума и непосредственного участия в голосовании на референдуме либо создание препятствий для осуществления соответствующих прав (например, склонение к снятию кандидатуры на выборах, создание преград на пути к месту голосования).

Указанное деяние охватывает и воспрепятствование осуществлению доверенными лицами своих полномочий.

Нарушением тайны голосования будет вмешательство в заполнение бюллетеня или опросного листа, неисполнение обязанности принять меры к специальному оборудованию мест для голосования, личное или с использованием технических средств наблюдение за голосованием избирателя или лица, участвующего в референдуме.

Воспрепятствование работе избирательных комиссий и комиссий по проведению референдума - это нарушение нормальной деятельности соответствующей комиссии, например воспрепятствование подсчету избирательных бюллетеней, установлению итогов голосования. Воспрепятствованием деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, следует признавать такие действия, которые совершены в отношении отдельного члена соответствующей комиссии, например создание препятствий при проверке подлинности предъявленных документов или вмешательство в его работу путем незаконных указаний, проявление неуважения и т.д.

Уголовно-наказуемо также вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения. Конкретизированы способы вмешательства должностных лиц и служащих в работу избирательной комиссии и комиссии референдума, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы".

Статья 141¹ УК содержит два самостоятельных преступления: в ч. 1 установлена преступность незаконного предоставления финансовой поддержки, минуя избирательный фонд или фонд референдума, либо внесение пожертвования в эти фонды через подставных лиц, а в ч. 2 - использования такого рода материальной поддержки. В законе дан исчерпывающий перечень способов незаконного предоставления и использования финансовой поддержки. Обязательным ее признаком является крупный размер финансовой поддержки. В соответствии с примечанием к ст. 141.1 крупным следует признавать размер суммы денег, стоимости имущества или выгод имущественного характера, нижним пределом которого является 1/10 предельной суммы всех расходов средств соответствующего фонда, установленного законодательством о выборах и референдумах, но при этом составляет не менее 1 млн. руб.

Преступление совершается с прямым умыслом. Мотивы могут быть любыми. Цель преступления определена в законе - получение определенных результатов на выборах и референдуме.

При анализе положений ст. 142 УК, следует иметь в виду, что фальсификация избирательных документов, документов референдума - это разновидность воспрепятствования осуществлению избирательных прав, соединенного с обманом. К избирательным документам, документам референдума относятся подписные листы в поддержку выдвигаемых кандидатов для их регистрации или в поддержку инициативы о проведении референдума, удостоверения кандидатов в депутаты, списки избирателей, избирательные бюллетени, протоколы избирательных комиссий и комиссий по проведению референдума и другие документы, определенные в законах о выборах и референдумах. Фальсификация избирательных документов и документов референдума означает подмену соответствующих документов, внесение в них заведомо ложных данных или удаление любыми способами и средствами из документов сведений, которые могут повлиять на итоги выборов или референдума.

Уголовно наказуема также подделка подписей избирателей, участников референдума в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, инициативы проведения референдума или заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов), совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо соединенные с подкупом, принуждением, применением насилия или угрозой его применения, а также с уничтожением имущества или угрозой его уничтожения, либо повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Квалифицирующее значение имеют последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых интересов общества или государства. При оценке существенности вреда необходимо учитывать степень отрицательного влияния деяния на состояние правопорядка, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им морального или имущественного вреда и т.п.

Самостоятельным составом данного преступления является незаконное изготовление, а равно хранение либо перевозка незаконно изготовленных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, открепительных удостоверений.

Фальсификация итогов голосования, предусмотренная ст. 142¹ УК - это еще одна разновидность воспрепятствования осуществлению избирательных прав, соединенного с обманом. Она сопряжена с фальсификацией избирательных документов и документов референдума. Способы преступления описаны в законе исчерпывающим образом, поэтому при их установлении следует исходить из буквального толкования ст. 142.1. УК. Цель преступления - повлиять на итоги выборов или референдума.

Законность профессиональной деятельности журналистов определяется в соответствии с Законом РФ от 27.12.91 N 2124-I "О средствах массовой информации" (в ред. от 21 июля 2011) и другими нормативными правовыми актами.

Рассматривая состав воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ст. 144 УК), следует обратиться к разъяснениям, которые содержатся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 N 16 "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" (в ред. от 16.09.2010).

В соответствии с Законом РФ "О средствах массовой информации" воспрепятствованием законной профессиональной деятельности журналистов следует считать не разрешенное законодательно осуществление цензуры; вмешательство в деятельность и нарушение профессиональной самостоятельности редакции; незаконное прекращение или приостановление деятельности средств массовой информации; нарушение права редакции на запрос и получение информации; незаконное изъятие или уничтожение тиража или его части; установление ограничений на контакты с журналистом и передачу ему информации (за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую тайну). Цензурой признается требование от редакции средства массовой информации или от ее представителей (главного редактора, его заместителя) со стороны должностных лиц, органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей.

Требование обязательного предварительного согласования материалов или сообщений может быть законным, если оно исходит от главного редактора как от лица, несущего ответственность за соответствие законодательству содержания распространенных материалов и сообщений. Законность подобного требования, исходящего от учредителя средства массовой информации, зависит от того, предусмотрена ли такая возможность в уставе редакции или заменяющем его договоре. При отсутствии соответствующих положений любое вмешательство учредителя в сферу профессиональной самостоятельности редакции и права журналиста является незаконным.

Для анализа состава преступления, предусмотренного ст. 149 (воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них) важное значение имеют конституционные положения, которые касаются права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования, а также порядок проведения публичных мероприятий. В частности, ст. 31 Конституции предусматривает право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование. Государство предусматривает проведение лишь таких собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования, которые имеют правомерный характер. Правомерность определяется в соответствии с критериями, данными в Федеральном законе "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (в ред. от 08.07.2012). К ним относятся: 1) законность, т.е. соблюдение положений Конституции РФ, указанного Федерального закона, иных законодательных актов РФ при определении целей и форм публичных мероприятий и их проведении; 2) добровольность участия и свобода волеизъявления их участников; 3) создание условий безопасности и поддержание правопорядка; 4) разрешение органов исполнительной власти субъекта РФ или органов местного самоуправления на проведение публичного мероприятия.

Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования выражается в бездействии, когда остается без ответа официально полученное уведомление о проведении публичного мероприятия, либо имеет форму действия, если принимается и приводится в исполнение решение о приостановлении или прекращении публичного мероприятия в порядке и по основаниям, не предусмотренным законом. Оно может выражаться в оборудовании заграждений или выделении сил охраны общественного порядка для недопущения людей к месту проведения разрешенного публичного мероприятия, а равно в разгоне уже начавшегося мероприятия при отсутствии к тому законных оснований.

Потерпевшими могут быть организаторы и другие участники собрания, митинга, демонстрации, шествия и пикетирования. В соответствии со ст. 31 Конституции РФ ими могут признаваться только граждане РФ.

 

Преступления, посягающие на социально-экономические

права и свободы (ст. 143, 145, 145.1, 146, 147 УК РФ)

 

3. Рассматривая состав нарушения правил охраны труда (ст. 143 УК), следует обратить внимание на постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 1991 г. (в ред. от 06.02.2007) "О судебной практике по делам о нарушениях правил охраны труда и безопасности горных, строительных и иных работ". Нужно иметь в виду, что сохраняют силу разъяснения, данные в указанном постановлении, которые не противоречат новому законодательству.

По ст. 143 УК наступает ответственность за нарушение правил охраны труда на любом предприятии, в учреждении и организации независимо от форм собственности. Принципы и правила охраны труда определены в Трудовом кодексе РФ и в иных нормативных правовых актах.

В ст. 143 деяние определено как нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда. Под иными правилами охраны труда следует понимать правила производственной санитарии, гигиены труда, электробезопасности, пожарной безопасности, промышленной безопасности, безопасности жизнедеятельности, управления безопасностью труда. Специальные правила охраны труда могут быть межотраслевого и отраслевого назначения.

Следует отметить, что при квалификации преступления устанавливается, какие конкретно правила охраны труда были нарушены. Ссылка на структурную часть акта, где определено правило охраны труда, включается в описательно-мотивировочную часть обвинительного приговора.

Нарушение правил охраны труда заключается в бездействии, когда не исполнено установленное правило техники безопасности или иное правило охраны труда (допуск к работе без инструктажа и обучения безопасным приемам работы, отсутствие надзора за соблюдением правил, несоблюдение правил содержания рабочих мест и др.). Нарушение правил охраны труда совершается и путем действия, например, лицо с использованием служебного положения отдает распоряжение о несоблюдении или неполном соблюдении правил охраны труда, меняет содержание правила и т.д.

Кроме общей нормы о нарушении правил охраны труда, в УК включены специальные нормы о нарушении правил охраны труда при ведении отдельных видов работ и на отдельных объектах. Если нарушение правил охраны труда было допущено на объектах атомной энергетики, при производстве горных, строительных или иных работ, на взрывоопасных объектах, то содеянное должно квалифицироваться соответственно по ст. 215, 216, 217 УК.

В Трудовом кодексе РФ предусмотрены гарантии для беременных женщин и женщин, имеющих детей, при заключении (ст. 64) и расторжении (ст. 261) трудового договора. Одним из средств их обеспечения является норма, которая содержится в ст. 145 УК «Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет».

Рассматривая диспозицию ст. 145 УК, необходимо ограничительно толковать употребляемое понятие “детей”, поскольку достаточно наличия одного ребенка. Мотивы отказа – факт беременности либо наличие малолетних детей. Субъектом может быть как должностное лицо, так и лицо, наделенное управленческими функциями в коммерческих и иных организациях.

При анализе нормы статьи 145¹ УК необходимо иметь в виду, что уголовная ответственность за невыплату свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат наступает только при наличии корыстной или иной личной заинтересованности.

Вопросы квалификации по ст. 145 и 145¹ отражены в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (в ред. от 28.09.2010).

Нарушение авторских и смежных прав, ответственность за которое предусмотрена в ст. 146 УК, - это посягательство на социально-культурные права (свободу творчества) и трудовые права человека, а также на предусмотренные гражданским законодательством имущественные, личные неимущественные и иные права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (интеллектуальную собственность).

Авторские права реализуются в отношениях, связанных с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. Эти произведения могут быть обнародованными и необнародованными, они являются результатом творческой деятельности и существуют в какой-либо объективной форме (письменной, устной, звуко- или видеозаписи, изобразительной, объемно-пространственной). Смежные права реализуются в отношениях, связанных с созданием и использованием фонограмм, исполнением, организацией передач эфирного вещания и др.

Устанавливая факт присвоения авторства или незаконного использования объектов авторских и смежных прав, следует иметь в виду, что на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия авторское право не распространяется, соответственно на них не распространяются и предусмотренные ст. 146 средства уголовно-правовой защиты (п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.04.2007 N 14 "О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака").

Законодательно зафиксированы способы нарушения изобретательских и патентных прав (ст. 147 УК), а именно: 1) незаконное использование изобретения, полезной модели или промышленного образца; 2) разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации сведения о них; 3) присвоение авторства; 4) принуждение к соавторству. Вопросы квалификации нашли отражение в постановлении ПВС от 26.04.2007 N 14.

 

Преступления, посягающие на личные права и свободы

человека и гражданина (ст. 137-140, 148 УК РФ)

 

4. При изучении состава преступления - нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137 УК) следует иметь в виду, что в соответствии с п. 1 ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Свобода выражения мнений и убеждений, свобода массовой информации составляют основы развития современного общества и демократического государства. Вместе с тем осуществление названных прав и свобод может быть сопряжено с определенными ограничениями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе. Конституция РФ в ч. 1 ст. 23 устанавливает право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Запрещается сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (ч. 1 ст. 24 Конституции РФ).

Личное право на неприкосновенность частной жизни, его соотношение с трудовыми правами журналистов и политическим правом граждан на информацию определяется Федеральным законом "О средствах массовой информации". Разъяснения по этому вопросу даны Пленумом Верховного Суда РФ в постановлении от 15.06.2010 N 16. "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации".

Неприкосновенностью частной жизни признается состояние ее защищенности от постороннего незаконного вмешательства. При нарушении неприкосновенности частной жизни возможно причинение вреда дополнительным объектам: здоровью, чести, достоинству личности, собственности.

Необходимо обратить внимание на то, что предметом преступления являются сведения, которые относятся к частной жизни. Сведения о частной жизни - это сведения о личной и семейной жизни, а также сведения о личности мировоззренческого характера (отношение к религии, идеологические и политические убеждения и т.д.). Обязательной характеристикой предмета преступления является тайность сведений, относящихся к частной жизни, т.е. содержание которых человек по любым мотивам не хочет оглашать.

Если указанные сведения одновременно составляют государственную, налоговую, банковскую или коммерческую тайну либо являются данными предварительного расследования или сведениями о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса, в случае их собирания и (или) распространения применению подлежат специальные нормы (ст. 183, 275, 276, 283, 310, 311 УК).

Частью 2 ст. 23 Конституции РФ гарантируется, что каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Хотя право на тайну сообщений - это отдельное проявление более общего права на неприкосновенность частной жизни, нормы, содержащиеся в ст. 137 и 138 УК, нельзя соотнести как общую и специальную. Статья 138 предназначена для защиты частной жизни, непосредственно не связанной с личной и семейной тайной. Предметом этого преступления могут быть различные сведения, в т.ч. и не являющиеся тайными. В тех случаях, когда получение информации о частной жизни лица связано с нарушением тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений, содеянное квалифицируется по совокупности ст. 137 и ст. 138 УК.

Преступление образуют незаконные действия, направленные на ознакомление с информацией о частной жизни лица из переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений либо оглашение содержания ставшей доступной информации. Такие действия признаются незаконными, если у виновного нет полномочий на их совершение либо указанные полномочия есть, но они выполнены с нарушением специальных правил.

Законный порядок обыска, выемки, наложения ареста на почтово-телеграфные отправления, контроля и записи переговоров, получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами предусмотрен в гл. 25 УПК РФ. Кроме того, специальные правила ограничения тайны сообщений установлены в положениях Федеральных законов: от 12.08.95 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", от 03.04.95 N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности", от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", "О почтовой связи", "О связи" и др.

Новшеством является ст. 138¹ УК, которая предусматривает ответственность за незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. Состав преступления образует одно из действий, указанных в диспозиции статьи: производство, приобретение и (или) сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. Под специальными понимаются технические средства, предназначенные, разработанные, приспособленные или запрограммированные для негласного получения информации (приборы, средства видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, компьютерная техника). Производство специальных технических средств означает действия, направленные на их серийное изготовление; сбыт - продажу, дарение, передачу в постоянное или временное использование другим лицам; приобретением - покупку, получение в обмен на другие товары и вещи, в качестве средства взаиморасчета за проделанную работу, принятие в дар, обмен, присвоение случайно найденного. Действия должны носить незаконный характер, то есть, совершены вопреки закону.

УК РФ содержит норму об ответственности за нарушение неприкосновенности жилища (ст. 139 УК). В соответствии со ст. 25 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность жилища от незаконных проникновений, со стороны как посторонних лиц, так и представителей государства. Отсутствие права собственности на жилище не исключает права на неприкосновенность жилища проживающего в нем лица. Под жилищем понимаются индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящие в жилищный фонд, но предназначенные для временного проживания.

Нарушение неприкосновенности жилища надлежит признавать основанием возникновения права на причинение вреда в состоянии необходимой обороны.

Объективную сторону составляют действия по тайному или открытому вторжению в жилище. Наблюдение за жилищем с использованием технических средств, если они заранее не были занесены в помещение, нельзя признавать проникновением в жилище. Если проникновение в жилище сопряжено с нарушением неприкосновенности частной жизни и (или) нарушением тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений, такие действия должны квалифицироваться по ст. 139 и ст. 137, 138 УК.

Проникновение в жилище следует признавать противоправным, если это чужое жилище, пределы жилища преодолены против воли проживающего в нем лица, и у виновного нет на то полномочий либо полномочия совершать такие действия есть, но проникновение в жилище состоялось не по законодательно установленным основаниям или с нарушением специальных правил. Для представителей государства проникновение в жилище без учета воли проживающего лица возможно в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Объектом уголовно-правовой охраны является право на получение информации граждан РФ, а также иностранных граждан и лиц без гражданства. На охрану данного объекта направлена норма ст. 140 УК «Отказ в предоставлении гражданину информации».

Преступлением следует признавать только неправомерный отказ в предоставлении лицу информации, непосредственно касающейся его прав и свобод. Ограничения права на информацию имеют правомерный характер, если предусмотрены в законодательном порядке.

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Обязательным признаком преступления является причинение вреда правам и законным интересам лица. На примере преступлений в виде злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочий Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что сам факт нарушения прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией РФ, следует считать причинением вреда правам и законным интересам потерпевших (п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий").

Статья 148 УК названа "Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий".

В соответствии со ст. 28 Конституции РФ каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Федеральный закон от 26.09.97 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", также гарантируя личное право на свободу совести и свободу вероисповедания, вместе с тем допускает ограничения этих прав в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 2 ст. 3).

Государство предусматривает правовую охрану деятельности лишь таких религиозных образований, которые не запрещены законом.

В Федеральном законе "О свободе совести и о религиозных объединениях" основаниями для ликвидации религиозной организации, запрета на деятельность религиозной организации в судебном порядке признаны: нарушение общественной безопасности и общественного порядка; подрыв безопасности государства; принуждение к разрушению семьи; нанесение ущерба нравственности, здоровью граждан, в т.ч. использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий; склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии; воспрепятствование получению обязательного образования и др. (ст. 14).

Объектом преступления является право человека на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений. Потерпевший - любое физическое лицо, проживающее в России, исповедующее индивидуально или совместно с другими любую религию. Не могут быть признаны потерпевшими лица, не исповедующие никакой религии.

Воспрепятствование деятельности религиозных организаций выражается в наложении запретов на эту деятельность, ликвидации религиозных организаций, изъятии или уничтожении их имущества, закрытии храмов или молельных домов, а также в создании иных препятствий для деятельности религиозных организаций. Оно является незаконным, если воспрепятствование осуществлялось в отношении зарегистрированной религиозной организации, действующей на основании и в соответствии с уставом, который отвечает требованиям гражданского законодательства РФ (не основанное на законе запрещение проведения какого-либо обряда, создание препятствий для посещения храма или молельного дома, запрещение проведения обряда в больницах, в местах лишения свободы, в связи с погребением умерших или их поминовением и др.).

Преступление окончено с момента совершения любого из действий, воспрепятствующих осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий.

Если воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов сопряжено с применением насилия, опасного для





Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.204.189.2 (0.016 с.)