Лекция: преступления против безопасности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция: преступления против безопасности



ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА

Время: 2 часа

Форма занятия - лекция: применяемая технология – смешанная: объяснительно-иллюстративная; лекция-беседа; лекция-дискуссия; лекция-исследование.

Цели лекции:

- раскрыть вопросы касающиеся: особенностей объективных и субъективных признаков преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, а также квалифицирующих и особо квалифицирующих признаков, имеющих значение для квалификации и отграничения от сходных преступлений; разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам правовой оценки посягательств на отношения в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспорта.

- вырабатывать общекультурные компетенции: способен добросовестно выполнять профессиональные обязанности (ОКв-2); способен выступать публично, аргументировано отстаивать свою позицию, обладает навыками ведения научного спора (ОКв-4).

- формировать следующие профессиональные компетенции: обладает умениями применять нормативные правовые акты (ПКу-5); может реализовывать нормы материального права в профессиональной деятельности (ПКу-5); применяет нормативные правовые акты в профессиональной деятельности (ПКв-5); реализовывает нормы материального права в профессиональной деятельности (ПКв-5); толкует различные правовое акты (ПКв-15); разъясняет и уясняет смысл и содержание различных правовых актов (ПКв-15).

Вопросы:

Общая характеристика преступлений, посягающих на

Безопасность движения и эксплуатации транспорта

Особенности отдельных составов преступлений, посягающих на

Безопасность движения и эксплуатации транспорта

Тезисы лекции.

1.Данная группа составов преступлений в уголовном законе выделяется в самостоятельную главу 27 впервые. Юридические основы обеспечения безопасности функционирования транспорта закреплены в федеральных законах, других законах и подзаконных актах. В соответствии с ними государство разрабатывает комплекс мер политического, экономического, организационного и правового характера, направленный на обеспечение состояния безопасности движения и эксплуатации транспорта как средства охраны жизни и здоровья граждан, сохранности материальных ценностей, предупреждения транспортных происшествий, аварий, крушений и катастроф, уменьшения их возможных последствий.

В главе 27 УК речь идет об объединяющем все эти составы видовом объекте, каким является безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, водного, автомобильного, воздушного, трубопроводного транспорта. Эксплуатация транспорта любого из названных видов всегда связана с повышенной опасностью: а) для лиц, пользующихся транспортом; б) для лиц, им управляющих, или обслуживающих управление; в) для лиц, находящихся в зоне движения; г) для имущества транспортных предприятий и организаций, перевозимого имущества, иного имущества (движимого и недвижимого), находящегося в зоне движения. Поэтому нормы гл. 27 обладают системностью, определенным внутренним единством, и выделение их в самостоятельную главу представляется оправданным. Так же как включение этой главы в раздел IX "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка" УК РФ, отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспорта, являются неотъемлемой составной частью всего комплекса отношений, реализующих и охраняющих безопасность в обществе.

Все нормы о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации имеют бланкетные диспозиции. По объективной стороне преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта представляют собой действия или бездействие, содержанием которых является заведомое нарушение установленных на транспорте правил безопасности. Правила безопасности движения устанавливают нормы поведения работников железнодорожного, воздушного, водного, автомобильного и иного транспорта, а также других лиц в целях охраны жизни и здоровья людей, сохранности транспортных средств, грузов, иных ценностей. Правила технической эксплуатации непосредственно направлены на обеспечение безаварийной работы транспортных средств и иных технических систем транспорта, устанавливают порядок их использования как в процессе движения транспорта, так и вне его. Третья группа норм в сфере функционирования транспорта регламентирует обязанности участников процесса движения в связи с возникшей опасностью, особый порядок полетов в специальных зонах и т.д.

2. УК дифференцирует ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств в зависимости от вида транспорта. Как и в предыдущем УК в нем разделены составы нарушения указанных правил на железнодорожном, воздушном, водном транспорте (ст.263 УК) и на автомобильном, трамвайном либо ином механическом транспорте (ст. 264 УК).

Составы преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта в абсолютном большинстве сконструированы по типу материальных. В качестве преступных последствий в законе указаны тяжкий вред здоровью человека или крупный ущерб. Преступления, предусмотренные ст. 270 и 271 УК, имеют формальные составы, они считаются оконченными с момента выполнения указанного в законе деяния.

Все преступления, предусмотренные данной главой, в зависимости от их направленности можно условно классифицировать на две группы. Первая группа объединяет деяния, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта. К ним относятся преступления, предусмотренные ст. 263, 264, 266-269 УК. Вторая группа включает иные преступления в сфере функционирования транспорта (ст. 263.1, 270 и 271 УК).

В связи с тем, что диспозиции норм бланкетные необходимо обратиться к соответствующим законодательным и иным нормативным актам, в частности: Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (в ред. от 28.07.2012), Воздушному кодексу РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ (в ред. от 28.07.2012), Кодексу торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ (в ред. от 28.07.2012), Кодексу внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ (в ред. от 28.07.2012), Федеральному закону от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (в ред. от 18.07.2011), Федеральному закону от 10.12.95 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (в ред. от 28.07.2012), Федеральному закону от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (в ред. от 28.07.2012), а также постановлению Правительства РФ от 23.10.93 N 1090 "О правилах дорожного движения" (вместе с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению дорожного движения) (в ред. от 10.05.2010).

Перечисленные законы и иные нормативные акты определяют правовые основы обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспорта.

Следует обратить внимание на исключение из УК статьи 265 - оставление места дорожно-транспортного происшествия и новшества. Так, новым является ст. 263¹, предусматривающая ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.

Преступление посягает на транспортную безопасность (основной непосредственный объект). В качестве дополнительного объекта преступления выступают, в частности, безопасность жизни и здоровья человека, собственность, экологическая безопасность.

Транспортная безопасность определяется как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. При этом под актом незаконного вмешательства понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий. Объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.

Наиболее распространенное транспортное преступление - нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК). Высокая степень его опасности определяется тем, что лицо, имеющее дело с источником повышенной опасности, не выполняет должным образом правила, обеспечивающие безопасное его функционирование (движение и эксплуатацию), в результате чего причиняется вред здоровью и жизни людей.

Непосредственный объект преступления - безопасность функционирования указанных в законе транспортных средств. В качестве второго дополнительного объекта выступают жизнь и здоровье, так как нарушение правил движения, не повлекшее причинение вреда жизни или здоровью человека, относится к административным правонарушениям

Предметом преступления являются автомобили, трамваи и другие механические транспортные средства, под которыми понимаются троллейбусы, а также трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства (примечание к ст. 264 УК). Следовательно, под транспортными средствами законодатель понимает несколько видов транспорта: любые автомобили - легковые и грузовые, для перевозки грузов и пассажиров (в том числе автобусы), специального назначения (например, пожарные, санитарные, гоночные); трамваи, представляющие собой рельсовый городской электротранспорт, предназначенный в основном для перевозки пассажиров.

К другим механическим транспортным средствам относятся: троллейбусы - городской безрельсовый транспорт с электрической тягой; мотоциклы - двух- или трехколесное транспортное средство с двигателем внутреннего сгорания; самоходные машины - специальные механизмы, предназначенные для выполнения различных работ (строительных, дорожных, погрузочных и пр.) и оборудованные автономным двигателем, что позволяет им самостоятельно передвигаться, например, к месту работы. К числу самоходных машин относятся трактора, автокраны, скреперы, грейдеры, экскаваторы и др.

Ответственность дифференцируется в зависимости от наступивших последствий (смерть одного человека - ч. 3, двух лиц и более - ч. 5) и состояния опьянения (ч. 2, 4 и 6).

Вопросы квалификации отражены в постановлении Пленума ВС РФ от 09.12.2008 N 25 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения" (в ред. от 23.12.2010)

Транспортные преступления надо отграничивать от других преступлений, при совершении которых транспортное средство выступает не в качестве такового, т.е. транспортного средства, а потому и содеянное требует иной квалификации:

1) по нормам главы о преступлениях против личности, например, тракторист пахал поле и, не заметив ребенка, наехал на него, причинив смертельную травму (ст. 109 УК);

2) по норме об ответственности за нарушение охраны труда (при использовании внутрицехового транспорта (ст. 143 УК);

3) по нормам главы о преступлениях против собственности - была умышленно сожжена машина (ст. 167 УК);

4) по статье 281 УК (диверсия), если при уничтожении есть цель подрыва экономической безопасности и обороноспособности РФ.

Литература:

1. Жулев В.И. Транспортные преступления. Комментарий законодательства. М.: Спарк, 2001.

2. Кайль А.Н., Пронин К.В. Правила дорожного движения: комментарии, разъяснения, ответственность. - "Питер", 2009.

3. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации /Отв. ред. В.М. Лебедев. - М.: Юрайт-Издат, 2012.

4. Коробеев А.И. Транспортные преступления. СПб., 2003.

5. Лукьянов В.В. Состав и квалификация дорожно-транспортных преступлений и административных правонарушений. М., 2003.

6. Пикуров Н.И. Квалификация транспортных преступлений. Научно-практическое пособие. М.: РАП, 2011.

7. Чучаев А.И. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Ульяновск, 1997.

8. Уголовное право России. Особенная часть: Учебник / Под ред. Ф.Р. Сундурова, М.В. Талан. М.: Статут, 2012. – 943 с.

2.32.1. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

«Преступления против безопасности движения и

Эксплуатации транспорта»

(время 2 часа)

Цели занятия:

- закрепить и углубить полученные в ходе лекции и самостоятельной работы теоретические знания о признаках составов преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, выработать умения определять признаки и правильно квалифицировать преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта, а также навыки толкования и применения норм уголовного права к конкретным ситуациям, изложенных в фабулах задач.

- вырабатывать общекультурные компетенции: способен добросовестно выполнять профессиональные обязанности (ОКв-2); способен выступать публично, аргументировано отстаивать свою позицию, обладает навыками ведения научного спора (ОКв-4).

- формировать следующие профессиональные компетенции: обладает умениями применять нормативные правовые акты (ПКу-5); может реализовывать нормы материального права в профессиональной деятельности (ПКу-5); применяет нормативные правовые акты в профессиональной деятельности (ПКв-5); реализовывает нормы материального права в профессиональной деятельности (ПКв-5); толкует различные правовое акты (ПКв-15); разъясняет и уясняет смысл и содержание различных правовых актов (ПКв-15).

Контрольные вопросы к теме:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.022 с.)