Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция: преступления против безопасностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА Время: 2 часа Форма занятия - лекция: применяемая технология – смешанная: объяснительно-иллюстративная; лекция-беседа; лекция-дискуссия; лекция-исследование. Цели лекции: - раскрыть вопросы касающиеся: особенностей объективных и субъективных признаков преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, а также квалифицирующих и особо квалифицирующих признаков, имеющих значение для квалификации и отграничения от сходных преступлений; разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам правовой оценки посягательств на отношения в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспорта. - вырабатывать общекультурные компетенции: способен добросовестно выполнять профессиональные обязанности (ОКв-2); способен выступать публично, аргументировано отстаивать свою позицию, обладает навыками ведения научного спора (ОКв-4). - формировать следующие профессиональные компетенции: обладает умениями применять нормативные правовые акты (ПКу-5); может реализовывать нормы материального права в профессиональной деятельности (ПКу-5); применяет нормативные правовые акты в профессиональной деятельности (ПКв-5); реализовывает нормы материального права в профессиональной деятельности (ПКв-5); толкует различные правовое акты (ПКв-15); разъясняет и уясняет смысл и содержание различных правовых актов (ПКв-15). Вопросы: Общая характеристика преступлений, посягающих на Безопасность движения и эксплуатации транспорта Особенности отдельных составов преступлений, посягающих на Безопасность движения и эксплуатации транспорта Тезисы лекции. 1.Данная группа составов преступлений в уголовном законе выделяется в самостоятельную главу 27 впервые. Юридические основы обеспечения безопасности функционирования транспорта закреплены в федеральных законах, других законах и подзаконных актах. В соответствии с ними государство разрабатывает комплекс мер политического, экономического, организационного и правового характера, направленный на обеспечение состояния безопасности движения и эксплуатации транспорта как средства охраны жизни и здоровья граждан, сохранности материальных ценностей, предупреждения транспортных происшествий, аварий, крушений и катастроф, уменьшения их возможных последствий. В главе 27 УК речь идет об объединяющем все эти составы видовом объекте, каким является безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, водного, автомобильного, воздушного, трубопроводного транспорта. Эксплуатация транспорта любого из названных видов всегда связана с повышенной опасностью: а) для лиц, пользующихся транспортом; б) для лиц, им управляющих, или обслуживающих управление; в) для лиц, находящихся в зоне движения; г) для имущества транспортных предприятий и организаций, перевозимого имущества, иного имущества (движимого и недвижимого), находящегося в зоне движения. Поэтому нормы гл. 27 обладают системностью, определенным внутренним единством, и выделение их в самостоятельную главу представляется оправданным. Так же как включение этой главы в раздел IX "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка" УК РФ, отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспорта, являются неотъемлемой составной частью всего комплекса отношений, реализующих и охраняющих безопасность в обществе. Все нормы о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации имеют бланкетные диспозиции. По объективной стороне преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта представляют собой действия или бездействие, содержанием которых является заведомое нарушение установленных на транспорте правил безопасности. Правила безопасности движения устанавливают нормы поведения работников железнодорожного, воздушного, водного, автомобильного и иного транспорта, а также других лиц в целях охраны жизни и здоровья людей, сохранности транспортных средств, грузов, иных ценностей. Правила технической эксплуатации непосредственно направлены на обеспечение безаварийной работы транспортных средств и иных технических систем транспорта, устанавливают порядок их использования как в процессе движения транспорта, так и вне его. Третья группа норм в сфере функционирования транспорта регламентирует обязанности участников процесса движения в связи с возникшей опасностью, особый порядок полетов в специальных зонах и т.д. 2. УК дифференцирует ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств в зависимости от вида транспорта. Как и в предыдущем УК в нем разделены составы нарушения указанных правил на железнодорожном, воздушном, водном транспорте (ст.263 УК) и на автомобильном, трамвайном либо ином механическом транспорте (ст. 264 УК). Составы преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта в абсолютном большинстве сконструированы по типу материальных. В качестве преступных последствий в законе указаны тяжкий вред здоровью человека или крупный ущерб. Преступления, предусмотренные ст. 270 и 271 УК, имеют формальные составы, они считаются оконченными с момента выполнения указанного в законе деяния. Все преступления, предусмотренные данной главой, в зависимости от их направленности можно условно классифицировать на две группы. Первая группа объединяет деяния, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта. К ним относятся преступления, предусмотренные ст. 263, 264, 266-269 УК. Вторая группа включает иные преступления в сфере функционирования транспорта (ст. 263.1, 270 и 271 УК). В связи с тем, что диспозиции норм бланкетные необходимо обратиться к соответствующим законодательным и иным нормативным актам, в частности: Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (в ред. от 28.07.2012), Воздушному кодексу РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ (в ред. от 28.07.2012), Кодексу торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ (в ред. от 28.07.2012), Кодексу внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ (в ред. от 28.07.2012), Федеральному закону от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (в ред. от 18.07.2011), Федеральному закону от 10.12.95 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (в ред. от 28.07.2012), Федеральному закону от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (в ред. от 28.07.2012), а также постановлению Правительства РФ от 23.10.93 N 1090 "О правилах дорожного движения" (вместе с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению дорожного движения) (в ред. от 10.05.2010). Перечисленные законы и иные нормативные акты определяют правовые основы обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспорта. Следует обратить внимание на исключение из УК статьи 265 - оставление места дорожно-транспортного происшествия и новшества. Так, новым является ст. 263¹, предусматривающая ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах. Преступление посягает на транспортную безопасность (основной непосредственный объект). В качестве дополнительного объекта преступления выступают, в частности, безопасность жизни и здоровья человека, собственность, экологическая безопасность. Транспортная безопасность определяется как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. При этом под актом незаконного вмешательства понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий. Объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование. Наиболее распространенное транспортное преступление - нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК). Высокая степень его опасности определяется тем, что лицо, имеющее дело с источником повышенной опасности, не выполняет должным образом правила, обеспечивающие безопасное его функционирование (движение и эксплуатацию), в результате чего причиняется вред здоровью и жизни людей. Непосредственный объект преступления - безопасность функционирования указанных в законе транспортных средств. В качестве второго дополнительного объекта выступают жизнь и здоровье, так как нарушение правил движения, не повлекшее причинение вреда жизни или здоровью человека, относится к административным правонарушениям Предметом преступления являются автомобили, трамваи и другие механические транспортные средства, под которыми понимаются троллейбусы, а также трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства (примечание к ст. 264 УК). Следовательно, под транспортными средствами законодатель понимает несколько видов транспорта: любые автомобили - легковые и грузовые, для перевозки грузов и пассажиров (в том числе автобусы), специального назначения (например, пожарные, санитарные, гоночные); трамваи, представляющие собой рельсовый городской электротранспорт, предназначенный в основном для перевозки пассажиров. К другим механическим транспортным средствам относятся: троллейбусы - городской безрельсовый транспорт с электрической тягой; мотоциклы - двух- или трехколесное транспортное средство с двигателем внутреннего сгорания; самоходные машины - специальные механизмы, предназначенные для выполнения различных работ (строительных, дорожных, погрузочных и пр.) и оборудованные автономным двигателем, что позволяет им самостоятельно передвигаться, например, к месту работы. К числу самоходных машин относятся трактора, автокраны, скреперы, грейдеры, экскаваторы и др. Ответственность дифференцируется в зависимости от наступивших последствий (смерть одного человека - ч. 3, двух лиц и более - ч. 5) и состояния опьянения (ч. 2, 4 и 6). Вопросы квалификации отражены в постановлении Пленума ВС РФ от 09.12.2008 N 25 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения" (в ред. от 23.12.2010) Транспортные преступления надо отграничивать от других преступлений, при совершении которых транспортное средство выступает не в качестве такового, т.е. транспортного средства, а потому и содеянное требует иной квалификации: 1) по нормам главы о преступлениях против личности, например, тракторист пахал поле и, не заметив ребенка, наехал на него, причинив смертельную травму (ст. 109 УК); 2) по норме об ответственности за нарушение охраны труда (при использовании внутрицехового транспорта (ст. 143 УК); 3) по нормам главы о преступлениях против собственности - была умышленно сожжена машина (ст. 167 УК); 4) по статье 281 УК (диверсия), если при уничтожении есть цель подрыва экономической безопасности и обороноспособности РФ. Литература: 1. Жулев В.И. Транспортные преступления. Комментарий законодательства. М.: Спарк, 2001. 2. Кайль А.Н., Пронин К.В. Правила дорожного движения: комментарии, разъяснения, ответственность. - "Питер", 2009. 3. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации /Отв. ред. В.М. Лебедев. - М.: Юрайт-Издат, 2012. 4. Коробеев А.И. Транспортные преступления. СПб., 2003. 5. Лукьянов В.В. Состав и квалификация дорожно-транспортных преступлений и административных правонарушений. М., 2003. 6. Пикуров Н.И. Квалификация транспортных преступлений. Научно-практическое пособие. М.: РАП, 2011. 7. Чучаев А.И. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Ульяновск, 1997. 8. Уголовное право России. Особенная часть: Учебник / Под ред. Ф.Р. Сундурова, М.В. Талан. М.: Статут, 2012. – 943 с. 2.32.1. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «Преступления против безопасности движения и Эксплуатации транспорта» (время 2 часа) Цели занятия: - закрепить и углубить полученные в ходе лекции и самостоятельной работы теоретические знания о признаках составов преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, выработать умения определять признаки и правильно квалифицировать преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта, а также навыки толкования и применения норм уголовного права к конкретным ситуациям, изложенных в фабулах задач. - вырабатывать общекультурные компетенции: способен добросовестно выполнять профессиональные обязанности (ОКв-2); способен выступать публично, аргументировано отстаивать свою позицию, обладает навыками ведения научного спора (ОКв-4). - формировать следующие профессиональные компетенции: обладает умениями применять нормативные правовые акты (ПКу-5); может реализовывать нормы материального права в профессиональной деятельности (ПКу-5); применяет нормативные правовые акты в профессиональной деятельности (ПКв-5); реализовывает нормы материального права в профессиональной деятельности (ПКв-5); толкует различные правовое акты (ПКв-15); разъясняет и уясняет смысл и содержание различных правовых актов (ПКв-15). Контрольные вопросы к теме:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 467; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.68.196 (0.011 с.) |