Лекция: преступления против мира и 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция: преступления против мира и



БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Время: 0 ч.

Форма занятия - лекция: применяемая технология – смешанная: объяснительно-иллюстративная; лекция-беседа; лекция-дискуссия; лекция-исследование.

Цели лекции:

- раскрыть вопросы касающиеся: особенностей объективных и субъективных признаков преступлений против мира и безопасности человечества, а также квалифицирующих и особо квалифицирующих признаков, имеющих значение для квалификации и отграничения от сходных преступлений; разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам правовой оценки деяний против мира и безопасности человечества.

- вырабатывать общекультурные компетенции: способен формировать свои представления о государственно-правовой действительности (ОКв-1); способен выступать публично, аргументировано отстаивать свою позицию, обладает навыками ведения научного спора (ОКв-4).

- формировать следующие профессиональные компетенции: обладает умениями применять нормативные правовые акты (ПКу-5); может реализовывать нормы материального права в профессиональной деятельности (ПКу-5); применяет нормативные правовые акты в профессиональной деятельности (ПКв-5); реализовывает нормы материального права в профессиональной деятельности (ПКв-5); толкует различные правовое акты (ПКв-15); разъясняет и уясняет смысл и содержание различных правовых актов (ПКв-15).

Вопросы:

Общая характеристика преступления против мира и

Безопасности человечества.

Виды преступлений против мира и безопасности человечества.

преступления, посягающие на мир и мирное сосуществование

государств;

преступления против безопасности человечества.

Тезисы лекции.

1. Раздел ХП УК состоит из одной главы 34"Преступления против мира и безопасности человечества", которая впервые включена в уголовное законодательство России. Конструкция закона говорит о том, что у преступлений против мира и безопасности человечества не выделяется видовой (групповой) объект.

Необходимость включения данной главы в УК вытекает из опыта человечества, столкнувшегося с такими международными преступлениями, как, например, крупномасштабные агрессивные войны, геноцид, экоцид и т.д., которые ставили под угрозу существование наций (народов).

Особенностью преступлений против мира и безопасности человечества является то, что они одновременно посягают на интересы многих государств, что и обусловливает принятие по их поводу международных соглашений, участники которых (государства) приняли на себя обязанность предусмотреть в своем законодательстве уголовную ответственность за их совершение.

В числе международных актов важное значение имеют: Конвенция об определении агрессии 1933 г.; Определение агрессии 1974 г.; Устав Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси 1945 г.; Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1971 г.; Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г.; Декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль; Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1949 г.; Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 г.; IV Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г.; Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.; Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г.; Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 г.; Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г. и другие.

Нормы об этих преступлениях отличаются чрезвычайной бланкетностью. Отдельные статьи предполагают обращение более чем к десятку нормативных актов, большинство из которых являются документами международного права. Правила применения актов международного права в рамках национальных уголовно-правовых отношений могут быть изложены в виде двух положений: международно-правовые нормы подлежат непосредственному применению, если: 1) это предусмотрено в законодательстве РФ (например, бланкетная ссылка), 2) законодательство РФ противоречит нормам международного права либо имеет место пробел в праве. Кроме того, следует учитывать специфику юридического значения заключенных, но еще не ратифицированных международных соглашений.

Таким образом, характерным признаком рассматриваемой главы является то, что преступления, описанные в ней, носят конвенциальный характер: соответствующие уголовно-правовые запреты вытекают из международно-правовых обязательств страны. Следует отметить, что наиболее тяжкие из этих преступлений, а именно предусмотренные ст. 353, 356-358 УК РФ, влекут ответственность и наказание независимо от давности их совершения (ст. 78 УК РФ).

Конструкции составов преступлений, закрепленных в международных нормативных актах, изобилуют "гипероценочными" категориями и понятиями, предполагающими широчайшую свободу усмотрения правоприменителя: "другие бесчеловечные акты", "вмешательство во внутренние и внешние дела другого государства", "другие формы иностранного господства", "серьезные нарушения" и т.д. При их толковании используется принцип "разумной достаточности" (так, при определении агрессии употребляется словосочетание "нападение вооруженных сил одного государства на вооруженные силы другого государства" или "применение любого оружия против территории другого государства", при этом не дается даже приблизительной качественно-количественной характеристики вооруженных сил и оружия).

Родовым объектом преступлений являются мирная жизнь и безопасность человечества и входящих в него народов, основы существования и сотрудничества государств, мирное разрешение межгосударственных конфликтов

От рассматриваемой группы международных преступлений следует отграничивать преступления международного характера, также посягающие на нормальные отношения между государствами: террористический акт - ст. 205 УК; содействие террористической деятельности - ст. 205¹ УК; публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма - ст. 205² УК; пиратство - ст. 227 УК; незаконный оборот наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ - ст. 228-234 УК; загрязнение морской среды - 252 УК и т.д. Данные преступления не находятся в непосредственной причинной связи с деятельностью государства, что является основным отличительным признаком деяний, объединенных в гл. 34.

Международные преступления - это деяния такого масштаба и такой тяжести наступивших или возможных последствий, что они представляют реальную угрозу для судеб человечества в целом либо народов, других значительных групп людей, входящих в его состав: субъектами этих преступлений являются в большинстве случаев высшие представители государственной власти или лица, действующие по их указаниям либо в созданной государственной властью обстановке поощряющие конкретные преступные действия;

Преступления международного характера - это общеуголовные преступления, но охватывающие территорию двух или нескольких государств и угрожающие не только внутренней безопасности и правопорядку в них, но и нормальным межгосударственным отношениям (экономическим, туристским и т.д.). Однако при всей опасности преступлений международного характера, например, связанных с терроризмом, международным оборотом наркотиков и оружия и т.д., эти преступления обычно не достигают масштаба, при котором делается возможной угроза безопасности человечества в целом. Эти преступления обычно не инициируются и не поддерживаются государственной властью, которая ведет борьбу с ними. Имеется и формальный разграничительный признак: наличие или отсутствие квалификации соответствующих деяний как преступлений против мира и безопасности человечества в международно-правовых документах.

2. Все преступления гл. 34 УК можно сгруппировать в зависимости от направленности посягательства на: преступления, посягающие на мир и мирное сосуществование государств, преступления в области средств и методов ведения войны, преступления против лиц и учреждений, пользующихся международной защитой.

В рамках нормы, содержащейся в ст. 353 «Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны» фактически объединены два состава, объективная сторона одного из которых состоит в подготовительных действиях к агрессивной войне, а второго - в ведении этой войны. Различия в санкциях (ч. 1 предусматривает лишение свободы на срок от 7 до 15 лет, а ч. 2 - на срок от 20 до 30 лет) понятны. Они связаны с различием тяжести наступивших или возможных последствий.

Агрессивная война - речь идет не о любой войне как вооруженной борьбе между государствами для достижения определенных целей, а о применении государством вооруженной силы первым в нарушение Устава ООН (ст. 2). Имеется в виду применение вооруженной силы против суверенитета, территориальной неприкосновенности, политической независимости другого государства. Предполагается, что оценку действий государства как развязывания и ведения агрессивной войны (акта агрессии) дает Совет Безопасности ООН, если достигнуто единогласие голосованием его постоянных членов. Оборонительная война, когда государство защищается от агрессора, очевидно, не создает ситуаций, предусмотренных в ст. 353 УК РФ.

Применение вооруженной силы для подавления внутреннего мятежа, попыток незаконных вооруженных формирований установить контроль над определенной территорией, даже если это связано с провозглашением независимости, не влечет для государства, применившего в соответствии с Конституцией силу защиты своей целостности, оценки его действий как акта агрессии. Такая оценка применима только к вооруженной борьбе двух или нескольких государств.

Не охватываются понятием агрессии и действия вооруженных сил, выделяемых государствами по решению ООН или региональной международной организации для миротворческих действий.

Субъект рассматриваемых деяний, хотя это и не оговорено в тексте ст. 353 УК РФ, является специальным, поскольку перечисленные в ней действия могут осуществлять только высшие государственные должностные лица, высшие военные руководители, наделенные полномочиями принятия и осуществления соответствующих решений. В круг исполнителей или соучастников входят и разработчики агрессивных планов, командующие объединениями (соединениями), ведущими агрессивную войну. Ссылка на отданные приказы их не оправдывает, так как с точки зрения международного уголовного права эти приказы заведомо незаконны. Что же касается рядовых участников агрессивных войн, то они отвечают за совершенные в их ходе конкретные военные преступления и преступления против человечества.

Из общего понятия подготовки войны выделен состав публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (ст. 354 УК РФ). Законодатель по существу рассматривает описанное в ней преступление как элемент подготовки агрессивной войны.

Основной состав, описанный в ст. 354 УК РФ, предполагает обращение в любой форме (устной, письменной, графической и т.д.) к достаточно значительной аудитории (на митинге, собрании, в общественном месте, где находится много людей и т.д.), для того чтобы убедить ее в необходимости начать агрессивную войну для разрешения возникшего или прогнозируемого межгосударственного конфликта. Объективная сторона деяния - конкретный призыв к войне. Данное понятие носит в целом оценочный характер. При этом учитываются условия места, времени, реальность воздействия призывов и целенаправленность масштабной деятельности по навязыванию населению убеждения в необходимости агрессивной войны.

Необходимо отметить, что в ст. 355 «Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения» речь идет не об обычном стрелковом оружии, не об артиллерийских снарядах или авиабомбах, а об оружии (боеприпасах к нему), применение которого влечет массовую гибель людей или уничтожение природной среды, не ограниченное полем боя, охватывающее значительную территорию и не имеющее избирательного характера. Объективная сторона предполагает разработку, производство, накопление оружия массового поражения, начиная с создания экспериментальных образцов и кончая серийным производством и накоплением такого оружия; приобретение или сбыт в любой форме. Иными словами, речь идет о его торговле, поставках, иных формах передачи во владение, пользование и распоряжение (в том числе безвозмездно, в кредит и т.д.), как на межгосударственном, так и на внутригосударственном уровне. Существенный признак объективной стороны - запрещенность разработки, производства, накопления, приобретения или сбыта оружия массового поражения международным договором России. В настоящее время этот запрет существует в отношении химического, биологического оружия; установлен ряд договорных ограничений на оборот ядерного оружия, поражающее действие которого связано с ударным действием взрыва, проникающей радиацией и радиоактивным заражением (ядерное, термоядерное и нейтронное оружие).

Использованное законодателем понятием "война" в ст. 356 «Применение запрещенных средств и методов ведения войны» не полностью охватывает круг случаев, когда совершенные деяния подпадают под действие ст. 356 УК РФ. Не случайно в тексте статьи применяется другое понятие, носящее более широкий характер: "вооруженный конфликт". По буквальному смыслу дополнений, внесенных в 1977 г. в пакет Женевских конвенций 1949 г., понятие запрещенных средств и методов ведения войны распространяется на любые вооруженные конфликты, связанные и не связанные с объявлением войны, в том числе на вооруженные конфликты внутригосударственного характера.

Статья 356 УК РФ дает в соответствии с международно-правовыми документами открытый перечень запрещенных средств и методов ведения военных действий. Объективная сторона деяния, предусмотренного ч. 1 этой статьи, это - жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, их депортация, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение иных средств и методов, запрещенных международным договором России. Часть 2 предусматривает применение оружия массового поражения. Таким образом, рассматриваемая статья не содержит основного и квалифицированного составов, налицо два самостоятельных состава, относящихся к категории особо тяжких.

Как преступления против безопасности человечества рассматривается геноцид (ст. 357 УК РФ) и экоцид (ст. 358 УК РФ).

Их непосредственным объектом являются общественные отношения, обеспечивающие безопасные условия жизни народов, этносов, социальных или религиозных групп населения и т.д. При геноциде преступные действия непосредственно направлены на уничтожение людей или создание таких условий для их жизни, которые рано или поздно приведут к их гибели или к исчезновению данной общности. При экоциде преступные действия направлены на разрушение природной среды, но тем самым и на разрушение жизненных условий населения, проживающего на данной территории.

Геноцид и экоцид могут осуществляться как в ходе войн, иных вооруженных конфликтов, так и в мирное время. В частности, в результате захоронения радиоактивных отходов в условиях, заведомо влекущих отравление ими природной среды.

Геноцид объявлен международным преступлением против человечности Резолюцией ООН 1946 г. В настоящее время действует Конвенция о предупреждении геноцида и наказании за него (1948 г.). Понятие геноцида по объективной стороне охватывает убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, насильственное воспрепятствование деторождению, насильственное изъятие детей и передачу их в другую воспитательную среду в целях ассимиляции, если эти действия направлены на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы.

Объективная сторона экоцида состоит в массовом уничтожении растительного или животного мира, отравлении атмосферы или водных ресурсов, а также в совершении иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Речь идет о совершении не только выделенных в законе, но и любых других действий военного, производственного, научного, социально обслуживающего характера, создающих угрозу экологической катастрофы, т.е. разрушения природной среды на значительной территории и превращения условий жизни в опасные для жизни и здоровья людей, нормального существования животного и растительного мира.

Надо отметить, что в характеристике объективной стороны экоцида имеются некоторые внутренние противоречия. С одной стороны, прямо выделенные в ней действия предполагают обязательное наступление тяжких последствий, выражающихся в массовом уничтожении, массовом отравлении природы, экологической катастрофе. С другой - закон предусматривает и возможность совершения иных действий, лишь способных ее вызвать.

Некоторую специфику по сравнению с геноцидом имеет субъективная сторона экоцида. Здесь возможен как прямой умысел, ориентированный на специальную цель - возникновение экологической катастрофы (например, при террористическом акте, диверсии, а также из мести и т.д.), так и косвенный умысел. В последнем случае лицо осознает неизбежность или реальную возможность последствий, о которых говорит ст. 358 УК РФ, но относится к ним безразлично. Однако признак заведомости представляется обязательным. При неосторожных формах вины ответственность должна наступать не за преступления против человечества, а за соответствующее экологическое преступление.

Наемничество, предусмотренное ст. 359 УК относится к группе военных преступлений, так как речь идет о нарушении законов и обычаев войны (применение запрещенных средств и методов ее ведения). Даже в тех случаях, когда действия, составляющие объективную сторону наемничества, совершаются до начала боевых действий, они направлены на нарушение законов войны.

Согласно примечанию к ст. 359 УК РФ, воспроизводящему международно-правовое определение, наемником признается лицо:

а) не являющееся гражданином государства, ведущего боевые действия, или не проживающее на его территории, а также не направленное на эту территорию для выполнения официальных обязанностей;

б) реализующее цель получения материального вознаграждения за участие в боевых действиях.

Состав нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360 УК РФ)имеет широкий круг защищаемых лиц. Это дипломатические, консульские, торговые, специальные представители иностранных государств, члены их семей; представители международных (в том числе региональных) организаций, статус которых предусматривает специальную защиту их прав и законных интересов в государстве пребывания. Речь идет и о главах и членах государственных делегаций.

Следует обратить внимание на изменение конструкции ст. 360 УК, которая в ч.1 предусматривает ответственность за нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующегося международной защитой, а равно на служебные или жилые помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой. Если же это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений, оно должно квалифицироваться по части 2 рассматриваемой статьи.

Поскольку преступление носит формальный характер и является оконченным в момент нападения, причинение вреда рассматриваемым составом не охватывается. Если нападение является составной частью акта терроризма или захвата заложников, представляется необходимой квалификация по совокупности указанных деяний.

 

Литература:

1. Берко А.В., Кибальник А.Г. Применение запрещенных средств и методов ведения войны. Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2002.

2. Дагель П.С. Международное уголовное право. Владивосток, 1979.

3. Иногамова-Хегай Л.В. Международное уголовное право. СПб., 2003.

4. Карпец И.И. Преступления международного характера. М., 1979.

5. Кибальник А.Г., Соломоненко И.Г. Преступления против мира и безопасности человечества. СПб., 2004.

6. Князькина А.К., Чучаев А.И. Конвенциональные преступления в Уголовном кодексе РФ и международных актах. М., 2007.

7. Лукашук И.И., Наумов А.В. Международное уголовное право. М., 1999.

8. Трикоз Е.Н. Преступления против мира и безопасности человечества: сравнительный и международно-правовые аспекты. М., 2006.

 

 

2.39.1. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

«Преступления против мира и безопасности

Человечества»

(время: 2 часа)

Целизанятия:

- закрепить и углубить полученные в ходе лекции и самостоятельной работы теоретические знания о признаках составов преступлений против мира и безопасности человечества, выработать умения определять признаки и правильно квалифицировать преступления против мира и безопасности человечества, а также навыки толкования и применения норм уголовного права к конкретным ситуациям, изложенных в фабулах задач;

- вырабатывать общекультурные компетенции: способен формировать свои представления о государственно-правовой действительности (ОКв-1); способен выступать публично, аргументировано отстаивать свою позицию, обладает навыками ведения научного спора (ОКв-4).

- формировать следующие профессиональные компетенции: обладает умениями применять нормативные правовые акты (ПКу-5); может реализовывать нормы материального права в профессиональной деятельности (ПКу-5); применяет нормативные правовые акты в профессиональной деятельности (ПКв-5); реализовывает нормы материального права в профессиональной деятельности (ПКв-5); толкует различные правовое акты (ПКв-15); разъясняет и уясняет смысл и содержание различных правовых актов (ПКв-15).

Контрольные вопросы к теме:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 599; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.96.61 (0.028 с.)