Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция: преступления против порядка управления

Поиск

Время: 2 часа.

Форма занятия - лекция: применяемая технология – смешанная: объяснительно-иллюстративная; лекция-беседа; лекция-дискуссия; лекция-исследование.

Цели лекции:

- раскрыть вопросы касающиеся: особенностей объективных и субъективных признаков преступлений против порядка управления, а также квалифицирующих и особо квалифицирующих признаков, имеющих значение для квалификации и отграничения от сходных преступлений; разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам правовой оценки посягательств на отношения в сфере обеспечения порядка управления.

- вырабатывать общекультурные компетенции: способен формировать свои представления о государственно-правовой действительности (ОКв-1); способен выступать публично, аргументировано отстаивать свою позицию, обладает навыками ведения научного спора (ОКв-4).

- формировать следующие профессиональные компетенции: обладает умениями применять нормативные правовые акты (ПКу-5); может реализовывать нормы материального права в профессиональной деятельности (ПКу-5); применяет нормативные правовые акты в профессиональной деятельности (ПКв-5); реализовывает нормы материального права в профессиональной деятельности (ПКв-5); толкует различные правовое акты (ПКв-15); разъясняет и уясняет смысл и содержание различных правовых актов (ПКв-15).

Вопросы:

Понятие и виды преступлений против порядка управления.

Их отличие от других преступлений.

Виды преступлений против порядка управления:

преступления, посягающие на авторитет государственной

власти и неприкосновенность государственной границы;

преступления против нормальной деятельности органов

государственной власти и местного самоуправления;

преступления, посягающие на установленный порядок ведения

Официальной документации.

Тезисы лекции.

1. Преступления против порядка управления - это общественно опасные деяния, посягающие на правильную деятельность государственного аппарата и органов местного самоуправления и сопряженные с совершением насильственных действий над должностными лицами или представителями органов управления, препятствием их деятельности, неповиновением законам или иными действиями, которые могут нарушить нормальную работу государственных органов, причинить вред их авторитету, нарушить права и интересы граждан. Нормы, предусматривающие ответственность за преступления против порядка управления, включены в гл. 32 УК РФ.

Видовой объект преступления - отношения, регулирующие порядок государственного и муниципального (местного) управления.

Непосредственный объект преступления - отношения конкретного вида (области) преступления, на которое посягает преступление.

Дополнительный непосредственный объект преступления может включать жизнь, здоровье, честь, достоинство личности.

В ряде составов преступлений против порядка управления указан в качестве обязательного признака предмет преступления, например пограничный знак (ст. 323 УК РФ), или потерпевший, например сотрудник правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ).

Объективную сторону преступлений против порядка управления составляют в своем большинстве составы, сформулированные как формальные. В ряде составов в качестве обязательного признака указано место преступления - Государственная граница Российской Федерации.

Субъект преступления - физическое, вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста (общий субъект), либо в ряде случаев специальный субъект - лицо, подлежащее призыву на военную или альтернативную службу.

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной (прямой или косвенной). Мотив и цель в ряде случаев обязательны (ст. 317, 320 УК РФ).

2. Среди преступлений против порядка управления обоснованно поставлено на первое место самое опасное посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или его близких (ст. 317 УК).

Для применения ст. 317 УК нужно установить, что убийство или покушение на убийство было совершено в целях воспрепятствование сотруднику правоохранительного органа, военнослужащему выполнить обязанность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за эту деятельность.

Необходимо также установить является ли деятельность, которой стремятся воспрепятствовать или за которую мстят, выполнением обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, поскольку одно и то же лицо может выполнять разные служебные обязанности, подпадающие под охрану разными статьями УК (см. п."б" ч.2 ст. 105, 295, 317).

В литературе утверждается, что посягательство на жизнь (ст. 317 УК) может быть совершено лишь с прямым умыслом (Комментарий к Уголовному кодексу РФ/Под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. М. 1996. С. 723). Полагаем, такое утверждение неверным. На прямой умысел указывают обязательные признаки состава - мотив преступления - месть за деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности и цель преступления - воспрепятствование законной деятельности сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего.

Состав применения насилия в отношении представителя власти (ст.318) является двухобъектным: первым объектом выступают общественные отношения, обеспечивающие законную деятельность представителя власти; вторым - здоровье представителя власти. Данное обстоятельство следует иметь в виду при квалификации рассматриваемого деяния и его отграничении от насилия как преступления против личности. Потерпевшие - представитель власти, понятие о котором дано в примечании к рассматриваемой статье, и его близкие.

Некоторые вопросы квалификации насилия в отношении представителя власти отражены в постановлении ПВС РФ от 15.11.2007 N 45 "О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений", а оскорбления представителя власти (ст. 319 УК) - постановлении ПВС РФ от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц".

При изучении состава разглашения сведений о мерах безопасности применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст. 320 УК) следует обратиться к Федеральному закону "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных или контролирующих органов" от 22 марта 1995 г. (в ред. от 08.12.2011).

Преступление - дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ст. 321 УК) - по существу является преступлением против правосудия. Хотя оно одновременно посягает и на порядок управления, но фактически является способом (формой) противодействия исполнению приговора, которым назначено лишение свободы или иного решения суда, либо решения правоохранительных органов о задержании подозреваемого в совершении преступления или применении к нему меры пресечения в виде содержания под стражей. При изучении этого состава нужно обратиться к УИК РФ, Федеральному закону от 15.07.95 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (в ред. от 03.12.2011), Закону РФ от 21.07.93 N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (в ред. от 01.04.2012). К учреждениям, обеспечивающим изоляцию от общества, относятся учреждения, в которых:а) исполняются наказания, связанные с лишением свободы, - арестные дома, исправительные и воспитательные колонии, тюрьмы, лечебно-исправительные учреждения, следственные изоляторы (ст. 68 и 74 УИК РФ); б) исполняется мера процессуального принуждения, т.е. содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, - следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности.

Круг потерпевших осужденных ограничен следующими видами наказания: арест, лишение свободы на определенный срок либо пожизненно. В отношении этих лиц должен быть вступивший в законную силу обвинительный приговор (ч. 1 ст. 320 УК). Лица, осужденные к другим видам наказания (например, к исправительным работам), не могут признаваться таковыми.

Изучение составов - незаконное пересечение Государственной границы РФ (ст. 322 УК) и противоправное изменение Государственной границы РФ (ст. 323 УК) требует обращения к Закону "О Государственной границе РФ" от 1 апреля 1993 г. (в ред. от 25.06.2012), Федеральному закону от 15.08.96 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (в ред. от 28.07.2012) и Постановлению Правительства РФ от 29.12.2007 N 963 "О порядке установления режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации". Обращения к указанным нормативным актам требует ст. 322.1. «Организация незаконной миграции» (введена Федеральным законом от 28.12.2004 N 187-ФЗ). Для уяснения данного состава следует внимательно изучить также Федеральные законы от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в ред. от 28.07.2012), и от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (в ред. от 28.07.2012).

Объективная сторона данного деяния характеризуется альтернативно указанными деяниями: а) организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства; б) организация их незаконного пребывания в Российской Федерации; в) организация их незаконного проезда через территорию РФ. Следует иметь в виду, что иностранный гражданин и лицо без гражданства считаются находящимися в России законно, если у них имеются действительные вид на жительство, разрешение на временное проживание, виза или иные предусмотренные законом или международным договором РФ документы, подтверждающие их право на пребывание (проживание) в стране.

Изучая состав уклонения от прохождения от военной службы (гражданской или альтернативной ст. 328 УК), нужно учесть положения ст. 59 Конституции РФ, что защита отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ, и одновременно устанавливающей, что гражданин РФ в случае, если по его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Для более полного уяснения признаков состава преступления нужно обратиться к Федеральным законам от 28.03.98 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (в ред. от 08.12.2011), от 25.07.2002 N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" (в ред. от 30.11.2011), а также к постановления ПВС РФ от 03.04.2008 N 3 "О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы" (в ред. от 23.12.2010) и от 14.02.2000 N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" (в ред. от 06.02.2007).

Статья предусматривает ответственность за два близких по сути, но самостоятельных преступления: уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы (ч. 1) и уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освобожденных от военной службы (ч. 2). Альтернативная гражданская служба – особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемый гражданами взамен военной службы по призыву. Субъект преступления – специальный, т.е. лицо мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, подлежащее призыву на военную службу (по ч. 1 ст. 328 УК) и которому по его заявлению военная служба была заменена альтернативной гражданской службой (по ч. 2 ст. 328 УК).

Необходимо обратить внимание на особенности составов преступлений, предусмотренных статьями 324 - 327¹ УК. Преступления посягают на:

- законодательно регламентированный порядок обращения официальных документов и государственных наград (ст. 324 УК), предмет преступления - 1) официальные документы, предоставляющие права или освобождающие от обязанностей; 2) государственные награды Российской Федерации, РСФСР и СССР ();

- установленный порядок ведения официальной документации (ст. 325 УК), предмет преступления - официальные документы, штампы и печати (ч. 1); паспорт и другой важный личный документ (ч. 2); марки акцизного сбора, специальные марки и знаки соответствия, защищенные от подделок (ч. 3);

- установленный порядок государственного учета и регистрации транспортных средств, их идентификации (ст. 326 УК), предмет преступления - 1) идентификационный номер; 2) номера кузова, шасси, двигателя; 3) государственный регистрационный знак;

- законное обращение документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (ст. 327 УК), предмет преступления - удостоверение или иной официальный документ, предоставляющий права или освобождающий от обязанностей, государственные награды Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампы, печати, бланки;

- установленный порядок изготовления, сбыта и использования марок акцизного сбора, специальных марок и знаков соответствия (ст. 327¹ УК), предмет преступления - марки акцизного сбора, специальные марки или знаки соответствия, защищенные от подделок.

На нормальную деятельность сферы управления посягает самоуправство -преступление, предусмотренное ст. 330 УК. Объективная сторона данного деяния характеризуется тем, что: 1) самовольно, вопреки установленному законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществляется какое-либо право; 2) правомерность такого действия оспаривается организацией или гражданином; 3) действие причинило существенный вред законным интересам граждан или организаций. Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков исключает состав самоуправства. Существенный вред в данном случае - понятие оценочное. Вопрос о признании вреда таковым зависит от конкретных обстоятельств дела. Примерами самоуправных действий могут быть незаконное вселение без ордера в сдаваемую квартиру, офис и т.п.

Федеральным законом от 20 июля 2012 г. N 121-ФЗ глава 32 УК дополнена статьей 330.1 «Злостное уклонение от исполнения обязанностей, определенных законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента», вступающей в силу по истечении ста двадцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона. Статья предусматривает уголовную ответственность за злостное уклонение от исполнения обязанностей по представлению документов, необходимых для включения в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Закон вступает в силу по истечении ста двадцати дней после дня его официального опубликования. Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 23 июля 2012 г. N 166, в Собрании законодательства Российской Федерации от 23 июля 2012 г. N 30 ст. 4172.

 

Литература:

1. Бытко Ю.И. Преступления против управления. Саратов, 1999.

2. Букалерова Л.А. Уголовно-правовая охрана официального информационного оборота. М., 2006.

3. Государственная граница, организованная преступность, закон и безопасность России / Под общ. ред. проф. А.И.Долговой. М., 2005.

4. Кизилов А.Ю. Уголовно-правовая охрана управленческой деятельности представителей власти. Ульяновск, 2002.

5. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации /Отв. ред. В.М. Лебедев. - М.: Юрайт-Издат, 2012.

6. Морозов В.И., Скутин С.Л., Сумачев А.В. Уголовно-правовая характеристика преступлений против порядка управления. Тюмень, 1999.

7. Пикуров Н.И., Букалерова Л.А. Уголовно-правовая охрана государственного и муниципального управления: Учеб. пособие. М.: Моск. городск. ун-т управления Правительства Москвы, 2006.

8. Понятовская Т.Г., Чучаев А.И. Преступления против порядка управления. Ижевск, 2007.

9. Ткаченко В.С., Ревин В.П. Уголовно-правовые средства охраны сотрудников правоохранительных органов: Учеб. пособие. М.: Академия управления МВД России, 2003.

10. Уголовное право России. Особенная часть: Учебник / Под ред. Ф.Р. Сундурова, М.В. Талан. М.: Статут, 2012. – 943 с.

11. Яковлева С.А. Насильственные преступления против представителя власти. М., 2005.

 

2.37.1. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

«Преступления против порядка управления»

(время 2 часа)

Цели занятия:

- закрепить и углубить полученные в ходе лекции и самостоятельной работы теоретические знания о признаках составов преступлений против порядка управления, выработать умения определять признаки и правильно квалифицировать преступления против порядка управления, а также навыки толкования и применения норм уголовного права к конкретным ситуациям, изложенных в фабулах задач;

- вырабатывать общекультурные компетенции: способен формировать свои представления о государственно-правовой действительности (ОКв-1); способен выступать публично, аргументировано отстаивать свою позицию, обладает навыками ведения научного спора (ОКв-4).

- формировать следующие профессиональные компетенции: обладает умениями применять нормативные правовые акты (ПКу-5); может реализовывать нормы материального права в профессиональной деятельности (ПКу-5); применяет нормативные правовые акты в профессиональной деятельности (ПКв-5); реализовывает нормы материального права в профессиональной деятельности (ПКв-5); толкует различные правовое акты (ПКв-15); разъясняет и уясняет смысл и содержание различных правовых актов (ПКв-15).

Контрольные вопросы к теме:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 833; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.90.236 (0.008 с.)