Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нравственные ценности — это сугубо личностные ценности

Поиск

 

Первым главным признаком нравственных ценностей является то, что они с необходимостью предполагают личность. Безличный объект не может быть носителем нравственных ценностей. Другими словами, мы не можем приписать безличному объекту нравственность или безнравственность. Ни одно материальное тело, растение, животное не может быть нравственно хорошим или плохим. Нелепо называть камень справедливым, дерево правдивым, а животное целомудренным. Эти эпитеты могут употребляться по отношению к ним либо в переносном смысле, либо в поэтическом контексте.

Ни один безличный объект, строго говоря, не может быть нравственно хорошим54. Нравственно хорошими или плохими могут быть только реальные личности, их действия или установки. Эстетические ценности — такие, как красота — могут быть реально свойственны горному ландшафту, дереву или животному, но в особенности — произведениям искусства. Поэтому в качестве первой важнейшей черты нравственных ценностей мы констатируем, что они по своей сути являются ценностями личности55.

Под «личностью» мы подразумеваем отнюдь не только человека. Кто станет отрицать, что, когда мы говорим: ангелы святы, мы представляем их себе чистыми, добрыми существами, полными благоговения и любви? И не является ли Люцифер, олицетворение всего нравственно дурного и злого, падшим ангелом, а не человеком?

Мы еще вернемся к этому решающему моменту в конце настоящей главы. Здесь будет достаточно подчеркнуть: хотя характерной чертой нравственных ценностей (таких, как справедливость, нравственная чистота, великодушие, любовь) является то, что они с необходимостью предполагают личность, мы тем не менее совершенно не имеем в виду, что это обязательно должна быть человеческая личность. Само собой разумеется, при исследовании нравственных ценностей мы должны начать с людей, единственных известных нам из опыта личностей. И все же нравственные ценности не следует связывать лишь с человеком — хотя естественный опыт открывает нравственные ценности лишь в человеке — как и ограничивать сущность личности лишь человеческой природой. Мы не можем считать «личностность» чем-то специфически и существенно человеческим, а наоборот, должны рассматривать человеческую личность только как отражение абсолютной личности Бога. Тем самым мы признаем и существенную личностность ангелов.

Но, констатировав, что нравственные ценности с необходимостью подразумевают личность, мы еще недостаточно определили их сущность. Существуют различные типы ценностей, которые связаны исключительно с личностью, например интеллектуальные. Если мы превозносим чей-нибудь необыкновенный ум, например ум великого философа — скажем, Платона или Аристотеля — или восхищаемся грандиозным талантом гения, такого, как Бетховен или Микеланджело, то мы, без сомнения, имеем в виду то, что является подлинно ценным, — тот вид ценностей, который может быть свойствен только личностям. Ни одно материальное тело, ни растение, ни животное, не могут реализовать в себе интеллектуальные ценности в подлинном смысле. Глубина и богатство великого интеллекта, блестящие духовные дарования, величие и мощь художественного гения, остроумие выдающегося писателя — все это, несомненно, личностные ценности. И все же они образуют группу ценностей, четко отличающуюся от специфически нравственных ценностей. Таким образом, охарактеризовав последние как существенно личностные ценности, мы тем самым еще недостаточно описали их характер. Нравственные ценности имеют уникальный характер, отличающий их от всех остальных ценностей и дающий им неоспоримое превосходство.

Ответственность

 

Первым бросающимся в глаза признаком, отличающим их от всех остальных ценностей, является то, что человек несет за них ответственность. Мы порицаем человека за то, что он жаден, нравственно нечистоплотен или несправедлив, но не вменяем ему в вину то, что он, например, бездарен или не полон жизни. Если кому-то при всем желании не удается достичь задуманного из-за недостатка необходимого для этого интеллекта, то мы не считаем его ответственным за неудачу. Если же кто-то действует из дурных побуждений, то он отвечает за свои действия. Вина и заслуга имеют место только в сфере нравственных ценностей. Нравственное недостойное всегда включает в себя вину; нравственно положительная ценность — заслугу.

Эта связь с ответственностью является фундаментальной чертой нравственных ценностей, отличающей их от всех остальных ценностей. Мы видим, что свобода воли есть важная предпосылка нравственных ценностей. Ответственность с необходимостью предполагает свободу.

 

Вопросы

1. Можно ли отождесятлять трансвенные ценнсти и чувство удовольствия?

2. В чем состоит своеобразие нравственных ценностей?

3. Как различается нравственно достойное и недостойное?

 


Дитрих фон Гильдебранд.Этика

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. I. ЦЕННОСТЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ

Глава пятнадцатая. СУЩНОСТЬ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Нравственные ценности основываются на свободе

 

Отсюда явствует, что все нравственные ценности предполагают свободу личности. Личность способна быть носительницей нравственных ценностей только потому, что она свободна. Только благодаря свободному выбору человек может быть нравственно хорошим или плохим. Никакая другая личностная ценность — например, интеллект, музыкальная одаренность, остроумие, блестящее красноречие, могучая витальность — не основывается на свободе. Человек не может сам приобрести эти достоинства. Они не являются результатом свободного выбора, а носят дарственный характер. Они не основаны непосредственно на свободе и не связаны со свободным выбором личности.

Итак, благодаря тому, что нравственные ценности основаны на свободе и тем самым имеет место личная ответственность за них, они четко отделены от всех остальных ценностей. Злоупотребляя свободой воли, человек становится виновным; правильное использование свободы ставится ему в заслугу.

В тесной связи с этим фактором находится свойственная всем нравственным ценностям совершенно новая серьезность, отличающая их от остальных личностных достоинств. Когда речь идет о нравственных ценностях, то ярко проявляется одно, несравнимое ни с чем качество. Если мы, например, думаем о Макбете и его страшном грехе, который он взял на душу своими деяниями, то мы сразу же понимаем, что имеем дело с чем-то исключительно серьезным, с таким глубоким содержанием, которое свойственно только нравственной сфере. Все поразительные дарования и таланты кажутся чем-то поверхностным и незначительным по сравнению с фактом его моральной вины.

Совесть

 

Этот уникальный характер нравственных ценностей становится еще очевидней, когда мы исследуем их второй отличительный признак: осознание нравственной несостоятельности затрагивает нашу совесть. Когда мы понимаем, что совершили нечто дурное в нравственном смысле, в нашей душе звучит беспокойный голос, который мы называем «совестью». Этот неумолимый голос, обращенный к нам, нарушает наше душевное равновесие и обременяет нас несравнимым ни с чем грузом. Конечно, нас может огорчать и наша интеллектуальная несостоятельность; мы можем чувствовать собственную физическую неполноценность. Но такие депрессивные состояния имеют совершенно другой характер по сравнению со страшной дисгармонией, которую вызывает неспокойная совесть. Эта дисгармония, которую не могут заглушить никакие удовольствия и рассеять никакие развлечения, которая омрачает наше существование, возникая в самых глубинах души, которую мы тщетно пытаемся изгнать и которую в конце концов прячем за другими вещами, коренится только в сфере нравственного. В этом втором отличительном признаке — связи нравственных ценностей с совестью — мы опять сталкиваемся с их необыкновенной значительностью, их торжественной серьезностью, которая выделяет их из всех остальных ценностей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.209.178 (0.006 с.)