Золотое правило нравственности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Золотое правило нравственности



Вы узнаете

Почему появилось золотое правило нравственности.

Как формулируется золотое правило нравственности.

Как действует золотое правило нравственности.

Основные понятия

Золотое правило нравственности. Положительная формулировка золотого правила нравственности. Отрицательная формулировка правила нравственности.

Каждому из нас трудно решать, что делать в каждой конкретной ситуации. Человечество всегда искало и ищет способы правильного выбора и обоснования поступка. Одним из таких способов и является золотое правило нравственности. Его стали так называть в ХУ1 веке, почти 500 лет назад. Как способ управления человеческим поведением способ управления человеческим поведением это правило сложилось, на самом деле, гораздо раньше. Оно встречается во множестве формулировок. Например, оно есть в учениях древнекитайского философа Конфуция, древнегреческого философа и математика Фалеса, в индуизме, в исламе, у римского философа Сенеки, у других. Золотое правило нравственности было известно во всём мире. Христос??

Золотое правило нравственности формулируется в двух вариантах.

В положительной трактовке: «Всё, что ты хочешь, чтобы тебе сделали люди, ты должен также сделать им!»

В отрицательной трактовке: «Того, чего ты не хочешь, чтобы сделали тебе, не делай никому другому!».

С помощью этого правила делается попытка описать справедливый образ действия, основанный на добром отношении к другому человеку.

Золотое правило, разумеется, является самым общим принципом для обоснования морали. С его помощью человечество попыталось выработать универсальный способ выбора поступка. В этом огромная положительная роль этого правила в развитии нравственности. Но, несмотря на кажущееся совершенство сформулированного правила – это только первые шаги в становлении нравственной культуры. Правило сложилось в древнем обществе. Оно заставляло человека предвидеть последствия своих поступков. Это правило не даёт решения вопроса о том, что в отдельном случае добро и зло. Человек должен решить это на основе собственной интуиции, исходя из принятых в обществе правил нравственности.

Золотое правило требует в каждом отдельном случае двухэтапного применения, а именно: оценку перспектив, последствий поступка в мыслях и чувствах. Поступок, который хочется или нужно совершить следует перепроверить относительно того, на кого направлено действие. Человек, совершающий поступок должен, таким образом, мысленно попробовать: встать на сторону того, на кого направлено действие, подумать, каково ему будет, и при этом прочувствовать, те обстоятельства, связанные с этим поступком, в которые попадет тот человек.

Дальше важно ответить на вопрос: «Хотел бы я, чтобы со мной поступили также?». Если на вопрос нельзя ответить «да», то поступок нельзя совершать. Важен вопрос о применении золотого правила нравственности. Например, ученик, который наказан учителем за неправильное поведение, мог бы с помощью золотого правила возразить ему, ведь сам учитель не хотел бы быть наказанным и поэтому наказание не может состояться. Но учитель мог бы возразить ученику: хочет ли тот иметь учителя, который не заботится о своих учениках. Таким образом: «То, что ты не хочешь, чтобы сделали тебе, не делай никому другому».

Современная нравственность предлагает каждому из нас гораздо более эффективные способы решения нравственных дилемм. Современная нравственность предлагает каждому из нас гораздо более эффективные способы решения нравственных дилемм.

 

Вопросы и задания

Расскажите, как вы понимаете золотое правило нравственности.

Вместе с родителями попытайтесь оценить поступки героев сказки или другого произведения с точки зрения золотого правила нравственности.

Важные понятия

Золотое правило нравственности – способ правильного выбора поступка на основе доброго отношения к другому человеку.

Этапы применения золотого правила нравственности - встать на сторону того, на кого направлено действие; ответить на вопрос: «Хотел бы я, чтобы со мной поступили также?». Если на вопрос нельзя ответить «да», то поступок нельзя совершать.

Урок 21

Стыд, вина и извинение

Вы узнаете

Что такое стыд.

Чувство вины противоположность стыду.

Когда принято извиняться.

Основные понятия

Стыд. «Ложный стыд». Вина. Раскаяние.

Стыд – это тяжелое, подавленное душевное состояние человека, реакция на осуждение. Повод для такого осуждения - нарушения нравственных норм и моральных идеалов. Именно чувство стыда позволяет человеку остро чувствовать свою связь с другими людьми. Это чувство ориентирует каждого из нас на существующие в обществе нравственные нормы. Стыд – это переживание, возникающее в результате проверки и оценки нашего поведения. Причем, оценки отрицательной, оценки которую дают нам окружающие???).

Отношение к стыду в разных культурах разнообразно. Стыд может быть формой общественного воздействия на человека. Его вызывают осмеянием, насмешками. Стыд может дополнять другие наказания, в том числе телесные.

Существует множество причин для переживания чувства стыда. Это не только несоответствие высоким моральным ориентирам, но и неожиданное открытие несовершенства и низости собственных помыслов. Стыд может мучить, если человек неспособен проявить качества, необходимые в конкретной ситуации: решительность, честность, выдержку.

Существует понятие «ложный стыд»??? 4 класс Оно связано с ошибочными представлениями о нравственном совершенстве. Таким образом, стыд – это переживание за свой образ в глазах других людей, позор, бесславие.

Вина это переживание человека по поводу несоответствия нормам, невыполнения долга перед самим собой. Вина это противоположность стыда. Стыд – ответственность за проступок перед другими, вина – ответственность перед собой. Стыд и вина формируют совесть человека. Если эти чувства не развиты – человек бессовестный. Чувство вины очень тяжелое переживание. Оно серьезно влияет на психику человека, подчас не дает ему жить. Преодоление чувства вины приходит с раскаянием.

Раскаяние это сожаление о происшедшем. Это принятие нравственного решения о не повторении своих ошибок, изменении своего поведения.

Чтобы восстановить чувство собственного достоинства, снять с себя вину, принято извиняться. Это не просто. Принято говорить: «Прости, я не хотел тебя обидеть». «Я не думал (а), что это обидит тебя», «Мне очень жаль, что так случилось. Уверяю - это никогда не повторится». Просьба о прощении вовсе не знак слабости, унижения. Наоборот – это признак способности восстановить добрые отношения. В истории человечества были ошибки, и даже преступления огромного масштаба. Белое население Австралии попросило прощения у местных жителей, с которыми обращались жестоко. Папа Римский просил прощения у народов мира??? за несправедливые действия церковного суда???. Современная Германия принесла извинения еврейскому народу за жестокости немецкого фашизма.

Преодолению чувства вины служит прощение. Прощение должно происходить по доброй воле обиженных и пострадавших. Умение прощать виновных – знак великодушия.

Вопросы и задания

Какие слова с просьбой о прощении можно еще придумать?

Как сказать человеку, что он нас обидел?

Как вы думаете, надо ли объяснять обидчику, как он должен исправить свою вину?

Важные понятия

Стыд – это тяжелое, подавленное душевное состояние человека, реакция на осуждение. Повод для такого осуждения - нарушения нравственных норм и моральных идеалов.

Вина – это переживание человека по поводу несоответствия нормам, невыполнения долга перед самим собой.

Раскаяние – это сожаление о происшедшем, принятие нравственного решения о неповторении своих ошибок, изменении своего поведения.

Урок 22

Честь и достоинство

Вы узнаете

Что честь и достоинство – важные характеристики человека.

Знания о чести и достоинстве нужны, когда нужно выбрать поступок.

Основные понятия

Честь. Достоинство. Кодекс чести.

Честь и достоинство – важные нравственные характеристики человека. Они позволяют ответить на вопросы: «Насколько я ценен?», «Каково моё положение среди людей?», «Каким меня воспринимают окружающие?». Слова «честь» и «достоинство» помогают описать нравственную ценность человека.

Много лет назад, достоинство, (ценность людей) измерялось, в первую очередь, их принадлежностью к семьям, слоям общества, профессиональным группам. Самыми достойными выглядели богатые: они могли больше учиться; жертвовать деньги на храмы; не работая, жить свободно и в достатке. Они казались обществу особенно ценными, достойными. Другие - вынуждены были бороться за признание своего достоинства.

Значимость человека может изменяться: подниматься или падать. В наше время??? человечество осознало, что каждый из нас - ценность. Достоинство стало правом каждого человека на нравственное уважение. Это означает, что независимо от возраста, пола, национальности, богатства и всего прочего человек достоин уважения за то, что он морален???: живет по-человечески, отличает добро от зла, не совершает злых поступков, способен быть справедливым.

Люди изменяют мир, благоустраивают для своей жизни планету, пытаются сохранить природу. Человечеству есть, за что себя уважать, ведь сделано немало. От меры участия в этом грандиозном труде, от его результатов зависит нравственное достоинство всего человечества и каждого из нас.??? а если я не экскаваторщик и природу не меняю?

В достоинстве выражено представление о равенстве людей. Отдельные люди, большие и малочисленные нации, государства, осознают свою значимость. Чувство собственного достоинства призвано исключить насилие в межнациональных и межгосударственных отношениях. Мы многонациональная страна. Не одну книгу можно написать о нравственном достоинстве наших народов. Задача каждого из нас – не умалять достоинство друг друга и не терять собственного.

Достоинство – основа для формирования очень важных человеческих качеств. Ярко выраженное чувство собственного достоинства порождает уверенность в себе, осознание собственной ценности. Чем выше оценивают люди свое достоинство и достоинство других, тем более вежливы и сдержаны они в общении друг с другом. Это позволяет избежать взаимных обид, вражды и мести. Здесь важен этикет.??? эткет как панацея

Знания о чести и достоинстве необходимы в моменты жизни, когда надо выбрать поступок. Существуют надежные образцы успешного, достойного нравственного поведения. За ними - благородный дух европейской традиции и российской культуры. Честь - это способность следовать таким образцам. Набор образцов называется «кодекс чести». Был, например, рыцарский. Образец мужской чести в смелости, защите слабых, помощи девочкам и женщинам, верности слову, честности. Женская честь предполагает умение заботиться о людях, верность, добросовестность, нравственную надежность. В честь достойных людей устраиваются праздники.

Вопросы и задания

1) Как ты понимаешь слова «описать нравственную ценность человека»?

2) Какие известные литературные герои или сказочные персонажи соответствуют понятиям «честь» и «достоинство»? Обоснуй свой ответ.

Важные понятия

Честь и достоинство – важные нравственные характеристики человека. Они позволяют ответить на вопросы: «Насколько я ценен?», «Каково моё положение среди людей?», «Каким меня воспринимают окружающие?».

Кодекс чести – набор образцов успешного, достойного нравственного поведения.

Урок 23

Совесть

Вы узнаете

Что такое совесть

Чем отличаются понятия «стыд» и «совесть».

Совесть имеет три компонента.

Основные понятия

Совесть. Стыд. Размышления. Чувства, Воля.

Каждый из нас живет среди людей и должен уметь сам регулировать свое поведение. В этом нам помогает совесть. Совесть – это переживание одобрения или осуждения собственного поступка, даже если он только задуман.

В Древней Греции 2400 лет назад философ Демокрит был первым, кто попытался понять, что такое совесть. Это было так давно, что еще даже не было слова «совесть» вот именно. Демокрит писал, что это переживание связано со стыдом, но отличается от него. Стыд - тяжелое переживание позора перед другими людьми за своё поведение. А вот совесть - это «стыд перед самим собой». Она мучает человека независимо от того, знают ли окружающие о его поступке. Это переживание может возникать одновременно с проступком и после, при воспоминании о нём. По мнению Демокрита, надо стыдиться не только дурных поступков, но даже речей и мыслей о них.

Многие, даже великие философы, считали, что человек рождается совестливым. Современная светская этика учит, что совесть развивается и воспитывается в реальных земных условиях жизни людей. Слово «совесть», образовано из слов: со - совместное и весть - знание. Это доказывает, что совесть у человека возникает только тогда, когда он знает что добро, что зло. Кроме того, надо знать, что под добрым и злым понимают другие. Этому человек и учится.

В совести выделяются три компонента: размышления, чувства и воля.

Совесть заставляет человека размышлять о своих поступках. Она напоминает об обязанностях, долге, ответственности, заставляет ориентироваться на поступки других людей. Совесть игнорирует хитрые оправдания, многословные доказательства собственной невиновности. Она, молча и неотступно, заставляет нас говорить себе правду. Это наш внутренний судья.

Голосу совести сопутствуют два главных чувства. Удовлетворение - спокойная, чистая совесть – награда за нравственные усилия. Это осознание человеком того, что он в общих чертах справляется со своими моральными обязанностями, что за ним нет существенных нарушений долга и крупных отступлений от нравственных ориентиров. Это чувство дает нам уравновешенность и спокойствие. А бывает и неудовлетворение собой. Это раскаяние, мука, сожаление о содеянном, желание исправить ошибку и не совершать подобного в будущем. Здесь совесть соединяется с чувством вины и стыда и становится одним из самых сильных чувств.

Третий компонент совести воля - это усилие к совершенству, способность человека преодолевать препятствия, совершать задуманное, добиваться поставленной цели. Она принуждает нас размышлять над совершенными поступками, оценивать и переоценивать их. Это тяжело, не всегда приятно.

Совесть всё же – очень личная оценка. Она может обманывать нас: напрасно хвалить и чрезмерно ругать. Будем бдительны и справедливы к себе и другим.

Вопросы и задания

Приходилось ли тебе испытывать муки совести? Опиши, с чем было связано это состояние.

Как ты думаешь, совестливым человек рождается или это качество воспитывается.

Важные понятия

Совесть – это переживание одобрения или осуждения собственного поступка, даже если он только задуман. Совесть - это, по словам Демокрита, «стыд перед самим собой».

Стыд - тяжелое переживание позора перед другими людьми за своё поведение.

Обсудим вместе

1. Как вы думаете, что будет с человеком, если его совесть всегда молчит?

2. Что будет с человеком, если совесть постоянно и сильно мучает его?

3. Всегда ли суждение совести безусловно верно?

4. Может ли совесть заблуждаться?

Урок 24



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1892; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.041 с.)