Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типология государства: формационный и цивилизационный подход

Поиск

В настоящее время выделяют два основных подхода к типологии государств: формационный и цивилизационный. В основе формационного подхода (основоположники: Маркс, Энгельс, Ленин) лежат свойства общественно-экономических формаций, отражающие своеобразие влияния на сущностную природу государства экономического базиса и надстройки. Для определения типологической принадлежности конкретного государства необходимо ответить на три вопроса:

1. Какому типу производственных отношений соответствует данное государство (какая форма собственности в нем преобладает)?

2. Инструментом политической власти какого класса оно является?

3. Каково социальное назначение данного государства?

Ответы на эти вопросы позволяют выделить рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы государства.

Таким образом, согласно формационному подходу тип государства — это система сущностных признаков государств определенной общественно-экономической формации, выражающихся в общности их экономической основы, сущности и социального назначения. Формационный подход не лишен некоторых погрешностей, которые выражаются в игнорировании цикличности, возможной возвратности развития государств, умалении значимости духовно-культурной жизни общества, в механистической, прямолинейной трактовке государственного прогресса, при котором социалистическое государство рассматривается как высшее и исторически последнее.

Сторонники цивилизационного подхода (основоположники: Сорокин, Тойнби, Вебер) считают его основой духовно-культурную жизнь общества, которая выражается в совокупности духовных ценностей, обеспечивающих гармоничную жизнедеятельность человека. Ценность цивилизации обусловливается взаимодействием техники, социальной организации, религии и философии.

В рамках цивилизационного подхода существуют самые различные принципы типологии цивилизаций (хронологический, производственный, генетический, пространственный, религиозный и т.д.). Тем самым данный подход объясняет и иллюстрирует все многообразие общественного развития. В соответствии с этим (довольно неопределенным критерием) выделяется более двух десятков цивилизаций (египетская, китайская, западная, православная, дальневосточная, арабская и т.д.). Однако цивилизационный подход дает возможность систематизировать не столько государства, сколько разные общественные системы. Он отличается нечеткостью и незавершенностью разработки.

Правовое государство

Правовое государство — это демократическое государство, в котором политическая власть ограничена правом, выражающим волю всего общества, где создаются все условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

1. Признание человека основной социальной ценностью современности. Относительно свободное и безопасное положение личности в форме прав, свобод и обязанностей законодательно закрепляется в юридических актах и становится основой для проявления ее творческих способностей, а также для регулирующей деятельности государственных органов.

2. Господство права, которое означает связанность, ограниченность деятельности государства правовыми предписаниями, основанными на сбалансированной воле общества; действия государственных органов и должностных лиц должны осуществляться в соответствии с принципом «дозволено только то, что прямо разрешено законом».

3. Взаимная ответственность государства и личности.

4. Разделение власти в государстве на законодательную, исполнительную и судебную, их взаимное ограничение с помощью законодательно закрепленной системы сдержек и противовесов.

5. Соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права и другие.

13 Разделение властей как принцип организации и деятельности правового государства.

В Конституции, Основном Законе государства, закрепляется базовый принцип организации власти. В Российской Федерации им является принцип разделения властей. Он был выработан в процессе развития демократических государств, всей мировой практикой.

Суть его содержится в том, что:

1) демократический политический режим может установиться в определенном государстве лишь при условии соблюдения разделения функций власти между независимыми государственными органами;

2) выделяют три основные функции государственной власти: законодательную, исполнительную, судебную;

3) каждая из данных функций должна осуществляться самостоятельно соответствующими органами государственной власти, так как соединение законодательных, исполнительных и судебных функций в работе одного государственного органа непременно приводит к ее чрезмерному сосредоточению, что создает возможность установления в стране диктаторского политического режима;

4) каждый государственный орган в процессе реализации одной из трех функций государственной власти взаимодействует с государственными органами других ветвей власти. Это взаимодействие проявляется в ограничении ими друг друга. Данная схема взаимоотношений получила название системы сдержек и противовесов. Она является единственно возможной для организации государственной власти в современном демократическом государстве.

В частности, на федеральном уровне организации государственной власти в Российской Федерации система сдержек и противовесов в соответствии с Конституцией имеет следующую структуру.

1) Президент РФ выступает по конституции РФ главой государства, и поэтому непосредственно к какой либо одной из трех основных ветвей власти не относится, так как имеет определенные полномочия как законодательной, исполнительной, судебной власти.

2) Органы представительной законодательной власти РФ:

А) федеральное собрание РФ- высший орган законодательной власти РФ, является постоянно действующим и состоит из двух палат: совет федерации и государственная дума. Принимает законы и другие НПА РФ.

Б) высшие органы законодательной власти субъектов РФ – Саратовская областная дума. Принимает законы субъекта РФ

В) иные органы законодательной власти субъектов РФ: Саратовская городская дума, энгельское муниципальное собрание депутатов….не могут принимать законы субъектов РФ, но могут принимать различные НПА для своего уровня территориального устройства.

3) Органы исполнительной власти РФ: А) высший орган исполнительной власти РФ – правительство; Б) общефедеральные министерства; в) общефедеральные агентства.
Г) общефедеральные службы. Д) иные общефедеральные органы РФ (комитеты, комиссии, ведомства, администрации президента РФ высших органов судебной власти …)
е) Соответствующие общефедеральным органы исполнительной власти субъектов РФ. Система органов исполнительной власти на местах (администрации)

4) Судебная власть. Судебная система состоит из трех разновидностей судебных органов а) конституционный суд рф, б)верховных суд РФ и соёответствующие ему суды общей юрисдикции, в) высший арбитражный суд РФ и нижестоящие арбитражные суды.

5) Прокуратура РФ – независимый орган правовой охраны осуществляющий разносторонний надзор за соблюдение конституции исполнения законов и другие функции.

6) Вооруженные силы, другие войска, воинские формирования и органы.

14. Понятие формы государства.

Форма государственного устройства выражается в политико- территориальном (национально-государственном и административно- территориальном) устройстве государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между составляющими его территориальными частями, между центральными и местными органами государственной власти.

Таким образом, форма государства определяет:

  1. порядок формирования органов государственной власти;
  2. структуру государственных органов;
  3. особенность территориальной самостоятельности населения;
  4. характер взаимоотношений органов государственной власти друг с другом;
  5. специфику отношений государственных органов и населения;
  6. приемы, способы, методы осуществления политической власти.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.194 (0.011 с.)