Предмет и метод теории государства и права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и метод теории государства и права



ПРЕДМЕТ и МЕТОД ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

НАУКА – теоретическое отражение действительности: система обобщенных представлений об объективном мире, явлениях природы, общества, закономерностях их возникновения и развития.

Функция науки – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний. Каждая наука имеет свой объект и предмет исследования.

ПОНЯТИЕ ОБЪЕКТА – шире охватываются явления внешнего мира, на которое распространяется познание и практическое воздействие людей.

ПРЕДМЕТ НАУКИ – часть, сторона тот или иной конкретный аспект объекта;

Это круг основных наиболее существенных вопросов, которые она изучает.

У каждой науки свой предмет изучения.

В самом общем виде все науки подразделяются:- на естественно – математические;- на технические;- на гуманитарные.

ТГП относится к гуманитарным наукам.

Объектом ее изучения как и объектами юриспруденции являются:Государство Право Государственно – правовые явления социальной жизни.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПРЕДМЕТА ТГП

1. Общие специфические закономерности

1) Возникновении, развитие и функционирование государства и права как единых и целостных

систем.

2) Единство и соответствие типа государства и права, перехода основного типа государства и

права к другому.

1) Сочет. типа и формы государства и права.

2) Формирование и функционирование государственного механизма и системы права.

3) Правотворческая и правоприменительная деятельность государства.

4) Соотношение нормы права и правоотношения.

5) Развитие демократии законностей и правопорядка.

2. Основные коренные вопросы: сущность, типы, формы, функции. Структура, механизм действий государства и права, правовая система.

3. ТГП единая наука. Г и П связаны в реальной жизни. Их взаимосвязь проявляется в том, что:

А) они возникают одновременно в силу одних и тех же причин;

Б) в процессе своего исторического развития тип государства и права совпадают, соответствуя

определенной социально-экономической формации.

В) Г и П органически связаны и тесно взаимодействуют в процессе своего функционирования.

4. Общая теория.

ПГ – особая юридическая теория. Без теории нет науки.Свою теорию имеет каждая юридическая наука.

ТГП, изучая общие вопросы, вырабатывает основные теоретические понятия или категории юриспруденции.

Понятия – научные абстракции, которые в обобщенной форме отражают систему общих и специальных признаков, позволяющих ограничивать данное явление от иных пограничных родственных явлений социальной жизни. Понятии – система признаков.

Категория – наиболее общее понятие (например, государство, право, закон, преступление, вина и т.д.)

Особенность понятий, вырабатываемых ТГП, состоит в том. Что они имеют категориальный характер. В этих понятиях создается ответ на вопросы:

А) что представляет собой то или иное государство – правовое явление;

Б) каковы его существенные признаки;

Определения – краткое раскрытие сути того или иного понятия путем перечисления его характерных свойств.

ВЫВОД: предмет ТГП составляют:

1). Общие специфические закономерности;

2). Основные коренные вопросы;

3). Основные государственно – правовые понятия и категории общие и обязательные для всей

юридической науки

2.ПОНЯТИЕ предмета отвечает на вопрос – что изучает данная наука, а понятие метода – как она это делает.

МЕТОД ТГП включает способы, приемы и средства изучения.

Методы подразделяется на общие и частное (общее и частно-научное).

Общие методы – методы, распространяемые на множество наук и все разделы и стороны данной науки. К ним относится:

1). Исторический материализм;

2). Исторический и логический методы;

3). Индукция и дедукция;

Частные методы – методы. Используемые для итучения отдельных наук или некоторых разделов и сторон данной науки.

К ним относится: 1) функциональный;

2) статистический;

3) метод моделирования;

4) метод конкретно – социологических исследований;

5) сравнительный и д.т.

ОБЩИЕ И ЧАСТНЫЕ МЕТОДЫ ПРИМЕНЯЮТСЯ КОМПЛЕКСНО

Общие методы.

1. И.М. – представляет собой рапространение диалектического материализма на исследование явлений общественной жизни. Согласно данного метода:

- во-первых, все государственно-правовые явления распространяются во взаимной связи

между собой и общественной жизнью (все взаимосвязано);

- во-вторых, они находятся в динамики, развитии на основе действия законов:

а) перехода от постепенных количественных изменений коренным качественным

преобразованиям;

б) борьбы противоречий между старым и новым;

в) отрицание отрицанием;

Отправные моменты, в которых проявляется специфика исторического материализма и изучению ТПГ:

1) соотношение общества, государства и права.

Общество -совокупность всех форм совместной деятельности людей, всех

разновидностей общественных отношений. Оно включает базис и надстройку.

Базис (экономика) – совокупностьпроизводительных сил и производственных отношений.

Надстройка представляет собой:

А) политические, правовые, религиозные, эстетические взгляды общества;

Б) и соответствующий им институты и учреждения;

В) и отношения.

Надстройка будучи порождена базисом оказывает активное обратное воздействие на

экономику:

Общество вообще может существовать лишь в сознании людей в качестве научной

Абстракции. В реальной жизни бывает конкретное общество.

2) Государство и право как важнейшие части надстройки над экономическим

базисом сообщества.

Изучение ГиП в таком качестве позволяет раскрыть их возникновение, развитие,

функционирование, определить типовую принадлежность, выяснить структуру и социальное

назначение.

3) Общечеловеческая и классовая в сущности государства и права.

2. И-Л.М – они совпадают по конечной цели исследования, а различаются между собой исходными материалами и непосредственными задачами исследования.

- исторический метод характеризуется историко – эмперическими формами изложения материала.

- логический метод характеризуется абстрактно-теоретическими формами изложения материала.

2. А. и С. Анализ – процесс мысленного или фактического разложения целого на части.

Синтез – процесс воссоединения целого из частей.

И.и Д. Индукция – движение мысли от частного к общему;

Дедукция – движение мысли от общего к частному.

ЧАСТНЫЕ МЕТОДЫ

1. Системный – совокупность методологических подходов, приемов, принципов изучения и конструирования государства, права, многих государственно-правовых явлений как систем.

Данный метод исходит из того, что:

а)система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов;

б) она образует единство со средой;

в) как правило, любая система представляет собой элемент системы более высокого порядка;

г) элементы системы обычно выступают как системы более низкого порядка;

2. Функциональный – используется для выделения государственно-правовых явлений

структурных элементов. С точки зрения их социального назначения, роли функциональной

связи между ними.

Статистический - основывается на коллективных способах получения данных. Данный метод включает следующие стадии:

А) статистическое наблюдение;

Б) свободная обработка статистических данных и их анализ;

5. Метод моделирования – изучение государственно-правовых явлений, процессов и

институтов на их моделях, т.е. путем мыслительного воспроизведения исследуемого объекта. М. К-С.И. – осуществление на основе вышеперечисленных частных методов.

Суть метода состоит в анализе, переработке и отборе необходимой достоверной информации о важнейших сторонах юридической практики, развитие и функционирование государственно-правовых институтов в целях проведения теоретических обобщений и принятия практических решений.

Сравнительный метод, при котором происходит сопоставление различных государственных и правовых систем, отдельных институтов и категорий в целях выявления черт сходства и

различия.

Система юридических наук

1) ТГП (1 место) как общетеоретическая отрасль юридической науки.

2) Историко – правовые науки (история ГиП России, история ГиП зарубежных стран, история

учений о ГиП).

3) Специальные отраслевые юридические науки (ведущее место – конституционное право РФ, гражданское право, административное право, уголовное право и т.д.)

4) Юридические науки тесно связанные со специальными отраслевыми юридическими науками (правоохранительные органы, криминология).

5) Технико-прикладные юридические науки, которые используют данные других наук (судебная медицина, судебная психиатрия, судебная психология).

6) Международное право (международное публичное право, международное частное право).

ВЫВОД: все перечисленные юридические науки, за исключением ТГП, в качестве предмета исследования рассматривают лишь отдельные стороны правления и развитие ГиП, более или менее ограниченные сферы их функционирования в их отдельные части. Именно поэтому они называются частными или структурными юридическими науками.

С одной стороны, ТГП - общая исходная теоретическая основа для существования и развития друг. Юридических наук. Выполняет по отношению к ним методологическую роль, занимает ведущее место в системе юриспруденции.

С другой стороны, ТГП способна успешно развиваться лишь опираясь на конкретный материал друг. Юридических наук.

Правовое государство

Правовое государство — это демократическое государство, в котором политическая власть ограничена правом, выражающим волю всего общества, где создаются все условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

1. Признание человека основной социальной ценностью современности. Относительно свободное и безопасное положение личности в форме прав, свобод и обязанностей законодательно закрепляется в юридических актах и становится основой для проявления ее творческих способностей, а также для регулирующей деятельности государственных органов.

2. Господство права, которое означает связанность, ограниченность деятельности государства правовыми предписаниями, основанными на сбалансированной воле общества; действия государственных органов и должностных лиц должны осуществляться в соответствии с принципом «дозволено только то, что прямо разрешено законом».

3. Взаимная ответственность государства и личности.

4. Разделение власти в государстве на законодательную, исполнительную и судебную, их взаимное ограничение с помощью законодательно закрепленной системы сдержек и противовесов.

5. Соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права и другие.

13 Разделение властей как принцип организации и деятельности правового государства.

В Конституции, Основном Законе государства, закрепляется базовый принцип организации власти. В Российской Федерации им является принцип разделения властей. Он был выработан в процессе развития демократических государств, всей мировой практикой.

Суть его содержится в том, что:

1) демократический политический режим может установиться в определенном государстве лишь при условии соблюдения разделения функций власти между независимыми государственными органами;

2) выделяют три основные функции государственной власти: законодательную, исполнительную, судебную;

3) каждая из данных функций должна осуществляться самостоятельно соответствующими органами государственной власти, так как соединение законодательных, исполнительных и судебных функций в работе одного государственного органа непременно приводит к ее чрезмерному сосредоточению, что создает возможность установления в стране диктаторского политического режима;

4) каждый государственный орган в процессе реализации одной из трех функций государственной власти взаимодействует с государственными органами других ветвей власти. Это взаимодействие проявляется в ограничении ими друг друга. Данная схема взаимоотношений получила название системы сдержек и противовесов. Она является единственно возможной для организации государственной власти в современном демократическом государстве.

В частности, на федеральном уровне организации государственной власти в Российской Федерации система сдержек и противовесов в соответствии с Конституцией имеет следующую структуру.

1) Президент РФ выступает по конституции РФ главой государства, и поэтому непосредственно к какой либо одной из трех основных ветвей власти не относится, так как имеет определенные полномочия как законодательной, исполнительной, судебной власти.

2) Органы представительной законодательной власти РФ:

А) федеральное собрание РФ- высший орган законодательной власти РФ, является постоянно действующим и состоит из двух палат: совет федерации и государственная дума. Принимает законы и другие НПА РФ.

Б) высшие органы законодательной власти субъектов РФ – Саратовская областная дума. Принимает законы субъекта РФ

В) иные органы законодательной власти субъектов РФ: Саратовская городская дума, энгельское муниципальное собрание депутатов….не могут принимать законы субъектов РФ, но могут принимать различные НПА для своего уровня территориального устройства.

3) Органы исполнительной власти РФ: А) высший орган исполнительной власти РФ – правительство; Б) общефедеральные министерства; в) общефедеральные агентства.
Г) общефедеральные службы. Д) иные общефедеральные органы РФ (комитеты, комиссии, ведомства, администрации президента РФ высших органов судебной власти …)
е) Соответствующие общефедеральным органы исполнительной власти субъектов РФ. Система органов исполнительной власти на местах (администрации)

4) Судебная власть. Судебная система состоит из трех разновидностей судебных органов а) конституционный суд рф, б)верховных суд РФ и соёответствующие ему суды общей юрисдикции, в) высший арбитражный суд РФ и нижестоящие арбитражные суды.

5) Прокуратура РФ – независимый орган правовой охраны осуществляющий разносторонний надзор за соблюдение конституции исполнения законов и другие функции.

6) Вооруженные силы, другие войска, воинские формирования и органы.

14. Понятие формы государства.

Форма государственного устройства выражается в политико- территориальном (национально-государственном и административно- территориальном) устройстве государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между составляющими его территориальными частями, между центральными и местными органами государственной власти.

Таким образом, форма государства определяет:

  1. порядок формирования органов государственной власти;
  2. структуру государственных органов;
  3. особенность территориальной самостоятельности населения;
  4. характер взаимоотношений органов государственной власти друг с другом;
  5. специфику отношений государственных органов и населения;
  6. приемы, способы, методы осуществления политической власти.

 

Политический режим

Политический (государственно-правовой) режим — это совокупность средств и способов осуществления государственной власти.

Виды режимов: а) антидемократические б) демократические

Признаки антидемократического политического режима: а) народ фактически отстраняется от формирования органов государственной власти. Б) полнота власти сосредоточена в руках ограниченного круга правящей элиты не учитывающей интересов населения. В) устраняются оппозиционные силы. Г) деятельность государства основывается на использование военной силы. Д) личность решена гарантии безопасности.

Разновидностями антидемократического политического режима являются:

А) деспотический - характеризуется произволом жесткостью при приходе к власти деспота законными средствами, безграничная жесткость чаще всего распространяется на ближайшее окружение.

Б) тиранический характеризуется произволом, жесткостью которые распространяются на все население и приход к власти осуществляется при помощи захвата.

В) тоталитарный – характеризуется существованием одной господствующей идеологии. Присутствует сращивание партии с государственным аппаратом. Наличие централизма в управлении, бюрократизация исполнительной власти. Характерным признаком выступает наличие тоталитарной идеи (фашистская, националистическая. Религиозная форма)

Признаки демократического политического режима: А) народ выступает как источник власти, формирует органы власти, участвует в управлении обществом. Б) действует принцип разделения властей при расширении местного самоуправления в) наличие идеологического и политического плюрализма. Г) устанавливается политический авторитет права над государства д) уважается личность, соблюдаются ее права. Проводится гибкая социальная политика.

Понятие и сущность права

Сущность права в концентрированной форме отражает главные, устойчивые свойства этого явления, позволяет установить его природу, качественную определенность и востребованность в общественной жизни

Понятие права многогранно, многозначно. С точки зрения философского подхода право означает возможности дозволения, разрешенность действий. Изначально речь идет о праве, а не обязанности не бремени, не ответственности. Юристы рассматривают право как юридический инструмент, средство, категорию. Именно в юридическом аспекте право состоит из юридических норм. Право как совокупность закрепляется в законах указах постановлениях и других юридический формах.

Понятие права - это система общеобязательных формально определенных юридических норм, выражающих волю общества, конкретные интересы различных классов, социальных групп, слоев, устанавлеимых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Под сущностью права понимается главная определяющая устойчивая закономерная в рассматриваемом понятии. Сущность выражает глубинные свойства права, его качественную определенность и социальное назначение. Рассматривая сущность права необходимо учитывать две ее стороны: формальную и содержательную.

Право — один из регуляторов общественных отношений. Воздействуя на волю и сознание людей, оно самым авторитетным образом склоняет их к определенному поведению. Но право не единственный социальный регулятор. В систему нормативного регулирования общественных отношений входят следующие виды норм:

— обычаи (в форме традиций, ритуалов, обрядов и т.д.);

— религиозные нормы;

— нормы общественных объединений (корпоративные нормы);

— нормы морали.

 

Право является таким социальным регулятором, который может включать любые из перечисленных норм. Поэтому есть некие общие черты, свойственные всем социальным нормам, и есть нечто такое, что выделяет право из системы социальной регуляции.

 

К общим свойствам социальных норм относится то, что все они:

— являются своего рода образцами, стандартами, масштабом поведения;

— служат ориентиром в выборе того поведения, которое в данное время при данных обстоятельствах одобряется обществом или определенной его частью;

— выполняют организующую роль в поведении людей;

— служат инструментом социального контроля.

 

Другим признаком правовых норм, в отличие от всех иных, является то, что они действуют по жизни, обязательно признаются в качестве регулятора общественных отношений через какие-то официальные акты. Это не декларации, не какие-нибудь лозунги, не заявления о намерениях.

Следующий признак состоит в формальной определенности правовых норм, в том, что они содержат указание на границы поведения их адресатов, на меру их прав и обязанностей.

 

Право нормативно по сути своей (не только потому, что может быть выражено в общих правилах поведения), поскольку регулирует типичные, повторяющиеся отношения и не ограничивается одноразовым решением конкретного вопроса. Нормативность — содержательный признак права. Правовые нормы в своем применении рассчитаны на относительно неопределенный круг лиц и относительно неопределенный круг случаев.

Правовые нормы являются официальным мерилом, масштабом свободы и справедливости.

 

Отличительное свойство права и правовых норм — их системность. В идеале это внутренне согласованная и непротиворечивая система норм, специально упорядочиваемая в ходе работ по систематизации права.

 

Наконец, один из главных и более всего бросающихся в глаза признаков правовых норм — обеспеченность их со стороны государства организационными мерами, а также в конечном счете мерами психического и физического принуждения. Неисполнение правовых требований влечет юридическую ответственность.

 

Право утверждает свободу людей. При этом ценностное качество состоит в способности правовых норм задавать параметры этой свободы для самых разных жизненных ситуаций.

 

Право является одним из самых цивилизованных средств социального контроля за поведением людей в обществе.

Утверждением принципов справедливости право формирует гуманистические ценности.

Противоречия.

1) право более консервативно, оно часто отстает от реально действительного права, а мораль быстрее адаптируется к изменениям общественной жизни.

2)Некоторые поступки правом оцениваются как возможное поведение, а по морали такое поведение невозможно (смертная казнь, отказ от ребенка…)

3) критерии оценки могут кардинально отличаться. По праву что-либо возможно, по морали невозможно (дележ наследства)

 

Понятие правовой нормы.

 

Нормы права - это исходящее от государства и охраняемое общеобязательное формально определенное предписание, выраженное в виде правила поведения или исходного установления и являющееся государственным регулятором, общественных отношений.

Признаки правовой нормы:

1) Общеобязательный характер. Проявляется в ее без личностной форме при обязательном ее отношении для всех субъектов право с точки зрения ее правомерной реализации.

2) Формальная определенность. Нормы права формально относятся ко всем без исключения субъектам права и четко определена в конкретной статье нормативного акта

3) Взаимосвязь с государством через установление мер государственного воздействия в виде принуждения, наказания, стимулирования

4) Микро системность. Правовая норма выступает в виде специфической микросистеме, состоящей из взаимосвязанных и взаимно упорядоченных элементов: гипотезы, диспозиции, санкции.

5) Представительно – обязывающий характер. По общему правилу заключается в том, что норма права предоставляет права и налагает обязанности. Характеризует возможное и должное поведение людей.

 

Правотворчество

Правотворчество – особая форма государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанная на познании объективных, социальных потребностей и интересов общества.

Принципы правотворчества

1. Демократизм проявляется в демократической процедуре разработки и принятия нормативно-правовых актов; в широком привлечении граждан к правотворческой деятельности с тем, чтобы принятые акты выражали их сбалансированную волю. К сожалению, эта деятельность в последние годы значительно снизилась. Уменьшилось и количество нормативных актов, выносимых на обсуждение народа.

2. Научность. При разработке и издании нормативного акта должна изучаться сложившаяся социально-экономическая ситуация, потребности общества, опыт других стран и научные доктрины. Должны просчитываться последствия принятия акта, его место в системе права в целом, а также противодействующие факторы и общественные возможности (кадровые, финансовые, организационные и др.), обеспечивающие достижение поставленной цели. Принятый акт должен быть безупречен как по форме, так и по содержанию.

3. Законность (основанный на праве режим гос-ного руководства обществом, состоящий в строгом. Неуклонном и единообразным соблюдением юридических предписаний всеми государственными органами, частными предприятиями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами). Действия правотворческих органов должны основываться на законах, то есть осуществляться в границах полномочий при соблюдении формы и процедуры принятия нормативных актов. Кроме того, содержание принятого акта не должно противоречить действующим актам более высокой юридической силы.

4. Национальное равноправие. При формировании правотворческого органа, а также при подготовке и издании нормативного акта должна предоставляться реальная возможность всем заинтересованным нациям и народностям на равных началах участвовать в этих процессах.

5. Системность. Принятый нормативный акт должен вписываться в смысловую и юридическую иерархию юридических актов. Не должен допускать дублирования, коллизий и временного рассогласования с другими актами.

6. Четкая дифференциация правотворческих полномочий. Нарушение этого принципа приводит к дублированию управленческой деятельности, коллизиям правовых актов, грозит нестабильностью, безответственностью и ростом правового нигилизма.

Виды правотворчества:

1. Непосредственное правотворчество народа, выражающееся в проведении общегосударственного или местного референдума.

2. Государственное правотворчество. Оно состоит из правотворчества: высших представительных и исполнительных органов (на уровне государства в целом);

- региональных представительных и исполнительных органов (на уровне субъекта Федерации);

- локальных органов (на уровне государственных предприятий и учреждений), а также косвенного правотворчества судебных органов.

3. Санкционированное правотворчество негосударственных организаций, объединений и движений, которое иногда отождествляется с делегированным правотворчеством.

Оно выражается в правотворчестве:

- органов местного самоуправления;

- профессиональных и политических организаций (профсоюзы, и т.д.);

- коммерческих и иных негосударственных производственных организаций и товариществ.

Кроме основных следует выделять и производные, комплексные виды правотворчества, выражающиеся:

- в санкционировании государством религиозного акта или местного обычая;

- в совместном правотворчестве государственных органов и негосударственных организаций и движений, разновидностью которого является договорное правотворчество.

НПА понятия и классификация

В государстве действует большое количество разнообразных правовых актов

Вся система правовых актов в РФ подразделяется на:

1) НПА (законы, указы)

2) Акты применения права (решения суда, приговоры суда)

3) Акты толкования права (постановления пленума верховного суда)

4) Акты действия (правомерные поступки и правонарушения)

НПА – официальный правовой акт, документ принятый полномочным на то органом, содержащий нормы права, т.е. предписания общего характера и постоянного действия рассчитанный на многократное применение. НПА в настоящее время основная форма права в РФ и большинстве стран Европы.

Признаки НПА:

1) Государственно-властный характер. Он издается государственным органом или с санкции государства общественными организациями

2) Принимается и реализуется в особом процессуальном порядке

3) Имеет четко определенную форму и реквизиты. Является официальным актом, документом

4) Содержит нормы права, т.е. общеобязательные правила поведения обращенные к широкому кругу лиц

5) Образует наряду с другими НПА иерархическую систему.

Классификация НПА:

1) По юридической силе (по вертикали, по иерархии, по значимости): а)законы (принятый в особом порядке акт правотворчества законодательных органов, обладающий высшей юр.силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений) б)подзаконные (нормативно-правовой акт компетентного органа, изданный на основе и во исполнение закона) НПА

2) По особенности правового положения субъекта правотворчества: а) нормативные акты б) иных

3) В зависимости от сферы действия а)общефедеральные …в)НПА органов г)локальные нп

4) В зависимости от срока действия а) неопределенно длительного срока действия б)временные

Признаки законов

1) Принимаются исключительно высшими органами законодательной власти, и субъектов РФ или непосредственно правотворчеством народа на референдуме: а)высший орган законодательной власти РФ – федеральное собрание, б) высшие органы законодательной власти субъектов РФ в) всенародным голосованием, т.е. референдумом

2) Порядок его подготовки и издания определяется конституцией РФ и регламентами палат федерального собрания РФ. В регламенте парламенте детально расписаны процедуры работы палат с проектами законов включая обсуждение и принятие

3) В идеальном понимании закон должен выражать волю и интересы народа

4) Обладает высшей юридической силой по отношению ко всем другим НПА государства, которое означает что подзаконные акты должны соответствовать закону то есть должны приниматься на основе и во исполнение закона и не могут ему противоречит

Действие НПА по кругу лиц

На территории РФ НПА по общему правилу действуют в отношении всех субъектов всех отраслей права. также существуют специальные НПА распространяющие свое действие на определенные категории граждан, должностных лиц, например в отношении студентов, пенсионеров, военнослужащих, работников крайнего севера.

Действие уголовного.В отношении круга лиц имеет особенности

Граждане РФ и лица без гражданства постоянно проживающие на ее территории в случае совершения преступления за рубежом подлежат уголовной ответственности в соответствии с действующим УК РФ при наличии двух условий:

Деяние признается преступлением в государстве на территории которого оно совершено и при этом лицо не было привлечено уголовно привлечено на территории иностранного государства.

 

Публичное и частное право

С давних времен существует деление права на публичное и частное. Публичное право регулирует отношения, в которых хотя бы одной из сторон является государство. Отношения между гражданами и, в частности, производственная и потребительская сферы, имущественные отношения требуют частноправового регулирования. В качестве критерия разграничения частного и публичного права уместно указать на разницу в методах правового регулирования. Для публичного права характерен метод централизации (субординации, властеподчинения), а для частного — метод децентрализации (координации, автономии, равноправия). Требования публичного права императивны, не допускают отступлений, каких-либо договоренностей участников правоотношений.

Виды правовых институтов

Правовые институты делятся по отраслям права:

1) на гражданские;

2) уголовные;

3) административные;

4) финансовые и т. д.

Особенности:

a) Распространяется в основном на обязывающие нормы.

b) Наличие в большинстве случаев активных действий.

c) Императивный и властный характер, т.к. в соответствии с законодательством за не исполнение могут выступать санкции.

d) Право-исполнительные действия как либо фиксируются, документально оформляются.(уплата налогов, служба в армии)

Использование – по своему усмотрению и желанию субъективных прав их удовлетворение законных интересов.

Особенности:

a) Добровольность использование субъективных прав и удовлетворение законных интересов.

b) Реализуется через управомачивающие нормы (купля/продажа, прием/увольнение с работы, вступление в брак).

c) Разрешенность действий обязательно указывается в НПА.

d) Использование Права может происходить при содействии, участии помощи специальных органов, учреждений, организаций.(получение паспорта, удостоверение завещания, поступления в вуз).

Применение – форма реализации права которая связана с властными действиями государственных органов и должностных лиц. Это государственная или юриздикционная деятельность по претворению правовых предписаний в жизнь. Применение права означает, применение власти его осуществляют только специальные субъекты, без наличия властных полномочий у индивидуального или коллективного субъекта права, он не может применить право, поэтому применение права выступает особой формой его реализации.

Особенности применения права:

1) Это властная императивная форма реализации права.

2) Осуществляется компетентными органами (государственными, муниципальными) и должностными лицами.

3) Носит процессуально-прцедерный характер, то есть состоит из определенных стадий (установление фактической и юридической основой дела) принятие решения.

4) Имеет конкретные юридические основания возникновения.

5) Целью правоприменения является вынесения правоприминительного акта.

6) является разовым и индивидуально определенным действием в отношении конкретных субъектов.

7) Служит для урегулирования конкретных ситуаций.

Применение права возникает при следующих обстоятельствах:

1) Когда совершается правонарушение и требуется я санкция для привлечения к ответственности (3совершено преступление и необходимо вынести приговор суда в отношении виновного лица.

2) Когда отсутствует добровольное исполнение обязательств (нет возврата дола, не уплачиваются налоги).

3) Когда у субъекта возникают препятствия в реализации своего права (судебные решения о взыскании алиментов).

4) Когда имеется спор о праве (например стороны не могут уладить конфликт и ждут решения суда о разделе имущества.

5) Когда юридически значимые действия должны пройти дополнительный контроль специальных органах и учреждений с целью проверки их достоверностей. (по купле/продажи недвижимости, заверении копий)

6) Когда права не могут возникнуть только из действий самих субъектов (получении пенсии)

7) Когда по закону нужно установить часто через суд наличие факта события.

Таким образом проявлением права служит разрешению конкретного дела и оформление этого процесса происходит с соответствующим актом.

Юридическая практика

 

Юридическая практика является одним из основных видов социально‑исторической практики, поэтому ей свойственны черты, присущие любой практике.

Юридическая практика имеет субъектов и участников, действия которых, а также использование ими установленных методов и средств, способы оформления разработанных решений и фиксирование накопленного ранее опыта упорядочены и урегулированы нормами права и другими юридическими предписаниями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.72.233 (0.16 с.)