Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типология государства: формационный и цивилизационный подходыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Формационный подход к типологии государства разработан марксизмом в рамках исторического материализма. В основе типологии лежит социально-экономическая формация, обусловленная определенным уровнем развития производительных сил и типом производственных отношений. Тип государства определяется экономическим строем классового общества, соответствующей ему классовой структурой, эксплуататорской или неэксплуататорской природой классовых отношений и его классовой сущностью. Различаются:
Цивилизационный подход разработан английским историком А. Дж. Тойнби (основной труд: «Постижение истории»). Праву собственности на средства производства принципиального значения не придается. Цивилизация характеризуется общностью множества факторов: культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и др. Человек изучается как творческая личность, а не как классово обезличенный индивид. Прогресс Тойнби видел в духовном развитии человечества, эволюции от примитивных верований через универсальные религии к единой религии будущего. Движущая сила развития – «творческая элита», увлекающая за собой «инертное большинство». Происходит постоянный круговорот сменяющих друг друга локальных цивилизаций, каждая из которых проходит стадии возникновения, роста, надлома и разложения. Необходимость в типологии. Обращаясь к признакам государства, надо выделять те из них, которые отличают его от первобытного общества. Это публичная власть, деление населения на территории; налоги и сборы. А также признаки, отличающие государство от других организаций - суверенитет, издание общеобязательных правил поведения, причастность к государству всего населения, государственный язык. История современной цивилизации включает в себя несколько этапов: Древний мир длился примерно три тысячи лет; средние века длились около тысячи лет; Новое время - продолжалось около трехсот лет; Новейшая история - продолжается чуть более 100 лет. На протяжении всего времени накоплен огромный опыт по организации социальной жизни на различных этапах исторического развития на всех континентах.Многие государства, изменяя свою форму и содержание, существуют на протяжении нескольких тысячелетий. Например, история китайского государства насчитывает более пяти тысяч лет. В то же время некоторые некогда могущественные народы, наводившие ужас на другие государства, наоборот, так и не преобразовались в собственные государства. Например, монголо-татарское иго так и не стало государством. На протяжении всей истории развития человечества многие государства, оставив яркий след, по тем или иным причинам растворились в истории. К таким государствам следует отнести Спарту, Афинское государство, государство Ацтеков, Хазарское царство и др.Попробуем проследить историческую судьбу одного из таких государств. Пришедшие во II в. нашей эры с Алтая потомки хазар караимы с проживающими по соседству племенами на диких землях от низовьев Волги до Крыма создали обширное Хазарское царство, столицей которого был находившийся на территории Крыма город Джуфт-Кале. В последующем не выдержав конкуренции со стороны природы (острейший дефицит воды) и соседних государств (в первую очередь России) оно распалось. Последний караим покинул свою столицу Джуфт-Кале в 1878 г. (иссякла вода). Население по большей части ассимилировалось в другие нации. В настоящее время во всем мире насчитывается около трех тысяч караимов. В 1917 г. в России их было более 13 тыс. Сейчас в Москве их проживает около трехсот человек. Они носят ветхозаветные имена и стараются сохраниться как обособленная нация со своей культурой и своими традициями. Караимы тюркского происхождения. Они не воспринимали Талмуд, но признавали Ветхий Завет с его десятью заповедями. По караимской вере Иисус Христос и Магомет в равной степени признаются пророками Бога. Для исполнения религиозных обрядов они могут молиться как в православном, так и в мусульманском храме. В караимизме нет ритуала отпущения грехов. Каждый должен молиться сам за себя. Высшим критерием во всем считается совесть человека. Исповедующие караимизм не обязаны принимать на веру все религиозные постулаты. Они имеют право выдвигать свои аргументы "за" или "против" вызывающих сомнение религиозных положений.Таким образом, типология по отношению к существовавшим ранее и нынешним государствам необходима для того, чтобы не растерять бесценный опыт организации государственной или общественной жизни. Осознание и использование предшествующего опыта позволит не только избежать ошибок, но и ускорить эффективность общественного прогресса. Современные подходы к типологии государства. Государство - явление исключительно разностороннее, многогранное, обладающее самыми разнообразными чертами и признаками. Это определяет возможность создавать различные системы классификации. Одним из вариантов такой классификации является типология государства, основанная на наиболее важных, сущностных его признаках. В настоящее время существует два подхода к типологии государства) Типология государства- это научная классификация государств по определённым типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присущие данному государству их общие закономерности возникновения, развития и функционирования. Содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование формационный подход (в основу определенного типа государства кладется общественно-экономическая формация); цивилизационный подход (ступень общественного развития и материальной культуры, характерная для той или иной общественно-политической цивилизации). Формационный подход: В основе формационного подхода лежит понятие «общественно-экономическая формация» (почему подход и назван «формационным»), которая призвана характеризовать тип общества в единстве его базиса (типа производственных отношений, экономической структуры общества) Исторический тип государства — это государство определённой общественно-экономической формации. Характеризуется рядом общих признаков: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства. Формационный подход выделяет следующие типы обществ: Первобытно-общинное общество— отсутствуют классы в связи с отсутствием частной собственности на средства производства; Рабовладельческое государство — появляются эксплуататоры, рабовладельцы, и эксплуатируемые, рабы. Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры; Феодальное государство — в роли эксплуататора выступает феодал, обладающий собственностью на землю, а эксплуатируемым слоем являются зависимые крестьяне; Буржуазное государство — эксплуататорским классом является буржуазия, а эксплуатируемым — пролетариат; Последней пятой стадией развития Маркс считал коммунистическое общество — строй, при котором будет создано общество социальной справедливости, в котором неравенство будет уничтожено путём обобществления собственности. Формационный подход к типологии государств до последнего времени был единственным в нашей научной и учебной литературе. Однако, он не в состоянии был объяснить, почему разные народы, начав много тысяч лет назад свое развитие с одной и той же стартовой линии - первобытно-общинного строя, в дальнейшем оказались на разных стадиях и пошли разными путями в государствообразовании. Рабовладельческий тип государства — исторически первая государственно-классовая организация общества. По своей сущности рабовладельческое государство — это организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой общественно-экономической формации. Важнейшая функция этих государств — защита собственности рабовладельцев на средства производства, в том числе на рабов. Феодальный тип государства — результат гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации. Феодальному типу государства соответствует определенный тип производственных отношений. Такое государство, согласно марксистской теории, есть орудие классового господства крепостников-помещиков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства. Государство обеспечивает право господствующего класса на землю, на владение крепостными и присвоение значительной части их труда. Этим же задачам служит и правовая система феодального государства. Капиталистический (буржуазный) тип государства приходит на смену феодальной государственности. Данный тип государства функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров. Марксизм доказывал, что на всех этапах своего развития буржуазное государство представляет собой орудие классового господства буржуазии над эксплуатируемым пролетариатом и другими трудящимися. Экономическому, политическому и идеологическому господству класса буржуазии соответствует и буржуазный тип права, выражающий классовую волю буржуазии, охраняющий капиталистическую систему общественных отношений. Первые капиталистические государства возникли в Европе и Северной Америке 200 - 300 лет назад, а после Великой французской революции буржуазная система быстро завоевала мир. Переходное государство: Переходное государство не вписывается в рамки формационной типологии. Оно представляет собой государственность, возникающую в результате национально-освободительной борьбы зависимых народов и опирающуюся на разнотипные производственные отношения. В дальнейшем, по мере преобладания господствующей формы собственности, подобные государства должны примкнуть к определенному историческому типу государства, капиталистическому или социалистическому. Многоукладность экономики при преобладании примитивных форм собственности (родоплеменной, полуфеодальной, смешанной, капиталистической с элементами общественной собственности) — экономическая основа данных государств. Концепцию переходного государства разработал В. И. Ленин. В контексте закономерного развития классовой борьбы он сделал вывод о возможности перехода отдельных стран к социализму, минуя капиталистическую стадию. Эти страны, опираясь на поддержку мирового социализма, могут осуществить переход к социализму, “перешагнув” традиционные этапы общественного развития. “С помощью пролетариата передовых стран, — писал Ленин, — отсталые страны могут перейти к советскому строю и через определенные ступени развития — к коммунизму, минуя капиталистическую стадию развития” Цивилизационный подход: В результате, мировая политико-правовая мысль выработала другие критерии типологии государств. Одним из наиболее распространенных и широко признанных зарубежной наукой оснований типовой классификации государств является понятие "цивилизации". Представители Тойнби, Шпенглер, Вебер. Цивилизация (от лат. civilis - гражданский, государственный) - понятие весьма емкое и неоднозначное. Это и синоним культуры, и уровень, ступень развития материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация), ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс) и даже (в некоторых идеалистических теориях) эпоха деградации и упадка культуры в противовес ее целостности и органичности. А поскольку культура, как известно, имеет несколько сотен определений, то в результате появляется возможность говорить о самых разных вариантах цивилизационной типологии. Виды цивилизаций: В частности, основываясь на различных подходах к понятию цивилизации, можно выделить следующие виды цивилизаций: 1) локальные (существовали когда-либо в каком-то конкретном месте, например, шумерская, эгейская, индская и др.); 2) особенные цивилизации (западноевропейская, российская, исламская, буддистская и т.д.); 3) древние, средневековые и современные; 4) крестьянские, промышленные и научно-технические; 5) доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные; 6) мировая (только начинает складываться). Она формируется и основывается на принципе всеобщего гуманизма, включающего достижения человеческой духовности, созданные на протяжении всей истории мировой цивилизации Понятие цивилизация развил и конкретизировал английский историк А.Тойнби. Под цивилизацией он понимал относительно замкнутое и окольное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других факторов. По его словам, культурный элемент представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации; в сравнении с ним экономический и тем более политический планы кажутся искусственными, несущественными, заурядными созданиями природы и движущих сил цивилизации. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. По указанным выше критериям А. Тойнби первоначально выделил до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до двух десятков, часть из которых утратила свое существование. При этом ученый разделял их на первичные и вторичные. Государства в этих цивилизациях отличаются по их месту в обществе, социальной природе, выполняемой роли. Для государства в первичных цивилизациях характерно, что они являются частью базиса, а не только надстройки. Это объясняется ключевой ролью государства в развитии социально-экономической сферы. Вместе с тем государства в первичной цивилизации связано с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным цивилизациям принято относить древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую и др. Для первичных цивилизаций характерна командно-административная организация государственной власти. Государство обеспечивает как политическое, так и хозяйственно-социальное функционирование общества, а не определяется ими. Из первичных цивилизаций сохранились только те, которые смогли последовательно развить духовно-культурное начало во всех видах деятельности человека (египетская, китайская, мексиканская, западная, православная, арабская и др.). Государство вторичной цивилизации не составляет элемента базиса, не входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс. Среди вторичных цивилизаций обычно называют западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую и др. Цивилизационный подход выделяет три важных принципа соотношения государства и духовно-культурной жизни общества. 1. Сущность государства определяется не только реально существующим соотношением сил, но также накопленными в ходе исторического процесса и передаваемыми в рамках культуры представлениями о мире, ценностями, образцами поведения. Рассматривая государство, необходимо учитывать не только социальные интересы и действующие силы, но и устойчивые, нормативные образцы поведения, весь исторический опыт прошлого. 2. Государственная власть как центральное явление мира политики может рассматриваться в то же время как часть мира культуры. Это позволяет избежать схематизации государства и особенно проводимой им политики как результата отвлеченной игры сил и, наоборот, раскрыть связь государственной власти и престижа, морали, ценностных ориентации, сложившегося мировоззрения, символики и т. д. 3. Разнородность культур - во времени и пространстве - позволяет понять, почему некоторые типы государств, соответствующие одним условиям, останавливались в своем развитии в других условиях. В сфере государственной жизни особое значение придается различиям, вытекающим из своеобразия национальных культур и черт национального характера. Вывод: Типология государства является способом познания, поэтому формационный и цивилизационный подходы дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Данные подходы могут и должны применяться и отдельно и в комплексе друг с другом. Задачу научной классификации государств призван решить такой раздел государствоведения как типология государств, то есть система знаний о принципах, способах и основаниях классификации государств. 19. Проблема трансформации экономической функции государства. В переходной экономике преобладают две группы регулирующих функций государства. Первая группа включает функции, которые обычно выполняет государство в современной рыночной системе:
Вторая группа включает функции, связанные с формированием рыночных отношений:
Кроме того, в течение определенного периода государство вынуждено брать на себя отдельные функции, которые в развитой рыночной системе обычно выполняют другие экономические агенты (мобилизация финансовых ресурсов для инвестиций и др.). Средства государственного регулирования экономики. Регулирующие функции государства осуществляются посредством административных и экономических средств. В начале переходного периода происходит разрушение или трансформация системы административно-командных средств управления: отменяются или сокращаются поставки по централизованным планам; предприятиям предоставляется свобода в установлении цен, выборе поставщиков и покупателей; ликвидируется государственная монополия внешней торговли. Однако административные средства продолжают применяться в ряде областей. Во-первых, государство на начальном этапе перехода к рынку зачастую сохраняет административный контроль над ценами и тарифами на социально значимые товары и услуги. Во-вторых, административные методы регулирования используются как средство антимонопольной политики (государство вмешивается в деятельность естественных монополий, включая установление цен на их товары и услуги). В-третьих, административные средства применяются для регулирования внешнеэкономической деятельности (количественные ограничения и лицензирование экспорта и импорта). По мере усиления рыночных механизмов возрастает значение денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики и присущих им методов регулирования экономики. Институты государственного регулирования переходной экономики. В переходной экономике происходит трансформация институтов государственного регулирования. Государство отходит от непосредственного вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий, что влечет за собой ограничение функций и постепенную ликвидацию отраслевых органов управления — министерств и ведомств. Директивное планирование трансформируется в социально-экономическое прогнозирование. Бюджетное и налоговое регулирование становится прерогативой парламента. Центральный банк осуществляет денежно-кредитное регулирование, Возникают специфические для переходного периода институты — ведомства по приватизации и антимонопольному регулированию.Однако в переходный период экономика находится в особом состоянии промежуточности между разными типами экономических систем. Это, естественно, существенно влияет на объем, направления и функции государственного регулирования. Так, при межсистемном переходе (от одной системы к другой) возникает необходимость серьезнейших институциональных реформ – таких преобразований, которые трансформируют важнейшие институты социально-экономической системы: права, собственности, тип государственного устройства и т.д. Эти изменения настолько масштабны и существенны, что приводят к трансформации государственного регулирования в переходный период.Под трансформацией функций государства понимается изменение его главной целевой функции, а также связанная с этим актуализация и расширение одних функций и сужение других.Более того, в переходный период не только трансформируются функции государства, но его действия становятся особенно необходимыми. Ведь те преобразования, которые в этот период совершаются, должны, прежде всего, коснуться законодательной базы данной страны. Это значит, что одни законы и инструкции должны быть отменены, а другие созданы, притом в комплексе, непротиворечиво, взаимоувязанно. Обычно в переходный период существенно изменяются также общенациональная денежная, банковская системы, бюджетно-налоговая политика, социальная политика, а это все – заботы государства.Как видим, функций у государства становится больше, и сами они усложняются. Их в переходный период можно разделить на три основных блока (группы): 1) по формированию и регулированию новых законов, отношений, секторов и инфраструктуры в экономике; 2) по реформированию и управлению государственным сектором экономики; 3) по разрешению противоречий, связанных с переходным периодом, и по социально-экономической стабилизации Таким образом, специфика переходного периода значительно усложняет задачи, которые приходятся на долю государства и не только расширяет его функции, но и трансформирует их. От выполнения же их во многом зависят результативность и даже продолжительность переходного периода, а также большие или меньшие издержки, потери происходящего перехода. А поскольку такие издержки могут быть велики и очень болезненны (утечка национального капитала в связи с кризисом за границу, обнищание населения, распространение болезней, падение морали, развитие преступности и т.д.), то роль государства в переходный период становится особенно ответственной.Переживаемый целым рядом стран переход от планово-командной экономики к рыночной экономике уникален. Его задачи решаются впервые в истории. Отсутствие соответствующей научной теории и исторического опыта, глубина экономического и социального кризиса в постсоциалистических странах, а также психологическая и экономическая неподготовленность основной массы населения – все это делает функции и задачи государства в этот период особенно сложными. При этом следует особо выделить такую проблему и задачу государства переходного периода как выявление и умелое разрешение возникших противоречий. Следует подчеркнуть особую важность еще одной проблемы государства в переходный период. Как известно, двигатель всей экономики, ее главное звено – это предприятие, а двигатель предприятия – его работники. Поэтому государственное регулирование в сфере мотивации труда – важнейшее направление и забота государственного регулирования в современной экономике вообще, а в переходной – тем более.Выше отмечалось, что закономерностью переходной экономики является дифференциация доходов и расслоение населения. Так, в странах СНГ эти процессы, как известно, привели к тому, что 35-45% населения оказались за чертой бедности. Это означает не только потерю мотивации к высокопроизводительному труду, но ведет к депопуляции населения этих стран.В таких условиях позитивный потенциал труда – его профессионализм, квалифицированность, творческая активность – при сложившейся оплате труда утрачивают общественный и личностный смысл, т.е. теряют мотивационную базу, силу и значимость. А без этого решение любых, а тем более переходных проблем в экономике обречено на провал. Следовательно, решение проблемы трудовой мотивации, создание заинтересованности работников в самоотдаче на рабочем месте – важнейшее направление государственного регулирования в переходной экономике. Именно социальные проблемы должны для него стать наиболее приоритетными.Для успешного выполнения своих сложных функций в переходной экономике государство должно иметь специальный механизм регулирования, который представляет собой систему целенаправленного упорядочивающего воздействия на экономических субъектов, их действия и отношения.Основными составляющими элементами такого механизма являются: цели и задачи государственного регулирования на макро-, микро - и интеруровнях экономики; объекты регулирования (производственная и непроизводственная сферы; процесс воспроизводства и его фазы; рыночный и нерыночный секторы, денежная система и др.); формы регулирующего воздействия (прогнозные программы, специальные и чрезвычайные программы, индикативное планирование и др.); методы регулирования (экономические, административные, организационные, правовые, социальные, психологические); инструменты, используемые при государственном регулировании (налоги, бюджетные ассигнования, льготы, субсидии, квоты, цены и т.д.). Создание и компетентное, искусное использование такого механизма – важнейшая задача государства, без решения которой оно не может реализовать свои трансформирующиеся в переходный период функции. А от их успешной реализации во многом зависят и сроки, и результаты социально-экономических преобразований. 20.Проблема экологической функции государства. Экологическая функция государства признана теоретиками государства и права как одна из основных и самостоятельных функций современного государства и включает в себя деятельность по распоряжению в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собственности государства, а также деятельность, направленную на обеспечение рационального использования природных ресурсов с целью предупреждения их истощения, на охрану окружающей среды от деградации ее качества, охрану экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.Экологическая функция обеспечивает физическое выживание каждого человека, его потомков в среде их обитания. В рамках этой функции важнейшее значение имеет решение проблем охраны окружающей среды. Только в условиях должного качества окружающей среды возможно решение проблемы рационального использования природных ресурсов. Она объединяет основные направления внутренней и внешней деятельности государства по обеспечению охраны окружающей среды, рациональному использования природных ресурсов и экологической безопасности.Экологическая функция государства как политической организации общества стала рассматриваться сегодня в качестве одной из приоритетных в связи с обострением проблем природопользования. Прежде вопросы использования и охраны природы решались в процессе экономической деятельности государства и не выходили за рамки экономической функции.Суть экологической функции государства состоит в обеспечении научно обоснованного соотношения экологических и экономических интересов общества, создании необходимых гарантий для защиты прав человека на благоприятную для его жизнедеятельности природную среду.Природопользование предусматривает деятельность по извлечению полезных свойств природной среды и использованию их для удовлетворения экономических, экологических, культурных интересов человека. Государство регулирует порядок природопользования, чтобы придать ему рациональный характер, а значит, обеспечить не только экономический, но и охранительный эффект.Охрана окружающей среды как вид экологической деятельности государства направлена на реализацию системы мер по сохранению и воспроизводству действующих экологических сообществ. Экологическая функция права реализуется наряду с его традиционными политическими, экономическими и иными функциями, характерными для права как инструмента управления обществом. Обострение проблем взаимодействия общества и природы обусловило расширение юридического вмешательства в регулирование отношений по охране и использованию природной среды.Цель экологической функции права состоит в обеспечении качества окружающей природной среды путем принятия и применения правовых норм, учитывающих экологические закономерности во взаимодействии общества и природы и закрепляющих научно обоснованные нормативы хозяйственного воздействия на естественную среду обитания.Нормы права, служащие средством реализации экологического права, называются эколого-правовыми нормами. Характерный признак эколого-правовых норм в том, что они отражают не только социальные закономерности общественного развития (как и другие нормы права), но и экологические закономерности, составляющие основу системы «общество и природа».Экологическая функция государства реализуется в разных формах. Под формами понимаются методы или способы ее осуществления.Выполняя экологическую функцию, государство использует правовые и организационные методы. 1) К правовым методам относятся принятие законов и иных нормативных правовых актов по природопользованию и охране окружающей среды, правоприменительная и правоохранительная деятельность.Под правоприменительной деятельностью понимается деятельность специально уполномоченных государственных органов по реализации экологических норм права. Правоохранительной является деятельность специально уполномоченных государственных органов по охране права путем применения юридических мер воздействия в соответствии с законом.Таким образом, названные правовые формы осуществления экологической функции российского государства реализуются преимущественно в рамках специализированных ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной. 2) К организационным методам осуществления функции государства по природопользованию и охране окружающей среды относится принятие экономических мер (бюджетное финансирование, выделение кредитов и т.п.), нормирование предельно допустимого загрязнения окружающей среды, планирование охраны окружающей среды, проведение экологической экспертизы, экологической сертификации, мониторинга, экологического контроля и др.Хотя организационные методы не являются правовыми, однако важно иметь в виду, что они опосредуются в праве окружающей среды и соответственно осуществляются в правовых рамках.Важную роль в реализации экологической функции государства принадлежит правоохранительным органам. Экологическая функция правоохранительных органов состоит в их деятельности по применению природоохранительного законодательства, выявлению причин экологических правонарушений, а также планировании мероприятий по их предупреждению и устранению.Экологическая функция прокуратуры сводится к деятельности по осуществлению надзора за соблюдением и выполнением законов и подзаконных актов в области охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, соблюдения правил природопользования. Предметом надзора при этом служат: нормативно-правовой акт, принятый соответствующим поднадзорным прокуратуре органом (не противоречит ли он закону); действие (бездействие) по применению закона или подзаконного акта.Прокуратура осуществляет экологический надзор посредством вынесения протеста, возбуждения уголовного дела, возбуждения производства об административном правонарушении, предъявления иска о возмещении вреда, причиненного экологическим правонарушением.МВД России выполняет широкий спектр экологических функций, в том числе: - охрана общественного порядка; - борьба с правонарушениями и преступностью; - противопожарная безопасность; - безопасность движения; - охрана определенных объектов экологического значения. Задачи ОВД в области охраны окружающей природной среды; - обеспечение экологических прав граждан; - предупреждение и пресечение экологических преступлений и административных правонарушений; - раскрытие экологических преступлений; - охрана общественного порядка и обеспечение экологической безопасности; - помощь предприятиям, учреждениям, организациям, должностным лицам и гражданам в защите их экологических прав и интересов. Среди важнейших проблем современного государства особое место занимает экологическая функция, направленная на охрану природы, обеспечение рационального использования природных ресурсов и экологической безопасности. В настоящее время отмечается повышение роли экологической функции органов государственной власти во всей политике российского государства. Важным для России является проблема экологизации экономики развития, сложность решения которой связана с при-родоресурсным (пользовательским) характером развития российской экономики. Изучение и анализ деятельности органов государственной власти, осуществляющих управление по охране и использованию природных ресурсов, а также состояния эколого-правовой политики в России выявили такие недостатки, как несовершенство законодательной базы; отсутствие последовательной экологической политики на федеральном, региональном, местном уровнях и отсутствие стратегии и тактики экологической политики. Необходимо делегирование полномочий по обеспечению экологической безопасности на региональный уровень, сохранив за федеральными органами власти решение вопросов национального значения.Для повышения роли государственных и общественных (негосударственных) институтов в экологизации экономики развития страны необходимо совершенствовать законодательство для создания условий, позволяющих всем гражданам участвовать в созидании и реализации экологических мероприятий и требований. Только при взаимодействии органов государственной власти, общественных организаций, науки, бизнеса и населения страны возможно решить экологические проблемы в России.В настоящее время завершился процесс формирования научно обоснованных понятий и положений, характеризующих место и роль экологического просвещения и образования в системе мер, обеспечивающих национальную безопасность России. Несоответствие финансового, информационного и кадрового обеспечения всеобщего непрерывного экологического образования населения страны не дает возможности в настоящее время в полной мере исключить отрицательные тенденции в общественном экологическом сознании. На ф
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.114.150 (0.012 с.) |