История политической мысли России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История политической мысли России



1.История политической мысли Киевской Руси

2.История политической мысли Московского государства

3.История политической мысли эпохи Абсолютизма

1.Киевская Русь

1.Божественность княжеской власти

2.Мировое и политическое единство

3.Особая роль Руси в мировом процессе

-Владимир Мономах

«Нет Руси, если нет сильной дружины»

-Мнение Даниила Заточиника

«Бойтесь боярского засилья»

«Бог не в силе, а в правде»

2.Московское государство (До Петра I)

Москва- третий Рим и четвертому не бывать (монах Филофей)
Русский народ должен стремиться к объединению

-Концепция соборности и активности

3.Эпоха Абсолютизма

Феофан Прокопович

Вас. Ник. Татищев

Помещиков «О скудости и богатстве»

Появление оппозиции (Радищев, Муравьев «Император – не помазанник Божий»)

Пестель – за уничтожение монархии и царской семьи

4.Политическая мысль в России

1.Консерватизм

-реакционное славянофильство

-реформаторское славянофильство

2.Либерализм

-неокласический

-социализированный

3.Социал-Ремормизм

4.Радикализм

-большевизм

-анархизм

Политическая мысль России с древних времен до наших дней (Вопрос 5)

Русская политическая мысль представляет собой систему взглядов на властные отношения в обществе, сущность государства и формы политического устройства, оптимальных для России. Она развивалась во взаимосвязи с российской государственностью, закономерности отечественной политической истории, русской философией, на основе национальной культуры с ее особенностями идейных и духовных традиций.

2 основные проблемы культурного и государственного развития России

1. Проблема освобождения личности

2. Проблема упорядочения государственного властвования, введения его в рамки правомерности и соответствия с потребностями и желаниями населения.

XI-XVIII в.в – русская политическая мысль развивалась в основном в религиозной форме

Первая половина XI – зарождение древнерусской политической идеологии в связи с появлением летописей. Первое чисто политическое произведение – «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона (середина XI в) – выдержался в религиозном духе фантастическая концепция всемирной истории, которая делится на 2 периода – Ветхого завета и нового завета.

«Повесть временных лет» (Начало XII века)

-Монах Киево-Печерского монастыря Нестор (предположительно) – историческое обоснование независимости Русского государства и сильной государственной власти.

«Слово о полку Игореве» - единство русской земли, единовластие, сильная княжеская власть

Теория «Москва-Третий Рим» - псковский монах Филофей (Начало XVI века.):

-история человечества предоставляет собой историю трех великих всемирных государств, чье возникновение, возвеличивание и дальнейшая судьба направлялись волей бога.

1-Рим (пал из-за ереси)

2-Византия – завоевано Турками

3-Москва – хранительница православия

Нестяжатели-

1)Требовали реорганизации некоторых форм деятельности церкви и лишения ее права владения землями.

(Монах нил Сорский, его ученик Вассилан Патрикеев, монах Максим Грек)

Основа учения – проповедь аскетизма, ограничение деятельности церкви духуовной сферой.

Максим Грек:

1)Цель и главная задача государства – обеспечение мира и стабильности жизни подданных державы

2)Законные способы происхождения власти – не только наследственное занятие престола, но и выборное. Руководитель противоположной позиции:

Иосиф Волоцкий:

1)Отрицание секумеризации церковных земель.

Его именем названо движение- иосифляне.

Черты:

1)Практически- политическая направленность политической мысли

2)Стремление ответить на основные вопросы своего времени, показать пути их решения

3)Своеобразное сочетание религиозных идей и светской аргументации в политических сочинениях

4)Господствующее мировоззрение –теология

Рубеж XVII – XVIII века – русское феодальное государство окончательно оформляется как абсолютная монархия

Для обоснования абсолютизма – теория естественного права

С XVII века в ней преобладают секулярная и просветительская тенденции, связанные с эпохой «европеизации» России, начатой Петром I (политические учения Ф.Прокоповича, М.М.Щербатова и д.р.)

Феофан Прокопович (1681-1736)

-формы правления зависят от народного соглашения, но устанавливаются не произвольно, а в соответствии с размерами государства

Произведения: «Правда воли монархией во определении наследника державы своей…»

Василий Никитич Татищев (1686-1750)

Сторонник теории естественного права, просвещения, науки.

-формы правления зависят от ряда условий: местоположение, размер территории, состояние населения.

Произведения: «Краткие экономические до деревни следующие записки» (1742)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.005 с.)