История политических учений запада 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История политических учений запада



История политических учений является одной из важнейших, органических частей духовной культуры человечества. В ней содержится громадный опыт многих поколений мыслителей, занимающихся исследованием проблем политики, власти, государства.

Предметом истории политических учений является вопросы государства, власти, политики, права и прежде всего политико-философские аспекты (теории, с помощью которых люди стремятся объяснить свое политическое поведение; ценности, формирующие отношения к нему; и механизмы (такие, как закон), с помощью которых людей пытаются контролировать политическое поведение.

Политическая мысль зародилась в глубокой древности в странах Древнего Востока, но наивысшего расцвета в Древнем мире она достигла в Древней Греции и в Риме, красной кистью проходя через античную философию.

1.Политические учения Древнего Востока

(Индия, Китай, Иран, Египет, Вавилон)

1) В мифологической форме впервые выражаются понятия Мирового порядка, правды и справедливости необходимого соблюдения установленных правил, власти как средства их обеспечения, форм государства

2) Коллективный труд требовал руководства централизованной Власти, в Египте и Вавилоне эта власть осуществлялась в самых жестких формах восточного деспотизма

3) В Египте - идея сокращения неограниченной власти верховного правителя – фараона. Утверждалось, что эта власть имеет божественное происхождение, неповиновение фараному должно строго караться.

4) Проповедь неограниченной власти правителя

5) Правитель ответственен перед богами, а не перед людьми

6) Вера в мудрость старых установлений и традиций

 

Мыслители Древнего Востока:

1. Конфуций – политический мыслитель Древнего Китая – защищал в своем учении интересы правящих классов

-проповедовал идею культа предков

-проповедовал сохранение управления государством на основе ритуалов и обрядов, т.е. написанных законов. Мудрый правитель, согласно Конфуцию, управляет с помощью «ли» («ЛИ» - традиция, обряд, ритуал, обычай, история, древность)

Управление государством, по Конфуцию, должно быть таким, чтобы... народ не смел обсуждать государственные дела.»

Оппоненты Конфуция – школа «легистов» или законников (Фа-Цзя) Характеристика:

-основную роль в управлении государством отводили не этике, а праву

-правитель должен поддерживать свою власть при помощи системы жестких наказаний, которые зафиксированы в законах

-все поданные равны перед правителем лишь в своем бесправии

Со временем, школы конфуцианцев и легистов слились в единую этико-философскую идеологию, которая господствовала в Китае на протяжении более 2 тысячелетий

Представитель легистов – Шан Ян – правитель области Шан

2.Политические учения Древней Греции и Древнего Рима

Политические учения в Древней Греции. Характеристика, особенности:

1)Социально-политический строй-система правительственных полисов

2)В зависимости от перевеса той или иной стороны государственной власти в полисах принимала форму либо аристократического правления(Спарта), либо демократии (Афин) либо переходного правления тиранов

Расцвет политической мысли в этот период связан с именами Аристотель и Платон

Платон

Произведения: Государство, Политик, Законы

В диалоге «Государство» Платон рисует картину идеального общественного строя. По его мнению, общество возникает из потребностей, которые люди могут удовлетворить только совместно, сотрудничая друг с другом на основе разделения труда. Платон – сторонник сословности и жестокой социальной иерархии

Согласно Платону: «Естественным путем возникают лишь порочные формы государства» - тимократия

(Власть привилегированного меньшинства), олигархия, демократия и тирания

Основным условием и принципом совершенного государства Платон выделяет справедливость, определяющейся строгой иерархией сословий: философы – правители, стражи- воины, ремесленники и крестьяне. Идея Платона о разделении труда, лежащая в основне возникновения государства, относится к важнейшим политическим обобщениям.

Аристотель

Утверждал, что человек – «политическое животное» и поэтому несет в себе инстинктивное стремление к совместному жительству, развитие общества идет от семьи к общине, а от нее к государству- полису. Он связывает функции и предназначение государства с высшей природной целью человеческих существ – общением

Произведения: «Политика», «Этика», «Афинская полития»

Различал правильные (монархия, аристократия, полития) и неправильные (тирания, олигархия, демократия) государственных устройства.

Марк Туллий Цицерон

Произведения: «О государстве», «О законах», «Об обязанностях», «О старости.»

Вслед за Аристотелем отстаивает идею

-о естественном божественно-природном происхождении общества и государства.

По его определению, государство –дело, достояние народа

По мнению Цицерона, задачи государства:

1)Сохранение незыблемости сложившихся отношений собственности

2)Поддержание должного порядка

3)Управление присоединенными к государству территориями

4)Обеспечение функционирования нравственных и религиозных форум и ценностей

Политико- правовая мысль Древнего Востока, Древней Греции и Рима оказало огромное влияние на последующее развитие политико-правовой идеологии Западной Европы

3.Политические учения Средневековья

Особенности:

1)Высшей властью в обществе является власть духовная (власть церкви)

2)Обоснование теологической теории происхождения политической власти.

Мыслители:

Аврелий Августин

Произведения: «О граде божьем»

Поднимает вопросы о государстве, о соотношении двух властей – светской и церковной и пытается доказать главенствующую роль церковной власти и поставить государство под контроль христианской церкви.

Именно Августин первым выдвинул идею о господстве церкви над властью и обществом

Фома Аквинский

Философ, теолог, основоположник томизма.

Произведения: «О правлении государей», «Сумма против язычников»

Исходный тезис его мировоззрения- «философия служанка богословия»

По мнению Ф.Аквинского:

а)Только благодаря божественному проведению общественный организм имеет стойкость, дифференцированность.

б)Государство-результат божественного творения.

в)Первичный источник власти- все человеческое общество, народ.

г)Верховная власть принадлежит церкви

4.Политические учения эпохи Возрождения и эпохи Просвещения

Особенности:

1)Становление ранней буржуазной политической идеологии

2)Формирование новых методов различия государства

3)Концепция «утопического социализма» (Томас Мор)

Мыслители:

Николло Макиавелли

Произведения: «Государь», «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия», «История Флоренции»

Рассматривает государство как политическое состояние общества: отношения властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, учреждений, законов.

Сделал вывод, что в политике цель оправдывает средства.

Макиавелли:

-выдвигает идею объективной исторической необходимости и закономерности.

-обосновывает политику как опытную науку, свободную от христианской морали.

-полагал, что становление форм государства зависит от многих факторов: экономических, военных, территориальных и др.

Томас Гоббс

Один из основоположников теории общественного договора

По его мнению, могут существовать три формы государства: монархия, демократия и аристократия, которые различаются пригодностью к осуществлению той цели, для которых они были установлены.

Джон Локк

Идеолог социального компромисса между дворянством и буржуазией. Локк восхвалял идею правового государства, т.к., по его мнению, именно закон является главным инструментом сохранения и расширения свободны личности.

5.Политические учения Нового Времени

Характеристика:

1)Происходит зарождение и развитие теории естественного права

2)Происходит обоснование необходимости разделения властей

3)Формирование концепции прав и свобод человека и гражданина

Мыслители:

Жан-Жак Руссо

Произведения: «Об общественном договоре, или принципы политического права.», «Рассуждения»

Считал, что:

-тех, кто сопротивляется общей воле, все общество должно заставить подчиняться ей

-люди создают государство, но и сами являются продуктами государства.

Ж.Ж.Руссо выдвинул принцип народного суверенитета, как основоположником принципа республиканского строя

-источник власти-народ, который властвует в лице воли большинства.

В 17-19 веке политическая мысль развивалась высокими темпами. Ее главным достоянием было теоретическое обоснование и внедрение в практику государственной жизни естественного права человека на жизнь.

Иеремия Бентам

Социолог, юрист, один из крупнейших теоретиков политического либерализма

-Сторонник либерализма

-Критиковал теорию общественного договора Ж.Ж.Руссо

-Отстаивал идею свободной торговли и конкуренции

-Сторонник отделения церкви от государства, запрещения рабства

Произведения: «Теория наказаний и наград», «О судоустройстве», «О судебных доказательствах»

 

Шарль-Луи Монтескье

Правовед, писатель и философ

Произведения: «Персидские письма», «О духе законов»

Считал:

1)Свобода может быть обеспечена лишь законами: «Свобода есть право делать все, что дозволено законами»

2)Необходимо, чтобы в любом современном государстве была власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная.

3)Принцип правления – основополагающая идея, которая приводит к движение ту или иную форму правления.

Для демократической республики такой идеей выступает честь и добродетель, для аристократической – умеренность, для монархии – честь, а для деспотии – страх.

Концепции утопического социализма

Мыслители – утописты отрицательно относились к феодализму и к капиталистическим нововведениям.

Томас Мор – «Утопия»

-Отсутствие частной собственности

-обобщенное производство

-управительская система распределения материальных благ

Тонназо Кампанелла – «Город солнца»

Основные идеи: Томаса Мора и Тонназо Кампанелла

1.Необходимость уничтожения частной собственности

2.Резкая критика эксплуатации

3.Защита интересов угнетенных

Позднее идеи развивались в работах Джерарда Уинстеили, Жана Мелье и др.

Марксизм

Карл Маркс; Фридрих Энгельс

-материалистическое понимание истории

-политика – надстройка экономического базиса общества

-активная роль политики

-учения о классовой борьбе

-политика – итог и форма борьбы между классами.

-политическая власть – диктатура господствующего класса

-учение о политической партии как выразителе классовых интересов

Теория общественно – экономических формаций

Основаны на определенном типе производства и типе экономических отношений

-капиталистическая

-коммунистическая

Теория К. Маркса и Ф. Энгельса повлияла на дальнейшее развитие политической мысли в XX веке



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.221.67 (0.028 с.)