Идеи интегрализма в социологии П. Сорокина 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Идеи интегрализма в социологии П. Сорокина



Сквозь всю теоретическую социологию Сорокина красной нитью проходит идея интегрализма. По сути, она оказалась сквозной для всего творчества уче-рюго, коснувшись различных социальных субъектов, процессов и структур. Наиболее ярко она проявилась, пожалуй, в анализе личности и общества. «Но­вая интегральная теория личности, — писал учений, — не отрицает, что чело­век является животным организмом, наделенным "бессознательным", рефлек-сишто-инстинкгивным механизмом тела, но она подчеркивает, что, помимо этой формы бытия, человек является сознательным, рациональным мыслите­лем и сверх-сознательным творцом или духом» [1993. С. 143J.

Человек интегрален, считал социолог, прежде всего по своей природе, ко­торая складывается под комплексным влиянием ряда факторов космическо­го, биологического, психологического, социокультурного характера. Для по лучения истины, являющейся главной целью деятельности человека, он пользуется тремя основными каналами — чувствами, разумом, интуицией В результате их интегрального использования знание о мире человека стано­вится полным. Процитируем в этой связи самого Сорокина: «Истина, полу­ченная с помощью интегрального использования всех трех каналов позна­ния — чувства, разума и интуиции, — это более полная и более цепная истина, нежели та, которая получена через один из этих каналов. История человечес­кого знания — это кладбище, заполненное неправильными эмпирическими наблюдениями, неправильными рассуждениями и псевдоинтуициями. При интегральном использовании этих трех каналов познания они дополняю! друг друга и контролируют» [Моя философия... 1992. С. 134].

Говоря о теории интегрального типа общества Сорокина, следует отметить, что он стремился представить свой вариант будущего. В 1960-х гг. в ряду кон­цепций конвергенции (сближения, соединения обществ и стран с различным социальным строем) она занимала одно из центральных мест благодаря реали­стическому подходу к пониманию взаимосвязи различных организаций и сис­тем общественной жизни и необходимости использования лучших достиже­ний каждой из них в интересах человечества. В отечественной литературе: 1960— 1970-х гг. эта теория подвергалась критике, подчас огульной и необос-".1 нованной. Между тем ряд положений, касающихся действительных завоева­ний человеческого общества, отражал реализм подхода Сорокина. Это, в част­ности, касается плюрализма форм собственности и политической структуры, стимулирования труда и экономической дисциплины, отношений с другими странами и способов планирования и т.д. Доказательством концептуальной значимости социологической теории является то, что человечество, пусть трудно, медленно, мучительно, но все же продвигается по пути интеграции.

Методолгические принципы структурно-функционального анализа Т. Парсонса (Зборовский)

Талкогг Парсонс (1902—1979) родился в США (Колорадо-Спрингс). Дет­ство провел в спокойной, стабильной, мелкобуржуазной атмосфере.

Основные труды: «Струк­тура социального действия» (1937), «Социальная система» (1951), «К общей теории действия» (совместно с Э. Шилзом, 1951), «Общества: эволюционные и сравнительные перспективы» (1966), «Социологическая теория и современное общество» (1967), «Социальная структура и ность» (1970), «Социальная система и эволюция теории действия» (1977),! «Теория действия и человеческое состояние» (1978).

Назовем основные концепции, созданные Парсонсом. Это — теории соци­ального действия, социальной системы, структурный функционализм. В ме­тодологическом отношении они тесно связаны между собой, причем первая является базовой. Изложение содержания каждой из этих теорий, не затраги­вающее тех или иных характеристик остальных двух, по существу, невозмож­но. Тем более что в творчестве социолога они исторически «нанизывались» одна на другую именно в той последовательности, в какой выше названы. В целом социология американского ученого, посвященная анализу об­щества и его эволюционного развития, направлена на обоснование ста­бильности, интеграции, порядка и равновесия в нем. Его творчество пример развития чистой теории, причем носящей достаточно абстракт­ный характер. Когда у Парсонса однажды спросили, почему он занимает­ся такой общей и абстрактной теорией, он полушутя ответил, что к тому времени, когда ему нужно было заниматься изучением общества, все ча­стные области социологической теории были уже разобраны и ему ниче­го не оставалось делать, как заинтересоваться общей теорией.

 

Теории социального действия, социальных систем, структурного функционализма

 

Теория социального действия: Суть этой теории (ее основные положения были изложены впервые в работе Парсонса 1937 г. «Структура социального действия») сводится к следующему. Любое социальное действие предполагает наличие, во-иер«вых, дейст вующего лица (актора), во-вторых, конкретной ситуации, в-тре-Ш тьих, условий действия, состоящих из его цели и нормативных предписав ний. «Действие — это некоторый процесс в системе "субъект действия —1 ситуация", имеющий мотивационное значение для действующего индиви-И да или — в случае коллектива — для составляющих его индивидов», — пи-1 сал американский социолог

Теория социальных систем: Социальные системы у Парсонса предстают как открытые системы, нахолящиеся в ситуациях постоянного взаимообмена на входах и выходах в окружающую среду. Они изначально дифференцированы па различные! подсистемы, которые также постоянно вовлечены в процессы взаимообме­на. В этом смысле социальные системы и подсистемы образуются за счет процессов социального взаимодействия между действующими субъектами

 

Как видно, центральное место в теориях социального действия и соци­альной системы занимает понятие «система действия». Под пей Парсопс понимает различные уровни социальной реальности, определенным об­разом взаимосвязанные между собой. В дальнейшем анализе он выделяет уже не три, а четыре основные системы действия: социальную систему, культуру, личность, организм.

Важнейшая особенность любой системы — наличие в ней структуры, под которой Парсонс понимает «совокупность относительно устойчивых стандартизированных отношений между элементами. А поскольку эле­ментом социальной системы является актор, то социальная структура представляет собой стандартизированную систему социальных отноше­ний между акторами»

Структурный функционализм:

Общество выступает в качестве структуры взаимосвязанных че­тырех основных элементов: ценностей, норм, ролей и коллективных орга­низаций. Ценности Парсонс рассматривает как главный связующий эле­мент социальной и культурной систем. Нормы, в отличие от ценностей, характеризуются им как преимущественно элементы социальной системы. Роли выступают элементом, связывающим личность с обществом, а кол­лективная организация скрепляет внутрисоциальпую структуру.

Каждый из этих элементов, согласно концепции американского социоло­га, может быть соотнесен с основными функциональными категориями. Так, нормы осуществляют преимущественно функцию интеграции, ценности поддерживают образцы функционирования социальной системы, коллек­тивные организации связаны с реальным достижением целей в интересах этой системы, а роли направлены на эффективность адаптации личности.

Акцентируя в структурно-функциональном анализе первую его часть — структурность (в отличие от Мертона, подчеркивавшего значимость вто­рой стороны — функций социальной системы), Парсонс делал упор на до­казательстве стабильности структуры применительно к рассматриваемым им социальным системам. Определяя понятие стабильности системы в i взаимосвязи со структурой, социолог писал: «Система стабильна или н дится в относительном равновесии, если отношение между ее структурой и процессами, протекающими внутри нее, и между ней и окружением таково, что свойства и отношения, названные нами структурой, оказываются неиз­менными» [Функциональная теория... 1996. С. 479].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 472; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.123 (0.006 с.)