Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, структура и метод социологии

Поиск

Сорокин исходил из положения о том, что общество является частью природы, а человеческий разум — наиболее совершенная форма космичес­кой энергии. Отсюда следовало понимание того, что в обществе действуют законы, общие для всей Вселенной. Задача социологии состоит в выявле­нии и анализе отношений и функциональных связей и зависимостей, обес­печивающих существование общества в его многообразных конкретных формах. В «Системе социологии» наиболее ярко отразился неопозитивизм раннего Сорокина, особенно в основном постулате, сформулированном им в афористичной форме: «Пора бы покончить с поэзией в социологии: от нее страдает и поэзия, и социология». Он выступил против монизма, господст­ва прежней философии истории, научного анархизма, критиковал поверх­ностность и наивность многих социологических теорий.

Уже в первой главе «Системы социологии» ученый определяет предмет этой дисциплины и ее отношение к другим наукам: «Социология изучает яв­ления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, воз­никающие из этого процесса взаимодействия, с другой» [Сорокин. 1991. Ч. 1. С. 4]. Он доказывает, что имеются все необходимые основания для существо­вания социологии как автономной, независимой науки, обладающей значи­тельной практической и теоретической важностью. Вместе с тем он показы­вает и обосновывает тесную связь социологии с биологией, экологией, коллективной и индивидуальной психологией и другими пауками.

Анализируя архитектонику социологии, ее структуру, Сорокин выде­ляет прежде всего теоретическую и практическую социологию. В теоре­тической социологии он рассматривает социальную аналитику, социаль­ную механику и социальную генетику. Предмет социальной аналитики — изучение строения (структуры) социального явления и его основных форм. При этом речь идет о явлениях, взятых в их статическом состоянии и рассматриваемых только в пространстве, а не во времени и только с точ­ки зрения их строения, а не функционирования.

Сорокиным рассматриваются два «подотдела» социальной аналити­ки: первый, в котором изучается строение простейшего социального явле­ния (при этом он специально выделяет этапы этого изучения: определе­ние такого явления, разложение его на элементы, систематику основных форм), и второй, в котором анализируется строение сложных социальных единств, образованных путем той или иной комбинации простейших со­циальных явлений (и здесь выделяются этапы анализа: определение та­ких единств, разложение их на простейшие социальные явления, класси­фикация основных видов сложных социальных изменений).

Предметом социальной механики является изучение процессов взаимо­действия людей, их поведения и тех сил, которыми оно вызывается и опре­деляется. Пользуясь данными социальной аналитики, социальная механика занимается изучением социальных функций или эффектов, которые вызы­ваются факторами человеческого поведения. Первая ее задача состоит в гом, чтобы дать классификацию «раздражителей» поведения людей. Вторая за­дача заключается в изучении влияния каждого раздражителя («фактора») на поведение людей и через последнее — на общественные явления.

Что касается социальной генетики, или генетической социологии, то она главной своей задачей ставит определение исторических тенденций на основе изучения основных постоянных линий развития социальной жизни, данные во времени, а не в пространстве. Социальная генетика должна также дать объяснение различным отклонениям и отступлениям от этих тенденций, поскольку они имеют место в ту или иную эпоху, в той пли иной сфере общественного взаимодействия. По-другому социальную i снстику можно назвать теорией социальной эволюции, считал социолог |Тамже. С. 36-40].

Говоря о практической социологии, Сорокин имеет в виду изучение по политической деятельности людей. Поэтому данный раздел социоло-i ии должен быть прикладным по своему характеру. Он связан с ролью со­циологии в осуществлении рациональных социальных реформ, в борьбе с социальными болезнями. Практическая социология должна, опираясь на (аконы, сформулированные теоретической социологией, дать человечест-ну возможность управлять социальными силами, утилизировать их сооб­разно поставленным целям. Сорокин говорил, что практическая социоло­гия должна быть реализацией афоризма О. Конта: знать — чтобы предвидеть, предвидеть — чтобы мочь.

Поставив в центр социологии взаимодействие людей, ученый рассма-i ривает его как на уровне их психического переживания, так и внешних актов поведения. Согласно Сорокину, «...когда изменение психических переживаний или внешних актов одного индивида вызывается пережива­ниями и внешними актами друт ого (других), когда между теми и другими существует функциональная связь, тогда мы говорим, что эти индивиды взаимодействуют» [Там же. С. 43—44].

Рассматривая социологию как науку, он предлагает исходить из следую­щих принципов. Во-первых, она должна строиться и развиваться по типу ес­тественных наук. Во-вторых, должна изучать только те явления, которые поддаются наблюдению, проверке и измерению. В-третьих, она должна опи­раться только па факты и в этом смысле отказаться от всякого философство­вания. В-четвертых, идею монизма следует заменить и признать необходи­мость плюрализма в социологии. В-пятых, социология должна отказаться от какого-либо нормативизма в социальном познании. Нетрудно обнаружить, что все эти принципы были направлены против неокантианства в социоло­гии и знаменовали собой утверждение основных идей неопозитивизма.

 

Субъективный метод в социологии, по мнению Сорокина, является лишь вспомогательным. Основным же должен быть объективный метод, связанный с выявлением обьективно данных фактов и функциональных связей между ними. Рассматривая соотношение объективизма и субъек­тивизма в социологии, он делает следующий вывод: «...исходным и основ­ным методом изучения явлений взаимодействия людей может и должен быть метод объективный, изучающий внешне-данные факты функциональпои зависимости поведения одних людей от еущегпкжания и пове­дения других» |Сорокин. 1991. Ч. 1. С. 67).

Исследуя в разделе «Социальная аналитика» взаимодействие, социоло: подчеркивал наличие трех его элементов: индивидов, актов (действий), проводников. Говоря о первых, он выявлял наличие у них физиологичес­ких и морфологических предпосылок для приспособления к среде. Источ­ником социального поведения индивидов он считал потребности, которые довольно детально рассматривал, выделяя среди них: удовлетворение голо-, да и жажды, половые, физиологические, потребности индивидуальной и групповой самозащиты, движения, дыхания, сна, пот ребноп и волевой дея­тельности, интеллектуальной деятельности, общения с себе подобными, ' чувственно-эмоциональных переживаний (всего 10 ipyiin потребностей).

Второй из названных выше элементов — акты (действия). Они, с од-; пой стороны, выступают в качестве внутренней реализации собственной психической жизни, с другой — это ешмул, раздражитель, вызывающий ту или иную реакцию у других лиц. Следовательно, акты являются выра­жением внутренних переживаний одних индивидов и одновременно сти­мулом для переживаний и актов других. Сорокин рассматривает жизнь людей как сплошной поток акций и реакций на них.

Проводники (третий элемент) — это средства, обеспечивающие пере­дачу раздражений от одного индивида к другому. Сорокин выделял зву­ковые, световые, механические, химические, электрические, веществен­но-предметные и другие проводники. Существуют цепи проводников, контактными звеньями которых выступают люди. Проводники - это, по сути, материальная культура взаимодействий.

Благодаря проводникам люди могут взаимодействовать и через прост­ранство, и через время. Сорокин приводит пример использования такого1 проводника. Он пишет, что получил письмо от друга, живущего в Амсри^ ке. Само письмо, выступившее в виде раздражителя, привело к необходи­мости выполнить ряд актов: написать ответ, пойти в магазин и купить для друга нужную книгу, затем побывать на почте, чтобы ее отправить. Кроме ' того, полученное письмо очень обрадовало Сорокина. Таким образом, друг из Америки своим письмом обусловил определенные переживания и поступки, что составило явление взаимодействия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 506; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.79.146 (0.011 с.)