Генетическая социология и теория прогресса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Генетическая социология и теория прогресса



С использованием сравнительно-исторического метода тесно связано раз­витие так называемой генетической социологии Ковалевского, по существу по теории эволюционного развития. «Генетической социологией, — писал он, — называют ту часть науки об обществе, его организации и поступатель­ном ходе, которая занимается вопросом о происхождении общественной жизни и общественных институтов, каковы: семья, собственность, религия,! осударство, нравственность и право, входящие на первых порах в состав од­ного и того лее понятия дозволенных действий в противоположность дейст-ниям недозволенным» [1997. Вып. 2. С. 361]. Российский социолог говорит об особом интересе к проблеме происхождения и развития общественных институтов в России, поскольку в стране накоплен чрезвычайно богатый эт­нографический материал для изучения этого вопроса.

Генетическая социология призвана выявлять стадии социальной эво­люции и законы, лежащие в ее основе. На этом базируется обращение Ко-иалевского к теории прогресса. Она всегда составляла «ядро» всей его со­циологии (равно как и позитивизма в целом). Сущность социального прогресса он усматривал в развитии солидарности как универсального средства сближения классов, социальных групп, народов, государств. Зада­ча социологии, по мнению ученого, состоит в анализе солидарности, ее сущности, форм и видов. Наряду с объективными процессами укрепления солидарности существуют и субъективные процессы усиления чувства со­лидарности, которые проходят три ступени: сознание родового единства, патриотизм, космополитизм. Результирующей роста социальной солидар­ности выступает у ученого расширение равенства и свободы личности.

Делая акцент на солидарности, российский социолог негативно отно­сился к революции как источнику прогресса. Он считал революцию пато­логией, для прогресса чем-то случайным, не вытекающим из его природы и потребностей, своеобразным «искусственным перерывом». Если прави­тельство идет по пути продуманных реформ, страна вполне может обой­тись без революции, что для нее всегда к лучшему.

Рассматривая в рамках генетической социологии социальную эволю­цию, Ковалевский исследовал ее этапы и фазы, начиная с древнейших. При этом он сам был непосредственным участником полевых исследова­ний обычаев и нравов народов Кавказа. Занимая должность профессора Московского университета, ученый три года подряд летом ездил туда с этнографическими экспедициями; полученный материал был им пре­красно описан и использован в работе «Генетическая социология как уче­ние об исходных моментах в развитии семьи, рода, собственности, поли­тической власти и психической деятельности» (1910).

Ковалевский анализировал в рамках историко-сравнительного иссле­дования основные организации и институты эволюции, где первым значился род, затем — семья и, наконец, община. Он выделял три вида общи­ны: родовую, семейную, сельскую. В отличие от многих российских соци­ологов, Ковалевский рассматривал общину как исторически обреченную социальную форму жизни. Но он не считал нужной ее насильственную ломку, тем более что в ней он видел образец социальной солидарности.

На смену сельской общине приходит следующий этап социальной эво­люции — феодальная организация общественной жизни, которая заменяет­ся капитализмом. Рассматривая социальную эволюцию сквозь призму ее; основных этапов, социолог обращался к анализу изменений во всех основ­ных подсистемах общественной жизни — экономической, политико-право­вой, нравственно-духовной. Он доказывал, что каждой стадии.жопомичес-1 кой эволюции соответствует определенная политическая форма и связанное с ней нравственное регулирование. Например, родовой стадии экономической эволюции соответствует племенное княжество, феодаль-1 пой — сословная монархия и характерные для них нормы морали.

 

Теория факторов

С анализом эволюционных процессов общества тесно связанной оказа­лась проблема факторов, влияющих на них. Она вообще была традицион­ной для российской социологии. Суть проблемы формулируется следую­щим образом: существует ли один, главный фактор, определяющий социальные процессы, их ход, структуру, трансформации или речь долж­на идти о целом ряде причин (факторов), их обусловливающих. Ковалев­ский в своих работах делал акцент на втором подходе и тем самым обос­новывал принцип плюралистической социальной причинности.

Он полемизировал с представителями ряда течений и направлений российской социальной мысли, отстаивавшими монистический подход и подчеркивавшими определяющую роль в общественной жизни какого-либо одного фактора. Это были в первую очередь сторонники географи­ческого направления, органицизма, экономического материализма. Так, рассматривая экономический материализм, Ковалевский писал, что его представители не стремятся вскрывать зависимость экономического раз­вития, производства, техники от процессов умственных, нравственных, религиозных. Он выступал против того, чтобы все задачи социологии сводить к решению «уравнения с одним неизвестным», т.о. искать один определяющий фактор. В этой связи представляет интерес следующее его суждение: «... говорить о факторе, т.е. о центральном факте, увлекающем за собой все остальные, для меня то же, что говорить о тех каплях речной воды, которые своим движением обусловливают преимущественно ее те­чение» [Ковалевский. Соч. 1997. Т. 1. С. 22-23J.

Вместе с тем, все это не означает, что сам социолог не стремился видеть среди факторов социального развития более значимые и менее значимые. Одним из наиболее важных факторов, влияющих на социальный прогресс, для него всегда выступал демографический, позволявший обнаруживать зависимость между ростом народонаселения и формами экономической жизни. Рассматриваемый фактор он, с целью его глубокого анализа, изо-шропал, выделял из других, но, что называется, «не зацикливался» на нем, а выстраивал целую цепь других, касающихся различных экономических, социальных, политических, духовных, нравственных процессов. Эта цепь г. одном из вариантов выглядела так: рост населения — плотность населе­ния — формы производства — распределение и порядок влечения — соци­альный порядок и т.д. В обозначенном подходе и состоял смысл плюрали­стической модели Ковалевского.

Методология миогофакториого анализа того или иного эволюционно-ю процесса с i роилась российским социологом по следующей схеме: 1) определялся ведущий фактор (главная причина) эволюции анализиру­емого объекта; 2) для обоснования этого определяющего значения ис­пользовались различные методы (сравнительно-исторический, статисти­ческий, этнографический и другие); 3) выявлялись иные факторы, клиявшие па эволюционный процесс; 4) устанавливалась иерархия этих факторов. Отсюда, считал ученый, нужны в первую очередь не схемы, а монографические, всеобъемлющие, широкие исследования тех или иных эволюционных процессов.

Идея плюрализма в социологии была не новой. Она формулировалась еще О. Коптом и Г. Спенсером. Но у Ковалевского эта идея получила наи­более полное воплощение. Он не только утверждал, что социологическое исследование социальных процессов требует учитывать множество фак-юров и связей между лими, по и последовательно реализовывал этот принцип в своих работах.

Значение социологического творчества Ковалевского нельзя недо­оценивать. Он выступил против субъективизма в социологии, обращая внимание па необходимость открывать объективные законы и тенденции социальною развития, исследовать причины совершенствования обще­ства, его устойчивости в разные эпохи. Как никто другой, он доказал на­личие тесной связи между социологией и историей. В глазах современ­ников Ковалевский был социологом среди историков и историком среди социологов. У пего учились и считали себя сами его учениками многие видные и даже выдающиеся впоследствии социологи и экономисты: П.А. Сорокин, Н.Д.Кондратьев, К.М. Тахтарев. Несмотря на то, что дол­гие годы Ковалевский жил и творил за пределами России, он всегда ос­тавался российским социологом, стремившимся, с одной стороны, при­дать отечественной науке европейские формы, с другой — развивать в ней многочисленные направления исследований, касающиеся чисто на­циональной проблематики. Вместе с тем до конца жизни он оставался верным принципам позитивистского эволюционизма и теории много­факторного развития общества.

  1. Основы плюралистической социологии Ковалевского М.М. (Зборовский)

Максим Максимович Ковалевский (1851-1916) – историк, правовед, социолог.

Основные труды: «Современные социологи» (1905), «Социология» (1910), «Прогресс»(1912), «Понятие генетической социологии и её метод» а также историко-этнографические исследовании.

Ковалевский рассматривал проблему самоопределения социологии как науки. О. социологии – общ-во в целом. По поводу предмета, он взял за основу определение социологии Конта (это наука о порядке и прогрессе человеческого общества) и заменил порядок на организацию (=социальная структура или общественный строй), а прогресс заменил на развитие.

Ковалевский стремился соединить соц. Модели Монтескье (социология д. исходить из факта соц-го многообразия) и Конта (из целого и его логики). Но целое не предопределено, оно склад-ся из фактов, К. предлагал сначала наблюдать ситуацию во всей многомерности, а потом формулировать рекомендации.

Ковалевский работал в рамках сравнительно-исторического метода, что обуславливало полифункциональный анализ, отказ от схематизма и шаблонов.

Основная идея – идея плюралистической социальной причинности. К. именно поэтому выступал против однофакторных социальных моделей. Он не различал главных и второстепенных факторов, как это делали его предшественники.

Он говорил, что существуют взаимные воздействия, из которых слагается общественная жизнь, факты и явления общежития, все стороны общ. Жизни тесно связаны между собой, задача социолога состоит в раскрытии этого взаимодействия.

Ковалевский критиковал идею монизма в социологических концепциях, поэтому считал проблему выделения фактора, который влияет на всю социальную жизнь, вненаучной, метафизической. Он говорил, что в действительности мы имеем дело не с факторами, а с фактами, из кот. каждый так или иначе связан с массой остальных, их обуславливает и ими обуславливается.

Таким образом, у Ковалевского речь идёт о функциональном соц-м взаимодействии, многоканальной причинности. Он считал, что социология должна отказ-ся от задачи отыскания главнейшего первичного фактора и сосредоточиться на указании на одновременное и параллельное воздействие и противодействие многих причин. К. признавал равноправие всех факторов и условий, т е возможность каждого из них выступать в качестве независимой переменной. К. не только разработал методологические основы принципа плюрализма в социологии (высказанные ещё Контом и Спенсером), но и последовательно их реализовал в научной работе.

Принцип плюрализма Ковалевский подчеркнул отличие социологии от наук, изучающих не общество в целом, а отдельные стороны общ-ой жизни.

В эмпирическом смысле концепция реализуется след. Образом: 1) выявляется ведущая причина эволюции анализируемого объекта 2)различными методами обосновывается его ведущая роль 3) устанавливается иерархия фактов с т. З убывания их влияния на об. И его изменения. И то всё в конкретном историческом времени и пространстве.

Таким образом, Ковалевский работал в объективном направлении российской социологии, стремился придать ей европейские формы. Плюрализм Ковалевского был залогом нового этапа в становлении позитивистской социологии - неопозитивизма. Его учениками были: Сорокин, Кондратьев, Тахтарев.

 

 

14. Субъективная школа в русской социологии: вопросы теории и метода, личности и общества в трудах П.Л. Лаврова, Н.К. Михайловского, Н.И. Кареева. (Зборовский)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 915; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.025 с.)