Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правила социологического метода Э. ДюркгеймаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Будучи позитивистом, Э. Дюркгейм уделял много внимания рассмотрению и применению конкретных методов научного исследования. Социолог выделяет пять групп правил, относящихся: к наблюдению социальных фактов; к различению нормального и патологического; к построению социальных типов; к объяснению социальных фактов; касающихся доказательств. Среди этих многочисленных правил есть несколько основных. Одно из них гласит: социальные факты нужно рассматривать как вещи, что на самом деле означало признание в первую очередь их независимого от субъекта существования и, стало быть, обеспечивало объективный подход к социальной действительности. С этим положением связано и второе правило, в соответствии с которым социолог должен изучать не отдельные и разрозненные социальные факты, а целые их классы. Дюркгейм сформулировал принцип, согласно которому «социальные факты тем легче могут быть представлены объективно, чем более полно освобождены они от индивидуальных фактов, в которых они проявляются»Описание и упорядочение социальных фактов — это только начало социологического исследования. Главное — установить между ними более глубокие причинные связи и законы, что и составляет суть третьего основного правила.Наконец, четвертое основное правило социологического метода заключается в том, чтобы социология, описывая и объясняя социальные факты, стремилась к их сравнительному, сопоставительному анализу. Дюркгейм считал, что сравнительная социология — это социология как таковая Для рассмотрения и объяснения социальных фактов Дюркгейм использовал два вида анализа: причинный и функциональный. О первом уже упоминалось чуть выше. Функциональный же анализ был сопряжен у социолога с выявлением соответствия трактуемого социального явления общественной потребности в нем. Функция разделения труда состояла в изучении его соответствия общественной потребности в данном явлении.
Общественная солидарность и разделение труда Центральная проблема творчества Э. Д юркгейма, прошедшая через всю его жизнь, — социальная, или общественная, солидарность. Он говорит, что силой, создающей общественное целое, является разделение труда: «Разделение труда состоит на самом деле в разделении функций, бывших ранее общими» [Дюркгейм. 1991. С. 258]. Под ним он понимает прежде всего профессиональную специализацию. Разделение труда — признак развитого общества, поскольку в нем существует необходимость обмениваться результатами деятельности, выполнять взаимодополняющие функции. Таким образом, связь между социальной солидарностью и разделением труда определяется прежде всего тем, что второе является источником первой. «Чтобы разделение труда производило солидарность, — считал Дюркгейм, — недостаточно... того, чтобы каждый имел свое занятие; необходимо еще, чтоб это занятие ему подходило» Дюркгейм пишет о двух формах социальной солидарности — механической и органической, каждая из которых характеризует различные типы связей и отношений между людьми. Механическая солидарность, согласно его терминологии, — это «солидарность по сходствам», т.е. вследствие сходства между людьми. Она существует в неразвитом, архаичном обществе, тогда, когда индивиды мало чем отличаются друг от друга. Механическая солидарность возможна за счет поглощения и даже подавления индивидуальности коллективом, общиной. В развитом обществе на смену механической приходит органическая лидарность. Она возникает и существует в условиях развивающегося разде. ния труда, усиления дифференциации и различий между людьми. Она по, черкивает индивидуальность и личностное начало. Ученый назвал эту форму солидарности органической, потому что в развитом обществе каждый человек выполняет какую-либо специальную функцию в соответствии с разделением труда — подобно тем процессам, которые происходят в организме, когда каждый орган выполняет присущую лишь ему функцию. Теория социального развития и теория промышленного общества. Общество механической солидарности характеризуется: 1) Сегментарным типом организации на клановой основе (слабое взаимодействие между семьями, кланами, индивидами; слабые связи внутри населения малого объема; низкий уровень активности; малая моральная плотность); 2) Нормами, основывающимися на правилах с репрессивными санкциями, преобладанием уголовного права; 3) Большим объемом коллективного сознания, его высокой интенсивностью, определенностью, абсолютной властью над индивидом; 4) Высокой степенью религиозности, трансцендентностью, безусловностью, очевидным приоритетом над индивидуальным сознанием, конкретностью характера, признанием приоритетности общества над интересами индивида в коллективном сознании. Общество с органической солидарностью характеризуется: 1) Морфологической основой, которая формируется системой разделения труда и профессиональной, социальной структурой общества; 2) Высоким уровнем и интенсивностью социальных взаимодействий; 3) Большим объемом населения; высокой материальной и моральной плотностью; 4) Постоянным содержательным взаимодействием; 5) Разрешительным модусом правил, норм, минимумом запретов; 6) Восстановительным правом как основным; разработанной системой правовой организации; 7) Небольшим объемом, невысокой интенсивностью и определенностью общественного сознания; 8) Слабой властью группы; 9) Низким уровнем религиозности, и как следствие, утратой трансцендентности; 10) Провозглашением интересов индивида над интересами общества; 11) Системой гуманных норм, признающих высшей ценностью человека. Самое сложное общество органической солидарности – промышленное общество. Его основу составляет разделение труда, промышленная деятельность, классовая система, профессиональная система, политическая система. В индустриальном обществе существуют ряд проблем: аномия и кризисы. Аномия – общественное состояние, при котором отсутствует четкая моральная регуляция поведения индивидов. Объяснение этого явления Д. искал в неразработанности правил, регулирующих отношения между социальными функциями. Вывод: социолог должен так проводить исследования, чтобы исправить, найти правильное, нужное состояние общества, отталкиваясь от аномального. Конфликты выражаются в революциях, классовой борьбе, напряженных ситуациях в сфере труда, массовой безработице, конфликтах по поводу экономических и политических прав. Вывод: в базовом взаимодействии что-то не так, в отношениях обмена – тоже. Они ведь должны быть свободными, справедливыми. Промышленное общество – классовое общество, определяющий фактор – промышленная система. Это общество оказывается не структурированным. Чем должна быть внутренняя организация общества? Цеховой строй – модель для построения нового гражданского общества; т.е. общество должно самоорганизоваться посредством профессионального разделения труда: профсоюзы, корпорации объединяют людей и защищают их права. Проблема самоубийства Его рассмотрению была посвящена специально большая работа французского социолога. Самоубийство исследуется социологом прежде всего как не индивидуальное, а социальное явление. «Так как самоубийство но самому своему существу носит социальный характер, — пишет Дюркгейм, — то следует рассмотреть, какое место занимает оно среди других социальных явлений» Дюркгейм отмечает, что «процент самоубийств зависит только от социологических причин и что контингент добровольных смертей определяется моральной организацией общества» Своим социологическим этюдом «Самоубийство» Дюркгейм демонстрирует блестящий образец использования официального статистического материала, который систематизируется строго определенным образом и позволяет выявить связи и зависимости между самоубийством и различными социальными факторами, воздействующими на него. Среди последних — факторы пола, семьи, религии, социального статуса, национальных и полц-шческих отношений и ряд других. Другими словами, процент самоубийств французский социолог рассматривает как функцию многих социальных переменных. Главной их чертой является степень социальной интеграции индивида в систему социальных связей и отношений, которая становится основным противостоящим самоубийству заградительным барьером.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 932; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.65.133 (0.007 с.) |