Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет и метод социологии Э.ДюркгеймаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Осн блоки по Дюркгейму: пониятие соц факта, понятие структуры, ф-ии, соц метод. Основа соц метода: найти место соц фактов в структуре через указание на его функции. Понятие солидарности. Дюркгейм (1858-1917) Основные сочинения: «Элементы социологии» (1889), «О разделении общественного труда» (1893), «Правила социологического метода» (1895), «Самоубийство» (1897), «Элементарные формы религиозной жизни» (1912), «Социология и философия» (1924) «Правила социологического метода» 1895 Дюркгейм утверждает, что сц возникает и должна развиваться как самостоятельная наука потому, что существует реальность особого рода, не исследуемая ни одной др наукой. Эту реальность образуют соц факты – «СП-бы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой». (предмет сц) Социальные факты подразделяются в свою очередь на факты коллективного сознания (идеи, чувства, легенды, верования, традиции) (= «духовные») и морфологические факты, обеспечивающие порядок и связь между индивидами: численность и плотность населения, форма жилища, географическое положение и т. д. Принципы социологии (теория социологического метода (подход - «социальный реализм»)): Общество — часть объективной реальности, включенная в общий порядок природы и имеющей свои специфические законы. Общество первично по отношению к составляющим его людям. Изучаемые сц-ей социальные факты объективны и не зависимы от чел-ого произвола. Эта независомость дает право изучать их как вещи, то есть как материальные объекты в естественных науках. Но взамен экспериментального метода (так как сложно создать контролируемую и управляемую ситуацию), основным в социологии является сравнительно-исторический анализ «данных опытного порядка». История – это естественный эксперимент для социолога, который он может анализировать, опираясь на статистические, этнографические, архивные материалы. Дюркгейм сам следовал вышеуказанной методологии. В работе «О разделении общественного труда» 1893 он указал, что соц-ая солидарность — главная сила, цементирующая и сплачивающая общество, создающая общественное целое.она возникает как логическое следствие общ-ого разделения труда, т.е. социализации и распределения людей по профессиям. Два типа солидарности: · Механическая – возникает в силу общности верований и чувств, когда люди поддерживают отношения с теми, кто походит на них по образу мысли и образу жизни · Органическая – возникает в силу разделения по роду деятельности, когда люди поддерживают отношения с теми, кто отличается от них по образу мысли и жизни, но в чьей деятельности они нуждаются для удовлетворения своих потребностей. Различные типы фактов лежат в основе образования социальных форм: простое (или сложное) общество, которым соответствуют механическая и органическая солидарность людей. Концепцию социальной солидарности Дюркгейм использовал также в работе «Самоубийство» 1897. Адекватно объяснить различия в статистических данных о количестве самоубийств в разных странах можно только социологически. Оно зависит от степени социальной интеграции – включенности индивидов в социальные группы и общности. Снижение интеграции, ведет к росту эгоистических убийств. Чрезмерное повышение степени интеграции ведет к увеличению числа самоубийств альтруистического типа, обусловленных поглощением индивидуальности «коллективным сознанием», которое обязывает людей жертвовать собой ради об-ва. Третий тип самоубийств- аномические. Аномия – ситуация неопределенности норм: отсутствие постоянных, изначально и ясно заданных общих ориентиров и конкретных правил поведения ведет к развитию чувства отчужденности, распространению конфликтов и саморазрушительного поведения. Есть четвертый тип – фаталистическое самоубийство (результат "гнетущего регулирования" и "физического или морального деспотизма",н-р самоубийство рабов), противополож. аномическому самоубийству. Выход из состояния аномии, свойственного современному обществу, Дюркгейм видел в развитии новых социальных групп – профессиональных корпораций, свободных от средневековой замкнутости и способных выполнить функцию нормативной регуляции и обеспечить индивидам чувство общности и защищенности.
18. предмет и основные категории социологии М.Вебера (1864-1920). Осн блоки: теория идеальных типов, понятие соц действия и типолдогия действия, соц политики, типы господств, соц культуры и религии., рациоанльность, формы рационалдьности «Протестантская этика и дух капитализма» 1905, «О категориях понимающей социологии» 1913, «Экономическая этика мировых религий» 1919, «Хозяйство и общество» 1921 В. - автор понимающей социологии. Представитель традиции Сц номинализма. = Соц реальность не существ независимо от инд-ов. и должна трактоваться в социологии как совокупный эффект индивидуальной деят-ти. В ранних работах Вебер анализировал эк-кую историю, взаимосвязь хоз-ных норм и прав-ых институтов, затем пришел к идее о сц-ом изучении эк-их феноменов. Этот подход он реализовал в раб «Пр этика и дух кап», где на большом историч и статистич материале прослеживал сходство и преемственность между принципами практиковавшегося протестантского мирского аскетизма и принципами капит-ой орг-ции пром-ти и торговли. В кач общей основы протест этики и духа кап представлена хар-ная для западной цив-ции в целом рац-ть – отн-ие к миру с т.з. целесообразности, упоряд-ти, полез-ти, эффект-ти. Капиталистическомуобществу характерно рациональное использование капитала, рациональная организация труда, восприятие человеком труда как «призвания». Соответствующий такому строю определенный тип мышления Вебер называет «духом капитализма». В методологической концепции вебера ключевую роль играет понятие идеального типа. Это теоретическая конструкция, выражающая наиб хар-ые черты изуч явления и служащая ср-вом упорядочения эмпир материала. Такие идеальные типы как «капитализм», «христианство» являются не эмпирич обобщениями, а абстракт моделями, предлагающими целостную, логически непротиворечивую «мысленную картину» и раскрывающими «культурный смысл» соответствующего феномена. Соотнося идеал тип как «рациональную утопию» с реальностью и выявляя расхождения между ними, сц-г может сформулировать общезнач утверждения о соц-историческом смысле явлений, не упуская из виду их индив-ых черт. Важна процедура понимания! Она лежит в осн соц действ => в осн соц реал-ти. Н.понимать смысл взаимод, каким обр мы можем достичь макс эффекта и пр. понимать = знать, разделять, считать допустимым. Т.о. понятный смысл теряет свою субъективность. Он помещен в интерсубъект пр-ве, но пережив-ся как субъективный мотив действия В раб «О категор понимающей сц» был сформулирован тезис о том, что предметом социологии должно быть социальное действие, – это такое действие, кот по предполагаемому действующим индивидом смыслу соотнос-ся с действиями др людей и ориентировано на них. По степени осмысленности и завис от вкладываемого смысла Вебер выделил 4 типа соц действия: 1. Целерациональное: хар-ся сознательным соотнесением целей, средств и возможных последствий поступка 2. Ценностнорациональное: основано на вере в безусловную ценность (этическую, религиозную, эстетическую) совершения определенных поступков, независимо от их последствий 3. Традиционное: баз-ся на длительной привычке совершать опред поступки 4. Аффективное: обусловлено сильными переживаниями (страх, гнев, любовь) В. указ, что власть – рез-т взаимод-я и м.б.интерпретир также как и все ост соц явления. Нов термин – госп-во (тип взаимод.) Три типа господства: • Рациональное (легальное): основано на вере в законность процедур осуществления власти • Традиционное: основано на вере в незыблемость привычных инстанций власти • Харизматическое (божественный дар, греч.): обусловлено верой в сверхъестественные качества властителя - святость, гениальность. лишь первые 2 типа действия полностью относятся к социальным, ибо имеют дело с осознанным смыслом. говоря о ранних типах об-ва, сц-г отмечает, что в них преобладали традиц и аффект действия, а в индустр об-ве – целе- и ценностно-рац-ые с тенденцией доминирования первого. В.: рационализация есть всемирно – исторический процесс. Рац-тся способ ведения хоз-ва, упр-е эк-кой, пол-кой. Рационализируется образ мышления людей, так же как и образ жизни в целом. Веберовская теория рационализации – это, по существу, видение им судеб капитализма, кот по его мнению, опред-ся не спекуляцией, завоеваниями и др авантюрами, а достижениями макс-ой прибыли ср-вами рац-ой орг-ции труда и производства. (Теор капитализма – переход от традиционного общества к индустриальному – процесс рационализации)
Социология П.Сорокина Осн блоки: социолог рев-ии, понятие соц пространства и соц мобильности, соц-культ динамика: культурные сис-мы, суперсист, типы суперсист, понятие интегрализма. Сорокин Амер. социолог рус. происхождения. Эмигр в 1922 г. основные труды: 1. В России: - "Преступление и кара, подвиг и награда" 1914; - "Система социологии" 1920; - "Общедоступный учебник социологии"; 2. В США: - "Социология революции" 1925; - "Социальная мобильность" 1927; - "Современные социологические теории" 1928; - "Социальная и культурная динамика" 1937-41; - "Социологические теории сегодня". Итак, период классических социологических теорий со смертью вебера и Дюркгейма завершён. И что? Одна социология, а доминирующих теории – две! (структурный функционализм дюрк и понимающая социология в.). Задача – объединить их в один подход, берёт на себя Сорокин Питирим. Раб. «совр. сц теор» дана систематиз всех классич конц-ий, и соврем сц представлена как интегральный корпус идей и методов, разраб-ых в 19-нач 20 в. + С.настаивал на соед эмпир и теор сц, критикуя отвлеченное теор-ние и бесссмысл сбор фактов. В работе «Соц моб» С. Рассм. Об-во как соц пр-во – сов-ть статусов (=позиций, хар-зуемых объемом доступных инд-ду благ, набором прав и обяз.) соц пр-во стратифицировано: группы статусов, близких по хар-ам, образуют страты, орг-ые в иерарх порядок. В соц пр-ве инд-ды и гр м перемещ. Стратиф и моб-ть – 2 взаимосв аспекта общ жизни. С. обосновал различие между горизонтальной и вертикальной мобильностью, проанализировав средства и каналы ее достижения. соц моб — естественное сост-е об-ва. Социология революции. Первичной и всеобщей их причиной он считал рост социальной дифференциации и неравенства, усиливающий подавление «базовых инстинктов» масс и подталкивающий их к революционным действиям. Постоянный эффект любого общества заключается в том, что оно отстает в распределении благ для членов в соответствии с их личными качествами и способностями. Этот дефект дополняется биоантропологическими и демографическими факторами, что приводит к постепенному увеличению в страте людей, не соответствующих занимаемой ими социальной позиции. В высшей страте собирается большая группа неспособных индивидов, которые должны перейти в низшую страту. В низшей же накапливается масса талантливых, энергичных людей, которые так же «социально» не на своем месте. Если в обществе не функционируют нормально каналы вертикальной мобильности, позволяющие безболезненно разрешить этот конфликт, оно расплачивается социальной революцией. На первой фазе все «талантливые и энергичные люди» из низшей страты переходят в высшую, но вместе с ними в условиях хаоса туда попадает и много неспособных людей. Из высшей страты удаляются не только дегенераты, но и таланты. На 2 этапе наступает период реакции как неизбежное следствие всякой революции. Ошибочно «сброшенные» таланты возвращаются наверх. Постепенно вновь образуется стабильная стратификация. Он был противником всяких социальных потрясений, в том числе революций, и выступал за нормальный, как он писал, эволюционный путь развития. он утверждал, что более или менее благополучное развитие общества после разрушающей его революции наступает благодаря его «возврату к своим ценностям, прошлым инстинктам и традициям, созидательному труду, сотрудничеству, взаимопомощи и единению всех его членов и социальных групп». Теория Социального пространства Проблемы «социального пространства» П.А. Сорокин исследует во 2 томе «Системы социологии». Социальное пространство — система общественных отношений, в котором человек занимает своё особое место в соответствии с системой координат социального пространства. В качестве таких социальных координат П.А. Сорокин рассматривал пол, возраст, расу, гражданство, религиозную принадлежность, имущественное положение и т.д., то есть социальное пространство многомерно. То есть индивид оказывается членом (абонентом) множества социальных групп. Таким образом, соц пространство - система внутригрупповых и межгрупповых отнош инд-ов. С. отвергает упрощённые попытки деления общества по какому-либо одному признаку (классовому, национальному, расовому, профессиональному и т.д.). Социокультурная динамика Социокульт феномены м. объед-ся и образ-ть устойч.объекты на осн разл причин. 1. форма объед – на простр-временной основе, 2. более уст. – смысловое ед-во, 3.супер-система (внутр. логич. взаимод.систем к-ры). В работе С. представил масштаб теор общ развития как послед-ти идеацион., идеалист., чувств социокульт систем. В осн.каждой лежит «ментальнсть»,кот в виде цен-тей, мировоззрения, умонастр определ хар-р всех сфер жизнед-ти. Идеац. Разв-ся на осн представлений об абсолют реал-ти и цен-ти сверхчувств. Сущностей: бога, души И пр. (Древней Греции (IX—VI вв. до н.э.) и в западноевропейском Средневековье V—XII вв). Чувственная является антиподом идеациональной. Основной принцип фазы — вся истинная реальность воспринимается нашими органами чувств; за тем, что мы можем воспринять, нет сверхчувственной реальности. Общ жизнь строится на осн прагмат и потреб отнош-я людей к окр. Миру. существовал во времена палеолита, в Древней Ассирии, в античной Греции и Риме. Начиная с XV в. он становится доминирующим в Западной Европе, включая и XX столетие. Идеалист система носит промежут хар-р, поск-ку в ней совмещ-ся и уравновеш др друга идеац и чувст Эл-ты. Ее расцвет приходится на золотой век античной культуры (V—IV вв. до н. э.) и раннее европейское Возрождение (XII—XIV вв.). Существует также и четвертый тип культуры, характерный для эпохи упадка, где ценности трех основных типов эклектически сосуществуют, не образуя органической интеграции. Интегрализм. Выраж в том, что охватываются все сц-ие аспекты к-ры. все взаимоотношения различных элементов культуры сведены к трем типам (см.выше). изучение каждого типа культурной интеграции требует своего особого подхода. Например, при изучение 1) – треб-ся составление простого описательного каталога составных частей; 2) – н. использовать причинно-функциональный метод. 3)- использование логико-смыслового метода познания (состоит в нахождении основного принципа ("основания"), который пронизывает все компоненты).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.108.233 (0.012 с.) |