Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальное неравенство и стратификация. Соотношение категорий класс и слой.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Стратификация – от лат. «расслоение». Термин из геологии. В отличие от соц. диф-ии, подразумевающей наличие любых социальных различий, в том числе не связанных с неравенством. Социальная стратификация показывает, что те или иные социальные различия между людьми приобретают характер иерархического ранжирования. Ранжирование означает, что любому Эл-ту присваивается определенный ранг в данной иерархии. Иерархическое ранжирование тождественно упорядоченному неравенству. Мельников: Социальное равенство / неравенство – оценка результатов сравнения статусных позиций, во-первых, являющихся частями единого целого и находящихся в непосредственном взаимодействии, во-вторых, различающихся признаками, занимающими более или менее важное место в системе данной социальной общности. Если п. «различия» охватывает любые несовпадения, то соц. неравенство – это различия в существенно важном для данного общества. Классическая теория соц. страт-и – П. Сорокин. Соц. страт-я – постоянная характеристика любого организованного общества. Def. Сорокина: Социальная стратификация – это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. (Класс здесь – синоним слоя.) Соц. страт-я находит выражение в сущ-ии высших и низших слоев. Ее основа и сущность – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанностей, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Конкретные формы соц. страт-ии м. б. разнообразны, но сводятся к трем основным формам: - экономическая – политическая - профессиональная. Вебер. 3 измерения соц. стратификации: класс, статус, партийная принадлежность. Э. Гидденс. Исторические системы стратификации. С каждым из критериев стратификации связаны способы детерминирования и воспроизводства социального неравенства. Характер расслоения и способы его утверждения в своем единстве образуют то, что и называют системой стратификации. 4 системы: - рабство – форма неравенства, когда один индивид может принадлежать другому как вещь; с-ма основывалась на насильственном труде и была экономически неэффективна; - касты – связ. с Древней Индией, жесткая связь с религией; наличие с-мы разделения труда, почти полное отсутствие вертикальной мобильности; 2 формы мобильности: индивидуальная (в основном, нисходящая) и групповая, которая стремилась к 0, но были случаи, когда целые группы изменяли свое положение в рамках социальной иерархии. Термин «каста» употребл. и вне рамок Индии. # Юг США после гражданской войны: разделение расс было столь велико, что различия можно было трактовать в терминах касты; - сословия – страты с различными правами и обязанностями, закрепленными законодательно (# Табель о Рангах Петра I) и передаваемые по наследству; порождение феодализма. # В Европейском обществе выд. след. сословия: дворянство и аристократия, духовенство, 3е сословие; - классы. В зависимости от кол-ва критериев, стратификация бывает одномерная и многомерная. Класс и слой. Класс имеет много трактовок. Эрих Райт назвал его социологическим хамелионом. Класс (соц-ый класс) – большая гр-а людей, различ-хся по набору определ-ых соц-но-эк-их признаков. По Сорокину (именно он употребил понятие): соц-ный класс – это общность людей, располагающих близкими позициями в отн-ии эк-их, пол-их и професс-ых статусов. Данное понятие не подходит для соц. стратификации – здесь исп. понятие «страта» / «слой». Направление, активно работавшее с понятием «класс» – марксизм. Маркс исследовал отдельные классовые признаки, но целостного определения понятия у него нет. Наиболее удачное марксистское определение понятия «класс» дал Ленин в работе «Великий почин» - о первых коммунистических субботниках: Классы – большие группы людей, различающиеся по: - по их месту в исторически определенной системе общественного производства - по их отношению к средствам производства (большей частью закреплены и оформлены в з-нах) - по их роли в общественной организации труда - по способам получения и размеру той доли общественного богатства, кот. они располагают - классы – это такие группы людей, одна из которых может присваивать себе труд другой, благодаря различию их места в опр. укладе обществ. хоз-ва. По Веберу: классовое расслоение проистекает не только от контроля за сред-ми произв-ва, но и от эк-их различий, прямо не связанных с собственностью. Такие ист-ки включ-т проф. мастерство или квалиф-ии, кот. влияют на виды работ и з/п. => Классы-это виды эк-их возм-тей ин-да на рынке труда. По Р. Дарендорфу: класс. стр-ра производна от стр-ры власти => категорию "класс" н. определять через отн-я власти. Понятие «власть» неразделимо с понятием «борьба за власть», т.е. заложен некий соц-ый конф-т. => Класс – категория, применимая для целей анализа динамики соц-го конф-та и его структурных корней, и этим она может быть четко отделена от страты как категории, используемой для описания иерарх-ой сис-мы в текущий момент. Э. Гидденс: классы – это большие гр-пы людей, отлич-ся по своим общим эк-им возм-ям, кот. значит. влияют на типы их стиля жизни; собст-ное бог-во вместе с занятием состав-т основу класс-го различия. Мельников. Критерии классовой иденти-ции: Отн-ие собств-ти, Фактор контроля, Проф. статус, Отраслевой, Уровень образ-я. Класс. стр-ра современного обества в развитых странах: высший (правящий), средний (белые воротнички= профессионалы), низший – рабочее, низшие служащие. К. Девис: соц. слой – группа людей, находящихся в сходных усл-ях в одинаковом соц. положении. Соц. слой, страта вкл. в себя мн-во людей с общим статусным признаком, статусным положением, чувствующ. себя связаными др. с др. этой общностью. Общий признак: культурные, соц-эк. черты и т.д. ОСНОВАНИЕМ для выделения страты выступает не любой признак, а лишь СТАТУСНЫЙ, т. е. тот, кот. объективно приобретает в данном об-ве ранговый хар-р. Это означает, что страта выд-ся на основе характ-ки, особо значимой в представлении опред-го круга лиц и об-ва. Эта хар-ка, проходя через личностное освоение, детерминируется соц. нормами и ценностями и поддерживается общим консенсусом. (Понятия класс и слой не противоречат друг другу, но дополняют, так как пространство классовых отношений предполагает существование подпространства слоев, как детализирующих компонентов иерархически сконструированной социальной реальности.) Соотношение классовой теории и теории соц. стратификации: - Марксистский вариант: стратификации нет, есть только классы; - Теория классов – вертикальное деление общества, а страты – это перекрестно-горизонтальное. Страты м.б. внутриклассовые и межклассовые. - Классовое деление – частный случай многомерной стратификации.
№9. Понятие социального взаимодействия. Теортетические модели взаимодействия. П.Сорокин «Система социологии»: социальное взаимодействие – основная универсальная единица социологического анализа, ибо вся общественная жизнь и все социальные процессы могут быть разложены на явления и процессы взаимодействия всех или большего числа лиц, и обратно, комбинируя различные процессы взаимодействия, мы можем получить любой из сложнейших общественных процессов. Социальное взаимодействие возможно на различных принципах, следовательно, существуют различные теоретические модели. В\д возм-но при налич 3 эл-тов: личность, об-во, к-ра Макс Вебер ( «Протестантская этика и дух капитализма» 1905, «Экономическая этика мировых религий» 1919, «Хозяйство и общество» 1921) определил сц как науку, изучающую соц действие, под которым он понимал любое действие, ориентированное на мотивы других людей. Оно обладает двумя обязательными чертами: осознанная мотивация и ориентация на других (ожидание). Без первой нельзя говорить о нем как о действии, без второй - называть его социальным. 4 типа действий: Целерациональное - однозначность, осмысленность и ясность цели индивида, рациональное соотнесение с адекватными целями (рациональность в содержании цели и в средствах ее достижения); Ценностно-рациональное - основано на вере в безусловную ценность самого действия., взятое как нечто самодостаточное, независимо от его результатов. Важно не достижение цели, а его собственный характер. Пример: человек несмотря на возможные последствия действует согласно своим убеждениям, понятиям о долге, чести, следование религиозным заповедям; Аффективное: основано на определенном эмоциональном состоянии действующего субъекта (любовь, страсть, ненависть), цель- максимальное удовлетворение данной эмоции; Традиционное: основано на привычке к определенным действиям, автоматический характер, минимальное целеполагание (повседневное поведение). Парсонс: соц.система – система интеракций. Хоманс критиковал П., ведь он гов, что соц сист – сист в/д-й, но не выдел в/д в кач стр-рного Эл-та. Парсонс гов. о действующем лице, т.е. у него действует роль, а не человек => посыл Х.: верните чел-ка! Теория социального обмена Джоржда Хоманса (1910-1989). («Социальное поведение как обмен», «возвращение к человеку» 1994) н. объяснить цели, интересы, потр-ти, кот испыт люди в пр-се повседн.в/д. => ед-ца соц ан-за – в/д как обмен деятельностью. Обмениваться можно чем угодно: знаками внимания, словами, значениями, жестами, символами, материальными предметами. Структура обмена достаточно проста: агенты обмена -два или более человека; процесс обмена -совершаемые по определенным правилам действия; правила обмена -устанавливаемые устно или письменно предписания, допущения и запреты; предмет обмена -товары, услуги, подарки, знаки внимания и т. п.; место обмена -заранее условленное или спонтанно возникшее место встречи. Принципы обмена: 1. постулат успеха. Обмен действ.закреп-ся в том случ, если в/д инд-ов успешно 2. постулат стимула. Обмен действиями закр-ся в том случ, если стимулир-ся. 3. постулат ценности. - если в/д по своим рез-там явл-ся цен-тью д/инд-ов 4. постулат агрессии/одобрения - если м/у в/д-ми инд-ми действует закон дистрибутивной (=распред-ой) справедливости 5. постулат рац-ти – инд-ды, действующие, стрем-ся к расчету при выборе действия. социальное взаимодействие - сложная система обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат. Социальное взаимодействие в символическом интеракционизме: Джордж Герберт Мид (“Мышление, личность, общество” 1934): практически все взаимодействия м/у людьми предполагают обмен символами, мы постоянно ищем ключи к пониманию того, какой тип поведения соответствует данному контексту и как следует интерпретировать намерения других, детали сообщают смысл сказанному или сделанному. Т.о. соц в/д строится на основе взаимного учета ожиданий через символич генерализ. ср-ва ком-ций. Блумер Об-во – сов-ть действующих ед-ц. Действ ед-цы – и личности, и коллективы. Принципы симв.интер.: 1. действие ед-ц происх. В опр. Сит. И ориент-но на нее 2. действ форм-ся путем интерпрет смысла той сит, в кот оно осущ-ся 3. действ.ед-цы в пр-ссе интеракции развивают и приобрет общее поним-е того, как н. дейст-ть. (это дает возм-ть действ одинаково) => В орг-ции чел об-ва действие доминирует над стр-рой! Социальное взаимодействие в феноменологической социологии: А.Шюц («смысловое стр-ние соц мира» 1932): предмет фен-гии – пр-сс конституир-я соц опыта, т.е. предмет соц наук Ш. усматривал в опыте и основ на нем социальном действии. Взаимодействие основано на типических схемах: человек ожидает типичной реакции на типичное действие. Чем выше степень анонимности и типичности взаимодействий, чем более они стандартизованы, тем более согласованно, успешно, "гладко" протекает повседневная жизнь в целом. В драм подходе гофмана: изуч-е техник самовыражения, саморепрезент в соц в/д №10. Понятие социального статуса и социальной роли. Ролевой конфликт. Соц. статус – положение инд-да во в/д с окр-ми людьми, определяющееся объемом доступ. соц. благ (в современном об-ве соц. блага: богатство, власть, престиж). Соц роль - это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный соц статус. В этом смысле статус и роль это две стороны 1 феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль - действием в рамках этой сов-ти прав и обяз. Индивид м. как повысить, так и понизить свой статус (превышение ролевых ожиданий). Обучение ролям: Кажд инд-д в теч-е своей жизни обуч-ся исп самые разн роли. Ролевое обучение им по кр. мере 2 аспекта: 1) необ-мо научиться выполнять обяз-ти и осущ-ть права в соотв-вии с играемой ролью; 2) приобрести установки, чувствования и ожидания, соответствующие данной роли. Этот аспект представляется наиб важным. Нек люди не могут успешно выполнять свою роль, если она в пр-ссе соц-ции не принята ими как стоящая потраченного времени, удовлетворяющая какую-либо их потребность, соответствующая их внутреннему миру. Понятие роли вкл в себя сов-ть ожиданий кажд инд-да в отношении как своего собств поведения, так и поведения др людей при в/д в опр ситуации. Типы соц. статусов: Все соц статусы м подразделить на 2 осн. типа: 1) предписываются индивиду об-вом или гр независимо от его способностей и усилий; 2) те, которые личность достигает своими усилиями. Предписанные статусы, и роли: Простейший путь достижения согласованного исполнения обяз-тей членами об-ва- это разделение всех видов деят-ти на мн-во предписанных ролей и обучение каждой личности с момента ее рождения заранее опред набору ролей. Пол и возраст универсально исп-ся в об-ве как основа для ролевого предписания. Раса, нац-ть, классовая и религ принадлежность также исп-ся во многих об-вах в качестве основы для предписанных ролей. Достигаемые статусы и роли: соц позиция, которая закрепляется ч/з индивидуальный выбор и конкуренцию, опред-ся как достигаемый статус, закрепляется с учетом способностей данной личности, ее исполнительности + в результате везения. Ролевой конфликт. Ролевое поведение: поведение того, кто играет роль. Ролевое поведение отлич от ожидаемого во многих отнош: в интерпретации роли, в личностных хар-ках, изменяющих шаблоны и образцы поведения, в отношении к дан роли, в возможных конф-тах с др ролями. это приводит к тому, что нет 2 инд-дов, играющих данную роль совершенно одинак. В пр-ссе достижения опред статуса и исполнения соответствующей соц роли м. возникнуть ролевое напряжение - трудности при выполнении ролевых обязательств и несоответствия внутр установок личности требованиям роли. Ролевое напряжении м повышаться в связи с неадекватной ролевой подготовкой, или ролевым конфл, или неудачами, возникающими при исполнена дан роли. Неадекватная ролевая подготовка. Обучение исполнению ее соц ролей м. б. успешным только при последовательно подготовке к переходу от одной роли к другой на протяжении все жизни инд-да. Ролевые конфликты. 2 типа ролевых конфл: м/д ролями и в пределах одной роли. Часто 2 или более роли (либо независимые, либо части системы ролей) заключают в себе несовместимые, конфликтующие обяз-ти личности. Очень немногие роли свободны от внутр напряжения и конфл-ов. Если конф-т обостряется, он м привести к отказу от выполнения ролевых обяз-в, отходу от дан роли, внутр стрессу. Мех-мы снижения и преодоления рол конфликта: Рационализация ролей - защита против болезненного восприятия личностью к.-л. ситуации с пом понятий, кот-ые для нее социально и персонально желательны. Разделение ролей временное изъятие из жизни 1 из ролей и выключение ее из сознания инд-да, но с сохр-ем реагирования на систему ролевых треб-ий, присущ дан роли (жестокие правители, палачи и убийцы, которые одновременно были добрыми и заботливыми мужьями и отцами). Регулирование ролей является осознанным и преднамеренным, это формальная процедура, поср-вом кот инд-д освобождается от личной ответ-ти за последствия выполнения им той или иной роли. (муж оправдывается перед женой за длительное отсутствие, говоря, что этого требовала его работа). Преодоление конфликта: один из статусов принимается инд-дом как определяющий во всех соц ролях. №11 Социализация: понятие, виды и агенты. Социализация – процесс усвоения человеком ценностей и норм к-ры, + навыков поведения в об-ве и его подсистемах. Процесс и ср-ва, с пом которых об-во обеспеч. усвоение новым поколением норм и цен-тей к-ры, также наз соц-цией. Социализация 1.Способствует интеграции индивидов на основе соц. ролей.2.Обеспечивает сохранение об-ва благодаря усвоению его нов членами сложившихся в нем убеждений и образцов поведения. 1828 г. – пон-е «с» (как приобретение навыков жизни в об-ве) появ в англ словаре. С совр т.з. соц. продолж-ся всю жизнь. Есть: первич и вторич. Первичная – формирование у ребенка речи, мышления, сознания и самосознания в пр-ссе его общения с окр людьми, усвоение их норм и цен-ей. Рез-т первич с. – возникновение личности с инд-ым ансамблем черт и ее интеграция в общ систему. Вторичная – каждый последующ пр-сс обучения взрослого чел-а, кот позволяет ему освоить новую соц роль и приспособиться к нов соц среде или гр. Ресоц-ция – усвоение нов цен-тей, норм, ролей вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших Альтернация – полная смена личности, т.е. радик ресоц-я. Агенты соц-ции – люди, учрежд, институты, отвеч за усвоение культ цен-тей, норм и ролей (семья, школа, сверстники). Мех-мы соц-ции – стихийные, повседн и спец разработанные приемы и пр-ссы, необх для развития идентич-ти и усв ролей. Виды соц-ции: эк,полит,нравств,проф и пр. Конц-ции соц: Джордж Мид разработал теорию, в которой объясняется сущность пр-сса восприятия инд-ом других личностей и развита концепция "обобщенного другого". "обобщенный другой" представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный "Я"-образ. осознание "обобщенного другого" развивается через процессы "принятия роли" и "исполнения роли". Брим утверждает, что социализация взрослых отличается от социализации детей: · социализация взрослых – изменение внешнего поведения, а в ходе социализации детей происходит формирование ценностных ориентации. · взрослые способны оценивать нормы, а дети могут лишь усваивать их. · социализация взрослых имеет своей целью помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей в большей мере затрагивает сферу мотивации. эволюционный подход: благодаря преодолению кризисов происходит дальнейшее совершенствование личности. Эриксон разраб теорию развития личности, предусматривающую восемь стадий, три из которых присущи взрослым людям. На каждой стадии в жизни индивида возникают определенный кризис или потрясение; переход от одной стадии к следующей происходит благодаря преодолению этого кризиса. З. Фрейд выдвинул на 1 план психологические мех-мы соц-ции: 1) имитация - это осознания попытка ребенка копировать модель поведения; 2) идентификация - это способ осознания принадлежности к конкретной общности. Это позитивные механизмы социализации т.к. они нацелены на усвоение определенного типа поведения; 3) стыд и вина - это негативные механизмы социализации, т.к. они подавляют, либо запрещают некоторые образцы поведения. Цель соц-ции – состояние, когда чел контролирует свои инстинкты Д. Смелзер -сводил социализацию к трем стадиям: 1) стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых; 2) игровая стадия, когда дети осознают поведение как исполнение роли; 3) стадия групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей. Парсонс: соц-ция – пр-сс усвоен соц роли или ролевая тренировка Бихевиоризм: с – пр-сс соц научения (мех-мы: поощрение и наказание)
12. Соц.группа. Гидденс. («Социология») Соц группа - собрание индивидов, которые систематически взаимействуют друг с другом. Группы варьируются в размерах от небольших ассоц до крупномасштаб орг и обществ. Роберт Мертон: («Социальная теория и социальная структура» 1957).Социальная группа - совокупность людей, которые опр образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадл к данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других. Классификация социальных групп. 1. Большие –опосред взаимодействие 2. малые. Люди могут входить в непоср контакт. Либо диада либо триада - нижний предел. Есть т. зр. 30-45. Часто встречающаяся величина: 5-7. + пост,врем,ситуативные Выделение первич и вторич соц.групп. (Кули) Первичные состоят из неб числа людей, м\у кот. устанавливаются прямые контакты, отражающие различн. аспекты их личностей. В рамках гр-ы будут действовать непосредственно личностные или эмоциональные связи. Вторич гр сост из людей, м/у кот. почти отсутствуют эмоц связи, а их в/д-ие обусловлено стремлением к достиж. опред. целей. В этих гр будут превалировать инструментальные или функцион связи. Вторич гр более многочисл и м содержать в своей стр-ре неск-ко первич гр. Детище менеджмента - деление групп на формальные и неформ гр. Сорокин («Система социологии», том 2). задается целью выделить наиб важные соц группы- те гр, кот наиб могущественны, т.е. кот оказывают наиб давление или влияние на ход обществ процессов и на судьбу населения вообще, кот играют значит истор роль. Ур-нь могущ-ва соц гр б зависеть от критериев: Количество членов гр, Степень распространенности дан гр, Степ. Солид-ти, Ст. организованности, Имеющ в её распоряжения технич аппарат возд-я на поведение людей Вводит в оборот 3 понятия, без кот недостижимо выделение важных соц гр и ан-за стр-ры населения вообще. Элементарное коллективное единство (элементарная соц группа) - реальная, а не мнимая совокуп-ть лиц, объед в одно в/д-ющее целое к.-л. 1 признаком достаточно ясным и определенным и не сводимым на др признаки. (муж-ны, жен-ны, мусульмане, пенсионеры) Кумулятивное коллективное единство (кумулятивная соц группа) - не один признак, а набор более сходных элементар признаков. (женщины бальзаковского возраста) Сложный социальный агрегат (население вообще) -соединение лиц, вкл. в себя 2 или большее число различ элементар колл. единств или 2 или большее число различ кумулят. гр или и элементар и кумул. коллектив. нд-ва вместе. Сложным социальным агрегатом фактически является всякое население, занимающее ту или иную общую терр-рию.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.65.133 (0.011 с.) |