Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы и методы социального программирования.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Социальное программирование - способ постановки управленч-й задачи исходя из стратег-х целей разв-я соц-ой системы и актуальных проблем ее функц-ния, а также выбор наиболее эффект-го варианта ее решения, включая целевое распред-ие ресурсов. Принципы программ-ия – это рабочие правила по формир-ю программных документов на основе познания закономер-тей функц-ния и разв-я, практики и ценностей данной общности; это правила осуществления программной деятельности. Делятся на: § общие (технологические) принципы программ-я (справедливы для всех типов программ-я в рамках программно-целевого управления: § принцип целевой ориентации: ориентация управленч. деят-ти, управленч реш-ий на стратегич. цели развития, а не на «сиюминутное» реш-е соц. проблем без привязки к долговременным перспективам развития. Построения иерархически развернутой системы целей, обоснования целевых нормативов. § принцип комплексности: комплексный охват всей системы меропр-й, ведущих к намеч. цели, их межведомственную координацию, установление взаимосоглас-ой последов-ти дейс-й по реализации намеченных задач. § принцип системности: программный объект, сама программа, ее цели и результаты рассм-ся как открытые соц-е системы. Системный анализ - шагов: формул-ка целей и задач анализа; опред-е границ системы, отдел-е ее от окруж среды; опред-е состава ее элементов+их взаимосвязей; описание структуры системы; анализ свойств и функций системы; конструирование системной модели. § принцип вариативности программных решений: существует мн-во вариантов достижения поставленной цели, выбираем тот, который обесп-т достиж-е реальной цели реальными средствами. Программа — набор сценариев.
§ специфические (принципы собственно социального программирования): расстановка социально-политических приоритетов: не все проблемы решаются программным способом, соц-полит.приоритеты устан-ся по принципу значимости цели, приоритетных соц.групп, приоритетность их интересов адресность (ориентация на клиентные группы): программы ориент-ны на реш-е проблем конкретных соц-х групп, отражают избирательность соц политики и дея-ти органов управления. прогрессивность социальных норм и нормативов: позволяет отразить в содержании соц-х программ динамизм жизненных усл-й, потр-тей и интересов. Изм-ся усл-я жизни=>должны кач-но возрастать и соц-е нормы, кол-но выраженные в соц-х нормативах. гласность и участие общественности: позволяет расширить возм-ти контроля заинтерес-х сторон. Методы привлечения: выяв-е мнения по актуал-м вопросам; общ-ная экспертиза подготов-х решений; участие в составе рабочих групп или посредством организации референдумов… Принципы программирования реализуются посредством методов программирования. Методы социального программирования – это конкр-е способы разработки и внедрения программ-х док-тов, осущ-я программной деят-ти. В соц-м программ-ии испол-ся методы разл-х наук: социологии, статистики, эконом-е методы, методы упр-я § Аналитические методы: диагностика соц-х проблем, ситуационный анализ, анализ политик, программные оценки (соотношение результатов и затрат), факторный анализ. Представляют собой различные аспекты системного анализа. Обл.применения: опред-е перечня проблем, разр-ка конц-и и сценариев прог-мы; контроль за реал-ей. Моделирование: концептуальное, математическое, графическое. инфо о программ-мых процессах и объектах. Обл.прим: анализ соц-ой сит-ции; построение целевой, обеспечивающей и орган-ной стр-ры программы. Методы декомпозиции: построение дерева целей, матрицы систем. Позв-ет конкрет-ть цели, придать им удобный для упр-я вид. Обл. прим: форм-е целевой структуры прог-ы. Игровые методы: методы мат-кой теории игр, деловая игра, мозговой штурм. Игра в программ-ии - имитация действий участников прогр-ы на модели программного объекта. Способ-т повышению кач-ва, соглас-ти управ-ских решений благодаря объед-ию и комбинир-ию творческих усилий различных специалистов. Обл.применения: разработка мероприятий программы, согласование их между собой, определение зон ответ-ти и т.п. Экспертные методы: ранжирование, деловое совещание, конференция. Когда формал-е критерии неприемлимы или мало эффективны для реш-ия задач выбора. Обл.прим: распред-е ресурсов программы; соглас-ие вариантов реш-я задач; выбор наилучшего. Плановые расчеты: нормативный, балансовый, вариантных, последовательных приближений, оптимизационный, метод критического пути. С их помощью осуществл. распред-е ресурсов между исполнителями и координация деятельности последних. Прогнозные обоснования: метод социальных образцов, экстраполяция, сценарный метод, трендовое моделирование. Позвол. учесть многообразие возм-тей развития программ-го объекта, неоднозначность послед-вий реал-ии выбранного варианта изменений и связанной с ним стратегии управления. Обл.применения: постановка целей; оценка последствий и эффект-ти прогр. мероприятий В програм-и испол-ся широкий спектр методов, многие из которых заим-ны из других областей деят-ти, непоср-но связ-х с программ-ем. В то же время программная деят-ть послужила толчком к разр-ке новых методов, кот-е впоследствии стали широко исп-ся и вне программ-ия (построения дерева целей).
44. Планирование социально-экономических процессов: понятие, содержание, методы. Планирование (П) – сложный соц-эк и организационно-полит процесс →нет одного определения. П- механизм увязки потреб и возможностей. 1) Сыроежин И. М. (сов.экономист): П – процесс принятия решений, охватывающий все элементы стр-ры общ хоз-ва.. 2) К. Ландауэр: П – процесс осозн координирующей деят-ти по регулир общ-ом процессов функционир индивид агентов, ориентированной на принятие решений в общих целях. Конечный рез-т П на опред момент времени – план: по форме - документ, к-ый включает: текстовая часть, плановые таблицы (показатели на базовый период и плановые показатели), мероприятия; по содержанию – выражение потребностей, интересов и целей и возможностей по их достижению. Типы П: 1) директивное П:, на базе единой гос соб-ти на средства произ-ва, плановые показатели – директивные задания из центра, от вышестоящих органов к нижестоящим. 2) Индирективное П: на базе гос соб-ти, план – осн инструмент У, но исп эк регуляторы для распределения ресурсов (цены, % ставки, кредиты). 3) Регулятивное П: при смеш эк-ке, не толко распределение гос ресурсов, но и актив воздейтсвие на функц-е частного сектора (Б. Деллаго), план и рынок – одинак значимость, но решают разные задачи, компенсируют ошибки др др. 4)индикативное П: смешанная эк-ка, осн задача П – координация в исп гос ресурсов, план – вспомогат инструмент У, выполняет прогнозно-аналит, информац и координац функции. П как функция У – обособившийся вид управленч деят-ти (подготовка, формулировка, принятие управл решений). Субъекты – осн действ лица и непосредствен участники планового процесса (центр и регион органы власти и упр-я, органы П или соц-эк развития, представители крупного бизнеса, ассоциации предпринимателей, профсоюзы, финансисты, крупные ученые, научно-исслед ин-ты и др). Объекты – народное хоз-во: система расшир воспроизв-ва в исторически опр терр границах. Предмет П: совок-ть соц и эк процессов в их наиб значимых св-вах, Соц процессы – произв-во и восп-во чел и об-ва во взаимосвязи с условиями их сущ-я. Эк процессы – произ-во и движение продуктов в их натур-вещ и стоимостной форме. Характерные черты П: Сочетание научности и интуиции; Сочетание директивности и индикативности; Сочетание партийности и всеобщности (увязка противоречивых интересов). Система соц-эк П: а) Отчетные документы (инф для анализа хода выполнения плана), б) Предплановые документы: (инфо для компл анализа достигнутого уровня соц-эк развития страны), в) Плановые документы: разраб органами П, утверждаются обычно законад органами власти, носят нормат-распоряд хар—р.. Методы Соц-Эк П: 1.Аналитические: способы и приемы сбора отчетной и плановой инфо и ее анализ: наблюдение, бюджетные обследования, контент-анализ, анализ отчетных, предплановых и плановых документов, анкетный опрос, интервью, экспертный опрос и др. 2.Статистические методы: группировка, сравнение, пофакторный анализ, индексный анализ, метод корреляции и др. 3.Плановые методы: а) Программно-целевой метод (ПЦМ): выявление комплексных проблем, опред конкретных целей, определение целереализующего комплекса, разработка системы мероприятий, обоснование целевого распределения ресурсов. Б) Нормативнй метод: Используются технико-эк (расходование сырья), эк (соотношение производ труда и его оплаты), соц (обеспеченность жильем, продолжит раб дня) нормативы. В)Балансовый метод: осн метод П, служит для увязки общ потребностей и возможностей в условиях ограниченных ресурсов. Г) Метод вариантных приближений возможностей как сокращения потребностей, так и увеличения ресурсов. Д) Метод последовательных приближений: посубъектное балансирование, е) Оптимизационные методы: система методов обоснования наилучшего с т зр критерия оптимальности плана соц-эк развития. № 45 Соц. защита - гарантии помощи, предостав-ые госуд-м, а также частными организ-ми всему населению или, что чаще, нуждающимся в помощи категориям: одиноким матерям, многодетным семьям, семьям социального риска, пенсионерам, инвалидам и т.д. В узком смысле соц. защита направлена на поддержку слабо защищенных слоев населения. В Ш-м смысле: поддержка всех граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию (в том числе и коммерч. организациями, например, страховыми компаниями). Распространяется на всех граждан, проживающих на территории РФ, независимо от гражданства. Субъекты соц. защиты - гос. органы соц.защиты нас-я, обществ орг-ции(профсоюзы), благотворит орг-ции и фонды. Соц. Защита - это важнейшая функция гос-ва. Основ напр-ния: 1.Индексация доходов (пересчет и изменение денежных доходов населения(заработной платы, пенсий, стипендий) с учетом динамики розничных цен для полной или частичной компенсации потерь в доходах в результате инфляции) населения и обеспечение минимальных соц. гарантий по доходам 2. Регулирование соц. сферы с помощью минимальных соц. стандартов и нормативов. 3. Социальное страхование - базовый институт защиты населения в рыночной экономике. Проблемы соц. страхования: - не отрегулирована система финансирования; Сумма Единого социального налога постоянно обсуждается, Финансовая отв субъектов соц. страхования не определена окончательно. 4. Соц. обеспечение – это институт соц. защиты, направленный на матер поддержку(пособия, компенсации) граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию. Финансирование производится только из бюджета. Категории граждан, которым в 1-ю очередь требуется соц-я защита: 1.Пенсионеры, получающие гос. Пенсии (военные, гос. служащие, инвалиды войн, соц. пенсионеры). 2.Граждане, получающие пособие из федерального бюджета (безработные, дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей). 3.Получающие компенсац выплаты (мигранты, беженцы, жены военных). 4.получающие льготы в натуральной форме (в данный момент проведена монетизация льгот) (в виде единого соц. пакета) инвалиды всех категорий. Государ-ые формы: а) доступное здравоохр-е, б) доступное образов-е,в) пенсионное обесп-е, г) с-ма соц-го обслуж-я и предостав-я соц-х услуг, д) обеспеч-е пособиями и компенсациями. Негосудар-ые формы: а) добровольное соц-ое страхование.б) благотворит-ть,в) частные системы здравоохр-ия и др. В РФ за социальную защиту отвечает Мин-во здравоохр-ия и соц-го развития РФ.(Т. Голикова).Система соц-ой защиты вкл-т действие бюджетных и внебюджетных фондов на разл-х Ур-ях: федер-ом, регион-ом, местном. Государ-ные внебюджетные фонды, обеспечив-е соц-ую защиту в РФ:Пенсионный фонд РФ,Фонд соц-го страх-ия РФ, Фонд обязат-го мед-го страхов-ия
№ 46 Экономич сц: предмет, метод, этапы становления. 1ое знач. Эк-ка – область общ отн-й по поводу произ-ва, распред-я, обмена и потреб-я, а также эффек использования рес-сов.(сфера отношений) 2ое знач. Эк-ка – сфера, обеспечивающ жизнедеят-ть об-ва (товары и услуги для потребления) (сфера деят-ти). ЭС - междисц науч напр-е, исслед соц механизм функц-я и разв эк-ки. ЭС рассм эк жизнь как взаимод-е общ групп, к-е занимают разное место в истор опр системе общ пр-ва, выполняют специф производ и соц функции, наделены неодинак правами и обязанностями, отл уровнем дохода и потребления, и к-м присущи особые интересы, потреб-ти, ценн ориентации, характер поведения, образ жизни в целом. Подходы к опр-ю предмета – в зав-ти от общей методолог установки. Позитивизм: предмет ЭС – иссл-е и установл-е наиб общих законов взаимод-я соц и эк фактов. Материалистический подход: изучение соц явлений в их обусловленности экон базисом. Понимающая сц: иссл-е смысла и внутр мотивов деят-ти ч-ка в эк сфере. Т. о., предмет исследования ЭС – эк-ка и об-во в их взаимосвязи и взаимообусловленности, исследование их в/д-я и взаимовлияния. Конечная цель ЭС – гармонизация этого в/д. => задачи ЭС: 1. Исслед-е взаимод-я эк-ки и об-ва. 2. Анализ неэк факторов эк развития. 3. Объяснение мотивов и смысла эк поведения людей. История ЭС. 1этап. 2-я пол 18в. А. Смит. теория эк либерализма. критика идей меркантилистов, признав торговлю основой создания богатства нации и накопление золота, деньги — важ целью для дост процветания страны. Не наличие денеж запасов опр благосост гос-ва, а труд людей и созд им продукты. С. именно труд поставил в основу своего теор анализа эк-ки, заложил теорию стоим-ти, что явл новой антропоцентрической, т.е. подчеркивающей значимость чел-ка – идеей о соц природе эк жизни. 2 этап К.Маркс. Метод анализа общ явлений с т.з. класс подхода, осн на выяснении роли и места чел-а в системе общ производства. Одним из первых Маркс попытался представить историю чел-ва как закономер смену сп-бов производства. Именно он уловил в экон сфере, в среде технологических отношений произ-ва особые соц отношения, которые возникают между людьми, уч в экон пр-ссе. Социально-истор школа полит экономии в Германии. Ф.Лист, В.Рошер, Б.Гильдебранд, К.Книс, Г.Шмоллер, Л.Брентано, К.Бюхер. Исследовали хоз развитие обществ в ист ретроспективе. Анализируя хоз жизнь от древнейших времен до современности, они рассматривали многие?-ы взаимосвязи эк-ки с религией, правом, этикой и др сферами общ жизни. 3 этап Собственно социолог иссл-е эк-ки. с кон 90-х гг. XIX в. по начало XX в. Э. Дюркгейм («О разделении общественного труда» (1893), М. Вебер («Протестантская этика и дух капитализма», 1905), Р. Штаммлера (взаимосвязь экономики и права). Немного позднее появл труды экономистов, затрагив соц проблемы начала века. В. Зомбарт («Буржуа», история капитализма и его классовая структура). Дж.М. Кейнс (например, "Общая теория занятости, процента и денег"): критикуя эк либерализм, поставил под сомнение возм-ть саморегуляции рын эк-ки и подчеркнул роль гос-ва в ее стабилизации – во многом создание теор предпосылок ЭС. 4 этап. ЭС как отд отрасль социологии. в 1950-1960-х гг. благодаря усилиям Т.Парсонса («Система современных обществ».) и Н.Смелсера (методология структ-функц анализа к иссл-ю взаимод-я эк-ки и об-ва). Согласно им, Предмет любой отрасл социологии – исслед-е взаимод-я подсистемы об-ва и др подсистем, Парсонс: Соц сис-ма: 4 подсис-мы: 1) Эк-ка (адаптация): жизнед-ть и взаимод об-ва с окр средой. цель – обеспечение товаров и услуг для потреб-я 2) Пол-ка (целеполаг): приоритет цели направ-я общ развития. 3) Социетальное сообщество (интеграция): ин-ты соц контроля (право, нормы и др). 4) Культура (поддержание образца): включение чел в сущ социо-культ порядок . Функц стр-ра самой эк-ки: 4 подсис-мы: 1) Производство (адаптация) 2) Капитализация и инвестиции (целеполаг) 3) Предпринимательская (интеграция) 4) Эк культура (поддер образца). 5этап. Совр (с 80-90-х гг 20в) Термин “Новая ЭС” 1985 - статья - Грановеттера “Экономическое действие и соц структура: проблема включенности”. Эк-ие действия включены в конкр системы соц отн-ий, эк поведение включено в сети межлич отн. (чел ищет работу по знакомству), тем самым подвергается критике предположение об изолирован экономических агентов. Ж. Бодрийяр “Система вещей” 1995: человек потребляет не вещи, а культ знаки, символы вещей; потр-е - не матер практика. Совр пром-ть создает искусственно недолговечные товары. Об-во информирует покупателя с пом рекламы о его собств желаниях, создавая иллюзию выбора. Дж.Гелбрейт “Об-во изобилия” 1958: нарушается осн принцип стоимостной эк-ки - эквивалентности затрат рез-там. Теперь меньшие затраты ведут к большим рез-там (высокие технологии), на 1 место выходят потр-ти, кот раньше были вторич (потр в питании, жилье, здравоохранении так или иначе удовлетворяются). Методы исследования ЭС: Метод теоретического анализа: Классич ЭС: - 1) позитивизм (Конт, Спенсер, Дюркгейм, Мосс, Симиан): 2 группы факторов эк и соц, н определить функц взаимосвязь. 2) материалистич метод (Маркс, А. Стинчкомб «Экономическая социология» 1983): определить атомы в соц жизни, из кот-х строится все в соц жизни,эк стр-ра явл материей соц жизни 3). понимающая сц (Вебер: как меняется рац-ть в развитии об-ва и эк-ки, н разобраться в скрытом смысле взаимодействия, эк действие рассматривается с т.з. его смысл стр-ры 4) метод формальной соц/л (Зиммель «Философия денег» 1907): сц изучает не содержание, стр-ру действия, а форм орг действия. Задача – установить типовые формы. Неоклассич ЭС: - структурно-функ анализ (Парсонс): системный подход, эк-ка – подсистема. Методы эмпирических соц исследований: анкетирование, интервью, наблюдение, анализ документов, эксперимент + математические, статистические методы, методы эк наук. 47. Предмет и метод социологии труда. СТ – отрасл дисциплина (является теорией ср уровня), базируется на общей социологической теории, но и форм свой подход. Осн изучаемое явл-е - труд как соц феномен. Труд – осознанная целенапр общественно обусловл дея-ть, напр на изм самого ч-ка и об-ва, с целью получ общественно полезной материальной ценности. Социальный компонент труда – взаимод чел-ка, об-ва и природы. Это взаимод-е опосредовано обществ отн-ми, нормами и установками. Труд явл социально зависимой дея-ю, т.к. ч\з об-во происх оценка человеч деят-ти. т Предмет СТ – структура и мех-мы соц-трудовых отн-ий, соц процессы в сфере труда; поиск общих закономерностей взаимодействия, анализ взаимосвязей труда как соц института с др соц инст-ами. Концепции: А.Смит. 1776 «Исследование о причинах и природе богатства народов». Заложил основы полит экономии, критика меркантилизма (деньги выше всех ост товаров т.к. они не уничтожимы в обмене). Произв-во и труд – центр виды дея-ти в об-ве. Труд – всеобщ мера ценности товаров => все виды труда с соц т.зр равнозначны. Соц стр-ра об-ва зависит от его эк отн-ий. Осн классы опр-ся исходя из эк хар-к (видов дохода): рабочий класс – з\пл; капиталисты – прибыль; землевладельцы – рента. Рабочие д.б. заинтересованы в капиталистическом разв-ии об-ва, т.к. рост капитала => спрос на раб силу высок => растет ее цена. Природа действия ч-ка в эк сфере – утилитарно-рац, рац эгоизм – ведущий принцип эк отношений людей. Роль эк-ки в об-ве: это отд самодостат система, имеет мех-мы саморегуляции, естест з-н спроса, предл и конкуренции, при этом гос-во не д.б. собственником и не д. устанавливать монополии, т.к. оно заботится о производителе, а потр-ль – в проигрыше. Маркс «Экономико-философские рукописи 1844 года», «Капитал». Труд – 1) идеальная дея-ть (есть цель, ср-ва, образ рез-та), 2) материальная дея-ть, 3) в продукте труда отчуж дух его создателя, 4) основа по отн к др видам дея-ти Иссл-е капит формы труда. Осн хар-ка – отчуждение. 1. Отчуждение от соб-ти. 2. Отчуждение ч-ка от ч-ка (у рабочего и хозяина противоп интересы). 3. Трудящийся отчуждается от потр-ти в труде и человек – сам от себя. Труд уже выст не как самоцель, но как ср-во удовл-я потр-тей => жизнь стан-ся ср-вом к жизни. В труде рабочий не утверждает себя, а отрицает. Ч-к при капит-ме сущ-ет как обесчеловеченный товар. Деньги из посред-ка стан-ся господином. Именно отсюда произрастают отн-я собств-ти, классы, а не наоборот. д\Маркса трудовое содержание стоим-ти важно как пок-ль его соц содержания. Только труд, а не земля и не капитал, производят стоим-ть. В самом базисе производств отн-я яв ведущими по отн к производит силам. Вебер. «Хозяйство и об-во», «Протест этика и дух капит-ма». связь этики и религии с возникн капиталист труда. Капиталистическая мотивация труда носит целерац хар-р (пуританская конц-я – труд д.б. самоцелью), социалистическая – ценностно-рац, докапиталистич – традиц (стимул – приемлемый стандарт жизни, трудится, чтобы заработать ср-ва к жизни). Разделение труда: а) Техническое (в зав-ти от функций и от дифференциации действий) б) экономическое (в зав-ти от орг-ии предпр-я) в) социальное (в зав-ти от обладания ср-вами произ-ва). Виды присвоения права на труд: присвоение труда самим раб-ком (пример: цеховые мастера), владельцем раб-ка (крепостной труд), организацией рабочих (профсоюз). Э.Дюркгейм 1893 «О разделении общественного труда». Социальная ф-я разд.труда. – создание солидарности (орг – когда люди все больше отл друг от друга и начинают взаимодополнять друг друга, в отл-ии от мех солид-ти в доиндустр об-вах). Причины р.т.: 1. распад сегментарной стр-ры об-ва. 2. Рост физич и моральной плотности (на ограниченной терр-ии однородные об-ты приходят в конфликтное состояние). 3. Др соц причины: переход к монотеизму, к городскому образу жизни. Метод СТ: метод – способ теоретического или эмпир получения информации в пр-ссе исследования. Каждое науч напр имеет свой метод, собств методологию Осн ключ аспектом метода соц труда явл тот факт, что труд социален. Труд имеет истор х-ер (сильнейшая корреляция м/у трудом и развитием). СТ использует общенаучные методы: диалектический (познание действительности в ее развитии и самодвижении согласно 3м законам диалектики – отрицание отрицания, единство и борьба противоп, переход количества в качество); структурно-функциональный; типологизация и классификация, систематизация и.т.д. И методы сбора и обработки информации: опросы, наблюдение, анализ документов, экспертные методы (кач и колич).
№ 48 Сущность и назначение соц. прогнозирования Прогнозирование - это исследование возможных состояний объекта в будущем. (Объект в данном случае - конкретная орг-ция, явление или процесс). Занимается тем, что определяет вероятность реализации того или иного сост объекта. Предмет: исследования воспроизводства закономерностей и перспектив развития объекта. 3 подотрасли в связи со спецификой объекта: 1)научно- техническая: объект- научно –технический прогресс; предмет – сфера науки, технологий, анализ развития НИОКР (научно –иссл. и опытно- конструкторские разработки). Наука- увелич производ. силу, влияет на экономику, нематериальное производство. 2)Экономическое прогнозирование: Предмет- природные и трудовые рес-сы, основные фонды, производственные отношения, пр-сс воспроизводства эк-ки (темпы, стр-ра и ее динамика, эффективность, валютно-финансовый механизм). 3)Социальное прогнозир-е: Предмет: демографическое воспроизводство, соц. стр-ра, соц. время и его структура (рабочее и свободное). Соц. прогнозирование изучает общественный сектор (безопасность, культура. наука, образование, медицина. здравоохр.) горизонт прогноза - период, на который он рассчитан. Классификация прогнозов по срокам: 1)Оперативное-до 1-2 лет2)Краткосрочное-от 1-2 до 5 лет 3) среднесрочное- от 5 до10 лет4) Долгосрочное – от 10 до 15 лет.5)Сверхдолгосрочное- до 20 лет. На объект влияют внешние факторы: прогнозный фон – совокупность внешних факторов, кот оказывают воздействие на объект прогноза. Верифиация – истинность прогноза Назначение прогнозирования: А) раскрывается в его функциях: 1) Дескриптивная - исследовательская 2) прескриптивная – управленческая, рекомендательная. Назначение проявляется в единстве этих 2 функций. Б) Заключается в характеристике его как прикладной дисциплины. В этом смысле соц. прогнозирование предназначено для того, чтобы выводы и положения фундаментальной соц. науки реализовать на практике.
49. соц антропология: предмет и осн проблемы. Антропология – наука, изучающая чел-а в к-ре, формы физической и культурной деятельности человека в условиях географически и исторически различных культур. СА – наука, изучающая народы мира с целью выяснения особенностей их социальной орг-ции. (видные представители Ф.Бард, Ф.Хэтман, Маркус Бенкс, Уил Кимлика, Ч. Тейлор, Эрки Асп) Объект СА – концепт культуры как конкретно-ист формы орг-ии человеч опыта как культурного, так и социального, физич и историч. К-ра - не только культура определенной этнической гр (этническая культура), но также различ формы проф культуры, субкультуры(молодежная, н-р), а также культура социума(социум- политически организованное соц. пространство, нац-ое об-во.) Предмет: Дж. Фрезер, Р. Браун, Б. Малиновский – изучение социальной организации и соц отношений. Следует отличать от культ антропологии, которая развита в основном в США (там она понимается сост частью единого антрополог знания, включающего в себя 4 основные субдисциплины — физическую антропологию, археологию, лингвистич антропологию, культурную антропологию. культур антропологи заним изучением культурных составляющих общ-ой жизни. Европейские же ученые отн антроп к одной из отраслей социолог знания, Такому пониманию соотв название «СА». Различия между 2 этими трактовками являются весьма незначительными. многие авторы даже предпоч употребл термин социально-культурная антропология (В.А. Тишков и др.). Возникла СА как науч дисциплина, изучающая первобыт чел-ка, экзот культуры и об-ва дикарей, как отрасль естественнонауч знания. Постеп трансформировалась в сравнит иссл-я образа жизни людей, цель – глубокое познание потенциала чел-ка, а также основ и форм его жизнед-ти. => изучает формы к-ры, отличные от западной, отличные от др законов об-ва. Совр об-во плюрализуется, происходит смешение к-р, развитие коммуникаций, туризм и т.п. – в этом контексте соц антр ориентируется на изучение детерминированных к-рой соц процессов и взаимодействий на различ уровнях. Соотн сц и СА. 4 ракурса 1) Гиденс-сц изучает совр зап общества, СА изучает архаичные об-ва. Но в контексте совр соц процессов такое проведение границ становится невозможным и в усл 20 века антропология занимается изучением в том чиле и западной культуры в сравнении. 2) Связан с методом исследования. Часто ставят знак рав-ва м/у кач методами и соц антроп. Только недавно эти методы были перенесены в социологию (собственно этнографические методы) 3) Именно локальный, ясно очерченный уровень сообществ (СА еще называют микросоциологией.) 4) СА рассматр к-ры именно в сравнительном аспекте. Принципы антроп исследования: 1) Холи́зм («целый, цельный») — идеалистическое учение, рассматривающее мир как рез-т творческой эволюции, направляемой нематериальным «фактором целостности», 2) принцип контекстуальности (рассматривается только в контексте дан об-ва), релятивности. 3) относительности, наш образ жизни только 1 из неск-ких стандартов). Проблемы совр СА. 1) культурной и социальной стабильности (главная причина нестабильности – интенсивные миграц пр-ссы, вследствие чего меняется этническая структура, культурная идентичность, возникают этнокульт островки в пределах национального общества. Миграция приводит к изменению качества соц. структуры об-ва. 2) Связ с изучением нарастающей культ плюрализации, межкультурного взаимод-я, когда культура больше не связана с территорией и т.п. 3) Связ с изуч бедности и маргинальных групп.4) С развитием методологии антропологии, чтобы она была применима к изучению совр обществ. Любые эмп иссл-я предполагают, что иссл-ль учитывает более сложный контекст (пример: иссл-е, проведенное на макроуровне, должно учитывать макроуровень). 5) Проблема научной этики (много лит-ры, кот провоцирует этнич конф-ты).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.237 (0.018 с.) |