Принципы и методы социального программирования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы и методы социального программирования.



Социальное программирование - способ постановки управленч-й задачи исходя из стратег-х целей разв-я соц-ой системы и актуальных проблем ее функц-ния, а также выбор наиболее эффект-го варианта ее решения, включая целевое распред-ие ресурсов. Принципы программ-ия – это рабочие правила по формир-ю программных документов на основе познания закономер-тей функц-ния и разв-я, практики и ценностей данной общности; это правила осуществления программной деятельности. Делятся на:

§ общие (технологические) принципы программ-я (справедливы для всех типов программ-я в рамках программно-целевого управления:

§ принцип целевой ориентации: ориентация управленч. деят-ти, управленч реш-ий на стратегич. цели развития, а не на «сиюминутное» реш-е соц. проблем без привязки к долговременным перспективам развития. Построения иерархически развернутой системы целей, обоснования целевых нормативов.

§ принцип комплексности: комплексный охват всей системы меропр-й, ведущих к намеч. цели, их межведомственную координацию, установление взаимосоглас-ой последов-ти дейс-й по реализации намеченных задач.

§ принцип системности: программный объект, сама программа, ее цели и результаты рассм-ся как открытые соц-е системы. Системный анализ - шагов: формул-ка целей и задач анализа; опред-е границ системы, отдел-е ее от окруж среды; опред-е состава ее элементов+их взаимосвязей; описание структуры системы; анализ свойств и функций системы; конструирование системной модели.

§ принцип вариативности программных решений: существует мн-во вариантов достижения поставленной цели, выбираем тот, который обесп-т достиж-е реальной цели реальными средствами. Программа — набор сценариев.

 

§ специфические (принципы собственно социального программирования):

расстановка социально-политических приоритетов: не все проблемы решаются программным способом, соц-полит.приоритеты устан-ся по принципу значимости цели, приоритетных соц.групп, приоритетность их интересов

адресность (ориентация на клиентные группы): программы ориент-ны на реш-е проблем конкретных соц-х групп, отражают избирательность соц политики и дея-ти органов управления.

прогрессивность социальных норм и нормативов: позволяет отразить в содержании соц-х программ динамизм жизненных усл-й, потр-тей и интересов. Изм-ся усл-я жизни=>должны кач-но возрастать и соц-е нормы, кол-но выраженные в соц-х нормативах.

гласность и участие общественности: позволяет расширить возм-ти контроля заинтерес-х сторон. Методы привлечения: выяв-е мнения по актуал-м вопросам; общ-ная экспертиза подготов-х решений; участие в составе рабочих групп или посредством организации референдумов…

Принципы программирования реализуются посредством методов программирования.

Методы социального программирования – это конкр-е способы разработки и внедрения программ-х док-тов, осущ-я программной деят-ти. В соц-м программ-ии испол-ся методы разл-х наук: социологии, статистики, эконом-е методы, методы упр-я

§ Аналитические методы: диагностика соц-х проблем, ситуационный анализ, анализ политик, программные оценки (соотношение результатов и затрат), факторный анализ. Представляют собой различные аспекты системного анализа. Обл.применения: опред-е перечня проблем, разр-ка конц-и и сценариев прог-мы; контроль за реал-ей. Моделирование: концептуальное, математическое, графическое. инфо о программ-мых процессах и объектах. Обл.прим: анализ соц-ой сит-ции; построение целевой, обеспечивающей и орган-ной стр-ры программы. Методы декомпозиции: построение дерева целей, матрицы систем. Позв-ет конкрет-ть цели, придать им удобный для упр-я вид. Обл. прим: форм-е целевой структуры прог-ы. Игровые методы: методы мат-кой теории игр, деловая игра, мозговой штурм. Игра в программ-ии - имитация действий участников прогр-ы на модели программного объекта. Способ-т повышению кач-ва, соглас-ти управ-ских решений благодаря объед-ию и комбинир-ию творческих усилий различных специалистов. Обл.применения: разработка мероприятий программы, согласование их между собой, определение зон ответ-ти и т.п. Экспертные методы: ранжирование, деловое совещание, конференция. Когда формал-е критерии неприемлимы или мало эффективны для реш-ия задач выбора. Обл.прим: распред-е ресурсов программы; соглас-ие вариантов реш-я задач; выбор наилучшего. Плановые расчеты: нормативный, балансовый, вариантных, последовательных приближений, оптимизационный, метод критического пути. С их помощью осуществл. распред-е ресурсов между исполнителями и координация деятельности последних. Прогнозные обоснования: метод социальных образцов, экстраполяция, сценарный метод, трендовое моделирование. Позвол. учесть многообразие возм-тей развития программ-го объекта, неоднозначность послед-вий реал-ии выбранного варианта изменений и связанной с ним стратегии управления. Обл.применения: постановка целей; оценка последствий и эффект-ти прогр. мероприятий

В програм-и испол-ся широкий спектр методов, многие из которых заим-ны из других областей деят-ти, непоср-но связ-х с программ-ем. В то же время программная деят-ть послужила толчком к разр-ке новых методов, кот-е впоследствии стали широко исп-ся и вне программ-ия (построения дерева целей).

 

44. Планирование социально-экономических процессов: понятие, содержание, методы.

Планирование (П) – сложный соц-эк и организационно-полит процесс →нет одного определения. П- механизм увязки потреб и возможностей. 1) Сыроежин И. М. (сов.экономист): П – процесс принятия решений, охватывающий все элементы стр-ры общ хоз-ва.. 2) К. Ландауэр: П – процесс осозн координирующей деят-ти по регулир общ-ом процессов функционир индивид агентов, ориентированной на принятие решений в общих целях. Конечный рез-т П на опред момент времени – план: по форме - документ, к-ый включает: текстовая часть, плановые таблицы (показатели на базовый период и плановые показатели), мероприятия; по содержанию – выражение потребностей, интересов и целей и возможностей по их достижению. Типы П: 1) директивное П:, на базе единой гос соб-ти на средства произ-ва, плановые показатели – директивные задания из центра, от вышестоящих органов к нижестоящим. 2) Индирективное П: на базе гос соб-ти, план – осн инструмент У, но исп эк регуляторы для распределения ресурсов (цены, % ставки, кредиты). 3) Регулятивное П: при смеш эк-ке, не толко распределение гос ресурсов, но и актив воздейтсвие на функц-е частного сектора (Б. Деллаго), план и рынок – одинак значимость, но решают разные задачи, компенсируют ошибки др др. 4)индикативное П: смешанная эк-ка, осн задача П – координация в исп гос ресурсов, план – вспомогат инструмент У, выполняет прогнозно-аналит, информац и координац функции. П как функция У – обособившийся вид управленч деят-ти (подготовка, формулировка, принятие управл решений). Субъекты – осн действ лица и непосредствен участники планового процесса (центр и регион органы власти и упр-я, органы П или соц-эк развития, представители крупного бизнеса, ассоциации предпринимателей, профсоюзы, финансисты, крупные ученые, научно-исслед ин-ты и др). Объекты – народное хоз-во: система расшир воспроизв-ва в исторически опр терр границах. Предмет П: совок-ть соц и эк процессов в их наиб значимых св-вах, Соц процессы – произв-во и восп-во чел и об-ва во взаимосвязи с условиями их сущ-я. Эк процессы – произ-во и движение продуктов в их натур-вещ и стоимостной форме. Характерные черты П: Сочетание научности и интуиции; Сочетание директивности и индикативности; Сочетание партийности и всеобщности (увязка противоречивых интересов). Система соц-эк П: а) Отчетные документы (инф для анализа хода выполнения плана), б) Предплановые документы: (инфо для компл анализа достигнутого уровня соц-эк развития страны), в) Плановые документы: разраб органами П, утверждаются обычно законад органами власти, носят нормат-распоряд хар—р.. Методы Соц-Эк П: 1.Аналитические: способы и приемы сбора отчетной и плановой инфо и ее анализ: наблюдение, бюджетные обследования, контент-анализ, анализ отчетных, предплановых и плановых документов, анкетный опрос, интервью, экспертный опрос и др. 2.Статистические методы: группировка, сравнение, пофакторный анализ, индексный анализ, метод корреляции и др. 3.Плановые методы: а) Программно-целевой метод (ПЦМ): выявление комплексных проблем, опред конкретных целей, определение целереализующего комплекса, разработка системы мероприятий, обоснование целевого распределения ресурсов. Б) Нормативнй метод: Используются технико-эк (расходование сырья), эк (соотношение производ труда и его оплаты), соц (обеспеченность жильем, продолжит раб дня) нормативы. В)Балансовый метод: осн метод П, служит для увязки общ потребностей и возможностей в условиях ограниченных ресурсов. Г) Метод вариантных приближений возможностей как сокращения потребностей, так и увеличения ресурсов. Д) Метод последовательных приближений: посубъектное балансирование, е) Оптимизационные методы: система методов обоснования наилучшего с т зр критерия оптимальности плана соц-эк развития.

№ 45 Соц. защита - гарантии помощи, предостав-ые госуд-м, а также частными организ-ми всему населению или, что чаще, нуждающимся в помощи категориям: одиноким матерям, многодетным семьям, семьям социального риска, пенсионерам, инвалидам и т.д. В узком смысле соц. защита направлена на поддержку слабо защищенных слоев населения. В Ш-м смысле: поддержка всех граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию (в том числе и коммерч. организациями, например, страховыми компаниями). Распространяется на всех граждан, проживающих на территории РФ, независимо от гражданства. Субъекты соц. защиты - гос. органы соц.защиты нас-я, обществ орг-ции(профсоюзы), благотворит орг-ции и фонды. Соц. Защита - это важнейшая функция гос-ва. Основ напр-ния: 1.Индексация доходов (пересчет и изменение денежных доходов населения(заработной платы, пенсий, стипендий) с учетом динамики розничных цен для полной или частичной компенсации потерь в доходах в результате инфляции) населения и обеспечение минимальных соц. гарантий по доходам 2. Регулирование соц. сферы с помощью минимальных соц. стандартов и нормативов. 3. Социальное страхование - базовый институт защиты населения в рыночной экономике. Проблемы соц. страхования: - не отрегулирована система финансирования; Сумма Единого социального налога постоянно обсуждается, Финансовая отв субъектов соц. страхования не определена окончательно. 4. Соц. обеспечение – это институт соц. защиты, направленный на матер поддержку(пособия, компенсации) граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию. Финансирование производится только из бюджета. Категории граждан, которым в 1-ю очередь требуется соц-я защита: 1.Пенсионеры, получающие гос. Пенсии (военные, гос. служащие, инвалиды войн, соц. пенсионеры). 2.Граждане, получающие пособие из федерального бюджета (безработные, дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей). 3.Получающие компенсац выплаты (мигранты, беженцы, жены военных). 4.получающие льготы в натуральной форме (в данный момент проведена монетизация льгот) (в виде единого соц. пакета) инвалиды всех категорий. Государ-ые формы: а) доступное здравоохр-е, б) доступное образов-е,в) пенсионное обесп-е, г) с-ма соц-го обслуж-я и предостав-я соц-х услуг, д) обеспеч-е пособиями и компенсациями. Негосудар-ые формы: а) добровольное соц-ое страхование.б) благотворит-ть,в) частные системы здравоохр-ия и др. В РФ за социальную защиту отвечает Мин-во здравоохр-ия и соц-го развития РФ.(Т. Голикова).Система соц-ой защиты вкл-т действие бюджетных и внебюджетных фондов на разл-х Ур-ях: федер-ом, регион-ом, местном. Государ-ные внебюджетные фонды, обеспечив-е соц-ую защиту в РФ:Пенсионный фонд РФ,Фонд соц-го страх-ия РФ, Фонд обязат-го мед-го страхов-ия

 

№ 46 Экономич сц: предмет, метод, этапы становления. 1ое знач. Эк-ка – область общ отн-й по поводу произ-ва, распред-я, обмена и потреб-я, а также эффек использования рес-сов.(сфера отношений) 2ое знач. Эк-ка – сфера, обеспечивающ жизнедеят-ть об-ва (товары и услуги для потребления) (сфера деят-ти). ЭС - междисц науч напр-е, исслед соц механизм функц-я и разв эк-ки. ЭС рассм эк жизнь как взаимод-е общ групп, к-е занимают разное место в истор опр системе общ пр-ва, выполняют специф производ и соц функции, наделены неодинак правами и обязанностями, отл уровнем дохода и потребления, и к-м присущи особые интересы, потреб-ти, ценн ориентации, характер поведения, образ жизни в целом. Подходы к опр-ю предмета – в зав-ти от общей методолог установки. Позитивизм: предмет ЭС – иссл-е и установл-е наиб общих законов взаимод-я соц и эк фактов. Материалистический подход: изучение соц явлений в их обусловленности экон базисом. Понимающая сц: иссл-е смысла и внутр мотивов деят-ти ч-ка в эк сфере. Т. о., предмет исследования ЭС – эк-ка и об-во в их взаимосвязи и взаимообусловленности, исследование их в/д-я и взаимовлияния. Конечная цель ЭС – гармонизация этого в/д. => задачи ЭС: 1. Исслед-е взаимод-я эк-ки и об-ва. 2. Анализ неэк факторов эк развития. 3. Объяснение мотивов и смысла эк поведения людей. История ЭС. 1этап. 2-я пол 18в. А. Смит. теория эк либерализма. критика идей меркантилистов, признав торговлю основой создания богатства нации и накопление золота, деньги — важ целью для дост процветания страны. Не наличие денеж запасов опр благосост гос-ва, а труд людей и созд им продукты. С. именно труд поставил в основу своего теор анализа эк-ки, заложил теорию стоим-ти, что явл новой антропоцентрической, т.е. подчеркивающей значимость чел-ка – идеей о соц природе эк жизни. 2 этап К.Маркс. Метод анализа общ явлений с т.з. класс подхода, осн на выяснении роли и места чел-а в системе общ производства. Одним из первых Маркс попытался представить историю чел-ва как закономер смену сп-бов производства. Именно он уловил в экон сфере, в среде технологических отношений произ-ва особые соц отношения, которые возникают между людьми, уч в экон пр-ссе. Социально-истор школа полит экономии в Германии. Ф.Лист, В.Рошер, Б.Гильдебранд, К.Книс, Г.Шмоллер, Л.Брентано, К.Бюхер. Исследовали хоз развитие обществ в ист ретроспективе. Анализируя хоз жизнь от древнейших времен до современности, они рассматривали многие?-ы взаимосвязи эк-ки с религией, правом, этикой и др сферами общ жизни. 3 этап Собственно социолог иссл-е эк-ки. с кон 90-х гг. XIX в. по начало XX в. Э. Дюркгейм («О разделении общественного труда» (1893), М. Вебер («Протестантская этика и дух капитализма», 1905), Р. Штаммлера (взаимосвязь экономики и права). Немного позднее появл труды экономистов, затрагив соц проблемы начала века. В. Зомбарт («Буржуа», история капитализма и его классовая структура). Дж.М. Кейнс (например, "Общая теория занятости, процента и денег"): критикуя эк либерализм, поставил под сомнение возм-ть саморегуляции рын эк-ки и подчеркнул роль гос-ва в ее стабилизации – во многом создание теор предпосылок ЭС. 4 этап. ЭС как отд отрасль социологии. в 1950-1960-х гг. благодаря усилиям Т.Парсонса («Система современных обществ».) и Н.Смелсера (методология структ-функц анализа к иссл-ю взаимод-я эк-ки и об-ва). Согласно им, Предмет любой отрасл социологии – исслед-е взаимод-я подсистемы об-ва и др подсистем, Парсонс: Соц сис-ма: 4 подсис-мы: 1) Эк-ка (адаптация): жизнед-ть и взаимод об-ва с окр средой. цель – обеспечение товаров и услуг для потреб-я 2) Пол-ка (целеполаг): приоритет цели направ-я общ развития. 3) Социетальное сообщество (интеграция): ин-ты соц контроля (право, нормы и др). 4) Культура (поддержание образца): включение чел в сущ социо-культ порядок . Функц стр-ра самой эк-ки: 4 подсис-мы: 1) Производство (адаптация) 2) Капитализация и инвестиции (целеполаг) 3) Предпринимательская (интеграция) 4) Эк культура (поддер образца). 5этап. Совр (с 80-90-х гг 20в) Термин “Новая ЭС” 1985 - статья - Грановеттера “Экономическое действие и соц структура: проблема включенности”. Эк-ие действия включены в конкр системы соц отн-ий, эк поведение включено в сети межлич отн. (чел ищет работу по знакомству), тем самым подвергается критике предположение об изолирован экономических агентов. Ж. Бодрийяр “Система вещей” 1995: человек потребляет не вещи, а культ знаки, символы вещей; потр-е - не матер практика. Совр пром-ть создает искусственно недолговечные товары. Об-во информирует покупателя с пом рекламы о его собств желаниях, создавая иллюзию выбора. Дж.Гелбрейт “Об-во изобилия” 1958: нарушается осн принцип стоимостной эк-ки - эквивалентности затрат рез-там. Теперь меньшие затраты ведут к большим рез-там (высокие технологии), на 1 место выходят потр-ти, кот раньше были вторич (потр в питании, жилье, здравоохранении так или иначе удовлетворяются). Методы исследования ЭС: Метод теоретического анализа: Классич ЭС: - 1) позитивизм (Конт, Спенсер, Дюркгейм, Мосс, Симиан): 2 группы факторов эк и соц, н определить функц взаимосвязь. 2) материалистич метод (Маркс, А. Стинчкомб «Экономическая социология» 1983): определить атомы в соц жизни, из кот-х строится все в соц жизни,эк стр-ра явл материей соц жизни 3). понимающая сц (Вебер: как меняется рац-ть в развитии об-ва и эк-ки, н разобраться в скрытом смысле взаимодействия, эк действие рассматривается с т.з. его смысл стр-ры 4) метод формальной соц/л (Зиммель «Философия денег» 1907): сц изучает не содержание, стр-ру действия, а форм орг действия. Задача – установить типовые формы. Неоклассич ЭС: - структурно-функ анализ (Парсонс): системный подход, эк-ка – подсистема. Методы эмпирических соц исследований: анкетирование, интервью, наблюдение, анализ документов, эксперимент + математические, статистические методы, методы эк наук.

47. Предмет и метод социологии труда. СТ – отрасл дисциплина (является теорией ср уровня), базируется на общей социологической теории, но и форм свой подход. Осн изучаемое явл-е - труд как соц феномен. Труд – осознанная целенапр общественно обусловл дея-ть, напр на изм самого ч-ка и об-ва, с целью получ общественно полезной материальной ценности. Социальный компонент труда – взаимод чел-ка, об-ва и природы. Это взаимод-е опосредовано обществ отн-ми, нормами и установками. Труд явл социально зависимой дея-ю, т.к. ч\з об-во происх оценка человеч деят-ти. т Предмет СТ – структура и мех-мы соц-трудовых отн-ий, соц процессы в сфере труда; поиск общих закономерностей взаимодействия, анализ взаимосвязей труда как соц института с др соц инст-ами. Концепции: А.Смит. 1776 «Исследование о причинах и природе богатства народов». Заложил основы полит экономии, критика меркантилизма (деньги выше всех ост товаров т.к. они не уничтожимы в обмене). Произв-во и труд – центр виды дея-ти в об-ве. Труд – всеобщ мера ценности товаров => все виды труда с соц т.зр равнозначны. Соц стр-ра об-ва зависит от его эк отн-ий. Осн классы опр-ся исходя из эк хар-к (видов дохода): рабочий класс – з\пл; капиталисты – прибыль; землевладельцы – рента. Рабочие д.б. заинтересованы в капиталистическом разв-ии об-ва, т.к. рост капитала => спрос на раб силу высок => растет ее цена. Природа действия ч-ка в эк сфере – утилитарно-рац, рац эгоизм – ведущий принцип эк отношений людей. Роль эк-ки в об-ве: это отд самодостат система, имеет мех-мы саморегуляции, естест з-н спроса, предл и конкуренции, при этом гос-во не д.б. собственником и не д. устанавливать монополии, т.к. оно заботится о производителе, а потр-ль – в проигрыше. Маркс «Экономико-философские рукописи 1844 года», «Капитал». Труд – 1) идеальная дея-ть (есть цель, ср-ва, образ рез-та), 2) материальная дея-ть, 3) в продукте труда отчуж дух его создателя, 4) основа по отн к др видам дея-ти Иссл-е капит формы труда. Осн хар-ка – отчуждение. 1. Отчуждение от соб-ти. 2. Отчуждение ч-ка от ч-ка (у рабочего и хозяина противоп интересы). 3. Трудящийся отчуждается от потр-ти в труде и человек – сам от себя. Труд уже выст не как самоцель, но как ср-во удовл-я потр-тей => жизнь стан-ся ср-вом к жизни. В труде рабочий не утверждает себя, а отрицает. Ч-к при капит-ме сущ-ет как обесчеловеченный товар. Деньги из посред-ка стан-ся господином. Именно отсюда произрастают отн-я собств-ти, классы, а не наоборот. д\Маркса трудовое содержание стоим-ти важно как пок-ль его соц содержания. Только труд, а не земля и не капитал, производят стоим-ть. В самом базисе производств отн-я яв ведущими по отн к производит силам. Вебер. «Хозяйство и об-во», «Протест этика и дух капит-ма». связь этики и религии с возникн капиталист труда. Капиталистическая мотивация труда носит целерац хар-р (пуританская конц-я – труд д.б. самоцелью), социалистическая – ценностно-рац, докапиталистич – традиц (стимул – приемлемый стандарт жизни, трудится, чтобы заработать ср-ва к жизни). Разделение труда: а) Техническое (в зав-ти от функций и от дифференциации действий) б) экономическое (в зав-ти от орг-ии предпр-я) в) социальное (в зав-ти от обладания ср-вами произ-ва). Виды присвоения права на труд: присвоение труда самим раб-ком (пример: цеховые мастера), владельцем раб-ка (крепостной труд), организацией рабочих (профсоюз). Э.Дюркгейм 1893 «О разделении общественного труда». Социальная ф-я разд.труда. – создание солидарности (орг – когда люди все больше отл друг от друга и начинают взаимодополнять друг друга, в отл-ии от мех солид-ти в доиндустр об-вах). Причины р.т.: 1. распад сегментарной стр-ры об-ва. 2. Рост физич и моральной плотности (на ограниченной терр-ии однородные об-ты приходят в конфликтное состояние). 3. Др соц причины: переход к монотеизму, к городскому образу жизни. Метод СТ: метод – способ теоретического или эмпир получения информации в пр-ссе исследования. Каждое науч напр имеет свой метод, собств методологию Осн ключ аспектом метода соц труда явл тот факт, что труд социален. Труд имеет истор х-ер (сильнейшая корреляция м/у трудом и развитием). СТ использует общенаучные методы: диалектический (познание действительности в ее развитии и самодвижении согласно 3м законам диалектики – отрицание отрицания, единство и борьба противоп, переход количества в качество); структурно-функциональный; типологизация и классификация, систематизация и.т.д. И методы сбора и обработки информации: опросы, наблюдение, анализ документов, экспертные методы (кач и колич).

 

№ 48 Сущность и назначение соц. прогнозирования

Прогнозирование - это исследование возможных состояний объекта в будущем. (Объект в данном случае - конкретная орг-ция, явление или процесс). Занимается тем, что определяет вероятность реализации того или иного сост объекта. Предмет: исследования воспроизводства закономерностей и перспектив развития объекта. 3 подотрасли в связи со спецификой объекта: 1)научно- техническая: объект- научно –технический прогресс; предмет – сфера науки, технологий, анализ развития НИОКР (научно –иссл. и опытно- конструкторские разработки). Наука- увелич производ. силу, влияет на экономику, нематериальное производство. 2)Экономическое прогнозирование: Предмет- природные и трудовые рес-сы, основные фонды, производственные отношения, пр-сс воспроизводства эк-ки (темпы, стр-ра и ее динамика, эффективность, валютно-финансовый механизм). 3)Социальное прогнозир-е: Предмет: демографическое воспроизводство, соц. стр-ра, соц. время и его структура (рабочее и свободное). Соц. прогнозирование изучает общественный сектор (безопасность, культура. наука, образование, медицина. здравоохр.) горизонт прогноза - период, на который он рассчитан. Классификация прогнозов по срокам: 1)Оперативное-до 1-2 лет2)Краткосрочное-от 1-2 до 5 лет 3) среднесрочное- от 5 до10 лет4) Долгосрочное – от 10 до 15 лет.5)Сверхдолгосрочное- до 20 лет. На объект влияют внешние факторы: прогнозный фон – совокупность внешних факторов, кот оказывают воздействие на объект прогноза. Верифиация – истинность прогноза Назначение прогнозирования: А) раскрывается в его функциях: 1) Дескриптивная - исследовательская 2) прескриптивная – управленческая, рекомендательная. Назначение проявляется в единстве этих 2 функций. Б) Заключается в характеристике его как прикладной дисциплины. В этом смысле соц. прогнозирование предназначено для того, чтобы выводы и положения фундаментальной соц. науки реализовать на практике.

 

49. соц антропология: предмет и осн проблемы. Антропология – наука, изучающая чел-а в к-ре, формы физической и культурной деятельности человека в условиях географически и исторически различных культур. СА – наука, изучающая народы мира с целью выяснения особенностей их социальной орг-ции. (видные представители Ф.Бард, Ф.Хэтман, Маркус Бенкс, Уил Кимлика, Ч. Тейлор, Эрки Асп) Объект СА – концепт культуры как конкретно-ист формы орг-ии человеч опыта как культурного, так и социального, физич и историч. К-ра - не только культура определенной этнической гр (этническая культура), но также различ формы проф культуры, субкультуры(молодежная, н-р), а также культура социума(социум- политически организованное соц. пространство, нац-ое об-во.) Предмет: Дж. Фрезер, Р. Браун, Б. Малиновский – изучение социальной организации и соц отношений. Следует отличать от культ антропологии, которая развита в основном в США (там она понимается сост частью единого антрополог знания, включающего в себя 4 основные субдисциплины — физическую антропологию, археологию, лингвистич антропологию, культурную антропологию. культур антропологи заним изучением культурных составляющих общ-ой жизни. Европейские же ученые отн антроп к одной из отраслей социолог знания, Такому пониманию соотв название «СА». Различия между 2 этими трактовками являются весьма незначительными. многие авторы даже предпоч употребл термин социально-культурная антропология (В.А. Тишков и др.).

Возникла СА как науч дисциплина, изучающая первобыт чел-ка, экзот культуры и об-ва дикарей, как отрасль естественнонауч знания. Постеп трансформировалась в сравнит иссл-я образа жизни людей, цель – глубокое познание потенциала чел-ка, а также основ и форм его жизнед-ти. => изучает формы к-ры, отличные от западной, отличные от др законов об-ва. Совр об-во плюрализуется, происходит смешение к-р, развитие коммуникаций, туризм и т.п. – в этом контексте соц антр ориентируется на изучение детерминированных к-рой соц процессов и взаимодействий на различ уровнях. Соотн сц и СА. 4 ракурса 1) Гиденс-сц изучает совр зап общества, СА изучает архаичные об-ва. Но в контексте совр соц процессов такое проведение границ становится невозможным и в усл 20 века антропология занимается изучением в том чиле и западной культуры в сравнении. 2) Связан с методом исследования. Часто ставят знак рав-ва м/у кач методами и соц антроп. Только недавно эти методы были перенесены в социологию (собственно этнографические методы) 3) Именно локальный, ясно очерченный уровень сообществ (СА еще называют микросоциологией.) 4) СА рассматр к-ры именно в сравнительном аспекте. Принципы антроп исследования: 1) Холи́зм («целый, цельный») — идеалистическое учение, рассматривающее мир как рез-т творческой эволюции, направляемой нематериальным «фактором целостности», 2) принцип контекстуальности (рассматривается только в контексте дан об-ва), релятивности. 3) относительности, наш образ жизни только 1 из неск-ких стандартов). Проблемы совр СА. 1) культурной и социальной стабильности (главная причина нестабильности – интенсивные миграц пр-ссы, вследствие чего меняется этническая структура, культурная идентичность, возникают этнокульт островки в пределах национального общества. Миграция приводит к изменению качества соц. структуры об-ва. 2) Связ с изучением нарастающей культ плюрализации, межкультурного взаимод-я, когда культура больше не связана с территорией и т.п. 3) Связ с изуч бедности и маргинальных групп.4) С развитием методологии антропологии, чтобы она была применима к изучению совр обществ. Любые эмп иссл-я предполагают, что иссл-ль учитывает более сложный контекст (пример: иссл-е, проведенное на макроуровне, должно учитывать макроуровень). 5) Проблема научной этики (много лит-ры, кот провоцирует этнич конф-ты).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.019 с.)