Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Методы и процедуры исследования в социологии управления.

Поиск

1. Социологические исследования систем управления

2. Разработка программы социологических исследований

3. Методы социологических исследований в государственном и муниципальном управлении.

4. Метод установления в исследовании проблемной ситуации.

Практическое занятие (2 часа). Составление программы пилотажного социологического исследования государственного и муниципального управления. Форма проведения: работа в группах (7-10 чел). Обсуждение результатов социологического исследования.

Презентация эссе.

Рекомендуемая литература:

1. Белановский С. А. Глубокое интервью: Учеб. пособие для студентов вузов / С.А. Белановский. – М.: Никколо М, 2001. – 320 с.

2. Белановский С.А. Метод интервью в исследованиях экономических процессов. Научный доклад на соискание ученой степени доктора социологических наук / С.А. Белановский. – М., 1994; http://socioline.ru/_seminar/library/metod/bel_interv.rar.

3. Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью: (Учеб.-метод. пособие) / С.А. Белановский; Рос. АН. Ин-т народнохоз. прогнозирования. – М.: Наука, 1993. – 349 с.

4. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию / В.В. Семенова. – М.: Добросвет, 1998. – 292 с.

5. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание соц. реальности / В.А. Ядов в сотрудничестве с В.В. Семеновой. – 7-е изд. – М.: Институт социологии РАН: Добросвет, 2003. – 596с.

6. Ядов, В. А. Социологические исследования: методология, программа, методы. М.,1995.

 

Организация самостоятельной работы студентов

График самостоятельной работы

№ п/п Тема Вопросы, выносимые на СРС Содержание СРС Форма контроля СРС Учебно-методическое обеспечение
           
  Риски социальной трансформации российского общества: управленческий аспект Риски и управление. Стадиальная составляющая риска. Системные характеристики цивилизационного кода. Подходы к проблеме рисков. Риски, коренящиеся в технологических аспектах человеческой деятельности. Риски фазового перехода от экстенсивной к интенсивной стратегии управления. Глобализационные риски. Трансформирующееся российское общество: интегративные и дезинтегративные факторы управления.   СМ, ПДР З ДЛ27, ДЛ28
  Идентичность и конфликтность в организационном взаимодействии.   Социальная идентичность: подходы и принципы исследования. Типы и компоненты идентичности. Показатели идентичности как показатели организационной адаптации. Власть как субъект формирования организационной идентичности. Организационная адаптация. Конструирование организационной идентичности в процессе управления.   СМ, УМ Б ОЛ4, ОЛ5, ОЛ12, ДЛ2
  Управленческая элита: структура, динамика формирования Способности к управленческой деятельности. Профессионально важные качества управленца. Понятие лидерства. Лидеры в организации. Типологии и функции лидерства. Типы лидерства. Лидерство и руководство. Понятие руководства. Стили руководства. Управленческий цикл руководителя. Мышление управленческой элиты и принятие решений. Особенности профессиональной подготовки кадров управления. Социальная монополия в управлении: региональные аспекты.   СМ, ПДР ОБС ОЛ1, ОЛ7, ДЛ14,ДЛ21
  Эффективность государственного и муниципального управления: структура, критерии, показатели Объективация управления. Результаты управления. Определение эффективности управления. Виды эффектов. Социальная эффективность управления: её структура, критерии, показатели. Модели социального управления. Анализ и оценка социальной эффективности управления. Опыт управленческого развития разных стран. Источники и факторы эффективности управления. «Опережающее состояние» управления.   ПКСР Б ОЛ3, ОЛ6, ДЛ7, ДЛ18

 

В графе 1 проставляется порядковый номер занятия. Во второй графе указывается тема, по которой организуется СРС, в третьей – конкретизируются вопросы темы.

Графа 4 включает перечень конкретных заданий, выдаваемых студентам для самостоятельного выполнения. Заполняется с использованием условных обозначений:

СМ – подготовка к практическому (лабораторному, семинарскому) занятию;

ПКР – подготовка к контрольной работе;

УМ – изучение учебного материала;

СК – изучение учебного материала и составление конспекта;

ПДР – подготовка реферата;

СЗД – составление задач, вопросов, кроссвордов, тестов, ситуаций;

РОР – рецензирование и оценка письменных работ;

ДИ – участие в разработке деловой игры;

ПКСР – подготовка к написанию курсовой (расчетно-графической) работы (проекта);

АО – участие в конкурсах, круглых столах, олимпиадах, диспутах и т.д.

Формы контроля СРС, указываемые в графе 5, подразумевают способы, с помощью которых преподаватели осуществляют контрольные функции за выполнением самостоятельной работы студентов, заполняются с помощью условных обозначений:

Б – беседа индивидуальная или с группой;

КО – контрольный опрос;

КР – контрольная работа;

РПР – рецензирование письменных работ студентов;

З – заслушивание на занятиях подготовленных работ;

ОБС – обсуждение на занятиях результатов.

Графа «Учебно-методическое обеспечение» подразумевает указание перечня литературы, средств обучения, необходимых для выполнения заданий.

Учебно-методическое обеспечение оформляется как ОЛ 1 (если источник находится в списке основной литературы), ДЛ 15 (если источник находится в списке дополнительной литературы) и т.д., номер информационного источника соответствует его порядковому номеру в списке литературы, приведенном ниже

 

Темы рефератов:

1. Возникновение и развитие социологии государственного и муниципального управления, становление социологии государственного и муниципального управлении.

2. Кибернетический и синергетический подходы к социальному управлению.

3. Роль социолога в управленческой деятельности.

4. Возможности и направления технологизации социального управления.

5. Роль и специфика социального управления.

6. Роль бизнеса в социальном управлении.

7. Роль некоммерческих организаций в социальном управлении.

8. Манипулятивная стратегия социального управления.

9. Система социального партнерства в государственном и муниципальном управлении.

10. Социальные патологии и кризисы в государственном и муниципальном управлении.

11. Стратегия устойчивого развития общества.

12. Социальные механизмы инновационных процессов в государственном и муниципальном управлении.

13. Современные концепции социально-проектной деятельности.

14. Значение социальных организаций в современных обществах.

15. Естественный и искусственный государственный интерес.

16. Механизм разработки государственного интереса.

17. Виды манипулирования: экономическое, политическое, бюрократическое, идеологическое, психологическое.

18. Способы адаптации организации к внешней социальной среде.

19. Проблемы эффективности и ответственности управленческой деятельности.

20. Человеческий фактор и его роль в управлении.

21. Основные элементы организационного управления. Новые тенденции в организационном управлении.

22. Коммуникативные процессы: управленческо-социологический анализ.

23. Информационное обеспечение в государственном и муниципальном управлении и его место в управленческом цикле.

24. Роль социологической информации в анализе управленческой деятельности и управленческих отношений.

25. Управленческое решение и его социальная природа. Роль социологии в выборе и обосновании решений.

26. Информационное обеспечение управленческих решений в государственном и муниципальном управлении.

27. Инновационные изменения в государственном и муниципальном управлении. Типология инноваций.

28. Социальное прогнозирование: особенности и перспективы развития.

29. Роль общественного мнения в государственном и муниципальном управлении.

30. Гуманизация труда: качество трудовой жизни, эргономика, обогащение работы, делегирование ответственности.

31. Власть, и доверие (лояльность) в управленческой деятельности.

32. Гуманизация управленческой деятельности.

33. Повышение эффективности взаимодействия руководителя и коллектива.

34. 34. Социальное партнерство как основа регулирования социальных отношений в государственном и муниципальном управлении.

35. Место и роль образования в системе социализации личности.

35. 36. Взаимосвязь социально-экономических, политических и национальных отношений в государственном и муниципальном управлении.

36. Основные направления гармонизации национальных отношений.

37. Цели, потребности и государственный интерес в управлении.

38. Объективный характер государственных интересов.

39. Стиль руководства и эффективность государственного и муниципального управления.

40. Социологические аспекты культуры и этики управления.

41. Конфликты в государственном и муниципальном управлении и возможности их разрешения.

42. Социальная ответственность руководителя

43. Социальные группы как объекты и субъекты управления.

44. Государство как субъект и объект управления.

45. Особенности управленческих отношений в сфере духовной жизни общества.

46. Управление в социально-политической сфере.

47. Государственные и муниципальные служащие как социально- профессиональная группа.

48. Социальное проектирование как форма связи теории и практики.

49. Взаимосвязь социального проектирования, планирования и прогнозирования.

50. Риски социальных трансформаций: управленческий аспект.

51. Социальная политика как инструмент управления социальным развитием.

52. Социальные ценности и нормы в государственном и муниципальном управлении.

53. Бюрократия как социальный институт и предмет социологического анализа.

54. Социальные ресурсы модернизации российского общества.

 

Вопросы к экзамену

1. Социология и менеджмент как методологическая основа социологии государственного и муниципального управления.

2. Особенности социологического подхода к государственному и муниципальному управлению.

З. Общественные системы и социальные отношения в государственном и муниципальном управлении.

4. Социология государственного и муниципального управления в системе научного знания. Междисциплинарный характер социологии государственного и муниципального управления.

5 Классический этап развития социологии государственного и муниципального управления.

6. Современный этап развития социологии государственного и муниципального управления.

7. Социальная сущность и принципы государственного и муниципального управления.

8. Задачи и функции социального управления.

9 Гуманистическое направление в социологии государственного и муниципального управления.

10. Модели социального управления (координация, субординация, реординация).

11. Динамика развития и разрешение социального конфликта.

12. Понятие среды государственного и муниципального управления.

13. Взаимосвязь состояния среды управления с целью управленческого действия.

14. Инертная, оптимальная и агрессивная среда управления.

15. Социофакторы и способы управления в агрессивной социальной среде.

16. Коммуникативные процессы в государственном и муниципальном управлении. Функционально-ролевая коммуникация. Значение обратной связи в коммуникативных процессах в управлении.

17. Коммуникационные барьеры в государственном и муниципальном управлении. Причины плохой коммуникации в организации и способы совершенствования коммуникаций в государственном и муниципальном управлении.

18. Цели, потребности и интересы в государственном и муниципальном управлении.

19. Интересы общие, частные и корыстные.

20. Манипулирование как реализация корыстных интересов.

21. Ценностная ориентация управленческой деятельности.

22. Виды манипулирования: экономическое, политическое, бюрократическое, идеологическое, психологическое.

23. Естественный и искусственный государственный интерес.

24. Механизм разработки государственного интереса.

25. Взаимосвязь государственного интереса с типом государства.

26. Социальное проектирование, как часть управленческого процесса: основные научные подходы. Природа и сущность социального проектирования. Объект и субъект социального проектирования в государственном и муниципальном управлении.

27. Основные стратегии и методики социального проектирования. Виды и этапы социального проектирования.

28. Социологическое обеспечение государственного и муниципального управления:: основные источники и методы.

29. Социальные ценности и нормы в государственном и муниципальном управлении.

30. Понятие «социальный порядок». Социальный порядок как результат отношений обмена в государственном и муниципальном управлении.

31. Эволюционный и революционный способы изменения социального порядка.

32. Социальные технологии в государственном и муниципальном управлении: классификация основных видов.

33. Социологическая диагностика как вид социальной технологии.

34. Коммуникативно-речевые стратегии в государственном и муниципальном управлении: персуазивная и суггестивная коммуникации.

35. Социальные технологии как инструмент рационализации государственного и муниципального управления.

36. Прикладное социологическое исследование как инструмент познания социальных процессов и основа принятия управленческого решения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.12.181 (0.01 с.)