Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социология государственного и муниципального управления↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Волгоградский филиал Кафедра менеджмента
ДРОЗДОВА Ю.А.
СОЦИОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки бакалавров 080504.65 «Социология» 3 курс, очная форма обучения
Волгоград – 2012 г. . СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Цели и задачи учебной дисциплины:1.1. Целью учебной дисциплины «Социология государственного и муниципального управления» является ознакомление студентов с основными принципами и особенностями государственного и муниципального управления как социального управления, изучения студентами социальных процессов и механизмов в государственном и муниципальном управлении, обучение навыкам аналитической и практической деятельности в государственном и муниципальном управлении. Реализация поставленной цели осуществляется через решение ряда следующих важнейших задач курса: · Формирование целостного научно – обоснованного представления о роли управления социальными взаимодействиями. · Анализ историко-социологического аспекта развития управленческой мысли. · Изучение управленческих аспектов взаимодействия социальных общностей · Демонстрация методических, технических и технологических возможностей социологии в решении проблем государственного и муниципального управления. · Изучение современных подходов к управлению различными организационными структурами и процессами на государственном и муниципальном уровне управления. · Развитие навыков социологического анализа проблем государственного и муниципального управления. · Развитие способностей студентов к научно-исследовательской деятельности. С содержательной точки зрения дисциплина «Социология государственного и муниципального управления» предусматривает изучение следующих проблем: государственное и муниципальное управление как управление социальными процессами по всей вертикали общественного устройства, начиная от государственного управления, продолжая управлением социальными процессами в регионах и муниципальных образованиях и завершая управлением социальными процессами в организациях, основные элементы, принципы, методы и функции управления; исследование влияния социальной среды на методы управления, основных моделей государственного и муниципального управления, особенностей управления; роль и возможности манипулирования в процессе государственного и муниципального управления; подходы к государственному и муниципальному управлению как к социальной технологии, коммуникативные стратегии в государственном и муниципальном управлении, социальное проектирование в системе государственного и муниципального управления, социологическое обеспечение систем государственного и муниципального управления: особенности, способы и методы социологических исследований в системе государственного и муниципального управления: особенности и этапы.
1.2. В результате изучения курса «Социология государственного и муниципального управления»» студент должен знать: · Методологию, методы и особенности социологического анализа проблем государственного и муниципального управления. · Основные научные подходы к проблемам государственного и муниципального управления. Особенности западных школ управления и отечественной социологии государственного и муниципального управления. · Основные понятия социологии государственного и муниципального управления. · Значение различных организационных форм общественной жизни в развитии социума. · Основные типы управления социальными взаимодействиями. · Сущность и особенности современных социально-управленческих процессов. · Основные принципы, этапы и функции государственного и муниципального управления. · Объективный характер государственного и муниципального интереса. · Особенности управления и виды манипулирования. · Коммуникативные стратегии в государственном и муниципальном управлении. · Способы управления в различной социальной среде (инертной, оптимальной и агрессивной). Студент, прошедший курс обучения, должен уметь: · Разрабатывать и применять социальные технологии управления · Определить тип и вид современной организации, доминирующие в ней модель и методы управления. · Выявить основные проблемы государственного и муниципального управления, модели государственного и муниципального управления. · Подготовить эссе по реорганизации по совершенствованию систем управления в государственном или муниципальном управлении или организации. · Диагностировать социальную среду в государственном и муниципальном управлении и применять методы сбора эмпирической информации. · Разрабатывать коммуникативные стратегии в государственном и муниципальном управлении.
Социология государственного и муниципального управления носит междисциплинарный характер. Она является специальной социологической теорией (теорией среднего уровня), и в силу этого содержательно и методологически связана с социологией; изучая различные организационные формы общественной жизни и основные модели и методы управления, опирается на теорию организации, менеджмент; анализируя управленческие отношения, обращается к психологии управления; исследуя проблемы социального проектирования как элемента управления, опирается на знания по социальному прогнозированию и планированию; социологические подходы к анализу эффективности управления и управленческих решений анализируются с опорой на знания по курсу «Управленческие решения»; потенциал социального управления раскрывается через выявление управленческих функций связей с общественностью, трактовка данной проблемы связана с курсом «Связи с общественностью». 1.3. Тематический план учебной дисциплины «Социология государственного и муниципального управления» для студентов направления подготовки бакалавров «Социология» на 2012-2013 учебный год для БкС-300
Формы контроля Текущий контроль осуществляется в ходе семинарских занятий на основе оценки активности студентов в ходе групповой и индивидуальной работы, а также по результатам тестирования. В соответствии с рабочим учебным планом в рамках курса предполагается написание 2 промежуточных рейтинговых контрольных работ и эссе по реорганизации и совершенствованию систем управления в государственном или муниципальном управлении. Итоговый контроль: экзамен. Рейтинговые и итоговая оценки формируются, исходя из результатов активности работы студентов на семинарских занятиях, по результатам выполнения практических и тестовых заданий, написания эссе и ответа на экзамене. Базовые учебники 1. Атаманчук, Г.В. Управление: сущность, ценность, эффективность: учебное пособие для вузов / Г.В. Атаманчук. – М.: Академический Проект; Культура, 2006. – 544 с. 2. Бабосов, Е.М. Социология управления. Минск, 2000. 3. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление. - М.: Гардарики, 2006. 4. Гулиев, М. А., Епифанцев С.Н., Самыгин С.И. Cоциология и психология управления / М.А. Гулиев. С.Н. Епифанцев, С.И. Самыгин.– Ростов н/Д: феникс,2006. –409 с. 5. Зборовский, Г. Е., Костина, Н. Б. Социология управления: учебное пособие / Г.Е. Зборовский, Н.Б. Костина. – М.: Гардарики, 2007. – 272 с. 6. Кравченко, А. И., Тюрина, И.О. Социология управления: фундаментальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.И. Кравченко, И.О. Тюрина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проект, 2005. – 1136 с. 7. Пикулькин А.В. Система государственного управления: учебник для вузов. – 4-е издание. - М. Юнити-Дана, 2008. 8. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления.- С-Пб: «Питер», 2006. 9. Система муниципального управления: Учебник для вузов /под ред. В.Б. Зотова. – 4-е издание. - СПб: «Питер», 2008 10. Социология управления: Учебное пособие для аспирантов/ Под ред. 11. Тихонов, А. В. Социология управления / Издание 2-е. доп. и перераб. / 12. Харченко, К. В. Социология управления: от теории к технологии. – Белгород, 2008. – 159 с. 13. Якушев А.В. Государственное и муниципальное управление.- М., ПРИОР, 2008.
1.4. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины Семинарское занятие № 1. Семинарское занятие № 2. Семинарское занятие № 3. Семинарское занятие № 4. Тема: Государственный и муниципальный интересы: характер и механизм разработки. Особенности современного государственного и муниципального управления (4 часа). 1. Государственный и муниципальный интерес. 2. Цели, потребности и интересы в управлении 3. Интересы общие, частные и корыстные в управлении. 4. Манипулирование как реализация корыстных интересов. Виды манипулирования: экономическое, политическое, бюрократическое, идеологическое, психологическое. 5. Столкновение интересов внутри государства. Урегулирование конфликтов на государственном и муниципальном уровне. 6. Взаимосвязь государственного интереса с типом государства. Рекомендуемая литература: 1. Абалкин, Л. О национально- государственных интересах России // Вопросы экономики. – 1994. – №2. 2. Галустова О.В. Конфликтология в вопросах и ответах. М.: Проспект, 2009 3. Кара-Мурза, С. Г. Манипуляция сознанием – М.:Эксмо, 2007, 864 с 4. Мирошниченко В. Управление, основанное на участии // Муниципальная власть. – 2002. – № 6. 5. Проблемы государственного и муниципального управления в регионах России:монография / Под ред. М. А. Сукиасяна; ФГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы». –Волгоград: изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2006. 6. Теннис, Ф. Общность и общество [Текст] / Ф. Теннис // Социологический журнал. – 1998. – № 3-4 7. Фромм, Э. Бегство от свободы [Текст] / Эрих Фромм. – М.: Олимп; Аст-Лтд, 1998.
Семинарское занятие № 5. Семинарское занятие № 6 Семинарское занятие № 7. Тема: Социальные ценности и нормы в государственном и муниципальном управлении. 1. Формирование социальных ценностей и норм в процессе управления. 2. Структура ценностных ориентаций управленца. 3. Социально-культурные и социально-психологические факторы государственного и муниципального управления. (Практические примеры) Практическое задание. Рекомендуемая литература: 1. Бестужев-Лада, И. В. Поисковое социальное прогнозирование: Перспективные проблемы общества. М.,1984. 2. Бестужев-Лада, И. В. Нормативное социальное прогнозирование. М.,1987 3. Екатеринославский, Ю.Н. Управленческие ситуации. Анализ и решения. М., 1988. 4. Климова, С. Г. Изменения ценностных оснований для идентификации (80-90-е годы). / С. Г. Климова // Социологические исследования. – 1995. – № 1. – С. 59-72. 5. Тоффлер, Э. Метаморфозы власти – М., 2003. 6. Федоркин, Н. С. Ценностные ориентации власти как интегрирующий фактор социального знания / Н. С. Фендоркин // Вестник Московского университета. Серия 18. Cоциология и политология. – 2001. – № 2. – С.30-40.
Семинарское занятие № 8. Семинарское занятие № 9. Семинарское занятие № 10. Вопросы к экзамену 1. Социология и менеджмент как методологическая основа социологии государственного и муниципального управления. 2. Особенности социологического подхода к государственному и муниципальному управлению. З. Общественные системы и социальные отношения в государственном и муниципальном управлении. 4. Социология государственного и муниципального управления в системе научного знания. Междисциплинарный характер социологии государственного и муниципального управления. 5 Классический этап развития социологии государственного и муниципального управления. 6. Современный этап развития социологии государственного и муниципального управления. 7. Социальная сущность и принципы государственного и муниципального управления. 8. Задачи и функции социального управления. 9 Гуманистическое направление в социологии государственного и муниципального управления. 10. Модели социального управления (координация, субординация, реординация). 11. Динамика развития и разрешение социального конфликта. 12. Понятие среды государственного и муниципального управления. 13. Взаимосвязь состояния среды управления с целью управленческого действия. 14. Инертная, оптимальная и агрессивная среда управления. 15. Социофакторы и способы управления в агрессивной социальной среде. 16. Коммуникативные процессы в государственном и муниципальном управлении. Функционально-ролевая коммуникация. Значение обратной связи в коммуникативных процессах в управлении. 17. Коммуникационные барьеры в государственном и муниципальном управлении. Причины плохой коммуникации в организации и способы совершенствования коммуникаций в государственном и муниципальном управлении. 18. Цели, потребности и интересы в государственном и муниципальном управлении. 19. Интересы общие, частные и корыстные. 20. Манипулирование как реализация корыстных интересов. 21. Ценностная ориентация управленческой деятельности. 22. Виды манипулирования: экономическое, политическое, бюрократическое, идеологическое, психологическое. 23. Естественный и искусственный государственный интерес. 24. Механизм разработки государственного интереса. 25. Взаимосвязь государственного интереса с типом государства. 26. Социальное проектирование, как часть управленческого процесса: основные научные подходы. Природа и сущность социального проектирования. Объект и субъект социального проектирования в государственном и муниципальном управлении. 27. Основные стратегии и методики социального проектирования. Виды и этапы социального проектирования. 28. Социологическое обеспечение государственного и муниципального управления:: основные источники и методы. 29. Социальные ценности и нормы в государственном и муниципальном управлении. 30. Понятие «социальный порядок». Социальный порядок как результат отношений обмена в государственном и муниципальном управлении. 31. Эволюционный и революционный способы изменения социального порядка. 32. Социальные технологии в государственном и муниципальном управлении: классификация основных видов. 33. Социологическая диагностика как вид социальной технологии. 34. Коммуникативно-речевые стратегии в государственном и муниципальном управлении: персуазивная и суггестивная коммуникации. 35. Социальные технологии как инструмент рационализации государственного и муниципального управления. 36. Прикладное социологическое исследование как инструмент познания социальных процессов и основа принятия управленческого решения.
План написания эссе. 1) Характеристика основных социально – экономических показателей, тенденций развития. 2) Анализ социальных групп, субъектов управления, исследование информированности социальных групп о существующих проблемах социальной сферы. З) Диагностика актуальных проблем социальной сферы. 4) Анализ потребностей, целей, ценностей социальных групп, организаций социальной сферы. 5) Исследование организационных отношений управления социальными процессами: оценка координационных и субординационных отношений. 6) Анализ нормативно-правовой базы решения социальных проблем. 7) Анализ опыта решения социальных проблем 8) Анализ программ развития социальной сферы в регионе и отношений к ним различных социальных групп. 9) Выводы и предложения по формированию основных направлений решения социальных проблем и разработке социальных программ. Список литературы Основная литература 1. Атаманчук, Г.В. Управление: сущность, ценность, эффективность: учебное пособие для вузов / Г.В. Атаманчук. – М.: Академический Проект; Культура, 2006. – 544 с. 2. Бабосов, Е.М. Социология управления. Минск, 2000. 3. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление. - М.: Гардарики, 2006. 4. Гулиев, М. А., Епифанцев С.Н., Самыгин С.И. Cоциология и психология управления / М.А. Гулиев. С.Н. Епифанцев, С.И. Самыгин.– Ростов н/Д: феникс,2006. –409 с. 5. Зборовский, Г. Е., Костина, Н. Б. Социология управления: учебное пособие / Г.Е. Зборовский, Н.Б. Костина. – М.: Гардарики, 2007. – 272 с. 4. Кравченко, А. И., Тюрина, И.О. Социология управления: фундаментальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.И. Кравченко, И.О. Тюрина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проект, 2005. – 1136 с. 5. Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. М.: Логос, 2002. 6. Пикулькин А.В. Система государственного управления: учебник для вузов. – 4-е издание. - М. Юнити-Дана, 2008. 7. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриенко., 4 –е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004 г. (рекомендовано мин. образ.). 8. Радугин А.А., Радугин К.А., Введение в менеджмент: социология организаций и управления / Воронежск. гос. арх. - строит. акад.; Высшая школа предпринимателей. Воронеж, 2002. 9. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления.- С-Пб: «Питер», 2006. 10. Система муниципального управления: Учебник для вузов /под ред. В.Б. Зотова. – 4-е издание. - СПб: «Питер», 2008. 11. Социология управления: Учебное пособие для аспирантов/ Под ред. 12. Тихонов, А. В. Социология управления / Издание 2-е. доп. и перераб. / 13. Якушев А.В. Государственное и муниципальное управление.- М., ПРИОР, 2008. Дополнительная литература 1. Ладанов И.Д. Практический менеджмент. Психотехника управления и самотренировки. Изд-во «Корпоративные стратегии», 2004 г. 2. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями.- М: ИНФРА-М. 1996. 3. Холлис Г., Плокер К. На пути к демократической децентрализации: перестройка региональных и местных органов власти в новой Европе. 1995. 4. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. - М.: Аспект- пресс, 2004. 5. Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. Москва, Ленинград, Госиздательство, 1928. 6. Глазунова Н. И. Государственное и муниципальное (административное) управление.- М.: Проспект, ТК Велби, 2006 7. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления.- М.:Проспект, 2006 8. Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития: Монография. – М.: Прометей, 2004. – 328 с. 9. Грицюк Т.В. Система государственного и муниципального управления.- М.: РДЛ, 2004 10. Добролюбова Е.И. Система мониторинга реформ государственного управления в России: возможные подходы / Рабочие материалы. Всемирный банк. http://www.lenobl.ru /Document/1138111193.doc. 11. Игнатов В. Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность. Основы теории и организации". - Ростов-на-Дону.: МарТ, 2006. 12. Кнорринг В.И. Основы государственного и муниципального управления. - М.:Экзамен, 2005 13. Лапин В.А., Любовный В.Я. Реформа местного самоуправления и административно-территориальное устройство России. М.: «Дело», 2005. 14. Маркварт Э., Клименко О., Стародубровская И. Рекомендации по формированию и реформированию территориальных основ местного самоуправления, М.: 2004 15. Маршалова А. Система государственного и муниципального управления: Курс лекций. - М.: Омега-Л, 2006. 16. Мухаев Р. Т. Система государственного и муниципального управления. М.: ЮНИТИ, 2007. 17. Панина О.В. Основы государственного и муниципального управления за рубежом. Учеб. для студентов Института управления, обучающихся по специальности 061000 «Государственное и муниципальное управление». - М.: Финансовая Академия при Правительстве РФ, 2004. 18. Стародубровская И., Славгородская М., Миронова Н. и др. Проблемы реформирования местного самоуправления: структурные и финансовые аспекты. М.: ИЭПП, 2005. 19. Старцев Я.Ю. Система государственного управления: Политический анализ: Учеб. пособие / Урал. акад. гос. службы. - Екатеринбург: УРАГС, 2000. 20. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ. 21. Цейтлин Р. С., Сергеев С. А. История государственного управления и муниципального самоуправления в России.- М.: Омега-Л, 2006 22. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление. - М. 2003. 23. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления. - М.: Юристъ, 2006 24. Чиркин. В. Опыт зарубежного управления (государственное и муниципальное управление): Учебное пособие.- М.: Юристъ, 2006 25. Шугрина Е.С. Муниципальное право: учебник для вузов – М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2004. 26. Эффективность государственного управления. Пер. с англ. М., 2004. 27. Яковенко, И.Г. Риски социальной трансформации российского общества: культурологический аспект. – М., 2006. 28. Яницкий, О.Н. Социология риска. – М., 2003 Электронные информационные ресурсы: www.gks.ru www.cisstat.com www.minfin.ru www.eeg.ru www.iet.ru www.cefir.ru www.customs.ru ww.forecast.ru www.economy.gov.ru, www.opec.ru Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины 2.1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Данный учебно-методический комплекс позволяет студентам самостоятельно работать над изучением курса «Социология государственного и муниципального управления»: готовиться к лекциям, семинарским занятиям, контрольным и экзамену, готовить рефераты, доклады, сообщения, научные статьи. Знакомство с курсом «Социология государственного и муниципального управления» целесообразно начинать с анализа целей, задач и требований к уровню освоения учебной дисциплины. Затем следует проанализировать требования государственного стандарта по дисциплине и тематический план, чтобы предварительно определить содержание курса и выбрать интересующие темы. Целесообразно предварительно изучить краткое содержание лекций по каждой теме и сформулировать интересующие вопросы. Следует помнить, что семинарские занятия проводятся в рамках лекционного материала для его закрепления. Тематика семинарских занятий не должна опережать лекционный курс. Особое внимание следует уделять планам семинарских занятий. Содержание вопросов, выносимых на семинарские занятия, раскрывается в лекционном курсе. Каждому студенту необходимо готовиться по всем вопросам семинарского занятия, выполнять практические задания. Эта подготовка предполагает: · Уяснение идей, концепций различных специалистов; · Формулирование собственных выводов и предложений; · Поиск конкретных примеров, проекция теории на практику; · Формулирование проблемных, дискуссионных вопросов. Рекомендации по работе с литературой. При подготовке к семинарским занятиям необходимо изучать все рекомендованные источники, как основные, так и дополнительные. При работе со специальной литературой целесообразно: 1. Подбирать источники по каждому вопросу семинара, систематизировать рекомендованную литературу по раскрываемым вопросам. 2. Выявлять главное и второстепенное: выделить основные тезисы, аргументы, выводы, примеры. 3. Конспектировать отобранный материал, либо близко к тексту, с использованием цитат, либо в самостоятельном изложении, с использованием интерпретации. 4. Отмечать/фиксировать собственные мысли – комментарии, выводы, вопросы, возникшие в процессе изучения источников. Востребованность информации о теории и методах управления персоналом стала причиной публикационного бума. В этих в целом благоприятных условиях перед студентами возникает проблема выбора наиболее ценных источников информации на бумажных и электронных носителях. При изучении курса учебной дисциплины особое внимание следует обратить на рекомендуемую основную и дополнительную литературу. Важным элементом подготовки к семинару является глубокое изучение основной и дополнительной литературы, рекомендованной по теме занятия, а также первоисточников. При этом полезно прочитанную литературу законспектировать. Конспект должен отвечать трем требованиям: быть содержательным, по возможности кратким и правильно оформленным. Содержательным его следует считать в том случае, если он передает все основные мысли авторов в целостном виде. Изложить текст кратко - это значит передать содержание книги, статьи в значительной мере своими словами. При этом следует придерживаться правила - записывать мысль автора работы лишь после того, как она хорошо понята. В таком случае поставленная цель будет достигнута. Цитировать авторов изучаемых работ (с обязательной ссылкой на источник) следует в тех случаях, если надо записывать очень важное определение или положение, обобщающий вывод. Важно и внешнее оформление конспекта. В его начале надо указать тему семинара, дату написания, названия литературных источников, которые будут законспектированы. Глубокая самостоятельная работа над ними обеспечит успешное усвоение изучаемой дисциплины. Одним из важнейших средств серьезного овладения теорией является конспектирование первоисточников. Для составления конспекта рекомендуется сначала прочитать работу целиком, чтобы уяснить ее общий смысл и содержание. При этом можно сделать пометки о ее структуре, об основных положениях, выводах, надо стараться отличать в тексте основное от второстепенного, выводы от аргументов и доказательств. Если есть непонятные слова, надо в энциклопедическом словаре найти, что это слово обозначает. Закончив чтение (параграфа, главы, статьи) надо задать себе вопросы такого рода: В чем главная мысль? Каковы основные звенья доказательства ее? Что вытекает из утверждений автора? Как это согласуется с тем, что уже знаете о прочитанном из других источников? Ясность и отчетливость восприятия текста зависит от многого: от сосредоточенности студента, от техники чтения, от настойчивости, от яркости воображения, от техники фиксирования прочитанного, наконец, от эрудиции - общей и в конкретно рассматриваемой проблеме. Результатом первоначального чтения должен быть простой план текста и четкое представление о неясных местах, отмеченных в книге. После предварительного ознакомления, при повторном чтении следует выделить основные мысли автора и их развитие в произведении, обратить внимание на обоснование отдельных положений, на методы и формы доказательства, наиболее яркие примеры. В ходе этой работы окончательно отбирается материал для записи и определяется ее вид: план, тезисы, конспект. План это краткий, последовательный перечень основных мыслей автора. Запись прочитанного в виде тезисов - значит выявить и записать опорные мысли текста. Разница между планом и тезисами заключается в следующем: в плане мысль называется (ставь всегда вопрос: о чем говорится?), в тезисах - формулируется - (что именно об этом говорится?). Запись опорных мыслей текста важна, но полного представления о прочитанном на основании подобной записи не составишь. Важно осмыслить, как автор доказывает свою мысль, как убеждает в истинности своих выводов. Так возникает конспект. Форма записи, как мы уже отметили, усложняется в зависимости от целей работы: план - о чем?; тезисы - о чем? что именно?; конспект - о чем? что именно? как? Конспект это краткое последовательное изложение содержания. Основу его составляет план, тезисы и выписки. Недостатки конспектирования: многословие, цитирование не основных, а связующих мыслей, стремление сохранить стилистическую связанность текста в ущерб его логической стройности. Приступать к конспектированию необходимо тогда, когда сложились навыки составления записи в виде развернутого подробного плана. Форма записи при конспектировании требует особого внимания: важно, чтобы собственные утверждения, размышления над прочитанным, четко отделялись при записи. Разумнее выносить свои пометки на широкие поля, записывать на них дополнительные справочные данные, помогающие усвоению текста (дата события, упомянутого авторами; сведения о лице, названном в книге; точное содержание термина). Если конспектируется текст внушительного объема, необходимо указывать страницы книги, которые охватывает та или иная часть конспекта. Для удобства пользования своими записями важно озаглавить крупные части конспекта, подчеркивая заголовки. Следует помнить о назначении красной строки, стремиться к четкой графике записей - уступами, колонками. Излагать главные мысли автора и их систему аргументов - необходимо преимущественно своими словами, перерабатывая информацию,– так проходит уяснение ее сути. Мысль, фразы, понятые в контексте, могут приобрести более пространное изложение в записи. Но текст оригинала свертывается, и студент, отрабатывая логическое мышление, учиться выделять главное и обобщать однотипные суждения, однородные факты. Кроме того, делая записи своими словами, обобщая, студент учится письменной речи. Знание общей стратегии чтения, техники составление плана и тезисов определяет и технологию конспектирования · Внимательно читать текст, попутно отмечая непонятные места, незнакомые термины и понятия. Выписать на поля значение отмеченных понятий. · При первом чтении текста необходимо составить его простой план, последовательный перечень основных мыслей автора. · При повторном чтении текста выделять систему доказательств основных положений работы автора. · Заключительный этап работы с текстом состоит в осмыслении ранее отмеченных мест и их краткой последовательной записи. · При конспектировании нужно стремиться выразить мысль автора своими словами, это помогает более глубокому усвоению текста. · В рамках работы над первоисточником важен умелый отбор цитат. Необходимо учитывать, насколько ярко, оригинально, сжато изложена мысль. Цитировать необходимо те суждения, на которые впоследствии возможна ссылка как на авторитетное изложение мнения, вывода по тому, или иному вопросу. Конспектировать целесообразно не на отдельном листе, а в общей тетради на одной странице листа. Оборотная сторона листа может быть использована для дополнений, необходимость которых выяснится в дальнейшем. При конспектировании литературы следует оставить широкие поля, чтобы записать на них план конспекта. Поля могут быть использованы также для записи своих замечаний, дополнений, вопросов. При выступлении на семинаре студент может пользоваться своим конспектом для цитирования первоисточника. Все участники занятия внимательно слушают выступления товарищей по группе, отмечают спорные или ошибочные положения в них, вносят поправки, представляют свои решения и обоснования обсуждаемых проблем. В конце семинара, когда преподаватель занятия подводит итоги, студенты с учетом рекомендаций преподавателя и выступлений сокурсников, дополняют или исправляют свои конспекты Тест для самопроверки 1. Объективными предпосылками возникновения социологии государственного и муниципального управления явилась: А) необходимость изучения особенностей объекта управления; Б) необходимость изучения особенностей субъекта управления; В) необходимость изучения особенностей социокультурной среды; Г) необходимость изучения и установления основных критериев эффективности ГМУ с точки зрения всех участников управленческого процесса. 2. Учет возможных социальных состояний социального объекта и определения форм, методов и сроков достижения желаемого состояния объекта достигается благодаря: А) диагностической функции; Б) прогностической функции; В) контрольно-аналитической функции; Г) организационно-технологической функции. 3. С
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 838; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.37.200 (0.014 с.) |