Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные подходы к определению предмета социологии.

Поиск

Основные подходы к определению предмета социологии.

О-т науки = та реальность, на кот. направлен исследовательский интерес. Милецкий: О-т сц. об-во как организованная целостная система во всех его онтологич. проявлениях. В чем-то о-т сц. совпадает с о-тами др. социальных наук – эк-ки, демографии, соц. псих. и т.п. Но кажд. наука им. специф. пред-т, кот. опред. содержание науки. При этом он не м.б. стабильным, он нах-ся в постоянном движении и развитии. (Милецкий: С т.з. предмета сц. изучает сущ-ть, стр-ры, типы об-ва + объектив з-ны, закономерности и формы их проявл. 3 стороны П сц.: 1. знание о сущ-ти, стр-ре и типах об-ва 2. знание з-нах 3. знание об особенностях проявления з-нов в конкретных ист. сит-ях.) I. Представления о предмете сц. трансформ. на протяжении всей ее итории. => Определение предмета зависит от того, какую школу / направление сц. ученый разделяет. С этой т.зр. (учебник под ред. Скворцова) выделяют два подхода к определению П: 1) сц. как наука о целостности общественного организма, о соц. орг-ях и соц. с-ме; 2) сц. как наука о массовых соц. процессах и массовом пов-ии. О. Конт. Сц. – это позитивная наука об обществе и фундаментальных з-нах его разв-я. П сц. – общество в его целостности, основу кот. обр. всеобщее согласие. Г. Спенсер. Спенсер видел перед собой сложившееся английское буржуазное об-во, кот., несмотря на дифференциацию, сохраняло свою целостность благодаря новым соц. ин-там, сумевшим сгладить противоречия. П сц. – об-во как социальный организм, в кот. дифференциация сочетается с интеграцией благодаря естественной эволюции его социальных институтов. Э. Дюркгейм: эл-тами соц. реальности являются соц. факты, совокупность кот. и есть об-во. Социальное = коллективное. Поэтому пр. сц., по его мнению, является общество как объективная совокупность институтов, оп­ределяющих тип солидарности, изучать который следует на основе социальных фактов, выявляемых с помощью объективных методов. М. Вебер: сц. – наука о соци­альном поведении, которое она стремится понять и истолковать. Со­циальное поведение — по М. Веберу — это внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержа­ние от него. Социология М. Вебера называется «понимающей», по­скольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои дейст­вия определенный смысл. По мнению М. Вебера, предметом социо­логии должно быть не столько непосредственное поведение, сколько его смысловой результат. Поведение считается социальным, когда по смыслу, который ему придает субъект, оно соотнесено с поведени­ем других индивидов. Поэтому для Вебера предмет социологии есть целостная совокупность смыслов социальных действий, значений со­циальных отношений и их структур для субъектов действий. Различия в определении предмета социологии ее основателями обусловлены разными социально-философскими подходами и цен­ностно-политической ориентацией. Сходство взглядов по этому во­просу заключается в понимании об-ва как целостной реальности, а различие — в понимании стр-ры об-ва и его динамики, особенно — его перспектив. Споры о предмете социологии ведутся и до сих пор. В настоящеевремя существуют десятки научных школ и направлений в пони­мании социологической проблематики. Петербургские социологи Л. О. Бороноев, В. Я. Ельмеев: предмет общей социо­логии образует изучение основ бытия всякого общества, законов его развития и функционирования. При этом, считают они, за основу не может быть принята лишь социальная сфера. Она лежит глубже — и экономике, в материальном производстве, которое и составляет об­щую основу развития общества, определяющую развитие других сфер Обществ. жизни. В учебном пособии Г. В. Осипова соц-я как наука об общих и специфических соц. з-нах и зак-тях развития и функц-я исторически определенных социальных систем, о механизмах действия и формах проявления этих законов и закономерностей в деятельности личностей, социальных общностей, классов, народов. В. А. Ядов: П сц - соци­альные общности (социальные группы, социальные страты, социаль­ные классы и др.); сц-я как наука о становле­нии, развитии и функционировании социальных общностей разного уровня и об отношениях между ними, исследующую массовые соци­альные процессы и массовое поведение. II. Подходы к опр-ю П-та сц. по онтологическим ориентациям: а) социологич. реализм: явл-я и процессы, как общ-во, соц. стр-ры, соц. ин-ты, образуют надиндивид. реаль-ть, кот. можно изучать, абстрагируясь от характер-к, дей-й отдель-х людей. «Люди проходят (умирают), а общ-во остается (статус. различ., нормы воспроизвод-ся в неизмен-м виде)». Но логика функционир-ния, разв-я соц. струк-р отлична от логики существ-я инд-да (за период жизни инд-да соц. стр-ры м. измен-ся в р-те реформ, револ-й). Логика действий индивидов детерминируется логикой фукционир-я, разв-я соц. структур => иссл-е соц. явл-й = иссл-е макросоц. явл-й (стр-ра обществ. мнения, соц.эволюция); Макросоциология = совокуп-ть исслед-й, основыв-ся на «реалистич.» онтологич. ориентации, сфокусир-х на надиндивид. стр-рах. б) социологич. номинализм: категории общ-во, соц. сист, пр. – «имена»для удобного обознач-я совокуп-й дей-й инд-дов; в реаль-ти струк-р,систем нет, т.к. их нельзя наблюдать. Наблюдать м. толь. инд-дов, их дей-я; дей-я многих инд-дов образуют устой., повторяющ. схемы, образцы, к-е в представл-ии людей выглядят как надиндив. стр-ры, но их существ-ние и характер полностью опред-ся знач-ем, к-е люди придают своим дей-ям. => иссле-е соц. явл-й = иссл-е межиндив-ого вз-дей-я в усл-х повседнев.жизни людей (ситуации социализации лич-ти, напр.). Микросоциол. = совок-ть исслед-й, основыв-ся на номиналистич. онотолог-й ориен-ции, сфокусир-х на вз-дей-х индив-в. В началь. период социол. оба подхода противостояли др. др., сейчас – характер специализации исслед-й работы для всестор. изуч. соц. явл-й. III. По степени общности предмета: а) общая социол.: ее пред-т – универсальные формы соц.обусловленности явлений. Существо пред-та выраж-ся такими категориями, как соц. ин-ты, роли, статусы. б) частные отрасли социол.: выделение из общего ряда соц. явлений к-л явлений, процессов в кач-ве особен. пред-та, требующ. спец. иссл-я. Пр.: экономич. социол.: пред-т = соц.обусловленность эк-х явл-й, проц-сов (через иссл-е соц. ин-тов в сфере эк-ки и т.д.); пол-я социол.: пред-т = соц. обуслов-ть пол. процессов, явл-й; социол. куль-ры и прочее.

Класс и слой.

Класс имеет много трактовок. Эрих Райт назвал его социологическим хамелионом.

Класс (соц-ый класс) – большая гр-а людей, различ-хся по набору определ-ых соц-но-эк-их признаков. По Сорокину (именно он употребил понятие): соц-ный класс – это общность людей, располагающих близкими позициями в отн-ии эк-их, пол-их и професс-ых статусов. Данное понятие не подходит для соц. стратификации – здесь исп. понятие «страта» / «слой».

Направление, активно работавшее с понятием «класс» – марксизм. Маркс исследовал отдельные классовые признаки, но целостного определения понятия у него нет. Наиболее удачное марксистское определение понятия «класс» дал Ленин в работе «Великий почин» - о первых коммунистических субботниках:

Классы – большие группы людей, различающиеся по:

- по их месту в исторически определенной системе общественного производства

- по их отношению к средствам производства (большей частью закреплены и оформлены в з-нах)

- по их роли в общественной организации труда

- по способам получения и размеру той доли общественного богатства, кот. они располагают

- классы – это такие группы людей, одна из которых может присваивать себе труд другой, благодаря различию их места в опр. укладе обществ. хоз-ва.

По Веберу: классовое расслоение проистекает не только от контроля за сред-ми произв-ва, но и от эк-их различий, прямо не связанных с собственностью. Такие ист-ки включ-т проф. мастерство или квалиф-ии, кот. влияют на виды работ и з/п. => Классы-это виды эк-их возм-тей ин-да на рынке труда.

По Р. Дарендорфу: класс. стр-ра производна от стр-ры власти => категорию "класс" н. определять через отн-я власти. Понятие «власть» неразделимо с понятием «борьба за власть», т.е. заложен некий соц-ый конф-т.

=> Класс – категория, применимая для целей анализа динамики соц-го конф-та и его структурных корней, и этим она может быть четко отделена от страты как категории, используемой для описания иерарх-ой сис-мы в текущий момент.

Э. Гидденс: классы – это большие гр-пы людей, отлич-ся по своим общим эк-им возм-ям, кот. значит. влияют на типы их стиля жизни; собст-ное бог-во вместе с занятием состав-т основу класс-го различия.

Мельников. Критерии классовой иденти-ции: Отн-ие собств-ти, Фактор контроля, Проф. статус, Отраслевой, Уровень образ-я.

Класс. стр-ра современного обества в развитых странах: высший (правящий), средний (белые воротнички= профессионалы), низший – рабочее, низшие служащие.

К. Девис: соц. слой – группа людей, находящихся в сходных усл-ях в одинаковом соц. положении.

Соц. слой, страта вкл. в себя мн-во людей с общим статусным признаком, статусным положением, чувствующ. себя связаными др. с др. этой общностью.

Общий признак: культурные, соц-эк. черты и т.д. ОСНОВАНИЕМ для выделения страты выступает не любой признак, а лишь СТАТУСНЫЙ, т. е. тот, кот. объективно приобретает в данном об-ве ранговый хар-р. Это означает, что страта выд-ся на основе характ-ки, особо значимой в представлении опред-го круга лиц и об-ва. Эта хар-ка, проходя через личностное освоение, детерминируется соц. нормами и ценностями и поддерживается общим консенсусом.

(Понятия класс и слой не противоречат друг другу, но дополняют, так как пространство классовых отношений предполагает существование подпространства слоев, как детализирующих компонентов иерархически сконструированной социальной реальности.)

Соотношение классовой теории и теории соц. стратификации:

- Марксистский вариант: стратификации нет, есть только классы;

- Теория классов – вертикальное деление общества, а страты – это перекрестно-горизонтальное. Страты м.б. внутриклассовые и межклассовые.

- Классовое деление – частный случай многомерной стратификации.

 

№9. Понятие социального взаимодействия. Теортетические модели взаимодействия.

П.Сорокин «Система социологии»: социальное взаимодействие – основная универсальная единица социологического анализа, ибо вся общественная жизнь и все социальные процессы могут быть разложены на явления и процессы взаимодействия всех или большего числа лиц, и обратно, комбинируя различные процессы взаимодействия, мы можем получить любой из сложнейших общественных процессов. Социальное взаимодействие возможно на различных принципах, следовательно, существуют различные теоретические модели. В\д возм-но при налич 3 эл-тов: личность, об-во, к-ра

Макс Вебер ( «Протестантская этика и дух капитализма» 1905, «Экономическая этика мировых религий» 1919, «Хозяйство и общество» 1921) определил сц как науку, изучающую соц действие, под которым он понимал любое действие, ориентированное на мотивы других людей. Оно обладает двумя обязательными чертами: осознанная мотивация и ориентация на других (ожидание). Без первой нельзя говорить о нем как о действии, без второй - называть его социальным. 4 типа действий:

Целерациональное - однозначность, осмысленность и ясность цели индивида, рациональное соотнесение с адекватными целями (рациональность в содержании цели и в средствах ее достижения);

Ценностно-рациональное - основано на вере в безусловную ценность самого действия., взятое как нечто самодостаточное, независимо от его результатов. Важно не достижение цели, а его собственный характер. Пример: человек несмотря на возможные последствия действует согласно своим убеждениям, понятиям о долге, чести, следование религиозным заповедям;

Аффективное: основано на определенном эмоциональном состоянии действующего субъекта (любовь, страсть, ненависть), цель- максимальное удовлетворение данной эмоции;

Традиционное: основано на привычке к определенным действиям, автоматический характер, минимальное целеполагание (повседневное поведение).

Парсонс: соц.система – система интеракций. Хоманс критиковал П., ведь он гов, что соц сист – сист в/д-й, но не выдел в/д в кач стр-рного Эл-та. Парсонс гов. о действующем лице, т.е. у него действует роль, а не человек => посыл Х.: верните чел-ка!

Теория социального обмена Джоржда Хоманса (1910-1989). («Социальное поведение как обмен», «возвращение к человеку» 1994) н. объяснить цели, интересы, потр-ти, кот испыт люди в пр-се повседн.в/д. => ед-ца соц ан-за – в/д как обмен деятельностью. Обмениваться можно чем угодно: знаками внимания, словами, значениями, жестами, символами, материальными предметами. Структура обмена достаточно проста: агенты обмена -два или более человека; процесс обмена -совершаемые по определенным правилам действия; правила обмена -устанавливаемые устно или письменно предписания, допущения и запреты; предмет обмена -товары, услуги, подарки, знаки внимания и т. п.; место обмена -заранее условленное или спонтанно возникшее место встречи. Принципы обмена: 1. постулат успеха. Обмен действ.закреп-ся в том случ, если в/д инд-ов успешно

2. постулат стимула. Обмен действиями закр-ся в том случ, если стимулир-ся. 3. постулат ценности. - если в/д по своим рез-там явл-ся цен-тью д/инд-ов 4. постулат агрессии/одобрения - если м/у в/д-ми инд-ми действует закон дистрибутивной (=распред-ой) справедливости 5. постулат рац-ти – инд-ды, действующие, стрем-ся к расчету при выборе действия.

социальное взаимодействие - сложная система обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат.

Социальное взаимодействие в символическом интеракционизме: Джордж Герберт Мид (“Мышление, личность, общество” 1934): практически все взаимодействия м/у людьми предполагают обмен символами, мы постоянно ищем ключи к пониманию того, какой тип поведения соответствует данному контексту и как следует интерпретировать намерения других, детали сообщают смысл сказанному или сделанному. Т.о. соц в/д строится на основе взаимного учета ожиданий через символич генерализ. ср-ва ком-ций. Блумер Об-во – сов-ть действующих ед-ц. Действ ед-цы – и личности, и коллективы. Принципы симв.интер.: 1. действие ед-ц происх. В опр. Сит. И ориент-но на нее 2. действ форм-ся путем интерпрет смысла той сит, в кот оно осущ-ся 3. действ.ед-цы в пр-ссе интеракции развивают и приобрет общее поним-е того, как н. дейст-ть. (это дает возм-ть действ одинаково) => В орг-ции чел об-ва действие доминирует над стр-рой! Социальное взаимодействие в феноменологической социологии: А.Шюц («смысловое стр-ние соц мира» 1932): предмет фен-гии – пр-сс конституир-я соц опыта, т.е. предмет соц наук Ш. усматривал в опыте и основ на нем социальном действии. Взаимодействие основано на типических схемах: человек ожидает типичной реакции на типичное действие. Чем выше степень анонимности и типичности взаимодействий, чем более они стандартизованы, тем более со­гласованно, успешно, "гладко" протекает повседневная жизнь в целом.

В драм подходе гофмана: изуч-е техник самовыражения, саморепрезент в соц в/д

№10. Понятие социального статуса и социальной роли. Ролевой конфликт.

Соц. статус – положение инд-да во в/д с окр-ми людьми, определяющееся объемом доступ. соц. благ (в современном об-ве соц. блага: богатство, власть, престиж). Соц роль - это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный соц статус. В этом смысле статус и роль это две стороны 1 феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль - действием в рамках этой сов-ти прав и обяз. Индивид м. как повысить, так и понизить свой статус (превышение ролевых ожиданий). Обучение ролям: Кажд инд-д в теч-е своей жизни обуч-ся исп самые разн роли. Ролевое обучение им по кр. мере 2 аспекта: 1) необ-мо научиться выполнять обяз-ти и осущ-ть права в соотв-вии с играемой ролью; 2) приобрести установки, чувствования и ожидания, соответствующие данной роли. Этот аспект представляется наиб важным. Нек люди не могут успешно выполнять свою роль, если она в пр-ссе соц-ции не принята ими как стоящая потраченного времени, удовлетворяющая какую-либо их потребность, соответствующая их внутреннему миру. Понятие роли вкл в себя сов-ть ожиданий кажд инд-да в отношении как своего собств поведения, так и поведения др людей при в/д в опр ситуации. Типы соц. статусов: Все соц статусы м подразделить на 2 осн. типа: 1) предписываются индивиду об-вом или гр независимо от его способностей и усилий; 2) те, которые личность достигает своими усилиями. Предписанные статусы, и роли: Простейший путь достижения согласованного исполнения обяз-тей членами об-ва- это разделение всех видов деят-ти на мн-во предписанных ролей и обучение каждой личности с момента ее рождения заранее опред набору ролей. Пол и возраст универсально исп-ся в об-ве как основа для ролевого предписания. Раса, нац-ть, классовая и религ принадлежность также исп-ся во многих об-вах в качестве основы для предписанных ролей. Достигаемые статусы и роли: соц позиция, которая закрепляется ч/з индивидуальный выбор и конкуренцию, опред-ся как достигаемый статус, закрепляется с учетом способностей данной личности, ее исполнительности + в результате везения. Ролевой конфликт. Ролевое поведение: поведение того, кто играет роль. Ролевое поведение отлич от ожидаемого во многих отнош: в интерпретации роли, в личностных хар-ках, изменяющих шаблоны и образцы поведения, в отношении к дан роли, в возможных конф-тах с др ролями. это приводит к тому, что нет 2 инд-дов, играющих данную роль совершенно одинак. В пр-ссе достижения опред статуса и исполнения соответствующей соц роли м. возникнуть ролевое напряжение - трудности при выполнении ролевых обязательств и несоответствия внутр установок личности требованиям роли. Ролевое напряжении м повышаться в связи с неадекватной ролевой подготовкой, или ролевым конфл, или неудачами, возникающими при исполнена дан роли. Неадекватная ролевая подготовка. Обучение исполнению ее соц ролей м. б. успешным только при последовательно подготовке к переходу от одной роли к другой на протяжении все жизни инд-да. Ролевые конфликты. 2 типа ролевых конфл: м/д ролями и в пределах одной роли. Часто 2 или более роли (либо независимые, либо части системы ролей) заключают в себе несовместимые, конфликтующие обяз-ти личности. Очень немногие роли свободны от внутр напряжения и конфл-ов. Если конф-т обостряется, он м привести к отказу от выполнения ролевых обяз-в, отходу от дан роли, внутр стрессу. Мех-мы снижения и преодоления рол конфликта: Рационализация ролей - защита против болезненного восприятия личностью к.-л. ситуации с пом понятий, кот-ые для нее социально и персонально желательны. Разделение ролей временное изъятие из жизни 1 из ролей и выключение ее из сознания инд-да, но с сохр-ем реагирования на систему ролевых треб-ий, присущ дан роли (жестокие правители, палачи и убийцы, которые одновременно были добрыми и заботливыми мужьями и отцами). Регулирование ролей является осознанным и преднамеренным, это формальная процедура, поср-вом кот инд-д освобождается от личной ответ-ти за последствия выполнения им той или иной роли. (муж оправдывается перед женой за длительное отсутствие, говоря, что этого требовала его работа). Преодоление конфликта: один из статусов принимается инд-дом как определяющий во всех соц ролях.

№11 Социализация: понятие, виды и агенты.

Социализация – процесс усвоения человеком ценностей и норм к-ры, + навыков поведения в об-ве и его подсистемах. Процесс и ср-ва, с пом которых об-во обеспеч. усвоение новым поколением норм и цен-тей к-ры, также наз соц-цией.

Социализация 1.Способствует интеграции индивидов на основе соц. ролей.2.Обеспечивает сохранение об-ва благодаря усвоению его нов членами сложившихся в нем убеждений и образцов поведения.

1828 г. – пон-е «с» (как приобретение навыков жизни в об-ве) появ в англ словаре.

С совр т.з. соц. продолж-ся всю жизнь. Есть: первич и вторич.

Первичная – формирование у ребенка речи, мышления, сознания и самосознания в пр-ссе его общения с окр людьми, усвоение их норм и цен-ей. Рез-т первич с. – возникновение личности с инд-ым ансамблем черт и ее интеграция в общ систему.

Вторичная – каждый последующ пр-сс обучения взрослого чел-а, кот позволяет ему освоить новую соц роль и приспособиться к нов соц среде или гр.

Ресоц-ция – усвоение нов цен-тей, норм, ролей вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших

Альтернация – полная смена личности, т.е. радик ресоц-я.

Агенты соц-ции – люди, учрежд, институты, отвеч за усвоение культ цен-тей, норм и ролей (семья, школа, сверстники).

Мех-мы соц-ции – стихийные, повседн и спец разработанные приемы и пр-ссы, необх для развития идентич-ти и усв ролей. Виды соц-ции: эк,полит,нравств,проф и пр.

Конц-ции соц:

Джордж Мид разработал теорию, в которой объясняется сущность пр-сса восприятия инд-ом других личностей и развита концепция "обобщенного другого". "обобщенный другой" представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный "Я"-образ. осознание "обобщенного другого" развивается через процессы "принятия роли" и "исполнения роли".

Брим утверждает, что социализация взрослых отличается от социализации детей:

· социализация взрослых – изменение внешнего поведения, а в ходе социализации детей происходит формирование ценностных ориентации.

· взрослые способны оценивать нормы, а дети могут лишь усваивать их.

· социали­зация взрослых имеет своей целью помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей в большей мере затрагивает сферу мотивации.

эво­люционный подход: благодаря преодоле­нию кризисов происходит дальнейшее совершенствование личности. Эриксон разраб теорию развития личности, предусматривающую восемь стадий, три из кото­рых присущи взрослым людям. На каждой стадии в жизни индивида возникают определенный кризис или потрясение; переход от одной стадии к следующей происходит благодаря преодолению этого кризиса.

З. Фрейд выдвинул на 1 план психологические мех-мы соц-ции:

1) имитация - это осознания попытка ребенка копировать модель поведения;

2) идентификация - это способ осознания принадлежности к конкретной общности. Это позитивные механизмы социализации т.к. они нацелены на усвоение определенного типа поведения;

3) стыд и вина - это негативные механизмы социализации, т.к. они подавляют, либо запрещают некоторые образцы поведения.

Цель соц-ции – состояние, когда чел контролирует свои инстинкты

Д. Смелзер -сводил социализацию к трем стадиям:

1) стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых;

2) игровая стадия, когда дети осознают поведение как исполнение роли;

3) стадия групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

Парсонс: соц-ция – пр-сс усвоен соц роли или ролевая тренировка

Бихевиоризм: с – пр-сс соц научения (мех-мы: поощрение и наказание)

 

12. Соц.группа. Гидденс. («Социология») Соц группа - собрание индивидов, которые систематически взаимействуют друг с другом. Группы варьируются в размерах от небольших ассоц до крупномасштаб орг и обществ. Роберт Мертон: («Социальная теория и социальная структура» 1957).Социальная группа - совокупность людей, которые опр образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадл к данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других.

Классификация социальных групп. 1. Большие –опосред взаимодействие 2. малые. Люди могут входить в непоср контакт. Либо диада либо триада - нижний предел. Есть т. зр. 30-45. Часто встречающаяся величина: 5-7. + пост,врем,ситуативные

Выделение первич и вторич соц.групп. (Кули) Первичные состоят из неб числа людей, м\у кот. устанавливаются прямые контакты, отражающие различн. аспекты их личностей. В рамках гр-ы будут действовать непосредственно личностные или эмоциональные связи. Вторич гр сост из людей, м/у кот. почти отсутствуют эмоц связи, а их в/д-ие обусловлено стремлением к достиж. опред. целей. В этих гр будут превалировать инструментальные или функцион связи. Вторич гр более многочисл и м содержать в своей стр-ре неск-ко первич гр. Детище менеджмента - деление групп на формальные и неформ гр.

Сорокин («Система социологии», том 2). задается целью выделить наиб важные соц группы- те гр, кот наиб могущественны, т.е. кот оказывают наиб давление или влияние на ход обществ процессов и на судьбу населения вообще, кот играют значит истор роль. Ур-нь могущ-ва соц гр б зависеть от критериев: Количество членов гр, Степень распространенности дан гр, Степ. Солид-ти, Ст. организованности, Имеющ в её распоряжения технич аппарат возд-я на поведение людей

Вводит в оборот 3 понятия, без кот недостижимо выделение важных соц гр и ан-за стр-ры населения вообще. Элементарное коллективное единство (элементарная соц группа) - реальная, а не мнимая совокуп-ть лиц, объед в одно в/д-ющее целое к.-л. 1 признаком достаточно ясным и определенным и не сводимым на др признаки. (муж-ны, жен-ны, мусульмане, пенсионеры) Кумулятивное коллективное единство (кумулятивная соц группа) - не один признак, а набор более сходных элементар признаков. (женщины бальзаковского возраста) Сложный социальный агрегат (население вообще) -соединение лиц, вкл. в себя 2 или большее число различ элементар колл. единств или 2 или большее число различ кумулят. гр или и элементар и кумул. коллектив. нд-ва вместе. Сложным социальным агрегатом фактически является всякое население, занимающее ту или иную общую терр-рию.

 

 

Социология П.Сорокина

Осн блоки: социолог рев-ии, понятие соц пространства и соц мобильности, соц-культ динамика: культурные сис-мы, суперсист, типы суперсист, понятие интегрализма.

Сорокин Амер. социолог рус. происхождения. Эмигр в 1922 г.

основные труды:

1. В России:

- "Преступление и кара, подвиг и награда" 1914;

- "Система социологии" 1920;

- "Общедоступный учебник социологии";

2. В США:

- "Социология революции" 1925;

- "Социальная мобильность" 1927;

- "Современные социологические теории" 1928;

- "Социальная и культурная динамика" 1937-41;

- "Социологические теории сегодня".

Итак, период классических социологических теорий со смертью вебера и Дюркгейма завершён. И что? Одна социология, а доминирующих теории – две! (структурный функционализм дюрк и понимающая социология в.). Задача – объединить их в один подход, берёт на себя Сорокин Питирим. Раб. «совр. сц теор» дана систематиз всех классич конц-ий, и соврем сц представлена как интегральный корпус идей и методов, разраб-ых в 19-нач 20 в. + С.настаивал на соед эмпир и теор сц, критикуя отвлеченное теор-ние и бесссмысл сбор фактов.

В работе «Соц моб» С. Рассм. Об-во как соц пр-во – сов-ть статусов (=позиций, хар-зуемых объемом доступных инд-ду благ, набором прав и обяз.) соц пр-во стратифицировано: группы статусов, близких по хар-ам, образуют страты, орг-ые в иерарх порядок. В соц пр-ве инд-ды и гр м перемещ. Стратиф и моб-ть – 2 взаимосв аспекта общ жизни. С. обосновал различие между горизонтальной и вертикальной мобильностью, проанализировав средства и каналы ее достижения. соц моб — естественное сост-е об-ва.

Социология революции. Первичной и всеобщей их причиной он считал рост социальной дифференциации и неравенства, усиливающий подавление «базовых инстинктов» масс и подталкивающий их к революционным действиям. Постоянный эффект любого общества заключается в том, что оно отстает в распределении благ для членов в соответствии с их личными качествами и способностями. Этот дефект дополняется биоантропологическими и демографическими факторами, что приводит к постепенному увеличению в страте людей, не соответствующих занимаемой ими социальной позиции. В высшей страте собирается большая группа неспособных индивидов, которые должны перейти в низшую страту. В низшей же накапливается масса талантливых, энергичных людей, которые так же «социально» не на своем месте. Если в обществе не функционируют нормально каналы вертикальной мобильности, позволяющие безболезненно разрешить этот конфликт, оно расплачивается социальной революцией. На первой фазе все «талантливые и энергичные люди» из низшей страты переходят в высшую, но вместе с ними в условиях хаоса туда попадает и много неспособных людей. Из высшей страты удаляются не только дегенераты, но и таланты. На 2 этапе наступает период реакции как неизбежное следствие всякой революции. Ошибочно «сброшенные» таланты возвращаются наверх. Постепенно вновь образуется стабильная стратификация. Он был противником всяких социальных потрясений, в том числе революций, и выступал за нормальный, как он писал, эволюционный путь развития. он утверждал, что более или менее благополучное развитие общества после разрушающей его революции наступает благодаря его «возврату к своим ценностям, прошлым инстинктам и традициям, созидательному труду, сотрудничеству, взаимопомощи и единению всех его членов и социальных групп».

Теория Социального пространства

Проблемы «социального пространства» П.А. Сорокин исследует во 2 томе «Системы социологии». Социальное пространство — система общественных отношений, в котором человек занимает своё особое место в соответствии с системой координат социального пространства. В качестве таких социальных координат П.А. Сорокин рассматривал пол, возраст, расу, гражданство, религиозную принадлежность, имущественное положение и т.д., то есть социальное пространство многомерно. То есть индивид оказывается членом (абонентом) множества социальных групп. Таким образом, соц пространство - система внутригрупповых и межгрупповых отнош инд-ов. С. отвергает упрощённые попытки деления общества по какому-либо одному признаку (классовому, национальному, расовому, профессиональному и т.д.).

Социокультурная динамика

Социокульт феномены м. объед-ся и образ-ть устойч.объекты на осн разл причин. 1. форма объед – на простр-временной основе, 2. более уст. – смысловое ед-во, 3.супер-система (внутр. логич. взаимод.систем к-ры). В работе С. представил масштаб теор общ развития как послед-ти идеацион., идеалист., чувств социокульт систем. В осн.каждой лежит «ментальнсть»,кот в виде цен-тей, мировоззрения, умонастр определ хар-р всех сфер жизнед-ти. Идеац. Разв-ся на осн представлений об абсолют реал-ти и цен-ти сверхчувств. Сущностей: бога, души И пр. (Древней Греции (IX—VI вв. до н.э.) и в западноевропейском Средневековье V—XII вв). Чувственная является антиподом идеациональной. Основной принцип фазы — вся истинная реальность воспринимается нашими органами чувств; за тем, что мы можем воспринять, нет сверхчувственной реальности. Общ жизнь строится на осн прагмат и потреб отнош-я людей к окр. Миру. существовал во времена палеолита, в Древней Ассирии, в античной Греции и Риме. Начиная с XV в. он становится доминирующим в Западной Европе, включая и XX столетие. Идеалист система носит промежут хар-р, поск-ку в ней совмещ-ся и уравновеш др друга идеац и чувст Эл-ты. Ее расцвет приходится на золотой век античной культуры (V—IV вв. до н. э.) и раннее европейское Возрождение (XII—XIV вв.). Существует также и четвертый тип культуры, характерный для эпохи упадка, где ценности трех основных типов эклектически сосуществуют, не образуя органической интеграции.

Интегрализм. Выраж в том, что охватываются все сц-ие аспекты к-ры. все взаимоотношения различных элементов культуры сведены к трем типам (см.выше). изучение каждого типа культурной интеграции требует своего особого подхода. Например, при изучение 1) – треб-ся составление простого описательного каталога составных частей; 2) – н. использовать причинно-функциональный метод. 3)- использование логико-смыслового метода познания (состоит в нахождении основного принципа ("основания"), который пронизывает все компоненты).

 

Субъективный метод в сц.

Это направление развивали:

П. Лавров («Задачи позитивизма и их решения» (1868); «Исторические письма» (1868-1869); «Задачи понимания истории» (1898); «Важнейшие моменты в истории мысли» (1903)),

Н. Михайловский («Что такое прогресс?» (1869); «Теория Дарвина и общественная наука» (1870); «Герои и толпа» (1882); «Научные письма» (1884); «Еще о героях» (1891)»; «Еще о толпе» (1893)), С. Южаков («Социологические этюды» 1896, «Субъективный метод в социологии» 1873, «Дневник журналиста. Как изучать социологию?» 1895).

Направление возникло в 60-70-е гг. XIX в. в России. Рос. об-во нах-сь в сост-ии застоя, сущ-ла большая неопределенность по пов. направления и целей разв-я рос. об-ва. Н. было найти те соц. силы, кот. м. бы разбудить об-во.

Исходный тезис направления: главный двигатель обществ. разв-я — личность. Сторонники субъективного направления противопоставили 2 вида реальности: природную и общественную. В природе действуют объективные законы, в об-ве — телеологические закономерности, в основе кот лежит деятельность чел-а.

Направление ориентировалось на исп-е в соц-ом познании и соц-ых преобразованиях ценностного подхода, предполагающего свободный выбор идеала, к которому должно стремиться об-во. Сц-г не имеет права занимать отстраненную позицию. Он д рассм. все об-ные явления на основе нравственных идеалов. Об-во — та реальность, кот. м. становиться воплощением нравственного идеала на основе деят-ти широких масс, вдохновляемых на обществ. преобразования сов-тью высоконравственных личностей, которой может быть интеллигенция.

Южаков: сц не должна ограничиваться только констатацией ур-ня развития тех или иных соц явлений. Оценка относительной важности явлений на основе нравственного миросозерцания (идеала) — главная основа познавательных действий социолога, на которой строится соц. теория. Такая теория должна не только объяснять, почему соц. явления им. конкретные свойства, но и определять, какими д.б. соц. явления. Эти задачи решаются с пом субъективного м-да.

Субъект. м-д - дополнение к объективным общенаучным приемам, необх. усложнением приемов исследования при усложнении самого материала, подлежащего исследованию.

Михайловский: соц-г не должен отказываться от исп-я объективных методов, но высший контроль над познават. пр-ссом и над рекомендациями, вытекающими из него, принадлежит субъект. м-ду.

Субъект. м-д заставляет сц-га мыслить в особых категориях: желательного и нежелательного, нравственного и безнравственного, сущего и должного, полезного и вредного. Работы представителей субъективного м-да предвосхитили теоретические поиски и методологические выводы, сделанные представителями т.н. франкфуртской школы в социологии в XX в., выводы критической теории об-ва.

Представители критической теории об-ва в 30-40-е гг. XX в. также потребовали от сц не ограничиваться изучением объективных свойств, присущих об-ву. С т.з. Г. Маркузе и др ученых, соц. ис-е завершается только тогда, когда соц-г показ-т, какой д.б. соц. действит-ть. Сторонники субъект. м-да гов о необх-ти сц-го объяснений соц. действит-ти не только с позиции объективности и ценностного подхода, но и с позиций различных соц. групп, каждая из кот. им. свой взгляд на соц. явления. П. Лавров: «Н-мо встать на место страждущих и наслаждающихся членов об-ва, а не на место бесстрастного постороннего наблюдателя общ-ого мех-ма». Здесь Лавров предвосхитил развитие в зап. сц различных направлений — понимающей и феноменологической сц. Суб-ое направление обогатило сц-ую методологию



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 519; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.236.101 (0.018 с.)