Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные подходы к определению предмета социологии.↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основные подходы к определению предмета социологии. О-т науки = та реальность, на кот. направлен исследовательский интерес. Милецкий: О-т сц. об-во как организованная целостная система во всех его онтологич. проявлениях. В чем-то о-т сц. совпадает с о-тами др. социальных наук – эк-ки, демографии, соц. псих. и т.п. Но кажд. наука им. специф. пред-т, кот. опред. содержание науки. При этом он не м.б. стабильным, он нах-ся в постоянном движении и развитии. (Милецкий: С т.з. предмета сц. изучает сущ-ть, стр-ры, типы об-ва + объектив з-ны, закономерности и формы их проявл. 3 стороны П сц.: 1. знание о сущ-ти, стр-ре и типах об-ва 2. знание з-нах 3. знание об особенностях проявления з-нов в конкретных ист. сит-ях.) I. Представления о предмете сц. трансформ. на протяжении всей ее итории. => Определение предмета зависит от того, какую школу / направление сц. ученый разделяет. С этой т.зр. (учебник под ред. Скворцова) выделяют два подхода к определению П: 1) сц. как наука о целостности общественного организма, о соц. орг-ях и соц. с-ме; 2) сц. как наука о массовых соц. процессах и массовом пов-ии. О. Конт. Сц. – это позитивная наука об обществе и фундаментальных з-нах его разв-я. П сц. – общество в его целостности, основу кот. обр. всеобщее согласие. Г. Спенсер. Спенсер видел перед собой сложившееся английское буржуазное об-во, кот., несмотря на дифференциацию, сохраняло свою целостность благодаря новым соц. ин-там, сумевшим сгладить противоречия. П сц. – об-во как социальный организм, в кот. дифференциация сочетается с интеграцией благодаря естественной эволюции его социальных институтов. Э. Дюркгейм: эл-тами соц. реальности являются соц. факты, совокупность кот. и есть об-во. Социальное = коллективное. Поэтому пр. сц., по его мнению, является общество как объективная совокупность институтов, определяющих тип солидарности, изучать который следует на основе социальных фактов, выявляемых с помощью объективных методов. М. Вебер: сц. – наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать. Социальное поведение — по М. Веберу — это внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него. Социология М. Вебера называется «понимающей», поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. По мнению М. Вебера, предметом социологии должно быть не столько непосредственное поведение, сколько его смысловой результат. Поведение считается социальным, когда по смыслу, который ему придает субъект, оно соотнесено с поведением других индивидов. Поэтому для Вебера предмет социологии есть целостная совокупность смыслов социальных действий, значений социальных отношений и их структур для субъектов действий. Различия в определении предмета социологии ее основателями обусловлены разными социально-философскими подходами и ценностно-политической ориентацией. Сходство взглядов по этому вопросу заключается в понимании об-ва как целостной реальности, а различие — в понимании стр-ры об-ва и его динамики, особенно — его перспектив. Споры о предмете социологии ведутся и до сих пор. В настоящеевремя существуют десятки научных школ и направлений в понимании социологической проблематики. Петербургские социологи Л. О. Бороноев, В. Я. Ельмеев: предмет общей социологии образует изучение основ бытия всякого общества, законов его развития и функционирования. При этом, считают они, за основу не может быть принята лишь социальная сфера. Она лежит глубже — и экономике, в материальном производстве, которое и составляет общую основу развития общества, определяющую развитие других сфер Обществ. жизни. В учебном пособии Г. В. Осипова соц-я как наука об общих и специфических соц. з-нах и зак-тях развития и функц-я исторически определенных социальных систем, о механизмах действия и формах проявления этих законов и закономерностей в деятельности личностей, социальных общностей, классов, народов. В. А. Ядов: П сц - социальные общности (социальные группы, социальные страты, социальные классы и др.); сц-я как наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей разного уровня и об отношениях между ними, исследующую массовые социальные процессы и массовое поведение. II. Подходы к опр-ю П-та сц. по онтологическим ориентациям: а) социологич. реализм: явл-я и процессы, как общ-во, соц. стр-ры, соц. ин-ты, образуют надиндивид. реаль-ть, кот. можно изучать, абстрагируясь от характер-к, дей-й отдель-х людей. «Люди проходят (умирают), а общ-во остается (статус. различ., нормы воспроизвод-ся в неизмен-м виде)». Но логика функционир-ния, разв-я соц. струк-р отлична от логики существ-я инд-да (за период жизни инд-да соц. стр-ры м. измен-ся в р-те реформ, револ-й). Логика действий индивидов детерминируется логикой фукционир-я, разв-я соц. структур => иссл-е соц. явл-й = иссл-е макросоц. явл-й (стр-ра обществ. мнения, соц.эволюция); Макросоциология = совокуп-ть исслед-й, основыв-ся на «реалистич.» онтологич. ориентации, сфокусир-х на надиндивид. стр-рах. б) социологич. номинализм: категории общ-во, соц. сист, пр. – «имена»для удобного обознач-я совокуп-й дей-й инд-дов; в реаль-ти струк-р,систем нет, т.к. их нельзя наблюдать. Наблюдать м. толь. инд-дов, их дей-я; дей-я многих инд-дов образуют устой., повторяющ. схемы, образцы, к-е в представл-ии людей выглядят как надиндив. стр-ры, но их существ-ние и характер полностью опред-ся знач-ем, к-е люди придают своим дей-ям. => иссле-е соц. явл-й = иссл-е межиндив-ого вз-дей-я в усл-х повседнев.жизни людей (ситуации социализации лич-ти, напр.). Микросоциол. = совок-ть исслед-й, основыв-ся на номиналистич. онотолог-й ориен-ции, сфокусир-х на вз-дей-х индив-в. В началь. период социол. оба подхода противостояли др. др., сейчас – характер специализации исслед-й работы для всестор. изуч. соц. явл-й. III. По степени общности предмета: а) общая социол.: ее пред-т – универсальные формы соц.обусловленности явлений. Существо пред-та выраж-ся такими категориями, как соц. ин-ты, роли, статусы. б) частные отрасли социол.: выделение из общего ряда соц. явлений к-л явлений, процессов в кач-ве особен. пред-та, требующ. спец. иссл-я. Пр.: экономич. социол.: пред-т = соц.обусловленность эк-х явл-й, проц-сов (через иссл-е соц. ин-тов в сфере эк-ки и т.д.); пол-я социол.: пред-т = соц. обуслов-ть пол. процессов, явл-й; социол. куль-ры и прочее. Класс и слой. Класс имеет много трактовок. Эрих Райт назвал его социологическим хамелионом. Класс (соц-ый класс) – большая гр-а людей, различ-хся по набору определ-ых соц-но-эк-их признаков. По Сорокину (именно он употребил понятие): соц-ный класс – это общность людей, располагающих близкими позициями в отн-ии эк-их, пол-их и професс-ых статусов. Данное понятие не подходит для соц. стратификации – здесь исп. понятие «страта» / «слой». Направление, активно работавшее с понятием «класс» – марксизм. Маркс исследовал отдельные классовые признаки, но целостного определения понятия у него нет. Наиболее удачное марксистское определение понятия «класс» дал Ленин в работе «Великий почин» - о первых коммунистических субботниках: Классы – большие группы людей, различающиеся по: - по их месту в исторически определенной системе общественного производства - по их отношению к средствам производства (большей частью закреплены и оформлены в з-нах) - по их роли в общественной организации труда - по способам получения и размеру той доли общественного богатства, кот. они располагают - классы – это такие группы людей, одна из которых может присваивать себе труд другой, благодаря различию их места в опр. укладе обществ. хоз-ва. По Веберу: классовое расслоение проистекает не только от контроля за сред-ми произв-ва, но и от эк-их различий, прямо не связанных с собственностью. Такие ист-ки включ-т проф. мастерство или квалиф-ии, кот. влияют на виды работ и з/п. => Классы-это виды эк-их возм-тей ин-да на рынке труда. По Р. Дарендорфу: класс. стр-ра производна от стр-ры власти => категорию "класс" н. определять через отн-я власти. Понятие «власть» неразделимо с понятием «борьба за власть», т.е. заложен некий соц-ый конф-т. => Класс – категория, применимая для целей анализа динамики соц-го конф-та и его структурных корней, и этим она может быть четко отделена от страты как категории, используемой для описания иерарх-ой сис-мы в текущий момент. Э. Гидденс: классы – это большие гр-пы людей, отлич-ся по своим общим эк-им возм-ям, кот. значит. влияют на типы их стиля жизни; собст-ное бог-во вместе с занятием состав-т основу класс-го различия. Мельников. Критерии классовой иденти-ции: Отн-ие собств-ти, Фактор контроля, Проф. статус, Отраслевой, Уровень образ-я. Класс. стр-ра современного обества в развитых странах: высший (правящий), средний (белые воротнички= профессионалы), низший – рабочее, низшие служащие. К. Девис: соц. слой – группа людей, находящихся в сходных усл-ях в одинаковом соц. положении. Соц. слой, страта вкл. в себя мн-во людей с общим статусным признаком, статусным положением, чувствующ. себя связаными др. с др. этой общностью. Общий признак: культурные, соц-эк. черты и т.д. ОСНОВАНИЕМ для выделения страты выступает не любой признак, а лишь СТАТУСНЫЙ, т. е. тот, кот. объективно приобретает в данном об-ве ранговый хар-р. Это означает, что страта выд-ся на основе характ-ки, особо значимой в представлении опред-го круга лиц и об-ва. Эта хар-ка, проходя через личностное освоение, детерминируется соц. нормами и ценностями и поддерживается общим консенсусом. (Понятия класс и слой не противоречат друг другу, но дополняют, так как пространство классовых отношений предполагает существование подпространства слоев, как детализирующих компонентов иерархически сконструированной социальной реальности.) Соотношение классовой теории и теории соц. стратификации: - Марксистский вариант: стратификации нет, есть только классы; - Теория классов – вертикальное деление общества, а страты – это перекрестно-горизонтальное. Страты м.б. внутриклассовые и межклассовые. - Классовое деление – частный случай многомерной стратификации.
№9. Понятие социального взаимодействия. Теортетические модели взаимодействия. П.Сорокин «Система социологии»: социальное взаимодействие – основная универсальная единица социологического анализа, ибо вся общественная жизнь и все социальные процессы могут быть разложены на явления и процессы взаимодействия всех или большего числа лиц, и обратно, комбинируя различные процессы взаимодействия, мы можем получить любой из сложнейших общественных процессов. Социальное взаимодействие возможно на различных принципах, следовательно, существуют различные теоретические модели. В\д возм-но при налич 3 эл-тов: личность, об-во, к-ра Макс Вебер ( «Протестантская этика и дух капитализма» 1905, «Экономическая этика мировых религий» 1919, «Хозяйство и общество» 1921) определил сц как науку, изучающую соц действие, под которым он понимал любое действие, ориентированное на мотивы других людей. Оно обладает двумя обязательными чертами: осознанная мотивация и ориентация на других (ожидание). Без первой нельзя говорить о нем как о действии, без второй - называть его социальным. 4 типа действий: Целерациональное - однозначность, осмысленность и ясность цели индивида, рациональное соотнесение с адекватными целями (рациональность в содержании цели и в средствах ее достижения); Ценностно-рациональное - основано на вере в безусловную ценность самого действия., взятое как нечто самодостаточное, независимо от его результатов. Важно не достижение цели, а его собственный характер. Пример: человек несмотря на возможные последствия действует согласно своим убеждениям, понятиям о долге, чести, следование религиозным заповедям; Аффективное: основано на определенном эмоциональном состоянии действующего субъекта (любовь, страсть, ненависть), цель- максимальное удовлетворение данной эмоции; Традиционное: основано на привычке к определенным действиям, автоматический характер, минимальное целеполагание (повседневное поведение). Парсонс: соц.система – система интеракций. Хоманс критиковал П., ведь он гов, что соц сист – сист в/д-й, но не выдел в/д в кач стр-рного Эл-та. Парсонс гов. о действующем лице, т.е. у него действует роль, а не человек => посыл Х.: верните чел-ка! Теория социального обмена Джоржда Хоманса (1910-1989). («Социальное поведение как обмен», «возвращение к человеку» 1994) н. объяснить цели, интересы, потр-ти, кот испыт люди в пр-се повседн.в/д. => ед-ца соц ан-за – в/д как обмен деятельностью. Обмениваться можно чем угодно: знаками внимания, словами, значениями, жестами, символами, материальными предметами. Структура обмена достаточно проста: агенты обмена -два или более человека; процесс обмена -совершаемые по определенным правилам действия; правила обмена -устанавливаемые устно или письменно предписания, допущения и запреты; предмет обмена -товары, услуги, подарки, знаки внимания и т. п.; место обмена -заранее условленное или спонтанно возникшее место встречи. Принципы обмена: 1. постулат успеха. Обмен действ.закреп-ся в том случ, если в/д инд-ов успешно 2. постулат стимула. Обмен действиями закр-ся в том случ, если стимулир-ся. 3. постулат ценности. - если в/д по своим рез-там явл-ся цен-тью д/инд-ов 4. постулат агрессии/одобрения - если м/у в/д-ми инд-ми действует закон дистрибутивной (=распред-ой) справедливости 5. постулат рац-ти – инд-ды, действующие, стрем-ся к расчету при выборе действия. социальное взаимодействие - сложная система обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат. Социальное взаимодействие в символическом интеракционизме: Джордж Герберт Мид (“Мышление, личность, общество” 1934): практически все взаимодействия м/у людьми предполагают обмен символами, мы постоянно ищем ключи к пониманию того, какой тип поведения соответствует данному контексту и как следует интерпретировать намерения других, детали сообщают смысл сказанному или сделанному. Т.о. соц в/д строится на основе взаимного учета ожиданий через символич генерализ. ср-ва ком-ций. Блумер Об-во – сов-ть действующих ед-ц. Действ ед-цы – и личности, и коллективы. Принципы симв.интер.: 1. действие ед-ц происх. В опр. Сит. И ориент-но на нее 2. действ форм-ся путем интерпрет смысла той сит, в кот оно осущ-ся 3. действ.ед-цы в пр-ссе интеракции развивают и приобрет общее поним-е того, как н. дейст-ть. (это дает возм-ть действ одинаково) => В орг-ции чел об-ва действие доминирует над стр-рой! Социальное взаимодействие в феноменологической социологии: А.Шюц («смысловое стр-ние соц мира» 1932): предмет фен-гии – пр-сс конституир-я соц опыта, т.е. предмет соц наук Ш. усматривал в опыте и основ на нем социальном действии. Взаимодействие основано на типических схемах: человек ожидает типичной реакции на типичное действие. Чем выше степень анонимности и типичности взаимодействий, чем более они стандартизованы, тем более согласованно, успешно, "гладко" протекает повседневная жизнь в целом. В драм подходе гофмана: изуч-е техник самовыражения, саморепрезент в соц в/д №10. Понятие социального статуса и социальной роли. Ролевой конфликт. Соц. статус – положение инд-да во в/д с окр-ми людьми, определяющееся объемом доступ. соц. благ (в современном об-ве соц. блага: богатство, власть, престиж). Соц роль - это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный соц статус. В этом смысле статус и роль это две стороны 1 феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль - действием в рамках этой сов-ти прав и обяз. Индивид м. как повысить, так и понизить свой статус (превышение ролевых ожиданий). Обучение ролям: Кажд инд-д в теч-е своей жизни обуч-ся исп самые разн роли. Ролевое обучение им по кр. мере 2 аспекта: 1) необ-мо научиться выполнять обяз-ти и осущ-ть права в соотв-вии с играемой ролью; 2) приобрести установки, чувствования и ожидания, соответствующие данной роли. Этот аспект представляется наиб важным. Нек люди не могут успешно выполнять свою роль, если она в пр-ссе соц-ции не принята ими как стоящая потраченного времени, удовлетворяющая какую-либо их потребность, соответствующая их внутреннему миру. Понятие роли вкл в себя сов-ть ожиданий кажд инд-да в отношении как своего собств поведения, так и поведения др людей при в/д в опр ситуации. Типы соц. статусов: Все соц статусы м подразделить на 2 осн. типа: 1) предписываются индивиду об-вом или гр независимо от его способностей и усилий; 2) те, которые личность достигает своими усилиями. Предписанные статусы, и роли: Простейший путь достижения согласованного исполнения обяз-тей членами об-ва- это разделение всех видов деят-ти на мн-во предписанных ролей и обучение каждой личности с момента ее рождения заранее опред набору ролей. Пол и возраст универсально исп-ся в об-ве как основа для ролевого предписания. Раса, нац-ть, классовая и религ принадлежность также исп-ся во многих об-вах в качестве основы для предписанных ролей. Достигаемые статусы и роли: соц позиция, которая закрепляется ч/з индивидуальный выбор и конкуренцию, опред-ся как достигаемый статус, закрепляется с учетом способностей данной личности, ее исполнительности + в результате везения. Ролевой конфликт. Ролевое поведение: поведение того, кто играет роль. Ролевое поведение отлич от ожидаемого во многих отнош: в интерпретации роли, в личностных хар-ках, изменяющих шаблоны и образцы поведения, в отношении к дан роли, в возможных конф-тах с др ролями. это приводит к тому, что нет 2 инд-дов, играющих данную роль совершенно одинак. В пр-ссе достижения опред статуса и исполнения соответствующей соц роли м. возникнуть ролевое напряжение - трудности при выполнении ролевых обязательств и несоответствия внутр установок личности требованиям роли. Ролевое напряжении м повышаться в связи с неадекватной ролевой подготовкой, или ролевым конфл, или неудачами, возникающими при исполнена дан роли. Неадекватная ролевая подготовка. Обучение исполнению ее соц ролей м. б. успешным только при последовательно подготовке к переходу от одной роли к другой на протяжении все жизни инд-да. Ролевые конфликты. 2 типа ролевых конфл: м/д ролями и в пределах одной роли. Часто 2 или более роли (либо независимые, либо части системы ролей) заключают в себе несовместимые, конфликтующие обяз-ти личности. Очень немногие роли свободны от внутр напряжения и конфл-ов. Если конф-т обостряется, он м привести к отказу от выполнения ролевых обяз-в, отходу от дан роли, внутр стрессу. Мех-мы снижения и преодоления рол конфликта: Рационализация ролей - защита против болезненного восприятия личностью к.-л. ситуации с пом понятий, кот-ые для нее социально и персонально желательны. Разделение ролей временное изъятие из жизни 1 из ролей и выключение ее из сознания инд-да, но с сохр-ем реагирования на систему ролевых треб-ий, присущ дан роли (жестокие правители, палачи и убийцы, которые одновременно были добрыми и заботливыми мужьями и отцами). Регулирование ролей является осознанным и преднамеренным, это формальная процедура, поср-вом кот инд-д освобождается от личной ответ-ти за последствия выполнения им той или иной роли. (муж оправдывается перед женой за длительное отсутствие, говоря, что этого требовала его работа). Преодоление конфликта: один из статусов принимается инд-дом как определяющий во всех соц ролях. №11 Социализация: понятие, виды и агенты. Социализация – процесс усвоения человеком ценностей и норм к-ры, + навыков поведения в об-ве и его подсистемах. Процесс и ср-ва, с пом которых об-во обеспеч. усвоение новым поколением норм и цен-тей к-ры, также наз соц-цией. Социализация 1.Способствует интеграции индивидов на основе соц. ролей.2.Обеспечивает сохранение об-ва благодаря усвоению его нов членами сложившихся в нем убеждений и образцов поведения. 1828 г. – пон-е «с» (как приобретение навыков жизни в об-ве) появ в англ словаре. С совр т.з. соц. продолж-ся всю жизнь. Есть: первич и вторич. Первичная – формирование у ребенка речи, мышления, сознания и самосознания в пр-ссе его общения с окр людьми, усвоение их норм и цен-ей. Рез-т первич с. – возникновение личности с инд-ым ансамблем черт и ее интеграция в общ систему. Вторичная – каждый последующ пр-сс обучения взрослого чел-а, кот позволяет ему освоить новую соц роль и приспособиться к нов соц среде или гр. Ресоц-ция – усвоение нов цен-тей, норм, ролей вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших Альтернация – полная смена личности, т.е. радик ресоц-я. Агенты соц-ции – люди, учрежд, институты, отвеч за усвоение культ цен-тей, норм и ролей (семья, школа, сверстники). Мех-мы соц-ции – стихийные, повседн и спец разработанные приемы и пр-ссы, необх для развития идентич-ти и усв ролей. Виды соц-ции: эк,полит,нравств,проф и пр. Конц-ции соц: Джордж Мид разработал теорию, в которой объясняется сущность пр-сса восприятия инд-ом других личностей и развита концепция "обобщенного другого". "обобщенный другой" представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный "Я"-образ. осознание "обобщенного другого" развивается через процессы "принятия роли" и "исполнения роли". Брим утверждает, что социализация взрослых отличается от социализации детей: · социализация взрослых – изменение внешнего поведения, а в ходе социализации детей происходит формирование ценностных ориентации. · взрослые способны оценивать нормы, а дети могут лишь усваивать их. · социализация взрослых имеет своей целью помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей в большей мере затрагивает сферу мотивации. эволюционный подход: благодаря преодолению кризисов происходит дальнейшее совершенствование личности. Эриксон разраб теорию развития личности, предусматривающую восемь стадий, три из которых присущи взрослым людям. На каждой стадии в жизни индивида возникают определенный кризис или потрясение; переход от одной стадии к следующей происходит благодаря преодолению этого кризиса. З. Фрейд выдвинул на 1 план психологические мех-мы соц-ции: 1) имитация - это осознания попытка ребенка копировать модель поведения; 2) идентификация - это способ осознания принадлежности к конкретной общности. Это позитивные механизмы социализации т.к. они нацелены на усвоение определенного типа поведения; 3) стыд и вина - это негативные механизмы социализации, т.к. они подавляют, либо запрещают некоторые образцы поведения. Цель соц-ции – состояние, когда чел контролирует свои инстинкты Д. Смелзер -сводил социализацию к трем стадиям: 1) стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых; 2) игровая стадия, когда дети осознают поведение как исполнение роли; 3) стадия групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей. Парсонс: соц-ция – пр-сс усвоен соц роли или ролевая тренировка Бихевиоризм: с – пр-сс соц научения (мех-мы: поощрение и наказание)
12. Соц.группа. Гидденс. («Социология») Соц группа - собрание индивидов, которые систематически взаимействуют друг с другом. Группы варьируются в размерах от небольших ассоц до крупномасштаб орг и обществ. Роберт Мертон: («Социальная теория и социальная структура» 1957).Социальная группа - совокупность людей, которые опр образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадл к данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других. Классификация социальных групп. 1. Большие –опосред взаимодействие 2. малые. Люди могут входить в непоср контакт. Либо диада либо триада - нижний предел. Есть т. зр. 30-45. Часто встречающаяся величина: 5-7. + пост,врем,ситуативные Выделение первич и вторич соц.групп. (Кули) Первичные состоят из неб числа людей, м\у кот. устанавливаются прямые контакты, отражающие различн. аспекты их личностей. В рамках гр-ы будут действовать непосредственно личностные или эмоциональные связи. Вторич гр сост из людей, м/у кот. почти отсутствуют эмоц связи, а их в/д-ие обусловлено стремлением к достиж. опред. целей. В этих гр будут превалировать инструментальные или функцион связи. Вторич гр более многочисл и м содержать в своей стр-ре неск-ко первич гр. Детище менеджмента - деление групп на формальные и неформ гр. Сорокин («Система социологии», том 2). задается целью выделить наиб важные соц группы- те гр, кот наиб могущественны, т.е. кот оказывают наиб давление или влияние на ход обществ процессов и на судьбу населения вообще, кот играют значит истор роль. Ур-нь могущ-ва соц гр б зависеть от критериев: Количество членов гр, Степень распространенности дан гр, Степ. Солид-ти, Ст. организованности, Имеющ в её распоряжения технич аппарат возд-я на поведение людей Вводит в оборот 3 понятия, без кот недостижимо выделение важных соц гр и ан-за стр-ры населения вообще. Элементарное коллективное единство (элементарная соц группа) - реальная, а не мнимая совокуп-ть лиц, объед в одно в/д-ющее целое к.-л. 1 признаком достаточно ясным и определенным и не сводимым на др признаки. (муж-ны, жен-ны, мусульмане, пенсионеры) Кумулятивное коллективное единство (кумулятивная соц группа) - не один признак, а набор более сходных элементар признаков. (женщины бальзаковского возраста) Сложный социальный агрегат (население вообще) -соединение лиц, вкл. в себя 2 или большее число различ элементар колл. единств или 2 или большее число различ кумулят. гр или и элементар и кумул. коллектив. нд-ва вместе. Сложным социальным агрегатом фактически является всякое население, занимающее ту или иную общую терр-рию.
Социология П.Сорокина Осн блоки: социолог рев-ии, понятие соц пространства и соц мобильности, соц-культ динамика: культурные сис-мы, суперсист, типы суперсист, понятие интегрализма. Сорокин Амер. социолог рус. происхождения. Эмигр в 1922 г. основные труды: 1. В России: - "Преступление и кара, подвиг и награда" 1914; - "Система социологии" 1920; - "Общедоступный учебник социологии"; 2. В США: - "Социология революции" 1925; - "Социальная мобильность" 1927; - "Современные социологические теории" 1928; - "Социальная и культурная динамика" 1937-41; - "Социологические теории сегодня". Итак, период классических социологических теорий со смертью вебера и Дюркгейма завершён. И что? Одна социология, а доминирующих теории – две! (структурный функционализм дюрк и понимающая социология в.). Задача – объединить их в один подход, берёт на себя Сорокин Питирим. Раб. «совр. сц теор» дана систематиз всех классич конц-ий, и соврем сц представлена как интегральный корпус идей и методов, разраб-ых в 19-нач 20 в. + С.настаивал на соед эмпир и теор сц, критикуя отвлеченное теор-ние и бесссмысл сбор фактов. В работе «Соц моб» С. Рассм. Об-во как соц пр-во – сов-ть статусов (=позиций, хар-зуемых объемом доступных инд-ду благ, набором прав и обяз.) соц пр-во стратифицировано: группы статусов, близких по хар-ам, образуют страты, орг-ые в иерарх порядок. В соц пр-ве инд-ды и гр м перемещ. Стратиф и моб-ть – 2 взаимосв аспекта общ жизни. С. обосновал различие между горизонтальной и вертикальной мобильностью, проанализировав средства и каналы ее достижения. соц моб — естественное сост-е об-ва. Социология революции. Первичной и всеобщей их причиной он считал рост социальной дифференциации и неравенства, усиливающий подавление «базовых инстинктов» масс и подталкивающий их к революционным действиям. Постоянный эффект любого общества заключается в том, что оно отстает в распределении благ для членов в соответствии с их личными качествами и способностями. Этот дефект дополняется биоантропологическими и демографическими факторами, что приводит к постепенному увеличению в страте людей, не соответствующих занимаемой ими социальной позиции. В высшей страте собирается большая группа неспособных индивидов, которые должны перейти в низшую страту. В низшей же накапливается масса талантливых, энергичных людей, которые так же «социально» не на своем месте. Если в обществе не функционируют нормально каналы вертикальной мобильности, позволяющие безболезненно разрешить этот конфликт, оно расплачивается социальной революцией. На первой фазе все «талантливые и энергичные люди» из низшей страты переходят в высшую, но вместе с ними в условиях хаоса туда попадает и много неспособных людей. Из высшей страты удаляются не только дегенераты, но и таланты. На 2 этапе наступает период реакции как неизбежное следствие всякой революции. Ошибочно «сброшенные» таланты возвращаются наверх. Постепенно вновь образуется стабильная стратификация. Он был противником всяких социальных потрясений, в том числе революций, и выступал за нормальный, как он писал, эволюционный путь развития. он утверждал, что более или менее благополучное развитие общества после разрушающей его революции наступает благодаря его «возврату к своим ценностям, прошлым инстинктам и традициям, созидательному труду, сотрудничеству, взаимопомощи и единению всех его членов и социальных групп». Теория Социального пространства Проблемы «социального пространства» П.А. Сорокин исследует во 2 томе «Системы социологии». Социальное пространство — система общественных отношений, в котором человек занимает своё особое место в соответствии с системой координат социального пространства. В качестве таких социальных координат П.А. Сорокин рассматривал пол, возраст, расу, гражданство, религиозную принадлежность, имущественное положение и т.д., то есть социальное пространство многомерно. То есть индивид оказывается членом (абонентом) множества социальных групп. Таким образом, соц пространство - система внутригрупповых и межгрупповых отнош инд-ов. С. отвергает упрощённые попытки деления общества по какому-либо одному признаку (классовому, национальному, расовому, профессиональному и т.д.). Социокультурная динамика Социокульт феномены м. объед-ся и образ-ть устойч.объекты на осн разл причин. 1. форма объед – на простр-временной основе, 2. более уст. – смысловое ед-во, 3.супер-система (внутр. логич. взаимод.систем к-ры). В работе С. представил масштаб теор общ развития как послед-ти идеацион., идеалист., чувств социокульт систем. В осн.каждой лежит «ментальнсть»,кот в виде цен-тей, мировоззрения, умонастр определ хар-р всех сфер жизнед-ти. Идеац. Разв-ся на осн представлений об абсолют реал-ти и цен-ти сверхчувств. Сущностей: бога, души И пр. (Древней Греции (IX—VI вв. до н.э.) и в западноевропейском Средневековье V—XII вв). Чувственная является антиподом идеациональной. Основной принцип фазы — вся истинная реальность воспринимается нашими органами чувств; за тем, что мы можем воспринять, нет сверхчувственной реальности. Общ жизнь строится на осн прагмат и потреб отнош-я людей к окр. Миру. существовал во времена палеолита, в Древней Ассирии, в античной Греции и Риме. Начиная с XV в. он становится доминирующим в Западной Европе, включая и XX столетие. Идеалист система носит промежут хар-р, поск-ку в ней совмещ-ся и уравновеш др друга идеац и чувст Эл-ты. Ее расцвет приходится на золотой век античной культуры (V—IV вв. до н. э.) и раннее европейское Возрождение (XII—XIV вв.). Существует также и четвертый тип культуры, характерный для эпохи упадка, где ценности трех основных типов эклектически сосуществуют, не образуя органической интеграции. Интегрализм. Выраж в том, что охватываются все сц-ие аспекты к-ры. все взаимоотношения различных элементов культуры сведены к трем типам (см.выше). изучение каждого типа культурной интеграции требует своего особого подхода. Например, при изучение 1) – треб-ся составление простого описательного каталога составных частей; 2) – н. использовать причинно-функциональный метод. 3)- использование логико-смыслового метода познания (состоит в нахождении основного принципа ("основания"), который пронизывает все компоненты).
Субъективный метод в сц. Это направление развивали: П. Лавров («Задачи позитивизма и их решения» (1868); «Исторические письма» (1868-1869); «Задачи понимания истории» (1898); «Важнейшие моменты в истории мысли» (1903)), Н. Михайловский («Что такое прогресс?» (1869); «Теория Дарвина и общественная наука» (1870); «Герои и толпа» (1882); «Научные письма» (1884); «Еще о героях» (1891)»; «Еще о толпе» (1893)), С. Южаков («Социологические этюды» 1896, «Субъективный метод в социологии» 1873, «Дневник журналиста. Как изучать социологию?» 1895). Направление возникло в 60-70-е гг. XIX в. в России. Рос. об-во нах-сь в сост-ии застоя, сущ-ла большая неопределенность по пов. направления и целей разв-я рос. об-ва. Н. было найти те соц. силы, кот. м. бы разбудить об-во. Исходный тезис направления: главный двигатель обществ. разв-я — личность. Сторонники субъективного направления противопоставили 2 вида реальности: природную и общественную. В природе действуют объективные законы, в об-ве — телеологические закономерности, в основе кот лежит деятельность чел-а. Направление ориентировалось на исп-е в соц-ом познании и соц-ых преобразованиях ценностного подхода, предполагающего свободный выбор идеала, к которому должно стремиться об-во. Сц-г не имеет права занимать отстраненную позицию. Он д рассм. все об-ные явления на основе нравственных идеалов. Об-во — та реальность, кот. м. становиться воплощением нравственного идеала на основе деят-ти широких масс, вдохновляемых на обществ. преобразования сов-тью высоконравственных личностей, которой может быть интеллигенция. Южаков: сц не должна ограничиваться только констатацией ур-ня развития тех или иных соц явлений. Оценка относительной важности явлений на основе нравственного миросозерцания (идеала) — главная основа познавательных действий социолога, на которой строится соц. теория. Такая теория должна не только объяснять, почему соц. явления им. конкретные свойства, но и определять, какими д.б. соц. явления. Эти задачи решаются с пом субъективного м-да. Субъект. м-д - дополнение к объективным общенаучным приемам, необх. усложнением приемов исследования при усложнении самого материала, подлежащего исследованию. Михайловский: соц-г не должен отказываться от исп-я объективных методов, но высший контроль над познават. пр-ссом и над рекомендациями, вытекающими из него, принадлежит субъект. м-ду. Субъект. м-д заставляет сц-га мыслить в особых категориях: желательного и нежелательного, нравственного и безнравственного, сущего и должного, полезного и вредного. Работы представителей субъективного м-да предвосхитили теоретические поиски и методологические выводы, сделанные представителями т.н. франкфуртской школы в социологии в XX в., выводы критической теории об-ва. Представители критической теории об-ва в 30-40-е гг. XX в. также потребовали от сц не ограничиваться изучением объективных свойств, присущих об-ву. С т.з. Г. Маркузе и др ученых, соц. ис-е завершается только тогда, когда соц-г показ-т, какой д.б. соц. действит-ть. Сторонники субъект. м-да гов о необх-ти сц-го объяснений соц. действит-ти не только с позиции объективности и ценностного подхода, но и с позиций различных соц. групп, каждая из кот. им. свой взгляд на соц. явления. П. Лавров: «Н-мо встать на место страждущих и наслаждающихся членов об-ва, а не на место бесстрастного постороннего наблюдателя общ-ого мех-ма». Здесь Лавров предвосхитил развитие в зап. сц различных направлений — понимающей и феноменологической сц. Суб-ое направление обогатило сц-ую методологию
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 519; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.236.101 (0.018 с.) |