Концепции культуры в соц антропологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепции культуры в соц антропологии.



СА – наука, изуч чел-ка и культуру, т.е. формы физической и дух деят-ти чел-ка в усл-ях географически и исторически различных культур. Концепт культуры – центральный для антропологии. В развитии дисциплины большое значение имела дискуссия о ед-ве и различии понятий «цивилизация» и «культура». В культурологи сущ-ет довольно сильное течение, противоп культуру цивилизации. Начало такому противопоставлению положили рус славянофилы, утверждая тезис о духовности культуры и бездуховности цив-ции как чисто западного явл-я. Продолжая эти традиции, Н. Бердяев писал о цив-ции как «смерти духа культуры». Однако в культурологи имеется и противоположный подход, отождествляющий к-ру и цив-цию. В конц-ции К. Ясперса цив-ция интерпретируется как ценность всех к-р. Осн конц к-ры. 1) Дескриптивный подход.(Тейлор). К.- сложное целое, вкл знания, верования, иск-во, направленность, обычаи, усвоенные чел-ом как членом об-ва. Осн положения подхода: а) К-ра понимается как сумма компонентов, каж из кот-х м б исследован независимо от др, т.е. культуру м описать ч/з те признаки кот ей приписываются. => своя к-ра рассматривается как единственно правильная, а к-ра других об-в как не культура, и вписывается в сознание ч/з признание факта отсутствия культур черт. б) Отд элем-ты к-ры отличаются от др к-р и др об-в как в синхронии так и в диахронии. => осн задача иссл-я к-ры состоит в разложении целого на части, а осн методы иссл-я – систематизация и классификация. в) Причины культ развития понимаются как эндогенные (внутр, подход не принимает во внимание межкультурное взаимод-ие). г) К. социальна, она усваивается чел-ом как членом об-ва. Только в рамках об-ва происх наследование культ традиций, только в рамках принадлежности к соц гр происх наследование. 2) классич конц – Малиновский, Браун. К. как сумма соц систем и порядков, связанных с наделением смыслом, репрезентацией и символизацией. Осн положения: а) К. образ уник единство, истор продолжит-ть и интегрир целостность. Отд элем-ты к-ры интегрированы внутри этого целого поср-вом совок-ти норм и правил. Кажд эл-т К. вып специф функции => осн? в рамках данн подхода – стр-ра к-ры (пример: нормативная, символич (дух), матер культура – по Бирстеду).б) Сама К создает инструментарий для анализа. Соц мир м.б. представлен как лоскутное одеяло культур, каждая из к-р м понимается ч/з призму собств категорий, а не культуры исследователя. Признается право любой гр конструировать свою культуру. В) Т.о., культра территориальна, соответствует опр группам людей, мы м описать ее через признаки. 3. символический подход или интепретативный (Гирц, Дуглас, Лич) – К. – система значений и символов. Гирц – К= стратифицированная иерархия значимых структур, сис-ма действий, смыслов и знаков, в рамках кото-рой осущ-ся соц взаимодействие: К – универсум значений. Значения выражаются посредством знаков. Знак - представитель значения - его обозначение. К. и культурное поведение могут быть «прочитаны как текст». 2 категории знаков: 1) знаки-КОПИИ (фотографии, отпечатки пальцев): денотаты - конкретные, объекты, и план содержания близок плану выражения; 2) знаки-СИМВОЛЫ: широкий план содержания, денотат - общее понятие или представление, содержание невозможно определить строго (маска - символ театра) Метод – не описания, а понимания. Задача исследователя– понять сложную сис-му значений символов в изучаемой им к-ре и интерпретация культуры ч/з призму тех категорий, которые присущи данной культуре.4.Совр концепция. Соц конструктивизм (Барт и норвежская школа антропологии): Культура понимается как соц феномен, не связ с опр группой людей, а формир в ходе процесса взаимод.Отсюда а) Понятие соц границы (различие и воплощает рез-т культ взаимод-я).б) К не описывается как сов-ть признаков, а все проявления К контекстуальны, ситуативны и в этом смысле культуру группы лучше представить как культурную непрерывность.

 

 

Объект и предмет этнической сц

Этническая социология – это спец социол теория, кот изучает влияние этнического фактора на состояние и динамику соц процессов, отношений и институтов. Предмет этносоциологии – изучение социальных аспектов развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включённой в эти группы, и социальной среды. ЭС как отд дисциплина сформир в нач 20 в в усл-ях модернизации европ об-ва, когда стало невозможно судить об этнических процессах на основании одного лишь этнографического и антропологического анализа. 1-я этносоц работа – Ф.Знанецкий, посвящ полякам, кот переехали в Америку и Канаду. Впервые исп метод контент-анализа, изуч переписка польских эмигрантов с оставшимися на родине и польская эмигрантсткая пресса. В России опр социол иссл-я в 20 гг тоже качались этничности. 20гг в рамках идеологии женского движения – срав положения русской, туркменской, армянской женщины. По-наст ЭС как отд дисц связ с кон 60-нач70гг. масштабное иссл-е «Социальное и национальное» Дробижева, Арутюнян. Москва. В сов время иссл-я в осн посвящены тому, что поср-вом эмп фактов пыт обосновать приоритет сов идентичности над этнической. К началу перестройки слож 3 напр-я ЭС как науки: 1) Связ с культ антропологией, а) изуч соц обусловленность функц-я традиц культуры в усл-ях соврем об-ва. Иссл-я, посвященные сохранности традиц обрядов, праздников у русских и др народов СССР. Б) В рамках этого напр-я изучалось все что связано с русско-национальным двуязычием (все кроме русских граждане СССР должны были владеть 2-мя языками), изуч последствия этого. Двуязычие в некот случаях привело к русификации, в частности это коснулось народов близкородственных – белорусов и украинцев (на Укр это привело к конфликту). Рус-нац двуязычие негат сказалось на языках народов Сред Азии (Казахс, Узбек, Кырг). Это были кочевые народы, в казахский язык стали вбрасывать рус слова. Полная русификация коснулась народов севера - якуты. Процесс полуязычия: своя язык во многом утеряли, а русский – знали плохо и не литературный. В) Посл-я смешанных браков. 20% семей смешанные по переписи 89 года. (Толерантность – в том, что ты можешь вступить в брак с человеком другой нац-ти). Возн сложности с идентичностью детей, 3 вар-та идентичности детей из смеш браков: а) уход от этн самоидентивикации в пользу «я советский человек» - психол наиб комфортный вар-т, наиб распростр. б) амбивалентная идент-ть в) в зав-ти от того где живет семья. 2) Влияние этн фактора на такие процессы как урбанизация, конфликтность, мобильность, миграц подвижность. А) Урбанизация: народы, кот продолжают иметь традиц культуру, до сих пор не м адаптироваться к жизни в городах. Предст-ли коренного нас-я живут в сельской местности и исп дискомфорт в городах. Б) Мобильность: есть более или менее мобильные народы. Русские не сильно мобильные и медленно адаптируются к соц изм-ям, а это м влиять на предрассудки по отн к народам кот более мобильны (кавказофобия, антисемитизм). В) Конфликтность. Сторонники геогр детерминизма: юж народы не склонны к компромиссу, а северные уходят от конфликтов, это дискуссионная т.зр. г) миграц подвижность: есть «неподвиж» народы и наоборот. Русские отн к одним из самых миграционно подвижных народов. Евреи, цыгане миграционно подвижны. 3)Стыкуется с этн психологией. Изучение групповой формы этнической идентичности и соотношение этнической и национальной идентичности. Пример: нац идент-ть – российская гражданская нация (нация – не этническое, а гражданское состояние какого-то сообщества).

 

Теории этнических процессов

Этническая социология – это спец социол теория, кот изучает влияние этнического фактора на состояние и динамику соц пр-ссов, отношений и институтов Первый теоретик в области этн процессов – Геродот, 6 век до н.э. сравнивал греков (эллинов) с этносами (все варвары). Процесс развития эллинского народа отл большей цивилизованностью. Теории 20 в: 1-я и 2-я половины. 1 пол 20 в. 3 частных теории. 1)Теория осязаемой реальности. Юлиан Бромлей. («Очерки теории этноса»). Суть теории: этничность имеет опр объект хар-ки: происхождение, тер-рия, язык, матер культура, религия. Критика теории П.Сорокин: трудно говорить о том, что этничность – кровная связь, практ все совр этн группы – рез-т межэтн смешений. К территории тоже нельзя привязать этничность. Язык: сущ-ют мировые языки. Матер культура имела значение до нач 20в, но сейчас она вообще не им этнического хар-ра, глобализация всех победила. По пов религии это тоже может когда-то было справедливо, сейчас – нет, к тому же, много атеистов. Бромлей говорил еще о признаке нац хар-р (сейчас его наз менталитет), он содержит опр черты соц поведения кот счит нормативными в дан этн группе и откл от кот счит маргинальными – с этим признаком можно согласиться. 2) Символическая теория возн во Франции, у ее истоков – Леви-Стросс, Карл Гирц. Есть значения кот понятны нам и не понятны предст-лям др культур. Этот симв аспект близок к симв интеракц. 3) Система общеразделяемых поведенч стереотипов, теория выдвинута Кардинером и Линтеном и сохр свое значение. Этничность – система общих стереотипов, кот формируются в среде, прежде всего семейной. 2 пол 20 в. 2 теории: 1. Примордиалистская теория ( Ван ден Берге, Шилз) исх из положений теории осязаемой реальности. Primordial – коренной, земной - этничность врожденна, т.е. это предписанный статус. Близко к неофрейдизму (коллект бессознательное). Этничность – чувствен привязанность, это нечто неизменное, наиб сильный идентификационный знак. 2.Конструктивистская теория. Майкл Фишер, Леонард Белл, Альберт Коэн. Этничность – конструкт, его конструируют элиты для достижения внеэтнических целей. Если ее не конструировать, ее не будет, будет «глобальный человек». -> Этничность – не чувства, а нечто рациональное, и это не предписанный статус, а достигаемый. Возражения: на самом деле этничность – настолько сложное соц и психол состояние, что его сложно разложить по полочкам, это – нечто среднее. Сикевич: главное – воспитание.

 

 

53. Предмет и основные понятия социологии культуры. Понятие СК было введ. Альфредом Вебером (Социологическое понятие культуры (1913), изнач-но К (лат.) = возделывание земли, культивирование растений. Затем терм. перешел в сферу челов отношений. 18, 19 вв. - приобрел соврем. значение, стал наряду с термином "цивилизац." В соврем. европ. языках К поним. по-разному: 1) Состоян. общ-ва, основ. на праве, порядке, гражданственности (К=цивилизац.) 2) Абстрактн. обознач. процесса интеллект. и духовн. развития (творч-во) 3) Абстрактн. обознач. форм и продуктов интеллект. и худ. деятельности. 4) Указание на особенности жизни народа/группы. Научных определений К более 500.

Интегративное определение К: это система общих верований, ценностей, обычаев, способов поведения и артефактов, которыми пользуются члены данного общества для того, чтобы освоить и понять окружающий их мир, и которые передаются от одного покол. к другому, совокупность мат и духовных ценностей, созданных человеком, которая передается посредством механизмов соц. преемственности. СК - наука, рассматривающ. строение и функционирование К в связи с социальной структ. и институтами, применительно к конкретно-историч. ситуац. Предмет СК. В широк. смысле СК - изучение способа жизни того/иного народа, в у. - изучение процесса творчества в 2-х институтах - инст. искусства и науки. СК иногда противопост-ся соц. антроп., котор. изуч. традиц./архаичн. общества. Считается, что СК заним-ся изучением духовной К, котор. включ. в себя 3 компон.: когнитивный (знания и технологии), символический (язык, жесты), нормативно-ценностный (нормы и ценности). Объект СК - собственно культура / все, что сделано человеком. К По Парсонсу К имеет 3 функции: 1)трансляция соц. опыта 2)обучение- социализация 3) объединение в сообщество. Некоторые элементы К: Нормы (norma - руководящее начало, правило, образец) - правила поведения, котор. делятся на формальные (прописаны в законах) и неформальные (не прописаны, но разделяются людьми). Могут изменяться. Другая типология: институциональные н. (зафиксир. в докум.), статистич./этнографич. н. (народн. традиции), конвенцион. н. (возн. в результате обществ. договора), эталонные н. (специально созд. в кач-ве образца для подражания).

Ценности - устойчивое и разделяемое в данной К убеждение в том, что опр способ повед. с личной или общественной т.зр. предпочтительнее, чем иные. Либо: абстрактные идеалы, носители которых - члены общества; квинтэссенции соц опыта общества, в рамках которого собраны наиболее оправдавшие себя принципы жизнедеятельности.

Установки - обретенное в процессе соц стремление, предрасположенность реагировать соответств образом на объект ориентации.

Субкультуры - относительно автоном целостные образования, сегменты внутри господствующей К, опр стиль жизни и мышления их носителей, отличающиеся своими обычаями, системами норм и ценностей.

Традиция - (от лат. traditio - передача) элементы соц и культурного наследия, передающиеся от покол. к покол. и сохраняющиеся в опр общ-вах и соц. группах в течение длит времени. Обычаи- унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизв в определённом обществе или соц группе и является привычным для их членов.

Обряды -традиц действия, сопровождающие важные моменты жизни челов коллектива

Ритуал - устойчивая последоват. действий, имеющая церемониальный характер.;

+ Миф - повествования, сказки, истории Богов, содержащ. религиозно-окрашенные явления, процессы природы и мира; яркая подлинная действительность, ощущаемая не в совокупности абстрактн. категорий, а интуитивно.

Некоторые понятия: Социализация - усвоение норм и ценностей.Аккультурация - взаимодействие, взаимовлиян. различн. К групп и образцов.Инкультурация - усвоение норм поведения, необх. для жизни в дан. обществе, усвоение конкретной К (чаще всего - родной).Ценностно-нормативная система общества – коллективные представления о добре и зле, счастье и несчастье (менталитет, национальное сознание). Культурный шок- конфликт старых и новых культурных ориентаций (Ф. Бок «Культура через культурный шок»).

Культура в социологической традиции: 1. Конт и его закон 3-х стадий (теологич., метафизич., позитивн.). На кажд. стадии есть свои К агенты/эксперты, воспроизв. К элем./продукты (колдуны, маги, шаманы, священники; философы; ученые) 2. Вебер: соц. дей-е - поступок, ориент. на других людей, он всегда несет субъективно подразумеваемый смысл. "Протестантск. этика и дух капитализма": взаимосвязь м/у капитализмом и религией. 3. Символич. интеракционизм: Томас и Знанецкий ("Польский крестьянин в Европе и Америке"), Дж. Герберт Мид (понятие жеста: м.б. физические и речевые; социализация), Гофман (драматургический подход). 4. Социальная феноменология: Щютц (повседневность, "конечные области значения"), Гарфинкель. 5. Социология Франкфуртской школы (Хабермас, Маркузе, Одорно, Хоркхаймер, Фромм).

 

 

54. Социальная коммуникация: сущность, структура и основные подходы Новое отрасл направление – социология коммуникаций формир в конце 20 в. Причины: 1. экспансия средств массовой коммуникации, изм места и роли коммуникативных техн в различных сферах общества («взрыв коммуникаций»), 2. возникновение и популярность идеологии конвенционализма, рассм общ проблему как проблему взаимного согласования интересов и действий социальных субъектов. В результате сложил своего рода новый «коммуникативный гештальт» (от нем. – образ, целостная форма) – стремление рассм многообразие соци мира как многообразие коммуник практик, что и послужило основанием для объед разных наук, изучающих соц коммуникации. (междисциплинарная природа). Проблемы соц коммуникации в социологии развиваются в двух методолог традицияхобъективистской (макросоциологии) и субъективистской (микросоциологии). Объективистская социология рассм соц коммуникацию как совокупность практик соц взаим, складыв под возд объективных (не зависящих от сознания отд человека) факторов. 1) Р.Парк (основательЧикагской школы ): Коммуникация как фактор соц эволюции и наиболее эффективная и зрелая форма соц контроля. 2) Т.Парсонс («Социальная система», 1951) фиксирует конструк роль коммун в функционировании соц систем..Отношения между системами и подсистемами, а также внутри них рассматр как обмен инф. Посредством коммуникатив обмена символьной инф обеспечивается интеграция системы и поддерж независимость ее границ. 3) теория инф общества. (Д.Белл «Грядущее постиндустриальное общество. Опыт соц прогнозирования», А.Тоффлер "Шок будущего" (1970), М.Кастельс «Информационная эпоха: экономика, общество и культура»). Коммуникация поним как обмен информации и важнейшая технология соврем инфор об-ва.. Субъективистская социология понимает коммун как результат взаимод (интеракции) различных соц субъектов, в ходе которого конструир система норм, правил, соц институтов, обеспечив целостность социума и служащая основой для взаимопонимания коммуницирующих субъектов. 1) символический интеракционизм (Г.Блумер «Коллективное поведение», Дж.Мид и др.). осн термин –кооперация. Кооперация предполагает, что мы понимаем намерения других, а они, в свою очередь, - наши намерения. Это достиг путем коммуник на основе разделяемых всеми значений. 2) Феноменологическая социология А.Щютца, («Структуры жизненного мира» (1974) исслед путей и способов, которыми мы структурируем образ социального мира в нашем сознании). Ключевым механизмом здесь выступает коммуникация, в ходе которой осущ обмен субъективными образами мира и типизация сходного опыта. Основные исслед подходы к изучению соц коммуникации. 1) Информационный подход Шеннон и Уивер). Коммуникация поним здесь как процесс обработки и передачи информации. Составл элементами этого процесса являются: коммуникатор-источник, сообщение (сигнал), коммуникатор-реципиент, код, канал, шум. Эта модель в настоящее время подвер сущ критике: во-первых, она акцентирует внимание на линейном, однонаправл характере коммуникации, не придавая должного значения обратной связи, во-вторых, в ней подчерк манипулятивная природа коммуникации. Модель используется, чтобы проанализир эффективность коммуник воздействия на аудиторию (деятельность СМИ, властных и полит структур, маркетинговые исследования и др.).2) Системно-кибернетический подход. коммуникация рассматр как сложный многоур процесс взаимодействия между коммуникаторами как элементами социальной системы. Ценность системно-кибернетического подхода закл в том, что в нем преодолевается упрощенное линейное понимание коммуникации, связанное с инфор моделью. Коммуникативные процессы предстают как чрезвычайно сложные, тонкоорганизованные, имеющие порой неожиданные последствия. 3) Семиотический подход (семиотика – наука о знаках и знак системах) коммуникация рассм как процесс образования знаков и значений, их восприятия и понимания субъектами. С емиотический анализ пок структурный ряд отношений, прид смысл сообщению. активно развиваются исслед символ значений соврем соц ритуалов и мифов, символов массовой культуры, в том числе, функционирующих в смысловом поле СМИ. Структура социальной коммуникации: формы коммуникации. 1. Вербальная коммуникация,2.Невербальная коммуникация кинесика (движения),вокалика, физические характеристики, хаптика (тактильные касания), проксемика (пространственное расположение), хрономика (учет времени в процессе общения), артефакты (одежда, украшения, косметика и др.), ольфактика (запахи), эстетика (цвет, музыка и т.д.). 3.Слушание – это мотивация, фильтрация, концентрация внимания, обобщение, придание значения и реакцию (ответ слушателя на сообщение). Уровни коммуникации. В соответствии с типологией С.Литлджона, уровни комм разделяются в зав от количества субъектов, вкл в коммуникацию. Различают 5 основных уровней: внутриличностная, межличностная, групповая, организационная и массовая коммуникация. Внутриличностная (или интраперсональная) коммуникация – это осознанное или неосозн общение человека с самим собой. механизм внутрилич коммуникации описывается в рамках концепции «двух Я» (ее истоки – в симв интеракционизме Дж.Мида): («I») и («Me»). Развитие личности и ее социализация осущ в ходе пост соотнесения, диалога между этими двумя сост. Межличностная - в ходе коммникации субъекты регулируют свое речевое поведение для осущ взаимодействия и воздействия одного на другого в соответствии с их осн целями и мотивами в условиях совмест деятельности. Групповая коммуникация разделяется на внутригрупповую (от 2-5 до 20-30 человек). и межгрупповую. (между двумя и большим количеством социальных групп.) Организационная коммуникация разделяется на внутриорг (коммуникацию внутри организации между ее группами, сост подразделениями и предполагает процесс распростр информации через доминирующий центр) и межгрупповые (систему комм связей организации с внешней средой) Массовая коммуникация означает процесс производства и сообщения соц информации с помощью различных средств комм большому количеству пространственно рассредоточенных людей (массовой аудитории). Виды коммуникации по видам деятельности: бизнес-коммуникации, политические коммуникации и коммуникации в социальной сфере.

.

55. Социология конфликта.предмет методы. Концепции Предмет социологии конфликта - система соц взаимод, характеризующихся столкновением сторон или субъектов. Соц конфликт -соц вз-ие сторон, имеющ противоп ценности, интересы и цели по какому-либо предмету, вопросу (дефицитные ресурсы, позиции(власть и позиции в сис-ме власти), престиж) и т. д. Козловский: предметом социологии конфликта является 1) сам конфликт 2) соц действия сторон, уч в конфликте. Объектом – стороны (есть субъекты (непосредственные участники), а сторон может быть больше, например, поджигатели конфликта). Участкики конфликта могут выступать как от своего имени, так и от имени группы, орг-ии и целого гос-ва Виды конфликтов: по сфере дея - ти (экон, пол, культурные и т.д.), по субъектам (внутрелич, межлич, межгрупповой, внутригрупповой, конфликт принадлежности (индивиды имеют как бы дв принадлежность, например конфликтующие обра­з группу внутри какой-то большой группы, или когда ин­дивид входит одновременно в две конкурир группы, преследующие одну цель), конфликт с внешней средой ( индивиды, составляющие группу, исп давление извне. Они вступают в конфликт с институтами, поддержив опр нормы и предписания). По осознанию наличия конфликта: скрытый конфликт (стороны не осозн противоположность интересов) и открытый конфликт Стратегии в конфликте: наступательная (активная стратег-ия, т.е сбор ресурсов с целью захвата), оборонительная (сохранение имеющихся позиций) отступательная. Соотв есть 5 тактик: сотрудничество, соперничество, компромисс, конкуренция и уход. Стадии развития конфликта. 1.Начин с проблемной ситуации (проблемы), затем наступает 2.фрустрация в ходе неразрешимости проблемы. 3. Назревает кризис или конфликтная стадия., которая запускается конкретным поводом. Только столкновение и есть конфликт, сама проблема еще не явл конфликтом. 4. Конфликт начинается со слов, а потом интенсифицируется. 5. Завершается конфликт либо уничтожением (пораж) одной из сторон, либо консенсусом Общие и специальные методы исследования конфликта Среди общих методов исслед конфликта можно назвать такие, как: системный и историко-генетич подход, методы соц психологии, социологии, психологии, психоанализа. Среди спец методов применяются такие, как: конфликтологич диагностика и экспертиза, ситуационный метод (для сбора инф исп весь спектр общесоц методов). Исследования конфликта проводятся в настоящее время комплексно. Специфика социологического изучения конфликта заключается в выяснении социальных характеристик конфликтующих сторон, факторов соци конфликта, стереотипов конфликтного взаимод и соц механизмов регулир конфликтов разного уровня. Разрешение соц конфликта - методы. 1) Метод избегания конфликта может выражаться в уходе с пол арены того или иного пол деятеля или угрозе ухода, в избегании встреч с противником и т. д. Од­нако избегание конфликта не означает его ликвидацию, остается причина. 2)Метод переговоров позв избежать прим наси­лия. Переговоры позволяют рассмотреть альтер­нативные ситуации. 3) Метод использованияпосредничества - примирительная процедура. В роли посредников могут выступать как орг, так и частные лица, удачно подобр посредник может быстро урегулир кон­фликт. 4) Метод откладывания, нередко означает сдачу своих позиций. Это действие распространено на практике. Но здесь важно подчеркнуть, что сторона, «сдавшая свои позиции», по мере накопл сил и изменения ситуации в ее пользу сдела­ет, как правило, попытку вернуть утраченное. 5) Метод третейскогоразбирательства, или арбитраж. При разборе строго руководствуются нормами законов, в том числе международ права. Концепции: 1.Функицональная: К- как функционально полезная общ форма. У Парсонса К понимается как деструктивный элемент(«Система современных обществ»). Зиммель: К. («Конфликт современной культуры»). ― соц процесс взаимод индивидов, направлй на поддержание и изм общ форм, то есть социален по своей природе. Позитивно-консолид функция конфликта. Козер («Функции социального конфликта»)-«Социальный конфликт ― это борьба за ценности и претензии на опр статус, власть и ресурсы, способ соц самоутв и достижения победы над противником. 2. Диалектическая: Маркс: Противоречия пронизывают общество. Основанием конфликтов в обществе являются прот в экон базисе. Экон положение определяет место в социальной структуре. Конкуренция, противоречие между трудом и капиталом. Природа конфликта хар отч труда от средств производства и собственности. Разрушительная функция К. Дарендорф («Современный социальный конфликт»): Природа конфликтности задана отн «господство ― подчинение», присущим любым уровням соц организации, то есть она имеет полит характер. Господство ― это обладание нормативными полномочиями. Подчинение ― исполнение воли и требований господствующей стороны. Главным моментом конфликта сторон является участие и соучастие в осущ власти.Гл. функция К – инновационная. 3. Игровая Раппопорт К как борьба стратегий, К. усиливается, если стороны стремятся к максимизации только собств выгоды, блокируют коммуникацию, ограничивают свободу действий конкурента и пр. 4. Концепция структурного насилия Гальтунг Обусловлен персональным и структурным насилием. Межчеловеческие отн структурированы насильственно и лишь частично консенсуально. Насильственные соц структуры служат причиной конфликтов. Соц структуры, основанные на насилии, (1) интегрируют индивидов и группы и (2) провоцируют противоборство. Структурно-функциональный характер К – Крисберг- разделяется сейчас Конфликт представ собой отношение между двумя и более сторонами, которые уверены в том, что имеют несовместимые цели. Конфликт –– это (1) рац деятельность, в процессе которой стороны оформл свои интересы в виде опр целей, выбирают пути их достижения, способы заверш конфликта; (2) это его динамика, опред взаимодействием конфликт сторон; (3) это взаимоде сторон в опр соц среде на основе ценностей, норм, символов, легитимности; (4) это сложная сеть параллельно идущих процессов кооперации, партнерства, сотрудничества. Функции К - Достижение групповых целей, изменение среды и поведения сторон

 

56. Социальный анализ: предмет и метод. Социальный анализ – особенная часть соц науки, которая рассматривается как анаитико-синтет деятельность с целью выявления состояния объекта и опред его условий на будущие периоды. В структуре социологического знания можно выделить общее знание (иссл. общие законы во всём социальном поле, носят всеобщий характер и не зависит от культуры), особенное (вырабатыв. методологию познания соц отнош-й; исслед. отнош-я и законы, но специфические, которые склад в определ-х соц. общностях, в зависимости от уровня развития этих общностей, истор, природных и других общностей), частное (исслед. проявл. особых и общих законов в ограниченных, частных сферах). Социальный анализ - это особенное знание. Т.е. Социология изучает соц. отношения. Социальные отношения – особый тип отн, которые мы выделяем на основании объекта, по поводу которого эти отношения выстраиваются. Соц. анализ изучает условия воспр человека и общества, ПРЕДМЕТ социального анализа – это соц отношения, которые в качестве объекта имеют человека, но не как личность, а как некую субстанцию, которую оценивают через уровень ее потребностей. Социальный анализ, как часть социологии имеет две функции: 1) Познавательная - разработка методов исследования соц. отношений. 2) Праксеологическая (практическая) – подразум исп социолог знания в различных областях соц. практики, в т.ч. во взаимном приспособлении индивида и соц. среды (ее цель – способствовать воспроизводству общества).3) Существует также мнение об 3 функции соц анализа – управленческой. Соц. анализ явл. сост частью и необход усл планирования и управления соц процессами. Технология соц управления включает в себя ряд последовательно повтор этапов, таких как нормирование, планирование, учет, контроль, регулирование, где требуется соц анализ.

Назначение соц. анализа: Социология разраб теории, гипотезы, парадигмы, а соц. анализ выполняет заказ теоретической социологии на формирование информационной базы для проведения теоретических исследований и обеспечивает проверку теоретических конструктов за счет их сравнения с практ реальностью. Методы В соц. анализе исп вся совокупность методов, обеспечивающая расшир познания. Их совокупность может быть представлена следующей схемой:1)Познание материального мира и реальных конструктов (материалистические и идеалистические методы) 2)Диалектический и позитивистский - зависит от периода, в течение которого мы рассматриваем агента. Социальный анализ как МЕТОД есть синтез представлений о знаниях объективных фактов и законах социальной жизни, о ценностях (желаемом и необходимом) и о реализации целей и норм в конкретных действиях людей в практике.

 

Предмет и задачи соц стат

Статистика – наука, цель кот. явл. сбор, упорядочивание, анализ и сопоставление числового представления фактов, относящихся к разнообр. массовым явлениям. Это учение о системе показателей, инструмент познания, форма практической деятельности, числовые данные. Социальная статистика – одно из важнейших приложений статистического метода. Дает количественную характеристику структуры общества, жизни и де-яти людей, их взаимоотн. с гос и правом, позв выявить и измерить основ. законом в пов людей, в распр благ м у ними. Составные части системы социальной статистики: 1. теория статистики, в которой рассм вопросы сущности статистики как науки, ее предмета, общие категории, понятия и т.д. 2. соц.статистика и ее отраслевые статистики, изуч социальные явления. (Сферы Статистика Политики Культуры Образования Науки Просвещения Права и.т.д) 3. статистика населения, изуч процессы и явления, происходящие в области народонаселения, - численность, состав населения, рождаемость, смертность, миграция и т.д. Объектов выделяют два типа. Первый – основной объект (потребители услуг, как индивидуальные (человек или население), так и коллективные (группа лиц совместно участв в проц потр: гараж копер, труд коллектив). Второй объект – лица и орг, кот пред нас те или иные услуги. Их деят хар-ся объемом и качеством предоставляемых услуг и ценносте. Спицифический метод соц статистики – метод статистических показателей, т.е. количеств х-ки одного из сво-в или сторон обществ явл взятых в опр границах простр и времени. С этой точки зрения стат данные всегда огранич.Соответственно Предмет С С – эти показатели соц жизни общества; колич сторона соц явлений (объективно сущ размеры, уровни, находящиеся в состоянии непрерывного движения) в неразрывной связи с их качественной стороной Комплексная задача социальной статистики - всестор и глубокое изуч состояния и развития страны в целом, отд регионов, отраслей, различных соц процессов, происход в ней, их закономерностей, путем сбора, обработки, анализа и обобщ данных о них, а также доставление этой инф органам управления. Частные задачи: 1)Сист анализ ситуации в соц сфере. 2) Анализ важн тенд и законом развития отраслей социальной инфраструктуры. 3) Изучение уровня и усл жизни нас 4) Оценка степ диф—ии социальных явлений 5) Анализ динамики соц процессов и прогнозир-е на ближ и более отд перспект-ву 6) Исслед факторов, под влиян кот слож данная сит 7) Оценка степ соотв-ия действительных параметров соц явления и их нормативных значений 8) Оценка соотн объектив и субъект факторов, послуживших прич соц явления 9) Исслед взаимод соц процессов с др сост обществ разв.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 535; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.97.189 (0.033 с.)