Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и методы прикладной социологии

Поиск

Социологию принято разделять на фундаментальную (направлена на приращение научного знания) и прикладную (нацелена на решение соц проблем, опирается на теоретические модели). Прикладная социология – дедуктивная функция всей социологич науки (а не отдельная наука), связанная с прилож соц методов к частным соц проблемам с целью их практ разрешения. Нацеленность прикладной социологии – социальная инженерия или реформирование общества. 3 типа задач, кот решает ПС: 1) Анализ проектирования и обслуживания социальных реформ в об-ве; (на социальную политику) 2)Разработка системы соц нормативов и показателей д/управления соц развитием регионов. (социальное управление)3) Решение практических социальных проблем, возникающих в регионах, организациях, соц. группах; деятельность человека с пом. социоинженерных методов.. Метод - способ построения и обоснования социального знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания соц. реальности. Кажд. метод содерж. в себе объективную сторону (опирается на объективные законы изучаем. предметов) и субъективную (есть свои правила использования). 3 группы методов ПС: 1) Модификация традиционных методов сбора информации для практического решения социальных проблем (не изучать, а практически изменить ситуацию)2) Методы социального прогнозирования, проектирования, программирования, планирования 3) Методы социальной инженерии направленные на обучение людей решению своих социальных проблем. Функции ПС: 1)Информационно-диагностическая. Получаем информацию и должны на ее основе сделать диагноз об узких местах, конфликтах, кот требуют разрешения; 2) Прогнозно-проективная. Создаются прогнозная, нормативная, дескриптивная модель; 3)Социоинженерная. Напр на решение соц проблем самими носителями; 4) Контрольно-корректирующая (не только провести иссл-е и вынести рекомендации, но и контролировать и вносить коррективы. Уместен метод опроса – мнение людей о проекте). 5)Пропагандистская – информирование обследуемых о результатах и рекомендациях. «продавать себя».

 

59. Экспертные методы в прикладном социологическом исследовании. П. и. в отличие от эмпирического направл на практ изменение объекта. Могут воз­никать ситуации, когда для оценки явления трудно выделить объект - носитель проблемы и исп его в кач-ве источника инфы. А только матем..модели не могут обесп треб. надежность прогнозов, особенно долгосроч. Подобная инф может исходить только от компетентных лиц - экспертов, им глубокие знания о предмете или объекте исследования. Существует 3 группы экспертов: эксперты-теоретики, эксперты-практики, эксперты-методисты.. Особенность эксп. метода. - информация основ-ся на индивид. интересе опрашиваемого, носит субъек. хар-р, важно знание компетентных лиц - экспертов. Применяется при анализе состояния (включая причины) и прогнозе тенденций развития явлений и процессов соц. дейст-ти. При отборе экспертов самый важный критерий - компетентность, которая складыв. из рода занятий и стажа работы по интересующему вопросу. Методы отбора эксп.: 1. самооценка экспертов: оценка экспертами своих знаний, опыта и способностей по ранг. шкале “высокий”, “средний”, “низкий”; измеряется от 1 до 0. Может возникнуть пробл. завышенной самооц. 2. коллектив. оценка: примен., когда эксперты знают друг друга как специалисты. Таблица: кто назвал, кого назвали, затем опр веса мнений о соответствующем эксперте. Экспертные методы не носят анонимный характер, т.к. он должен быть осведомлен о целях и задачах исследования. Если информация скрывается, то эксперт превращается в пассивный источник инф-ции, что чревато потерей достоверности инф-ции. Процедура опроса эксперта может заключаться в анкетировании (очном или заочном)или в интервьюировании. Чтобы эксперт участвовал в исслед., необходимо предвар.проверить эксперта 1)на последние публикации. 2) выявления эксперта –индекс цитирования (насколько часто его цитируют). 3) проверка на сочетание теорет навыков и умения выработать практич. рекомендации. Требования к эксп группе. Экспертная группа не м.б.слишком многочисл. Обычно 5-7 экспертов, макс 10-15 человек при очных опросах и 20-30, максимально 60-80 человек при заочных опросах. Требуется разумное сочет экспертов различ возраста, темперамента, различ научных школ, ведомственной принадлежности. Виды организации экспертных методов: 1. Обмен мнениями: присутствие экспертов за круглым столом, происходит выявл доминир позиции по иссл. вопросу. Выработка решения не хаотична. Выделяют группы “генераторов идей”, “регуляторов”, “селекторов”, “стимуляторов”, “президент круглого стола”, оптимальное количесто 20-25 чел. Обсуждение может проходить в несколько туров. 2. “Дельфийская техника”: выработка согласованных мнений путем многокр повторения опроса одних и тех же экспертов. После первого опроса итоги сообщаются участникам экспертной группы. Затем провод повторный опрос, где эксперты оставл или меняют свою точку зрения. Так повторяется 3-4 раза. Собственно экспертные методы. Эксперт.опрос -респондентами явл. специалисты в опред. области деятельности. Предполагает компетент. участие экспертов в анализе и решении проблем иссл. Назначение метода: выявление наиболее сущ., сложных аспектов исслед. проблемы, повышение надежности, обоснование инфы, выводов и практических рекомендаций бла­годаря использ. знаний и опыта экспертов. Область применения: в диагнос., прогноз., программир. и нормир., в проектир., в оценке сост. явлен. Данные э. о. нуждаются в сопоставлении с объект. инфой, полученной другими методами. Экспертиза - процедура получ информации от экспертов; самостоятельное решение экспертами поставленных перед ними задач в ходе исследования. Экспертные оценки -суждение экспертов о различ сферах человеческой деятельности, предполаг. процедуру сравнения объектов, их свойств по выделенным критериям. Программа опроса экспертов не столь детализирована и носит преимущественно концептуальный характер. В ней, прежде всего, однозначно формулируется подлежащее прогнозу явление, предусматриваются в виде гипотез возможные ва­рианты его исхода.

 

60. Социология науки: предмет и основные м-ды ис. Как самостоятельная отрасль СН начала формир в 30гг. 20в. Работы: Гессен Б.М. «Социально-экономические корни теории Ньютона» - 1933г., Джон Бернал «Соц функции науки» - 39г., Мертон «Наука, техника и общество в Англии в 17 веке» - 38г. Идея о том, что английское пуританство создало благоприятные условия для возникновения науки. Дэрэк де Солла Прайс. (Британский институт истории науки) показал, что наука как социльный институт может быть исследована количественными методами. Юджин Гарфилд – придумал импакт-фактор: фактор показывает, насколько цитируем, а значит популярен научный журнал. СН– мультипарадигмальная отрасль социологии (история, социология, сами изучаемые науки) СН занимается изучением: 1_ науки как социального института и ее подразделений. (институт - согласов система ролей, а роль – система ощущений).2) ролей в рамках этого института 3) макросоциальных тенденций в развитии науки 4) взаимодействия научных институтов и среды, в которой они действуют. Отдельная сфера деятельности СН – производство научного знания о науке и исслед взаимод системы образования и системы науки. Задача СН: раскрыть существо науки как соц института, показать соц функцию науки и раскрыть ее сущность в сложном взаимодействии с обществом. Существует 2 подхода к определению предмета СН: 1. Гессен и Бернал – это марксизм. Объект СН – наука как отн обособленная сфера жизнед людей, в рамках которой они осуществляют познание. предмет – взаимод науки с обществом, в рамках которого она существует, 2. Мертон – нормативная СН – объект – научное сообщество как совокупность людей, занимающихся научной деятельностью. Предмет: поведение, взаимод и отношения членов научного сообщества. Специфика предмета. Первый научный журнал чуть раньше, чем в начале 17 века. До этого она наука могла существовать, но не исследовалась. Новый способ, кот внесла наука в познание - знания обязательно нужно проверять опытным путем. Те знания, которые не работают, считаются ложными. Раньше люди не проводил исследования – они основывались на священных книгах или на авторитете по принципу древности. Сейчас ученые обязаны предоставл не только результаты исследования, но и обязательно подтверждать и сообщать то, как они получили данные выводы. Это позволяет любому проверить истинность выводов. Таким образом, специфика науки – обязательная ссылка на уже опубликованные источники. Методы исслед 1)наукометрия – колич метод исследования научных публикаций. Можно исследовать например соц связи (соавторство или взаимную ссылку авторов), употребл методов, количество статей, динамику ссылок. 2)Лабораторные исслед или исследования лабораторной жизни. Поскольку наука производит новые знания, нужно отслеживать, каким образом осущ этот процесс. Классики этого направления - Б. Латур и С. Вулгар. Кнорр – Цетина. В этой традиции ученые приходят в лаборатории и исследуют то, что в ней происходит методом анализа документов, наблюдения и т.д. Пояснения к методу: Сильная программа (Латур) социальные факторы опр научную деятельность. Слабая программа - социальные факторы не доминируют в детерминанте научных знаний. Традиционный взгляд –научные знания содержатся в мире, ученые его только открывают, новый взгляд –ученые сами создают знания. 3. Сленговый метод. 4. Тезаурусный. Теза́урус (от греч. θησαυρός — сокровище) в соврем лингвистике — особая разновидность словарей общей или специальной лексики, в кот указаны семантические отношения (синонимы, антонимы, паронимы, гипонимы, гиперонимы и т. п.) между лексическими единицами.

 

61. Общественное мнение: понятие, сущность, функции. Общ мнение – состояние массового сознания, заключающее в себе 1) отношение (скрытое или явное) к общ событиям, к деятельности различ групп, организаций, отдельных личностей; 2) позицию одобрения или осуждения по тем или иным общ проблемам, 3) опр нормы общ отношений, действующие как в рамках общества в целом, так и в рамках различ соц групп и регламентирующие их поведение. Объект ОМ – то, что вызывает интерес у субъекта. Сущность ОМ рассматривается 2 подходами – 1. гносеологическим – ОМ – особая форма отражения субъектив реальности как субъективно – оценочного суждения. 2. социологическим – ОМ – не элемент структуры общ сознания, а составная часть системы соц управления. Функции ОМ 3 основных типа структур расчления функций:

1. базисная Гносеологические (оценочные и познавательные). Оценочная функция — основная гносеолог функция — представляет заинтересованное ценност отн-е массовго субъекта к акт проблеме соц действит-ти. Познавательная — спос-ть ОМ выступать в кач-ве источника и средства социального познания. С помощью познавательной функции сводит воедино опыт масс.

Социологические (связаны со способами включения ОМ в соц систему, с его ролями как социального института):а) Адаптирующая: (социализации — усвоение индивидом норм, ценностей, традиции, позв ему стать полнопр социальным субъектом. воспитательная — приводит поступки и действия людей в соот-е с треб-ми т н непис законов культуронаследования. ОМ выступает в качестве механизма трансляции норм, ценностей, ритуалов от поколения к поколению. Так называемая социальная память общества. Б) Социорегуляции. Представляют ОМ как активного участника полит и управленч процессов. В) Регулятивная: обесп реализацию опр норм общест отношений. Г) Целеполагающая. выражает роль ОМ в постановке целей развития общества.

2. Объектная. Все функции на 2 группы: Неиснтитуциональные. ОМ воздействует на индивида и группы. Это - Социализации, воспитательная (эти совпадают с идентичными функциями в базисной стр-ре), социального контроля, регуляции (выполнение ОМ роли силы, регулирующей жизнь субъекта в обществе), социальной ориентации (поддерж-е эмоц-психол равновесия людей в усл-ях соц напряженности).

Институциональные. Те функции, которые ОМ выполняет по отношению к социальным и полит институтам.: оценочная, информ, целеполагающая, регулятивная, контрольная, директивная, защитная, консультативная, номенклатурная, легитимации (придание законного статуса различным институтам). жесткие способы легитимации — выборы, мягкие - публичная поддержка.

3. системная (социетальная структура). Содержит функции ОМ которые воздействуют на устойчивость сущ и развития системы в целом. Делит функции на 2 группы: эуфункции — те функции ОМ, выступая в которых оно способствует стабилизации социальной системы. и дисфункции (наоборот). Наполнение зависит от ситуации. Например: контрольная, директивная, защитная могут быть направлены и на стаб-ю и против нее.

Первая научная монография об общ мнении «Общественное мнение и толпа» принадлежит перу Г.Тарда (1901). 1 этап кон 19 — нач 20 века Тард., Лебон.(«Психология народов и масс») ОМ-надиндивидуальное психологич образование. Лебон: толпа и масса разные вещи, механизмы формирования — психологические процессы. 2 этап нач 20 г — 40 г 20 века. Уход больш-ва исследователей от парадигмы ОМ как надындивид сущности. Сущность ОМ черз совок-ть индивид мнений как вербализиров установок. Липман («Общественное мнение», 1922): вводит понятие стереотипа (универс соц окрашенной установки). Олпорт: ОМ – явление, вытекающее из мультииндивид ситуации и т.п. в нем должен присут-ть рациональный компонент. Теннис Ф.: соц-политичсекая природа и функции ОМ. ОМ-одна из форм социальной воли. «Критика общественного мнения» (1922). 3. Этап. 40-70 гг XX века. В этот период войны, противостояние мировых систем, СМИ. Обсуждаются манипуляция ом и полит маркетинг. Хосе Ортего-и-Гассет («Восстание масс»): ОМ -продукт целенапр деятельности элиты по воздействию на массовое сознание. Есть только эмоциональный компонент. Народ может только оценивать, нет теорет мышления, мнение втискив-ся в людей под давлением, как смазочное масло в машину. Карл Ясперс ("Власть массы"): масс сознание и народное сознание — нельзя смешивать. Народ меньше поддается манипулят возд-ям, т.к. он сам себя осознает в традициях. Масса не расчленена, одноформенна, количественна, лишена облика и традиций. Масса — объект пропаганды и внушения. 4. Этап с 70е- настоящее. Рост интереса к ОМ. Интерес связи с общ сознанием. Ноймен: ОМ -доминирующая точка зрения кот. Утверждается изоляцией индивидов, которые м.б. несогласны.. Бурдье. 1. все люди м иметь мнение или что произв-тво мнения доступно всем. 2. Все мнения значимы. Факт суммирования мнений, имеющих отнюдь не одну и ту же реальную силу, ведет к производству лишенных смысла артефактов. 3. В современном же мире осущ з ондаж ом—инструмент полит действия; его ф-я - во внушении иллюзии, что существует ом как императив, получаемый исключительно путем сложения индивидуальных мнений: и во внедрении идеи, что существует нечто вроде среднего арифметического мнений или среднее мнение. Общ мнение не существует, по крайней мере в том виде, в каком его представляют все, кто заинтересован в утверждении его существования. Есть, с одной стороны, мнения сформированные, мобилизованные и группы давления, мобилизованные вокруг системы в явном виде сформулированных интересов; и с другой стороны, — предрасположенности, которые по определению - не мнение, если под этим понимать высказывания с некой претензией на связность.

 

№ 65 Качественные методы в социологии. Соц метод – способ построения и обосн социолог знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпир и теорет познания соц действительности. Выделяют количественные и качественные методы В самом общем виде качеств подход можно определить как такую методологию СИ, целью которой является изучение соц явлений и процессов прежде всего с точки зрения действующего индивида, интерпрет мир совместно с другими людьми, а также действ в нем в соотв со своими интерпретациями. Особенности кач методов: не предполагают статист обработки, исследователь стремится взглянуть на мир глазами изучаемых людей; среди задач исследования не последнее место занимает описание изуч явлений; подход исследователя, как правило, отлич. открытостью и слабой структурированностью. К таким методам относят:

Кейс-стади (case study) - это эмп иссл-е, изуч уник объект в совок-ти его взаимосвязей: замкнутая общность, труднодоступная для изучения др методами: «дно» общества (преступные группировки, бомжи, нищие), соц элиты, религ секты. Длит «погружение» в поле иссл-я дает возм-ть всесторонне рассмотреть «случай» в единстве его взаимосвязей и динамике разв-я, понять групповые нормы и ценности, стр-ру ролей, систему властных отношений в процессе повседневного функц-я конкретного соц организма.

Этнографическое исслед., как пр, имеет описат хар-р и предст собой всесторонний анализ каждодневной коллективной практики опр общности с т зр ее культуры (нормы, традиции, ценности, язык, мифы), отличающейся по стилю и образцам поведения от основной массы насел-я. В наст время понимание этнограф исслед-я существенно расширилось и включает в себя изучение культ образцов и символов не только нац, но и любого соц сооб-ва. Цель - представить публике нормы и образцы поведения данной общности «глазами чужого», так, чтобы любому незнакомому с данной средой стали понятны «правила игры» и традиции, принятые в данной культуре.

Историческое исслед., или устная история (oral history) - это исследоват стратегия, исп метод интервью для получения устных свидетельств отн-но событий, в недавнем прошлом имевших истор значимость. Истор исследование может быть предпринято и в случаях, если отсут-ет достаточ инф об ист событии общенац масштаба. Источники инф - письменные мемуары, дневники, письма, и устные - интервью. Особ-ть дан напр-я – отн-е к информанту как очевидцу истор событий. Поэтому с т.зр. тактики важно, что иссл-ль изучает, прежде вс, воспомин-я индивида о событиях прошлого, рассм их как субъективное свидетельство о прошлом.. Необх дополнение - тщат анализ соц-ист контекста события по офиц документальным источникам.

История жизни или биографический метод - изучение индивид пути и жизн опыта на разных стадиях (детство взросление и старение). Одна из самых распростр тактик кач иссл-я. По объекту интереса: история жизни великого или выдающегося ч-ка, индивида, достигшего большого жизн успеха, или история жизни обычного человека. Осн метод получения инф - биогр интервью, или длит диалоговые беседы с ч-ком. Исп также разнообр докум источники: от школьного сочинения, написанного на конкурс, до мемуаров.

Групповая дискуссия, или метод фокус-групп. Позволяет выявить различие в понимании некоторой проблемы, события, явлений жизни опред группами людей. Используется в прикладных маркетинговых исследованиях, при изучении покупательского спроса, реакций на рекламу, отношения к политическим деятелям и т.п. Фокус-группа – это по существу групповое полуструктурир и фокусированное интервью в форме, близкой к дискуссии. Включает ведущего, его помощника и от пяти до двенадцати участников. Первая фокус-группа - пилотажная. Фокус-группа должна состоять из незнакомых людей. Продолжительность проведения - в среднем около 2 часов. При выборе участников делают ставку либо на «компетентных» (имеют опыт взаимодействия с обсуждаемым объектом), либо на «заинтересованных» (проявляют заинтересованность в вопросе) людей. Для отсеивания неподходящих респондентов - фильтрующая анкета, разраб исследователем на основе критериев, обесп гомогенность групп.. Достоинств а: получение большого кол-ва новой информации, сконцентрированный вид этой информации, повышается уровень рефлексии респондентов. Недостатки: высокие требования к модератору, проблематичность раскрытия темы с большой глубиной. Метод принято считать эффективным для изучения реакций, установок, мотивов, потребностей определенной социальной общности.

К качественным методам относят также неформализованное (или полуфомализованное интервью) и, качественный (не контент-анализ) анализ документов, неформализованное наблюдение.( прямое наблюдение действий, высказываний, жестикуля­ции и иных форм межличностной коммуникации с расшифровкой их личностного и группового смысла).

 

№66. Способы формирования выборочной совокупности в социологическом исследовании. В выборочном наблюдении исп понятия «генеральная совокупность» —совокупность единиц, подлежащая изучению по интересующим исследователя признакам, и «выборочная совокупность» — случайно выбранная из генеральной совокупности некоторая ее часть, для получения инф обо всей совокупности в целом. К данной выборке предъявляется треб репрезентативности, т.е. при изучении лишь части ген совокупности получ выводы можно применять ко всей совокупности. Ошибки репрезентативности — систематическое смещение выборки. Определение генеральной совокупности – первый шаг формирования выборки. Механизм обеспечения репрезентативности: 1) Целевой подход. Соц.дем. характеристики детерминируют остальные соц. характеристики. Соответствие по полу, возрасту, основа – данные переписи, госком стат; 2) Случайная выборка. Механизм случайных цифр.(отбор случ образом но с опр шагом) 3) Смешанные – используются чаще телеф выборки сначала по АТС –целев хар-р (то есть, например выбор района), потом по нормеру в АТС- случ х-р.

Выборка может быть: 1) вероятностной (у каждого элемента ген совокупности есть одинаковые шансы попасть в выборку; отбор может быть повторным или бесповторным)

2) невероятностной (если невозможно вычислить вероятность отбора людей Отбир. по субъект критериям – доступности, типичности, равного представительства и т.д..). К случайной (вероятностной) выборке относят:

А) простая случайная - Такая выборка предполагает однородность ген совокупности, одинаковую вероятность доступности всех элементов, наличие полного списка всех элементов. Отбор проводится методом жеребьевки или по таблице случайных чисел;

б) систематическая (механическая) Разновидность случайной выборки, упоряд по какому-либо признаку (алфавитный порядок, номер телефона, дата рождения и т.д.). Первый элемент отбирается случайно, затем, с шагом ‘n’ отбирается каждый ‘k’-ый элемент. Размер генеральной совокупности, при этом – N=n*k

в) стратифицированная выборка Применяется в случае неоднородности генеральной совокупности. Генеральная совокупность разбивается на группы (страты) по существенному признаку. В каждой страте отбор осуществляется случайным или механическим образом.

Г) серийная (гнездовая или кластерная) выборка При серийной выборке единицами отбора выступают не сами объекты, а группы (кластеры или гнёзда по определенному признаку). Группы отбираются случайным образом. Объекты внутри групп обследуются сплошняком. К невероятностной выборке относят:

а) целевая - строится по принципу принадлежности респондентов к группе людей, интересу исследователя. Эти люди часто называются целевой группой. (владельцы автомобилей определенных марок). Разновидностью целевой выб-ки явл выборка типичных случаев. Отбир единицы ген совокупности, обладающие средним (типичным) значением признака. При этом возникает проблема выбора признака и определения его типичного значения. метод снежного кома. У каждого респондента, начиная с первого, просятся контакты его друзей, коллег, знакомых, которые подходили бы под условия отбора и могли бы принять участие в исслед. применяется, когда необходимо найти и опросить труднодоступные группы респондентов

б) квотная выборка - состоит в том, что исследователь задает опред пропорции между разными категориями респондентов, которые необходимо выдержать. (например, мужчины в возрасте 20-30 лет, 31-45 лет и 46-60 лет; лица с доходом до 30 тысяч рублей, с доходом от 30 до 60 тысяч рублей) Для каждой группы зад количество объектов, которые должны быть обследованы. Количество объектов, которые должны попасть в каждую из групп, задается, чаще всего, либо пропорц заранее известной доле группы в ген совокупности, либо один для каждой группы. Внутри групп объекты отбираются произвольно. Квотные выборки исп в маркетинговых исследованиях достаточно часто.

в) стихийная выборка Опрашиваются наиболее доступные респонденты. Типичные примеры стихийных выборок – опросы в газетах/журналах, анкеты, отданные респондентам на самозаполнение, большинство интернет-опросов. Размер и состав стихийных выборок заранее не известен, и определяется только одним параметром – активностью респондентов.

Расчет выборки N. Генеральная совокупность. n=t22*N:(t2δ2+NΔ2) (объем выборки или выбор совокупность) Доверительный интервал t=0,95 (это то, с какой вероятностью ты можешь доверять результатам исследования). Допустимая ошибка выборки Δ=0,02 δ2=0,25 (это дисперсия, т.е разброс по некоторому критерию, в нашем случае 50 *50 это самый большой возможный разброс)

 

67. Методы обработки и анализа социологической инфы. Это сост этап колич-но оринтиров СИ. Этапы СИ: 1) разраб ПИ, 2) разраб инструментария 3) полевой этап 4) обраб и анализ 5) написание научн отчета 6) внедрение рез-ов в практику. Обработка данных- формирование матрицы данных на основе кодировки (матрица данных имеет жесткую стр-ру. встрочке- наблюдения, в столбце- переменные).. В SPSS предусмотрено 8 типов кодирования переменных, необх. обрат. вниман. на строчные (STRING) и числовые (NUMERIC) переменные. Числовые переменные кодируют заданные ответы на опр. вопрос с пом. чисел. Каждому ответу дается порядковый номер. Формируя данные, исследователь ставит в соответствие значениям переменной, имеющей содержательный смысл ("пол - мужской", "профессия - учитель"), числовые значения. Такое соответствие назыв шкалой измерения переменной. Существуют следующие типы шкалы измерения переменных: Неколичественные шкалы: 1) Номинальная – является самым "низким" уровнем измерения. В этом случае исп только равенство или неравенство значений. Примером таких переменных являются "пол", "профессия". 2) Ординальная или ранговая. Часто значения признака выражают степень проявления какого-либо свойства и могут быть упорядочены. Например, работа "интересна", "безразлична" или "не интересна". Такая шкала называется ранговой или ординальной. Количественные шкалы: 1) Интервальная – предполагает, что можно определить не только порядок значений, но и расстояние между значениями. Эта шкала, однако, такова, что не имеет смысла рассматривать, во сколько раз одно значение больше другого. Пример: шкала измерения температуры по Цельсию. 2) Шкала отношений в дополнение к свойствам интервальной шкалы позволяет измерять пропорции значений. Например: зарплата в 1000$ вдвое выше зарплаты в 500$. Вопросы с многими вариантами ответа можно кодировать: Для каждой ответа заводится отд переменная, которая соотв столбцу матрицы и кодируется с помощью 0 и 1 (1 = данный ответ в вопр. отмечен респондентом, 0 - не отмечен).

Смысл анализа- проверка раб гипотез. Существует два типа анализа: 1) Эксплоративный – пилотажный, на основе анализа данных формир гипотезы и перепроверяются. 2) Конфирматорный (confirm) – проверка сущ гипотез на основе теории.

Гл. проблема- взаимозав-ти м/у причинно-следств зав-тей и статистич зав-ией. Пр: ложные корреляции (чел чем старше тем выше, чем старше тем умнее, и тогда чем выше тем умнее). Процедура анализа: 1) анализ 1 переменной (группировка) 2) анализ зав-тей м/у 2мя перемен- корреляц анализ, мера зав-ти м/2 перемен от -1 до1. 3) многомерные мды

2 грыппы мдов многомерного анализа: а) анализ зав-ти м/у многими переменными Успеваемость = F(пол, доход, возр и т.д.) б) методы выявления внутренней структуры (факторный, кластерный анализ, типологизация);

Дополнительно: Виды совокупностей: - генеральная – объект исследования, локализован в пространстве и времени; - выборочная – часть генеральной, обладает свойством репрезентативности. Методы получения выборочной совокупности: - метод сплошного обследования (перепись);- метод основного массива (75-85% опрашиваются);- выборочные методы (целевой подход и случайный отбор). Методы анализа социологической информации: группировка, анализ взаимозависимостей между социальными характеристиками, классификация и типологизация, анализ латентных переменных и т.д.

 

68. Соц. проектирование - часть соц. инженерии, создание проекта новых св-в суммы соц. явлений или кач. нового явления. Проектирование-такой вид познават -практ. деят-ть, кот. связ. с созд. конкр. моделей, в кот. нах. отражение необх-ть появления в об-ве некот-х новых явлений или новых св-в уже сущ-конкрх явлений. Осущ-ние проекта возможно, если социолог заинтересован в нем и заинтересует тех, чьи интересы затронуты в проекте. Оно не д.б. принудительным. Соц. инженерия –понятие, кот. отражает аспекты исп-ния соц.знаний для решения соц. проблем. СИ-осн. ср-во целенаправленного вмешат-ва в соц. проблемы. напр. на созд. условий для эффект. развития осн. видов чел. деят-ти с пом. испол. спец. ср-в, методов и соц. технологий. Возн. в 20гг. 20в. В России представители: Гастев, Керженцев, Бирнштейн. Предмет СИ – совершенствование функционир. разл соц институтов, кот удовл потребности населения. Этапы СИ по вкл-ю в соц проблемы: 1.Диагностика соц-эк условий; 2.Прогнозирование изменений этих условий; 3. Проектирование новых св-в соц институтов, созд проектов новых институтов; 4. Соц. планирование; 5.Реализация проектов;6.Регулирование отн-ний м-ду изменившимися или изменяющимися условиями и самим субъектом соц. проблемы. СИ опирается на соц технологии. СТ – этосовок-ть методов, приемов, ср-в организации чел. деят-ти, её перестройки, а также спос-ть возд-вия на сознание и поведение больших масс людей. Сущ 2 вида СТ (по Попперу): 1 ) холисткие – ставят задачу изменить системнообразующие связи и отношения, создающие специфику опр общества. Осн ср-во реализации этих технологий – соц революции. 2) поэлементные – отдельные конкретные мероприятия, напр на совершенств сущ-щих и создание новых соц институтов. Карл Маннгейм: СТ- средство соц. контроля. К СТ относятся: транспорт, ср-ва связи, новые методы управляющих возд-вий на общ мнение и т.п. По практической направленности различают социально-экономические, организационно-распорядительные, медико-социальные и психолого-педагогические социальные технологии. По способам реализации различают соц технологии: 1) основанные на гос патернализме; 2) осн на самозащите каждой отдельной личности; 3) совмещающие в той или иной мере государственный патернализм и самозащиту личности. Проект, описыв. соц.тех-ию,долж. строится на базе косплексн. изуч. проб. Он долж. соотв. треб. той орг-ции или соц. сферы, для кот. он разработан.

 

69. методика преподавания социологии. В науке главный принцип - принцип истинности знания, главный признак ученого – сомнение Рез-тат социологии как науки – разр-ка конц-й, подходов, принц, объясняющих проблемы и соц противор-я. Преподование опир на провер и устоявшееся знание. Ученые не может преподовать, так как тогда перестает быть ученым, перестает сомневаться Рез-тат социологии как уч дисц – педаг изложение социол знания с учетом психол возм-тей учащегося. Задача преподавателя сц: не только дать студентам представл о теории, но и способств развитию чел. потенциала личности обучающегося, активизации позн самостоят-ти студентов, формир-ю у них критич мышления. Предмет методики преподавания - процесс обучения его законом-ти. На основе познанных (и объективных, и субъективных) закономерностей методика разрабатывает, с одной стор, ср-ва, способы и орг формы учебно-воспитат процесса; с др - норматив треб-я к деят-ти педагогов.

Методика сочетает в себе принципы педагогики (наука о спец организованной целенаправленной и систематической деят-ти по форм-ю чел-а, о содержании, формах и методах воспитания, образ-я и обучения.) и ее подраздела дидактики (часть педагогики, излагающая правила преподавания, вскрывающая закономерности усвоения знаний, умений и навыков, формирования убеждений.). и реализует след принципы (дидактики): связи теории с практикой; систематичности и последовательности в подготовке спец-тов; сознательности, активности и самостоятельности студентов в учебе; соединения индивидуального поиска знаний с учебной работой в коллективе; сочетания абстрактности мышления с наглядностью в преподавании; прочности усвоения знаний; доступности научных знаний; ед-ва обучения и воспитания во всех формах учеб пр-сса. Термин «методика преподавания учебной дисциплины (предмета)» употребляется и в более узк смысле – как учение о методах обучения. Н-р, М.А. Данилов, Б.П. Есипов выдел (по хар-ру дидактических целей и решению познавательных задач в процессе обучения): Методы сообщения новых знаний; методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике; методы проверки и оценки знаний, умений и навыков. Гл. – обмен опытом м/у преп и студ.

Преподавание должно основываться на постановке перед студентами задач и совместного их решения. Пед.задача возникает тогда, когда есть варианты реш-я: Если нет различ вариантов достижения результата, то это не пед.задача и если все варианты ответа хорошие – тоже не пед.задача. Варианты пед.задач: 1) Анализ различных высказываний и точек зрений в науч.лит-ре и публицистике на одну и туже тему и формул собственной оценки данной проблемы, точки зрения. 2) Упражнение на разрешение проблем.ситуации. М.б. Либо научной либо она учебная. 3) Анализ теоретических положений и применение их в практич.жизни. 4 Анализ статистич данных и составление на их основе оригинальных таблиц, графиков, диаграмм. 5. Подготовка обзора публикаций по различным сц журналам. 6.Логическ задания по первоисточникам. 7. Задания по произведения публицистики и худ.литературы. 8. Вопросы и задания, носящие характер прогноза.9. Создание наглядных пособий.10. Работа с сц-им кроссвордом. 11. Участие в дисскуссии на семинаре либо в специально подготовленном диспуте.

Осн формы обучения:лекция, сем, практич зад, коллоквиум, самост раб и пр.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 719; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.73.221 (0.019 с.)