Методологические принципы социологического познания.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологические принципы социологического познания.



 

1. Социология — это наука, изучающая законы строения (структуры), функционирования и развития исторически конкретных обществ, реализующиеся в действиях и взаимодействиях индивидов, групп и общностей. Социология дает наиболее целостное представление о структуре и причинах социальных взаимодействий людей, социальных групп, общества и индивида, исходя из. того, что поведение конкретного индивида обусловлено занимаемой им строго определенной позицией или социальным статусом. Основоположником социологии (от лат. societas — общество и греч. logos - учение) считается французский ученый Огюст Конт(1798 — 1857), который ввел термин "социология", а также определил предмет и метод этой науки.

 

В целом существует три точки зрения на проблему определения предмета социологии:

социология — совокупность всех общественных наук, изучающих мир социальных явлений;

социология — наука о социальных процессах, существующих наряду с экономическими, политическими, духовными и не изучаемых другими науками;

социология изучает целостность общественной жизни в системном единстве всех ее компонентов.

 

Предмет социологии имеет специфические признаки:

статическая сторона предмета изучает структуры общества, их элементы и условия существования;

динамическая сторона предмета исследует характер и формы взаимодействия индивидов и групп, посредством которых осуществляется воспроизводство социальной структуры;

социология познает социальные процессы и объясняет их природу путем анализа фактов, формулирования гипотезы и построения теории.

 

2. Содержание социологического метода составляет система познавательных средств и приемов. Социологическое знание вклю-чает в себя три элемента:

социологические факты;

гипотезы;

теории.

 

Социология опирается на эмпирические факты Социологическое исследование начинается с предположения — гипотезы. После выдвижения целей и гипотез, построения теоретической модели переходят к отбору инструментов познания: наблюдения, опроса, анкеты, анализа официальной статистики и т. д. Обобщение полученных данных позволяет построить научную теорию, то есть систему знаний и принципов, которая либо подтвердит, либо опровергнет выдвинутую* гипотезу. Метод социологии рассматривается в собирательном смысле и состоит из конкретных приемов: наблюдения, опроса, эксперимента, анализа документов, интервью и т. д. Социологический опрос — метод систематического сбора данных о поведении и установках людей с помощью специально сформулированных вопросов, которые адресованы отобранной по научной методике группе респондентов (опрашиваемых), выражающих свое мнение по различным вопросам. Опрос проводится в несколько этапов:

определяется группа людей — генеральная совокупность, кото-рую составляют все члены общества, обладающие заданным социальным признаком. С помощью выборки определяют достаточное число опрашиваемых, позволяющее составить достоверные представления обо всей генеральной совокупности;

формулируются вопросы;

проведение опроса и обработка полученных результатов;

регистрация результатов исследований.

 

В зависимости от количества респондентов опрос может быть:

сплошным (перепись населения);

выборочным (включает в число опрашиваемых лишь тех, кто соответствует признакам генеральной совокупности). Анкета — расположенные в соответствии с целью исследования вопросы, обращенные к респондентам и содержащие готовые варианты ответов, на которые необходимо ответить согласно прилагаемой инструкции.

 

Виды анкет:

закрытые (опрашиваемому предлагают исчерпывающий пере-чень ответов);

открытые (респонденту после некоторых вариантов ответов предлагают сформулировать собственный вариант

5 Функции социологии и ее роль в обществе.

 

Функции социологии как науки могут быть сведены к следующему:

Познавательная функция, имеющая своей целью и содержанием изучение общества и понимание его структуры, особенностей взаимодействия в обществе различных индивидов и их групп. Она позволяет ответить на вопрос: «Каково общество, в котором мы живем?»

Концептуально-описательная функция, предоставляющая исследователю и изучающему социологию определенную систему теорий, понятий и категорий, а также правил описания, отражающих особенности социальной реальности. Она позволяет ответить на вопрос «Что и как делается в обществе?»

Оценочная функция, т. е. осуществление оценки того, соответствует или нет то или иное общество, существующие в ней социальные организации и институты, права и нормы ожиданиям индивидов и социальных групп, их нуждам и потребностям и целям. Она отвечает на вопрос: «Справедливо или несправедливо наше общество, демократично оно или нет?»

Объясняющая функция, дающая научное объяснение социальным явлениям, событиям и процессам на основе выявленных фактов, тенденций и закономерностей. Она позволяет ответить на вопрос «Почему в нашем обществе происходит именно так, а не иначе?»

Мировоззренчески- идеологическая функция, претворяющая в жизнь определенные общественно-политические идеалы. Она отвечает на вопрос: «Во имя чего, для каких целей осуществляются те или иные социальные действия?»

Прогностическая функция, т. е. выявление прогнозов на основе познания тенденций и закономерностей социального развития, построение наиболее вероятных сценариев тех или иных событий в будущем. Она отвечает на вопрос: «Что может произойти в обществе в будущем?»

Управленческая функция, связанная с тем, что выявив тенденции и закономерности социального развития, определив прогнозируемые варианты тех или иных вариантов в обществе, - социология способна стать действенным инструментом социального управления процессами, протекающими в обществе. Она дает возможность ответить на вопрос: «Как лучше, эффективнее управлять социальными процессами?»

Образовательная (обучающая) функция, вытекающая из того, что социология, определив социальную сущность тех или иных процессов и явлений, выявив тенденции и закономерности их развития, осуществив прогноз их изменений в будущем, - способна через систему учебных заведений и различные институты повышения квалификации кадров широко тиражировать и распространять социологические знания и оценки. Она отвечает на вопрос: «Что нужно знать об обществе, как лучше использовать эти знания?»

 

Все эти функции органично взаимодействуют друг с другом, составляя своим единением и взаимодополнением функционирующую, деятельную и продуктивную сторону целостной системы социологии.

6 Исторические и теоретические предпосылки возникновения социологии.

 

Отдельные элементы социологии возникли в античной философии. Уже в IV веке до н.э. в работах Платона "Законы" и "О государстве" а также Аристотеля "Политики" развиваются представления об общественной жизни. В новое время они получили развитие в работах Руссо, Гоббса, Макиавелли и др. Возникла "социальная философия" - предшественница современной социологии, понятие «социология» представляет собой сочетание двух слов латинского и греческого происхождения и переводится как наука об обществе. Оно было введено в научный оборот французским философом Контом (1798-1857), учеником выдающегося ученого социалиста-утописта Клода Анри Сен-Симона (1760-1825), обосновавшего тезис о закономерности исторического процесса.

 

А. Сен-Симон наряду с Томасом Гоббсом, Джоном Локком, Жан-Жаком Руссо (XVIII в.) считается предшественником общей социологии. Уже в XVII в. в теориях «социальной физики» впервые рассматривались идеи об обществе как системе. Социальные философы той эпохи рассматривали общество как часть природы и исходили из естественнонаучных представлений своего времени о природе. Известные к тому времени законы естественных Наук, особенно в геометрии, механике и астрономии, наталкивались на противоречивые социальные факты. Этим была обусловлена попытка формализации общественных закономерностей. В XVIII в. общество сравнивали с машиной («механическая модель»), в которой каждый «винтик» выполняет свою работу, именно так трактовались разделение труда, межличностные связи, обмен.

 

Мыслители XIX в. стараются рассматривать хозяйственно-экономическую жизнь независимо от политики. Если ранее физиократы (Ф. Кенэ (1694-1774) и др.) исходили из автономности экономики по отношению к государству и праву, то Ж.-Ж. Руссо, выявив значение экономических отношений собственности, подходит к решению проблемы В XIX в. настает время выхода из рамок философии социологии - науки, изучающей самую сложную форму движения материи - общественную. Это произошло в Западной Европе, где тогда наиболее развито было теоретическое осмысление процессов окружающей действительности.

 

Причинами становления социологии были также переход к рынку и связанные с ним усложняющиеся социальные процессы: остро заявившая о себе необходимость осмыслить на качественно новом уровне диалектику прав и обязанностей гражданина и государства, в условиях капиталистического способа производства. Лозунги «Свобода», «Равенство», «Братство», с которыми на заре XIX в. прошла Великая французская революция, в той или иной степени становились политическими, правовыми и нравственными реалиями в наиболее развитых странах Западной Европы и в Северной Америке.

 

Экономический уклад капитализма требовал освобождения основной производительной силы - рабочих от традиционных для феодального общества кастовых, сословных, религиозных и других ограничений. Эти изменения происходили постепенно и часто болезненно, что определялось традициями и укладом каждой страны, порождая социальные конфликты.

 

С середины XIX в. формируется статус науки в ее современном понимании как производительной силы. Среди наук об обществе в тот период именно социология с ее универсальным и методологическим, и прикладным характером формировалась и развивалась наиболее ощутимо.

 

В XIX в. социология развивалась, взаимопереплетаясь с социальной философией Немецкие мыслители К. Маркс (1818-1883) Фридрих Энгельс (1820-1895), Макс Вебер (1864-1920), Георг Зиммель (1858-1918), англичанин Герберт Спенсер (1820-1903), француз Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - были и философами, и социологами, и экономистами. В их трудах закладывались фундаментальные основы социологии. Поэтому вторую половину XIX - начало XX в. считают классическим периодом развития социологии.

 

7 Социологические концепции О. Конта и Г. Спенсера.

 

1. Французский ученый Огюст Конт считается родоначальником социологии. СОЦИОЛОГИЯ, по его мнению, должна быть позитивным изучением совокупности фундаментальных законов, охватывающих социальные явления, которые рассматриваются во. взаимосвязи:

для рассмотрения общества ввел термины "порядок" (уравновешенность групп и членов, общества, объединенных общими идеями и целями) и "прогресс" (использование знаний о законах развития и функционирования общества для решения назревших проблем);

в социологии выделил два основополагающих раздела: "статику" (изучение социальных и культурных институтов, формирующих общество) и "динамику" (анализ общества через выявление социальных изменений и прогресса);

принимал общество как живой организм, обладающий собственНОЙ структурой, каждый элемент которой должен рассматриваться с точки зрения полезности для общественного блага;

выделил четыре структурных элёмента (класса) в социальной структуре общества: 1) ученые; 2) банкиры, торговцы и предприниматели; 3) земледельцы; 4) рабочие. Отношения между классами основываются на разделении. труда и координации их деятельности. Достичь социального согласия этим группам удается при помощи социальных институтов: семьи, государства и религии.

 

Также О.Конт сформулировал закон трех стадий прогресса человеческого общества в соответствии с развитием человеческого разума: теологическая. метафизическая. позитивная.

 

Теологическая стадия (с древнейших времен до 1300 г.) характеризуется господством религиозного мировоззрения, существованием натурального хозяйства, преобладанием военно-авторитарных политических режимов, дающая сверхъестественное объяснение природным явлениям, Она делилась Коном на три периода: фетишизм, политеизм и монотеизм. На этапе фетишизма люди приписывали жизнь внешним предметам и видели в них богов. В период политеизма жизнью наделялись "фиктивные существа" (греческие, римские боги), вмешательством которых объяснялось все происходящее. Эпоха монотеизма принесла единобожие в лице христианства;

 

метафизическая стадия (1300 — 1800 гг.) характеризуется разрушением католицизма, старых верований и связанного с ними общественного порядка. Но эта эпоха породила революцию, "анархическую республику", индивидуализм, либерализм, демократию, выступающие как главное препятствие нормальному развитию общества;

 

позитивная стадия (XIX в.) характеризуется распространением наук и ростом их общественного значения, повсеместным развитием ремесел и промышленности. Достоянием истории становятся военный дух и милитаристский образ жизни; на смену аристократии приходит социократия — правление ученых, владеющих социологическими знаниями. На место старой, традиционной религии приходит позитивизм, проповедывающий всеобщую любовь и поклонение личности, обществу, человечеству.

 

2. Герберт Спенсер (1820—1903) был одним из самых ярких прёдставителей натуралистической ориентации в социологии, утверждавший, что «невозможно рациональное понимание истин социологии без рационального понимания истин биологии».

 

Опираясь на эту идею, Г.Спенсер развивает два важнейших методологических принципа своей социологической системы: эволюционизм и органицизм.

 

Эволюция — это интеграция материи.

 

Спенсер выделяет. неорганическую эволюцию (развитие Земли, Вселенной); органическую (биологическую и психологическую); надорганическую (социальную, морально-этическую).

 

В основе механизма социальной эволюции в теории Спенсера лежат три фактора:

возникает дифференциация ролей, функций, власти, престижа и собственности, так как люди в основе своей неравны с точки зрения приобретенного наследства, индивидуального опыта, условий, в которых они живут, случайностей, лишений, с которыми сталкиваются.

существует тенденция к усилению неравенства, углублению специализации ролей, росту неравенства власти и достатка. В результате первоначальные дифференциации, постепенно расширяются.

общество начинает делиться на фракции, классы, группы по классовым, национальным или профессиональным различиям. Появляются границы, охраняющие эти объединения, поэтому возвращение к гомогенности становится невозможным.

 

Чтобы подчеркнуть направление, в котором движется эволюционный процесс, Спенсер впервые ввел полярную, дихотомическую типологию обществ. В ней противоположные идеальные типы представляют собой стартовую и конечную точки хронологической последовательности.

 

Военное общество — это распространение армейской организации на все сферы общественной жизни. Отсюда не только запретительное право, единственно допустимое в промышленном обществе, но и прямая регламентация того, -что следует делать. В военной организации каждый член общества занимает предназначенное ему положение, будучи пожизненно «приписан» к определенной позиции в организационной иерархии. Вознаграждение за труд и почести распределяются здесь, как правило, не по его качеству и квалификации, а согласно позиции и рангу в иерархии. Право охраняет не интересы индивида, личности, а в первую очередь незыблемость статусной иерархии власти. Соответственно, структура обществ военного типа жесткая, малоподвижная и сопротивляется всяким изменения Люди в них консервативны и малоинициативны, плохо приспосабливаются к новым условиям, как и общество в целом. Среди обществ, наиболее приближающихся к военному типу, Спенсер называет Древний Египет, Спарту, Россию.

 

Промышленный тип общества — это аналог «современного общества». В обществе, длительно живущем в условиях неизбежно слабеет принуждение, возрастают гибкость подвижность социальной организации. Индивиды не прикованы статусно к одному месту или занятию и свободно меняют свои социальные позиции. Сплачивающими силами вместо примитивного принуждения становятся знание и приобретенная психологическая гибкость, уживчивость людей. Отношения в промышленном обществе — это совокупность идеальных условий — которые должна создать социальная эволюция. Среди таких условий названы: децентрализация; торжество принципа «разрешено все, что не запрещено законом»;

 

8 Основное содержание символического интеракционизма.

 

Как широкая теория, символический интеракционизм возник в 20-е годы XX века, в Чикагской школе. Основателем его является американский социолог Джордж Мид. Термин «символический» обозначает, что здесь делается акцент на смысле, который вкладывают действующие индивиды, когда они вступают во взаимодействие, интеракцию друг с другом, в этой теории общество рассматривается с точки зрения поведения индивидов, вовлеченных во взаимодействие. Другими словами, общество можно объяснить только путем рассмотрения принципов поведения людей, ибо только здесь обнаруживает себя значимый символ, определяющий акт поведения. Определение значимого символа происходит в сознание человека, которое наполняется смыслами, исходящими из внешнего мира. Символический интеракционизм сосредотачивается на анализе символических аспектов социальных взаимодействий. Основной принцип интеракционизма тот, что индивид воспринимает (оценивает) себя в соответствии с оценками других, то есть личность становится для себя тем, что она есть через то, что она представляет, из себя для других в социальном мире. Символических интеракционистов объединяет не строгая теория, а общность видения социального процесса, трактуемого как процесс выработки и изменения социальных значений, постоянного определения и переопределения ситуаций взаимодействия их участниками. В ходе этого переопределения меняется и объективная (с точки зрения взаимодействующих индивидов) среда социальной деятельности, ибо мир, по представлениям интеракционистов, имеет полностью социальное происхождение. Различные группы вырабатывают различные миры, которые меняются в процессе изменения значений в ходе социального взаимодействия.

 

В первые десятилетия нашего века изучение Я - концепции временно переместилось из традиционного русла психологии в область социологии. Я - концепция (лат. conceptus – понятие) — система представлений человека о самом себе. Формирование Я– концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей. Основными источниками Я – концепции выступают:

Сравнение себя с другими

Свидетельства восприятия другими

Оценка результатов деятельности

Переживание внутренних состояний

Восприятие своего внешнего облика

 

Символический интеракционизм опирается на три основные посылки:

Во-первых, люди реагируют на окружающую среду в зависимости от тех значений - символов, которыми они наделяют элементы своего окружения.

Во-вторых, эти значения (способ связи явления и символа) выступают продуктом социального повседневного межличностного взаимодействия – интеракции.

И, наконец, в-третьих, эти социокультурные значения подвержены изменениям в результате индивидуального восприятия в рамках такого взаимодействия. "Я" и "другие" образуют единое целое, поскольку общество, представляющее собой сумму поведений составляющих его членов, накладывает социальные ограничения на поведение индивида. Хотя чисто теоретически и возможно отделить Я от общества, интеракционизм исходит из того, что глубокое понимание первого неразрывно связано со столь же глубоким пониманием второго - в том, что касается их взаимозависимого отношения.

 

Другие концепции, символического интеракционизма.

 

По Блумеру Символический интеракционизм покоится на 3 базовых посылках:

Люди скорее действуют на основе значений, которые они придают предметам и событиям, чем просто реагируют на внешние стимулы, такие как социальные силы. Символический интеракционизм предлагает детерминизм значений.

Значения являются не столько фиксированными, сформулированными заранее, сколько создаются, развиваются и изменяются в интеракционных ситуациях.

Значения являются результатом интерпретаций, которые были осуществлены в интеракционных контекстах.

 

Значительное место в работах, Блумер уделил коллективному поведению людей. Основу коллективного поведения составляют общие значения, ожидания, которые разделяются группой индивидов. Однако часто можно наблюдать и спонтанное коллективное поведение, такое как митинговые страсти, паника и т.д. Это поведение возникает в условиях нарушения устоявшихся значений, привычных форм существования. Блумер выделяет такие формы спонтанного поведения, как:

толчения

коллективное возбуждение

соц. Инфекция

 

Которые при определенных условиях способны вылиться в новые формы группового и институционального поведения:

действующая толпа (спонтанно образованная группа, без общих значений и ожидании, нет признанного лидерства)

экспрессивная толпа (эмоциональные порывы - карнавалы, ритуальные танцы - как эмоциональная разрядка от тревожащих значений)

масса (спонтанное коллективное группирование людей, которые возбуждены значением какого-либо события)

общественность (спонтанная коллективная группа, но в общественности индивиды взаимодействуют друг с другом, демонстрируют рациональные, критические действия).

 

Кульминация научного и обществ, успеха Символического интеракциониста пришлась на 70-80-е гг. В эти же десятилетия сформировались такие направления, как социальная феноменология и этнометодология, родственные Символическому интеракционизму и основывающиеся на том же самом мировоззренческом фундаменте.

9 Основные принципы и методы позитивистско-натуралистической школы в социологии.

 

Середина и вторая половина XIX в. в интеллектуальной истории Запада — время почти всеобщего увлечения успехами естествознания и расцвета позитивистско-натуралистического мировоззрения, под определяющим влиянием которого развивалась тогдашняя социология.

 

Эволюционная теория Ч. Дарвина заставила ученых обратить внимание на тот простой факт (игнорировавшийся ранее вследствие господства теологического мировоззрения), что между человеком и животным имеется не только различие, но и сходство, что человек — продукт длительной биологической эволюции и одно из звеньев ее цепи. Эволюционная теория стала одним из основных факторов идейного климата второй половины XIX в. Эволюционизм как ведущее направление общественной мысли того времени опирался на представление о единстве законов истории природы и человека, о единстве метода естественных и общественных наук, подрывая тем самым провиденциалистские и финалистские объяснения развития

 

В биолого-эволюционных школах социальную эволюцию стали рассматривать как продолжение или составную часть биологической эволюции.

 

Выдвижение на первый план тех или иных природных факторов или движущих сил социального развития, иногда методологических образцов определенной естественной науки служит основанием для классификации натуралистических школ. Так, биоорганическая школа особое значение приписывала структуре социального целого, расово-антропологическая — влиянию биологической природы человека, его расовых черт и генотипа на общественную жизнь, социальный дарвинизм — борьбе за существование и естественному отбору, географическая школа — географической среде и пространственному размещению людей и т. д.

 

Виднейшим представителем натуралистической ориентации в социологии был Герберт Спенсер (1820—1903).

 

Эволюция для английского социолога — универсальный процесс, одинаково объясняющий все изменения как природной всеобщности, так и самых частных социальных и личностных феноменов. Он сторонник так называемого организмического подхода к социальным фактам и рассматривает общество по аналогии с единым биологическим организмом.

 

Плодотворной была догадка о том, что процесс развития («разрастания») любой единицы или совокупности единиц сопровождается прогрессирующей дифференциацией их структур и функций: чем более развит организм, тем он более сложен. Далее, как только его части становятся непохожими друг на друга, они начинают взаимозависеть друг от друга. Так, в простых обществах, где составные части однородны, они могут легко взаимозаменяться. В сложных же обществах неудачные действия одной части не могут быть компенсированы действиями другой их части. Поэтому сложные общества более уязвимы и хрупки по своей структуре, чем их более ранние и менее сложные предшественники. Возрастающая взаимозависимость элементов в сложных обществах и, следовательно, уязвимость, привносимая этой взаимозависимостью, делают необходимым создание некой регулирующей системы, которая контролировала бы действия составляющих частей и их координацию. Такая координация аналогична координации в живом организме.

 

Степень строгости и масштабы внутреннего управления являлись для Спенсера признаками различия между типами обществ. Например, он выделял общества «воинствующие», регулируемые путем жесткого принуждения, и общества «индустриальные», где контроль и централизация слабее.

 

Со временем спенсеровская концепция «однолинейной» эволюции, т. е. непрерывного поступательного движения обществ, модифицируется в теорию усложненной «многолинейной» эволюции, предполагающей в отдельных случаях даже возможность социальной деградации.

 

Социологическая теория Спенсера является предшественницей структурного функционализма. Спенсер первым применил в социологии понятия структуры и функции, системы, института. Изменения в структуре, по его мнению, не могут происходить без изменения функций: увеличение размеров социальных единиц неизбежно пробуждает в них прогрессирующую дифференциацию социальной активности, естественное разделение труда.

 

Спенсер подобно Дарвину выдвинул идею «естественного отбора» наиболее приспособленных. Увеличение населения стимулирует все большую социальную активность: требуется все большая изобретательность, чтобы выжить. Наименее развитые группы и индивиды вымирают, поэтому общий уровень развития и интеллекта должен постепенно возрастать. Выживут лишь те, кто превосходит других в интеллектуальном отношении. Но этот прогрессивный эволюционный механизм разрушится, если будет допущено государственное вмешательство.

 

Спенсер внес несомненный вклад в социологию знания. В своих трудах он отвел много места проблеме объективности социального исследователя, освобождения его от возможной исторической и классовой предвзятости.

10 Развитие субъективного начала в понимающей социологии.

 

Немецкий социолог М.Вебер рассматривал природу социального субъективно, акцентируя внимание на поведении индивида. М.Вебер назвал свою социологию понимающей, так как определяющим признаком социального является субъективный смысл, подлежащий и доступный пониманию. В своих исследованиях он акцентировал внимание на поведений индивида:

 

Исходной тoчкoй социологии М.Вебера является положение о том, что человек — культурное существо;

 

Предметом социологии является все, что обуславливает поведение человека. Индивид с его мотивами (потребностями, интересами, целями, представлениями, мнениями) позволяет понять причины социальных взаимодействий;

 

Элементарной частицей поведения индивида в обществе является социальное действие, котороё составляет систему взаимоотношений между людьми. Социальное действие — это такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него.

 

М.Вебер выделил четыре вида социального действия на основании четырех типов мотивации:

целерациональное (в основе ожидание определенного поведения предметов внешнего Мира и других людей);

целостно-рациональное (основано на сознательной вере в ценность (самоценность) опредёленного поведения);

аффективное (обусловлено аффектами или эмоциональным состоянием индивида);

традиционное (основано на длительной "привычке"), а также ввел понятие "идеальный тип", под которым понимает идеально-типическую конструкцию какого-то события, которую затем он сопоставляет с реальным событием. Подобное сравнение позволяет выявить влияние конкретных факторов, роль случая или отдельной личности в происшедшем. В качестве идеального типа выступает целерациональное действие, поскольку в нем совпадают смысл действия и смысл действующего;

 

По Веберу, для достижения собственных целей индивиды вступают в социальные отношения — поведение нескольких людей, каждый из которых соотносит свои действия с дёйствиями остальных и ориентируется на эту соотнесенность;

 

Так как индивидуальные цели человека лучше всего достигают с помощью совместных действий, то люди создают социальные институты (семья, Церковь, государство) и социальные ассоциации (группы и общества);

 

На основе доминирующих типов социального поведения М. Вебер выделил типы общества, последовательно сменяющие друг друга:

1) традиционное, в котором преобладают традиционные и аффективные действия

2) современное (индустриальное), основанное на целерациональном и ценностно-рациональном поведении индивида

11 Эмпирическая тенденция в западной социологии.

 

Эмпирическая социология — это не что иное, как совокупность методических и технических приемов для сбора первичной социологической информации. Это достаточно самостоятельная научная дисциплина, которая имеет и другие названия. Соответствующая ей учебная дисциплина так и называется: «Методика и техника конкретных социологических исследований». Иногда ее называют прикладной социологией. Строго говоря, это не очень правильно. Поскольку методы и независимые открытия социологии часто носят прикладной характер, понятие прикладной социологии не представляет собой ни отдельной развитой отрасли дисциплины, ни термина, обычно используемого социологами. Эмпирическую социологию называют также социографией. Такое наименование представляется более точным, поскольку оно подчеркивает описательный характер этой дисциплины.

 

1.Наибольшего развития эмпирическая социология достигает в США благодаря исследованиям Чикагской школы — группы ученых, целью таких исследований являлась выработка практических рекомендаций по совершенствованию тех или иных сторон жизни на основе собранного эмпирического материала. Для этого они впервые стали использовать полевые исследования, опрос, интервью.

 

2.Эмпирическая социология развивалась в разных направлениях: бихевиористское направление отвергало большие социальные общности как предмет социологии и рассматривало в качестве такового поведение индивида как реакции на поведение других людей. Психологическое направление объясняет общественные явления психическими факторами, действием сознания.

 

Современный вариант эмпирической социологии возник в 20-30-е гг. XX в. в США. Причины ее возникновения связаны с теоретико-методологической беспомощностью раннего позитивизма, попыткой преодолеть теоретизирование, а также с возникновением идей о необходимости объективного эмпирического обоснования социальных явлений. Развитие эмпирической социологии вызвано усилением реформаторского движения, частью которого становится социология. На нее возлагают большие надежды. В эмпирической социологии можно выделить две ветви: прикладную и академическую. Прикладная решает практические задачи. Объект академической — системное знание отдельных областей общественной жизни.

12 Основные понятия структурно-функционального анализа.

 

Структурный функционализм Талькоты Парсонса и Роберта Мертона

 

В 20 в. в рамках теоретической социологии утверждается структурно-функциональный анализ американских социологов. Системные идеи (исследование общества как системы) проникают в социологию еще в 40-х гг. На базе системного подхода и функциональных представлений формируется новый подход в социологии: в рамках структурного функционализма происходит переход к объяснению социальных явлений на основе абстрактных конструкций. Разработки в этом направлении связаны с именами Мертона, Парсонса и др. Но отцом структурного функционализма считается Парсонс (1902-1979), работавший в Гарвардском университете, который занимал лидирующее положение в американской социологии. В это время здесь же работали Мертон и Сорокин. Под их влиянием происходило пробуждение интереса к социологии в университетской среде. Это привело к усилению академической социологии и устремлению к общим теориям (к системным и кибернетическим теориям, математическому моделированию). Парсонс и Мертон отошли от традиционных подходов к социальным явлениям, стали использовать более совершенный научный аппарат, основанный на достижениях математики, кибернетики, бионики и др. наук.

 

В своих разработках они опирались на:

а) системный подход в изучении общества и

б) принципы функционального подхода Спенсера.

 

Вкратце это такой подход заключается в следующем: любое общество является целостной системой (такой подход к понятию общества называется системным). Система — это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Материальную основу любой системы составляют ее элементы, представляющих собой сложную иерархию подсистем со сложными связями и взаимодействиями, эти элементы выполняют определенные функции для удовлетворения общественных потребностей. Каждая часть может существовать только в рамках целостной системы, где она выполняет определенные функции. Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все вместе функции направлены на поддержание устойчивости общества и его воспроизводство. Для общества необходимо, чтобы эти связи и взаимодействия носили устойчивый характер и воспроизводились в историческом процессе, переходя из поколения в поколение, тогда общество как система приобретает системные качества: когда общество представляет собой не просто сумму элементов, а устойчивую систему.

 

Мертон внес в эту концепцию Спенсера ряд уточнений:

Как одно явление может иметь различные функции, так и одна и та же функция может выполняться различными явлениями. (как, например, реформы правительства могут выполнять функцию модернизации экономики, но и могут привести к смене политического строя, как произошло в России в начале 90-х гг.)

Мертон вводит понятие дисфункции, т.е. разрушающей функции. Он утверждает, что одни и те же элементы могут быть функциональными по отношению к одним системам и дисфункционными к другим. (в примере реформы были функциональны по отношению к эконодательной сфере, но дисфункционными к полититчекой сфере)

Мертон вводит различия между явными и скрытыми (латентными) фу



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.58.199 (0.015 с.)