Анализ документов как метод сбора социологической информации.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ документов как метод сбора социологической информации.



Анализ документов –это количественный метод сбора социологической информации.

Любое социологическое исследование обычно начинают с анализа документов. Документом можно назвать любой предмет, специально созданный человеком или группой людей в целях хранения и пере­дачи информации.

В документах используются различные способы закрепления информации:

ü с помощью слов

ü цифр,

ü символов,

ü рисунков.

Анализ документов - это совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и явлений в целях решения определенных исследовательских задач.

Использование документальных источников информации в научном исследовании позволяет: быстро и при минимальных затратах получить сведения об объективных фактах, явлениях, событиях, связанных с темой исследования; узнать о субъективных взглядах, точке зрения, позиции авторов документов.

В социологии применяют следующие методы изучения документов:

ü неформализованный (традиционный);

ü формализованный.

В свою очередь формализованный вид анализа документов может быть представлен тремя разновидностями:

1) контент-анализом или анализом содержания (от англ. - content - содержание);

2) анализом статистической информации;

3) информационно-целевым анализом текстовой информации.

Каждый из этих методов имеет свои достоинства и недостатки. Традиционный метод анализа документов основывается на «понимающем» восприятии текста. Достоинством этого метода является его относительная простота. Недостатки связаны с субъективным характером оценок содержания документов, трудностями использования технических средств. Эти недостатки пре­одолеваются с помощью количественных приемов исследования, характерных для контент-анализа.

Контент-анализ - это форма­лизованный (количественный) метод изучения документов, пред­полагающий оценку их содержания путем подсчета признаков, существенных для исследования и удобных для последующих обобщений. Процедура контент-анализа позволяет воссоздать социальную реальность по индикаторам, содержащимся в различных источниках информации. Как правило, такими источниками являются периодическая печать, радио- и телепередачи, информация сети интернет, одним словом, информация, имеющая значительный объем и тенденцию к постоянному обновлению.

Метод контент-анализа широко применяется в политологических исследованиях. Объектом их исследования выступают такие документальные источники, как: протоколы заседаний органов власти (Парламента, законодательных органов всех уровней), планы проведения заседаний, количество и содержательная сторона политических решений всех органов власти и многое другое.

Метод анализа документов представляет собой систематическое изучение документов, направленное на получение информации, значимой для целей исследования. Документом в КСИ называют специальносозданный автором (коммуникатором) материальный или виртуальный (компьютерные файлы) предмет, предназначенный для фиксации, передачи и хранения информации. Не являются документами предметы, которые не предназначены специально для передачи информации. Документальной в социологии называютлюбую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на компьютере и любом ином носителе информации.

Документы одновременно содержат в себе два рода информации:

ü информацию о фактах, событиях, результатах деятельности;

ü авторскую позицию, оценку этих фактов, которая представлена в содержании документа, а также в его структуре, стиле, средствах выражения.

Основное назначение метода – извлечь содержащуюся в документе информацию об изучаемом объекте,зафиксировать ее в виде признаков (категорий анализа), определить ее надежность, достоверность, значимость для целей исследования, выработать с ее помощью объективные и субъективно-оценочные характеристики и показатели исследуемого процесса. Эти задачи, решаемые в процессе анализа документов, одновременно дают представление об этапах его применения.

Существуют определенные правила работы с документами, которые должен знать социолог:

ü следует отделить факты от оценок в документе;

ü необходимо проверить достоверность источника и информации из него;

ü следует проверять выводы, полученные из информации, собранной методом анализа документов с помощью использования нескольких источников документальной информации, либо применяя другие методы сбора социологических данных.


Билет 17

Эксперимент как метод сбора социологической информации

Эксперимент - это метод сбора и анализа эмпирических данных, направленный на проверку гипотез относительно причинных связей между явлениями. Обычно эта проверка производится путем вмешательства экспериментатора в естественный ход событий.

Социальный эксперимент выполняет две основные функции:

1) достижение эффекта в практически-преобразовательной деятельности и

2) проверка научной гипотезы.

Проводимые в социальной сфере эксперименты различают:

· по характеру объекта и предмета исследования: (социологические, эко-

· логические, экономические, педагогические, правовые, а также реальные,

· мыслимые)

· по специфике поставленной задачи (научные, прикладные)

· по характеру экспериментальной ситуации (контролируемые, неконтролируемые, лабораторные, полевые)

· по логической структуре доказательства гипотезы (параллельные, последовательные).

Собственно социологические эксперименты направлены на проверку причинно-следственных связей между параметрами различных сфер, видов и аспектов деятельности (организационной, правовой, социально-психологической и пр.).

Их цель - выявить закономерности деятельности данного социального субъекта .Еще несколько моментов.Как реальные, так и мыслимые эксперимент обычно проводятся не на генеральной совокупности (на всем объекте), а на модели, т.е. на выборке.

Научные эксперименты нацелены на приобретение нового знания, а прикладные эксперименты - на получение практического (экономического, педагогического, социального) эффекта.

Когда проводится параллельный эксперимент, то сравнивают состояние двух групп - экспериментальной и контрольной (в ней условия не меняются), при этом гипотеза считается подтвержденной, если в экспериментальной группе будут обнаружены изменения.

В последовательном эксперименте контрольная группа отсутствует. Одна и та же группа выступает в качестве контрольной до введения экспериментальной переменной и в качестве экспериментальной группы после ее введения. Для доказательства гипотезы сравнивается состояние группы до и после изменения условий.

Специфика эксперимента в социологическом исследовании как метода получения социальной информации заключается в особенностях объекта исследования. Им являются люди, осуществляющие различного рода социальную деятельность, обладающие способностью осознавать себя, свои отношения к внешнему миру, познающие этот мир, планирующие преобразования не только внешнего мира, но и себя.

Эксперимент в социологии непосредственно затрагивает конкретных людей. А это вызывает этические проблемы, сужает границы применения эксперимента и требует от исследователя повышенной ответственности.

Планирование и логика осуществления эксперимента.

Подготовка и проведение эксперимента предполагают последовательное решение

ряда вопросов:

1. Определение цели эксперимента;

2. Выбор объекта, используемого в качестве экспериментальной группы;

3. Выделение предмета эксперимента;

4. Выбор контрольных, факторных и нейтральных признаков;

5. Определение условий эксперимента и создание экспериментальной ситуации;

6. Формулировка гипотез и определение задач;

7. Выбор индикаторов и способа контроля протекания эксперимента;

8. Определение метода фиксации результатов;

9. Проверка эффективности эксперимента.


Билет 18



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.79.116 (0.007 с.)