Социальные изменения. Культура как фактор социальных изменений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные изменения. Культура как фактор социальных изменений.



Социальные изменения - одно из наиболее общих и широких социологических понятий. В зависимости от исследовательской парадигмы, под социальным изменением понимается переход социального объекта из одного состояния в другое, смена общественно-экономической формации, существенная модификация в социальной организации общества, его институтах и социальной структуре, изменение установленных социальных образцов поведения, обновление и рост многообразия институциональных форм и др.

Культура - специфических способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного производства, системе социальных норм и институтов, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Основные задачи, которые решает культура:

1) это социализация человека, т.е. сохранение и приумножение в нем всего истинно человеческого, а значит и общественного;

2) это такая организация жизни общества, которая служила бы дальнейшему общественному процветанию во имя человека.

Функции культуры

· Природопреобразующая. Природопреобразующая функция культуры неодинаково развита в разных обществах и в разные исторические эпохи. С этой функцией культуры неразрывно связана и функция, отражающая потребность человека и общества в поддержании равновесия между человеком и окружающей средой. Выполняя эту защитно-адаптивную функцию, культура создает и постоянно совершенствует различные средства защиты в форме соответствующего знания о том, как вести себя в той или иной ситуации, как определить потенциального и реального врага, будь то живое существо или условие, обстоятельство.

· человекотворная, человекоформирующая. Она связана с потребностью человека продлить себя в человеческом существовании и не быть отторгнутым обществом, в котором он живет. Человекотворную функцию называют еще и воспитательной, так как культура и только культура делает человека человеком. И начинается это воспитание с того, что культура определяет "поле деятельности" человека, дает ему возможность реализовывать свои возможности.

· информационная функция. Связана она с такими важными потребностями человека, как общение, накопление сохранение культуры как информации и передача ее в виде социального опыта в пространстве и во времени. Поэтому информационная функция культуры может быть разбита на три подфункции, которые часто рассматривают отдельно: информационно-коммуникативную, информационно-накопительную и информационно-трансляционную.

· Аксиологическая, или ценностно-ориентационная, функция отражает важнейшее качественное состояние культуры и выражается не только в том, что культура является системой норм и ценностей, но и в том, что она развивается и изменяется, меняя и переориентируя ценности членов той или иной социальной общности.

· Антистрессовая функция -Перед культурой, особенно духовной, возникает задача разрядить стрессовые ситуации, обеспечить, насколько это возможно, психологический комфорт человека и общества в целом. Для этого в систему культуры включены целые общественные институты, учреждения (кинематограф, досуговая сфера и прочее), которые призваны "увести" человека в другую, мечтаемую реальность, отдаленную от нашего пространства и времени.

Компоненты и формы проявления культуры

Культура, как фактор социальных изменений, раскрывает свое содержание через систему своих компонентов.

Компоненты проявления культуры

1) Обычай - как сложившаяся форма регуляции массового поведения. Социально- признанные образцы складываются в обычаи, по которым накопленный опыт передается из поколения в поколение. Обычаи играют немалую роль в воспитании, способствуя приобщению к культуре человека в инокультурной среде.Обычай может выступать как решительное вмешательство в жизнь индивида, резко поворачивающее его естественную или привычную жизнь. Пр. привычные правила гигиены, сложившиеся варианты общежития.

2) Норма - охватывает не весь отрезок деятельности, а какой-то ее принцип, параметр, что составляет определенную меру вариативности поведения. Функция нормы состоит в том, чтобы исключить влияние случайных, чисто субъективных мотивов и обстоятельств, психологических состояний, обеспечить надежность, предсказуемость, стандартность и общепонятность поведения. Норма формирует ожидаемое поведение, понятное окружающим людям.

3) Ценности - которые подразумевают выбор того или иного объекта, состояния, потребности, цели, которые имеют более высокое существование. Ценности помогают обществу и человеку определить хорошее и плохое, идеальное или избегаемое состояние, (ценности могут быть – моральные, социальные, политические, религиозные, эстетические, витальные - это жизнь, здоровье, безопасность, сила)

Три сферы проявления культуры:

1)отношение человека к окружающей природе;

2)отношение человека к другим людям;

3)отношение человека к самому себе.

Структура культуры:

(культурные универсалии)

ü определенные институты семьи и брака, религия, право собственности, табу, танцы, игры, украшения, обычаи и традиции, язык, материальные предметы

Типы культур:

· по типу общества (античная культура, современная культура и т.п.)

· по носителю (личностная, групповая, социально-классовая, национальная, культура общества)

· по видам (материальная и духовная)

· по характеру (религиозная и светская)

· по функциональной роли (общая и профессиональная)

· по происхождению и объекту воздействия (народная, массовая, элитар-ная)

· по роли и месту в общественной жизни (доминирующая, субкультура, контркультура, антикультура)

Социальные изменения – это фундаментальные перемены, происходящие с течением времени в структуре общества, его культуре и социальном поведении.

Виды социальных изменений

1) по направленности процесса изменений:прогресс, регресс

2) по скорости и качеству процесса изменений

· социальная революция

· социальная реформа


Билет 21

Социализация личности: содержание, функции и основные этапы

Социализация – процесс усвоения социальных ролей, культурных норм и правил сообщества.

Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом.

Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком гражданских обязанностей, о соблюдении правил межличностного общения. Иначе социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом.

Социализация выполняет в общество три основных задачи:

1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей;

2) способствует взаимодействию людей вследствие принятия ими социальных ролей;

3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.

По мнению Ч. Кули, личность проходит следующие стадии социализации:

1)имитацию - копирование детьми поведения взрослых;

2) игровую - детское поведение как исполнение роли со значением;

3) групповые игры - роль как ожидаемое от нее поведение. В процессе

социализации различают ее первичные и вторичные формы.

Социализация личности проходит в 2 фазы:

1) социальная адаптация:

Приспособления индивида

ü к социально-экономическим условиям;

ü к ролевым функциям;

ü к социальным нормам;

ü к социальным группам и социальным организациям, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности.

2) ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ – Процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека. Характер перевода социальных ценностей и норм во внутреннее «Я». Обусловлен структурой конкретной личности, сформированной предшествующим опытом.

Психологические механизмы социализации:

· имитация – осознанное стремление ребёнка копировать поведение взрослых.

· идентификация – усвоение ребёнком взрослых моделей поведения как своих собственных.

· стыд – чувство неправильного поведения при обнаружении поступка.

· вина – то же чувство независимо от того, стал ли поступок известен другим людям.

Стадии (этапы) социализации:

1) первая стадия - возрастная (допуберантная (до 12 лет);

2) подростковая 12 - 16-18 лет;

3) взрослая после 18.

Рубеж социализации - это рубеж полового созревания.

Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям:

• стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых;

• игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли;

• стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 985; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.012 с.)