Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальные изменения. Культура как фактор социальных изменений.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Социальные изменения - одно из наиболее общих и широких социологических понятий. В зависимости от исследовательской парадигмы, под социальным изменением понимается переход социального объекта из одного состояния в другое, смена общественно-экономической формации, существенная модификация в социальной организации общества, его институтах и социальной структуре, изменение установленных социальных образцов поведения, обновление и рост многообразия институциональных форм и др. Культура - специфических способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного производства, системе социальных норм и институтов, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Основные задачи, которые решает культура: 1) это социализация человека, т.е. сохранение и приумножение в нем всего истинно человеческого, а значит и общественного; 2) это такая организация жизни общества, которая служила бы дальнейшему общественному процветанию во имя человека. Функции культуры · Природопреобразующая. Природопреобразующая функция культуры неодинаково развита в разных обществах и в разные исторические эпохи. С этой функцией культуры неразрывно связана и функция, отражающая потребность человека и общества в поддержании равновесия между человеком и окружающей средой. Выполняя эту защитно-адаптивную функцию, культура создает и постоянно совершенствует различные средства защиты в форме соответствующего знания о том, как вести себя в той или иной ситуации, как определить потенциального и реального врага, будь то живое существо или условие, обстоятельство. · человекотворная, человекоформирующая. Она связана с потребностью человека продлить себя в человеческом существовании и не быть отторгнутым обществом, в котором он живет. Человекотворную функцию называют еще и воспитательной, так как культура и только культура делает человека человеком. И начинается это воспитание с того, что культура определяет "поле деятельности" человека, дает ему возможность реализовывать свои возможности. · информационная функция. Связана она с такими важными потребностями человека, как общение, накопление сохранение культуры как информации и передача ее в виде социального опыта в пространстве и во времени. Поэтому информационная функция культуры может быть разбита на три подфункции, которые часто рассматривают отдельно: информационно-коммуникативную, информационно-накопительную и информационно-трансляционную. · Аксиологическая, или ценностно-ориентационная, функция отражает важнейшее качественное состояние культуры и выражается не только в том, что культура является системой норм и ценностей, но и в том, что она развивается и изменяется, меняя и переориентируя ценности членов той или иной социальной общности. · Антистрессовая функция -Перед культурой, особенно духовной, возникает задача разрядить стрессовые ситуации, обеспечить, насколько это возможно, психологический комфорт человека и общества в целом. Для этого в систему культуры включены целые общественные институты, учреждения (кинематограф, досуговая сфера и прочее), которые призваны "увести" человека в другую, мечтаемую реальность, отдаленную от нашего пространства и времени. Компоненты и формы проявления культуры Культура, как фактор социальных изменений, раскрывает свое содержание через систему своих компонентов. Компоненты проявления культуры 1) Обычай - как сложившаяся форма регуляции массового поведения. Социально- признанные образцы складываются в обычаи, по которым накопленный опыт передается из поколения в поколение. Обычаи играют немалую роль в воспитании, способствуя приобщению к культуре человека в инокультурной среде.Обычай может выступать как решительное вмешательство в жизнь индивида, резко поворачивающее его естественную или привычную жизнь. Пр. привычные правила гигиены, сложившиеся варианты общежития. 2) Норма - охватывает не весь отрезок деятельности, а какой-то ее принцип, параметр, что составляет определенную меру вариативности поведения. Функция нормы состоит в том, чтобы исключить влияние случайных, чисто субъективных мотивов и обстоятельств, психологических состояний, обеспечить надежность, предсказуемость, стандартность и общепонятность поведения. Норма формирует ожидаемое поведение, понятное окружающим людям. 3) Ценности - которые подразумевают выбор того или иного объекта, состояния, потребности, цели, которые имеют более высокое существование. Ценности помогают обществу и человеку определить хорошее и плохое, идеальное или избегаемое состояние, (ценности могут быть – моральные, социальные, политические, религиозные, эстетические, витальные - это жизнь, здоровье, безопасность, сила) Три сферы проявления культуры: 1)отношение человека к окружающей природе; 2)отношение человека к другим людям; 3)отношение человека к самому себе. Структура культуры: (культурные универсалии) ü определенные институты семьи и брака, религия, право собственности, табу, танцы, игры, украшения, обычаи и традиции, язык, материальные предметы Типы культур: · по типу общества (античная культура, современная культура и т.п.) · по носителю (личностная, групповая, социально-классовая, национальная, культура общества) · по видам (материальная и духовная) · по характеру (религиозная и светская) · по функциональной роли (общая и профессиональная) · по происхождению и объекту воздействия (народная, массовая, элитар-ная) · по роли и месту в общественной жизни (доминирующая, субкультура, контркультура, антикультура) Социальные изменения – это фундаментальные перемены, происходящие с течением времени в структуре общества, его культуре и социальном поведении. Виды социальных изменений 1) по направленности процесса изменений:прогресс, регресс 2) по скорости и качеству процесса изменений · социальная революция · социальная реформа Билет 21 Социализация личности: содержание, функции и основные этапы Социализация – процесс усвоения социальных ролей, культурных норм и правил сообщества. Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком гражданских обязанностей, о соблюдении правил межличностного общения. Иначе социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом. Социализация выполняет в общество три основных задачи: 1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей; 2) способствует взаимодействию людей вследствие принятия ими социальных ролей; 3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения. По мнению Ч. Кули, личность проходит следующие стадии социализации: 1)имитацию - копирование детьми поведения взрослых; 2) игровую - детское поведение как исполнение роли со значением; 3) групповые игры - роль как ожидаемое от нее поведение. В процессе социализации различают ее первичные и вторичные формы. Социализация личности проходит в 2 фазы: 1) социальная адаптация: Приспособления индивида ü к социально-экономическим условиям; ü к ролевым функциям; ü к социальным нормам; ü к социальным группам и социальным организациям, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности. 2) ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ – Процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека. Характер перевода социальных ценностей и норм во внутреннее «Я». Обусловлен структурой конкретной личности, сформированной предшествующим опытом. Психологические механизмы социализации: · имитация – осознанное стремление ребёнка копировать поведение взрослых. · идентификация – усвоение ребёнком взрослых моделей поведения как своих собственных. · стыд – чувство неправильного поведения при обнаружении поступка. · вина – то же чувство независимо от того, стал ли поступок известен другим людям. Стадии (этапы) социализации: 1) первая стадия - возрастная (допуберантная (до 12 лет); 2) подростковая 12 - 16-18 лет; 3) взрослая после 18. Рубеж социализации - это рубеж полового созревания. Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям: • стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых; • игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли; • стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1042; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.46.24 (0.015 с.) |