Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальные изменения. Культура как фактор социальных изменений.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Социальные изменения - одно из наиболее общих и широких социологических понятий. В зависимости от исследовательской парадигмы, под социальным изменением понимается переход социального объекта из одного состояния в другое, смена общественно-экономической формации, существенная модификация в социальной организации общества, его институтах и социальной структуре, изменение установленных социальных образцов поведения, обновление и рост многообразия институциональных форм и др. Культура - специфических способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного производства, системе социальных норм и институтов, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Основные задачи, которые решает культура: 1) это социализация человека, т.е. сохранение и приумножение в нем всего истинно человеческого, а значит и общественного; 2) это такая организация жизни общества, которая служила бы дальнейшему общественному процветанию во имя человека. Функции культуры · Природопреобразующая. Природопреобразующая функция культуры неодинаково развита в разных обществах и в разные исторические эпохи. С этой функцией культуры неразрывно связана и функция, отражающая потребность человека и общества в поддержании равновесия между человеком и окружающей средой. Выполняя эту защитно-адаптивную функцию, культура создает и постоянно совершенствует различные средства защиты в форме соответствующего знания о том, как вести себя в той или иной ситуации, как определить потенциального и реального врага, будь то живое существо или условие, обстоятельство. · человекотворная, человекоформирующая. Она связана с потребностью человека продлить себя в человеческом существовании и не быть отторгнутым обществом, в котором он живет. Человекотворную функцию называют еще и воспитательной, так как культура и только культура делает человека человеком. И начинается это воспитание с того, что культура определяет "поле деятельности" человека, дает ему возможность реализовывать свои возможности. · информационная функция. Связана она с такими важными потребностями человека, как общение, накопление сохранение культуры как информации и передача ее в виде социального опыта в пространстве и во времени. Поэтому информационная функция культуры может быть разбита на три подфункции, которые часто рассматривают отдельно: информационно-коммуникативную, информационно-накопительную и информационно-трансляционную. · Аксиологическая, или ценностно-ориентационная, функция отражает важнейшее качественное состояние культуры и выражается не только в том, что культура является системой норм и ценностей, но и в том, что она развивается и изменяется, меняя и переориентируя ценности членов той или иной социальной общности. · Антистрессовая функция -Перед культурой, особенно духовной, возникает задача разрядить стрессовые ситуации, обеспечить, насколько это возможно, психологический комфорт человека и общества в целом. Для этого в систему культуры включены целые общественные институты, учреждения (кинематограф, досуговая сфера и прочее), которые призваны "увести" человека в другую, мечтаемую реальность, отдаленную от нашего пространства и времени. Компоненты и формы проявления культуры Культура, как фактор социальных изменений, раскрывает свое содержание через систему своих компонентов. Компоненты проявления культуры 1) Обычай - как сложившаяся форма регуляции массового поведения. Социально- признанные образцы складываются в обычаи, по которым накопленный опыт передается из поколения в поколение. Обычаи играют немалую роль в воспитании, способствуя приобщению к культуре человека в инокультурной среде.Обычай может выступать как решительное вмешательство в жизнь индивида, резко поворачивающее его естественную или привычную жизнь. Пр. привычные правила гигиены, сложившиеся варианты общежития. 2) Норма - охватывает не весь отрезок деятельности, а какой-то ее принцип, параметр, что составляет определенную меру вариативности поведения. Функция нормы состоит в том, чтобы исключить влияние случайных, чисто субъективных мотивов и обстоятельств, психологических состояний, обеспечить надежность, предсказуемость, стандартность и общепонятность поведения. Норма формирует ожидаемое поведение, понятное окружающим людям. 3) Ценности - которые подразумевают выбор того или иного объекта, состояния, потребности, цели, которые имеют более высокое существование. Ценности помогают обществу и человеку определить хорошее и плохое, идеальное или избегаемое состояние, (ценности могут быть – моральные, социальные, политические, религиозные, эстетические, витальные - это жизнь, здоровье, безопасность, сила) Три сферы проявления культуры: 1)отношение человека к окружающей природе; 2)отношение человека к другим людям; 3)отношение человека к самому себе. Структура культуры: (культурные универсалии) ü определенные институты семьи и брака, религия, право собственности, табу, танцы, игры, украшения, обычаи и традиции, язык, материальные предметы Типы культур: · по типу общества (античная культура, современная культура и т.п.) · по носителю (личностная, групповая, социально-классовая, национальная, культура общества) · по видам (материальная и духовная) · по характеру (религиозная и светская) · по функциональной роли (общая и профессиональная) · по происхождению и объекту воздействия (народная, массовая, элитар-ная) · по роли и месту в общественной жизни (доминирующая, субкультура, контркультура, антикультура) Социальные изменения – это фундаментальные перемены, происходящие с течением времени в структуре общества, его культуре и социальном поведении. Виды социальных изменений 1) по направленности процесса изменений:прогресс, регресс 2) по скорости и качеству процесса изменений · социальная революция · социальная реформа Билет 21 Социализация личности: содержание, функции и основные этапы Социализация – процесс усвоения социальных ролей, культурных норм и правил сообщества. Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком гражданских обязанностей, о соблюдении правил межличностного общения. Иначе социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом. Социализация выполняет в общество три основных задачи: 1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей; 2) способствует взаимодействию людей вследствие принятия ими социальных ролей; 3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения. По мнению Ч. Кули, личность проходит следующие стадии социализации: 1)имитацию - копирование детьми поведения взрослых; 2) игровую - детское поведение как исполнение роли со значением; 3) групповые игры - роль как ожидаемое от нее поведение. В процессе социализации различают ее первичные и вторичные формы. Социализация личности проходит в 2 фазы: 1) социальная адаптация: Приспособления индивида ü к социально-экономическим условиям; ü к ролевым функциям; ü к социальным нормам; ü к социальным группам и социальным организациям, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности. 2) ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ – Процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека. Характер перевода социальных ценностей и норм во внутреннее «Я». Обусловлен структурой конкретной личности, сформированной предшествующим опытом. Психологические механизмы социализации: · имитация – осознанное стремление ребёнка копировать поведение взрослых. · идентификация – усвоение ребёнком взрослых моделей поведения как своих собственных. · стыд – чувство неправильного поведения при обнаружении поступка. · вина – то же чувство независимо от того, стал ли поступок известен другим людям. Стадии (этапы) социализации: 1) первая стадия - возрастная (допуберантная (до 12 лет); 2) подростковая 12 - 16-18 лет; 3) взрослая после 18. Рубеж социализации - это рубеж полового созревания. Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям: • стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых; • игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли; • стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.01 с.) |