Предпосылки возникновения социологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предпосылки возникновения социологии



Билет 1

Предпосылки возникновения социологии

Наука — это особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире природы, техники, человека и общества. Она ставит своей целью выявление законов, в соответствии с которыми объекты познания могут преобразовываться в процессе человеческой деятельности.

С одной стороны, социологические знания имеют древние корни, уходящие в область социальной философии как предшественницы социологической науки, а с другой стороны — социология относительно молодая наука, ей нет еще и двухсот лет.

Впервые термин "социология" употребил в 1839 г. в 47-й лекции шеститомного "Курса позитивной философии" французский мыслитель Огюст Конт (1798–1857). Изначально введенный им в научный оборот термин "социология", образованный из сочетания латинского слова societas (общество) и греческого logos (учение), был тождественен выражению 'социальная физика". Согласно О. Конту, социальная физика — это часть естественной философии, которая относится к позитивному изучению совокупности фундаментальных законов, свойственных социальным явлениям.

'Биография' социологии начинается с О. Конта, но идея социологии как самостоятельной науки возникла объективно под воздействием целого ряда условий, которые способствовали созданию предпосылок возникновения социологии.

Предпосылки возникновения:

1) влияние промышленной революции, материально-экономического положения людей на социальные отношения, которые объясняются в контексте идеи "естественного" социального порядка (обладая собственной рациональностью он не может быть подчинен "государству" как политически институциональному порядку, а противостоит ему и считается отдельным от него);

2) альтернативность конструирования социальной практики в контексте коллективизма (авторитаризма) и индивидуализма (либерализма) в рамках развития рыночной экономики, носителем которой является не государство, а "гражданское общество";

3) культивирование идей историзма как основы интереса к смыслу и направленности общественно-исторического процесса, то есть к антропо-социокультурогенезу (возникновению, функционированию и развитию человека, общества и культуры);

4) формирование научного сознания под воздействием немецкой классической философии, английской политической экономии, французского обществоведения, что обусловило разработку современной концепции науки и научного прогресса.

Возникновение социологии явилось и результатом развития обществознания. Уже в XVII в. впервые в теориях "социальной физики" возникает идея о том, что общество - это система. Известные тогда законы естественных наук, особенно в геометрии, механике и астрономии, наталкивались на многочисленные и противоречивые социальные факты. Именно этим были обусловлены попытки распространения законов этих наук на объяснение общественных явлений. В XVII в., веке Просвещения, общество сравнивается с машиной, в которой каждый винтик выполняет свою функцию. Так объясняются разделение труда, межличностные связи и обмен. В XIX в. предпринимаются первые попытки рассматривать хозяйственно-экономическую жизнь независимо от политики. Выдающийся мыслитель того времени Жан Жак Руссо вплотную подходит к разрешению проблемы социального неравенства. Английские социальные мыслители закладывают основы современной демографии, вырабатывают методы количественного исследования социальных закономерностей. Великие географические открытия приводят к развитию антропологии уже не в медицинском, а в социологическом смысле. Так создается почва для появления новой науки об обществе как целостной системе.

Научная область — социологические знания — в XIX и начале XX в. формировались под влиянием социального окружения. К социальным силам, повлиявшим на развитие общей социологической теории, относят:

• политические революции, начавшиеся с Французской революции в 1789 г. и продолжающиеся в других странах в XIX в. Они актуализировали вопрос социального порядка в обществе, что стало предметом исследований классических теоретиков социологии;

• промышленный переворот и подъем капитализма. Превращение западного мира из сельскохозяйственной в преимущественно индустриальную систему, идеалом которой выступал свободный рынок, где можно обмениваться продуктом труда, обусловило возникновение радикального (рабочего) движения, нацеленного на низвержение капиталистической системы. Социальные проблемы функционирования и развития западных обществ и разработка программ их разрешения были приоритетными;

• подъем социализма. Преодоление издержек промышленной системы и капитализма нашло научное обоснование в трудах ученых, прославляющих социализм как средство решения индустриальных проблем или критикующих капиталистическую систему;

• феминизм. Женщины, находясь в подчиненном положении, в той или иной форме всегда протестовали против сложившейся социальной ситуации. Расширение прав характерно для эпохи перемен, что и было предпринято женщинами. Однако теоретики-мужчины консервативно реагировали на рассмотрение вопросов пола или вообще его игнорировали. Это только усиливало тенденцию к тому, что "женщины становились мужественнее, а мужчины — женственнее";

• урбанизацию. Промышленный переворот в экономике обусловил перераспределение численности жителей деревень и городов. Массовая миграция, стремительное разрастание городов повлекли за собой бесчисленные проблемы, которые явились предметом социологического объяснения в рамках изучения урбанизации;

• изменения в религии. Тенденции отделения церкви от государства оказали влияние на религиозность населения западных государств. Но так как классики социологии имели религиозные истоки своего становления, то они преследовали те же цели, что и религия, а именно — хотели улучшить жизнь людей;

• рост науки. Всплеск открытий в области физики, биологии и химии обусловил их престиж и уважение в обществе. Это обусловило моделирование социологических теорий об обществе по образцу физики, биологии.

Таким образом, социология как наука сформировалась под воздействием объективных предпосылок и социальных сил, инициирующих необходимость научного объяснения конструирования социального мира в обществе.


Билет 2

Билет 3

Билет 4

Компоненты общества

ТолкоттПарсонс выделил три компонента общества:

1) Люди, составляющие материальное тело общества.

2) Социальная система, определяющая взаимодействие людей.

3) Культура, являющая результатом взаимодействия людей.

В обществе выделяют:

ü Социальные институты – это система взаимодействий членов общества, характеризующаяся устойчивостью и стабильностью в определенный промежуток времени (брак, церковь, наука)

ü Социальные общности, к которым относятся социальные классы, слои, группы

ü Индивид.

Некоторые этапы развития общества:

1) Традиционное общество

2) Индустриальное общество

3) Постиндустриальное общество

Структура ( наиболее устойчивые, повторяющиеся социальные связи и взаимодействия каркас) общества слагается из:

1) статусноролевых позиций, составляющих основу социальных взаимодействий;

2) социальных институтов – исторически сложившихся устойчивых форм организации совместной деятельности людей, выполняющих общественно-значимые функции (семья, образование, религия и т.д.);

3) культуры, формирующей социокультурное пространство;

4) властных отношений, обеспечивающих его функциональную целостность и наиболее полно проявляющихся в деятельности государства.

По мнению Т. Парсонса, общество – это "тип социальной системы среди любого универсума социальных систем, который достигает самого высокого уровня самодостаточности как система к своему окружению".

Общество включает подсистемы:

ü экономическую,

ü политическую,

ü социальную,

ü культурную и др.

При этом целостность общества обеспечивается тем, что все подсистемы органично связаны друг с другом и выполняют следующие важные функции:

1) адаптации – приспособления к изменению окружающей среды и возрастающим материальным потребностям людей;

2) целеполагания – способности к постановке общезначимых целей и их достижению;

3) интеграции – включению в систему новых поколений;

4) поддержания устойчивости – способности к воспроизводству структуры и снятию напряженности в системе (разрешение конфликтных, кризисных ситуаций).


Билет 5

Билет 6

Билет 7

Билет 8

Революционные движения.

Развиваются в атмосфере всеобщего социального недовольства, стремятся разрушить существующую социальную систему и установить новый социальный порядок. Демократия не является питательной средой для них. Она является основой социальных реформ, а реформы неизбежно отодвигают революцию.

· Движения сопротивления.

Возникают среди тех людей, которые считают, что изменения в обществе происходят слишком радикально и быстро.. Например, реформы в постсоветских странах привели к появлению движений сопротивления реформам..


Билет 9

Билет 10

Билет 11

Билет 12

Билет 13

Билет 14

Билет 15

Билет 16

Билет 17

Планирование и логика осуществления эксперимента.

Подготовка и проведение эксперимента предполагают последовательное решение

ряда вопросов:

1. Определение цели эксперимента;

2. Выбор объекта, используемого в качестве экспериментальной группы;

3. Выделение предмета эксперимента;

4. Выбор контрольных, факторных и нейтральных признаков;

5. Определение условий эксперимента и создание экспериментальной ситуации;

6. Формулировка гипотез и определение задач;

7. Выбор индикаторов и способа контроля протекания эксперимента;

8. Определение метода фиксации результатов;

9. Проверка эффективности эксперимента.


Билет 18

Билет 19

Способы перемещения

1) Изменение образа жизни. Недостаточно просто зарабатывать и тратитьбольшие деньги в том случае, когда индивид сравнялся в доходах спредставителями более высокого социального слоя. Для усвоения новогостатусного уровня ему необходимо принять новый материальный стандарт,соответствующий этому уровню. Устройство квартиры, покупка книг,телевизора, машины и т.д. - все должно соответствовать новому, болеевысокому статусу. Материальная бытовая культура - это и не очень заметный,но весьма значительный способ приобщения к более высокому статусномууровню. Но материальный образ жизни - только один из моментов приобщения кновому статусу и сам по себе, без изменения других компонентов культурынемного значит.

2) Развитие типичного статусного поведения. Ориентированная навертикальную мобильность личность не будет принята в более высокийсоциально-классовый слой до тех пор, пока не усвоит образцы поведения этогослоя настолько, чтобы следовать им без каких-либо усилий. Образцы одежды,словесные обороты, проведение досуга, манера общаться - все этоподвергается пересмотру и должно стать привычным и единственно возможнымтипом поведения. Детей часто готовят специально к усвоению поведения,характерного для высокого социально-классового слоя, обучая их музыке,танцам и хорошим манерам.

3) Изменение социального окружения. Этот способ основан на налаживанииконтактов с индивидами и ассоциациями того статусного соя, в которыйсоциализируется мобильный индивид. Идеальным условием вхождения в новыйслой является положение? когда индивид полностью окружен представителямитого слоя, куда он стремится попасть. В этом случае субкультура осваиваетсяочень быстро. Однако положительным моментом налаживания связей всегдаслужит то, что новое знакомство может создать благоприятное общественногомнение в пользу новичка.

4) Брак с представителем более высокого статусного слоя. Во всевремена такой брак служил наилучшим средством преодоления барьеров, стоящихна пути социальной мобильности. Во-первых, он может в значительной степениспособствовать проявлению талантов, если дает материальное благополучие. Во-вторых, он предоставляет индивиду возможность быстрого подъема, часто минуянесколько статусных уровней. В-третьих, брак с представителем илипредставительницей более высокого статуса в значительной степени разрешаетпроблемы социального окружения и быстрого освоения образцов культурывысшего статусного слоя. Но такой брак может быть полезен только в том случае, еслииндивид из более низкого статусного слоя подготовлен к быстрому усвоениюновых образцов поведения и образа жизни нового для него социальногоокружения если он не может быстро усваивать новые культурные статусы истандарты, то этот брак ничего не даст, так как представители высшегостатусного слоя не будут считать индивида "своим".


Билет 20

Функции культуры

· Природопреобразующая. Природопреобразующая функция культуры неодинаково развита в разных обществах и в разные исторические эпохи. С этой функцией культуры неразрывно связана и функция, отражающая потребность человека и общества в поддержании равновесия между человеком и окружающей средой. Выполняя эту защитно-адаптивную функцию, культура создает и постоянно совершенствует различные средства защиты в форме соответствующего знания о том, как вести себя в той или иной ситуации, как определить потенциального и реального врага, будь то живое существо или условие, обстоятельство.

· человекотворная, человекоформирующая. Она связана с потребностью человека продлить себя в человеческом существовании и не быть отторгнутым обществом, в котором он живет. Человекотворную функцию называют еще и воспитательной, так как культура и только культура делает человека человеком. И начинается это воспитание с того, что культура определяет "поле деятельности" человека, дает ему возможность реализовывать свои возможности.

· информационная функция. Связана она с такими важными потребностями человека, как общение, накопление сохранение культуры как информации и передача ее в виде социального опыта в пространстве и во времени. Поэтому информационная функция культуры может быть разбита на три подфункции, которые часто рассматривают отдельно: информационно-коммуникативную, информационно-накопительную и информационно-трансляционную.

· Аксиологическая, или ценностно-ориентационная, функция отражает важнейшее качественное состояние культуры и выражается не только в том, что культура является системой норм и ценностей, но и в том, что она развивается и изменяется, меняя и переориентируя ценности членов той или иной социальной общности.

· Антистрессовая функция -Перед культурой, особенно духовной, возникает задача разрядить стрессовые ситуации, обеспечить, насколько это возможно, психологический комфорт человека и общества в целом. Для этого в систему культуры включены целые общественные институты, учреждения (кинематограф, досуговая сфера и прочее), которые призваны "увести" человека в другую, мечтаемую реальность, отдаленную от нашего пространства и времени.

Виды социальных изменений

1) по направленности процесса изменений:прогресс, регресс

2) по скорости и качеству процесса изменений

· социальная революция

· социальная реформа


Билет 21

Социализация личности: содержание, функции и основные этапы

Социализация – процесс усвоения социальных ролей, культурных норм и правил сообщества.

Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом.

Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком гражданских обязанностей, о соблюдении правил межличностного общения. Иначе социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом.

Социализация выполняет в общество три основных задачи:

1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей;

2) способствует взаимодействию людей вследствие принятия ими социальных ролей;

3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.

По мнению Ч. Кули, личность проходит следующие стадии социализации:

1)имитацию - копирование детьми поведения взрослых;

2) игровую - детское поведение как исполнение роли со значением;

3) групповые игры - роль как ожидаемое от нее поведение. В процессе

социализации различают ее первичные и вторичные формы.

Социализация личности проходит в 2 фазы:

1) социальная адаптация:

Приспособления индивида

ü к социально-экономическим условиям;

ü к ролевым функциям;

ü к социальным нормам;

ü к социальным группам и социальным организациям, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности.

2) ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ – Процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека. Характер перевода социальных ценностей и норм во внутреннее «Я». Обусловлен структурой конкретной личности, сформированной предшествующим опытом.

Психологические механизмы социализации:

· имитация – осознанное стремление ребёнка копировать поведение взрослых.

· идентификация – усвоение ребёнком взрослых моделей поведения как своих собственных.

· стыд – чувство неправильного поведения при обнаружении поступка.

· вина – то же чувство независимо от того, стал ли поступок известен другим людям.

Стадии (этапы) социализации:

1) первая стадия - возрастная (допуберантная (до 12 лет);

2) подростковая 12 - 16-18 лет;

3) взрослая после 18.

Рубеж социализации - это рубеж полового созревания.

Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям:

• стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых;

• игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли;

• стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

Билет 22

Делинквентное поведение

Нарушения социальных норм могут быть серьезными и несерьезными, сознательными и неосознаваемыми. Все серьезные нарушения, сознательные они или нет, подпадающие под категорию противоправного действия, относятся к делинквентному поведению.

Девиантное и делинквентное поведение можно различить следующим образом: первое относительно, а второе абсолютно. То, что для одного человека или группы — отклонение, для другого или других может быть привычкой. Высший класс считает свое поведение нормой, а поведение представителей других классов, особенно низших, — отклонением.. Уличное ограбление может считаться представителями социальных низов нормальным видом заработка или способом установления социальной справедливости. Но это не отклонение, а преступление, поскольку существует абсолютная норма — юридический закон, квалифицирующий ограбление в качестве преступления. I Районы города, где чаще других происходят преступления, называют криминогенными, а категории населения, которые более других склонны совершать девиантные или делинквентные поступки, — группами риска. Одним из последствий социальной неудовлетворенности является усиление пессимистических настроений и даже появление деморализованности населения (упадок духа, растерянность). Типичными реакциями на аномию становится безразличие к средствам достижения цели, цинизм, экстремизм. Механизм отклоняющегося поведения раскрывается через анализ взаимодействия нормативного регулирования, особенностей личности, ее отношения к норме и реальной жизненной конфликтной ситуации.


Билет 23

Билет 24

Виды социального статуса

1. В социологии принято различать два уровня статусной позиции человека:

· социально-групповой

· личный.

Личным статусом называется положение индивида в малой группе (семье, школьном классе, студенческой группе, сообществе сверстников и т.д.)

Социально-групповой статус зависит от положения той или иной социальной группы в социальной стратификации общества.

2. В зависимости от того, занимает ли человек определенную статусную позицию благодаря наследуемым признакам или благодаря собственным усилиям, различают еще два вида статусов:

· предписанный

· достигнутый.

Предписанный статус – это значит навязанный обществом, вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловлен полом, расой, этническим происхождением, социальным положением семьи, местом рождения и т.д.

Достигнутый (приобретенный) статус определяется усилиями самого человека, его талантами, настойчивостью, целеустремленностью или оказывается следствием удачи и везения.

3. Выделяют также формальные статусы и неформальные статусы, основные и эпизодические статусы, независимые и зависимые статусы.

Поэтому, социальный статус определяет конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Зная социальный статус данного человека, его социальные функции, люди ожидают от него, что он будет обладать определенным набором качеств, осуществлять определенный набор действий, которые необходимы для выполнения этих функций.

Социальная роль

Социальная роль — ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека. Поэтому только поведение, функционально связанное с определенным статусом, отвечающее ожиданиям других людей, независящее от индивидуальных характеристик индивида, и никакое другое является социальной ролью.

Социа́льная роль — модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений. Другими словами, социальная роль — «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус».

Социальная роль состоит:

· из ролевого ожидания (экспектации) и

· исполнения этой роли (игры).

Социальные роли могут быть институционализированными и конвенциональными.

· Институционализированные: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены)

· Конвенциональные: принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их)

Виды социальных ролей

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют:

· социальные

· межличностные социальные роли.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук... Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

Билет 25

Социология семьи

Социология семьи — отрасль социологии, изучающая семью. В сферу исследований данной отрасли входит: изучение функционирования семьи как социального института и малой группы, структуры и функций семьи, брачно-семейные отношения, образцы семейного поведения, характерные для того или иного типа культуры, той или иной социальной группы.

Семья — социальная система воспроизводства человека, основанная на кровном родстве, браке или объединяющая людей общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В первобытной семье допускалась полная свобода полового общения внутри семьи, то есть между членами одного и того же рода (стадная групповая социология). Выделяют специфичные функции семьи, такие как супружество, родительство и родство.

Семья как социальный институт представляет собой совокупность исторически сложившихся социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих отношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками.

Родство – это отношения, являющиеся следствием кровной связи между людьми (отцы, матери, дети, братья и сестры, бабушки и дедушки и т.д.), а также отношения, возникающие при заключении брака (родство по закону).

Брак — это юридически оформленный и добровольный союз женщины и мужчины, направленный на создание семьи и порождающий взаимные права и обязанности. Брак основан на чувстве любви, дружбе и уважении нравственных принципов построения семьи.[1] В последние годы среди различных форм семьи и брака выделяют и гомосексуальный или однополый брак — брак между лицами одного пола. В середине 2010 года возможность заключить брак существовала в Нидерландах, Бельгии, Испании, Канаде, ЮАР, Норвегии, Швеции, Португалии, Исландии и Аргентине. Большинство остальных западно- и центральноевропейских стран (Франция, Германия, Великобритания, Дания, Чехия, Словения, Венгрия и др.) приняли законы о зарегистрированных партнёрствах, то есть аналогах брака, для заключения которых супруги могут быть одного пола. Ещё в ряде стран гей-союзы не легализованы на общенациональном уровне, но их можно заключить в отдельных регионах страны (например, в столице Мексики и некоторых штатах США).

Брак как социальный институт представляет собой совокупность социальных норм, санкционирующих союз между мужчиной и женщиной и обеспечивающий легитимность их потомства.

Также традиционно науке выделяют еще 3 формы брака, различающихся своей структурой:

1) Моногамия — брак между одним мужчиной и одной женщиной, данная форма брака преобладает в современных развитых обществах.

2) Полигамия — брак между одним и несколькими индивидами. Выделяют две формы полигамии: полигиния — брак между одним мужчиной и несколькими женщинами; полиандрия — брак между одной женщиной и несколькими мужчинами;

3) Групповой брак — брак между несколькими женщинами и несколькими мужчинами.

Существуют и альтернативные браки, которые обладают всеми характеристиками брачного союза, но при этом отношения супругов юридически не оформлены.

Семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей, живущих в современном обществе. Данные международного исследования показывают, что семью оценивают как "очень важную" в жизни человека 91-95% респондентов Польши, Ирландии, Исландии, 67-72% опрошенных в Литве, Эстонии и Латвии и 76% - в России и Германии.

Семья чаще всего основана на браке и обладает большим постоянством в сравнении с другими типами укладов и общественных отношений.

Серьезное научное изучение форм семейной жизни началось лишь в 19-м веке и связано с работами И. Баховена, Мак-Леннана, Л. Моргана, Ф. Энгельса, М. Ковалевского.

Функции семьи

Основная, первая функция семьи, как следует из определения А.Г. Харчева, репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях – в личностном плане. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций:

1) воспитательная – социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;

2) хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

3) экономическая – получение материальных средств одних членов семь для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

4) сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, также регламентация ответственности и обязательств в отношения между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

5) духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

6) социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

7) досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащенииинтересов;

8) эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяем ости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что, значит, быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение.. Для успешного формирования семьинемаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли.

Билет 26

Билет 1

Предпосылки возникновения социологии

Наука — это особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире природы, техники, человека и общества. Она ставит своей целью выявление законов, в соответствии с которыми объекты познания могут преобразовываться в процессе человеческой деятельности.

С одной стороны, социологические знания имеют древние корни, уходящие в область социальной философии как предшественницы социологической науки, а с другой стороны — социология относительно молодая наука, ей нет еще и двухсот лет.

Впервые термин "социология" употребил в 1839 г. в 47-й лекции шеститомного "Курса позитивной философии" французский мыслитель Огюст Конт (1798–1857). Изначально введенный им в научный оборот термин "социология", образованный из сочетания латинского слова societas (общество) и греческого logos (учение), был тождественен выражению 'социальная физика". Согласно О. Конту, социальная физика — это часть естественной философии, которая относится к позитивному изучению совокупности фундаментальных законов, свойственных социальным явлениям.

'Биография' социологии начинается с О. Конта, но идея социологии как самостоятельной науки возникла объективно под воздействием целого ряда условий, которые способствовали созданию предпосылок возникновения социологии.

Предпосылки возникновения:

1) влияние промышленной революции, материально-экономического положения людей на социальные отношения, которые объясняются в контексте идеи "естественного" социального порядка (обладая собственной рациональностью он не может быть подчинен "государству" как политически институциональному порядку, а противостоит ему и считается отдельным от него);

2) альтернативность конструирования социальной практики в контексте коллективизма (авторитаризма) и индивидуализма (либерализма) в рамках развития рыночной экономики, носителем которой является не государство, а "гражданское общество";

3) культивирование идей историзма как основы интереса к смыслу и направленности общественно-исторического процесса, то есть к антропо-социокультурогенезу (возникновению, функционированию и развитию человека, общества и культуры);

4) формирование научного сознания под воздействием немецкой классической философии, английской политической экономии, французского обществоведения, что обусловило разработку современной концепции науки и научного прогресса.

Возникновение социологии явилось и результатом развития обществознания. Уже в XVII в. впервые в теориях "социальной физики" возникает идея о том, что общество - это система. Известные тогда законы естественных наук, особенно в геометрии, механике и астрономии, наталкивались на многочисленные и противоречивые социальные факты. Именно этим были обусловлены попытки распространения законов этих наук на объяснение общественных явлений. В XVII в., веке Просвещения, общество сравнивается с машиной, в которой каждый винтик выполняет свою функцию. Так объясняются разделение труда, межличностные связи и обмен. В XIX в. предпринимаются первые попытки рассматривать хозяйственно-экономическую жизнь независимо от политики. Выдающийся мыслитель того времени Жан Жак Руссо вплотную подходит к разрешению проблемы социального неравенства. Английские социальные мыслители закладывают основы современной демографии, вырабатывают методы количественного исследования социальных закономерностей. Великие географические открытия приводят к развитию антропологии уже не в медицинском, а в социологическом смысле. Так создается почва для появления новой науки об обществе как целостной системе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 5344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.123 с.)