Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Религия как объект социологии.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Социология религии изучает религию как социальный феномен, т.е. как явление доступное наблюдению, эмпирическими методам исследования. Социология религии относится к числу социологических теорий среднего уровня. 2. Методы социологии религии. Социолог использует для анализа религии следующие социологические методы: опрос и статистический анализ; наблюдение и эксперимент; кросскультурный сравнительный анализ; континент-анализ, анализ письменных источников, исторических документов. Социология религии лежит на стыке двух областей знания: она является частью социологии и в то же время - одной из религиеведческих наук, таких как история религии или психология религии. Место социологии религии в религиоведении определяется ее отношением: а) к другим наукам о религии, б) к феноменологии религии и в) к теологии. 3. Структура религии. Слово ‘’религия’’ буквально обозначает, связывание, запрягание, повторное обращение (к чему либо). Главные элементы религии:1) Изначальным элементом всякой религии является вера. Она предполагает в первую очередь религиозное чувство, настроение, эмоции. Вера наполняется содержанием и питается от религиозных текстов, изображений (например, икон), богослужений. Возникает образ Бога или богов, имеющих конкретные имена, названия и атрибуты (свойства) и появляется возможность общения с Ним, утверждается истинность священных текстов и догматов (вечных абсолютных истин, принимаемых на веру), авторитет пророков, основателей церкви и священства.2) Специально разрабатываемая для данной религии совокупность принципов, идей, понятий, т.е. ее учение. Это может быть учение о богах или Боге, об отношениях Бога и мира. Религиозное вероучение создается философами (религиозная философия) и теологами. 3) Религия не может существовать без какой-либо религиозной деятельности, осуществляемой м иссионерами, проповедующии веру, теологами,сочиняющими научные труды, преподавателями преподающими основы своей религии. Ностержень религиозной деятельности - это культ (с лат. возделывание,уход, почитание). Под культом понимается вся совокупность действии, которые совершают верующие с целью поклонения Богу, богам или каким-либо сверхъестественным силам. Это обряды, богослужения, молитвы, проповеди, религиозные праздники. Обряды и другие культовые действия могут быть магическими, с помощью которых служители культа пытаются таинственным способом воздействовать на окружающий мир, на других людей. Другая разновидность культовых действий - символические обряды, которые только изображают или имитируют действия какого-либо божества с целью напоминания о нем. Мистические обряды направлены на то, чтобы «раскрыть Бога в себе самом», соединиться с ним путем «растворения в Боге», могут воздействовать только на посвященных во внутренний смысл данного религиозного учения. Для того, чтобы осуществлять культ, необходимы церковное здание, храм, мечеть, церковь, церковное искусство, предметы культа (утварь, облачения священства и т.п.) и многое другое. Для совершения культовых действий в большинстве религий требуются специально подготовленные священнослужители. В процессе отправления культов и всей своей религиозной деятельности люди объединяются в сообщества, называемые общинами, церквями, конфессиями (от лат. церковный, вероисповедальный). Обычно у религиозных объединений существует организационная структура: органы управления, объединительный центр (например, римский папа, патриархия и т.п.), монашество со своей специфической организацией; иерархия (соподчинение) духовенства. Существуют религиозные учебные заведения, готовящие священников, академии, научные подразделения, хозяйственные организации. Церковью обычно именуют крупное религиозное объединение, имеющее глубокие духовные традиции, проверенные временем. Последователей у каждой церкви, как правило, очень много, в основной своей массе они анонимны (т.е. учет церковью не ведется), их религиозная деятельность и жизнь постоянно не контролируется, за ними остается относительная свобода мыслей и поведения. От церквей принято отличать секты. Сектой может являться оппозиционное течение внутрикакой-либо церкви, которое может превратиться со временем и в господствующее,а может бесследно исчезнуть. На практике секты понимаются более узко: какгруппы, складывающиеся вокруг какого-либо лидера-авторитета. Они отличаются замкнутостью, изолированностью, строгим контролем за своими членами, распространяющимся не только на их религиозную, но и на всю частную жизнь. 4. Позиции изучения религии. Среди научных подходов к изучению религии выделяются три: 1) Конфессиональный (от лат. - церковный, вероисповедальный), т.е. религиозный. Ученые, придерживающиеся такого имеют своей конечной целью утвердить истинность своей религии, доказать ее превосходство над другими. Такой подход можно назвать еще апологетическим (от гр. ароlоgеtiкоs - защитительный). 2) Атеистический или натуралистический, рассматривающий веру людей в Бога как ошибку, временное, преходящее, но занимающее определенное место в истории явление. 3) Феноменологический (от гр. явление, данность) подход, с точки зрения которого религия описывается и изучается вне связи с проблемой бытия или небытия Бога. 5. Проблема возникновения религии. Существуют два подхода возникновения религии:1) Религия появилась вместе с человеком. В этом случае человек (что согласуется с библейской версией) должен был быть создан Богом в результате акта творения. Таким образом, вопрос о возникновении религии снимается: она существует исконно.2) Религия - продукт развития человеческого сознания, т. е. человек сам создал (придумал) Бога или богов. Вера в магические свойства предметов - камней, кусков дерева, амулетов, фигурок и т.п. - получила в науке название фетишизм (от порт. - магическая вещь). Если люди (племя, род) поклоняются животному и растению как своему мифическому предку или защитнику, то это верование обычно называют тотемизмом (слово «тотем» пришло от североамериканских индейцев и буквально означает «его род»). Вера в существование бесплотных духов и душ, населяющих мир, называется анимизмом (от лат. - душа). 6. Многообразие и классификация религий. Самая простая классификация религий сводится к делению их на три группы: 1) Родоплеменные примитивные древние верования. Они возникли в очень глубокой древности и сохранились по сей день. От них происходят многочисленные суеверия (суе - напрасно, без пользы, попусту) - примитивные верования, которые имеют много общего с религией по природе своего возникновения, но не могут быть признаны собственно религиями, так как в них нет места Богу или богам, и они не составляют целостного мировоззрения человека. 2) Национально-государственные религии, которые составляют основу религиозной жизни отдельных народов и наций (например, индуизм в Индии или иудаизм у еврейского народа). 3) Мировые религии (вышедшие за пределы наций и государств и имеющие огромное число последователей во всем мире). Общепризнано, что мировых религий три: христианство, буддизм и ислам. Все религии можно также разделить на две большие группы: монотеистические (от гр. - один, единственный и - бог), т.е.признающие существование единого Бога, и политеистические (ро1у - много и Теоs - бог), поклоняющиеся множеству богов. 7. Роль религии в жизни человека и общества. Функции религии в обществе:Во-первых, религия, являясь мировоззрением, т.е. системой принципов, взглядов, идеалов и убеждений, объясняет человеку устройство мира, определяет его место в этом мире. Во-вторых (и это следствие первого), религия дает людям утешение, надежду, духовное удовлетворение, опору. В-третьих, человек, имея перед собой некий религиозный идеал, внутренне меняется и становится способен нести идеи своей религии, утверждать добро и справедливость. В-четвертых, религия может существенно влиять на большие сообщества и целые государства, живущие по законам данной религии. В-пятых, религии способствуют объединению людей, помогают складыванию наций, образованию и укреплению государств. Религиозный экстремизм (от лат. - крайний), к сожалению, остается и в XX в. довольно распространенным и опасным явлением - источником общественной напряженности. В-шестых, религия сберегает общественное культурное наследие.Таким образом, религия выполняет в истории созидательную культурную функцию.8. Социология религии и другие науки о религии. Областью, к которой относится предмет социологии религии, является лишь доступное наблюдению поведение человека в широком смысле слова, которое включает его деятельность (действия, или устремления от них, отказ от действий, речь, или наоборот - молчание и т.д.), а также те факторы, которые включены в эту деятельность (среда обитания, климат). 9. Социология религии и теология. Теология основывается на признании действительного существования объекта религиозного отношения. Предмет теологии - бог и самообнаружение бога в мире, его «откровение». 10. Возникновение и развитие социологии религии. Социология религии начинает формироваться как научная дисциплина примерно с сер. 20 века. Одним из важнейших источников социологии религии была социально-философская критика феодальных общественных отношений и церкви как социального института, в особенности - со стороны французских энциклопедистов XVIII в. (Гельвеций, Гольбах, Дидро). Одним из первых мыслителей, обосновавшим возможность рассматривать религию с позиций научного мышления был И.Кант. Учение О.Конта о социальной динамике содержит эволюционную модель общества, построенную с помощью понятий, почерпнутых из истории религии. Социология религии по Г.Спенсеру должна заключаться в выявлении условий и предпосылок организационной стороны деятельности государственной Церкви Англии, ее успешности. Главное, что внес Дюркгейм в социологию религии («Элементарных формах религиозной жизни») - это понимание религии как интегрирующей общество силы. К.Маркс (1818-1883) способствовал развитию функционального подхода к религии. Центральную роль в учении К.Маркса, а в последствии у 3.Фрейда, играл тезис о компенсационной функции религии. Религия - это «сердце бессердечного мира»: страдания в этом мире не напрасны, они будут вознаграждены в будущей жизни. Главная функция религии по М.Веберу - функция смыслополагания, религия является прежде всего фактором социального изменения. В значительной мере вся его концепция социального развития основана на двух понятиях - харизмы и пророчества. Работы Э.Дюркгейма и М.Вебера оказались в полном смысле слова основополагающими в области социологии религии. Существенным добавлением к этим двум подходам были работы Б.Малиновского (1884-1942), в которых получил развитие функциональный анализ религии и магии, помогающих человеку справляться с казалось бы безнадежными ситуациями. Список литературы1. Добреньков В.И. Христианская теология и революция. Москва, 1990. 2. Гараджа В.И. Социология религии. М.,1996. 3. Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М., 1996. 4. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. Москва,1990. ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ 14: СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИЙ (устно) 1. Охарактеризуйте религию как объект изучения социологии.2. Какие методы социологии применяются в социологии религии?3. Какова структура религии?4. С каких позиций изучают религию?5. Как возникла религия?6. Раскройте специфику классификации религий.7. Какова роль религии в жизни человека и общества?8. В чём заключается специфика социологии религии и других наук о религии?9. Каково соотношение социологии религии и теологии?10. Охарактеризуйте процесс возникновения и развития социологии религии.ЗАДАНИЕ НА СРС 14: СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИЙ (письменно) 1. Назовите функции религии? 2. Как складывается религиозное сознание и как происходит религиозная социализация? 3. Какова современная религиозная ситуация в Казахстане. 4. Работа со словарём: шовинизм, национализм, расовое неравенство, этническая группа, расизм, ассимиляция, толерантность. 5. Опишите типы религий используя систему Р.Беллаха (см. таблицу 1.1.). Таблица 1.1. Стадии анализа религии по системе Беллаха
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.150 (0.008 с.) |