Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Религия как объект социологии.

Поиск

Социология религии изучает религию как социальный феномен, т.е. как явление доступное наблюдению, эмпирическими методам исследования. Социология религии относится к числу социологических теорий среднего уровня.

2. Методы социологии религии. Социолог использует для анализа религии следующие социологические методы: опрос и статистический анализ; наблюдение и эксперимент; кросскультурный сравнительный анализ; континент-анализ, анализ письменных источников, исторических документов. Социология религии лежит на стыке двух областей знания: она является частью социологии и в то же время - одной из религиеведческих наук, таких как история религии или психология религии. Место социологии религии в религиоведении определяется ее отношением: а) к другим наукам о религии, б) к феноменологии религии и в) к теологии. 3. Структура религии. Слово ‘’религия’’ буквально обозначает, связывание, запрягание, повторное обращение (к чему либо). Главные элементы религии:1) Изначальным элементом всякой религии является вера. Она предполагает в первую очередь религиозное чув­ство, настроение, эмоции. Вера наполняется содержанием и питается от религиозных текстов, изображений (например, икон), богослужений. Возникает образ Бога или богов, имеющих конкретные имена, названия и атрибуты (свойства) и появляется возможность общения с Ним, утверждается истинность священных текстов и догматов (вечных абсолютных истин, принимаемых на веру), авторитет пророков, основателей церкви и священства.2) Специально разрабатываемая для данной религии совокупность принципов, идей, понятий, т.е. ее учение. Это может быть учение о богах или Боге, об отношениях Бога и мира. Религиозное вероучение создается философами (религиозная философия) и теологами. 3) Религия не может существовать без какой-либо религи­озной деятельности, осуществляемой м иссионерами, проповедующии веру, теологами,сочиняющими научные труды, препо­давателями преподающими основы своей религии. Ностержень религиозной деятельности - это культ (с лат. возделыва­ние,уход, почитание). Под культом понимается вся совокупность действии, которые совершают верующие с целью покло­нения Богу, богам или каким-либо сверхъестественным силам. Это обряды, богослужения, молитвы, проповеди, религиозные праздники. Обряды и другие культовые действия могут быть магичес­кими, с помощью которых слу­жители культа пытаются таинственным способом воздействовать на окружающий мир, на других лю­дей. Другая разновид­ность культовых действий - символические обряды, которые только изображают или имитируют действия ка­кого-либо божества с целью напоминания о нем. Мистические обряды направлены на то, чтобы «раскрыть Бога в себе самом», соединиться с ним путем «ра­створения в Боге», могут воздействовать только на посвященных во внутренний смысл данного религиозного учения. Для того, чтобы осуществлять культ, необходимы церков­ное здание, храм, мечеть, церковь, церковное искусст­во, предметы культа (утварь, облачения священства и т.п.) и многое другое. Для совершения культовых действий в боль­шинстве религий требуются специально подготовленные свя­щеннослужители. В процессе отправления культов и всей своей религиозной деятельности люди объединяются в сообщества, называемые общинами, церквями, конфессиями (от лат. церков­ный, вероисповедальный). Обычно у религиозных объединений существует организа­ционная структура: органы управления, объединительный центр (например, римский папа, патриархия и т.п.), монаше­ство со своей специфической организацией; иерархия (сопод­чинение) духовенства. Существуют религиозные учебные за­ведения, готовящие священников, академии, научные подразделения, хозяйственные организации. Церковью обычно именуют крупное религиозное объеди­нение, имеющее глубокие духовные традиции, проверенные временем. Последователей у каждой церкви, как правило, очень много, в основной своей массе они анонимны (т.е. учет церко­вью не ведется), их религиозная деятельность и жизнь посто­янно не контролируется, за ними остается относительная сво­бода мыслей и поведения. От церквей принято отличать секты. Сектой может являться оппозиционное течение внутрикакой-либо церкви, которое может превратиться со временем и в гос­подствующее,а может бесследно исчезнуть. На практике сек­ты понимаются более узко: какгруппы, складывающиеся вокруг какого-либо лидера-авторитета. Они отличаются замкнутостью, изолированностью, строгим контролем за своими членами, распространяющимся не только на их религиозную, но и на всю частную жизнь. 4. Позиции изучения религии. Среди научных подходов к изучению религии выделяются три: 1) Конфессиональный (от лат. - церков­ный, вероисповедальный), т.е. религиозный. Ученые, придерживающиеся такого имеют своей конечной целью утвердить ис­тинность своей религии, доказать ее превосходство над дру­гими. Такой подход можно назвать еще апологе­тическим (от гр. ароlоgеtiкоs - защитительный). 2) Атеистический или натуралистический, рассмат­ривающий веру людей в Бога как ошибку, временное, прехо­дящее, но занимающее определенное место в истории явление. 3) Феноменологический (от гр. явление, данность) подход, с точки зрения которого религия описыва­ется и изучается вне связи с проблемой бытия или небытия Бога. 5. Проблема возникновения религии. Существуют два подхода возникновения религии:1) Религия появилась вместе с человеком. В этом случае человек (что согласуется с библейской версией) должен был быть создан Богом в результате акта творения. Таким образом, вопрос о воз­никновении религии снимается: она существует исконно.2) Религия - продукт развития человеческого сознания, т. е. человек сам создал (придумал) Бога или богов. Вера в магические свойства предметов - камней, кус­ков дерева, амулетов, фигурок и т.п. - получила в науке на­звание фетишизм (от порт. - магическая вещь). Если люди (племя, род) поклоняются животному и растению как своему мифическому предку или защитнику, то это веро­вание обычно называют тотемизмом (слово «тотем» пришло от североамериканских индейцев и буквально оз­начает «его род»). Вера в существование бесплотных духов и душ, населяющих мир, называется анимизмом (от лат. - душа). 6. Многообразие и классификация религий. Самая простая классификация религий сводится к делению их на три группы: 1) Родоплеменные примитивные древние верования. Они возникли в очень глубокой древности и сохранились по сей день. От них происходят многочисленные суеверия (суе - напрасно, без пользы, попусту) - примитивные верования, которые имеют много общего с религией по природе своего возникновения, но не могут быть признаны собственно рели­гиями, так как в них нет места Богу или богам, и они не со­ставляют целостного мировоззрения человека. 2) Национально-государственные религии, которые со­ставляют основу религиозной жизни отдельных народов и наций (например, индуизм в Индии или иудаизм у еврейско­го народа). 3) Мировые религии (вышедшие за пределы наций и госу­дарств и имеющие огромное число последователей во всем мире). Общепризнано, что мировых религий три: христиан­ство, буддизм и ислам. Все религии можно также разделить на две большие груп­пы: монотеистические (от гр. - один, единствен­ный и - бог), т.е.признающие существование единого Бога, и политеистические (ро1у - много и Теоs - бог), поклоняющиеся множеству богов. 7. Роль религии в жизни человека и общества. Функции религии в обществе:Во-первых, религия, являясь мировоззрением, т.е. системой принципов, взглядов, идеалов и убеждений, объясняет чело­веку устройство мира, определяет его место в этом мире. Во-вторых (и это следствие первого), религия дает людям утешение, надежду, духовное удовлетворение, опору. В-третьих, человек, имея перед собой некий религиозный идеал, внутренне меняется и становится способен нести идеи своей религии, утверждать добро и справедливость. В-четвертых, религия может существенно влиять на большие сообщества и це­лые государства, живущие по законам данной религии. В-пятых, религии способствуют объединению людей, по­могают складыванию наций, образованию и укреплению госу­дарств. Религиозный экстремизм (от лат. - крайний), к сожалению, остается и в XX в. довольно распространенным и опасным явлением - источником общественной напряжен­ности. В-шестых, религия сберегает об­щественное культурное наследие.Таким образом, религия выполняет в истории созидатель­ную культурную функцию.8. Социология религии и другие науки о религии. Областью, к которой относится предмет социологии религии, является лишь доступное наблюдению поведение человека в широком смысле слова, которое включает его деятельность (действия, или устремления от них, отказ от действий, речь, или наоборот - молчание и т.д.), а также те факторы, которые включены в эту деятельность (среда обитания, климат). 9. Социология религии и теология. Теология основывается на признании действительного существования объекта религиозного отношения. Предмет теологии - бог и самообнаружение бога в мире, его «откровение». 10. Возникновение и развитие социологии религии. Социология религии начинает формироваться как научная дисциплина примерно с сер. 20 века. Одним из важнейших источников социологии религии была социально-философская критика феодальных общественных отношений и церкви как социального института, в особенности - со стороны французских энциклопедистов XVIII в. (Гельвеций, Гольбах, Дидро). Одним из первых мыслителей, обосновавшим возможность рассматривать религию с позиций научного мышления был И.Кант. Учение О.Конта о социальной динамике содержит эволюционную модель общества, построенную с помощью понятий, почерпнутых из истории религии. Социология религии по Г.Спенсеру должна заключаться в выявлении условий и предпосылок организационной стороны деятельности государственной Церкви Англии, ее успешности. Главное, что внес Дюркгейм в социологию религии («Элементарных формах религиозной жизни») - это понимание религии как интегрирующей общество силы. К.Маркс (1818-1883) способствовал развитию функционального подхода к религии. Центральную роль в учении К.Маркса, а в последствии у 3.Фрейда, играл тезис о компенсационной функции религии. Религия - это «сердце бессердечного мира»: страдания в этом мире не напрасны, они будут вознаграждены в будущей жизни. Главная функция религии по М.Веберу - функция смыслополагания, религия является прежде всего фактором социального изменения. В значительной мере вся его концепция социального развития основана на двух понятиях - харизмы и пророчества. Работы Э.Дюркгейма и М.Вебера оказались в полном смысле слова основополагающими в области социологии религии. Существенным добавлением к этим двум подходам были работы Б.Малиновского (1884-1942), в которых получил развитие функциональный анализ религии и магии, помогающих человеку справляться с казалось бы безнадежными ситуациями. Список литературы

1. Добреньков В.И. Христианская теология и революция. Москва, 1990.

2. Гараджа В.И. Социология религии. М.,1996.

3. Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М., 1996.

4. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. Москва,1990.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ 14: СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИЙ (устно)

1. Охарактеризуйте религию как объект изучения социологии.2. Какие методы социологии применяются в социологии религии?3. Какова структура религии?4. С каких позиций изучают религию?5. Как возникла религия?6. Раскройте специфику классификации религий.7. Какова роль религии в жизни человека и общества?8. В чём заключается специфика социологии религии и других наук о религии?9. Каково соотношение социологии религии и теологии?10. Охарактеризуйте процесс возникновения и развития социологии религии.

ЗАДАНИЕ НА СРС 14: СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИЙ (письменно)

1. Назовите функции религии?

2. Как складывается религиозное сознание и как происходит религиозная

социализация?

3. Какова современная религиозная ситуация в Казахстане.

4. Работа со словарём: шовинизм, национализм, расовое неравенство,

этническая группа, расизм, ассимиляция, толерантность.

5. Опишите типы религий используя систему Р.Беллаха (см. таблицу 1.1.).

Таблица 1.1. Стадии анализа религии по системе Беллаха

Категория Пример Система символов Религиозное действие Религиозная организация Социальное значение
Примитивная Австралийская Родовые мифические изображения людей и предметов Идентификация, «воспро изведение историй о родовых изображениях» Церковь отсутствует; единство религии и общества Укрепляет социальную солидарность
Архаичная Полинезийская и Африканская Могущественные мифические существа (наподобие богов) Поклонение и жертвоприношение Различные культы Требование социального конформизма  
Историческая Древнееврейская Разрыв между естественным и сверхъестественным Спасение души на основе добрых деяний; концепция свободной воли Церкви: отделение религиозной организации от других аспектов общества Напряженность между религией и обществом  
Раннемодерная Протестантская религия эпохи Реформации Прямая связь меж ду индиви дом и сверхъестественной системой Соответствует всей жизни; концепция веры Добровольное членство в религиозной общине Основная перемена в социальных системах
Модерная Современные религии Личность и ее долг Поиск личностных этических принципов В какой-то мере членство в церкви, но главное – личная ответ-ственность Возможно постоянное совершенствование всей культуры общества и ценностей личности


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.150 (0.008 с.)