Основные этапы и направления, развития социологии в США. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы и направления, развития социологии в США.



Наибольшее развитие социологические исследования получили в США, формируемые как при­кладная эмпирическая социология. Значительное развитие в США получили исследования по со­циологии труда и управления. 90-х гг. 19 века американский ученый Фредерик Уинслоу Тейлор (1856 - 1915) произвел комплексные ис­следования на предприятиях и создал первую в мире систему НОТ (научная организация труда). Основанную на «человеческом факторе», материальном и моральном стимулировании, искусстве администра­ции. Тейлор первым раскрыл явление рестрикционизма (от англ. гestriction - ограниче­ние), т.е. феномен «работы с прохладцей. Тейлор разработал и внедрил сложную систему организационных мер – хронометрию, инструкционные карточки, методы переобучения рабочих, плановое бюро, сбор социальной ин­формации, новую структуру администрирования.

Огромное влияние на развитие американской социологии труда оказали знаменитые Хоторнские эксперименты, проводимые под руководством Э.Мэйо в 1927-1932 гг. Их главной задачей было стремление изыскать дополнительные факторы повышения эффективности производства. В данных экспе­риментах было открыто явление неформальной организации трудо­вых коллективов, связанное с разделяется коллектива на подгруппы по личнымсимпатиям.

На основе Хоторнских экспериментов Э.Мэйо и его сотрудни­ками была сформулирована так называемая доктрина «человечес­ких отношений», основанной на следующих принципах:

1) человек как социаль­ное существо ориентировано на других людей, включенных в контекст группового поведения;

2) с природой человека несовместима жесткая иерархия и бюрократическая организация подчиненности;

3) руководители предприятий должны ориентиро­ваться на чисто техни­ческие факторы поднятия производительности труда и максималь­ное достижение прибыли, способствуя удовле­творенности индивида своей работой;

4) эффективность производительности труда связывается с подкреплением индивидуального вознаграждения коллективным, а экономические стимулы - социально-пси­хологическими - благоприятным моральным климатом, удовлетворен­ностью трудом, демократическим стилем руководства.

Доктрина «человеческих отношений» дала толчок разработке иерархической теории потребностей Абрахамом Маслоу в 1943 г. А.Маслоу классифицировал потребности личности на базисные - в пище, в воспроизводстве, бе­зопасности, в одежде, в жилище, производные -в справедливос­ти, благополучии, порядке и единстве социальной жизни. Маслоу рас­положил все потребности в восходящем порядке от низших физиологических до высших духовных. Голод движет человеком до тех пор, пока он не удовлетворен. После того, как он удовлетворен, вступают в дейст­вие в качестве мотивов поведения другие потребности.

На основе идей Маслоу была разработана двухфакторная теория мотивации Ф.Херцберга (1950) и теория стилей управления Д.МакГрегора (1957). Соглас­но теории мотивации только внутренние факторы, т.е. содержание работы, повышают удовлетворенность трудом. Внешние же факторы, т.е. условия работы: заработок, межличностные отношения в группе не окажут существенного влияния на повышение производительности труда.

Теория стилей управления Д.МакГрегора описывает три стиля управления:1) авторитарного, для ко­торого характерен жесткийконтроль и принуждение к труду; 2) демо­кратического, делающего упор на гибкий контроль, отсутствие принуждения; 3) смешанного, чередующего элементы авто­ритарного и демократического стиля управления.

Долгое время в США в мето­дологии социологических исследований господствовал бихевиоризм (от англ. behaviour - поведение), утверждающий, что со­циология - это наука о человеческом по­ведении, сводящееся к управляемым стимулам и реакциям. Основоположники бихевиоризма Э.Торндайк, Д.Б.Уотсон, Б.Скиннер.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.130.73 (0.013 с.)