Тема 13: социология девиации и социального контроля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 13: социология девиации и социального контроля



1. Понятие и формы девиантного поведения – алкоголизм, наркомания,

суицид, проституция. Э.Дюркгейм о самоубийстве.

2. Понятие социального контроля.

3. Понятие девиации и аномии.

4. Типы отклоняющегося поведения по Р.Мертону.

Под девиантным (лат. deviatio – уклонение) поведением понимаются: 1) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам); 2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам). У истоков социологии девиантного поведения стоял Э.Дюркгейм, а в качестве самостоятельного научного направления она обязана – прежде всего Р.Мертону и А.Коэну (см. таблицу 1.1.).

Таблица 1.1. Теории девиантного поведения

Тип объяснения Теория Автор Основная идея
Биологическое Физические черты связаны с преступными наклонностями.   Определенное строение тела, наиболее часто встречающееся среди девиантов Ломброва   Шелдон Физические особенности являются причиной девиации
Психологическое Психоаналитическая теория Фрейд Конфликты, свойственные личности, вызывают девиацию
Социологическое Аномия   Социальная дезорганизация     Аномия   Культурологические теории     Теория стигматизации (клеймения)   Радикальная криминология Дюркгейм   Шоу и Маккэй     Мертон Коэн     Селлин, Миллер, Сутерленд, Клауорд и Оулин   Беккер     Турк, Квинни, Тэйлор, Уолтон и Янг Девиация, в частности самоубийства, происходит вследствие нарушения или отсутствия ясных социальных норм   Девиации многих видов возникают в тех случаях, когда культурные ценности, нормы и социальные связи разрушаются, ослабевают или становятся противоречивыми. Девиация нарастает, когда обнаруживается разрыв между одобряемыми в данной культуре целям и социальными способами их достижения.   Причиной девиации являются конфликтны между нормами субкультуры и господствующей культуры.     Девиация – своего рода клеймо, которое группы, обладающие властью, ставят на поведение менее защищенных групп.   Девиация является результатом противодействия нормам капиталистического общества  

Формы девиантного поведения. К основным формам девиантного поведения в современных условиях можно отнести преступность, алкоголизм, проституцию, наркоманию.

Преступность.

Социологические исследования преступности берут начало в работах русского статистика К.Ф. Германа (1824 г.) и франко-бельгийского ученого Л.А.Кетле «Социальная физика» (1835 г.). К причинам преступности можно отнести: социальное положение, род занятий, образование, нищету, деклассирования, т.е. разрушения или ослабления связей между индивидом и социальной группой, самые «преступные районы» – районы, где присутствует высокая степень социальной дезорганизации. В Казахстане на состояние преступности большое влияние оказывает переход к рыночным отношениям и появление таких феноменов, как конкуренция, безработица, инфляция, экономический кризис. Специалисты отмечают, что пока еще характер преступности в нашей стране можно определить как «патриархальный», но уже заметны процессы, говорящие об «индустриализации» девиантности.

Преступность – отражение пороков человечества. И до сих пор искоренить ее не удалось ни одному обществу.

Алкоголизм.

С давних пор человечеству известны опьяняющие напитки, изготавливаемые из растений, и их потребление было частью религиозного ритуала, которым сопровождались празднества. Древние греки даже ставили одно время рядом статуи бога вина Бахуса и богини мудрости Миневры, хотя позже между ними поставили богиню воды Нимфу, вероятно, считая необходимым разбавлять вино водой. Сравнительно дешевый способ получения крепких напитков был освоен в ХVI в. На протяжении долгого времени алкогольные напитки, особенно крепкие, оставались для большинства населения предметом роскоши: они были дороги и малодоступны. Коренные перемены произошли после того, как был открыт промышленный способ получения этилового спирта. Именно это открытие сделало возможным массовое потребление алкоголя, и в XVIII в. пьянство приобрело широкий размах в таких европейских странах, как Англия, Германия, Швеция. Примерно в это же время в России быстро входит в употребление водка. Можно сказать, что XIX в. породил, а ХХ в. усугубил весьма сложную проблему для человеческой цивилизации – проблему алкоголизма.

Данные социологических исследований выявляют любопытную картину. С одной стороны, подавляющее большинство опрошенных считают, что пьянство – большое зло, с другой – большинство «выпивает, как все»; около половины не хотели бы иметь среди друзей непьющего человека, а другие обиделись бы, если бы хозяин при встрече гостей не поставил бы на стол спиртное. 40 % опрошенных считают, что потребление спиртного в пределах нормы безвредно и не сказывается на работоспособности, а каждый пятый мужчина вполне допускает появление в пьяном виде на улице, в транспорте, в местах отдыха, лишь бы это не приводило к скандалам и конфликтам.

Фактически алкоголь вошел в нашу жизнь, став элементом социальных ритуалов, обязательным условием официальных церемоний, праздников, некоторых способов времяпрепровождения, решения личных проблем. Однако это социокультурная ситуация дорого обходится обществу. Как свидетельствует статистика, 90 % случаев хулиганства, 90 % изнасилований при отягчающих обстоятельствах, почти 40 % других преступлений связаны с опьянением. Убийства, грабежи, разбойные нападения, нанесение тяжких телесных повреждений в 70 % случаев совершаются лицами в нетрезвом состоянии; около 50 % всех разводов также связано с пьянством.

При оценке алкогольной ситуации выделяют три модели потребления алкоголя: винную, пивную и водочную. Эти модели сложились исторически и проявляются в традициях потребления алкоголя у разных народов.

Винная модель получила распространение в таких странах, как Франция, Италия, Португалия, Армения, Грузия, Молдавия. Для нее характерно регулярное потребление слабого виноградного вина за обедом и ужином. Особую проблему в этих странах представляет такое последствие алкоголизма, как угроза здоровью пьющих и их потомства.

Водочная модель традиционно преобладает в Польше, России, Финляндии, Швеции и других странах, где на крепкие напитки приходится до половины и более суммарного употребления алкоголя. Для этой модели характерны: высокая неравномерность распределения потребляемого алкоголя среди населения, существование групп, резко выделяющихся неумеренностью и асоциальным поведением, сильное опьянение как сознательно достигаемая цель потребления.

Пивная модель близка к винной; по уровню потребления алкоголя «пивные» страны занимают среднее место. Кроме того, сегодня существует тенденция размывания национальной специфики алкогольного потребления.

В истории борьбы общества с алкоголизмом можно обнаружить два направления. Во-первых, ограничение доступности спиртных напитков, сокращение их продажи и производства, повышение цен, ужесточение карательных мер за нарушение запретов и ограничений. Во-вторых, усилия, направленные на уменьшения потребности в алкоголе, улучшение социальных и экономических условий жизни, рост общей культуры и духовности, спокойная, взвешенная информация о вреде алкоголя, формирование у населения безалкогольных стереотипов поведения.

История борьбы с алкоголизмом знала и попытки введения на территории некоторых стран «сухого закона» (Англия, США, Финляндия, Россия). Все они не достигли своей цели, потому что проблема преодоления пьянства и алкоголизма включает экономический, социальный, культурный, психологический, демографический, юридический и медицинский аспекты.

Наркомания.

Долгие годы в нашей стране наркомания считалась явлением, принадлежащим исключительно западному образу жизни. Сегодня наркомания существует и у нас.

Результаты социологических исследований показывают, что главные мотивы потребления наркотиков – жажда удовольствий, желание испытать острые ощущения, эйфория. А поскольку речь в большинстве случаев идет о молодых людях, эти мотивы усиливаются социальной незрелостью, беспечностью, легкомыслием. Большинство опрошенных наркоманов (77,1 %) пристрастились к зелью под воздействием других лиц, главным образом потребителей наркотиков из числа друзей, знакомых, причем нередко приобщение происходило в компании гедонистически настроенной молодежи. Потребление наркотиков в молодежной среде очень часто носит именно групповой характер. Многие наркоманы принимают наркотики в общественных местах (в ночных клубах, на улицах, во дворах, в кинотеатрах, в кафе, на пляжах).

Не видят в потреблении наркотиков ничего плохого в основном начинающие молодые курильщики гашиша. Наступающее после приема наркотиков возбуждение, приподнятое настроение многие по неопытности и невежеству принимают за благотворное влияние этого вещества на состояние здоровья.

Борьбе с наркоманией могут способствовать меры социального, экономического, культурного характера, и специальные меры – медицинские, правовые.

Суицид.

Суицид – намерение лишить себя жизни, повышенный риск совершения самоубийства. Эта форма отклоняющегося поведения пассивного типа является способом ухода от неразрешимых проблем, от самой жизни.

В разные эпохи и в разных культурах существовали свои оценки этого явления: часто самоубийство осуждали (с точки зрения христианской морали самоубийство считали тяжким грехом), иногда же допускали и считали в определенных ситуациях обязательным (например, самосожжение вдов в Индии или харакири самураев). Исследования свидетельствуют, что фактором, провоцируемом суицидное поведение, выступает специфическая комбинация таких характеристик, как пол, возраст, образование, социальное и семейное положение.

Суицидная активность имеет определенные временные циклы. Факт весенне-летнего цикла и осенне-зимнего спада ее был отмечен еще Э.Дюркгеймом. Количество самоубийств возрастает во вторник и снижается в среду - четверг. Конец недели больше «опасен» для мужчин. Соотношение между мужчинами и женщинами примерно таково: 4:1 при удавшихся самоубийствах и 4:2 при попытках, т.е. суицидное поведение мужчин чаще приводит к трагическому исходу. Отмечено, что вероятность проявления этой формы отклонений зависит и от возрастной группы. Самоубийства совершаются чаще в возрасте после 55 и до 20 лет, сегодня самоубийцами становятся даже 10-12-летние дети. Мировая статистика свидетельствует, что суицидное поведение чаще проявляется в городах, среди одиноких и на крайних полюсах общественной иерархии.

В Казахстане уровень городских самоубийств выше, чем в сельской местности, в среднем в 2 раза относится к азиатскому типу распространения самоубийств. Азиатский тип расспространения самоубийств объясняется национально-религиозными традициями, особенностями межличностных отношений, большим количеством многодетных семей, урбанизацией; европейский – неблагоприятной социально-экономической обстановкой на селе, стагнацией деревенской жизни, оттоком работоспособных селян в города, старением сельских жителей. Наконец, несомненна связь суицидного поведения с другими формами социальных отклонений, например с пьянством. Судебной экспертизой установлено: 68 % мужчин и 31 % женщин покончили с жизнью, находясь в состоянии алкогольного опьянения. На учете как хронические алкоголики состояли 12 % совершивших самоубийство мужчин и 20,2 % всех, покушавшихся на свою жизнь.

Исследование Э.Дюркгейма «Самоубийство» основано на анализе статистического материала, характеризующего динамику самоубийств в различных европейских странах. Факторы самоубийств: психические, психопатологические, климатические, сезонные. Он выделяет 3 основных типа самоубийства: эгоистическое, альтруистическое и аномическое. Эгоистическое самоубийство имеет место в случае слабого воздействия социальных (групповых) норм на индивида, остающегося наедине с самим собой и утрачивающего в результате смысл жизни. Альтруистическое самоубийство, наоборот, вызывается полным поглощением обществом индивида, отдающего ради него свою жизнь. Аномическое самоубийство обусловлено состоянием аномии в обществе, когда социальные нормы не просто слабо влияют на индивида (как при эгоистическом самоубийстве), а вообще практически отсутствуют, когда в обществе наблюдается нормативный вакуум, т.е. аномия. Э.Дюркгейм указывает и на 4-тип самоубийства – фаталистский, который должен служить симметичным антиподом аномического самоубийства, но не рассматривает его специально вследствие его незначительной распространенности.

Проституция.

Сам термин «проституция» происходит от латинского слова «выставлять публично» (prostituere). Обычно под проституцией понимают внебрачные половые отношения за плату, не имеющие в своей основе чувственного влечения. Проституция начала зарождаться вместе с общественным разделением труда, развитием моногамии, появлением городов. Примечательно, что даже в средневековой Европе церковь была вынуждена мириться с этим явлением, признавая если не полезность, то, во всяком случае, неизбежность существования проституции.

Уровень проституции резко вырос с развитием капиталистических отношений, что вызвало серьезное общественное беспокойство. В последней трети ХIХ в. были разработаны методы регламентации (способы медико-полицейского надзора) с целью упорядочить и по возможности ограничить данного рода отношения. Однако политика запретов оказалась малоэффективной. И все же с начала 20-х годов ХХ в. происходит заметное сокращение проституции как в Европе, так и в Северной Америке. Причинами этой тенденции, по мнению исследователей, были улучшение экономического положения женщины, ее нравственная эмансипация. Большинство молодых людей перестали пользоваться услугами проституток, их клиентами остались преимущественно мужчины старших возрастных групп.

В нашем обществе проституция считалась «отсутствующей», длительное замалчивание реальной ситуации привело к тому, что обнародование факта существования проституции вызвало у многих «шоковый» эффект. С 60-х гг. стали публиковаться в открытой печати результаты исследования проституции в нашей стране. На путь порока многих женщин приводили голод и нищета. Основная масса проституток рекрутировалась из числа лиц с низким уровнем образования, выходцев из деревни. Сегодня налицо резкое расширение социальной и возрастной базы. В числе проституток – учащиеся школ, ПТУ, техникумов, вузов. В объятия клиентов «девочек из бара» толкают не голод, а стремление к скорейшему материальному благополучию и «красивой жизни».

Общество всегда искало пути и средства борьбы с проституцией. В истории существовали три основные формы политики по отношению к проституции: прогибиционизм (запрет), регламентация (регистрация и медицинское наблюдение), аболиционизм (профилактическая, разъяснительно-воспитательная работа при отсутствии запретов и регистрации). Как показал исторический опыт, ни правовая, ни медицинская регламентация, направленная против представительниц этой древнейшей профессии, не позволяет полностью решить проблему.

Социальный контроль - нормативная регуляция поведения людей в социальных системах. Это механизм поддержания общественного порядка, включающий нормы и санкции.

Исходным для понимания отклонений служит понятие «норма».

Норма - существующая в данном обществе и принятое индивидом правило, стандарт, образец поведения, определяющее, как он должен вести себя в данной ситуации. Норма - социально одобренные инварианты поведения. Норма - интервал допустимых действий. Нормы бывают формальные и неформальные.

Санкции -поощрения и наказания, связанные с выполнением норм. Санкции бывают:

- формальные

- неформальные

- положительные

- отрицательные.

Э. Дюркгейм (1858 - 1917) первым затронул проблему отклонения от норм в книге "Самоубийство" (1897)

Аномия ("номос" - норма, "а" - отрицание). Это явление Э.Дюркгейм связывает с периодами трансформации общества. "Безнормность" возникает, когда старые нормы разрушены, а новые еще не сформировались, не утвердились. Для Дюркгейма синоним общественного состояния - солидарность. Э.Дюркгейм считал, что социально аномальное общество – это общество, в котором нарушены традиционно существующие социальные связи. На понятии социальной аномии основывается классическая конфликтология. К.Боулдинг сделал ряд очень важных выводов: социальная аномия в форме конфликта присуща обществу любого типа; социальная аномия связана с борьбой интересов внутри общества.

Р.Дарендорф в своей книге “Аномия и конфликтная модель общества”, выводит следующие законы:любое общество подвержено социальным изменениям или аномии, связанной с социальными конфликтами, в центре которых – обладание государственной властью.

Р.Мертон тоже занимался аномией. Типы отклоняющегося поведения Мертон различает в связи с разным отношением людей к общественно ободряемым целям и нормативным средствам их достижения. К ним относятся: конформизм (приспособление), инновация (личность принимает цели сообщества, но пути их достижения выбирает необычные, часто неодоб-ряемые), ритуализм (личность не признает цели и ценности своего общества, но тем ни менее соблюдает “правила игры”, придерживается допустимых средств достижения целей), эскейпизм (отстранение, уход от социальной реальности в свои экстравагантные миры), мятеж (активное противостояние и опровержение норм общественной организации).

 

Список литературы

1. Габиани А.А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. Москва,

1990.

2. Джаманбалаева Ш.Е. Общество и подросток: социологический аспект

девиантного поведения. Алматы, 2002.

3. Коэн А.Содержание делинквентной субкультуры //Социология

преступности. Москва, 1966.

4. Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного

поведения // Социально-политический журнал. – 1993. - № 4.

5. Гилинский Я.И., Смолинский Л.Г. Социодинамика самоубийств //Социс.

1988. № 5.

6. Голод С.И. Проституция в контексте изменений половой морали//

Социс. 1988. № 2.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ 13: СОЦИОЛОГИЯ ДЕВИАЦИИ И СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ (устно)

1. Охарактеризуйте понятие и формы девиантного поведения – алкоголизм, наркомания, суицид, проституция.

2. Понятие социального контроля

3. Понятие девиации и аномии

4. Типы отклоняющегося поведения по Мертону

ЗАДАНИЕ НА СРС №13: СОЦИОЛОГИЯ ДЕВИАЦИИ И СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ (письменно)

1. Известно, что Социология девиантного поведения, это фундаментально-частная социологическая теория, которая рассматривает девиантное поведение как социальный феномен, присущий различным сферам человеческкой жизнедеятельности. Основываясь на этом положении, дайте характеристику девиантного поведения, совершаемого любым индивидом:

а) отклоняющееся поведение;

б) преступное поведение;

в) уклонение от законов;

г) социальное игнорирование закона;

д) отклонение от социального стандарта.

2. Напишите эссе на следующие темы: «Социальная аномия – основа классической конфликтологии», «Алкоголизм как вид девиантного поведения», «Проституция как вид девиантного поведения», «Суицид как вид девиантного поведения», «Наркомания как вид девиантного поведения».

3. Прокомментируйте 10 Библейских заповедей с ссылкой на девиацию человеческого поведения, продолжив данный перечень: «Не укради», «Не убий», «Не возжелай жены ближнего своего», «Не сотвори себе кумира», «Не прелюбодействуй», «Помни день субботний дабы освятить его». Сопоставьте их с Кораническими заповедями.

4. Если Вы нарушаете правила поведения в Вузе, является ли это признаком девиации? Или с девиацией связываются только тяжкие преступления? В чём тогда состоит грань между аномией и девиацией?

5. Охарактеризуйте типологию девиации Мертона, используя таблицу 1.2.

Таблица 1.2.

Способ адаптации Одобряемые обществом цели Социально одобряемые средства
Конформизм + +
Инновация + -
Ритуализм - +
Рипреатизм (бегство от действительности) - -
Бунт + +
Примечание: Плюс обозначает - согласие, а минус – отрицание

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.038 с.)