Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемы социального поведенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Предпосылки теории социального поведения были сформулированы Сорокипым еще в конце «Преступление и кара, подвиг и награда». Они свя заны с проблемами социальной мотивации. Было доказано, что кары и на грады (а они рассматриваются как санкции) становятся решающим фактором поведения людей и его трансформации. Одна и та же кара или награда тем сильнее влияет на человека, чем ближе момент ее осущестк ления, чем больше человек нуждается в награде и страдает от отнимаемо го у него карой. В упомянутой книге Сорокин рассматривает большое ко личество явлений, которые регулируются в обществе с помощью кар и наград. Эти явления систематизируются социологом в виде трех типов действий: дозволенных, запрещенных, рекомендуемых. Дозволенные (дозволенно-должные) действия — это поступки, связанные с осуществлением прав и обязанностей, соответствующие, таким образом, представлениям о должном. Запрещенные (недозволенные) действия -л о поступки, противоречащие представлениям о должном поведении. Рекомендуемые действия —.-это поступки, не только не противоречащие представлениям о должном, но и превышающие необходимый минимум «доброго» поведения. Кроме i ого, эги действия всегда желательны и но своей природе добровольны. Трем названным типам действий соответствуют три формы реагировали на них. Дозволенные действия воспринимаются как соответствующие норме! отсюда — должная реакция на них. Запрещенные действия (преступления) воспринимаются с чувством вражды, ненависти, желания наказать, отомстить, отсюда в качестве реакции выступает наказание, кара. Рекомендуемые действия (подвиг) воспринимаются с благодарностью, отсюда реакцией выступает награда. Больше всего внимания в книге уделено двум последним действиям и реакциям на них, поскольку именно они определяют динамику социального поведения с учетом принятых в обществе социальных норм. В российский период творчества Сорокиным разрабатывались проблемы социальной генетики, причем под сильным влиянием идей М.М. Ковалевского и Л.И. Петражицкого. Одна из центральных проблем этого раздела системы социологии — проблема прогресса. Общую тенденцию прогрессивной эвоin ищи социолог видит в понижении стимулирующей роли внешних санкций и усилении влияния внутреннего регулирования поведения личности па основе осознания сю своего долга. Прогрессивным ученый считает общество, в кшором возрастает роль знания, усиливается личная ответственность, повышается заинтересованность человека в общем деле, смягчаются внешние с.шкции и растет социальная солидарность. Идеалом является создание общества, в котором не будет преступлений, кар и наград. Вначале Сорокин верил в возможность быстрого достижения успеха на ном поле деятельности. Молодой социолог полон оптимизма, навеянного Февральской революцией 1917 г., отменившей все сословные, национальные и вероисповедные ограничения, свергнувшей царизм, провозгласившей свободу слова и печати. Ему казалось, что до решения проблемы соци-.1 чыюго равенства «рукой подать». Основой его он считал равенство людей и груде, базирующееся на свободном выборе формы деятельности в этой (фере каждым человеком. Большое внимание он уделял проблемам новой педагогики, которая сумеет, по его мнению, правильно поставить дело обучения и воспитания, благодаря чему будет достигнуто интеллектуальное равенство людей. В этой связи он утверждал, что идеальной является та си-с сема воспитания, при которой нет кар и наград.
Российский социолог рассматривает социальную эволюцию как процесс замирения, в котором главное место занимает нормативное регулирование. Любое общество, любая социальная группа выступают как «замиренная среда», которая характеризуется наличием определенной организации, норм и шаблонов поведения. Конечно, в группе, как и в обществе в целом, всегда имеются отклонения, инакомыслящие и инакодействующие люди, но чаще всего их подчиняют интересам группы (общества) посредством принуждения, в том числе и с помощью методов насилия. Сорокина никогда не оставляла равнодушным проблематика этического характера, касавшаяся человеческих страданий (особенно от голода и войны), проявления альтруизма, будущего устройства государства и общества. Его волновали проблемы контраста между бедностью и богатством и пути его преодоления. В основе такого интереса лежал вопрос о возможностях социологии, о том, что она может и должна сделать для совершенствования человеческих отношений. Значение российского периода творчества ПА Сорокина Значение российского периода творчества Сорокина трудно переоценит^ Это был пик классического этапа отечественной социологии. Идеи, сфо мулироваипые им и развитые в работах 1910-х — начала 1920-х гг., оказ| ли значительное влияние не только на российскую, по и на мировую cq циологию всего XX в. Не случайно, переехав в США осенью 1923 Сорокин за короткое время — в течение 7—10 лет — сумел выдвинуться I ряд наиболее известных и влиятельных американских социологов. Имей но он получил приглашение создать социологический факультет одног из самых престижных университетов в США — Гарвардского — и стат его первым деканом. В США он стремился развить основные теоретиче кис положения своей социологии, корпи которой посходят к российское периоду творчества. Так, в Гарварде Сорокин основал исследовательски центр по изучению творческого альтруизма с целью разработки практ|| ческих методик установления в отношениях между людьми добра, сир ведливости, действенной любви. Он много сделал для становления социологического образования России. Он не только возглавил отделение социологии в Петроградском! университете, но и создал целый ряд учебных программ для изучения его с любимой науки в учебных заведениях различного уровня. Для достижения этой же цели и популяризации социологии он написал первый в России «Общедоступный учебник социологии».
18. Марксистская социология в России: Н.И. Зибер, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин Формирование марксизма совпало по времени с появлением здесь первых позитивистских теорий. В течение длительного времени развитие марксисткой теории – вне поля зрения историков науки. Исследование данного раздела истории науки затруднено дискуссионностью вопроса об отношении предмета социологии к предмету исторического материализма. Знакомство с трудами Маркса – одновременно с проникновением идей Конта. Причины: неудовлетворенность господствующим миросозерцанием, состоянием науки об обществе и человеке. И в позитивизме, и в марксизме ценились новизна подхода и творческий поиск. Оба направления развивались в России, неся на себе черты российской действительности и исторических традиций. Развитие Марксизма – противоречивое явление. Важный фактор – разочарование интеллигенции в принципах идеологов народничества. Применение марксизма нуждалось в том, чтобы используемые Марксом термины были наполнены смыслом, который отражал бы российские реалии (отождествление пролетариата с крестьянством, например). Первые шаги в России – в 1860е годы. У истоков – плеяда знатоков и пропагандистов теории Маркса, дающие публичные лекции, занятия (Фесенко, Каблиц, Даниельсон). Первый теоретик – Зибер. В 1872 переведен 1 том Капитала – начинается обсуждение. В 80-е годы у нас марксизм формируется в самостоятельное направление и начин. борьбу с др. направлениями. Толчком для распространения идей послужил формирующийся после реформы 1861г. пролетариат (носит. марксист. мысли). Основные в России – Зибер, Плеханов (1856—1918), Ленин (1870— 1924), Богданов (1873— 1928), Бухарин. И отчасти, до определенного времени П.Б.Струве (1870— 1944), С.Н.Булгаков (1871-1944) и Н.А.Бердяев (1874— 1948). Марксизм делится на ветви: экономический материализм (Зибер, Фисенко), ортодоксальный м арксизм (Плеханов, Ленин), неортодоксальный (легальный) м арксизм (Струве, Булгаков). Экономический материализм. Экономический материализм - концепция, рассматривающая экономику как субъект исторического процесса и пытающаяся схематически вывести все явления общественной жизни из производительных сил и производственных отношений. Зибер Н.И. “Теория ценности и капитала Д. Рикардо” (1871), “Очерки первобытной культуры” (1883, нов. изд. 1899), “Рикардо и К. Маркс в их общественно-экономических исследованиях” (1885). «Собрание сочинений» 1900. Задачей своей считал - познак. общество с работами Маркса, Энгельса. Перевел множество их работ. Рассматривал проблемы: история развития нар. хозяйства, экономическая культура, понимание исторического процесса. Пишет о соц. структуре, как появляется класс: в первобыт. обществе все делали всё (вместе воевали, занимались собирательством). Потом начинается процесс деления, кот. носит наследст. Характер (кузнецы, гончары). И так до 70-х годов демонстрирует образование основных классов. П одвергал критике экономические концепции народников, в частности В. П. Воронцова. Однако он не понимал исторической роли пролетариата, неизбежности пролетарской революции. Признавал капитализм прогрессивны в экономике(!), не признает диктатуры пролетариата, будущее принадлежит мелкому производству. Требования к социол. исследованию: комплекс. системный подход, четкий план, глубокое понимание исслед-го явления, использ. всех возм-тей истор. эпохи, определение колич-го фактора. Работа «Отношение к труду»:всякое насилие сказывается на производительности, нельзя увеличить рабочее время; техника сдерживает развитие личности, индивидуальности чела; чем хуже полож. работника, тем больше он зависим от общества, чем более он зависим, тем меньше для себя может сделать. Ортодоксальный марксизм. Вник в сущность марксизма, не ограничиваясь экономической частью. Пытался определить силы и пути построения нового общества, его будущность. Плеханов Г.В. (1856-1918)"За двадцать лет. Сборник... " (1906), "Собр. соч в 24 томах" (1923-1927), " К вопросу о роли личности в истории" (1898), "Что такое социализм?" (?), "Наши разногласия" (1883), "Социализм и политическая борьба" (1884). Плехановым в наиболее полном виде изложена марксистская теория общественного развития, рассмотрены проблемы соотношения общественного бытия и общественного сознания. У Плеханова большое внимание уделялось не просто общественному сознанию, а общественной психологии и ее роли в жизни людей. Доказал применимость марксизма в российских условиях, пытается определить новую расстановку сил, сложившуюся в обществе. Вначале находился на народнических позициях: к социализму через крест. общину. Затем заметил её разложение, и появление носителя капит. отношений – пролетариата, поэтому перемещает пропаганду на него. Использует факторный метод: экон. фактор – главный, остальные им определяются. Работа «К вопросу о роли личности в истории»: направлена против взглядов народников, утверждающих, что двигателем истории являются выдающ. личности, за кот. слепо следуют массы. Доказывает: развитие общества определяется развитием произв.сил. Они в свою очередь: 1.заклад-ют зрелость экон. отношений; 2.определяют соц.-пол. строй; 3.психику общественного чела; 4.идеологию. Определяет личность через свободу. Свобода есть осознанное выражение необходимости. Плеханов: Ход истории нам предсказан, смена формаций неизбежна, - это закон. А личность может повлиять на «индивидуальую физиономию», действуя в рамках этого закона, обладая необходимым в это время талантом. «Чтобы человек, обладающий талантом, приобрел благодаря ему большое влияние на ход событий, нужно соблюдение двух условий. Во-первых, его талант должен сделать его более других соответствующим общественным нуждам данной эпохи. Во-вторых, существующий общественный строй не должен заграждать дорогу личности имеющей данную особенность, нужную и полезную как раз в это время». «Великий человек велик не тем, что его личные особенности придают индивидуальную физиономию великим историческим событиям, а тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени, возникшим под влиянием общих и особенных причин». Ленин В.И. «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» (1894); «Развитие капитализма в России» (1899); «Материализм и эмпириокритицизм» (1909); «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916); «Государство и революция» (1917). Идеи Ленина в социологии связаны с развитием учения К.Маркса о классах, классовой борьбе, роли народных масс в истории, а также с решением вопросов о соотношении демократии и диктатуры, роли государства в создании и функционировании нового социалистического государства. Обосновал необходимость буржуазно-демократической революции и ее перерастания в социалистическую революцию. Средство борьбы – создание партии профес. револ-в, «партии нового типа»,. Передовые страны Европы созрели для мировой социалистической революции. Курс на установление диктатуры пролетариата как орудия построения социализма и коммунизма. Проблемы идеи материализма в соц-ии, ее предмете, о значительности статистики для соц. исследований, о закономерностях соц. развития, о классах, о гос-ве, о кооперации, о роли интеллигенции в об-ве. Многие работы связаны с социологической проблематикой. Освещены след. проблемы социол. знания: соц. структура дореволюц. российского общества; рынок и общест. разделение труда; соц. структура власти и др. Критерием научности (социологии) считал формационную теорию, т.к. произв. отношения помогают понять истор. процесс. Требования к социол. исслед-ям изложил в статье «Статистика и социология»: 1. факты не д/быть односторонними; 2.факты д/быть вписаны в саму реальность. Работа «Что такое друзья народа». Изложены основ. принципы маркс. социологии: 1.диалект. метод в изучении соц. явлений; 2.матер. понимание истории; 3.системность в изучении общества. Богданов А.А. (1873-1928). "Материализм и эмпириокритицизм" (1909). "Эмпириомонизм" (1904-1906), "Философия живого опыта" (1913), "Всеобщая организационная наука (тектология)" (1913-1917), "Элементы пролетарской культуры... " (1920), "Вопросы социализма. Работы... " (1990). Рассматривал человеческую деятельность как объективно сводящуюся к организующей или дезорганизующей, «как некоторый материал организационного опыта». Использовал термин «анархия» для обозначения стихийного, плохо организованного общества, в том числе капиталистического. В рабочем движении два фланга: оппортунистический и анархический. Анархизм привносят в пролетарское движение те социальные группы, судьба которых оказывается при капитализме наиболее жестокой и мрачной. Богданов, говоря о самостоятельности социологии как науки, активно отстаивал ее тесную и близкую связь с одной из наук о природе — биологией. Он много времени посвятил разработке теорий социальной адаптации (адаптации к знанию и адаптации к идеологии) и социальной революции. Уже после революции он опубликовал свою работу «Тектология», в которой разработал организационные основы любой социальной системы, любой социальной организации. А.А.Богданов писал о социальном инстинкте — силе, заставляющей человека взаимодействовать с другими людьми, поступать, как они, что особенно отчетливо проявляется в имитации как особой форме социального поведения. Более того, Богданов утверждал в своей работе «Из психологии общества», что «социальное бытие и социальное сознание — одно и то же, а поэтому социальное сознание определяет социальную борьбу». Бухарин Н. И. (1888-1938). "Теория исторического материализма" (1921), "Экономика переходного периода" (1920), "Дарвинизм и марксизм" (1932), "Ленинизм и проблемы культурной революции" (1928). Работы по истории марксизма и взаимоотношениям с дарвинизмом. Теория равновесия (общество – огромный трудовой механизм). Люди - "живые машины". Общество стремится к равновесию. Источник развития - в конфликте сил. Теория надстройки - любое порождаемое экон. базисом явление, политический строй и сфера дух культуры.
Неортодоксальный (легальный) марксизм. Идейно-политическое течение в среде интеллигенции в 1890-х гг. Его представители (П.Б. Струве, Бердяев, С.Н. Булгаков, М.И. Туган-Барановский и др.) выступали в легальных журналах “Новое слово”, “Жизнь”, “Начало” и др., использовали положения марксистской экономической теории для обоснования развития капитализма в России, выступали за демократические свободы. В начале 1900-х гг. участвовали в создании журналов “Освобождение” и “Союза освобождения”, возглавляли либеральное движение, в 1905 составили ядро партии кадетов. Разработана идея о прогрессивности капитализма для преодоления отсталости росс. общества. Выступали за свободу слова и печати, за решение крест. вопроса, но сохранение буржуазного правительства, самодержавия. Впоследствии перешли на позиции субъективного идеализма. Критиковали марксизм за его ортодоксальность и необоснованный исторический оптимизм. Бердяев: У марксистов философски необоснованны идеи социального прогресса, а также оптимистическая уверенность в неизбежности и «благостной осмысленности». Признавал на раннем этапе, что марксизму принадлежит единственно возможный с социологической точки зрения подход. Назвал замечательной мысль о зависимости отношения человека к человеку от степени овладения человека природой, о господстве производственного момента над остальными, о власти человека над природой как результате борьбы за жизнь и источнике всего социального. Туган-Барановский видел серьезный недостаток марксизма в невнимании к этической стороне общественной жизни. Считал, что на смену учениям Канта и Маркса должна прийти новая теория социализма, которая будет более развитой. Струве П.Б. (1870-1944) "Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России" (1894), "Свобода и историческая необходимость" (1897), "Марксовская теория социального развития" (1900), "К характеристике нашего философского развития" (1902). Высоко ценил марксизм за отрицание социальных утопий, за строгую научность и практическую значимость. Но впоследствии подверг критике за ортодоксальную нетерпимость и догматизм, уверен, что марксизм исчерпал свою миссию, обосновал необходимость и неизбежность капитализма для России. Все дальнейшее развитие требует пересмотра на основе эволюционного подхода и этических принципов Канта.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 551; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.77.119 (0.013 с.) |