Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы социального поведения

Поиск

Предпосылки теории социального поведения были сформулированы Сорокипым еще в конце «Преступление и кара, подвиг и награда». Они свя заны с проблемами социальной мотивации. Было доказано, что кары и на грады (а они рассматриваются как санкции) становятся решающим фактором поведения людей и его трансформации. Одна и та же кара или награда тем сильнее влияет на человека, чем ближе момент ее осущестк ления, чем больше человек нуждается в награде и страдает от отнимаемо го у него карой. В упомянутой книге Сорокин рассматривает большое ко личество явлений, которые регулируются в обществе с помощью кар и наград. Эти явления систематизируются социологом в виде трех типов действий: дозволенных, запрещенных, рекомендуемых.

Дозволенные (дозволенно-должные) действия — это поступки, связан­ные с осуществлением прав и обязанностей, соответствующие, таким обра­зом, представлениям о должном. Запрещенные (недозволенные) действия -л о поступки, противоречащие представлениям о должном поведении. Реко­мендуемые действия —.-это поступки, не только не противоречащие представ­лениям о должном, но и превышающие необходимый минимум «доброго» поведения. Кроме i ого, эги действия всегда желательны и но своей природе добровольны.

Трем названным типам действий соответствуют три формы реагировали на них. Дозволенные действия воспринимаются как соответствующие норме! отсюда — должная реакция на них. Запрещенные действия (преступления) воспринимаются с чувством вражды, ненависти, желания наказать, ото­мстить, отсюда в качестве реакции выступает наказание, кара. Рекомендуемые действия (подвиг) воспринимаются с благодарностью, отсюда реакцией вы­ступает награда. Больше всего внимания в книге уделено двум последним действиям и реакциям на них, поскольку именно они определяют динамику социального поведения с учетом принятых в обществе социальных норм.

В российский период творчества Сорокиным разрабатывались проблемы социальной генетики, причем под сильным влиянием идей М.М. Ковалевско­го и Л.И. Петражицкого. Одна из центральных проблем этого раздела систе­мы социологии — проблема прогресса. Общую тенденцию прогрессивной эвоin ищи социолог видит в понижении стимулирующей роли внешних санкций и усилении влияния внутреннего регулирования поведения личности па ос­нове осознания сю своего долга. Прогрессивным ученый считает общество, в кшором возрастает роль знания, усиливается личная ответственность, повы­шается заинтересованность человека в общем деле, смягчаются внешние с.шкции и растет социальная солидарность. Идеалом является создание об­щества, в котором не будет преступлений, кар и наград.

Вначале Сорокин верил в возможность быстрого достижения успеха на ном поле деятельности. Молодой социолог полон оптимизма, навеянного Февральской революцией 1917 г., отменившей все сословные, националь­ные и вероисповедные ограничения, свергнувшей царизм, провозгласив­шей свободу слова и печати. Ему казалось, что до решения проблемы соци-.1 чыюго равенства «рукой подать». Основой его он считал равенство людей и груде, базирующееся на свободном выборе формы деятельности в этой (фере каждым человеком. Большое внимание он уделял проблемам новой педагогики, которая сумеет, по его мнению, правильно поставить дело обу­чения и воспитания, благодаря чему будет достигнуто интеллектуальное равенство людей. В этой связи он утверждал, что идеальной является та си-с сема воспитания, при которой нет кар и наград.

 

Российский социолог рассматривает социальную эволюцию как процесс замирения, в котором главное место занимает нормативное регулирование. Любое общество, любая социальная группа выступают как «замиренная сре­да», которая характеризуется наличием определенной организации, норм и шаблонов поведения. Конечно, в группе, как и в обществе в целом, всегда имеются отклонения, инакомыслящие и инакодействующие люди, но чаще всего их подчиняют интересам группы (общества) посредством принужде­ния, в том числе и с помощью методов насилия.

Сорокина никогда не оставляла равнодушным проблематика этичес­кого характера, касавшаяся человеческих страданий (особенно от голода и войны), проявления альтруизма, будущего устройства государства и об­щества. Его волновали проблемы контраста между бедностью и богатст­вом и пути его преодоления. В основе такого интереса лежал вопрос о воз­можностях социологии, о том, что она может и должна сделать для совершенствования человеческих отношений. Значение российского периода творчества ПА Сорокина

Значение российского периода творчества Сорокина трудно переоценит^ Это был пик классического этапа отечественной социологии. Идеи, сфо мулироваипые им и развитые в работах 1910-х — начала 1920-х гг., оказ| ли значительное влияние не только на российскую, по и на мировую cq циологию всего XX в. Не случайно, переехав в США осенью 1923 Сорокин за короткое время — в течение 7—10 лет — сумел выдвинуться I ряд наиболее известных и влиятельных американских социологов. Имей но он получил приглашение создать социологический факультет одног из самых престижных университетов в США — Гарвардского — и стат его первым деканом. В США он стремился развить основные теоретиче кис положения своей социологии, корпи которой посходят к российское периоду творчества. Так, в Гарварде Сорокин основал исследовательски центр по изучению творческого альтруизма с целью разработки практ|| ческих методик установления в отношениях между людьми добра, сир ведливости, действенной любви.

Он много сделал для становления социологического образования России. Он не только возглавил отделение социологии в Петроградском! университете, но и создал целый ряд учебных программ для изучения его с любимой науки в учебных заведениях различного уровня. Для достижения этой же цели и популяризации социологии он написал первый в Рос­сии «Общедоступный учебник социологии».

 

18. Марксистская социология в России: Н.И. Зибер, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин

Формирование марксизма совпало по времени с появлением здесь первых позитивистских теорий. В течение длительного времени развитие марксисткой теории – вне поля зрения историков науки. Исследование данного раздела истории науки затруднено дискуссионностью вопроса об отношении предмета социологии к предмету исторического материализма. Знакомство с трудами Маркса – одновременно с проникновением идей Конта. Причины: неудовлетворенность господствующим миросозерцанием, состоянием науки об обществе и человеке. И в позитивизме, и в марксизме ценились новизна подхода и творческий поиск. Оба направления развивались в России, неся на себе черты российской действительности и исторических традиций.

Развитие Марксизма – противоречивое явление. Важный фактор – разочарование интеллигенции в принципах идеологов народничества. Применение марксизма нуждалось в том, чтобы используемые Марксом термины были наполнены смыслом, который отражал бы российские реалии (отождествление пролетариата с крестьянством, например).

Первые шаги в России – в 1860е годы. У истоков – плеяда знатоков и пропагандистов теории Маркса, дающие публичные лекции, занятия (Фесенко, Каблиц, Даниельсон). Первый теоретик – Зибер. В 1872 переведен 1 том Капитала – начинается обсуждение. В 80-е годы у нас марксизм формируется в самостоятельное направление и начин. борьбу с др. направлениями. Толчком для распространения идей послужил формирующийся после реформы 1861г. пролетариат (носит. марксист. мысли). Основные в России – Зибер, Плеханов (1856—1918), Ленин (1870— 1924), Богданов (1873— 1928), Бухарин. И отчасти, до определенного времени П.Б.Струве (1870— 1944), С.Н.Булгаков (1871-1944) и Н.А.Бердяев (1874— 1948). Марксизм делится на ветви: экономический материализм (Зибер, Фисенко), ортодоксальный м арксизм (Плеханов, Ленин), неортодоксальный (легальный) м арксизм (Струве, Булгаков).

Экономический материализм. Экономический материализм - концепция, рассматривающая экономику как субъект исторического процесса и пытающаяся схематически вывести все явления общественной жизни из производительных сил и производственных отношений.

Зибер Н.И. “Теория ценности и капитала Д. Рикардо” (1871), “Очерки первобытной культуры” (1883, нов. изд. 1899), “Рикардо и К. Маркс в их общественно-экономических исследованиях” (1885). «Собрание сочинений» 1900. Задачей своей считал - познак. общество с работами Маркса, Энгельса. Перевел множество их работ. Рассматривал проблемы: история развития нар. хозяйства, экономическая культура, понимание исторического процесса. Пишет о соц. структуре, как появляется класс: в первобыт. обществе все делали всё (вместе воевали, занимались собирательством). Потом начинается процесс деления, кот. носит наследст. Характер (кузнецы, гончары). И так до 70-х годов демонстрирует образование основных классов. П одвергал критике экономические концепции народников, в частности В. П. Воронцова. Однако он не понимал исторической роли пролетариата, неизбежности пролетарской революции. Признавал капитализм прогрессивны в экономике(!), не признает диктатуры пролетариата, будущее принадлежит мелкому производству. Требования к социол. исследованию: комплекс. системный подход, четкий план, глубокое понимание исслед-го явления, использ. всех возм-тей истор. эпохи, определение колич-го фактора. Работа «Отношение к труду»:всякое насилие сказывается на производительности, нельзя увеличить рабочее время; техника сдерживает развитие личности, индивидуальности чела; чем хуже полож. работника, тем больше он зависим от общества, чем более он зависим, тем меньше для себя может сделать.

Ортодоксальный марксизм. Вник в сущность марксизма, не ограничиваясь экономической частью. Пытался определить силы и пути построения нового общества, его будущность.

Плеханов Г.В. (1856-1918)"За двадцать лет. Сборник... " (1906), "Собр. соч в 24 томах" (1923-1927), " К вопросу о роли личности в истории" (1898), "Что такое социализм?" (?), "Наши разногласия" (1883), "Социализм и политическая борьба" (1884). Плехановым в наиболее полном виде изложена марксистская теория общественного развития, рассмотрены проблемы соотношения общественного бытия и общественного сознания. У Плеханова большое внимание уделялось не просто общественному сознанию, а общественной психологии и ее роли в жизни людей. Доказал применимость марксизма в российских условиях, пытается определить новую расстановку сил, сложившуюся в обществе. Вначале находился на народнических позициях: к социализму через крест. общину. Затем заметил её разложение, и появление носителя капит. отношений – пролетариата, поэтому перемещает пропаганду на него. Использует факторный метод: экон. фактор – главный, остальные им определяются. Работа «К вопросу о роли личности в истории»: направлена против взглядов народников, утверждающих, что двигателем истории являются выдающ. личности, за кот. слепо следуют массы. Доказывает: развитие общества определяется развитием произв.сил. Они в свою очередь: 1.заклад-ют зрелость экон. отношений; 2.определяют соц.-пол. строй; 3.психику общественного чела; 4.идеологию. Определяет личность через свободу. Свобода есть осознанное выражение необходимости. Плеханов: Ход истории нам предсказан, смена формаций неизбежна, - это закон. А личность может повлиять на «индивидуальую физиономию», действуя в рамках этого закона, обладая необходимым в это время талантом. «Чтобы человек, обладающий талантом, приобрел благодаря ему большое влияние на ход событий, нужно соблюдение двух условий. Во-первых, его талант должен сделать его более других соответствующим общественным нуждам данной эпохи. Во-вторых, существующий общественный строй не должен заграждать дорогу личности имеющей данную особенность, нужную и полезную как раз в это время». «Великий человек велик не тем, что его личные особенности придают индивидуальную физиономию великим историческим событиям, а тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени, возникшим под влиянием общих и особенных причин».

Ленин В.И. «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» (1894); «Развитие капитализма в России» (1899); «Материализм и эмпириокритицизм» (1909); «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916); «Государство и революция» (1917). Идеи Ленина в социологии связаны с развитием учения К.Маркса о классах, классовой борьбе, роли народных масс в истории, а также с решением вопросов о соотношении демократии и диктатуры, роли государства в создании и функционировании нового социалистического государства. Обосновал необходимость буржуазно-демократической революции и ее перерастания в социалистическую революцию. Средство борьбы – создание партии профес. револ-в, «партии нового типа»,. Передовые страны Европы созрели для мировой социалистической революции. Курс на установление диктатуры пролетариата как орудия построения социализма и коммунизма. Проблемы идеи материализма в соц-ии, ее предмете, о значительности статистики для соц. исследований, о закономерностях соц. развития, о классах, о гос-ве, о кооперации, о роли интеллигенции в об-ве. Многие работы связаны с социологической проблематикой. Освещены след. проблемы социол. знания: соц. структура дореволюц. российского общества; рынок и общест. разделение труда; соц. структура власти и др. Критерием научности (социологии) считал формационную теорию, т.к. произв. отношения помогают понять истор. процесс. Требования к социол. исслед-ям изложил в статье «Статистика и социология»: 1. факты не д/быть односторонними; 2.факты д/быть вписаны в саму реальность. Работа «Что такое друзья народа». Изложены основ. принципы маркс. социологии: 1.диалект. метод в изучении соц. явлений; 2.матер. понимание истории; 3.системность в изучении общества.

Богданов А.А. (1873-1928). "Материализм и эмпириокритицизм" (1909). "Эмпириомонизм" (1904-1906), "Философия живого опыта" (1913), "Всеобщая организационная наука (тектология)" (1913-1917), "Элементы пролетарской культуры... " (1920), "Вопросы социализма. Работы... " (1990).

Рассматривал человеческую деятельность как объективно сводящуюся к организующей или дезорганизующей, «как некоторый материал организационного опыта». Использовал термин «анархия» для обозначения стихийного, плохо организованного общества, в том числе капиталистического. В рабочем движении два фланга: оппортунистический и анархический. Анархизм привносят в пролетарское движение те социальные группы, судьба которых оказывается при капитализме наиболее жестокой и мрачной. Богданов, говоря о самостоятельности социологии как науки, активно отстаивал ее тесную и близкую связь с одной из наук о природе — биологией. Он много времени посвятил разработке теорий социальной адаптации (адаптации к знанию и адаптации к идеологии) и социальной революции. Уже после революции он опубликовал свою работу «Тектология», в которой разработал организационные основы любой социальной системы, любой социальной организации. А.А.Богданов писал о социальном инстинкте — силе, заставляющей человека взаимодействовать с другими людьми, поступать, как они, что особенно отчетливо проявляется в имитации как особой форме социального поведения. Более того, Богданов утверждал в своей работе «Из психологии общества», что «социальное бытие и социальное сознание — одно и то же, а поэтому социальное сознание определяет социальную борьбу».

Бухарин Н. И. (1888-1938). "Теория исторического материализма" (1921), "Экономика переходного периода" (1920), "Дарвинизм и марксизм" (1932), "Ленинизм и проблемы культурной революции" (1928). Работы по истории марксизма и взаимоотношениям с дарвинизмом. Теория равновесия (общество – огромный трудовой механизм). Люди - "живые машины". Общество стремится к равновесию. Источник развития - в конфликте сил. Теория надстройки - любое порождаемое экон. базисом явление, политический строй и сфера дух культуры.

 

Неортодоксальный (легальный) марксизм. Идейно-политическое течение в среде интеллигенции в 1890-х гг. Его представители (П.Б. Струве, Бердяев, С.Н. Булгаков, М.И. Туган-Барановский и др.) выступали в легальных журналах “Новое слово”, “Жизнь”, “Начало” и др., использовали положения марксистской экономической теории для обоснования развития капитализма в России, выступали за демократические свободы. В начале 1900-х гг. участвовали в создании журналов “Освобождение” и “Союза освобождения”, возглавляли либеральное движение, в 1905 составили ядро партии кадетов. Разработана идея о прогрессивности капитализма для преодоления отсталости росс. общества. Выступали за свободу слова и печати, за решение крест. вопроса, но сохранение буржуазного правительства, самодержавия. Впоследствии перешли на позиции субъективного идеализма. Критиковали марксизм за его ортодоксальность и необоснованный исторический оптимизм.

Бердяев: У марксистов философски необоснованны идеи социального прогресса, а также оптимистическая уверенность в неизбежности и «благостной осмысленности». Признавал на раннем этапе, что марксизму принадлежит единственно возможный с социологической точки зрения подход. Назвал замечательной мысль о зависимости отношения человека к человеку от степени овладения человека природой, о господстве производственного момента над остальными, о власти человека над природой как результате борьбы за жизнь и источнике всего социального.

Туган-Барановский видел серьезный недостаток марксизма в невнимании к этической стороне общественной жизни. Считал, что на смену учениям Канта и Маркса должна прийти новая теория социализма, которая будет более развитой.

Струве П.Б. (1870-1944) "Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России" (1894), "Свобода и историческая необходимость" (1897), "Марксовская теория социального развития" (1900), "К характеристике нашего философского развития" (1902). Высоко ценил марксизм за отрицание социальных утопий, за строгую научность и практическую значимость. Но впоследствии подверг критике за ортодоксальную нетерпимость и догматизм, уверен, что марксизм исчерпал свою миссию, обосновал необходимость и неизбежность капитализма для России. Все дальнейшее развитие требует пересмотра на основе эволюционного подхода и этических принципов Канта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 551; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.77.119 (0.013 с.)