Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характер как стержень душевной жизни

Поиск

Понятие о характере. Выдающийся философ И.Кант о ха­рактере человека написал следующее: «Сказать о человеке про­сто, что у него характер — значит не только сказать о нем очень много, но и сказать это многое в похвалу ему, ибо это редкость, которая вызывает у других уважение и удивление... Иметь харак­тер — значит обладать тем свойством воли, благодаря которому субъект делает для себя обязательными определенные практи­ческие принципы, которые он собственным разумом предпи­сывает себе как нечто неизменное... Здесь главное не то, что де­лает из человека природа, а то, что он сам делает из себя; ибо первое относится к темпераменту (причем субъект большей ча­стью бывает пассивным) и только второе свидетельствует о том, что у него характер» [66]. В этих высказываниях И.Канта выраже­на целая программа изучения характера человека: его значение, суть и природа, соотношение с другими психологическими обра­зованиями (волей, разумом, темпераментом). В них указаны ориентиры понимания психологии характера субъекта.

В переводе с греческого «характер» означает «печать», «че­канка». В выражении «это характерно для него» — содержится смысл, что определенные действия, поступки человека являются для него типичными, закономерными. Характер человека как бы накладывает определенный отпечаток на его поведение, на его взаимоотношения с другими людьми. Отпечаток может оставить «тяжелый» след — в случае, если у человека тяжелый характер; этот след может быть «легким», «приятным», «веселым» и т.п. Характер человека имеет оценочное значение. Это значит, что он затрагивает интересы других людей, существенно сказывается на их настроении, самочувствии и потому ценится в другом.

Существует выражение «бесхарактерный человек», употреб­ляемое в житейско-психологическом смысле по отношению к человеку, лишенному внутренней определенности, поведение которого больше зависит от внешних обстоятельств, чем от внут­ренних принципов, действия которого не несут на себе печати их хозяина. Человек с характером, напротив, выделяется прежде всего устойчивостью своего отношения к окружающему, прояв­ляющейся в определенности его действий и поступков, образе мыслей и отношений.

Впсихологии характер определяется как совокупность ус­тойчивых индивидуальных свойств человека, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающая ти­пичные для него способы поведения. «Характер, — писал С.Л.Ру­бинштейн, — обусловливает определенность человека как субъ­екта деятельности, который, выделяясь из окружающего, кон­кретным образом относится к нему. Знать характер человека — это знать те существенные для него черты, из которых вытекает, которыми определяется весь образ его действий. Черты характе­ра — это те существенные свойства человека, из которых с опре­деленной логикой и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения, одни поступки и которыми исключаются как не совместимые с ними, им противоречащие другие» [67].

Характер — это общий строй человека, это своего рода кар­кас, остов, стержень человека. В характере, как в фокусе, сосре­доточиваются самые выраженные, самые существенные особен­ности человека как субъекта деятельности, общения, познания.

К характеру, однако, относятся не все относительно устой­чивые свойства, которые выделяются и закрепляются в человеке. В него включаются только те свойства, которые выражают отношение человека к основным сторонам жизни и деятельности. Нали­чие у человека характера предполагает наличие чего-то значимо­го для него в мире, в жизни, чего-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи, которые он себе ставит.

Характер может выразиться как в целях, которые человек се­бе ставит, так и в средствах или способах, которыми он их осу­ществляет. Характер проявляется в том, что человек делает, и в том, как он это делает, т.е. характер может выразиться как в со­держании, так и в форме поведения, именно по ним нередко оп­ределяют характер человека.

Однако, замечал С.Л.Рубинштейн, для характера показатель­ны только те способы, которые обнаруживают избирательную на­правленность человека: с чем человек считается, как он что рас­ценивает, чем он готов поступиться для достижения данной цели и из-за чего он готов скорее отказаться, чем идти к ее достиже­нию неприемлемыми для себя способами. «В способе поведения, в котором проявляется характер, выражается иерархия между различными возможными целями, которая устанавливается для данного человека в силу его характера; он — обобщенное выра­жение избирательной направленности личности» [68]. Иначе гово­ря, способ поведения является наиболее существенным и пока­зательным выражением характера, но характер определяет и сам способ поведения. Можно сказать, что характер есть единство отношения и способа действия или так: характер — это действен­ное отношение, это избирательное, существенное, устойчивое от­ношение субъекта к главным условиям своей жизнедеятельности, реализуемое в типичном для него способе действий и поведения.

Структура характера. Характер представляет собой единство черт или свойств субъектности. Ведущую роль в структуре ха­рактера составляют черты, выражающие отношение человека к другим людям и проявляющиеся в определенных способах дейст­вия. В многообразных межличностных отношениях, составляю­щих основу человеческой жизни, складываются и проявляются многообразные характерологические черты. Таковы доброта, чут­кость, справедливость, благородство, вежливость, внимательность, гуманность, деликатность, общительность, отзывчивость, откро­венность и т.д.

По отношению человека к другим людям различают харак­теры замкнутые и общительные. Вместе с тем замкнутый харак­тер может быть следствием как безразличия к другим людям, так и большой и сосредоточенной внутренней жизни. Так же и об­щительность у одних людей может быть широкой и поверхност­ной, с легко завязывающимися и неглубокими связями, у дру­гих — более узкая и более глубокая, сугубо избирательная. Это еще раз показывает, что характер нельзя свести лишь к формам поведения или способам действия; характер есть единство отно­шения и способа его проявления.

С отношением человека к другим людям неразрывно связа­но и отношение его к вещам, продуктам деятельности. Здесь про­является другая важная группа характерологических черт. К ним относятся аккуратность — небрежность, практичность — непрак­тичность, расчетливость — щедрость — скупость, добросовест­ность — халатность и др.

С отношением к самому себе связана третья группа характе­рологических свойств человека. Таковы самообладание — несдер­жанность, чувство собственного достоинства (самоуважение) — са­моуничижение, высокомерие — скромность, самоуверенность — достоинство, самолюбие, гордость, обидчивость, тщеславие, хваст­ливость, эгоистичность, сдержанность, неприхотливость и др.

Все стороны характера, в их единстве и взаимопроникнове­нии, проявляются в отношении человека к труду. Качества, ха­рактеризующие человека в этом отношении, такие, как актив­ность — пассивность, ответственность — безответственность, де­ловитость, инициативность, исполнительность, организован­ность, предприимчивость, старательность, самостоятельность, трудолюбие, усердие и т.д.

В деятельности устанавливаются отношения между характером человека и его способностями. То, как человек умеет использовать, реализовать свои способности, существенно зависит от его харак­тера. Нередко характерологические качества, например трудолю­бие, целеустремленность и т.д., относят к способностям человека, хотя с психологической точки зрения их необходимо различать.

Характер связан с волей человека; нередко волю считают стержнем характера. Особенности воли, приобретая устойчи­вость, действительно становятся чертами характера. Выражения «человек с сильной волей» и «человек с характером» восприни­маются нами как тождественные.

Формирование характера. С.Л.Рубинштейн полагал, что «характер человека — это закрепленная в индивиде система ге­нерализованных обобщенных побуждений» [69]. Открыть путь к пониманию становления характера можно, обратившись к побу­ждениям и мотивам поведения. При этом начинать надо не с личностных, субъективных мотивов, а с ситуационных, опреде­ляемых стечением внешних обстоятельств. Основной вопрос пси­хологии характера заключается в том, как побуждения и моти­вы, связанные с обстоятельствами, в которых человек оказался, превращаются в устойчивые свойства характера.

Побуждения, порождаемые обстоятельствами жизни, — это и есть тот «строительный материал», из которого складывается характер. Истоки характера человека и ключ к его формиро­ванию — в побуждениях и мотивах его деятельности. Ситуаци­онно обусловленный мотив или побуждение к тому или иному по­ступкуэто и есть индивидуальная черта характера в ее гене­зисе. Для того чтобы мотив (побуждение) стал свойством челове­ка, он должен генерализоваться (обобщиться) по отношению к ситуации, в которой он первоначально появился, распростра­ниться на все ситуации, однородные с первой. «Свойство харак­тера — это в конечном счете и есть тенденция, побуждение, мо­тив, закономерно появляющийся у данного человека при одно­родных условиях» [70].

Характер человека — и предпосылка, и результат его реаль­ного поведения в конкретных жизненных ситуациях. Выражаю­щееся в мотивах отношение человека к окружающему, проявля­ясь в действиях, в его делах и поступках, через них закрепляется и, становясь привычным, переходит в относительно устойчивые черты и свойства характера. Психологический механизм форми­рования характера точно схвачен в русской пословице: «Посеешь поступок — пожнешь привычку; посеешь привычку — пожнешь характер; посеешь характер — пожнешь судьбу».

В описанном психологическом механизме формирования ха­рактера отчетливо выступают две его неразрывные составляю­щие: отношение субъекта к существенным целям и условиям своей жизни, выражающееся в мотивах и побуждениях, и спосо­бы действия, стиль поведения, проявляющиеся в типичных для человека жизненных ситуациях. Мотивы поведения, переходя в действие и закрепляясь в нем, фиксируются в характере. Каждый действенный мотив поведения, который приобретает устойчи­вость, — это в потенции будущая черта характера в ее генезисе.

«Путь к формированию характера, — делает вывод С.Л.Ру­бинштейн, — лежит поэтому через формирование надлежащих мотивов поведения и организацию направленных на их закреп­ление поступков» [71]. В этом тезисе содержится целая педагогиче­ская программа воспитательной работы по формированию харак­тера. Основное направление работы педагога — отбор и закрепле­ние социально и психологически ценных мотивов поведения путем их генерализации (обобщения), перевод их в привычки, в устойчи­вые и фиксированные способы поведения.

Понимание характера как совокупности устойчивых форм, способов поведения, реализующих те или иные побуждения и мотивы, присуще многим отечественным психологам. Такое по­нимание характера можно найти в работах Л.С.Выготского, Д.Н.Узнадзе, В.С.Мерлина и других. Определяя место характера в структуре личности, АХ. Асмолов рассматривает его как свое­образный инструмент: «Под характером понимается фиксиро­ванная форма выражения смыслового опыта, актуализирующаяся в присущем данной личности индивидуальном стиле действования, посредством которого достигаются те или иные ее мотивы» [72].

Как устойчивое целостное образование, характер человека формируется не отдельными поступками и действиями, а всем образом жизни человека, который включает определенный образ действий в единстве с объективными условиями, в которых он осуществляется. Образ же действий человека всегда исходит из определенных потребностей и мотивов, включает определенный образ мыслей, чувств и побуждений.

Следовательно, в число существен­ных, устойчивых свойств человека, черт его характера входят также интеллекту­альные (рациональные) и эмоциональ­ные свойства. Они составляют типич­ные, характерные свойства рационально­го и эмоционального отношения субъ­екта к миру, другим людям и к себе, характерные способы осмысления и пре­образования действительности. Так, рассудительность, благоразу­мие, легкомыслие, будучи особенностями мыслительной дея­тельности, являются в то же время и чертами характера субъекта. Наиболее ярко взаимосвязь характера с другими психологи­ческими образованиями человека проявляется на примере воли.

Воля составляет основу характера человека, придает ему опреде­ленность и завершенность.

Способы произвольного поведения становятся устойчивыми свойствами, существенными характеристиками данного субъекта. Волевые качества человека — инициативность, организован­ность, целеустремленность, решительность, настойчивость и дру­гие есть обобщенные способы поведения субъекта в ситуациях, требующих произвольной регуляции действий, есть определен­ная форма субъектного действия.

Волевые качества составляют силу характера, его опреде­ленность и твердость. По словам С.Л.Рубинштейна, в волевых поступках характер, с одной стороны, складывается, а с другой — проявляется. Идейное содержание и направленность волевых поступков, особенно в очень значимых для личности ситуациях, переходят в характер человека, в его действенные установки, за­крепляясь в нем в качестве относительно устойчивых его свойств; эти свойства, в свою очередь, обусловливают поведение челове­ка, его волевые поступки; решительные, смелые и т.п. Действия и поступки человека обусловлены волевыми качествами лично­сти, ее характера (уверенностью в себе, самообладанием, реши­тельностью, настойчивостью и т.п.).

Характер человека формируется прижизненно, в процессе общения и взаимоотношения с другими людьми. Иметь характер — значит заявлять о се­бе другим, о своем отличии от всех.

Типы характера. В психологии ти­пология характера, к сожалению, от­сутствует. Наиболее интересные и жиз­ненно правдивые описания характера возникли на стыке психологии и пси­хиатрии. Эти типологии принадлежат психиатрам-практикам, обобщившим в них многолетний опыт реабилитационной и психокоррекционной работы с людьми. В основном ти­пологии были созданы в работе со взрослыми. К ним относятся типологии характера К.Юнга, Э.Кречмера, П.Б.Ганнушкина, К.Леонгарда.

Одна из наиболее полных современных типологий характера (на материале подростков) разработана Е.А.Личко. Достоинство его типологии заключается в том, что она включает в себя описание нормальных, акцентуированных и патологических характеров.

Важное место в типологии характеров подростков Е.А.Личко занимает понятие «акцентуация характера»; по сути оно являет­ся основой типологии. «Акцентуация характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрез­мерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воз­действий при хорошей и даже повышенной устойчивости к дру­гим» [73]. Иначе говоря, акцентуация характера — это своего рода «заострение» его определенного свойства, которая сказывается на всем поведении субъекта, создает особый стиль его действий и поступков.

Е.А.Личко выделяет следующие типы характеров (его основ­ные акцентуации): гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сенситивный, психоастенический, шизоид­ный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформ­ный, смешанный типы. Приводит краткое описание акцентуа­ций характера подростков. Полное описание их содержится в цитированной работе Е.А.Личко [74].

Гипертимный тип. Подростки, относящиеся к этому типу, с детства отли­чаются большой шумливостью, общительностью, самостоятельностью, склонно­стью к озорству. В школе, несмотря на хорошие способности, живой ум, умение схватывать все на лету, учатся неровно из-за неусидчивости, отвлекаемости, не­дисциплинированности. Отличаются почти всегда хорошим, даже несколько приподнятым настроением, брызжущей энергией. Плохо переносят жесткую дисциплину и строго регламентированный режим. В необычных ситуациях не теряются, проявляют находчивость. Всегда тянутся к компании, стремятся к ли­дерству. Отходчивы, быстро мирятся после ссор. «Слабым местом» гипертимного типа является непереносимость однообразной обстановки, а также монотон­ного труда.

Циклоидный тип. Характеризуются сменой фазы повышенной активности (гипертимности) фазой пониженной деятельности (субдепрессивности). В субде­прессивной фазе отмечается вялость, упадок сил. Труднее становится учиться. Общение с окружающими начинает тяготить, компаний избегают. Жалуются на скуку. В период подъема циклоидные подростки выглядят как гипертимные. Бросаются в глаза несвойственные им обычно шутки и желание везде и всюду поспеть.

Лабильный тип. Главная черта — крайняя подвижность настроения; оно меняется часто и по незначительным поводам. Маломотивированные смены на­строения могут создавать у окружающих впечатление поверхности и легкомыс­лия. Однако этих подростков отличают глубокие чувства и привязанность, пре­данная дружба. Любят компании, новую обстановку. Чутки к вниманию окру­жающих, к похвалам и поощрениям. Не склонны к заносчивости и к самомне­нию. Не стремятся к роли лидера в группе сверстников. Самооценка отличается искренностью и умением правильно отмечать черты своего характера. «Слабым звеном» в характере является отвержение со стороны значимых лиц, утрата близких или разлука с теми, к кому были привязаны.

Астеноневротический тип. Главными чертами являются повышенная утом­ляемость, раздражимость и склонность к ипохондрии. Утомляемость особенно проявляется при умственных занятиях или при физических и эмоциональных напряжениях. Раздражительность ведет к внезапным аффективным вспышкам, легко сменяется раскаянием и слезами. Такие подростки внимательно прислу­шиваются к малейшим телесным ощущениям, охотно лечатся. К сверстникам тянутся, ищут компанию, но быстро от нее устают и предпочитают одиночество или общение с одним близким другом. Психологической защитой в трудной си­туации становится стремление оградить себя от физической и психической на­грузки.

Сенситивный тип. Для этого типа характерны две главные черты: чрезмер­ная впечатлительность и чувство собственной неполноценности. В себе видят много недостатков, особенно в области морально-этических и волевых качеств. Рано формируются чувство долга, ответственность, чрезмерные моральные тре­бования к себе и окружающим. В выборе приятелей и дружбе разборчивы. Близкого друга предпочитают шумной компании, охотно уступают ему лидерст­во. Свою робость и застенчивость стремятся преодолеть активной общественной работой. Самооценка отличается высоким уровнем объективности. Лгать и при­творяться не любят и не умеют. Ударом по слабому звену обычно служит ситуа­ция недоброжелательного внимания окружающих, насмешки или подозрения в неблаговидных поступках.

Психоастенический тип. Главными чертами психоастенического типа явля­ются нерешительность, склонность к бесконечным рассуждениям, тревожная мнительность в виде опасений за будущее, любовь к самоанализу, легкость воз­никновения навязчивых опасений. Психологической защитой от постоянной тревоги за будущее становятся приметы и ритуалы, а также педантизм и форма­лизм, стремление все заранее предусмотреть. Реакция гиперкомпенсации в от­ношении своей нерешительности и неуверенности может проявиться в неожи­данных, самоуверенных и безапелляционных высказываниях, утрированной ре­шимости и скоропалительности действий в моменты, когда как раз требуются осмотрительность и осторожность. Самооценка, несмотря на склонность к само­анализу, далеко не всегда отличается правильностью и полнотой.

Шизоидный тип. Главными чертами являются замкнутость и недостаток интуиции в общении. Трудно устанавливают неформальные эмоциональные контакты; эта неспособность нередко тяжело переживается. Быстрая истощаемость в контакте побуждает к еще большему уходу в себя. Недостаток интуиции проявляется также и в неумении понять чужие переживания, угадать желания других, догадаться о невысказанном вслух. Внутренний мир почти всегда закрыт для других и заполнен фантазиями, которые предназначаются только для самих себя и служат утешением честолюбия или носят эротический характер. Увлече­ния отличаются силой, постоянством. Ударом по «слабому звену» шизоидной акцентуации являются случаи, когда необходимо быстро и легко вступать в не­формальные контакты с окружающими.

Эпилептоидный тип. Главной чертой эпилептоидного типа является склон­ность к периодам злобно-тоскливого настроения с накипающим раздражением и поиском объекта, на котором можно сорвать зло. В группе пытается устанав­ливать порядок, выгодный для себя. Власть над другими может оказаться ударом по его слабому звену. Упоенный ею, он теряет контроль над собой, настолько подавляет и угнетает попавших к нему в зависимость, что против него зреет всеобщий бунт, который лишает его былых преимуществ и надолго дезадаптирует. Среди увлечений должна быть отмечена склонность к азартным играм. Обычны­ми чертами являются вязкость, тугоподвижность, тяжеловесность, инертность. Мелочная скрупулезность, дотошное соблюдение всех правил, педантизм могут рассматриваться как способ компенсации собственной инертности.

Истероидный тип. Главной чертой является эгоцентризм, ненасытная жа­жда внимания окружающих к своей особе, потребность вызывать удивление, восхищение, почитание, сочувствие. У подростков это проявляется в стремле­нии привлечь внимание сверстников, нередко нарушениями дисциплины. Истероидная акцентуация часто сочетается с психическим инфантилизмом — дет­ской реакцией на утрату или уменьшение внимания со стороны близких. Обла­дая хорошим интуитивным чутьем настроения в группе, еще только вызреваю­щих в ней желаний и событий, истероидные подростки становятся их первыми выразителями. Но вожаками они оказываются на час, так как перед трудностя­ми пасуют, друзей легко предают; лишенные восхищенных взглядов, сразу теря­ют весь задор. Неудачи в кругу сверстников истероиды склонны вымещать на своих родителях. Любимые, избалованные с детства, к удивлению своих родите­лей, они платят им холодностью, а то и озлоблением.

Неустойчивый тип. Рано появляется повышенная тяга к удовольствиям, развлечениям, праздности, безделью. Убегают с уроков в кино или просто погу­лять по улице. Охотно подчиняются и подражают тем, чье поведение сулит на­слаждения, веселье и смену легких впечатлений. Готовы все дни проводить в уличных компаниях. Глубокой любви к близким никогда не питают. К семей­ным заботам и бедам относятся с равнодушием. Неспособны сами занять себя, плохо переносят одиночество, в компаниях прежде всего ищут развлечений. Трусость и недостаточная инициативность приводят к тому, что неустойчивые подростки легко становятся послушным орудием асоциальных групп.

Конформный тип. Главная черта этого типа — постоянная и чрезмерная приспособляемость к своему непосредственному окружению. Жизненное прави­ло — думать «как все», поступать «как все». От окружающих стараются ни в чем не отстать, но не любят выделяться, забегать вперед. Стремясь всегда соответст­вовать своему окружению, совершенно не могут ему противостоять. В хорошем коллективе становятся неплохими людьми, исполнительными работниками. В плохой компании усваивают ее обычаи и привычки, манеры и поведение. Новое не любят потому, что не могут к нему быстро приспособиться. Предпочитают стабильное окружение и раз навсегда установленный порядок. Слабое место в конформном характере — непереносимость резких перемен. Ломка жизненного стереотипа, лишение привычного общества могут послужить причиной реактив­ных состояний.

Смешанные типы. На смешанные типы падает половина случаев явных ак­центуаций. Черты одних типов сочетаются друг с другом довольно часто, а дру­гих — практически никогда. Существует два рода сочетаний, различных по при­роде: типы промежуточные и типы амальгамные. Промежуточные типы пред­ставляют сочетания, например, лабильного с астеноневротическим и сенситив­ным; астеноневротического с сенситивным; выделяются лабильно-циклоидный, конформно-гипертимный типы. Амальгамные типы — это тоже смешанные ти­пы, но иного рода. Они формируются как следствие напластования на черты одного типа черт другого в силу неправильного воспитания или иных хрониче­ски действующих психогенных факторов.

 

Психологическое самообразование

Вопросы для обсуждения и размышления

1. В профессиональной речи мы используем такие выражения, как «субъект деятельности», «субъект общения», «субъект познания» и т.п. Какой смысл заложен в каждом из этих словосочетаний?

Приведите возможные другие сочетания со словом «субъект» и проанализируйте их значение. Какова психологическая состав­ляющая в приведенных высказываниях?

2. Ключевыми для проблемы психологии способностей являются понятия «индивидуальные способности», «задатки», «способы деятельности», «родовые способности». Напомним, что способности связывают с продуктивным осуществлением определенной деятельности. Утверждается, что развитие индивидуальных способностей своим непременным условием имеет присвоение продуктов культуры; предпосылкой этого являются определенные анатомо-физиологические особенности человека — его задатки.

Как в эти положения вписывается понятие «родовые спо­собности»?

Насколько жестко понятие способа связано с приемом, ме­тодом осуществления деятельности? Возможно ли понятие спо­соба использовать относительно таких форм активности челове­ка, как общение, взаимодействие, познание? Если возможно, то как такое расширенное понимание способа уточняет понимание способностей?

3. Приглашаем вас принять участие в споре двух мыслителей эпохи Просвещения и определить свое отношение к спору.

К.Гельвеций: «Все люди с обыкновенной нормальной орга­низацией обладают одинаковыми умственными способностями».

Д.Дидро: «Господин Гельвеции, ответьте на маленький во­прос. Вот пятьсот только что родившихся детей. Их готовы от­дать вам на воспитание по вашей системе. Скажите мне, сколь­ких из них вы сделаете гениальными людьми? Почему не все пятьсот?»

4. Подумайте, как в трех сторонах душевной жизни (желаниях, разуме, чувствах) проявляется общее свойство психического — его связь с природным и социальным миром. Покажите, что потребности, мышление, эмоции невозможно понять и объяснить вне их роли в жизнедеятельности человека.

5. Потребность — буквально: по-требованию. Но по требованию кого или чего? Поразмышляйте в связи с этим над следующими утверждениями: «Наши аппетиты, как и наши насущные потребности, ограничены. Но в отношении чего? Только в отношении к тем предметам, которые существуют. Ведь не могут же люди пресытиться чем-то заранее. Значит, мы будем изобретать потребности, вот и все! Разве наши предки в прошлые века могли испытать потребность в телевизоре или телефоне? Они великолепно обходились без них. Но стоило их изобрести, и мы оказались в их власти».

6. Можно ли взаимосвязь памяти и мышления объяснить путем использования понятий «знания» и «способности»? Всегда ли запоминается только то, что понимается?

7. Выдающийся педагог К.Д.Ушинский писал: «ничто — ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя». Дайте психологическое обоснование правомерности этого высказывания.

8. По самой семантике «воображение» — это вхождение («попадание») в уже предсуществующий Образ. Как эту семантику согласовать с психологическими представлениями о «воображении»?

9. Почему именно характер составляет остов, стержень человека как субъекта? Может ли быть выдающаяся личность с плохим характером? Что является объективной предпосылкой расхождения характера и личности?

Литература для чтения

Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятель­ности. М., 1973.

Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990. Раздел IV.

Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психол. журнал. 1991, №6, 1992, №6, 1993, №6.

Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М„ 1991.

Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.

Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.

Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1992. Т.1. Гл. 5-6, 8-9. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. Изард К. Эмоции человека. М., 1980.

Иванников В.А. Психологические механизмы волевого поведе­ния. М., 1991.

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 1983.

Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М., 1994. Ляудис В.Я. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1984. №4.

Петровский В.А. Личность: феномен субъектности. Ростов-на-Дону, 1993.

Психология эмоций. Тексты. М., 1984.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1993.

Середа Г.К. Что такое память? // Психол. журнал. 1985. Т.6. №6. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. М., 1985. Т.1. Тихомиров O.K. Психология мышления. М., 1984. Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.А.Пузырея, В.Я.Романова. М., 1967.

Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М., 1994.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 610; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.50.1 (0.012 с.)