Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика бродяжничестваСодержание книги Поиск на нашем сайте
Бродяги в основном концентрируются в крупных, и особенно в сверхкрупных, городах. По выборочным данным, только в г. Москве в год задерживается до 20 тысяч бродяг. Это негативное явление является довольно новым для современной России. В годы существования СССР это явление не имело столь широкого распространения, так как государством проводилась как мощнейшая превентивная работа по нераспространению бродяжничества, так и существовавшие меры административного и уголовного законодательства не предрасполагали людей к ведению столь постыдного образа жизни. По нашему мнению, можно выделить ряд причин, детерминирующих бродяжничество: 1) в силу отсутствия постоянного места жительства и работы, определенная категория людей (бродяги) вынуждены добывать средства к существованию преступным путем, при этом они совершают различные мелкие кражи, реже грабежи и разбои; 2) бродяги оказывают негативное влияние на окружающих, особенно на малолетних и несовершеннолетних подростков, толкая их на занятие попрошайничеством, пьянством, проституцией, и даже на совершение преступлений; 3) бродяги часто нарушают общественный порядок. В местах их сборищ процветает пьянство, сквернословие. Сам их внешний вид производит отталкивающие впечатление. Среди бродяг много больных различными венерическими заболеваниями, также в этой среде достаточно много разыскиваемых преступников. Проблема причин бродяжничества достаточна сложна. К числу факторов, которые порождают это явление, по нашему мнению, можно отнести следующие: · отсутствие постоянного места жительства и работы; · постоянное пьянство и алкоголизм; · разрыв социально позитивных связей и отношений со своим ближайшим окружением и утрата семьи; · нежелание работать; · отсутствие помощи государства и общества или ее недостаточность в отношении людей, находящихся в критической ситуации, и частности освобожденных из мест лишения свободы; · отсутствие эффективной социальной защиты инвалидов и престарелых, которые в силу бедности, одиночества, болезней, возраста, преступных действий по отношению к ним и т. д. оказались без крыши над головой и средств к существованию. Таковы объективные общесоциальные причины бродяжничества, которые должны быть объектом профилактического воздействия. Однако опыт показывает, что социальная помощь и поддержка могут быть совсем неэффективными в борьбе с этим злом. Дело в том, что многие бродяги игнорируют оказываемую им помощь и продолжают бездомное существование. Поэтому неизбежно возникает проблема выяснения причин злостного занятия бродяжничеством. Эти причины носят субъективный характер. Эмпирические исследования свидетельствуют, что для всех таких лиц характерна постоянная смена места своего нахождения, бездомное существование; как правило, они нигде не работают и не живут на одном месте более или менее значительное время; причем смена места жительства не носит характера мотивированного ухода. Изучение биографических данных этих лиц показывает, что переход с места на место, не связан для них с получением какой-то личной выгоды, скорее наоборот: переход связан с потерей, обычно полной, жилья и зарплаты. Их опрос показывает, что чаще всего они не осознают мотивов перемены места своего проживания. Эта немотивированная смена работы и жительства имеет в основе своей неосознаваемое стремление избежать идентификации в группе. Дело в том, что более или менее длительное участие в группах, трудовых коллективах, в совместной деятельности связывает индивида с другими людьми в процессе этой деятельности и общения, через которые он обретает свою определенность, самоидентичность, путем идентификации с другими лицами. Поэтому основным мотивом, личностным смыслом смены данными лицами места своего нахождения является неосознаваемое ими стремление к сохранению своего как субъективно-личностного, так и социального статуса. Такое неосознанное стремление открывается только при специальном анализе, поскольку оно коренится в глубинных структурах личности этих людей, их «я», их индивидуального самосознания. Исследование жизни конкретных бродяг позволило выявить некоторые существенные черты их ранней семейной ситуации, определившие особенности их личности и образа жизни. Именно эти особенности при сохранении в дальнейшем неблагоприятных условий жизни и воспитания индивидов выступают причиной стремления к социальной дезидентификации, что выражается в бездомном паразитическом существовании. В чем же состоят особенности ранней семейной ситуации лиц, ставших впоследствии злостными бродягами? Известно, что семья как особая социальная группа психологически характеризуется взаимосвязью между ее членами, а именно: наличием взаимных идентификаций, которые порождают интересы и ценности семьи. По психологической структуре внутрисемейные идентификации носят характер взаимных эмпатий, т.е. способности каждого члена семьи принимать на себя роль других ее членов. На этом основывается один из главных функций семьи – формирование у ее членов способности подчинять свои интересы интересам других ее членов. Если хотя бы одна из таких характеристик отсутствует, то семья как психологическая структура распадается. Важнейшая функция семьи, которую она выполняет в отношении детей, является способность включить их в структуру внутрисемейных отношений, т.е. сформировать такое отношение к детям, чтобы они заняли определенное место и имели конкретные функции в семье. В указанном случае ребенок формирует структуру «я», самоидентичность как результат усвоения своей роли в семье, в конечном счете, отношений к нему со стороны родителей. В итоге характер самоидентичности личности формируется как усвоение характера его внутрисемейной идентичности. Вместе с тем семья, включая детей в свою структуру, обеспечивая их первичную социализацию, тем самым «через себя» включает их в структуру общества. Иными словами, вхождение в общества происходит через семью, как его первичную ячейку. Если семья не обеспечивает этого, ребенок отчуждается от нее, чем закладывается фундамент его весьма вероятного отчуждения в будущем и от общества. Таким образом, дефекты первичной социализации, если не будут обеспечены иные условия жизни и воспитания, а во многих случаях и специальные воспитательно-профилактические мероприятия могут явиться причиной антиобщественного, паразитического образа жизни уже взрослого человека1. В большинстве случаев дети, ставшие впоследствии злостными бродягами, такой внутрисемейной идентичности не имели, т.е. не имели определенного положения (роли и значения) в своей семье. Это обусловлено как структурой самой семьи, так и индивидуально-психологическими и нравственными особенностями родителей, их образом жизни и поведением. Почти все из изученных злостных бродяг воспитывались в семьях, где их «членство» было сугубо формальным. Родители или вообще не выполняли своих обязанностей по отношению к детям, или очень мало уделяли этому внимания, часто сами вели антиобщественный образ жизни, пьянствовали, совершали правонарушения. Контроль со стороны родителей, равно как и их психологическая, эмоциональная близость к детям, там фактически отсутствовал. Дети в таких семьях не адаптировались, что предопределило психологическую невозможность их дальнейшего вхождения и адаптации в трудовых коллективах и собственных семьях, бессознательную потребность избежания любого контроля. Иными словами, такое положение предопределяет невозможность (если не будут приняты специальные меры) нормально трудиться, выполнять семейные и иные гражданские обязанности. Результаты ряда исследований убеждают в том, что они не осознают действительных причин и мотивов своего дезадаптивного образа жизни. Есть веские основания полагать, что поведение злостных бродяг, представляющее собой отчуждение от нормальных связей и отношений, невключенность в трудовые, семейные, дружеские и иные малые социальные группы, есть следствие их отчуждения от семьи в детстве. Среди фактов ранней семейной ситуации злостных бродяг внимание привлекают неполные семьи, в которых отсутствует один из родителей, чаще всего – отец. Однако важно не само по себе отсутствие отца, а последствия, которые имеет данный факт для структуры семьи. Например, бывает так: при отсутствии отца мать отдает своего ребенка под присмотр соседей, родственников и т.д. Такой присмотр обычно носит формальный характер, ребенок не имеет определенной функции в этой (второй) семье, как не имеет ее и в родной семье. Мать обычно слабо контролирует поведение своего ребенка, часто ведет аморальный образ жизни, что проявляется в пьянстве и сексуальной распущенности. Иногда будущие бродяги воспитываются в полных семьях, но и в подобных семьях при специальном анализе обнаруживается весьма специфичное положение ребенка в семье. Так, в одной полной материально благополучной семье отец не был уверен в том, что ребенок его. Это вызнало ожесточение отца по отношению к сыну, которого он фактически отрицал. Соответствующим было его отношение и к матери ребенка. Весьма характерно, что период начала бродяжничества у рассматриваемого лица совпадает с периодом смерти матери (отец умер раньше). До своей смерти мать оставалась единственным человеком, с которым он сохранял эмоциональную связь, поддерживавшую определенность его существования (он несколько лет работал на одном месте и жил в своей квартире). Однако после смерти матери сложившиеся психологические устои жизни этого человека сразу разрушились, и он стал бродяжничать. Существуют семьи, где ребенок с раннего возраста лишается обоих родителей: либо они оставляют его своим родственникам, либо помещают в детский дом. Помещение ребенка в детский дом есть одна из форм отторжения его. Родители могут различными способами мотивировать подобное решение, но их действия свидетельствуют об отказе от своего ребенка; они не ищут способа включить его в свою семью, а просто физически выводят его из ее состава. Весьма характерно для таких детей, что позже, уже включившись в бродячий образ жизни, они не испытывают желания вернуться домой, к родителям; они могут находиться даже рядом с домом, но не войти в него. Таким образом, можно сделать следующие выводы, что у злостных бродяг наблюдается: 1) отсутствие сознания своей социальной идентичности; 2) отсутствие потребности в субъективно-личностной идентичности; 3) ранняя ситуация внутрисемейной дезидентификации как этиологическая основа указанных выше особенностей; 4) стремление к преодолению своей социально-групповой принадлежности и избежание ситуаций социальной идентичности как ведущий неосознаваемый мотив поведения злостного бродяги; 5) осознаваемое или близкое к осознаваемому ощущение полной неуправляемости своим поведением; 6) отсутствие способности прогнозирования и планирования своего поведения; 7) эмоционально-ситуативная детерминация поведения. То, что первичной причиной ведения дезадаптивного образа жизни части злостных бродяг является отчуждение в детстве от семьи, вовсе не означает фатальной неизбежности их бродяжничества в будущем. Во-первых, это отчуждение есть результат неблагоприятных социальных условий, которые могут успешно преодолеваться в ходе проведения специальных воспитательно-профилактических мероприятий. Очевидно, следует усилить раннюю профилактику правонарушений. Специальные профилактические мероприятия, вплоть до лишения родительских прав, должны осуществляться не тогда, когда ребенку 10-12 лет, а гораздо раньше. Во-вторых, влияние неблагоприятных ранних семейных условий жизни ребенка во многих случаях устраняется воспитанием в школе, учебных и трудовых коллективах, неформальных малых группах, воздействием широкой социальной среды. В-третьих, существование особой психологической структуры личности названной части злостных бродяг свидетельствует о необходимости разработки специальной психологической методики их исправления, которая будет применяться наряду с традиционными методами воздействия. Создание такой методики представляет собой сложную научную задачу, поскольку связана с использованием достижений в познании бессознательного. К тому же подобных методик нет. Обобщая меры профилактики бродяжничества, необходимо сказать, что, нужны психотерапевтические методики воспитательного воздействия на бродяг, применение которых должно сочетаться с оказанием им необходимой социальной помощи. Человек, годами ведущий бездомное существование, не станет отказываться от такого образа жизни только потому, что ему представили жилье и оказали необходимую на первых порах поддержку. Необходимо, чтобы он изменился сам.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 796; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.150 (0.008 с.) |