ТОП 10:

Связь наркомании и преступности



Этот вид, с одной стороны, преступности, а с другой – страшной социально-медицинской трагедии – приковывает к себе внимание всего мира. Анализы криминогенной обстановки в России, проведенные специалистами и связанные с исследованиями вопросов незаконного оборота наркотиков, приводят всех в шоковое состояние.

Криминологически по содержанию следует различать несколько срезов, показывающих, что преступность, связанная с наркотиками, сама по себе одна из ликов преступности и внутри себя самой она тоже неоднозначна.

Необходимо привести статистические данные, которые публикуются на страницах печати и в различных статистических сборниках, в том числе МВД России:

· выявлено преступлений, связанных с наркотическими средствами и сильнодействующими веществами (в расчете на одну тыс. населения) в: 2010 г. – 19,3; 2011 г. – 29,8; 2012 г. – 53,2; 2013 г. – около 70 преступлений;

· в 2013 г. на треть больше пресечено попыток распространения наркотических средств и сильнодействующих веществ;

· ликвидированы 341 подпольная лаборатория по изготовлению синтетического наркозелья;

· из незаконного оборота изъято 23,8 тонны наркотических средств;

· в период проведения операции «Мак» выявлено и уничтожено 21 тыс. незаконных посевов наркотикосодержащих растений, в т.ч. более 3 тыс. гектаров дикорастущей конопли, что позволило предотвратить поступление в незаконный оборот свыше 100 т наркотиков растительного происхождения.

Вместе с тем значительно сократилось (более чем в два раза) число выявленных хищений наркотических и сильнодействующих веществ лицами, которым они вверены в связи с их служебным положением или под охрану. По стране всего зарегистрировано всего 60 таких фактов, из которых 70% приходится на Курскую, Московскую, Нижегородскую, Ростовскую и Свердловскую области, а в 63 регионах – ни одного.

Главной причиной такого положения дел по линии МВД, указываются недостатки в организации ОРД. Вне контроля негласных источников находится каждый четвертый притон, значительная часть лиц, занимающихся изготовлением и сбытом наркотических средств.

По данным МВД России эффективность борьбы, а соответственно и предупреждения преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков имеет тенденцию к снижению. Так, например, в каждом четвертом регионе сократилось число пресеченных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков; раскрыто всего лишь 46 хищений, из них более половины в Кировской, Курганской и Новосибирской областях, тогда как в 64 регионах – ни одного.

Практически каждое ознакомление со статистикой, связанной с данными о наркотизме, вызывает однозначное впечатление – сомнение и недоверие. Это основывается тем, что:

· данные собираются разными ведомствами (МВД, ФСБ, Минздравом и пр.);

· имеют место несовершенство учета и отсутствие общих классификаций наркотических и сильнодействующих веществ;

· латентность, как преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, так и потребления наркотиков вообще и т.д.

Когда же наркоманию (в широком толковании) следует считать преступностью, а когда – нет?

В истории человеческого общества о наркомании говорят практически всегда лишь как о преступлении. В законодательстве разных стран встречается далеко неоднозначный подход к проблеме, особенно к потреблению наркотиков. Преступный бизнес на наркотиках, по существу, стал эпидемией века, лихорадящей все без исключения страны земного шара. Традиционно любой вид обращения человека с наркотиками (кроме медицинского, осуществляемого в рамках и на основе закона и правил медицинской профессии) считается преступным. Так, Единая конвенция 1961 г. о наркотических средствах в ст. 36 называет преступными – культивирование, производство, изготовление, извлечение, приготовление, хранение, предложение с коммерческими целями, распределение, покупку, продажу, доставку в особых условиях, маклерство, отправку и переотправку транзитом, перевоз, ввоз и вывоз наркотических средств, произведенных в нарушение постановлений Конвенции, и любые иные действия. Нетрудно заметить, сколь широк спектр преступных махинаций с наркотиками и, соответственно, понимание преступного.

Конвенция дает толкование многих упомянутых в ней терминов и деяний, Многих, но не всех, оставляя формулирование составов конкретных преступлений, как и санкций за них, на усмотрение национальных законодательств. Но, классифицируя их, можно выделить группы, связанные с:

· производством наркотиков;

· куплей и продажей их;

· транспортировкой и

· потреблением.

Как ни странно, но все эти группы (без последней) проблем не вызывали бы, если не было бы потребителей. Пусть бы себе производили, покупали-продавали и транспортировали. Кто же такой потребитель – преступник или больной? Ученые мира этого вопроса однозначно пока не решили, и каждая страна решает этот вопрос по-своему.

В настоящее время у нас 60% потребителей в возрасте от 18 до 30 лет, а 12% – несовершеннолетние; по четверти от всех потребителей – рабочие и лица, не имеющие постоянного источника дохода; 85% – мужчины, соответственно – 15% – женщины.

По видам наркотиков потребители распределяются следующим образом: 37 – производных опия, 34 – производных каннабиса, 8 – амфетамины и барбитураты, 6 – иные наркотики и 15 – полунаркоманы.

Государство пытается предупреждать злоупотребление наркотиками, лечить и реабилитировать наркоманов. В стране действует более 200 наркологических диспансеров и 12 наркологических больниц, для стационарного лечения больных алкоголизмом и наркоманией развернуто более 40 тыс. наркологических коек, работают свыше 4 тыс. врачей, ежегодно лечатся 7-8 тыс. наркоманов. Лечение может быть и принудительным. В 1993 г. принята Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации, которая определяет стратегические цели и задачи деятельности государства в области с распространением наркотических средств. Имеет место и международное сотрудничество (на различных уровнях). Прежде, чем перейти к нашим пограничным проблемам, вспомним, что с наркотизмом борются с помощью уголовного и административного кодексов.

Необходимо остановиться на довольно острой проблеме – проникновение наркотиков в вооруженные силы России. С одной стороны – это проблема, связанная с личным составом, а с другой стороны – участия ФПС в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

По данным медиков Аппарата Директора ФПС в войска ежегодно призывается свыше 300 человек, ранее употреблявших наркотики. Опасны также и токсикоманы (соотношение «наркоман-токсикоман» – 70%-30%). Выявить их сразу по прибытии – задача медиков. В последующем необходимо организовывать качественные медицинские обследования и осмотры, определенные Уставом ВС. Ими охватывается как весь личный состав (дважды в году и перед проведением профилактических прививок), так и отдельные категории (вновь прибывшие в часть, возвратившиеся из отпусков, командировок, лечебных учреждений, работающих на объектах питания и водоснабжения, водители и др.). И последнее – уставом также предусмотрен обязательный телесный осмотр личного состава при помывке в бане. А дальше уже должен быть включен весь комплекс предупредительных мер: принятие к ним мер воспитательного, правового, дисциплинарного и медицинского характера. Обязательной должна быть санитарно-просветительная работа о социальных и медицинских последствиях употребления наркотиков. Необходимо акцентировать на этих вопросах внимание оперативных работников. Контролировать хранение и расходование медикаментов.

Каждый из нас должен напрячь свою фантазию, и постараться представить все возможные пути проникновения наркотиков к военнослужащим и соответственно их перекрыть. Конечно, будет разница между этой стороной Вашей работы на северном острове и заставе на границе с Эстонией.

Наш интерес должны привлекать не только сами наркотики, но и предметы, с помощью которых они готовятся или употребляются (шприцы, иглы, и пр.).

Необходимо использовать приказ МО СССР N260-1987 г., согласно которого военнослужащие срочной службы, которым в стационарных условиях установлен диагноз наркомания (алкоголизм), ВВК выносит постановление об их негодности к военной службе независимо от стадии болезни.

Можно конечно же упрекнуть в том, что если кто-либо из подчиненных покажется Вам находящимся в наркотическом либо алкогольном опьянении, то провести медицинское освидетельствование будет практически невозможно, т.к. врач есть не везде, а среднему медперсоналу это запрещено. Но ведь для Вас важен не факт составления «бумажек», а возможность принять соответствующие меры для установления что, откуда, где, с кем, и пр., а в конечном итоге пресечения подобного и может быть спасения человека.

Другой важный вопрос – участие ФПС в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Это очень объемный вопрос. Конечно здесь нужны специальные знания, особенно тем, кто собирается служить в оперативных аппаратах. Прежде всего, необходимо знать соответствующие нормы права, в т.ч. и международного, уголовный и административный кодексы, которые содержат в себе статьи, указывающие на противоправные деяния, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Следует признать, что регрессирующая и криминогенная роль пьянства и алкоголизма очевидна. Она обусловлена, прежде всего, прямым и довольно сильным воздействием алкоголя на психику, интеллект, эмоции, волю, мотивацию поведения людей. При этом человек перестает себя контролировать, перевозбуждается, теряет способность к адекватному восприятию внешней среды, утрачивает самоконтроль, становится невыдержанным, развязным, грубым.

Требуется воздействие на криминогенные факторы, которые генерируют пьянство и алкоголизм.

Целесообразно сокращение тиражей агрессивной литературы, отказ от аналогичного воздействия кинематографа, за счет снижения количества трансляций боевиков, триллеров, фильмов ужасов и других, где пропагандируется насилие и является нормой злоупотребление алкогольными напитками.

Будет полезным увеличение количества литературы, рекламы в СМИ и кинематографе ведения здорового образа жизни. Требуется запрет на показ рекламы спиртных напитков в дневной период времени.

Представляется важным определение и провозглашение государственной и национальной идеологии, в которую, кстати, не мешало бы включить идею всеобщего отказа от алкоголя, способную заполнить идеологический и духовный вакуум.

Требуется повышение прогрессивной ставки акцизов на алкогольную продукцию в зависимости от крепости, (чем выше содержание алкоголя в напитке, тем должна быть выше ставка налога).

Помимо этого, адекватной мерой будет запрещение распития спиртных напитков на улице и в общественных местах, а также, расфасовки заготовителями крепких спиртных напитков в банки, пластмассовые стаканы и другие упаковки, провоцирующие их употребление.

Анализ сложившейся ситуации позволяет констатировать недостаточную эффективность современного международного и национальных механизмов в области противодействия явлению криминального наркотизма. Согласно самым разнообразным источникам, в двух третях рассматриваемых дел, связанных с нелегальным оборотом наркотиков, преступники получают мягкие наказания в виде штрафов.

Международно-правовые нормы, регламентирующие противодействие наркотизму, сконцентрированы в конвенциях ООН – Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г., с поправками 1972 г., 1988 г.

На современном этапе оптимальным было бы принятие новой Всеобъемлющей конвенции ООН о борьбе с наркотизмом, которая объединила бы все нормы, содержащиеся в упоминавшихся конвенциях и порой дублирующие друг друга.

Мероприятия по контролю за наркотиками и противодействию криминальному наркотизму в Российской Федерации должны осуществляться на основе единой государственной политики, главной целью которой в течение ближайших лет должно стать предупреждение роста незаконного потребления и оборота наркотиков, а в более отдаленной перспективе – их снижение.

Попытка создания программы единой государственной политики в указанной области нашла свое отражение в принятой еще в 1993 г. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации Концепции государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации.

В тексте данной Концепции в числе задач государственной политики по контролю за наркотиками были определены:

· совершенствование порядка регулировав законного оборота наркотических средства с их незаконным оборотом;

· предупреждение незаконного потребления этих средств;

· лечение и социальная реабилитация больных наркоманией;

· организация действенного таможенного и пограничного контроля, пресечение ввоза в Российскую Федерацию и транзита через ее территорию наркотиков.

В настоящее время приоритетными направлениями противодействия криминальному наркотизму для Российской Федерации являются:

· профилактика наркомании;

· ужесточение законодательства и совершенствование нормативной базы антинаркотической деятельности;

· эффективное использование возможностей международного сотрудничества.

Надлежит создать более эффективные подразделения в правоохранительных органах по борьбе с наркопреступностью.

Целесообразна виктимологическая профилактика, связанная с наглядным разъяснением последствий употребления наркотиков.

 


Заключение

Исследование маргинальной преступности обуславливается задачами правового, демократического и социального государства, строительство которого осуществляется в современной России.

Исходя из результатов, полученных в результате проведения нашей работы, можно сделать следующие выводы:

· разработка понятия, сущности и определения маргинальной преступности и негативных фоновых криминогенных явлений, является сложной и многогранной проблемой. Не случайно, в ряде исследований, отмечается, что развитие фоновых явлений преступности в большой степени способствует росту преступности в целом, а отдельные виды негативных явлений напрямую продуцируют некоторые виды преступности;

· одной из острейших проблем стоящих перед различными субъектами профилактики является отличие проявлений негативных фоновых явлений (маргинальной преступности) от преступлений «традиционной» общеуголовной направленности и сбор точных количественных характеристик на субъекты маргинальной преступности;

· основополагающими понятиями, используемыми для построения законов о противодействии негативных криминогенным явлениям, являются так называемая «запрещенная» деятельность, которая аккумулирует в себе целый класс различных негативных явлений, а также дифференциация этих проявлений по видам;

· необходима разработка взвешенных комплексных мероприятий, с учетом реалий нынешней ситуации в России, разработка именно комплексных «операций» по эффективному противодействию маргинальной преступности, а также радикальные меры по оздоровлению общества, направленные на снижение количества и качества проявлений маргинальной преступности;

· необходимо проведение в рамках общего исследования маргинальной преступности глубокого исторического и экономико-социологического анализа генезиса, развития и особенностей капитализма по-русски, что несомненном окажет помощь в решении многих стратегических проблемы борьбы с маргинальной преступностью;

· одним из эффективных методов борьбы является постоянное и методичное наращивание усилий правоохранительных органов и жесткий контроль за теми сферами, в которых маргинальная преступность проявляется и проникает. Особую роль при этом должен играть анализ процессов, происходящих в так называемых организованных преступных структурах.

Для успешной реализации мероприятий в сфере противодействия маргинальной преступности и предотвращения негативных фоновых криминогенных явлений представляется необходимым:

1) создание реально действующих правовых механизмов;

2) возможность осуществления правовых норм, т.е. наличие законодательной базы для обеспечения законных прав и интересов в сфере противодействия маргинальной преступности;

3) умение отличать преступления «традиционной» общеуголовной направленности и субъектов маргинальной преступной деятельности и их необходимое отражение в следственной и судебной практике.

 


Список использованной литературы

1. Антонян Ю.М. Борьба с бродяжничеством. – М., 1989.

2. Антонян Ю.М., Бородин С.В., Самовичев Е.Г. О некоторых неосознаваемых мотивах систематического занятия бродяжничеством // Вопросы борьбы с преступностью. – М.,1982. Вып. 36.

3. Балахнина М.В. Социально-бытовое положение женщин-работниц Западной Сибири в 1921-1929 гг.: Дисс. канд. ист. наук – Новосибирск: НГУ, 2012.

4. Блох И. История проституции. – СПб., 2013.

5. Булычев И.И., Головинов Г.Д., Мишанина С.Н. Проституция и ее социобиогенетические нормы // Женщины в российском обществе. – 2009. – № 3.

6. Гилинский Я. Девиантология. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2004.

7. Голосенко И.А., Голод С.И. Социологические исследования проституции в Государственная молодежная политика в Российской Федерации. – М.: Логос, 2013.

8. России (история и современное состояние). – СПб.: Петрополис, 1998.

9. Дахин В. Государство и маргинализация. // Свободная мысль, 1997. – № 4.

10. Зоткина Н.А. Феномен девиантного поведения в повседневной жизни российского общества на рубеже 19-20 вв.: преступность, пьянство, проституция: на материалах Пензенской губернии: дисс. канд. ист. наук. – Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2012.

11. Наркотики в России: преступления и расследования / Под ред. В.П. Сальникова. – СПб., 2009.

12. Дюфур П. История проституции. – М.: Крон-Пресс, 1999.

13. Жукова Л. Девочку взяла мадам... // Родина. – 2007. – № 6.

14. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. – М.: Голос, 2001.

15. Карпухин Н.Г., Торбин Ю.Г. Проституция: закон и реальность // Соц. исследования, 2002. – № 5.

16. Князькин И. История петербургской проституции. – СПб.: НИЦ «Балтика», 2013.

17. Кодекс об административных правонарушениях. – М., 2001.

18. Конституция РФ. – М.: Юридическая литература, 1993.

19. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. – СПб.: СПбГУП, 2010.

20. Лысенков В.О. Проституция как объект правового регулирования // Вестник Удмуртского университета, 2010. – № 11.

21. Малахов А. Три века российской проституции // сайт: http://www.mokryxa.narod.ru/

22. Матвеев Б. История проституции. – СПб.: Браск, 1994.

23. Молодежь: структура, социальные проблемы. – Самара, 1998.

24. Молодежь в 21 веке: социальное участие. Материалы Всероссийской научно-практической конференции Тамбов, 11-12 июля 2000. – Тамбов: ТГУ, 2010.

25. Молодежь на пороге 21 века: социальные проблемы. – Великий Новгород, 2001.

26. Молодежь России. Женская проституция в Москве. – М.: Научно-исследовательский центр при Институте молодежи, 2011.

27. Наркоугроза и противодействие. – М., 2010.

28. Петров Д.В. Использование понятий маргинальности и лиминальности в исследовании молодежных субкультур – Саратов, 1996.

29. Рожанский М. Маргинальная Россия // Дружба народов, 1998. № 2.

30. Уголовный кодекс РФ. – М.: Адвокатская фирма «Хайнак и К», 2006.

31. Фатхуллин Н.С. Малая социальная группа как форма общественного развития. – Казань, 1989.

32. Шлык С.В. Криминологическая характеристика и профилактика организованного посредничества в занятии проституцией: дисс. канд. юрид. наук. – М., Московский юридический университет, 2013.

33. Сайт: http:// www.mokryxa.narod.ru//

 


1 См.: Антонян Ю.М. Борьба с бродяжничеством. – М., 1989. – С. 12.

1 См.: Антонян Ю.М., Бородин С.В., Самовичев Е.Г. О некоторых неосознаваемых мотивах систематического занятия бродяжничеством // Вопросы борьбы с преступностью. – М.,1982. Вып. 36. – С. 78.

1 См.: Петров Д.В. Использование понятий маргинальности и лиминальности в исследовании молодежных субкультур – Саратов, 1996. – С. 56.

1 См.: Антонян Ю.М., Бородин С.В., Самовичев Е.Г. О некоторых неосознаваемых мотивах систематического занятия бродяжничеством // Вопросы борьбы с преступностью. – М.,1982. Вып. 36. – С. 80.

1 Шлык С.В. Криминологическая характеристика и профилактика организованного посредничества в занятии проституцией: дисс. канд. юрид. наук. – М., Московский юридический университет, 2013.

1 Молодежь России. Женская проституция в Москве. – М.: Научно-исследовательский центр при Институте молодежи, 2011. – С. 14.

2 Лысенков В.О. Проституция как объект правового регулирования // Вестник Удмуртского университета, 2010. № 11. С. 7.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.208.66 (0.016 с.)