ТОП 10:

ОБРАЗЫ СУБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ



Человек — наиболее сложное явление из всего существую­щего в мире и самый интересный предмет для самого себя. Ос­новные формы теоретического осмысления человека — филосо­фия, наука, искусство, религия — каждая из них строит свое ви­дение человека, определяет его назначение в мире, его сущность, способ бытийствования и пути развития. Однако необходимость познания человека связана не только с теоретическим интересом к проблеме; знание о человеке остро необходимо в человековедческой практике, в том числе и в педагогической.

Педагог профессионально работает с людьми, а потому дол­жен владеть знаниями о человеке и его образовании на всем жизненном пути. Профессиональный педагог — это антропотехник, владеющий средствами, «инструментами» управления про­цессом становления человека в образовании.

Возможности философии, науки, религии и искусства в создании целостного образа человека различны. Наименьших успехов на этом пути достигла наука. Одно из возможных объяснений этого обстоятельства заключается в том, что зна­ние о человеке ориентировалось на идеал научности, пред­ставленный в классическом естествознании. Следование есте­ственнонаучной парадигме в познании человека приводило к созданию абстрактно-объектных моделей его отдельных сто­рон и проявлений.

Сказанное в полной мере относится и к психологической науке. С момента своего возникновения в качестве самостоя­тельной науки психология стала строить свой предмет и иссле­довать его по образцу естествознания, т.е. психическая реаль­ность полагалась как природная, объектная, вещная реальность.

При разработке содержания всего блока учебных пособий по психологии человека мы ориентировались на идеалы и нормы гуманитарной науки. Гуманитарная парадигма в науках о человеке предлагает видение человека в его целостности и специфике, как существо одновременно природно-телесное, общественное и душевно-духовное. Но в психологии данная парадигма в развернутой форме не была реализована. Нами предпринята одна из первых попыток в отечественной психо­логии изложить представления о психологии человека, его развитии и образовании, ориентируясь на возможности гума­нитарной парадигмы.

При изложении нашего понимания психологической ор­ганизации человека мы исходили из главной установки на це­лостное представление о человеке. Мы отказались от идеоло­гии естественнонаучного анализа. В данном пособии нет тра­диционного описания психологии человека через процессы, со­стояния и свойства; нет выделения в психологической реально­сти различных сфер, подструктур, блоков и их многочисленных конфигураций.

Целостное описание человека и его психологической орга­низации возможно осуществить посредством основных представ­лений о человеческой субъективности, а также — если рассмат­ривать его через формы целостной (тотальной) организации, че­рез его различные проекции (срезы) как целого. В психологии утвердилось разведение понятий «индивид», «личность» и «инди­видуальность». Наиболее последовательно такое различение про­ведено в работах Б.Г.Ананьева, А.Н.Леонтьева [1].

Развитие человека Б.Г.Ананьев рассматривал как единый про­цесс, где индивидуальность представляет собой множество об­щественно-природных свойств. Говоря о соотношении категорий «личность» и «индивидуальность», Б.ГАнаньев отме­чал, что если личность есть вершинный уровень развития человека, то индивиду­альность — это его глубинное измерение. В качестве особой проекции чело­века Б.Г.Ананьев выделял его индивидность. Человек как индивид, по его мне­нию, предстает в своих возрастно-половых, индивидуально-типических свойст­вах, в динамике психофизиологических функций, в структуре органических потребностей. Высшая интеграция инди­видных свойств человека представлена в темпераменте и задатках.

Познание человека как индивида предполагает рассмотрение природных основ человеческой жизни, его психологии. Человек как индивид — это существо материальное, природное, телесное в его целостности и неделимости.

Другая проекция человека — это его бытие как субъекта. Б.Г.Ананьев указывал на такие его проявления, как способность быть распорядителем и организатором деятельности, общения, познания, поведения. Человек как субъект есть также целостная форма его бытия. Указания на субъектность как на базовую ха­рактеристику человека встречаются во многих философских и психологических работах.

Широко употребляемым в психологии является понятие «лич­ность». Втрадиционной психологии этим понятием обозначает­ся наиболее развитый уровень человеческой субъективности. В силу того, что все три проекции являются целостными формами, постоянно происходит смешение и отождествление этих катего­рий: индивид, субъект, личность. «Понятие личности, — писал А.Н.Леонтьев, — выражает целостность субъекта жизни... Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся... Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека» [2].

Высшим синтезом, интегральным результатом жизненного пути человека в психологии принято считать индивидуальность, фиксирующую одновременно своеобразие и неповторимость че­ловека как индивида, как субъекта, как личности. Мы же исхо­дим из представления, что высшей ступенью развития человека в обществе является ступень универсализации. Человек как универ­сум есть его особый образ. Универсум есть полнота человеческой реальности; человек как универсум эквивалентен актуальной и потенциальной бесконечности, в ней человек предстает как мик­рокосм, как тождество человеческому роду.

Универсальность как форма целостной организации челове­ка в психологии специально не выделялась. Вместе с тем указа­ния на специфические проявления человека, не определяемые его индивидными, субъектными, личностными и индивидуаль­ными свойствами в философской, художественной литературе, встречались во множестве. К такого рода явлениям относятся поступки человека во благо всего человечества, руководимые высшими ценностями жизни. Жертвенность, подвижничество суть формы проявления человека как универсума.

Другим основанием необходимости представления человека через указанные образы его целостности является религиозное, философское, психологическое учение о трехсоставной сути че­ловека — телесной, душевной, духовной. Авторы полагают, что те­лесное бытие человека есть его характеристика как индивида. Душевная или собственно психологическая реальность соотноси­ма с описанием человека как субъекта. Духовная суть человека раскрывается через личностные, индивидуальные и универсаль­ные характеристики человека.

Представим схему основных целостных модусов человече­ской реальности, как они видятся с позиций современной пси­хологии (рис. 16).


Глава 7. ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИД (телесное существование человека)







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.233.215 (0.003 с.)