Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мышление. Классификация явлений мышления. Закономерности мышления. Структура мыслит. деят-ти при решении нестандартных задач.

Поиск

Мышление - опосредованное и обобщенное отражение существен­ных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности. Установление всеобщих взаимосвязей, обобщение свойств однородной группы явлений, понимание сущности конкретного явления как разновид­ности определенного класса явлений - такова сущность человеческого мышления.

Механизмом мышления че­ловека является внутренняя речь.

Между понятиями «язык» и «речь» существует такое же отношение, как между понятия­ми «общественное сознание» и «индивидуальное сознание». В языке проявляется общественное сознание, в речи — индивидуальное.

Речь - индивидуальное использование общественно выработанных обозначений, языковых знаков. Мысль формируется посредством ее ре­чевого формулирования. Сформулировать мысль — значит объективи­зировать ее, облечь в обобщенные языковые значения. Речь подразде­ляется на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя речь лишена фонации (звукопроизнесения).

Первоначально мысль зарождается в форме опорных речевых эле­ментов. Отношение речи к мышлению — отношение формы к содер­жанию. Построение речи определяется законами грамматики, процесс мышления — законами всеобщих взаимосвязей.

Классификация явлений мышления:

1)Мыслит. деятельность -система мыслительных действий, на­правленная на решение какой-либо проблемы. Отдельные мыслит. действия связаны с решением промежуточных задач, составных частей общей проблемы.

По содержанию мыслит. деятельность подразделяется на:

1) практическую; 2) художественную и 3) научную,

Структурной единицей практического мышления является дей­ствие, а коммуникативной единицей — сигнал.

В художественном мышлении соответственно - об­раз и символ.

В научном мышлении — понятие и знак.

При характеристике индивидуального мышления учитываются та­кие качества, как систематичность, последовательность, доказатель­ность, гибкость, быстрота и др., образующие тип мышления индивида, его интеллектуальные особенности, качества ума.

2)Мыслит. д ействия - совокупность мыслительных операций, направленных на выявление непосредственно не данных, скрытых свойств и отношений объектов реального мира. Каждый мыслительный акт ос­нован на системе операций.

3)К мыслит. операциям относятся:

Сравнение - установление сходства и различия между предметами (путем их сравнения, сопоставления). Без сравнения объектов нельзя вычленить их существенные стороны, объединить, синтезировать их по определенному признаку. На основе сравне­ния делаются обобщения.

Обобщение -свойство мышления и центральная мыслительная опе­рация. Осуществляется на двух уровнях:

- элементарный уровень - соединение сходных предметов по вне­шним признакам (генерализация).

- второй, более высокий уровень - выделение существенных об­щих признаков.

Обобщения основаны на сравнении, на противопоставлении су­щественного всему случайному, второстепенному. Обобщение возможно лишь благодаря абстракции.

Абстракция - выделение в объекте су­щественных в каком-либо отношении сторон.(от лат.- от­влечение).

Конкретизация - познание целостного объекта во всех существен­ных его взаимосвязях.Это теоретическое воспроизведение целостно­го объекта.

Классификация - группировка объектов по существенным признакам. В отличие от классификации, основанием которой должны быть призна­ки, существенные в каком-либо отношении, систематизация иногда до­пускает выбор в качестве основания признаков малосущественных (на­пример, в алфавитных каталогах), но удобных в оперативном отношении.

Систематизация — группировка предметов с выделением более мел­ких подгрупп, видов и разрядов, выделение частей в целом, установление взаимоотношений между отдельными частями.

Все мыслит. операции связаны с анализом и синтезом. Ана­лиз и синтез — это две неразрывные стороны всего процесса позна­ния (в том числе и чувственного этапа).

Продукт мыслительных действий - определенные познавательные результаты, которые выражаются в трех формах мышления.

4) Формальные структуры мыслей называются формами мышле­ния. Различаются 3 формы мышления - суждение, умозаключение и понятие.

Суждение- определенное знание о предмете, утверждение или от­рицание каких-либо его свойств, связей и отношений. Формирование суждения происходит как формирование мысли в предложении.

В зависимости от содержания отражаемых в суждении предметов и их свойств различаются следующие виды суждения: частное и об­щее, условное и категорическое, утвердительное и отрицательное.

В суждении выражаются не только знания о предмете, но и субъек­тивное отношение человека к этому знанию, различная степень уве­ренности в истинности этого знания. В психологическом отношении связь суждений индивида рассматривается как его рассудочная дея­тельность.

Суждения могут быть истинными или ложными, т.е. противореча­щими действительности.

Субъект суждения - предмет, о котором что-либо утверждается или отрицается

Предикат -то, что утверждается или отрицается.

Основную информацию несет в себе предикат суждения. Так, в суждении «закон не имеет обратной силы» предикатом является «не имеет обратной силы»;

Если истинность суждения вызывает сомнение, мышление приобре­тает форму рассуждения. Суждение специально обосновывается ранее проверенными фактами, закономерностями, системой умозаключений.

Умозаключение -вывод нового суждения_из других_суждений; это получение_нового_знания_из имеющихся знаний.

Вывод из частных суждений называется индуктивным умозак­лючением (на основании того, что все известные нам случаи преступле­ния сохраняли какие-либо следы преступления, мы делаем общий вы­вод: преступление не совершается бесследно). Умозаключение от обще­го положения к частному случаю называется дедуктивным (например, исходя из вышеприведенного общего положения, мы, встречаясь с конкретным случаем преступления, делаем вывод, что и в этом случае обязательно должны быть следы преступления). Оба вида умозаключений взаимосвязаны: индукция проверяется дедукцией, а де­дукция основывается на ранее осущественной индукции.

Различают также умозаключение по аналогии — умозаключения от одних частных случаев к другим частным случаям (этот вид умозак­лючения используется в следственной практике, когда та или иная версия выдвигается по аналогии с другим сходным случаем). Однако, оно само по себе не дает достоверного знания и требует проверки.

Понятие - форма мышления, в которой отражаются существенные свойства предметов или явлений. В каждом понятии различаются объем и содержание. Объем - это совокупность всех объектов, входящих в данное понятие. Содержание - это знание об этих предметах.

В зависимости от стандартности-нестандартности решаемых задач и операциональных процедур различаются:

-алгоритмическое мышление ориентировано на заранее установ­ленные правила, общепринятую последовательность действий, необходимых для решения типовых задач;

-дискурсивное (от лат. рассуждение) мышление осно­вано на системе взаимосвязанных умозаключений;

-эвристическое мышление - это продуктивное мышление, состо­ящее в решении нестандартных задач;

-творческое мышление - мышление, дающее принципиально но­вое решение проблемы, приводящее к новым идеям, открытиям и решениям.

Виды мышления:

Генетически самый ранний вид мышления - практически-дей­ственное мышление; определяющее значение в нем имеют действия с предметами. На основе практически-действенного, манипуляционно-го мышления возникает наглядно-образное мышление. Основным сред­ством его реализации является уже не практическое действие, а ум­ственный (псих.) образ.

Высшей ступенью развития мышления является отвлеченное абстрактное мышление в форме понятий и рассуждений (установление причин явле­ния при помощи умозаключения).

Мышление отдельных взрослых людей также можно разделить на преимущественно образный (художе­ственный), абстрактный (теоретический) и смешанный виды. Но в раз­личной деятельности, обычно, у одного и того же человека на передний план выступает тот или иной вид мышления (бытовые дела требуют наглядно-действенного или образного мышления, а беседа на научную тему — теоретического мышления).

Общие закономерности мышления.

Мышление - это непрерывное взаимодействие мыслящего субъекта с объектом познания, в целях разрешения какой-то проблемы на основе анализа и синтеза и имеет своим результатом новое обобщение.

Таким образом: про блемнос ть, анализ-синтез_и обобщенность являются общими психологическими закономерностями мышления.

Мышление возникает в связи с необходимостью решения пробле­мы; условием его возникновения является проблемная ситуация — обстоятельство, при котором человек встречается с чем-то новым, не­понятным с точки зрения имеющихся знаний. Эта ситуация характе­ризуется дефицитом исходной информации, возникновением опреде­ленного познавательного барьера, трудностей, которые предстоит преодолеть с помощью интеллектуальной активности субъекта — пу­тем изыскания необходимых познавательных стратегий.

Мышление - это познание того, что не дано непосредственно, но находится в определенном отношении к тому, что дано.

Взаимодействие анализа и синтеза. На них основаны все ступени мыслительного про­цесса. Всякий поиск ответа на вопрос требует и анализа и синтеза в их различных связях (производными от анализа и синтеза мыслит.и операциями являются абстракция и обобщение).

Анализ -выделение тех сторон объекта, которые существенны для решения данной задачи; это выявление строения исследуемого объек­та, его структуры, расчленение сложного явления на простые элемен­ты, отделение существенного от несущественного.

(выделение следов, которые имеют доказательственное значение). Результаты анализа объединяются, синтезируются.

Синтез - объединение элементов, частей, сторон на основе установ­ления существенных в определенном отношении связей между ними.

Основным механизмом мышления яв­ляется анализ через синтез: выделение новых свойств в объекте (анализ) осуществляется через соотнесение его (синтез) с другими объектами.

Анализ и синтез, взаимопереходя друг в друга, обеспечивают не­прерывное движение мысли. Процесс познания начинается с первичного син­теза- восприятия нерасчлененного целого (явления, ситуации). Да­лее на основе анализа осуществляется вторичный синтез. Получаются новые знания об этом целом, а это познанное целое вновь выступает как база для дальнейшего глубокого анализа.

Анализ — вычленение таких свойств (сторон) объекта, которые име­ют существенное значение для последующего синтеза, обобщения. При этом проявляются такие закономерности как:

- с елективность - способность интеллекта отбирать необходимые для данной ситуации знания, мо­билизовать их на решение проблемы, минуя перебор всех возможных вариантов. Для этого знания индивида должны быть систе­матизированы, сведены в иерархически организованные структуры.

-рефлексивность -критическая самооценка субъектом хода своего мышления. Контроль над течением мыслительного процесса (рассуждение человека с самим собой), самоотчет мышления перед самим собой.

При анализе событий возникает особая разновидность аналит. мышления – антиципация - предвидение воз­можных результатов определенных действий. Способность предста­вить возможные варианты развития событий, возможные пути реше­ния проблемы - дивергентность мышления.

Обобщенность мышления. Цель мышление - по­знание существенных свойств объекта, с целью получе­ния знания. Существенное свойство является всегда общим для дан­ной группы однородных предметов (но не всякое общее свойство яв­ляется существенным). К решению конкретной задачи мы применяем обобщенные знания, общие правила. В процессе мышления единичное всегда рассматривается как кон­кретное выражение общего.

Структура мыслит. деятельности при решении нестандартных задач Мыслит.деятельности - процесс постановки и решения нестан-х задач.

Мыслительная деятельность при решении нестандартных задач имеет определенную структуру, она совершается в виде последова­тельного ряда этапов:

Первый - четкая ре­чевая формулировка задачи, определение данных условий и основного тре­бования (вопроса) задачи.

Условия задачи - это ее исходные данные. Требование задачи — это положение, которое надо доказать или к которому надо прийти. Успеш­ное решение зависит от правильного осознания ее ос­новного вопроса. При этом нередко допускаются две типичные ошибки:

1) задача осознается чрезмерно обобщенно, без учета ее своеоб­разных особенностей, (начиная расследование преступления оп­ределенной категории, следователь иногда может не обратить внима­ния на специф.особенности условий совершения данного пре­ступления);

2)неосознанно предполагается такое условие, которого в данной задаче не содержится (если предложить испытуемым построить четыре треугольника из шести спичек, то эту задачу обычно не могут решить, так как пытаются построить треугольники в одной плоско­сти, хотя это и не является условием задачи).

Второй - анализ_условий задачи и выдвижение предположений о возможных путях ее решения.

Действия с условиями творческой задачи осущ.в гипотетическом, предполагаемом направлении, в плане выдвижения гипотез, применительно к следственным задачам -версий.

Гипотеза - основанное на ряде фактов предположение об определен­ной причине явлений, связи между ними.

Гипотеза — это выработка общей стратегии решения задачи.

Гипотеза имеет вероятный характер и требует, проверки, до­казательства; после этого она становится достоверным знанием или отбрасывается, если проверка дает отрицательный результат.

Можно выделить основные правила выдвижения ги­потезы:

1)она должна совмещаться со всеми относящимися к ней фактами;

2)для объяснения фактов следует выдвигать возмож­но меньшее количество гипотез с большей связью между ними;

3)из ряда противостоящих друг другу гипотез предпочтительнее та, которая более единообразно объясняет серию фактов. Для объяс­нения отдельных фактов возможно выдвижение рабочих гипотез;

4)противоречащие друг другу гипотезы не могут быть истинными;

5)гипотеза должна быть основана на имеющихся теорет. знаниях.

Версии подразде­ляются на: 1) общие; 2) частные; 3) рабочие.

Общая - это предположение следователя о событии преступления, его юр. квалификации и виновности опр. лица.

Частная - это предположение об отд-х обстоятель­ствах события.

Рабочая - это предположение о некотором вспомогатель­ном обстоятельстве, не имеющем уголовно-процессуального значе­ния (о марке оружия, о местонахождении опр. лица, документа.

По уровню проблемности следственные версии могут быть разде­лены на поисковые и проверочные, а по их месту в следственном про­цессе на первоначальные и завершающие.

Выдвижение версии -это процесс мыслит. деятельности, основанный на применении знаний об объективных взаимоотноше­ниях и связях между предметами и явлениями. Так, знание синильной кислоте позволяет сделать заклю­чение об инсценировке самоубийства, если труп находится в ванне, а кислота в отдаленной комнате.

Следственная версия является вероятностной моделью причин и обстоятельств преступления. Модель - это мысленно представляе­мая или материально реализованная система, которая, отображая объект исследования, замещает его таким образом, чтобы получить информацию об этом объекте.

Познавательная роль следственной версии состоит: 1) в схемати­зации моделируемого события; 2) в систематизации фактов в опреде­ленном направлении; 3) в определении направления поиска недоста­ющей информации.

Третий - проверка гипотезы. Проверка ги­потезы осуществляется путем практических действий и умозаключе­ний.

Основная цель проверки версии -выявить наличие или отсутствие вытекающих из данной версии следствий.

Процесс решения задачи - это процесс получения недостающих данных путем осуществления различных следственных действий: след. осмотра, допроса, следственного эксперимента, обыска и др.

На четвертом, заключительном этапе решения задачи происходит сопоставление полученных результатов с исходными условиями, их согласование означает возникновение достоверной информационно-логич еской м одели обстоятельств, а несовпадение ведет к выдвижению новых гипотез, новых познавательных задач.

Следственная интуиция -быстрое неосознанное решение задачи при недостаточнос­ти исходных данных. Быстрота решения задачи под­готовлена долголетним опытом, глубокими познаниями, отработан­ностью познавательных действий, доведенных до автоматизма.

Но любая интуитивная догадка имеет вероятностный характер и в следственной практике должна подвергаться тщательной проверке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 517; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.176.215 (0.01 с.)