Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мышление. Классификация явлений мышления. Закономерности мышления. Структура мыслит. деят-ти при решении нестандартных задач.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Мышление - опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности. Установление всеобщих взаимосвязей, обобщение свойств однородной группы явлений, понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений - такова сущность человеческого мышления. Механизмом мышления человека является внутренняя речь. Между понятиями «язык» и «речь» существует такое же отношение, как между понятиями «общественное сознание» и «индивидуальное сознание». В языке проявляется общественное сознание, в речи — индивидуальное. Речь - индивидуальное использование общественно выработанных обозначений, языковых знаков. Мысль формируется посредством ее речевого формулирования. Сформулировать мысль — значит объективизировать ее, облечь в обобщенные языковые значения. Речь подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя речь лишена фонации (звукопроизнесения). Первоначально мысль зарождается в форме опорных речевых элементов. Отношение речи к мышлению — отношение формы к содержанию. Построение речи определяется законами грамматики, процесс мышления — законами всеобщих взаимосвязей. Классификация явлений мышления: 1)Мыслит. деятельность -система мыслительных действий, направленная на решение какой-либо проблемы. Отдельные мыслит. действия связаны с решением промежуточных задач, составных частей общей проблемы. По содержанию мыслит. деятельность подразделяется на: 1) практическую; 2) художественную и 3) научную, Структурной единицей практического мышления является действие, а коммуникативной единицей — сигнал. В художественном мышлении соответственно - образ и символ. В научном мышлении — понятие и знак. При характеристике индивидуального мышления учитываются такие качества, как систематичность, последовательность, доказательность, гибкость, быстрота и др., образующие тип мышления индивида, его интеллектуальные особенности, качества ума. 2)Мыслит. д ействия - совокупность мыслительных операций, направленных на выявление непосредственно не данных, скрытых свойств и отношений объектов реального мира. Каждый мыслительный акт основан на системе операций. 3)К мыслит. операциям относятся: Сравнение - установление сходства и различия между предметами (путем их сравнения, сопоставления). Без сравнения объектов нельзя вычленить их существенные стороны, объединить, синтезировать их по определенному признаку. На основе сравнения делаются обобщения. Обобщение -свойство мышления и центральная мыслительная операция. Осуществляется на двух уровнях: - элементарный уровень - соединение сходных предметов по внешним признакам (генерализация). - второй, более высокий уровень - выделение существенных общих признаков. Обобщения основаны на сравнении, на противопоставлении существенного всему случайному, второстепенному. Обобщение возможно лишь благодаря абстракции. Абстракция - выделение в объекте существенных в каком-либо отношении сторон.(от лат.- отвлечение). Конкретизация - познание целостного объекта во всех существенных его взаимосвязях.Это теоретическое воспроизведение целостного объекта. Классификация - группировка объектов по существенным признакам. В отличие от классификации, основанием которой должны быть признаки, существенные в каком-либо отношении, систематизация иногда допускает выбор в качестве основания признаков малосущественных (например, в алфавитных каталогах), но удобных в оперативном отношении. Систематизация — группировка предметов с выделением более мелких подгрупп, видов и разрядов, выделение частей в целом, установление взаимоотношений между отдельными частями. Все мыслит. операции связаны с анализом и синтезом. Анализ и синтез — это две неразрывные стороны всего процесса познания (в том числе и чувственного этапа). Продукт мыслительных действий - определенные познавательные результаты, которые выражаются в трех формах мышления. 4) Формальные структуры мыслей называются формами мышления. Различаются 3 формы мышления - суждение, умозаключение и понятие. Суждение- определенное знание о предмете, утверждение или отрицание каких-либо его свойств, связей и отношений. Формирование суждения происходит как формирование мысли в предложении. В зависимости от содержания отражаемых в суждении предметов и их свойств различаются следующие виды суждения: частное и общее, условное и категорическое, утвердительное и отрицательное. В суждении выражаются не только знания о предмете, но и субъективное отношение человека к этому знанию, различная степень уверенности в истинности этого знания. В психологическом отношении связь суждений индивида рассматривается как его рассудочная деятельность. Суждения могут быть истинными или ложными, т.е. противоречащими действительности. Субъект суждения - предмет, о котором что-либо утверждается или отрицается Предикат -то, что утверждается или отрицается. Основную информацию несет в себе предикат суждения. Так, в суждении «закон не имеет обратной силы» предикатом является «не имеет обратной силы»; Если истинность суждения вызывает сомнение, мышление приобретает форму рассуждения. Суждение специально обосновывается ранее проверенными фактами, закономерностями, системой умозаключений. Умозаключение -вывод нового суждения_из других_суждений; это получение_нового_знания_из имеющихся знаний. Вывод из частных суждений называется индуктивным умозаключением (на основании того, что все известные нам случаи преступления сохраняли какие-либо следы преступления, мы делаем общий вывод: преступление не совершается бесследно). Умозаключение от общего положения к частному случаю называется дедуктивным (например, исходя из вышеприведенного общего положения, мы, встречаясь с конкретным случаем преступления, делаем вывод, что и в этом случае обязательно должны быть следы преступления). Оба вида умозаключений взаимосвязаны: индукция проверяется дедукцией, а дедукция основывается на ранее осущественной индукции. Различают также умозаключение по аналогии — умозаключения от одних частных случаев к другим частным случаям (этот вид умозаключения используется в следственной практике, когда та или иная версия выдвигается по аналогии с другим сходным случаем). Однако, оно само по себе не дает достоверного знания и требует проверки. Понятие - форма мышления, в которой отражаются существенные свойства предметов или явлений. В каждом понятии различаются объем и содержание. Объем - это совокупность всех объектов, входящих в данное понятие. Содержание - это знание об этих предметах. В зависимости от стандартности-нестандартности решаемых задач и операциональных процедур различаются: -алгоритмическое мышление ориентировано на заранее установленные правила, общепринятую последовательность действий, необходимых для решения типовых задач; -дискурсивное (от лат. рассуждение) мышление основано на системе взаимосвязанных умозаключений; -эвристическое мышление - это продуктивное мышление, состоящее в решении нестандартных задач; -творческое мышление - мышление, дающее принципиально новое решение проблемы, приводящее к новым идеям, открытиям и решениям. Виды мышления: Генетически самый ранний вид мышления - практически-действенное мышление; определяющее значение в нем имеют действия с предметами. На основе практически-действенного, манипуляционно-го мышления возникает наглядно-образное мышление. Основным средством его реализации является уже не практическое действие, а умственный (псих.) образ. Высшей ступенью развития мышления является отвлеченное абстрактное мышление в форме понятий и рассуждений (установление причин явления при помощи умозаключения). Мышление отдельных взрослых людей также можно разделить на преимущественно образный (художественный), абстрактный (теоретический) и смешанный виды. Но в различной деятельности, обычно, у одного и того же человека на передний план выступает тот или иной вид мышления (бытовые дела требуют наглядно-действенного или образного мышления, а беседа на научную тему — теоретического мышления). Общие закономерности мышления. Мышление - это непрерывное взаимодействие мыслящего субъекта с объектом познания, в целях разрешения какой-то проблемы на основе анализа и синтеза и имеет своим результатом новое обобщение. Таким образом: про блемнос ть, анализ-синтез_и обобщенность являются общими психологическими закономерностями мышления. Мышление возникает в связи с необходимостью решения проблемы; условием его возникновения является проблемная ситуация — обстоятельство, при котором человек встречается с чем-то новым, непонятным с точки зрения имеющихся знаний. Эта ситуация характеризуется дефицитом исходной информации, возникновением определенного познавательного барьера, трудностей, которые предстоит преодолеть с помощью интеллектуальной активности субъекта — путем изыскания необходимых познавательных стратегий. Мышление - это познание того, что не дано непосредственно, но находится в определенном отношении к тому, что дано. Взаимодействие анализа и синтеза. На них основаны все ступени мыслительного процесса. Всякий поиск ответа на вопрос требует и анализа и синтеза в их различных связях (производными от анализа и синтеза мыслит.и операциями являются абстракция и обобщение). Анализ -выделение тех сторон объекта, которые существенны для решения данной задачи; это выявление строения исследуемого объекта, его структуры, расчленение сложного явления на простые элементы, отделение существенного от несущественного. (выделение следов, которые имеют доказательственное значение). Результаты анализа объединяются, синтезируются. Синтез - объединение элементов, частей, сторон на основе установления существенных в определенном отношении связей между ними. Основным механизмом мышления является анализ через синтез: выделение новых свойств в объекте (анализ) осуществляется через соотнесение его (синтез) с другими объектами. Анализ и синтез, взаимопереходя друг в друга, обеспечивают непрерывное движение мысли. Процесс познания начинается с первичного синтеза- восприятия нерасчлененного целого (явления, ситуации). Далее на основе анализа осуществляется вторичный синтез. Получаются новые знания об этом целом, а это познанное целое вновь выступает как база для дальнейшего глубокого анализа. Анализ — вычленение таких свойств (сторон) объекта, которые имеют существенное значение для последующего синтеза, обобщения. При этом проявляются такие закономерности как: - с елективность - способность интеллекта отбирать необходимые для данной ситуации знания, мобилизовать их на решение проблемы, минуя перебор всех возможных вариантов. Для этого знания индивида должны быть систематизированы, сведены в иерархически организованные структуры. -рефлексивность -критическая самооценка субъектом хода своего мышления. Контроль над течением мыслительного процесса (рассуждение человека с самим собой), самоотчет мышления перед самим собой. При анализе событий возникает особая разновидность аналит. мышления – антиципация - предвидение возможных результатов определенных действий. Способность представить возможные варианты развития событий, возможные пути решения проблемы - дивергентность мышления. Обобщенность мышления. Цель мышление - познание существенных свойств объекта, с целью получения знания. Существенное свойство является всегда общим для данной группы однородных предметов (но не всякое общее свойство является существенным). К решению конкретной задачи мы применяем обобщенные знания, общие правила. В процессе мышления единичное всегда рассматривается как конкретное выражение общего. Структура мыслит. деятельности при решении нестандартных задач Мыслит.деятельности - процесс постановки и решения нестан-х задач. Мыслительная деятельность при решении нестандартных задач имеет определенную структуру, она совершается в виде последовательного ряда этапов: Первый - четкая речевая формулировка задачи, определение данных условий и основного требования (вопроса) задачи. Условия задачи - это ее исходные данные. Требование задачи — это положение, которое надо доказать или к которому надо прийти. Успешное решение зависит от правильного осознания ее основного вопроса. При этом нередко допускаются две типичные ошибки: 1) задача осознается чрезмерно обобщенно, без учета ее своеобразных особенностей, (начиная расследование преступления определенной категории, следователь иногда может не обратить внимания на специф.особенности условий совершения данного преступления); 2)неосознанно предполагается такое условие, которого в данной задаче не содержится (если предложить испытуемым построить четыре треугольника из шести спичек, то эту задачу обычно не могут решить, так как пытаются построить треугольники в одной плоскости, хотя это и не является условием задачи). Второй - анализ_условий задачи и выдвижение предположений о возможных путях ее решения. Действия с условиями творческой задачи осущ.в гипотетическом, предполагаемом направлении, в плане выдвижения гипотез, применительно к следственным задачам -версий. Гипотеза - основанное на ряде фактов предположение об определенной причине явлений, связи между ними. Гипотеза — это выработка общей стратегии решения задачи. Гипотеза имеет вероятный характер и требует, проверки, доказательства; после этого она становится достоверным знанием или отбрасывается, если проверка дает отрицательный результат. Можно выделить основные правила выдвижения гипотезы: 1)она должна совмещаться со всеми относящимися к ней фактами; 2)для объяснения фактов следует выдвигать возможно меньшее количество гипотез с большей связью между ними; 3)из ряда противостоящих друг другу гипотез предпочтительнее та, которая более единообразно объясняет серию фактов. Для объяснения отдельных фактов возможно выдвижение рабочих гипотез; 4)противоречащие друг другу гипотезы не могут быть истинными; 5)гипотеза должна быть основана на имеющихся теорет. знаниях. Версии подразделяются на: 1) общие; 2) частные; 3) рабочие. Общая - это предположение следователя о событии преступления, его юр. квалификации и виновности опр. лица. Частная - это предположение об отд-х обстоятельствах события. Рабочая - это предположение о некотором вспомогательном обстоятельстве, не имеющем уголовно-процессуального значения (о марке оружия, о местонахождении опр. лица, документа. По уровню проблемности следственные версии могут быть разделены на поисковые и проверочные, а по их месту в следственном процессе на первоначальные и завершающие. Выдвижение версии -это процесс мыслит. деятельности, основанный на применении знаний об объективных взаимоотношениях и связях между предметами и явлениями. Так, знание синильной кислоте позволяет сделать заключение об инсценировке самоубийства, если труп находится в ванне, а кислота в отдаленной комнате. Следственная версия является вероятностной моделью причин и обстоятельств преступления. Модель - это мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая объект исследования, замещает его таким образом, чтобы получить информацию об этом объекте. Познавательная роль следственной версии состоит: 1) в схематизации моделируемого события; 2) в систематизации фактов в определенном направлении; 3) в определении направления поиска недостающей информации. Третий - проверка гипотезы. Проверка гипотезы осуществляется путем практических действий и умозаключений. Основная цель проверки версии -выявить наличие или отсутствие вытекающих из данной версии следствий. Процесс решения задачи - это процесс получения недостающих данных путем осуществления различных следственных действий: след. осмотра, допроса, следственного эксперимента, обыска и др. На четвертом, заключительном этапе решения задачи происходит сопоставление полученных результатов с исходными условиями, их согласование означает возникновение достоверной информационно-логич еской м одели обстоятельств, а несовпадение ведет к выдвижению новых гипотез, новых познавательных задач. Следственная интуиция -быстрое неосознанное решение задачи при недостаточности исходных данных. Быстрота решения задачи подготовлена долголетним опытом, глубокими познаниями, отработанностью познавательных действий, доведенных до автоматизма. Но любая интуитивная догадка имеет вероятностный характер и в следственной практике должна подвергаться тщательной проверке.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 517; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.176.215 (0.01 с.) |