Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современного социального знания↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Современного социального знания Учебно-методический комплекс Для студентов 5 курса дневная, заочная форма обучения Для направления подготовки специалистов
Факультет социологии
Барнаул 2012 Рецензенты: Коростелева О.Т., д.с.н., проф., Ануфриева Л.М., к.ф.н., доц.
Автор: Воронина С.А., к.с.н., доц.
Воронина С.А. Актуальные проблемы современного социального знания. Учебно-методический комплекс. Барнаул 2010. - 33 с.
Данный учебно-методический комплекс я программа предназначен для студентов социологического факультета (ДО) специальность «Социология». Он реализован в учебном курсе «Актуальные проблемы современного социального знания», который читается к.с.н., доцентом кафедры общей социологии Ворониной С.А. Методический комплекс содержит в себе программу курса, учебный план, вопросы для самостоятельной работы, примерные варианты для рефератов и курсовых работ, вопросы к зачету. Предложенный комплекс разработан в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла.
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры …сентября 2012 года
© С.А.Воронина Факультет социологии Алтайского Государственного Университета 2012 Содержание Введение 1. Организационно-методический раздел………………………………………………….6 2. Распределение часов учебного курса……………………………………………………7 3. Содержание курса………………………………………………………………………....8 4. Учебный план курса………………………………………………………………………14 5. Перечень примерных контрольных вопросов для самостоятельной работы…………29 6. Тематика рефератов и курсовых работ………………………………………………….30 7. Вопросы к зачету….……………………………………………………………………....31 8. Учебно-методическое обеспечение курса…………………………………………….....32 Введение Настоящий методический документ является основным пособием организационно-методического плана для курса «Актуальные проблемы социального знания», читаемого на старших курсах социологического факультета АлтГУ. Он представляет тематику лекций и семинарских занятий, а также списки рекомендованной литературы по темам. Содержательно курс представляет возможности осмысления основных тенденций развития современного социального знания, акцентируя внимания на его наиболее важных проблемах. Особое внимание уделено роли и особенностям отечественной социологии, специфике ее развития на рубеже XX – XXI вв. При этом выделяются три основных уровня отечественной социологии – большие социологические теории, представляющие различные парадигмы социологического мышления, среднеуровневые социологические теории и эмпирическую социологию. Учебный курс ориентирует на современное понимание роли интеграции и дифференциации социального знания. При этом акцентрируется внимание на таких ключевых проблемах его современного развития, как монизм и полипарадигмальность, сочетания в нем социогенетического и актуально-сетевого, технологического и феноменологического, глобального и национально-регионального, объективного и субъективно-личностного. Базовое, фундаментальное значение придается культуроцентричности социального знания, развития общества и человека. Существенно то, что материалы курса представляют развитие современной социологии в контексте ее взаимодействия не только с гуманитарным, но и с естественнонаучным знанием, точными науками, современными научными картинами мира, способами его познания. Он логически завершает изучение студентами-социологами вузовского цикла социологических дисциплин учебной программы по специальности «Социология». Именно в этом его главная роль и специфика в сравнении с другими учебными дисциплинами социологического профиля, преподаваемыми на социологическом факультете АлтГУ.
Организационно-методический раздел
Данный курс подготовлен в соответствии с требованиями ФГОС для студентов – социологов, социальных работников, информатиков в социокультурной сфере, а также специальности «работа с молодежью» социологического факультета. Учебный курс «Актуальные проблемы современного социального знания» является одной из обязательных дисциплин в подготовке студентов по специальности 020300 «Социология». Читается курс в девятом семестре для студентов - специалистов. Цель курса: способствовать изучению и систематизации студентами теоретических и практических основ современного социального знания, направленных на формирование глубоких целостных представлений об особенностях социокультурной действительности, сложных социальных задачах и подходах к их решению. Задачи курса: 1. сформировать представления об основных теоретических концепциях современного социального знания; 2. способствовать усвоению студентами знаний о генезисе современного социального знания; 3. расширять представления студентов об особенностях социальных процессов в современной России; 4. сформировать умения самостоятельного анализа фактов, обобщения и систематизации материала; 5. развивать аналитические и прогностические умения студентов. Место учебного курса в профессиональной подготовке выпускника. Учебный курс «Актуальные проблемы современного социального знания» является научно-теоретической и практикоориентированной основой для систематизации и обобщения знаний о современных социальных концепциях в контексте современных социокультурных изменений. Требования к уровню освоения содержания учебного курса: 1. студент должен усвоить не только теоретический материал курса, но и уметь практически применять полученные знания в научно-исследовательской работе в социокультурной сфере; 2. студент должен свободно владеть всем спектром знаний о современных процессах и явлениях в сфере современного социального знания. Форма итогового контроля по курсу: В конце данного учебного курса студент сдает зачет. 1. Для отметки «зачтено» по данному курсу студент должен показать общие знания по программе курса, глубокое концептуальное осмысление лекционного и дополнительного материала, умение характеризовать отдельные концепции на примере современной социальной жизни и использовать в практической профессиональной деятельности. Требования к формированию компетенций: Социально-личностной: 1. Осознание социальной значимости своей профессии; 2. способность к саморазвитию и самореализации; 3. коммуникативная способность; 4. креативная способность; 5. способность к лидерству; 6. способность к рефлексии. Общенаучностной: 1. Аналитическая; 2. идеологическая; 3. интеллектуальная; 4. культурная; 5. мировоззренческая; 6. методологическая. Общепрофессиональной: 1. Диагностическая; 2. информационно-технологическая; 3. коммуникативная; 4. консультативная; 5. организационная; 6. социально-правовая; 7. социально-экономическая; 8. рефлексивная. Место курса в профессиональной подготовке студента: Курс относится к числу общепрофессиональных дисциплин и преподается как органическая часть отраслевых социологических дисциплин: социологии культуры, социологии религии и т.п. Распределение часов курса по темам и видам работ
Содержание курса Тема 3. Теоретическое и эмпирическое, феноменологическое и технологическое в современном социальном знании. Планы семинарских занятий Методические рекомендации
При подготовке к семинарским и практическим занятиям студенты должны прочитать записи лекций, изучить рекомендуемую литературу, ответить на вопросы и выполнить задания для самостоятельной работы. Целесообразно подготовиться к семинарским и практическим занятиям за неделю до их начала: на основе изучения литературы составить конспект основных категорий и понятий по учебной дисциплине, подготовить письменные словарные материалы, домашние упражнения и задания. Каждую тему занятия важно связывать с предыдущим учебным материалом, спецификой будущей профессиональной деятельности социолога. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Одобряются и поощряются инициативные выступления с докладами и рефератами по темам семинарских и практических занятий. Семинар 1. «Полипарадигмальность и проблема монизма современного социального знания» (2 часа) План: 1. Полипарадигмальность или монизм современного социального знания? Современная постановка проблемы. 2. Основные причины современного «полипарадигмального бума». 3. Проблема сочетания полипарадигмальности и монизма современного социального знания. Основные направления ее решения. Литература: Основная: 1. Штомпка П. Много социологий для одного мира // Социс. 1991. №2. С. 13-23. 2. Давыдов А.А. Социология как метапарадигмальная наука// Социс. 1992. №9. С.85-87. 3. Попков Ю.В., Тюгашев Е.А. Парадигмы и метапарадигмы в социологии// Образование и социальное развитие региона. 2001. №1-2. С.18-23. 4. Джонсон Т, Дандекер К., Эмуорт К. Теоретическая социология: условия фрагментации и единства// Тезис. 1993. 5. Социология на пороге XXI века: новые направления исследований/ Под ред. С.И. Григорьева и Ж. Коэннена – Хуттера. М., 1998. 6. Ядов В. Универсализм или плюрализм социологических теорий?// Вопросы экономики. 1993. №1. 7. Григорьев С.И., Субетто А.И. Основы неклассической социологии. М., 2000. Дополнительная: 1. Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002. 2. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов. /Отв. ред. Г.В. Осипов. М., 2001. 3. Коэннэн – Хуттер Ж. Актуальные проблемы социологии и их развитие// Социс. 1998. №6. С.130-133. 4. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998. 5. Коростелева О. Т. Становление гуманитарной методологии в социологической науке. Барнаул, 2005. 6. Култыгин В.П. Мировое социологическое сообщество на рубеже тысячелетий// Социс. 1998. № 12. С. 15- 27. 7. Жизненные силы русской культуры: пути возрождения в России начала XXI века (ред. С.И. Григорьев и Т.А. Семилет). М., 2003. 8. «Социология», 2005 г. 9. Романовский Н.В. Мультипарадигмальная социология – auf Wiedersehen?// Социс. 2005. № 12. 10. Неклассическая социология в современной России: накопление методологического потенциала и технологических возможностей (ред. С.И. Григорьев). Барнаул-Москва, 2003. Семинар 2. Дифференциация и интеграция социальных наук на рубеже XX-XXI веков (2 часа) План: 1.Развитие социальных наук в контексте дифференциации. 2.Развитие социальных наук в контексте интеграции. 3.Социально-гуманитарные науки в России: смена векторов развития. Литература: 1. Валлерштейн Э. Социальные науки в XXI в. / Всемирный доклад по социальным наукам. М.. 2002. С. 41 -48. 2. Григорьев СИ.. Субетто АИ. Основы неклассической социологии. М.. 2000. 3. Коростелева О. Г. Становление гуманитарной методологии в социологической науке. Барнаул. 2005. 4. Култыгин В.П. Мировое социологическое сообщество на рубеже тысячелетий// Социс. 1998. № 12. С. 15-27. 5. РитцерДж. Современные социологические теории. СПб.. 2002. 6. Социология в Сибири: состояние и перспективы развития. Новосибирск, 2003. 7. Цоколов С. Единая наука о человеке: иллюзия или реальность? // Человек. 1996. №5. Семинар 3. «Современные социологические теории» (2 часа) План: 1. Неофункционализм. 2. Теории потребления. 3. Постмодернистские и пост-постмодернистские социальные теории. 4. Поликультурные социальные теории. 5. «Рациональный выбор» и новые модели рациональности. Литература: Основная: 1. Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002. 2. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов/ Отв. ред. Г.В. Осипов. М., 2001. 3. Александер Дж. С. Новое теоретическое направление в социологии: одна из интерпретаций// Социология на пороге XXI века: новые направления исследований./ Под ред. С.И. Григорьева и Ж. Коэннен – Хуттера. М., 1998. С.155-164. 4. Постмодернизм: вызов стабилизационным тенденциям в социологии? Отдаленный предвестник или начало нового социологического кризиса?// Очерки по истории теоретической социологии XX столетия. М., 1994. С.370-376. 5. Култыгин В. П. Тенденции в европейской социологической теории начала XXI века// Социс. 2001. №8. С.23-24. 6. Григорьев С.И., Субетто А.И. Основы неклассической социологии. М., 2000. Дополнительная: 1. Александер Дж. С. После неофункционализма: деятельность, культура и гражданское общество// Социология на пороге XXI века: новые направления исследований./ Под ред. С.И. Григорьева и Ж. Коэннен – Хуттера. М., 1998. С.231-249. 2. Неклассическая социология в современной России: накопление методологического потенциала и технологических возможностей (ред. С.И. Григорьев). Москва-Барнаул, 2003. 3. Социология на пороге XXI века: новые направления исследований (ред. С.И. Григорьев, Ж. Коэнен-Хуттер). М., 1998. 4. Радаев В.В. Социология потребления: основные подходы // Социс. 2005. №1. 5. Култыгин В.П. Теория рационального выбора – возникновение и современное состояние // Социс. 2004. №1.
Семинар 4. Глобальное, национальное и региональное в современных социальных науках (2 часа) План: 1. Соотношение глобального, национального, регионального в современном социальном знании. 2. Глобальная социология: миф или реальность. 3. Особенности национальных и региональных социологических школ и направлений. Литература: 1 Бауман 3. Мыслить социологически. Учебное пособие. М.. 1996. 2 Григорьев С.И., Субетто А.И. Основы неклассической социологии. М.. 2000. 9. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов/ Отв. ред. Г.В. Осипов. М. 2001. 3 Култыгин В.П. Тенденции в европейской социологической теории начала XXI века// Социс. 2001. №8. С.23-24. 4 Постмодернизм: вызов стабилизационным тенденциям в социологии? Отдаленный предвестник или начало нового социологического кризиса? Очерки по истории теоретической социологии XX столетия. М.. 1994. 5 Романовский Н.В. Три подхода к будущему социологии//Социс. 2005. № 3 6 Социология в Сибири: состояние и перспективы развития. Новосибирск, 2003. 7 Штомпка П. Много социологии для одного мира //Социс. 1991 №2. С 13-23. 8 Ядов В.А. Универсализм или плюрализм социологических теорий // Вопросы экономики. 1993. №1.
Семинар 5. Взаимодействие социальных наук с гуманитарным, точным и естественнонаучным знанием рубежа XX-XXI веков (2 часа) План: 1.Взаимодействие социальных наук с гуманитарным знанием рубежа XX – XXI веков. 2. Взаимодействие социальных наук с точным и естественно-научным знанием рубежа XX – XXI веков. 3. Роль современной социологии в процессах междисциплинарного синтеза. Литература: 1. Валлерштейн Э. Социальные науки в XXI в. / Всемирный доклад по социальным наукам. М.. 2002. С. 41 -48. 2. Григорьев С.И., Субетто АИ. Основы неклассической социологии. М.. 2000. 3. Коростелева О. Г. Становление гуманитарной методологии в социологической науке. Барнаул. 2005. 4. Субетто А.И. Социогенетика: системогенетнка, общественный интеллект, образовательная генетика и мировое развитие. М., 1994. 5. Цоколов С. Единая наука о человеке: иллюзия или реальность? //Человек. 1996. №5 6. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Основы социологии. М., 1999. 7. Инновационные подходы в науке. – Ростов-на-Дону, 1995. Семинар 6. «Социология в системе современного научного знания» (2 часа) План: 1. Роль современной социологии в процессах междисциплинарного синтеза. 2. Гуманитарная и естественнонаучная методология в развитии социологического знания. 3. Социология будущего: альтернативы развития. Литература: Основная: 1. Коростелева О. Т. Становление гуманитарной методологии в социологической науке. Барнаул, 2005. 2. Бауман З. Мыслить социологически. Учебное пособие. М., 1996. 3. Гидденс Э. Девять тезисов о будущем социологии // Тезис. 1993. 4. Цоколов С. Единая наука о человеке: иллюзия или реальность? // Человек. 1996. №5. 5. Жизненные силы русской культуры: пути возрождения в России начала XXI века (ред. С.И. Григорьев и Т.А. Семилет). Москва, 2003. 6. Романовский Н.В. Три подхода к будущему социологии // Социс. 2005. №3. Дополнительная: 1. Немировский В.Г. Общая социология. Ростов-на-Дону, 2004. 2. Социология в Сибири: состояние и перспективы развития. Новосибирск, 2003. 3. Валлерштейн Э. Социальные науки в XXI в. // Всемирный доклад по социальным наукам. М., 2002. С. 41 – 48. 4. Култыгин В.П. Мировое социологическое сообщество на рубеже тысячелетий// Социс. 1998. № 12. С. 15- 27. 5. Неклассическая социология в современной России: накопление методологического потенциала и технологических возможностей (ред. С.И. Григорьева). Москва-Барнаул, 2003. 6. «Социс», 2005 г. 7. Григорьев С.И., Субетто А.И. Основы неклассической социологии. М., 2000. 8. Бобров М.Я. Социология человека. Барнаул, 1998. 9. Култыгин В.П. Теоретическая социология за рубежом накануне конгресса. // Социс. 2005. №9. Семинар 7. Историческая и актуальная роль социологии в развитии современного социального знания (2 часа) План: 1.Проблема генезиса социологического знания. 2.Роль социологии в развитии социального знания: исторический аспект. 3.Место современной социологии в системе социальных наук в России. Литература: 1. Антология русской классической социологии. М., 1995. 2. Волков Ю.Е. Базисные понятия и логика социологической парадигмы//Социс. 1997. № 1.С.22-33. 3. Гидденс Э. Девять тезисов о будущем социологии // Тезис. 1993. 4. Голосенко И. А. Социология Питирима Сорокина (русский период деятельности). Самара, 1992. 5. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов/ Отв. ред. Г.В. Осипов. М. 2001. 6. Медушевский А. Н. Политическая социология и история. Новосибирск, 1991. 7. Медушевский А.Н. История русской социологии. М., 1993 8. Романовский Н.В. Три подхода к будущему социологии//Социс. 2005. № 3 9. Согомонов А. Ю. Судьбы и пророчества П. Сорокина М., 1992. 10. Согрин В. В. Идеология в американской истории от отцов-основателей до конца XX века М., 1995. 11. Сорокин П. А Человек. Цивилизация. Общество. M.s 1992. Семинар 8. «Особенности современной отечественной социологии» (2 часа) План: 1. Теоретическая социология в современной России. 2. Социологические теории среднего уровня: современный российский контекст. 3. Современная эмпирическая социология в России. 4. Место отечественной социологии в развитии современного социального знания. Литература: Основная: 1. Немировский В.Г. Общая социология. Ростов-на-Дону, 2004. 2. Социология в Сибири: состояние и перспективы развития. Новосибирск, 2003. 3. Григорьев С.И. Виталистская социология: парадигма настоящего и будущего. Барнаул, 2001. 4. Коростелева О. Т. Становление гуманитарной методологии в социологической науке. Барнаул, 2005. 5. Медушевский А.Н. История русской социологии. М., 1993. 6. Кравченко С.А., Мнацаканян М.О., Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы. М., 1997. 7. Неклассическая социология в современной России: накопление методологического потенциала и технологических возможностей (ред. С.И. Григорьева). Москва-Барнаул, 2003. Дополнительная: 1. Проблемы теоретической социологии /Под ред. А.О. Бороноева. СПб., 1994. Вып. 1. 2. Проблемы теоретической социологии /Под ред. А.О. Бороноева. СПб., 1996. Вып. 2. 3. Социология на пороге XXI века: новые направления исследований/ Под ред. С.И. Григорьева и Ж. Коэннена – Хуттера. М., 1998. 4. Этнометодология: проблемы, подходы, концепции. Сб. статей/ Под ред. Э. Гамоковой. Вып. 1. М., 1994. 5. Ельмеев В.Я. Теория, онтология, логика. СПб., 1995. 6. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Основы социологии. М., 1999. 7. Жизненные силы русской культуры: пути возрождения в России начала XXI века (ред. С.И. Григорьев и Т.А. Семилет). М., 2003. 8. «Социс», 2012 г. 9. «Социология», 2012 г.
Семинар 9. «Методологические проблемы современного социального знания» (2 часа) План: 1. Проблема определения объекта и предмета в современной социологии. 2. Проблема категориального аппарата современного социального знания. 3. Влияние русской культуры на формирование методологических установок современного социального знания. Литература: Основная: 1. Волков Ю.Е. Базисные понятия и логика социологической парадигмы// Социс. 1997. №1. С.22-33. 2. Орлов Г.П. Категории социологии: проблема классификации// Социс. 1997. №10. 3. Григорьев С.И., Субетто А.И. Основы неклассической социологии. М., 2000. 4. Давыдов А.А. Социология как метапарадигмальная наука// Социс. 1992. №9. С.85-87. 5. Социология на пороге XXI века: новые направления исследований/ Под ред. С.И. Григорьева и Ж. Коэннена – Хуттера. М., 1998. 6. Ядов В.А. Размышления о предмете социологии// Социс. 1990. № 2. С.6 – 13. Дополнительная: 1. Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002. 2. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов/ Отв. ред. Г.В. Осипов. М., 2001. 3. Немировский В.Г. Общая социология. Ростов-на-Дону, 2004. 4. Социология в Сибири: состояние и перспективы развития. Новосибирск, 2003. 5. Култыгин В.П. Мировое социологическое сообщество на рубеже тысячелетий// Социс. 1998. № 12. С. 15- 27. 6. «Социс», 2005 г. 7. «Социология», 2005 г. 8. Неклассическая социология в современной России: накопление методологического потенциала и технологических возможностей (ред. С.И. Григорьев). Барнаул-Москва, 2003.
Вопросы к зачету. 1. Полипарадигмальность или монизм совремнного социального знания: постановка проблемы. 2. Причины современного «парадигмального бума». 3. Проблема преодоления полипарадигмальности современного социального знания, основные направления ее решения. 4. Дифференциация социальных наук на рубеже XX – XXI вв. 5. Интеграция социальных наук на рубеже XX – XXI вв. 6. Теоретическое и эмпирическое, феноменологическое и технологическое в современном социальном знании. 7. Неофункционализм и его критика. 8. Современные теории потребления и перспективы их развитя. 9. Постмодернистские и пост-постмодернистские социальные теории. 10. Поликультурные социальные теории. 11. «Рациональный выбор» и новые модели рациональности. 12. Социогенетика как внутренняя линия генезиса неклассической социологии. 13. Современные сетевые социальные теории. 14. Глобальное, национальное и региональное в современных социальных науках. 15. Взаимодействие социальных наук с гуманитарным знанием рубежа XX – XXI веков. 16. Взаимодействие социальных наук с точным и естественно-научным рубежа XX – XXI веков. 17. Роль современной социологии в процессах междисциплинарного синтеза. 18. Историческая и актуальная роль социологии в развитии современного социального знания. 19. Социология будущего: альтернативы развития. 20. Теоретическая социология в современной России. 21. Социологические теории среднего уровня: современный российский контекст. 22. Современная эмпирическая социология в России. 23. Место отечественной социологии в развитии современного социального знания. 24. Проблема определения объекта и предмета в современной социологии. 25. Проблема категориального аппарата современного социального знания. 26. Влияние русской культуры на формирование методологических установок современного социального знания.
Учебно-методическое обеспечение курса 1. Бауман З. Мыслить социологически. Учебное пособие. М., 1996. 2. Волков Ю.Е. Базисные понятия и логика социологической парадигмы// Социс. 1997. №1. С.22-33. 3. Гидденс Э. Девять тезисов о будущем социологии // Тезис. 1993. 4. Григорьев С.И. Виталистская социология: парадигма настоящего и будущего. Барнаул, 2001. 5. Григорьев С.И., Субетто А.И. Основы неклассической социологии. М., 2000. 6. Давыдов А.А. Социология как метапарадигмальная наука// Социс. 1992. №9. С.85-87. 7. Джонсон Т, Дандекер К., Эмуорт К. Теоретическая социология: условия фрагментации и единства// Тезис. 1993. 8. Ельмеев В.Я., Овсянников В.Г. Практическая социология. СПб., 1994. 9. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов/ Отв. ред. Г.В. Осипов. М., 2001. 10. Коростелева О. Т. Становление гуманитарной методологии в социологической науке. Барнаул, 2005. 11. Кравченко С.А., Мнацаканян М.О., Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы. М., 1997. 12. Култыгин В. П. Тенденции в европейиской социологической теории начала XXI века// Социс. 2001. №8. С.23-24. 13. Неклассическая социология в современной России: накопление методологического потенциала и технологических возможностей (ред. С.И. Григорьев). Барнаул-Москва, 2003. 14. Медушевский А.Н. История русской социологии. М., 1993. 15. Немировский В.Г. Общая социология. Ростов-на-Дону, 2004. 16. Орлов Г.П. Категории социологии: проблема классификации// Социс. 1997. №10. 17. Попков Ю.В., Тюгашев Е.А. Парадигмы и метапарадигмы в социологии// Образование и социальное развитие региона. 2001. №1-2. С.18-23. 18. Постмодернизм: вызов стабилизационным тенденциям в социологии? Отдаленный предвестник или начало нового социологического кризиса?// Очерки по истории теоретической социологии XX столетия. М., 1994. С.370-376. 19. Романовский Н.В. Три подхода к будущему социологии// Социс. 2005. № 3. 20. Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002. 21. Социология в Сибири: состояние и перспективы развития. Новосибирск, 2003. 22. Социология на пороге XXI века: новые направления исследований/ Под ред. С.И. Григорьева и Ж. Коэннена – Хуттера. М., 1998. 23. Субетто А.И. Социогенетика: системогенетика, общественный интеллект, образовательная генетика и мировое развитие. М., 1994. 24. Цоколов С. Единая наука о человеке: иллюзия или реальность? // Человек. 1996. №5. 25. Штомпка П. Много социологий для одного мира // Социс. 1991. №2. С. 13-23. 26. Ядов В. Универсализм или плюрализм социологических теорий?// Вопросы экономики. 1993. №1. 27. Ядов В.А. Размышления о предмете социологии// Социс. 1990. № 2. С.6 – 13. Дополнительная: 1. Валлерштейн Э. Социальные науки в XXI в. // Всемирный доклад по социальным наукам. М., 2002. С. 41 – 48. 2. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Основы социологии. М., 1999. 3. Ельмеев В.Я. Теория, онтология, логика. СПб., 1995. 4. Жизненные силы русской культуры: пути возрождения в России начала XXI века (ред. С.И. Григорьев и Т.А. Семилет). М., 2003. 5. Коэннэн – Хуттер Ж. Актуальные проблемы социологии и их развитие// Социс. 1998. №6. С.130-133. 6. Култыгин В.П. Мировое социологическое сообщество на рубеже тысячелетий// Социс. 1998. № 12. С. 15- 27. 7. Култыгин В. П. Теория рационального выбора – возникновение и современное состояние// Социс. 2004. № 1. 8. Култыгин В.П. Теоретическая социология за рубежом накануне конгресса// Социс. 2005. № 9. 9. Проблемы теоретической социологии /Под ред. А.О. Бороноева. СПб., 1994-1996. Вып. 1-2. 10. Радаев В.В. Социология потребления: основные подходы//Социс. 2005. № 1. 11. Этнометодология: проблемы, подходы, концепции. Сб. статей/ Под ред. Э. Гамоковой. Вып. 1. М., 1994. 12. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998. 13. Романовский Н.В. Мультипарадигмальная социология – auf Wiedersehen?// Социс. 2005. № 12. Художественная и публицистическая литература 1. Балашов Д.М. Святая Русь. М., 2002. 2. Бжезинский Зб. Великая шахматная доска. Американское превосходство и его геостратегические императивы. СПб., 1999. 3. Кара-Мурза А. А. Между «империей» и «смутой»: Избранная социально-философская публицистика. М., 1996. 4. Панарин А.С. Искушение глобализмом. М., 2000. 5. Паршев А.П. Почему Россия не Америка. М., 2000. 6. Платонов О. Почему погибнет Америка. Краснодар, 2001. 7. Платонов О. Русская цивилизация. М., 1995.
Тестовые задания Тест 1 1. Кто из представленных ученых вводит понятие «парадигма»: 1) Вебер 2) Пиаже 3) Кун 2. Парадигма – это: 1) Порождение конкретной культуры или общества, существующее исключительно в силу того, что люди готовы действовать так, будто оно существует, или согласны исследовать определенным условным правилам 2) Теория, модель постановки проблем, принятая в качестве образца решения исследовательских задач 3) Взгляд конкретного исследователя на проблему 3. Как называется явление, когда существует только одна единственная парадигма: 1) Монопарадигмальность 2) Мультипарадигмальность 3) Минипарадигмальность 4. Парадигмальная стадия науки это время когда: 1) Все представители научного сообщества признают наличие множества различных парадигм 2) Большинство представителей научного сообщества отрицает наличие главенствующей парадигмы 3) Все представители научного сообщества признают единую парадигму 5. В каких годах неокантианство получило свое развитие: 1) Конец 20 века 2) Середина 19 – начало 20 века 3) Начало 19 – середина 19 века 6. Какая социологическая школа не имеет отношения к развитию идей неокантианства: 1) Франкфуртская 2) Баденская 3) Марбургская 7. Для какого термина верно определение: вера в социальный прогресс и ориентация на социальные идеалы в будущем: 1) Неоклассицизм 2) Модернизм 3) Бихевиоризм 8. Основатель конструктивного структурализма: 1) Пьер Бурдье 2) Юрген Хабермас 3) Толкотт Парсон 9. Основателем социологического реализма является: 1) Вильфредо Парето 2) Георг Зиммель 3) Эмиль Дюргейм 10. Вильфредо Парето основатель теории: 1) Социологии религии 2) Акцентуированного гиперпозитивизма 3) «Понимающей социологии» 11. Когда формируется постнеклассический тип научности: 1) 1950 – 1960 2) 1910 – 1920 3) 1970 – 1980 12. Кем был написана работа «Психология народов»: 1) Карл Маркс 2) Макс Вебер 3) Вильгельм Вундт 13. Назовите годы жизни Карла Маркса: 1) 1855 – 1936 2) 1818 – 1883 3) 1848 – 1923 14. Представителей какого класса Д. Бэлл считает враждебным кланом пессимистически и критически относящимся к обществу: 1) Гуманитарная интеллигенция 2) Рабочие 3) Буржуазия 15. Особенностью американской социологии в первой половине 20 века можно назвать: 1) Широкая теоретическая и методологическая база 2) Ярая приверженность идеям марксизма 3) Ориентация на практическую работу 16. Какая из нижеперечисленных американских социологических школ не являлась передовой в первой половине 20 века: 1) Вашингтонская 2) Колумбийская 3) Чикагская 17. Классик мировой социологии известный как основоположник системно-функциональной парадигмы: 1) Карл Маркс 2) Толкотт Парсон 3) Макс Вебер 18. Какой социолог ввел термин ТСУ, а также понятие явных и латентных функций: 1) Чарльз Хортон Кули 2) Джордж Каспар Хоманс 3) Роберт Мертон 19. Автор идеи десемантизации в современной культуре: 1) Жан Бодрийяр 2) Пьер Бурдье 3) Марсель Мосс Тест 2
1. Теория или модель постановки проблемы, принятая в качестве образца решения исследовательских задач: А. Парадигма В. Монизм С. Полипарадигма Тест 3 Что такое симулякр? Тест 4 1) Теория или модель постановки проблемы принятая в качестве образца решения исследовательских задач - это: a) Методология b) Паридигма c) Гипотеза исследования 2) По Куну «переход от одной парадигмы к другой, ломка старой и возникновение новой парадигмы» считал: a) Научным прогрессом b) Научная эволюция c) Научной революцией 3) Методологи самой социальной науки говорят о ее полипарадигмальности и о том, что препятствует достижению научного единства. Эту ситуацию описал этот социолог в своей работе «Много социологий для одного мира»: a) Гидденс b) Култыгин В.П. c) Штомпка П. d) Валлерштейн 4) Перечислите существующие позиции решения проблемы полипарадигмальности в социологии(предполагаемые пути достижения единства)несколько вариантов ответа a) Парадигмальность b) Монопарадигальность c) Мультипарадигмальность d) Мегапарадигмальность e) Антипарадигмальность f) Метапарадигмальность g) Минипарадигмальность 5) Кто автор концепции гомологии? a) Немировский b) Ядов В.А. c) Григорьев С.И. d) Бобров e) Субетто А.И. 6) Как называется общество, в котором современные технологии эксплуатируют низменные стороны человеческой природы, его инстинкты, заставляя его потреблять все больше и больше? a) Буржуазное общество b) Общество массового потребления c) Социалистическое общество d) Индустриальное общество 7) Назовите автора работы «Протестанская этика и дух капитализма», за что его считали буржуазным или капиталистическим Марксом. a) П.Сорокин b) Энгельс c) Вебер d) Парсонс e) Дж.Ритцер 8) Осевой принцип государственного устройства постиндустриального общества в теории Белла является: a) Принцип экономизации b) Принцип солидарности c) Принцип творческой самореализации d) Принцип участия и социологизации e) Принцип разделения труда 9) Отметьте представителей концепции постмодернизма: a) Жан Лиотар b) Бодрийяр c) Хоркхаммер d) Вебер e) Тоффлер 10) Что такое симулякр? a) Состояние душевной опустошенности, отсутствие интере
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.167.247 (0.014 с.) |