Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
От чего зависит точность первого впечатленияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Несомненно, что общие способности, интеллект, умение привлекать свой опыт, наличие так называемых имплицитных теорий личности в жизненном багаже человека, развитая интуиция, умение сопереживать делают человека проницательным, своеобразным провидцем в сложной сфере взаимодействия людей. Повышают ли точность оценки специальные психологические знания? Если говорить об имплицитных теориях личности, то это, собственно, не столько теории, сколько взаимосвязанные представления о типах личности, чертах людей, организованная система знаний, выработанная человеком на личном опыте или почерпнутая из какого-либо литературного источника. В основе этой системы лежит практическая психология. Например, шофер такси укладывает в стройную систему свои представления о поведении человека при посадке в машину и поездке, а кондуктор может вам поведать о типах безбилетников. Эти знания не обязательно выстраиваются в типологию, но на их основании человек формирует свои ожидания относительно других. Что касается профессиональных психологических знаний, то один эксперимент позволил сравнить оценки одних и тех же людей, данные художниками-портретистами и студентами-психологами выпускного курса. Оказалось, что, хотя в целом студенты-психологи дали несколько более точные оценки, чем студенты других специальностей, все же они уступали художникам в наблюдательности и точности. Каким количеством информации необходимо располагать, чтобы судить о другом более или менее точно? Когда мы поспешно пытаемся составить правильное суждение, оно может быть ошибочным и поверхностным. Лабрюйер сказал: «Нельзя судить о человеке с первого взгляда. Достоинства обычно окутаны покровом скромности, недостатки прикрыты маской лицемерия» (Афоризмы, 1966). Несомненно, нужно какое-то время, чтобы отделить ложное от истинного, наносное от существенного. Как показывают эксперименты, наиболее точное впечатление о человеке формируется за период двухнедельного знакомства. Дальше нарастают ошибки, начинают влиять взаимоотношения, приязнь-неприязнь, симпатия-антипатия, предположения о том, как человек относится к воспринимающему, формируются предубеждения. В ряде исследований подтверждение получали следующие предположения: а) некоторые люди легче и точнее судят о других, лучше понимают их поведение; б) о некоторых чертах характера легче судить, чем о других; в) люди лучше судят о тех, кто похож на них. По мнению психологов, среди людей, точнее оценивающих других, чаще встречаются те, кто:
Можно ли использовать эту информации для повышения эффективности человека как коммуникатора? Ведь резко улучшить интеллектуальные способности невозможно – а способность делать выводы о других по их поведению во многом зависит от интеллекта. Нельзя и просто сказать себе: «Будь менее жестким или авторитарным». Социальные установки меняются не так легко. Человек может только стремиться понимать и не слишком защищать собственные ограничения, то есть относиться к себе более объективно. Несомненно, что определенную роль играют и оцениваемые свойства. Отношение к объектам, ситуациям оценить легче, чем отношение к людям, к себе, черты личности, мало проявляющиеся в поведении, или мотивы. Большое влияние оказывают также взаимоотношения и самооценка человека. Кроме того, человек с несложным внутренним миром и запасом знаний не в состоянии оценить более сложного человека. Еще Б. Паскаль писал: «Чем умнее человек, тем более он находит оригинальных людей. Дюжинные личности не находят разницы между людьми» (Афоризмы, 1966). Направленное формирование первого впечатления
В современной жизни достаточно часто встречаются ситуации, которые требуют умения целенаправленно формировать впечатление о себе. Эти умения могут быть составной частью профессиональных умений, обеспечивающих успешность деятельности. Политик, дипломат, продюсер, агент, рекламирующий товар, сотрудник турфирмы, распространяющий путевки, шоу-группа, совершающая гастрольное турне, – эти и целый ряд других действующих лиц и ситуаций объединяет периодически повторяемое действие – презентация. Любая презентация включает в себя самопрезентацию, когда в ограниченных условиях времени и пространства необходимо предъявить специально организованную, продуманную, структурированную, краткую информацию о себе таким образом, чтобы достигнуть заранее поставленных целей (напомним, что самопрезентация как средство воздействия на других людей уже рассматривалась нами в главе «Стратегии и тактики влияния и манипулирования»). Среди этих целей на одном из первых мест стоит желание расположить к себе и сформировать благоприятное впечатление о себе. Мотивация может быть многослойной и разноуровневой, осознанной и неосознанной: от побуждения к контакту и развитию отношений, формированию имиджа до получения сиюминутного практического результата. Самопрезентация – процесс, разворачивающийся в заранее определенных рамках. Социально-психологические параметры ситуации включают ролевое взаимодействие, подразумевающее определенные правила и ограничения. Содержательные характеристики самопрезентации включают представление о том, что именно, какая информация о себе предъявляется, какие преобразования с ней происходят на основании анализа ответных реакций, насколько успешно осуществляется процесс саморегуляции и самоорганизации, какова доля вербального и невербального компонента на разных стадиях самопредъявления. Важно также учитывать отдаленные последствия самопрезентации в виде корректировки образа «Я» и совершенствования тактики самопредъявления, умения подать себя. Среди свойств личности и комплексов умений, способствующих успешности самопрезентации в различных ситуациях и обстоятельствах, следует назвать социальный интеллект, эго-компетентность, природное обаяние, способность к мобилизации и переключению, манипулятивные умения; тормозящими факторами являются неспособность к самораскрытию, зажатость, застенчивость, комплексы и недостаток коммуникативных умений и навыков. В. Н. Куницыной предложено следующее определение: самопрезентация – кратковременный, специфически мотивированный и организованный процесс предъявления информации о себе в вербальном и невербальном поведении. Самопрезентация кратковременный, специфически мотивированный и организованный процесс предъявления информации о себе в вербальном и невербальном поведении.
Успешность самопрезентации предваряет работа над собственным имиджем, которая становится возможной на определенном уровне знаний о себе, эго-компетентности и навыках саморегуляции Работа над собственным имиджем есть не что иное, как формирование впечатления о себе, имеющее конкретные цели и задачи. Имидж – направленное формирование впечатления о себе, специальным образом организованное и структурированное в контексте «Я», имеющее отсылку к более общей, престижной категории людей. Центральную часть имиджа составляет продуманный внешний облик, который должен сигнализировать о профессионально-ценных свойствах личности и способствовать формированию репутации.
Имидж направленное формирование впечатления о себе, специальным образом организованное и структурированное в контексте «Я», имеющее отсылку к более общей, престижной категории людей.
Тесно с проблемой самопрезентации связана проблема формирования имиджа, например, кандидата в депутаты, в губернаторы и т. д. в период предвыборной кампании. Помимо использования приемов улучшения внешнего облика с помощью косметических средств, используются разнообразные стратегии. Э. Джонс и Т. Питман в 1982 г. описали некоторые стратегические техники самопрезентации, которые люди используют в повседневной жизни (см. Aronson, Wilson, Akert, 1994, p. 237). 1. Ишрациация (ingratiation) – приукрашивание, самовосхваление, стремление сделать себя привлекательным, особенно для тех, кто имеет высокий статус; 2. Самоподдержка (self-promotion) – стремление произвести впечатление, описывая свои таланты и выдающиеся познания; 3. «Греться в лучах чужой славы» (basking in reflected glory) – выстраивание своего образа путем подчеркивания тесной связи с успешными, знаменитыми, выдающимися людьми; 4. Уравновешивание успехов и ошибок (self-handicapping) – создание помех и обоснование оправданий для плохих результатов и неудач.
Выводы
1. Несоответствие самооценки и оценки ровесников при характеристике действительных или мнимых недостатков внешности и экспрессивно-динамических признаков человека в сравнении с преувеличенным вниманием именно к этим чертам в другом человеке может быть расценено как своеобразная защитная реакция. 2. Формирование образа другого человека не всегда сопровождается глубоким проникновением в его внутренний мир и адекватной оценкой или пониманием этой личности, однако служит необходимым этапом, предваряющим понимание. 3. Воспринятые элементы физического облика, внешности или экспрессии выступают многозначными социальными сигналами, поясняющими, кто этот человек по национальности, возрасту, опыту, что он чувствует в данный момент, как настроен, каков уровень его культуры и эстетических вкусов, уверен ли он в себе, общителен ли и т. п. Образ – представление о другом человеке – формирует определенную установку по отношению к данному человеку, определяет эмоциональное и познавательное отношение к нему, направляет поступки, то есть выступает регулятором поведения во взаимодействии с этим человеком. 4. Информация, которую люди получают при восприятии облика человека любого возраста и пола, с которым они вступают в контакт, не всегда осознается ими. Однако она есть фундамент складывающегося образа другого человека. Формирование этого образа и его структура зависят и от особенностей воспринимаемого, и от ситуации, и – в немалой степени – от уровня развития человека, опыта взаимодействия с людьми, возраста и пола, наблюдательности, начитанности и еще целого ряда факторов. 5. Успешность самопрезентации предваряет работа над собственным имиджем, которая становится возможной при определенном уровне знаний о себе, эго-компетентности и навыков саморегуляции. Работа над собственным имиджем есть не что иное как формирование впечатления о себе, имеющее конкретные цели и задачи. Центральную часть имиджа составляет продуманный внешний облик, который должен сигнализировать о профессионально-ценных свойствах личности и способствовать формированию репутации.
Основные понятия Восприятие Социальная перцепция Проецирование Эффект ореола Самопрезентация Имидж
Вопросы для самопроверки
1. Перечислите общие закономерности процесса восприятия. 2. Какие факторы влияют на восприятие? 3. Что означает утверждение «восприятие – процесс активный»? 4. Чем отличается восприятие людьми предметов от восприятия человеком человека? 5. От чего зависит наше первое впечатление о человеке? Укажите психологические особенности участников общения, усиливающие влияние первого впечатления на восприятие. 6. Назовите типовые схемы запуска «эффекта ореола». 7. Какова зависимость между типом личности и точностью восприятия?
Учебные задания Задание 1. Разделитесь на группы по три человека. Один рассказывает о чем-нибудь в течение 2-3 минут. Второй и третий наблюдают за всеми невербальными действиями рассказчика. После окончания рассказа один из слушателей перечисляет все, что заметил. Другой добавляет то, что не было названо. Каждый должен побывать в роли рассказчика. Упражнение продолжается 15 минут. Задание 2. Предложите членам группы написать небольшие по объему тексты: доклад, статью или обращение. Затем обменяйтесь написанным так, чтобы каждый мог прочитать чей-либо текст. Читая полученный текст, постарайтесь определить:
Сравните свое восприятие прочитанного с авторским замыслом. Если информация была воспринята не совсем верно, обсудите причины ее искажения. Задание 3. Какой образ возникает в вашем представлении, когда говорят о депутате Государственной Думы; российском бизнесмене; преподавателе высшей школы; бомже, журналисте; шахтере; пенсионере? Запишите, на ваш взгляд, наиболее характерные черты стереотипного образа представителей перечисленных профессий и групп. Вспомните среди своих хороших знакомых тех, кто относится к названным социальным группам. Оцените, насколько существующий в вашем восприятии образ этого конкретного человека совпадает со стереотипным представлением о данной группе. Какие сходные характеристики вы обнаружили в том и другом образах? Чем, на ваш взгляд, можно объяснить несовпадения?
Дополнительная литература Бодалев А. А. Восприятие человека человеком. – Л., 1965. Блонский П. П. Избр. пед. произведения. – М, 1961. Куницына В. Н. Восприятие подростками других людей и себя. – Л., 1973. Куницына В. Н. К вопросу о формировании образа своего тела у подростка // Вопросы психологии. - 1968. - № 1. Куницына В. Н. Социальные стереотипы – условие и продукт социализации // Человек и общество. – Изд. ЛГУ, 1971. Панферов В. Н. Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопонимания людей // Вопросы психологии. - 1982. - № 5.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 955; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.192.205 (0.011 с.) |