Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные документы, регламентирующие миротворческую деятельность в СНГ.

Поиск

Отсутствие нормативно-правовой базы, регламентирующей миротворческую деятельность, либо расплывчатость и неопределенность формулировок в ее документах могут самым пагубным образом влиять на результативность этой деятельности. Именно поэтому разработке регламентирующих документов в СНГ было уделено самое серьезное внимание.

Основу нормативно-правовой базы миротворческой деятельности составляют Устав ООН, Устав и целый ряд основополагающих документов Содружества, общепризнанные принципы и нормы международного права, соответствующие решения Совета Безопасности ООН, документы ОБСЕ, различные межгосударственные соглашения и соответствующие протоколы к ним.

Условно основополагающие документы, регламентирующие миротворческую деятельность СНГ, можно разделить на три основные группы.

К первой группе относятся основные документы, регламентирующие миротворческую деятельность в СНГ. На данный момент их два – принятый в январе 1993 года Устав СНГ, а также принятая 19 января 1996 года Концепция предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств-участников Содружества Независимых Государств.

Устав СНГ определяет механизм взаимных консультаций между государствами в случае возникновения конфликта и порядок выработки мер по его урегулированию.

В Концепции закрепляются общие подходы государств Содружества по вопросам поддержания мира, урегулирования конфликтов и совместным действиям по разрешению возможных споров и разногласий.

Вторая группа документов касается конкретных вопросов предназначения, формирования и деятельности Коллективных сил по поддержанию мира и Групп военных наблюдателей. Эти вопросы оказались в центре внимания лидеров новых независимых государств практически с первых же дней образования СНГ.

Уже 20 марта 1992 года в Киеве было подписано Соглашение о Группах военных наблюдателей и Коллективных силах по поддержанию мира в СНГ.

Через два месяца, 15 мая 1992 года в Ташкенте были подписаны три протокола: о статусе..., о временном порядке формирования и задействования...и о комплектовании, структуре, материально-техническом и финансовом обеспечении Групп военных наблюдателей (ГВН) и Коллективных сил по поддержанию мира (КСПМ) в СНГ.

Наконец, 19 января 1996 года в Moскве было принято Положение о Коллективных силах по поддержанию мира в СНГ. В Положении уточнены вопросы, касающиеся структуры, задач, порядка комплектования и ocнов применения КСПМ.

В целом этот блок документов и определяет правовой механизм созданияи функционирования КСПМ в СНГ.

Третья группа включает документы, относящиеся к конкретным операциям по поддержанию мира на территории государств Содружества. К ним мы относим решения Совета глав государств об учреждении ОПМ, продлении сроков их проведения, назначении командующих, утверждении и уточнении Мандатов КСПМ, а также принятые в их развитие другие документы.

Уставом СНГ определены Органы Содружества и их функции.

Совет глав государств (СГГ) является высшим органом Содружества. Он обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью государств в сфере их общих интересов. В вопросах миротворческой деятельности СГГ осуществляет руководство по предотвращению и урегулированию конфликтов. Он принимает решение о проведении ОПМ, утверждает Мандат, определяющий полномочия, состав КСПМ, их задачи и сроки проведения операции, назначает Главу миссии по поддержанию мира или специального представителя СНГ по урегулированию конфликта, Командующего КСПМ (в отдельных случаях Руководителя группы военных наблюдателей), а также информирует Совет Безопасности ООН и Председателя ОБСЕ о принятом решении на операцию.

Совет глав правительств (СГП) контролирует сотрудничество органов исполнительной власти по реализации решений СГГ по миротворческой деятельности, контролирует ход комплектования и подготовки КСПМ, их техническое, тыловое обеспечение, вопросы социально-правовой защищенности личного состава, а также других вопросов.

Совет министров иностранных дел (СМИД) организует взаимодействие в реализации международных соглашений и решение других вопросов в области безопасности. Он осуществляет руководство переговорным процессом по предотвращению и урегулированию конфликтов, регулярно информирует СГГ о ходе переговоров. Совместно с Советом министров обороны готовит и представляет СГГ проект Мандата на каждую операцию по поддержанию мира и кандидатуру Главы Миссии (специального представителя)в подготовке всех документов по миротворческой деятельности, контролирует реализацию принятых решений СГГ в части касающейся.

Постоянная консультативная комиссия по миротворческой деятельности при Совете министров иностранных дел СНГ осуществляет деятельность под руководством СМИД. Основные задачи комиссии являются: согласование на многосторонней основе мер содействия предотвращению и мирному урегулированию споров и конфликтов в содружестве, отработка форм и процедур взаимодействия в области миротворческой деятельности.

Совет министров обороны (СМО) является органом СНГ по вопросам военной политики и военного строительства. В вопросах миротворческой деятельности он рассматривает предложения по подготовке и применению коллективных сил и Групп военных наблюдателей и докладывает СГГ. Осу­ществляет координацию военного сотрудничества СНГ, направленного на предотвращения и прекращения вооруженных конфликтов. Представлявляет СГГ кандидатуру на должность Командующего КСПМ. Участвует в подготов­ке мандата на проведение операции и других документов.

Штаб по координации военного сотрудничества СНГ является постоянно действующим рабочим органом СМО. Он предназначен для содей­ствия развитию всестороннего военного сотрудничества между министерст­вами обороны и координации реализации решений СГГ, СГП, СМО в этой области.

В функции Штаба входит разработка предложений СМО по вопросам подготовки и применения Групп военных наблюдателей и КСПМ, участие по поручению СМО в организации и осуществлении контроля миротворческой деятельности в районе конфликта, изучение и обобщение опыта действий миротворческих сил.

Для непосредственного руководства операцией в соответствии с Мандатом, принятым СГГ, назначаются должностные лица и создаются органы управления.

Глава миссии (Специальный представитель) является лицом, наделенным соответствующими полномочиями СГГ в зоне конфликта, действующим от его имени и подотчетным ему. Он несет всю полноту ответственности за политические аспекты операции и осуществляет контроль за выполнением Мандата.

 

II. Подготовка и ведение операции по поддержанию мира. Сущность и принципы проведения операции по поддержанию мира

Внезапно возникшие задачи миротворческих действий перед ВС PФ в связис распадом СССР приобрели устойчивый характер и, естественно, это нашло отражение в новых Наставлениях и стало их доктринальной задачей.

Итак, миротворческие действия - это совокупность согласованных и взаимосвязанных по целям, задачам, месту и времени одновременных и последовательных действий, проводимых в ограниченном районе специально созданной группировкой многонациональных (коалиционных) сил в соответствии с мандатом, утвержденным Советом Безопасности ООН, или другим органом коллективной безопасности, в целях создания условий, способствующих политическому разрешению противоречий, и исключения возникновения вооруженного конфликта или его прекращения.

Задачи миротворческих действий выполняются в форме операций (до недавнего времени только по поддержанию мира). Новым наставлением в разряд миротворческих операций включена и операция по восстановлению мира. Таким образом, произошло размывание границ между «традиционным» поддержанием мира и принуждением к миру. На их стыке возникают новые формы силового миротворчества.

Сущность операции по восстановлению мира заключается в совокупности взаимосвязанных по целям, задачам, месту и времени действий национальных, многонациональных контингентов войск по восстановлению мира в зоне вооруженного конфликта, направленных на принуждение воюющих сторон к прекращению боевых действий и созданию условий, способствующих его политическому решению.

Акцентируя внимание на то обстоятельство, что при проведении этой операции не учитывается согласие конфликтующих сторон на проведение операции. Такие операции могут иметь место в том случае, когда конфликтующие стороны высказывают свое согласие на прекращение огня и ведение боевых действий, но сами, без помощи со стороны мирового сообщества, достичь между собой договоренности об этом не могут. Таким образом, операции по восстановлению мира являются как бы переходными миротворческими действиями от «классических» операций по поддержанию мира к операциям по принуждению к миру.

Силовое вмешательство в ситуацию может быть осуществлено одним или несколькими государствами в форме законной интервенции, т.е. по просьбе законного правительства. Наиболее приемлемой формой законной интервенции могут быть полицейские операции, целями которых, наряду с прекращением вооруженного конфликта могут быть:

- пресечение преступной деятельности, имеющей международный характер;

- ликвидация крупных террористических организаций и преступных со­обществ;

- освобождение заложников;

- защита прав человека и др.

Операция по поддержанию мира представляет собой совокупность предпринимаемых с разрешения конфликтующих сторон согласованных и взаимосвязанных по целям, задачам, месту и времени мероприятий и действий национальных и многонациональных контингентов войск по поддержанию мира в зоне вооруженного конфликта и создание условий, способствующих его политическому разрешению.

Главными принципами проведения операции по поддержанию мира являются: законность, согласие сторон, беспристрастность, целеустремленность, безопасность, нейтральность, открытость действий КСПМ, многонациональность, единство действий, предвидение инцидентов, признаниеполномочий местных властей.

Законность - соответствие принятых документов Советом глав государств (далее СНГ) на проведение ОПМ международно-правовым нормам и Уставу ООН, СНГ.

Согласие сторон. Для проведения операции по поддержанию мира необходимо получить согласие сторон, участвующих в конфликте, на использование КСПМ в зоне конфликта.

Беспристрастность - одинаковое отношение ко всем сторонам конфликта. Полная беспристрастность является обязательным условием для то­го, чтобы заслужить доверие сторон, участвующих в конфликте.

Целеустремленность - строгое и четкое выполнение задач, в соответствии с Мандатом, для достижения конечной цели ОПМ.

Безопасность - гарантированное сохранение здоровья и жизни персо­нала КСПМ, как важнейшее условие успешного проведения ОПМ.

Нейтральность - невмешательство КСПМ в действия конфликтующих сторон, если их действия не представляют угрозы персоналу КСПМ и не направлены на воспрепятствование выполнению задач ОПМ.

Открытость намерений и действий персонала КСПМ в ОПМ. Это способствует формированию доверия у сторон, участвующих в конфликте.

Многонациональность - участие как можно большего количества государств в операции по поддержанию мира для придания ей беспристрастногои объективного характера.

Предвидение инцидентов. Необходимо предвидеть инциденты, которые могут спровоцировать насилие, своевременно принимать меры для их предотвращения. Это позволит осуществить быстрое развертывание подразделений КСПМ между двумя сторонами до того, как инцидент перерастет в серьезный конфликт.

Признание полномочий местных властей обязывает личный состав КСПМ уважать законы и обычаи принимающего государства.

В вопросах соблюдения главных принципов проведения ОПМ КСПМ

должны проявлять твердость и исключительную солидарность.

Коллективные силы по поддержанию мира являются временным коалиционными формированиями, которые создаются на период проведения ОПМ в целях содействия урегулированию конфликтов на территории любого государства.

Формирование КСПМ в рамках СНГ осуществляется, как правило, после принятия соответствующего политического решения Советом глав государств и подтверждения государствами своих намерений об участии в операции, путем предоставления воинских контингентов, полицейского (милицейского) и гражданского персонала, финансовых и материальных средств.

В состав КСПМ в зависимости от масштабов конфликта могут входить:

- объединенное командование;

- боевые части (подразделения);

- группа военных наблюдателей;

- группа экспертов;

- подразделения полиции (милиции);

- части (подразделения) боевого, технического и тылового обеспечения;

- другие органы и подразделения, обеспечивающие выполнение поставленных задач.

Боевые части (подразделения) составляют основу КСПМ. Комплект боевых частей создается за счет национальных воинских контингентов, выделяемых государствами-участниками ОПМ. Их состав и численность определяется Мандатом на проведение ОПМ.

Группа военных наблюдателей является специальным подразделением, всостав которого входят военнослужащие государств-участников OПМ. Она может выполнять задачи в составе КСПМ или самостоятельно. Группа военных наблюдателей, как правило, используется для контроля и проверки того, как стороны, участвующие в конфликте, соблюдают взятые на себя обязательства.

Группа военных наблюдателей в ходе операции по поддержанию мира могут выполнять следующие задачи: установление фактов нарушения соглашений о прекращении огня и перемирии и проведение по ним расследований; осуществление контроля местности и действий населения в зоне ответственности, содействие обеспечению прав человека; контроль ликвидации фортификационных сооружений, заграждений, минных полей в зонах ответственности; принятие мер по обеспечению связи между конфликтующими сторонами; КСПМ содействие налаживанию нормальных контактов между населением конфликтующих сторон в зоне ответственности; контроль за выполнением мероприятий по обеспечению возвращения местного населения к нормальным условиям жизни.

Группа экспертов предназначена для изучения и оценки военнополитической обстановки, процессов урегулирования, действий КСПМ, прогнозирования развития обстановки и подготовки обоснованных предложений для принятия решений Командующим. Она может привлекаться для подготовки предложений по решению спорных вопросов, требующих специальных знаний.

Подразделения полиции (милиции) предназначены для содействия в обеспечении законности, правопорядка, прав человека и нормального функционирования государственных институтов в районе проведения ОПМ.

Подразделения полиции (милиции), выделенные государствами-участниками ОПМ в состав КСПМ, подчиняются Командующему.

Части (подразделения) боевого, технического и тылового обеспечения включают выделенные государствами - участниками ОПМ воинские фopмирования, предназначенные для всестороннего обеспечения КСПМ.

На Коллективные силы по поддержанию мира могут возлагаться следующие задачи: I

наблюдение за выполнением условий перемирия и соглашения о прекращении огня, содействие созданию безопасной обстановки в неспокойных районах путем обеспечения видимого присутствия КСПМ;

• обозначение зон ответственности, разъединение противоборствующих сторон, создание демилитаризованных зон, зон разъединения, гуманитарных коридоров, содействие деконцентрации сил конфликтующих сторон, предотвращение их перемещений и столкновений в этих зонах;

• создание условий для переговоров и других мероприятий по мирному урегулированию конфликта, восстановления законности и правопорядка, нормального функционирования государственных и общественных учреждений и организаций;

•установление фактов нарушения соглашений о прекращении огня, перемирии и проведение по ним расследований;

• контроль местности и действий населения в зоне ответственности, противодействие массовым беспорядкам, содействие обеспечению прав человека;

• контроль за ликвидацией фортификационных сооружений, заграждений и минных полей;

• охрана жизненно важных объектов; принятие мер по обеспечению связи между конфликтующими сторонами и безопасности официальных встреч между ними на всех уровнях;

• контроль перевозок, пресечение противоправного ввоза и вывоза боевой техники, оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;

• обеспечение безопасного транзита всех видов транспорта функционирования коммуникаций;

• содействование налаживанию нормальных контактов между населением конфликтующих сторон;

• содействие оказанию гуманитарной помощи гражданскому населе­нию;

• обеспечение беспрепятственных поставок гуманитарной помощи; уча­стие в выполнении решений и рекомендаций Совета Безопасности органов ООН, органов ОБСЕ и иных международных организаций по мирному урегулированию конфликта;

• поддержание установленного режима передвижений по земле, воз­духу и морю в тех или иных районах и на маршрутах.

Задачи, возлагаемые на КСПМ, в каждой операции будут конкретизиро­ваны Мандатом на ее проведение.

При выполнении поставленных задач личный состав Коллективных сил по поддержанию мира, в порядке исключения, имеет право применять ору­жие: в целях обеспечения безопасности и защиты от любых посягательств на его жизнь и здоровье в порядке осуществления неотъемлемого права на самооборону; в случае попыток насильственного отстранения личного со­става от выполнения возложенных на него функций; для отражения воору­женного нападения террористических, диверсионных групп и бандформирований, а также для их задержания; для защиты гражданского населения от насильственных посягательств на его жизнь и здоровье.

Многонациональный характер операции по поддержанию мира требует четкой системы централизованного руководства.

В рамках СНГ решение на проведение ОПМ принимает Совет глав государств Содружества, утверждает Мандат, назначает Главу миссии по поддержанию мира или Специального представителя по урегулированию конфликта, Командующего КСПМ, а в отдельных случаях также руководителя группы военных наблюдателей.

Глава миссии (Специальный представитель) является лицом, наделенным соответствующими полномочиями Советом глав государств Содружества в зоне конфликта, действующим от его имени и подотчетным ему. Он несет всю полноту ответственности за политические аспекты операции и осуществляет контроль за выполнением Мандата на ее проведение.

Командующий КСПМ осуществляет непосредственное руководство силами, организацией выполнения поставленных перед ними задач в соответствии с Мандатом. В своей деятельности он подотчетен Совету глав государств СНГ.

Для управления КСПМ создается Объединенное командование из представителей всех государств-участников операции. Командиры национальных воинских контингентов осуществляют непосредственное руководство подчиненными частями и подразделениями при выполнении ими поставленных задач. В ходе ОПМ они подчиняются Командующему.

Руководитель группы военных наблюдателей, если она выполняет задачи самостоятельно, осуществляет непосредственное руководство группой и организует выполнение поставленных задач. Он подотчетен Совету глав государств.

О подготовке операции.

Подготовка операции по поддержанию мира включает в себя два этапа.

На первом этапе проводятся мероприятия, осуществляемые уставными органами СНГ (СГГ, СГП, СМИД, СМО Исполнительным секретариатом СНГ и их рабочими органами). Они включают:

· оценку обстановки в районе конфликта и подготовку доклада Совету глав государств;

· подготовку предложений и необходимых документом для принятия политического решения СГГ на проведение ОПМ;

· принятие политического решения СГГ на проведение ОПМ, утверждение Мандата, назначение Главы миссии (Специального представителя) и Командующего КСПМ;

· создание объединенного командования КСПМ;

· формирование воинских контингентов, определении состава военных наблюдателей, подразделений полиции (милиции) и другого персонала для участия в операции.

В соответствии с поручением Совета ГГ уставные органы СНГ совместно готовят и согласовывают с государствами Содружества предложения по кандидатуре Главы миссии (Специального представителя), Командующего КСПМ, формам участия государств в операции, составу, численности и задачам КСПМ, порядку их всестороннего обеспечения и финансирования, оргштатной структуре Объединенного командования. Разрабатывают проекты решений, Мандата и других документов на проведение операции. По результатам этой работы готовится доклад Совету глав государств, который принимает политическое решение на проведение ОПМ.

После принятия политического решения Командующий формирует объединенное командование, руководствуясь оргштатной структурой, утвержденной Советом министров обороны.

После создания ОК начинается второй этап подготовки ОПМ. Он включает: принятие решения; планирование; рекогносцировку; района проведения операции; подготовку частей и подразделений, выделенных в состав КСПМ; развертывание пунктов управления и системы связи в районе конфликта; переброску органов управления, частей и подразделений в район конфликта; постановку задач; организацию взаимодействия; организацию всех видов обеспечения; организацию управления; подготовку района операции; контроль готовности сил и средств к операции.

В решении на операцию Командующий определяет: замысел; задачи частям и подразделениям; основные вопросы взаимодействия; основы организации управления. Кроме того, могут определяться задачи по основным видам обеспечения.

Основу решения составляет замысел, в котором Командующий определяет:

· порядок разъединения конфликтующих сторон (кого, в какой последовательности и как разъединить), районы, маршруты отвода тяжелого вооружения, техники и вооруженных формирований из зоны разъединения (буферной, демилитаризованной зоны);

· районы (секторы) ответственности подразделений КСПМ;

· районы, пункты, объекты, которые подлежат наблюдению патрулированию и контролю;

· важные объекты инфраструктуры, которые необходимо взять под охрану;

· районы сосредоточения подразделений КСПМ после их прибытия в зону конфликта;

· группировку и построение КСПМ.

На основе решения Командующего и его указаний штаб разрабатывает план операции.

Решение Командующего и план операции утверждаются Советом глав государств.

После завершения планирования проводится рекогносцировка района проведения ОПМ.

Подготовка личного состава КСПМ может осуществляться централизо­ванно на базе единых для СНГ центров подготовки или самостоятельно на базе учебных центров посылающих государств по единым программам.

Перед переброской главных сил, в район операции направляется опе­ративная группа ОК, представители органов управления и передовые под­разделения (группы) связи, инженерные, технического обеспечения и тыла. На них возлагается: оборудование пунктов управления; развертывание системы связи; подготовка районов (пунктов) дислокаций частей и подразде­лений; подготовка инфраструктуры (дорог, мостов, переправ через водные преграды, линий электропередач и связи и др.); организация приема и раз­мещения основных сил; налаживание контактов с органами местной власти и населением.

Переброски органов управления, частей и подразделений КСПМ в рай­он конфликта может осуществляться воздушным, морским, речным, железнодорожным транспортом и своим ходом. В большинстве случаев будет ис­пользоваться комбинированный способ.

Объединенное командование развертывается в районе операции до прибытия основных сил. Занимает пункты управления и осуществляет кон­троль за переброской частей (подразделений).

В соответствии с графиком части (подразделения) к установленному сроку и перебрасываются в район конфликта.

После сосредоточения в назначенное районе и доклада Командующе­му о прибытии командир части (подразделения) организует размещение личного состава, охрану и оборону района расположения.

После размещения частей и подразделений в назначенных районах Командующий доводит до командиров обстановку и ставит задачи. Взаимодействие в ОПМ организуется на весь период её проведения по задачам, районам действий и времени. Оно должно осуществляться постоянно и обеспечивать качественное решении задач.

Одним из важных направлений деятельности Командующего КСПМ является работа с представителями СМИ. Своевременность и объективность информирования международного сообщества и местного населения о задачах и ходе операции будет содействовать регулийствовать регулиа.

Боевое обеспечение организуется и осуществляется в целях созда­ния благоприятных условий для успешного выполнения задач.

Основные виды боевого обеспечения ОПМ: разведка; охранение; защита КСПМ; инженерное обеспечение.

Техническое и тыловое обеспечение при подготовке и проведении операций по поддержанию мира заключается в проведении мероприятий, направленных на обеспечение частей и подразделений вооружением, воен­ной техникой горючим и смазочными материалами, продовольствием, веще­вым имуществом и другими материальными средствами.

Для организации взаимодействия (координации вопросов технического и тылового обеспечения) в штабах вооруженных сил государств прини­мающих участия в ОПМ создаются оперативные группы.

Для руководства КСПМ создается система управления, включаю­щая: органы управления; пункты управления; средства управления (связь и автоматизированные системы управления, а также другие специальные системы). Органы управления КСПМ включают ОК, управления частей и подразделений. Для управления КСПМ создается система пунктов управле­ния, которая включает: КП и ЗКП Командующего, КП частей и подразделе­ний.

Подготовка района проведения операций осуществляется силами КСПМ. Она начинается с прибытием оперативных групп, передовых под­разделений и завершается в ходе операции. Подготовка района включает, оборудование пунктов управления, районов (пунктов) для размещения орга­нов управления, частей и подразделений; развертывание системы связи; обозначение границ зоны разъединения (буферной зоны, демилитаризован­ной зоны); оборудование (строительство) НП, КПП, караульных помещений, парков боевых машин, пунктов водоснабжения; подготовку (восстановле­ние) дорожной сети, мостов (оборудование переправ) через водные прегра­ды; подготовку аэродромов, морских портов, железнодорожных станций и районов сосредоточения частей и подразделений после их переброски.

Контроль готовности к ОПМ включает проверку: готовности сис­темы управления, вооружения и техники к выполнению задач; знания личным составом КСПМ поставленных задач и порядка их выполнения, сигна­лов управления и взаимодействия; своевременного занятия частями и под­разделениями указанных районов (секторов) ответственности; готовности районов (секторов) ответственности в инженерном отношении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2050; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.86.255 (0.012 с.)