Организация и проведение воспитательных мероприятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация и проведение воспитательных мероприятий



Целевой блок

Цель занятия: показать необходимость воспитательной работы в процессе формирования профессиональных навыков и умений.

Содержательный блок

Форма воспитания – это внешнее выражение процесса воспитания. Философские категории содержания и формы отражают единство внутреннего и внешнего в явлениях воспитания: первая указывает на то, что имеется, а вторая – в каком виде выражается. Содержание и форма неразрывно взаимосвязаны между собой – изменение содержания влечет за собой изменение формы и наоборот. Содержание формируется, форма наполняется содержанием. Ведущая роль принадлежит содержанию.

В современной педагогике широко используются различные формы воспитания. Первым критерием в анализе форм воспитания может быть количественный критерий. По количеству людей, охватываемых процессом воспитания, формы воспитания делятся:

- на индивидуальные;

- на микрогрупповые;

- на групповые (коллективные) и массовые.

Число воспитанников в группе (коллективе) колеблется от 5–7 до 25–40, при массовых формах верхний предел числа не ограничен.

Существует зависимость эффективности воспитательного процесса от формы организации. При увеличении числа воспитанников качество воспитания обычно снижается.

Сравнение эффективности различных форм заставляет отдать предпочтение индивидуальным и микрогрупповым формам воспитания. Их неоспоримое преимущество - возможность очень быстро и прицельно пересматривать формы организации воспитания, оперативно изменять педагогическую тактику при изменении условий.

Самая высокая экономическая стоимость принадлежит индивидуальному и микрогрупповому воспитанию, это серьезное препятствие на пути широкого распространения его. Большинство современных воспитательных систем перешло к использованию групповых форм воспитания. Экономическая причина является решающей при выборе формы воспитания в нашей стране.

Групповая форма организации воспитания в школе получила название коллективной. Воспитание в духе коллективизма стало ведущим принципом советской педагогики, формирование коллектива – целью воспитательной работы. Средством и формой достижения этой цели также провозглашался коллектив.

В современной педагогической сфере гармония личного начала и развития в коллективе сверстников в наибольшей степени соответствует зрелым представлениям о воспитании.

Деятельностный блок

Вопросы и задания:

1. Каким образом планируется воспитательная деятельность в процессе обучения медицинской профессии?

2. Какие взаимодействия в педагогическом коллективе обеспечивают воспитательный процесс?

3. Перечислите формы воспитательной работы в медицинском колледже;

4. Какие плоды воспитания можно отыскать в традициях и культурных связях образовательного учреждения?

5. Каким образом реализуются методы и средства в воспитательную цель?

6. Перечислите положительные и отрицательные стороны различных воспитательных мероприятий;

7. К какому результату приводят педагогические ошибки и упущения в использовании неверных методов воспитания?

2.9. Педагогика образования взрослых

Целевой блок

Цель занятия: дать понятие андрагогики как науки образования взрослых, лежащей

в основе профессионального обучения.

Содержательный блок

1. Основа педагогической концепции андрагогики.

2. Субъект образования андрагогики.

1. Основа педагогической концепции андрагогики.

Предлагаемая педагогическая концепция образования взрослых основана на привнесении в представление о субъекте образования духовной составляющей. Основанием для систематизации массива педагогического знания является определение в его структуре места духовности не только на уровне ценностей, но и на уровне педагогических технологий. Реализация этих ценностей в педагогическом взаимодействии зависит прежде всего от позиции субъектов, от их понимания духовности в функциях образования. Это понимание меняется географически, исторически. Поэтому важно выявление смысла духовности «здесь» и «теперь».

Общепризнанно, что в ценностях Запада приоритеты отданы прагматизму, который объединяет в процессе (необходимость общения) и разъединяет в результате (конкуренция); в ценностях Востока приоритеты отданы духовности, которая разъединяет в процессе (замкнутость, уход в себя) и объединяет в результате (Бог един). Запад считает Россию недостаточно прагматичной, Восток – недостаточно духовной. Россия же, находясь как бы между Западом и Востоком географически, исторически склонна к соответствию духовного и материального, к объединению, к соборности в духовном, к коллективному в реальной действительности.

Интерпретация философских теорий российской духовности ХХ в. (Д.Л.Андреев, Н.А.Бердяев, В.В.Розанов, Л.Н.Толстой и др.) для использования их в обосновании педагогического взаимодействия субъектов, позволило определить духовность как «способ творить добро и красоту» (из устава Курской духовной гимназии), выделить элементы духовности (вера, надежда, любовь), духовные ценности (свобода, творчество, гуманизм), проявляемые в позиции «человек разумный».

Привнесение этих ценностей в конкретные учебные процессы, овладение ими не только как знанием, но и как убеждением, действием возможно, если это будет упражнение обучающихся в способности мыслить, понимать, осознавать.

Анализ системных характеристик взрослого как субъекта образования и привносит уточнение понятий: осознанное действие, взаимодействие, образовательное пространство. Уточнение понятия образования основано на системном подходе к процессу образования как структуре, состоящей из элементов и связей как взаимодействий субъектов; как совокупности взаимосвязанных процессов (воспитания, обучения, развития); а также как совокупности взаимосвязанных компонентов (цели, содержание, методы).

Под технологией образования понимается описание, объяснение мастерства, умения, искусства реализации функций образования, выражающихся в получении результата как приращения к потребностям, нормам, способностям обучающихся путем критериального педагогического действия, наиболее оптимальным способом, т.е. профессионально. Понятие педагогического процесса (действия, воздействия, взаимодействия, и т.д.) определяется представлениями о позициях в отношении преподавателя и обучающихся, об их объектно-субъектном характере, о структуре субъекта.

Проблема отношений «учитель–ученик» одна из самых древних в педагогике и подход к ее разрешению находится в основе педагогических парадигм. Внимание к личности ученика как субъекта познания обнаруживается в гуманистических идеях Ф.Рабле и М.Монтеня, в принципе природосообразности Ж-Ж.Руссо, культуросообразности А.Дистервега, в развитии внутренних сил ученика у И.Г.Песталоцци. в позиции К.Д.Ушинского «на убеждение – убеждением». Диалектика субъектно-объективных отношений волновала передовую педагогическую мысль советского периода (П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, М.Л.Данилов, М.Н.Скаткин, Б.П.Есипов, Л.В.Занков, В.В.Краевский и др.). Практика педагогических новаций была направлена на преодоление атмосферы авторитарности в педагогическом процессе. Определение места взрослого, обучающегося в диапазоне «субъект–объект», смещается в большей степени к представлению «субъект», но вместе с тем авторитарный характер взаимодействия в обществе отводил ему в конкретном учебном процессе положение объекта.

Если определить взрослость как степень осознанности собственных действий, а образование как «образовывание» самого себя, то в образовании взрослых обучающийся и преподаватель находятся в позиции субъектов, осознанно влияющих на характер взаимодействия в педагогическом процессе, управляемом преподавателем. Это его профессиональная функция, которую он осознанно, целенаправленно частично передает обучающимся: одному, группе, коллективу для реализации целей и задач (объектом управления является педагогический процесс).

Методологической основой педагогики образования взрослых является представление о субъекте образования. Чтобы это представление было полным, многогранным, его необходимо составить системно как структуру с элементами и связями, внутренними и внешними, на разных уровнях: микроуровень как внутренняя структура, макроуровень как образовательное пространство.

2. Субъект образования андрагогики.

Субъект образования – это система (элементы и связи), структурно состоящая из элементов-начал «био», «социо», «дух», которые взаимосвязаны (взаимозависимы, взаимообусловлены, взаимодействуют).

Взаимосвязи между элементами могут рассматриваться как внутренние (генезис, изменение) и как внешние, т.е. выходящие на связь с окружающим пространством: природой, социумом, духом.

Предложенное представление о субъекте образования, образно говоря, переводит из плоскости с координатами «био», «социо» в пространство с координатами «био», «социо», «дух».

Каждому из элементов системы соответствует позиция: индивид («био»), личность («социо»), человек («дух») которые позволяют классифицировать внутренние ценности как индивидуальные, личностные, человеческие, происходящие от причастности:

- индивид – часть природы и его основополагающая ценность – любовь к природе;

- личность – часть социума, основой каждого взаимодействия в котором является обмен, и его основополагающая ценность – совесть;

- человек – часть духа, Вселенского разума, и его основополагающая ценность – разум.

Дополнение к представлению о субъекте образования духовной составляющей утверждает в конкретной педагогической деятельности ценность духовности, привносит гуманность (как человечность), свободу (как разумный выбор), творчество (как продуктивное мышление – творчество).

Деятельностный блок

Вопросы и задания:

1. Раскрыть предмет и основные задачи андрагогики как науки;

2. Дать общую характеристику системе дополнительного образования;

3. Выявить гибкость структуры в системе дополнительного образования;

4. Дать характеристику возрастным и психологическим особенностям слушателей;

5. Раскрыть влияние образовательного и профессионального опыта на организацию образовательного процесса;

6. Осветить возникающие психологические трудности перехода от позиции специалиста в позицию слушателя. Найти способы их преодоления;

7. Дать существенную характеристику мотивационной основы образования взрослых;

8. Выявить способы личностного включения взрослых слушателей в учебно-познавательную деятельность.

2.10. Педагогические аспекты менеджмента в процессе образования и медицинской деятельности

Целевой блок

Цель занятия: закрепить существующие знания в различных направлениях управления образовательным процессом.

Содержательный блок

3. Управление и функционирование современной системы дополнительного профессионального образования.

Существующая система дополнительного профессионального образования, включающая центры, училища повышения квалификации, обеспечивает возможность специалистам отрасли повышать свою квалификацию по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет. Более 500 тысяч человек ежегодно обучаются в системе дополнительного образования.

Перечень направлений профессионального образования закреплен приказом Минздрава России от 05.06.98 № 186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием»

Дополнительное профессиональное образование студентов у нас в стране практиковалось и в советский период. Это и получение педагогической специальности в классическом университете, и многопрофильная структура образования в педагогических вузах, и факультеты смежных и дополнительных профессий в университетах, и создание реферативных студенческих групп в непрофильных вузах для более глубокого изучения иностранных языков. Однако за последние годы произошли существенные изменения в нормативно-правовом статусе дополнительных профессиональных образовательных программ, осваиваемых студентами параллельно с основными образовательными программами. Министерством образования России разработаны и утверждены методические рекомендации о порядке присвоения дополнительных квалификаций в период освоения основных образовательных программ в вузе. Зарегистрирован в Минюсте и введен в действие диплом о дополнительном образовании, который дает право ведения профессиональной деятельности, соответствующей полученной дополнительной квалификации.

Государственными структурами утверждено Положение о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов, предусматривающее получение дополнительной квалификации параллельно с освоением основных образовательных программ. Постановлением Правительства РФ принято Положение о лицензировании образовательной деятельности, включая дополнительное профессиональное образование студентов, сопровождаемое итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и квалификации.

В результате возникла благоприятная ситуация для создания системы дополнительных профессиональных образовательных программ. Такие программы уже разработаны и утверждены на федеральном уровне, некоторые из них пользуются популярностью во многих вузах. Значительное число аналогичных программ разработано вузами самостоятельно (для внутреннего пользования), но иные из них могли бы найти более широкое применение.

Новая форма профессионального образования студентов функционирует во многих вузах и нуждается в детальном рассмотрении особенностей ее формирования и развития. Тем самым уже сегодня поставлен вопрос о правовом, методическом и научно-педагогическом оформлении целостной системы дополнительного профессионального образования студентов.

На данном этапе анализа следует обратить внимание на существующие педагогические требования к содержанию образовательных программ.

При формировании системы дополнительных профессиональных образовательных программ необходимо определить принципы их классификации. Одновременно могут разрабатываться дополнительные образовательные программы, ориентированные на углубленное изучение различных проблем в рамках группы специальностей или даже отдельной специальности, то есть быть направлены на развитие вариативной профессиональной составляющей основных образовательных программ. В этом случае при их классификации в качестве несущей конструкции предпочтительнее использовать понятие специальности или группы специальностей.

Формирование дополнительных образовательных программ не должно превратиться в хаотический процесс. Их следует создавать исходя из внутренней логики развития системы образования, а также на основе маркетинговых исследований и тенденций развития рынка интеллектуального труда. В этом случае дополнительное образование явится надежной основой повышения профессиональной мобильности выпускников вузов и станет одним из механизмов формирования региональных образовательных систем, обеспечивая устойчивость единого образовательного пространства России.

В качестве перспективных направлений дополнительного профессионального образования студентов можно рассматривать:

- формирование дополнительных умений и навыков, расширяющих функциональные возможности выпускника в профессиональной области, соответствующей основной образовательной программе;

- расширение профессиональной сферы при использовании умений и навыков, получаемых в ходе освоения основной образовательной программы;

- расширение профессиональной области при освоении умений и навыков, выходящих за рамки основных образовательных программ.

Сегодня многие вузы активно включились в развитие дополнительного профессионального образования, превращая его в одну из организационно-методических форм образовательной деятельности. Важно при этом не причинить ущерба сложившемуся учебному процессу и сохранить качество подготовки выпускников высшей школы по основным образовательным программам.

Методическое обеспечение реализации дополнительного образования опирается на федеральный и региональный компоненты.

Дополнительные образовательные программы разрабатываются как на федеральном уровне, так и в рамках отдельных вузов. Для программ федерального уровня утверждены государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки студентов при получении дополнительной квалификации. Их нормативный объем составляет не менее 1000 часов. Кроме того, каждая образовательная программа должна сопровождаться примерным учебным планом и иметь достаточно полное научно-методическое обеспечение. Это могло бы стать необходимым условием успешного развития региональных систем дополнительного образования, объединенных в единое образовательное пространство России.

При разработке дополнительных образовательных программ следует соблюдать преемственность их структуры и содержания с соответствующими основными образовательными программами, а также обеспечить их целостность и завершенность, чтобы иметь возможность использовать их и в системе послевузовского повышения квалификации и переподготовки специалистов. В этом отношении представляется целесообразным, чтобы составляющие программу блоки дисциплин являли собой тематически завершенные подпрограммы, освоение которых подготовило бы к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

Деятельностный блок

Вопросы и задания:

1. Осветить аспекты менеджмента как новой технологии и практики управления образовательной системой;

2. Перечислить основные задачи управления образовательными учреждениями:

- в разработке перспективных целей;

- в работе с персоналом, предметами и информацией;

- в инновационной деятельности;

- в поиске новых путей развития образовательного учреждения;

- в работе с потребителями образовательной продукции.

3. Найти сходство и различия между менеджером производства и преподавателем учебного заведения;

4. Раскрыть основные принципы этики деловых отношений;

5. Как развиваются творческие способности в искусстве оказывать влияние на людей?

6. Какие виды власти приемлемы в образовательных учреждениях?

ЧАСТЬ 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 540; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.128 с.)