Налоговая система в СССР 1917-1965 гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Налоговая система в СССР 1917-1965 гг.



 

События Октября 1917 г. коренным образом изменили развитие Российского государства. Эти реформы отразились и на налоговой системе, которая претерпела колоссальные преобразования.

 

Цель: показать эволюцию налоговой системы в период становления советской власти в России (во время «военного коммунизма» и НЭПа); раскрыть особенности налоговой реформы в СССР 1930-1932 гг.; рассмотреть изменения, произошедшие в стране в годы Великой Отечественной войны; выяснить особенности фискальной системы СССР в послевоенный период.

 

План:

1. Приход к власти большевиков и реформирование фискального дела (1917-1929 гг.)

2. Налоговые реформы 1930-1939 гг. и их значение.

3. Великая Отечественная война и её влияние на систему взимания налогов.

4. Послевоенное развитие фискальной политики в СССР (1945-1965 гг.).

 

Понятия и определения:

чрезвычайный бюджет, оценочный сбор с недвижимых имуществ, военный налог, подоходный налог, налог на прирост прибылей, контрибуции, продразверстка, патентный сбор, уравнительный сбор, денежный подворный налог, единый натуральный налог, единый сельскохозяйственный налог, подоходно-поимущественный налог, единовременный общегражданский налог, надбавки к государственным налогам, судебная пошлина, патентный сбор, прописочный сбор, налоговые комиссии, налог с оборота, платежи из прибыли государственных объединений, самообложение населения, налог со строений, земельная рента, курортный сбор, таможенные пошлины, разовый сбор на колхозных рынках, билетный сбор, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР, единый налог со зрелищ, сбор с владельцев скота, сбор за регистрацию охотничье-промысловых собак, патентный сбор, налоговые списки, платежные извещения.

Основные положения проблемы:

Основными этапами в налоговой истории России послереволюционного периода можно считать следующие.

Первый этапдовольно короткого довоенного периода фактически охватывал всего несколько месяцев (с конца 1917 г. до осени 1918 г.) относительно мирного существования, прерванного Гражданской войной. Для этого периода было в целом характерно как использо­вание действовавших в предшествующие годы налогов с некото­рым пересмотром основных налогоплательщиков и размеров ста­вок (акцизы, госпошлина), так и введение новых налогов. В тот период основными налогами, действовавшими в стране, были следующие:

• фактически введенный в действие подоходный налог, основные по­
ложения которого достаточно существенно отличались от его дорево-
люционнного предшественника;

• промысловый налог, взимание которого было переложено на мелкие,
не национализированные предприятия;

• акцизы;

• государственная пошлина;

• 5%-ный сбор с оборота торговых предприятий;

• сбор с частных предприятий в фонд обеспечения семей красноармейцев;

• сбор в фонд детского питания.

Второй этапв развитии системы налогообложения в пострево­люционный период был связан с Гражданской войной и меропри­ятиями военного коммунизма. Его основными характерными чер­тами были ориентация на использование натуральных форм обложения, так называемый классовый подход к определению круга налогоплательщиков, принудительные военизированные формы изъятия ресурсов, постепенный отказ от денежных налогов, вве­дение так называемых чрезвычайных налогов (фактическая экс­проприация имущества и средств у городского населения) и нату­рального налога с сельских хозяев, на практике вылившегося в продразверстку.

Третий этап охватывает годы новой экономической политики, когда начали активно использоваться налоговые инструменты, и постепенное затухание «налоговой активности» государства, закон­чившееся проведением налоговой реформы 1930 г., когда роль налоговых механизмов в стране была существенно ограничена. На протяжении этого периода налоговая система не оставалась неиз­менной, в нее постоянно вносились изменения и дополнения.

Основными налогами, использовавшимися в разные периоды в рамках данного временного интервала, были следующие:

• натуральные налоги для сельскохозяйственных производителей (прод­налог, заменивший продразверстку, и некоторые другие натуральные
налоги) и позднее частичная замена части натурального исполнения
денежным;

• промысловый налог, состоявший из патентного и уравнительного сборов;

• подоходный налог (сформированный на базе трудового, гужевого, общегражданского и ряда местных налогов);

• подворно-денежный налог;

• косвенные налоги (акцизы, главным образом);

• гербовый сбор и государственные пошлины (к числу последних отно­сились судебные пошлины, нотариальный сбор и др.);

• таможенные пошлины;

• попенная плата;

• другие.

К указанному перечню непосредственно примыкает и ряд пла­тежей, не носивших формально статуса налогов (например, три вида отчислений от прибыли государственных предприятий в бюджет, отчисления в фонд улучшения быта рабочих и служащих и др.). Рассмотрим некоторые элементы налоговой системы данного периода более подробно.

Положение 1922 г. о подоходном налоге не предусматривало обложения данным налогом заработной платы рабочих и служащих, а также доходов государственных и кооперативных предприятий. На доходы этих видов распространялись особые правила обложения. Но уже в 1923 г. было сформировано новое положение о подоходно-поимущественном налоге. Эта система обложения представляла собой двухступенчатый налог. На первой ступени взимался основ­ной подоходный налог (или так называемый классный налог), ко­торый зависел от вида доходов (от личного труда по найму, от личного труда не по найму, нетрудовые доходы)1 и от профессии налогоплательщика. Для уплаты налога устанавливались твердые ставки, которые дифференцировались в зависимости от источни­ков доходов и их (источников) местонахождения. Не облагаемый минимум существовал по классному налогу только для рабочих и служащих с заработком до 75 руб. в месяц. Классный налог допол­нялся прогрессивным подоходным обложением (второй ступени), взимаемым с совокупного дохода от всех источников с зачетом уплаченных ранее сумм классного налога. Все группы налогопла­тельщиков (кроме рабочих и служащих) при наличии у них иму­щества, не являющегося предметом промысла и предметом лич­ной домашней обстановки, должны были уплачивать дополнитель­ный поимущественный налог.

Подоходный налог в 1923 г. был распространен также и на дохо­ды государственных и кооперативных предприятий. Фактически этот налог представлял собой прогрессивный налог на доходы граждан, а также частных юридических лиц. Его ставки варьировались от 0,83 до 15% в зависимости от объема доходов. Достаточно широкое распространение в этот период получили акцизы, которые были введены в 1921 г. Первоначально это были акцизы на виноградные, плодово-ягодные и изюмные вина. Не­сколько позднее были введены акцизы на спички, соль, табачные и гильзовые изделия, акцизы на текстильные изделия, наливки, настойки, акцизы на резиновые калоши и другие товары и про­дукты. Действовавшая в этот период система акцизов также неодно­кратно уточнялась.

Основным инструментом налогообложения не национализиро­ванных, а позднее и государственных предприятий в начале 20-х годов был государственный промысловый налог, который в зна­чительной мере воспроизводил основные черты дореволюционно­го промыслового налога. В 20-х годах существенная часть схемы дореволюционного рос­сийского промыслового налога была воспроизведена. В 1922/23 финансовом году поступления промыслового налога давали 12,5% доходов бюджета. Под уплату промыслового налога подпадали торговые, промышленные предприятия, единоличные ремесла и про­мысловые занятия. Промысловый налог 20-х годов состоял из двух сборов: патент­ного и уравнительного. Первый носил авансовый характер и под­лежал зачету при уплате уравнительного сбора. Размеры патентного сбора дифференцировались по поясам и по разрядам торговых и промышленных предприятий. Выделялись шесть поясов: нулевой — Москва; первый — Киев, Одесса, Ленинград и др. — всего семь городов; второй — 34 города (Армавир, Архангельск и др.), а также пригороды городов первого пояса; третий — 150 городов, а также уезды столиц и пригороды го­родов второго пояса; четвертый — все прочие города и посады, уезды городов третьего класса; пятый — все прочие местности.

Разряды предприятий устанавливались отдельно по торговым, промышленным и прочим предприятиям. По торговым предприятиям было установлено пять разрядов в зависимости от:

—размера занимаемого помещения;

—числа обслуживающих лиц;

—характера производимых торговых операций;

—рода продаваемых товаров.

В инструкции выделялся 21 укрупненный тип торговых предпри­ятий, в отношении которых устанавливались возможные разряды. Так, предприятия товарной торговли могли облагаться в зависи­мости от указанных выше факторов по I—V разрядам, скупочные предприятия — по II—V разрядам, постоялые дворы — по II и III разрядам; отдача вещей напрокат — только по II разряду и т. д.

По промышленным предприятиям выделялось 12 разрядов в зависимости от: числа обслуживающих лиц; степени технического оснащения; рода изделий или товаров, производимых на предприятии.

Исходным был критерий численности занятых.

Второй критерий (степень технического оснащения) действо­вал в продолжение первого. Наличие механического двигателя при­водило к обложению предприятий I—VIII разрядов (по численно­сти) к обложению на один разряд выше.

Третий критерий — тип производимых товаров — устанавливал дифференциацию предприятий по разрядам в зависимости от годо­вого объема производства в натуральных измерителях или в зависи­мости от иных натуральных характеристик самого производства. На­пример, мельничные предприятия дифференцировались по разрядам в соответствии с диаметром используемых жерновов (по I разряду облагались предприятия с жерновами диаметром до 1,5 м, по II — до 2,5 мит. д.). Крахмально-паточные заводы с объемом производства до 90 тыс. кг в год облагались по III разряду (самый низкий возможный раз­ряд по этой категории предприятий) и т. д.

Кроме того, вводилось усиленное обложение по отдельным ка­тегориям товаров, при котором ставки патентного сбора повыша­лись на один или два разряда (производство изделий ювелирных, из бронзы и др.).

Кроме того, на предметы роскоши вводилось дополнительное об­ложение, при котором ставки патентного сбора повышались на 50%. Существовали также отдельные шкалы для обложения патент­ным сбором складских (складочных — по терминологии 20-х годов) помещений и единоличных ремесел.

В центре устанавливались казенные ставки патентного сбора, местные же власти могли устанавливать надбавки в размере до 100% казенной ставки с зачислением поступающих сумм в доходы мест­ных бюджетов.

Уплата патентного сбора фактически означала регистрацию предприятия как налогоплательщика. Только на основании упла­ченного патентного сбора предприятие привлекалось к уплате урав­нительного сбора, который исчислялся в процентах от фактически осуществленного оборота. Уравнительный сбор осуществлялся один-два раза в полугодие (патенты выбирались на 3, 6 и 12 месяцев). При его уплате проводился зачет уплаченного патентного сбора.

Ставки уравнительного сбора в 20-х годах были дифференциро­ваны. Название «уравнительный» сохранилось с дореволюционных времен. По промышленным предприятиям ставки этого сбора со­ставляли от 0,25 до 6%, по торговым и неторговым предприятиям — от 0,5 до 8% (в этот же период в Германии ставка аналогичного промыслового налога составляла 5,46%).

Первоначально предполагалось, что уравнительный сбор будет приносить основную часть (-75%) доходов от промыслового нало­га. Однако фактически уже в 1922 г. стало ясно, что основным по масштабам аккумулируемых доходов стал патентный сбор. Его доля в общей величине промыслового налога в 1922 г. составляла 75,8%, тогда как доля уравнительного сбора — всего 25,2%.

Промысловый налог, взимаемый по данной схеме, действовал с 1921 по 1928 г. При этом в него практически ежегодно вносились некоторые изменения.

Постоянные и достаточно хаотичные изменения вносились и в порядок налогообложения другими налогами. Так, в 1926 г. были повышены ставки акцизов на широкий круг товаров. В 1927 г. был введен акциз на парфюмерные косметические изделия, а в 1928 г. уплата акцизов была переведена с уровня отдельных предприятий на уровень трестов. Плательщиками акцизов фактически стали от­расли промышленности оформленные в виде трестов (Сахаротрест, Центроспирт, Резинотрест, Нефтесиндикат). В этом же году были унифицированы акцизы с промысловым налогом по текстильным товарам, винно-водочным изделиям и спирту. В том же (1928-м) году были внесены изменения в схему взимания промыслового налога, которые фактически его ликвидировали. В соответствии с ними были выделены группы предприятий, которые платили только патент­ный сбор, и группы предприятий, которые платили только уравнительный сбор. Основные поступления в государственный бюджет были следующие (см. табл. 3). Последующие модификации уравнительного сбо­ра (перевод уплаты его на уровень трестов, отмена уравнительного сбора с внутрипромышленного оборота и ряд других мероприятий налоговой реформы) привели к формированию на базе него нало­га с оборота.

В 1930 г. было издано новое положение по промысловому нало­гу, уже исключительно для частных предприятий. В результате этих и ряда других мероприятий для большей части отечественной про­мышленности 53 разных платежа было агрегировано в налог с обо­рота.

Таблица 3

Структура налоговых поступлений в государственный бюджет в 1925—1926 гг., млн руб. (% к итогу)

Акцизы.............................................. 841,6(38,4)

Промысловый налог....................... 482,9(22,0)

Подоходный налог.......................... 185,9 (8,5)

Сельскохозяйственный налог......... 251,8(11,5)

Гербовый сбор................................ 131,9 (6,0)

Таможенные пошлины.................... 150,6 (6,9)

Прочие государственные налоги

и сборы.............................................. 43,3 (1,9)

Местные налоги и сборы................ 104,9 (4,8)

Итого налогов и сборов................. 2192,9(100,0)

Примечание. Налоги и сборы составляли 51,6% от всех доходов государственного бюджета.

В 1926 г. был введен налог на сверхприбыль с целью борьбы со спекулятивным повышением цен. Под термином «сверхприбыль» понималось превышение фактически полученной прибыли над некоторой нормативно установленной величиной. Ставки данного налога составляли от 6 до 50% в зависимости от сумм превышения. Уже после налоговой реформы в 1934 г. режим налогообложения данным налогом предприятий частного сектора был ужесточен.

Логическим завершением данного этапа в развитии системы налогообложения стала налоговая реформа 1930—1931 гг., представ­лявшая часть проводимых в тот период мероприятий общей финан­совой реформы. К началу 30-х годов общее количество платежей, которые уплачивало среднее предприятие, достигло 86. Проведение налоговой реформы было нацелено на упрощение налоговой системы, сокращение общего числа и унификацию платежей, кото­рые должно было уплачивать предприятие.

Реформа, по существу, представляла собой ряд не всегда взаи­мосвязанных мер по реформированию распределительных отноше­ний и системы формирования доходов государственного бюджета. Основными мероприятиями данного периода наряду с уже упоми­навшимся объединением ряда налогов в налог с оборота была пе­рестройка отношений между предприятиями и бюджетом. Перво­начально, в 1930 г., в основу формирования системы платежей пред­приятий формально был положен налоговый принцип: предприятия промышленности должны были отчислять в бюджет 81% прибы­ли, предприятия торговли — 84, а предприятия водного транспор­та — 30. Это означало переход к качественно иной модели форми­рования доходов бюджетной системы — отказ от налогообложения и переход к прямому распределению прибыли вследствие того, что основная часть предприятий промышленности находилась в госу­дарственной собственности. Соответственно, государство, как соб­ственник, и распределяло прибыли предприятий.

Однако уже в 1931 г. был изменен принцип определения разме­ров отчислений от прибыли. Они стали устанавливаться дифферен­цированно в зависимости от объемов полученной предприятием прибыли и его потребности в собственных средствах для развития производства. Последние определялись по финансовому плану пред­приятия. В результате фактические ставки отчислений от прибыли в этот период колебались в пределах от 10 до 81% прибыли.

Налог с оборота, сформированный в результате объединения промыслового налога, акцизов и ряда других налогов, стал уста­навливаться в форме платежа, взимаемого в твердых ставках к обо­роту или валовой выручке. Реальные суммы платежа, включаемые в цену товара, дифференцировались в зависимости от значимости того или иного товара или отрасли.

Фактически этот переход выра­зился в поэтапном отказе от налоговых схем и переходе к прямому установлению двух уровней цен — оптовой цены предприятия и оптовой цены промышленности, разность между которыми и со­ставлял в конечном итоге налог с оборота.

На протяжении 30—50-х и последующих годов, вплоть до конца 80-х, в данную систему неоднократно вносились изменения и уточ­нения, которые, однако, не меняли самого качества данной сис­темы.

Методические советы для студентов:

Рассмотрение первого вопроса следует начать с анализа экономического положения России после прихода к власти большевиков, указав основные направления налоговых преобразований, проводимым новым правительством. Расскажите об особенностях фискального обложения в период «венного коммунизма». Назовите основные способы взимания налогов в тот период. Дайте характеристику изменениям, которые произошли в этой сфере в НЭПе. Назовите основные причины бюджетных поступлений. По каким статьям они происходили. Раскройте эволюцию налоговой системы в период коллективизации и индустриализации, чем они были вызваны. Как повлияли эти изменения на развитие страны.

Далее укажите причины реформ и основное содержание налогов в -х годах. Рассмотрите изменения, произошедшие как в сфере назначение, распределения и взимания сборов, так и в структуре финансовых органов. Какое значение имели эти реформы?

В третьем вопросе укажите основные изменения, произошедшие в налоговой сфере в связи с началом войны. Какие видя доходов они затронули. Проанализируйте статьи бюджетных поступлений в тот же период. Как эти изменения повлияли на победу советского народа.

В четвертом вопросе рассмотрите основные этапы послевоенного развития налоговой системы. По каким видам налогов были сделаны наибольшие изменения. Выясните этапы эволюции системы. Проанализируйте их.

Сделайте вывод о развитии фискальной системы в Советском государстве с 1917 по 1965 гг.

 

Темы для докладов и сообщений:

1. Гражданская война в России и вопросы налогообложения в политике красных и белых сил.

2. Особенности налогообложения в эпоху НЭПа.

3. Налоговая реформа в СССР в 1930-1939 гг.

4. Фискальные преобразования в годы Великой Отечественной войны.

5. Реформирование налоговой системы в середине 1950-х – середине 1960-х гг.

 

Творческое задание:

Напишите письмо В.И.Ленину от лица крестьян об их экономическом положении и налогообложении во время военного коммунизма или НЭПа, где Вы должны проанализировать ситуацию.

 

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите основные преобразования, произошедшие в России в фискальной сфере после событий Октября 1917 г.

2. Основные формы взимания налогов при военном коммунизме.

3. НЭП и фискальные изменения в государстве, связанные с его проведением.

4. Назовите причины налоговой реформы 1930-1932 гг.

5. Назовите основные положения фискальной реформы 1930-1932 гг.

6. Какие новые налоги были введены в СССР во время Великой Отечественной войны?

7. К каким последствиям привел налоговый пресс на сельских жителей и колхозы в сер. 40-х – сер. 50-х гг. XX века?

8. Как налоговая политика Советского государства повлияла на исход Великой Отечественной войны?

9. Перечислите основные преобразования в фискальной политике, прошедшие в сер. 40-50 гг. XX века.

10. Охарактеризуйте налоговые мероприятия в СССР в сер. 500-х – сер.60-х гг. XX века.

 

Основная литература:

1. Лойбера М.Я. История экономики: учеб.пособие для студентов вузов. М., 2001.

2. Самохин Ю.М. Экономическая история России: Учебное пособие. М.,2001.

3. Толмачева Р.П. Краткий словарь по экономической истории. Термины, понятия. Имена, хронология. М., 2003.

4. Толмачева Р.П. Экономическая история: генезис рыночной экономики. М.,2002.

 

Дополнительная литература:

1. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н., Зарипов В.М. Налоги, люди, время. М., 1998.

2. Геллер М., Некрич А. Утопия у власти: История Советского Союза от 1917 года до наших дней. Кн. 1-2. М., 1995.

3. История государства и права России: Учебник / Под ред. Ю.П. Титова. М., 1998.

4. Куксин И.Н. Российская налоговая политика: история, теория и практика. СПб., 1997.

5. Лепип В.И. О социалистических финансах. М., 1971.

6. Лященко П.И. История народного хозяйства СССР. 3-е изд. М., 1952 Т. I, II.

7. Мау В.А. Реформы и догмы: 1914-1929. М., 1993.

8. Мау В.А. В поисках планомерности: из истории развития советской экономической мысли конца 30-х – начала 60-х годов. М., 1990.

9. Мау В.А. Реформы и догмы, 1914-1929: очерки истории становления хозяйственной системы советского тоталитаризма. М., 1993.

10. Москва. Энциклопедия / Гл. ред. А.Л. Нарочницкий. М., 1980

11. Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Энциклопедический словарь. М., 2000.

12. Финансово-кредитный словарь: В 3 т. Т. I / Гл. ред. В.Ф. Гарбузов. М., 1984.

13. Финансово-кредитный словарь: В 3 т. Т. II / Гл. ред. В.Ф. Гарбузов. М., 1986.

14. Финансово-кредитный словарь: В 3 т. Т. III/ Гл. ред. Н.В. Гаретовский. М., 1988.

15. Шмелев Г.И. Аграрная политика и аграрные отношения в России в XXвеке. М., 2000

16. Экономическая Энциклопедия. Политическая экономия: В 4 т. / Гл. ред. А.М. Ру­мянцев. М., 1972-1980.

 

 

Занятие 6

С середины 60-х годов XX века до настоящего времени в СССР (России) проводилось несколько налоговых реформ, которые нашли свое отражение во внутренней политике, общественном мнении и в целом в существовании самого государства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 797; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.32 (0.061 с.)