ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность, функции, классификация налогов



Налоговые доходы бюджета

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы, взимаемые за нарушение налогового законодательства.

Специалисты указывают, что в России налоговые доходы составляют более 90 % всех поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы страны. Из года в год доля налоговых поступлений в «общем государственном котле» может меняться. Так в 2002 году в консолидированный бюджет России за счет налоговых поступлений было мобилизовано около 89% всех поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы страны.

При этом 83, 6% общего объема собранных налоговых доходов было сформировано за счет всего 5 налогов: 1) НДС - 22,8% всех поступлений, 2) налог на прибыль организаций – 19,9%; 3) налог на доходы физических лиц – 15, 3%; 4) платежей за пользование природными ресурсами – 14, 4%; 5) акцизов – 11,2%. Другие налоги составили только 16, 4% налоговых доходов государства.

В настоящее время в демократических государствах с экономическими рыночного типа главным видом государственных доходов являются налоги и сборы, собираемые в бюджеты всех уровней в процессе налогообложения, порядок осуществления которого регулируется налоговым правом.

Система налогов и сборов состоит из трех видов налогов и сборов: 1) федеральных, 2) региональных, 3) местных.

Федеральные налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории России. Они устанавливаются федеральными законами – НК.

В ст. 13 НК РФ приведен следующий перечень налогов и сборов:

ü НДС,

ü Акцизы,

ü Единый социальный налог,

ü Налог на прибыль организаций,

ü Водный налог,

ü Налог на доходы физических лиц,

ü Государственная пошлина и д.т.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые федеральными законами и законами субъектов Федерации, вводимые в действие в соответствии с НК законами субъектов Федерации и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Федерации.

В ст. 14 НК предусмотрен следующий перечень региональных налогов и сборов:

ü Налог на имущества организаций,

ü Налог на игорный бизнес,

ü Транспортный налог.

 

Местными являются налоги и сборы, устанавливаемые федеральными законами и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии в НК нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Исключение составляют местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, которые устанавливаются и вводятся в действие законами этих субъектов Федерации.

Законодательством предусматриваются специальные налоговые режимы, устанавливающие замену уплаты ряда федеральных, региональных или местных налогов на перечисление специальных налоговых платежей универсального характера.

К специальным налоговым режимам могут быть отнесены:

v Упрощенные системы налогообложения;

v Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

v Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

v Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, а равно налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

o Налога на прибыль организаций (по ставки, установленной для его зачисления в федеральный бюджет – по нормативам 100 %);

o НДС (100%);

o Акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья (50%);

o Акцизов на табачную продукцию (100%);

o Акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо (40%);

o Налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) (100%);

o Сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (искл. внутренние водные объекты) (70%) и т.д.

 

В бюджеты субъектов Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов, а также федеральных налогов и сборов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

o Налога на имущество организаций (100%);

o Налога на игорный бизнес (100%);

o Транспортного налога (100%);

o Налога на прибыль организации (100 %);

o Налога на доходы физических лиц (70%);

o Налога на наследование или дарение (100%);

o Акцизов на спиртосодержащую продукцию (50%);

o Единого сельскохозяйственного налога (30%);

 

Налоговые доходы могут быть переданы полностью или частично органами государственной власти субъектов Федерации в соответствующие местные бюджеты.

В местные бюджеты (бюджеты поселений, бюджеты городских округов, бюджеты муниципальных образований) зачисляются налоговые доходы от таких местных налогов, устанавливаемых органами местного самоуправления, как земельный и на имущество физических лиц (как правило, по нормативу 100%), а также поступление от ряда федеральных и региональных налогов, сборов (налога на доходы физических лиц, единого сельскохозяйственного налога и др.)

 

Неналоговые доходы бюджета

К неналоговым доходам принято относить:

· платежи штрафного характера и административные сборы (взимаемые штрафы; суммы, полученные от реализации конфискованного имущества);

· доходы от использования объектов федеральной собственности, собственности субъектов Федерации или муниципальной собственности (например, доходы от сдачи в аренду зданий и сооружений);

· доходы от продажи имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов Федерации или муниципальной собственности;

· доходы от экономической деятельности государственных и муниципальных органов, государственных и муниципальных предприятий;

· финансовые средства, полученные в возмещение ущерба и т.д.

 

С учетом положений ст. 41-54 БК РФ система неналоговых доходов бюджетов может быть предоставлена следующим образом: доходы от использования имущества, находящегося в государственно или муниципальной собственности, а именно: средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственное или муниципальной собственности; средства, получаемые в виде процентов, по остатком бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление и т.д.

Доля неналоговых доходов, а равно соотношение налоговых и неналоговых доходов бюджетов из года в год меняется, но тенденции остаются в пределах общемировых, где роль доходов, аккумулируемых вне налогообложения, минимальна

 

 

НДС

Налог на добавленную стоимостьэтофедеральный налог, взимаемый с 1 января 2001 г. на основании гл.21 части второй НК РФ. Глава 21 НК РФ применяется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах».

Налогоплательщиками НДСпризнаются:

1) организации;

2) индивидуальные предприниматели;

3) лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемы в соответствии с ТК РФ.

Объектом налогообложенияпризнаются следующие операции:

- реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. В целях гл. 25 НК РФ передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признаются реализацией товаров (работ, услуг);

- передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

- выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

- ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Налоговая база при реализации товаров (услуг, работ) определяется налогоплательщиком НДС в соответствии с гл.25НК РФ в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (робот, услуг).

Налогообложение производится по налоговой ставке 0%при реализации:

1. товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, подтверждающих право на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0%;

2. работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией вышеуказанных товаров (работ и услуг по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории РФ товаров и импортируемых в РФ, выполняемых российскими перевозчиками, и иных подобных работ и услуг, а также работ и услуг по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и под таможенным контролем);

3. работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию РФ товаров, помещенных под таможенный режим транзита через таможенную территорию РФ;

4. услуги по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории РФ, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;

5. драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ, Центральному банку РФ, банкам и тд.

Налогообложение производится по налоговой ставке 10% при реализации:

1) Следующих продовольственных товаров: скота и птицы в живом весе; мяса и мясопродуктов (за исключением деликатесных); молока и молокопродуктов (включая мороженое, произведенное на их основе, за исключением мороженого, выработанного на плодово-ягодной основе, фруктового и пищевого льда); яйца и яйцепродукты; масла растительного; маргарина; соли и тд.

2) Следующих товаров для детей: трикотажных изделий для новорожденных и детей ясельной, дошкольной, младшей и старшей школьной возрастных групп: верхних трикотажных изделий, бельевых трикотажных изделий, чулочно-носочных изделий, прочих трикотажных изделий: перчаток, варежек, головных уборов; швейных изделий, в том числе изделий из натуральных овчины и кролика (включая изделия из натуральных овчины и кролика с кожаными ставками) для новорожденных и детей ясельной, дошкольной, младшей и старшей школьных возрастных групп, верхней одежды (в том числе плательной и костюмной группы), нательного белья; обуви (за исключением спортивной) и тд.

3) Периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера; книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, за исключением книжной продукции рекламного и эротического характера. Под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. К периодическим печатным изданиям рекламного характера относятся периодические печатные издания, в которых реклама превышает 40% объема одного номера периодического печатного издания.

4) Следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства: лекарственных средств, включая лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления; изделий медицинского назначения.

Налогообложение производится по налоговой ставке 18% в случаях, когда не применяются налоговые ставки 0% и 10%.

При ввозе товаров на таможенную территорию РФ применяются налоговые ставки 10% и 18%.

Налоговый период:

1. налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов, далее – налоговые агенты) устанавливается как календарный месяц;

2. Для налогоплательщиков (налоговых агентов) с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими два миллиона рублей, налоговый период устанавливается как квартал.

 

 

Акцизы

Акциз – это федеральный налог, взимаемый с 1 января 2001 года на основании гл.22 част второй НК РФ. Глава 22 применяется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 5 августа 2000 г. №118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах».

Налогоплательщиками акциза признаются (ст.179 НК РФ):

- организации;

- индивидуальные предприниматели;

-лица, признаваемые налогоплательщиками в связи перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с ТК РФ.

Организации и иные лица признаются налогоплательщиками, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с гл.22 НК РФ.

Организации или индивидуальные предприниматели – участники договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) несут солидарную ответственность по исполнению обязанности по уплате налога, исчисленного в соответствии с гл.22 НК РФ.

В целях гл.22 НК РФ устанавливается, что в качестве лица, исполняющего обязанности по исчислению и уплате всей суммы акциза, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения акцизами, осуществляемым в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), признается лицо, ведущее дела простого товарищества. В случае, если ведение дел простого товарищества осуществляется совместно всеми участниками простого товарищества, участники договора простого товарищества самостоятельно определяют участника, исполняющего обязанности по исчислению и уплате всей суммы акциза по операциям, признаваемым объектами налогообложения акцизами, осуществляемым в рамках договора простого товарищества.

Указанное лицо имеет все права и исполняет обязанности налогоплательщика, предусмотренные НК РФ, в отношении указанной суммы акциза.

При полном и своевременном исполнении обязанности по уплате акциза лицом, исполняющим обязанности по уплате акциза в рамках простого товарищества, обязанность по уплате акциза остальными участниками договора простого товарищества считается исполненной.

Подакцизными товарами признаются (ст.181 НК РФ):

1) Спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

2) Спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта боле 9%. В целях гл.22 НК РФ не рассматривается как подакцизные товары следующая спиртосодержащая продукция:

Ø лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства;

Ø препараты ветеринарного назначения, разлитые в емкости не более 100мл;

Ø парфюмерно-косметическая продукция.

3) алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%, за исключением виноматериалов);

4) пиво;

5) табачная продукция;

6) автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150л.с.);

7) автомобильный бензин;

8) дизельное топливо;

9) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей и тд.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации (за исключением нефтепродуктов). Реализацией подакцизных товаров в целях гл.22 НК РФ признаются передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на возмездной и (или) безвозмездной основе, а также использование их при натуральной оплате.

2) Оприходование организацией или индивидуальным предприни-мателем, не имеющими свидетельства, нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), получение нефтепродуктов в собственность в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов.

3) Получение нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельство. Для целей г.22 НК РФ получением нефтепродуктов признаются: приобретение нефтепродуктов в собственность; оприходование нефтепродуктов, полученных счет оплаты услуг по их производству из давальческого сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов); оприходование подакцизных нефте-продуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов); получение собственником сырья и материалов нефтепродуктов, произведенных из этого сырья и материалов на основе договора переработки и тд.

 

Налоговым периодом признается календарный месяц.

 

Таможенные пошлины

Плательщики таможенных пошлин – декларанты и иные лица, на которых ТК РФ возложена обязанность уплачивать таможенные пошлины.

Объекты обложения таможенными пошлинами – товары, перемешенные через таможенную границу.

Виды пошлин:

§ ввозные, устанавливаются в фискальных ценах для ограждения советского рынка или предотвращение доступа товара из-за рубежа;

§ вывозные, применяют на очень ограниченный круг товаров, т.к. всеобщность их установления будет препятствовать развитию экспорта (н-р: предметы старены, искусства и товары приносящие сверхприбыль);

§ транзитные, взимаются за провоз товара по территории страны.

По целям таможенные пошлины делятся:

ü фискальные, обеспечивают поступление доходов в бюджет;

ü протекционистские, применяются на товары, которые могут хорошо конкурировать с отечественными;

ü антидемпинговые, применяются для товаров ввозимых в страну по бросовым ценам;

ü префенциальные, понижение пошлины на товары, ввозимые из дружественных стран;

ü дискриминационные – повышенные пошлины на товары ввозимые из недружественных стран.

Виды ставок таможенных пошлин:

- адвалорные;

- специфические;

- кумулятивные (смешанные).

Доходы в консолидированный бюджет от таможенных пошлин около 12%.

 

 

Местные налоги и сборы

В соответствии с принятой методикой в состав местных налогов входят:

I. местные налоги, в т.ч.:

· Налог на землю

· Налог на имущество физических лиц

· Налог на наследство и дарение

· Налог на рекламу

· Налог на строительство промышленных объектов в курортной зоне

· На ликвидацию ветхого жилья

II. местные регистрационные и лицензионные сборы, в т.ч.:

· Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью

· Лицензионный сбор за право торговли спиртными напитками

· Лицензионный сбор за право проведения аукционов и лотерей.

III. прочие сборы, в т.ч.:

· Целевые сборы на содержание милиции

· Благоустройство территории и т.д.

 

Доля средств собирающих с помощью местных налогов от 0,7% до 17%. Наибольшие проценты у наиболее развитых регионов.

Налог на имущество физических лиц (введен 9.12.1991 г.). Плательщики налога – собственники имущества. Объекты налогообложения: - жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения; - самолеты, вертолеты, яхты, катера и иные транспортные средства.

Ставки различаются от налогообложения, налог имеет большой спектр льгот.

Налог на имущество переходящее в порядке наследования или дарения. Плательщики налога – физические лица, которые принимают имущество. Объект налогообложения: - жилые дома, квартиры, дачи, гаражи, содовые домики; - все транспортные средства; - предметы антиквариата и искусства; - ювелирные изделия; - суммы на вкладах учреждения банков; - средство на именных приватизационных счетах; - стоимость имущества и земель; - валютные ценности и ценные бумаги в их стоимостном выражении.

Имущество подлежит налогообложению в порядке наследования, если его размер превышает 850-кратный МРОТ. Если имущество передается в порядке дарения, то налог взимается с суммы 80-кратного МРОТа.

Стоимость имущества переходящего в порядке наследования или дарения определяется на день открытия наследства или дарения.

При налогообложении наследства закон делит наследников на 3 группы:

1) муж или жена;

2) дети;

3) иные родственники.

При дарении налогоплательщики делятся на 2 группы:

1) дети и родители;

2) другие физические лица.

Ставки налога зависят от принадлежности наследника к той или иной группе или от стоимости имущества, переходящего по наследству. Закон имеет определенные льготы.

 

 

28. Расходы бюджета, их планирование и финансирование.

Система расходов бюджета - это финансовое обеспечение выполнения функции возложенных на органы власти.

 

Расходы включают:

  1. государственное и муниципальное управление.
  2. национальная оборона.
  3. правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности.
  4. осуществление международной деятельности.
  5. поддержка отраслей материального производства.
  6. фундаментальные исследования и содействие НТП.
  7. содержание учреждении муниципальной сферы и социальная защита населения.
  8. охрана окружающей среды.
  9. обслуживание и погашение гос. долга и долговых обязательств территориальных органов власти.

 

По экономическому содержанию гос. расходы делятся:

  1. текущие расходы, входят в текущий бюджет.
  2. капитальные расходы, входят в бюджет развития.

 

Выделение средств бюджетным организациям основывается на бюджетном планировании.

Два метода бюджетного планирования:

1. программно-целевой метод, закл. в системном планировании бюджетных средств составленными на основе целевых программ, экон-го и соц-го развития гос-ва.

2. нормативный метод он осуществляется при планировании средств на финансирование бюджетных мероприятии, и составленных смет бюджетных учреждении.

 

 

Финансовое обеспечение АПК.

 

Особенности АПК:

  1. сезонный характер производства

2основное средство труда земля, состояние которой постоянно меняется

3относительно длинный цикл производства

4значительные затраты капитального характера на осушение, орошение и т.д.

Удельный вес расходов на с/х постоянно снижается. Свободные цены и ужесточение кредитной политики ухудшили финансовое обеспечение АПК.

Практически сократились инвестиции в с/х, возросло кол-во убыточных хозяйств.

Бюджетная поддержка АПК проводится по след. направлениям:

  1. финансовое проведение земельной реформы
  2. финансовая поддержка развития фермерства
  3. развитие рыночных отношении в АПК
  4. датирование из бюджета средств производства для села
  5. льготно-налоговая политика и понижение нормативных отчислении во внебюджетные фонды для предприятии с/х
  6. лизинг на новую форму приобретения продукции машиностроения для с/х предприятии
  7. создание спец. Фонда поддержки села.

 

Расходы на здравоохранение

С 1993 г происходит поэтапное реформирование систем организации управления здравоохранения. Реформирование подразумевает:

1.определение источников формирования ресурсов направленных на здравоохранение и сегодня они вкл. в себя: бюджетные ресурсы; ресурсы обязательного медицинского страхования; ресурсы добровольного медицинского страхования; ресурсы ведомств и организаций и другие источники.

2.определение направлений расходования средств в рамках здравоохранения, в том числе: на программы лекарственной обеспеченности; расходы на финансирование станций скорой помощи, туберкулезных, онкологических диспансеров; расходы на содержание стационаров; расходы на содержание амбулаторно-клинических учреждений; расходы на финансирование научных исследований в рамках медицины.

Реформа предполагает разработку целевых программ обеспечения населения медицинской помощью. Финансирование медицинской помощи определяется по подушевым нормативам. Реформа предполагает:

- что плательщики (предприятия, организации) перечисляют страховые платежи на ОМС в виде ЕСН в фонды ОМС;

- органы исполнительной власти перечисляют платежи на ОМС неработающего населения 2 раза в месяц в размере 1/6 кв суммы средств предусмотренных в территориальном бюджете;

- фонды ежемесячно перечисляют на счета страховщиков ОМС средства для оплаты медицинских услуг с учетом среднедушевых нормативов, но в соответствии с планом;

- страховщики проверяют оплату, и обоснованность ее контролирует объем, качество и сроки предоставления медицинской помощи;

- оплата счетов-фактур медицинских учреждений производится ежемесячно в режиме аванс – окончательный расчет. Окончательный расчет осуществляется по фактическим объемам медицинской помощи.

На здравоохранение идет 7% консолидированного бюджета, из них 1,7% - из федерального бюджета и 13% - из территориальных бюджетов.

 

Налоговые доходы бюджета

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы, взимаемые за нарушение налогового законодательства.

Специалисты указывают, что в России налоговые доходы составляют более 90 % всех поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы страны. Из года в год доля налоговых поступлений в «общем государственном котле» может меняться. Так в 2002 году в консолидированный бюджет России за счет налоговых поступлений было мобилизовано около 89% всех поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы страны.

При этом 83, 6% общего объема собранных налоговых доходов было сформировано за счет всего 5 налогов: 1) НДС - 22,8% всех поступлений, 2) налог на прибыль организаций – 19,9%; 3) налог на доходы физических лиц – 15, 3%; 4) платежей за пользование природными ресурсами – 14, 4%; 5) акцизов – 11,2%. Другие налоги составили только 16, 4% налоговых доходов государства.

В настоящее время в демократических государствах с экономическими рыночного типа главным видом государственных доходов являются налоги и сборы, собираемые в бюджеты всех уровней в процессе налогообложения, порядок осуществления которого регулируется налоговым правом.

Система налогов и сборов состоит из трех видов налогов и сборов: 1) федеральных, 2) региональных, 3) местных.

Федеральные налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории России. Они устанавливаются федеральными законами – НК.

В ст. 13 НК РФ приведен следующий перечень налогов и сборов:

ü НДС,

ü Акцизы,

ü Единый социальный налог,

ü Налог на прибыль организаций,

ü Водный налог,

ü Налог на доходы физических лиц,

ü Государственная пошлина и д.т.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые федеральными законами и законами субъектов Федерации, вводимые в действие в соответствии с НК законами субъектов Федерации и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Федерации.

В ст. 14 НК предусмотрен следующий перечень региональных налогов и сборов:

ü Налог на имущества организаций,

ü Налог на игорный бизнес,

ü Транспортный налог.

 

Местными являются налоги и сборы, устанавливаемые федеральными законами и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии в НК нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Исключение составляют местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, которые устанавливаются и вводятся в действие законами этих субъектов Федерации.

Законодательством предусматриваются специальные налоговые режимы, устанавливающие замену уплаты ряда федеральных, региональных или местных налогов на перечисление специальных налоговых платежей универсального характера.

К специальным налоговым режимам могут быть отнесены:

v Упрощенные системы налогообложения;

v Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

v Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

v Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, а равно налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

o Налога на прибыль организаций (по ставки, установленной для его зачисления в федеральный бюджет – по нормативам 100 %);

o НДС (100%);

o Акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья (50%);

o Акцизов на табачную продукцию (100%);

o Акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо (40%);

o Налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) (100%);

o Сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (искл. внутренние водные объекты) (70%) и т.д.

 

В бюджеты субъектов Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов, а также федеральных налогов и сборов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

o Налога на имущество организаций (100%);

o Налога на игорный бизнес (100%);

o Транспортного налога (100%);

o Налога на прибыль организации (100 %);

o Налога на доходы физических лиц (70%);

o Налога на наследование или дарение (100%);

o Акцизов на спиртосодержащую продукцию (50%);

o Единого сельскохозяйственного налога (30%);

 

Налоговые доходы могут быть переданы полностью или частично органами государственной власти субъектов Федерации в соответствующие местные бюджеты.

В местные бюджеты (бюджеты поселений, бюджеты городских округов, бюджеты муниципальных образований) зачисляются налоговые доходы от таких местных налогов, устанавливаемых органами местного самоуправления, как земельный и на имущество физических лиц (как правило, по нормативу 100%), а также поступление от ряда федеральных и региональных налогов, сборов (налога на доходы физических лиц, единого сельскохозяйственного налога и др.)

 

Сущность, функции, классификация налогов

 

Налоги- обязательные и без эквивалентные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органом местного самоуправления в соответствии с их компетентностью. Другими словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К налогам на относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления.

К налогам также не относятся платежи обязательного характера, взимаемые в качестве каких-либо санкций, например штрафы, а также различного рода компенсационные выплаты (например, выплаты по возмещению нанесенного ущерба).

Налоги – один из основных способов формирования доходов бюджетов. Как правило, налоги взимаются с цель, обеспечения платежеспособности различных уровней государственной власти. Однако налоговые платежи могут подлежать зачислению не только в государственные (федеральные и региональные) бюджеты или бюджеты органов местного самоуправления, они могут выступать средством образования различного рода фондов.

Выделяют 5 функций налогов:

- фискальная;

- распределительная;

- регулирующая;

- контрольная;

- поощрительная.

Фискальная – это основная функция налогообложения. Под средством ее проводится изъятие средств налогоплательщиков в централизованные фонды государства (в бюджет). Таким образом, формируется финансовые ресурсы государства.

Распределительная – перераспределение общественных средств от состоятельных граждан к менее имущим, что обеспечивает социальную стабильность общества.

Регулирующая – направлена на развитие определенных социально-экономических процессов, действует через систему льгот, осуществление поддержки внутригосударственных производителей.

Контрольная обеспечивает поступление налогов в бюджет, в соответствии с законодательством под средством налоговой инспекции.

Поощрительная – имеет социальную направленность предусматривает особый порядок налогообложения определенных граждан имеющих заслуги перед обществом (участники воин, Герой Советского Союза).

Классификационные признаки налогов:

I. Субъект налога (налогоплательщики):

1. юридические лица (налог на прибыль);

2. физические лица (налог на доходы с физ. лиц);

3. юридические и физические лица (транспортный налог, госпошлина)

II. Объект налогообложения:

1. выручка от реализации (НДС);

2. прибыль (налог на прибыль);

3. выплаты, вознаграждения начисленные в пользу физ. лиц;

4. имущество – основные средства (налог на имущество);

5. доходы физ. лиц (налог на доходы с физ. лиц);

6. физические характеристики (транспорт, земельный налог);

7. расходы (налог на рекламу)

III. Вид ставки:

1. адвалорная в процентах к объекту налогообложения (налог на прибыль);

2. регрессивная – уменьшается при увеличении объекта налогообложения;

3. твердые – в абсолютной сумме к объекту налогообложения (транспортный налог);

4. прогрессивная (налог на имущество физ. лиц);

5. МРОТ (налог на имущество, переходящее в порядке дарения)

IV. Отнесение затрат по налогам:

1. выручка от продажи (НДС);

2. себестоимость ( транспортный налог);

3. з/пл работников (налог на доходы физ. лиц);

4. прибыль (налог на прибыль)

I.Признаки отнесения к уровням управления:

1. федеральные – обязательны на всей территории РФ (налог на прибыль);

2. региональные – вводятся в действие субъектом РФ (налог на имущество организации);

3. местные – вводится местным самоуправлением (земельный налог)

II.Целевое назначение:

1. общие – обезличено поступают в государственный бюджет, и используется на любые нужды государства (налог на прибыль, НДС);

2. специальные – поступают только в целевые бюджеты и используются на строго определенные цели;

3. чрезвычайные – вводится в связи с конкретными событиями.

VII. Способ взимания:

1. прямые – облагается имущество или доход (налог на прибыль, имущество);

2. косвенные – взимаются в сфере потребления, они вкл. в цену (акцизы, НДС);





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.252.156 (0.045 с.)