Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система финансирования расходов в непроизводственной сфере.

Поиск

Социальная инфраструктура. В современном индустриальном и урба­низированном обществе огромную роль в жизнеобеспечении челове­ка играет непроизводственная сфера — важнейший фактор развития производительных сил. Социальная инфраструктура, в которую входят учреждения народного образования, здравоохранения, куль­туры, искусства, социального обеспечения, занимает видное место в народнохозяйственном комплексе государства. В России в отраслях социальной инфраструктуры трудится примерно 25% работников, занятых в народном хозяйстве. Основные фонды учреждений соци­альной инфраструктуры составляют примерно 30% основных фон­дов народного хозяйства. На содержание и развитие этих учрежде­ний из консолидированного бюджета Российской Федерации еже­годно выделяется около 25% всех бюджетных ассигнований.

Развитие социальной инфраструктуры зависит от уровня раз­вития материального производства, объема созданного здесь на­ционального дохода и его распределения между производствен­ной и непроизводственной сферами. Инфраструктура оказывает всестороннее влияние на производительные силы. В условиях все усиливающегося процесса общественного разделения труда практически невозможно функционирование отраслей матери­ального производства без социальной инфраструктуры. Матери­альные и духовные блага, предоставляемые предприятиями и Учреждениями социальной инфраструктуры, удовлетворяя лич­ные потребности людей, являются важнейшим фактором вос­производства рабочей силы и интенсификации производства. Инфраструктура все в большей степени становится социальным Ускорителем экономического развития.

С расширением масштабов производства и общественного Разделения труда, развитием научно-технического прогресса, Производственных отношений, с изменением образа жизни, сопровождающимся изменением структуры потребления и ростом социальных потребностей населения, значение инфраструктуры неуклонно возрастает. Свидетельством тому служит рост произ­водительных сил, используемых в этой сфере народного хозяй­ства. Затрачиваемый в инфраструктурных отраслях живой труд увеличивает объем национального дохода страны. При этом вклад этих отраслей в объем произведенного национального до­хода растет. За последние 30 лет доля этого вклада возросла с 16 до 25%.

В то же время наблюдалось неуклонное повышение удель­ного веса производственных фондов основных отраслей народ­ного хозяйства, что вызывалось необходимостью развития про­мышленного потенциала в районах нового освоения и совер­шенствования материально-технической базы сельского хозяйст­ва. В этих условиях при абсолютном росте основных фондов со­циальной инфраструктуры их удельный вес в общем объеме всех основных фондов народного хозяйства снижался. Такое отставание темпов роста основных фондов инфраструктурных отраслей увеличивало диспропорции в развитии отраслей ос­новного производства и обслуживающих отраслей и сдерживало перевод экономики на интенсивный путь развития.

Необходимость расширения учреждений социальной инфра­структуры диктуется тем, что достигнутый уровень их развития еще не обеспечивает потребности населения в социальных ус­лугах. Все это требует увеличения объема финансовых ресурсов на эти цели.

В современных условиях на содержание и развитие социаль­ной инфраструктуры финансовые ресурсы направляются из не­скольких источников:

■ бюджета;

■ внебюджетных фондов;

■ средств предприятий и населения.

Общественные фонды потребления — это средства бюджета, внебюджетных средств и предприятий, направляемые на соци­альную инфраструктуру. Главное их назначение — социальное развитие общества и социальная защищенность населения. Средства общественных фондов потребления позволяют предос­тавлять населению бесплатные или на льготных условиях услуги учреждений просвещения, здравоохранения, социального обес­печения.

Бюджетные ассигнования. Более 2/3 средств общественных фондов потребления составляют бюджетные ассигнования. По­этому эти фонды доводятся до населения в основном через бюджетную систему в виде расходов:

1) на социально-культурные мероприятия;

2) жилищно-коммунальное хозяйство.

Бюджетные ассигнования на социально-культурные мероприятия и жилищно-коммунальное хозяйство являются финансовой гарантией конституционных прав граждан на минимальный размер социально-культурных и жилищно-коммунальных услуг. Эти права зафиксированы в Конституции Российской Федера­ции 1993 г:

1. Каждый гражданин России имеет право на вознагражде­ние за труд не ниже установленного федеральным законом ми­нимального размера оплаты груда. Кроме того, каждый граж­данин имеет право на оплачиваемый ежегодный отпуск. Это право граждан, работающих в организациях и учреждениях, финансируемых из бюджетных средств, гарантируется бюдже­том, в котором предусматриваются соответствующие ассигно­вания (ст. 37).

2. Гарантируется защищенность материнства, детства и се­мьи (ст. 38). Финансовым выражением этой гарантии со сторо­ны государства являются бюджетные ассигнования на содержа­ние медицинских учреждений, связанных с обеспечением мате­ринства и обслуживанием детей, на выплату пособий по рожде­нию детей, по уходу за ними, многодетным семьям, одиноким матерям, на содержание дошкольных детских учреждений и др.

3. Каждому гражданину гарантируется социальное обеспече­ние по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кор­мильца, для воспитания детей (ст. 39). Средства на эти цели вы­деляются как из бюджета, так и из внебюджетных фондов.

4. Каждый гражданин России имеет право на охрану здоро­вья и медицинскую помощь (ст. 41). При этом установлено, что медицинская помощь в государственных и муниципальных уч­реждениях здравоохранения должна быть оказана гражданам бесплатно. Источником финансирования этих услуг долж­ны быть бюджетные ассигнования и сронды, создаваемые за счет страховых взносов.

5. За счет бюджетных средств гарантируются общедоступ­ность и бесплатность дошкольного, основного общего среднего профессионального и высшего образования в государственных и муниципальных учреждениях (ст. 43).

6. Малоимущим гражданам России, нуждающимся в жили­ще, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных жилищных фондов (ст. 40). Финансовые ресурсы для этих целей предусматриваются в мест­ных бюджетах.

В развитие этих положений Конституции Законом РФ «™ общих принципах организации местного самоуправления в Россий­ской Федерации» 1995 г. предусмотрен механизм осуществления конституционных прав граждан. В ст. 37 этого Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления должны обеспечивать удовлетворение основных жизненных потребностей насе­ления не ниже минимальных государственных социальных стандартов. Для выполнения этих стандартов федеральные и ре­гиональные органы государственной власти должны передавать в доходы местных бюджетов часть своих финансовых ресурсов.

В целях организации проведения мероприятий по социаль­ной защите населения Правительство РФ разрабатывает и осу­ществляет федеральные целевые программы. В их числе такие программы: «Дети России», «Чернобыль», «Развитие образова­ния», «Социальная поддержка инвалидов», «Радиационная реа­билитация населения и территорий», «Молодежь России». «Жилище» и др. Государственными заказчиками таких программ выступают федеральные министерства и ведомства.

В республиках, краях и областях Российской Федерации раз­рабатываются и осуществляются региональные целевые программы, в том числе связанные с социальной защитой населения.

Бюджетные ассигнования, предназначенные на удовлетворе­ние социально-культурных и жилищно-коммунальных потреб­ностей и социальную защиту граждан, поступают населению по каналам федерального, региональных и местных бюджетов.

В состав этих бюджетных расходов входят ассигнования:

■ на образование;

■ культуру;

■ искусство;

■ средства массовой информации;

■ здравоохранение;

■ физическую культуру;

■ социальную политику;

■ жилищно-коммунальное хозяйство.

Доля этих ассигнований в консолидированном бюджете Рос­сийской Федерации в 1997 г. составила примерно 40%, в феде­ральном бюджете — около 10%, в бюджетах территорий — около 60%, в региональных бюджетах — более 30%, в местных бюдже­тах — около 70%.

 

34. Расходы на образование

Расходы на образование вкл. в себя:

1. затраты на общее образование;

2. затраты на воспитание детей и подростков;

3. затраты на культурно-просветительскую работу;

4. расходы на подготовку кадров.

В компетенцию федеральных органов власти входи:

- финансирование самого образования;

- расчет и формирование части расходов федерального бюджета на образование;

- расчет налоговых льгот стимулирующих образование;

- определение нормативов финансирования образований;

- определение минимальных размеров заработной платы и должностных окладов работников образования.

На содержание учреждений образования выделяется 12% общих расходов консолидированного бюджета, в том числе из федерального бюджета – 4%, из территориальных – 20% всех расходов. Из всех расходов: на образование – 100%, на дошкольные учреждения – 15%, на общие и средние – 41%, на школы интернаты – 8%, на средне-специальное – 10,5% и на высшее – 11,5%.

Бюджеты различных уровней принимают не одинаковое участие в финансирование различных объектов образования. Средние школы финансируются на 99% из бюджетов субъектов РФ и на 1% из федерального бюджета; высшие учебные заведения на 96% из федерального бюджета и на 4% из территориальных бюджетов.

Финансирование осуществляется на основе государственных и местных нормативов, которые утверждаются ежегодно ГосДумой и органами представительной власти муниципальных образований. Схема финансирования определяется типовым положением о соответствующем виде образовательных учреждений.

Переход к рыночным отношениям дал возможность образовательным учреждениям осуществить ряд платных услуг, но в бюджет учреждения данные платные услуги должны выходить за рамки существующих стандартных программ.

 

 

Расходы на здравоохранение

С 1993 г происходит поэтапное реформирование систем организации управления здравоохранения. Реформирование подразумевает:

1. определение источников формирования ресурсов направленных на здравоохранение и сегодня они вкл. в себя: бюджетные ресурсы; ресурсы обязательного медицинского страхования; ресурсы добровольного медицинского страхования; ресурсы ведомств и организаций и другие источники.

2. определение направлений расходования средств в рамках здравоохранения, в том числе: на программы лекарственной обеспеченности; расходы на финансирование станций скорой помощи, туберкулезных, онкологических диспансеров; расходы на содержание стационаров; расходы на содержание амбулаторно-клинических учреждений; расходы на финансирование научных исследований в рамках медицины.

Реформа предполагает разработку целевых программ обеспечения населения медицинской помощью. Финансирование медицинской помощи определяется по подушевым нормативам. Реформа предполагает:

- что плательщики (предприятия, организации) перечисляют страховые платежи на ОМС в виде ЕСН в фонды ОМС;

- органы исполнительной власти перечисляют платежи на ОМС неработающего населения 2 раза в месяц в размере 1/6 кв суммы средств предусмотренных в территориальном бюджете;

- фонды ежемесячно перечисляют на счета страховщиков ОМС средства для оплаты медицинских услуг с учетом среднедушевых нормативов, но в соответствии с планом;

- страховщики проверяют оплату, и обоснованность ее контролирует объем, качество и сроки предоставления медицинской помощи;

- оплата счетов-фактур медицинских учреждений производится ежемесячно в режиме аванс – окончательный расчет. Окончательный расчет осуществляется по фактическим объемам медицинской помощи.

На здравоохранение идет 7% консолидированного бюджета, из них 1,7% - из федерального бюджета и 13% - из территориальных бюджетов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.83.248 (0.01 с.)