Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мягкая и умная сила в современной международной политике России: возможности и перспективы.

Поиск

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

 

ИСТОРИКО-АРХИВНЫЙ ИНСТИТУТ

 

ОТДЕЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

Безаева Юлия Николаевна

Понятие и составляющие мягкой силы.

 

В проведении своей внешней политике государство опирается на многие рычаги управления. Современный инструментарий для проведения того или иного курса внешней политики государством достаточно широк даже по сравнению с предыдущим веком, не говоря и про более далёкие от нас эпохи, и если обобщить, то такой инструментарий, особенно в момент его использования, носит название силы, а, «…Говоря простым языком, сила – это способность влияния на других, чтобы получить то, что ты хочешь. Всем нам нужна сила, чтобы достичь своих целей».[1] Если с силой в общем всё становится ясным, то что же можно отнести к её инструментарию? Во-первых, это и армия, или военная мощь, политическое влияние и мощь финансовая и экономическая (последнее включая не только денежные, но также и иные виды ресурсов, такие как, например, природные ископаемые), это те столпы, на которых на протяжении долгого времени в истории человечества базировалась основа внешней политики. Не следует отодвигать их на задний план и сегодня, эти силы не утратили своего значения. Однако в условиях современного мира учёные и специалисты в сфере политологии и международных отношений теперь обращают внимание также на несколько дополнительных факторов, которые теперь можно смело относить к инструментам внешней политики государства. Согласно Джозефу Наю, «мягкая» сила государства зиждется на трёх главных составляющих: «его (государства) культуре (в том случае, когда она привлекательна для других), его политических ценностях (в том случае, если оно следует им как в своей внутренней, так и внешней политике), а также его иностранной политике (когда остальные страны признают её легитимной)». [2]

Для начала следует рассмотреть культурную составляющую, которую можно разделить на материальную и нематериальную половины, равные по своему значению. Многие явления материальной культуры характеризуют быт людей (в известной степени затрагивая его экономический аспект), в то время как нематериальная культура, которая выражается в традициях, обычаях и социально приемлемых нормах, определяет его. Будучи взаимосвязанными, две половинки сферы культуры могут быть выраженными в совершенно различных формах, в том числе наборе материальных носителей, и в этом случае материальные носители становятся носителями культуры. Эти материальные носители в свою очередь тоже могут принимать совершенно различные формы: кино, реклама, музыка, мода, даже национальная кухня, а также в известной степени и образование, если также рассматривать его не как систему институтов, а услугу, по сути своей, пусть и нематериальный, однако всё же реально существующий продукт, который можно ощутить – все перечисленные мной и многие другие формы воплощения культуры сегодня расцениваются как возможный инструмент определённого политического влияния. В поддержку этого довода выступает тот факт, который находит широкую поддержку среди специалистов не только в научной, но и самой политической сфере, что и саму культуру, по многим оценкам, можно рассматривать в виде одного из её материальных носителей: книги. Как и по аналогии с книгой, её, культуру можно «писать» (в истории также известны моменты, когда предпринимались попытки «переписывания» культуры), «дополнять» и «читать». Ввиду таких возможностей культуры несложно сделать вывод, что культуре можно и обучать, а также что с ней можно знакомить и представителей других культур. И хотя в контексте «мягкой» силы обучение культуре и знакомство с ней происходит, во-первых, не с нуля, а, во-вторых, в контексте уже устоявшегося культурного поля другого народа, определённые факторы, будь то некоторые общие или схожие культурные ценности либо высокая степень привлекательности ценностей другой страны, они способствуют восприятию иной культуры. А восприятие уже на несколько процентов влияние, ведь невозможно влиять на того, кто не воспринимает информационного посыла.

Теперь обратимся конкретнее ко второй составляющей «мягкой» силы, а именно к политическим ценностям государства во внутренней и внешней политике. Наряду с культурными, у стран они могут быть схожими, либо одно государство обладает неким набором подобных ценностей, которые кажутся другому весьма и весьма привлекательными. Джозеф Най отзывается о привлечении как о гораздо более сильном инструменте воздействия, нежели принуждение, указывая на то, что многие ценности, как, например, демократия, права человека, возможности для личного роста представляются в позитивном свете очень многим. [3]

Заканчивая анализ составляющих «мягкой» силы, обращусь к последней, третьей составляющей, а именно внешней политике государства. Говоря о ней, Най уточняет, что в контексте «мягкой» силы внешняя политика понимается не в качестве комплекса операций, а как международный авторитет государства с точки зрения приятия или неприятия её мировым сообществом, её легитимности в мире.

В данной главе я постараюсь наиболее подробно и полно отразить суть понятия «мягкая» сила, объяснить её суть как феномена современных международных отношений, как и привести конкретные примеры её использования наравне с характеристикой её плюсов и минусов.

 

Понятие «умной» силы.

 

Как и в случае с «мягкой» силой, теория и понятие «умной» силы связанно с исследованиями профессора Джозефа Ная. Профессор Най рассматривает мягкую силу как «способность сочетать жёсткую и мягкую силу для формирования выигрышной стратегии».[17] То есть, если мы говорим о «мягкой» силе, то методы финансового экономического и военного давления совершенно исключены из рассмотрения, а всё внимание обращено на альтернативные методы добиться от политического партнёра следования политическим интересам другой страны. Однако в случае с «умной» силой, напротив, следует учитывать, что методы «жёсткого» политического воздействия не исключаются из рассмотрения, а напротив, активно употребляются на практике наравне с комплексом инструментов «мягкой» силы. Что касается использования «умной» силы на практике, то наряду с государствами её применяют и такие акторы международной политики, как международные организации. В качестве примера можно рассмотреть ООН. Организация объединённых наций обладает практически полным комплексом ресурсов «мягкой» силы, как то международный авторитет, политические ценности и в определённой степени культурой (здесь речь идёт в большей степени о деловой культуре организации как о сентенции большого количества разнообразных культурных пластов), но при этом в распоряжении организации находятся и инструменты «жёсткой» силы, как то политическая и экономическая силы принуждения (эмбарго, санкции), а также военный контингент («голубые каски»).

Когда же понятие «умная» сила стало возможно рассматривать не только как часть политической теории, а как реальную концепцию внешней политики? Сам термин «умная» сила был введен в политический обиход после разработки альтернативной политической программы той, следствием которой явилось вторжение в Ирак в 2003 году, как ответ на неоконсервативную международную политику Джорджа Буша. Новый курс рассматривался в качестве либеральной альтернативы его политике и предполагал закрепление ведущей роли за международными институтами, а не за Соединенными Штатами. Однако популярность термин «умная» сила приобрёл после выступлений сенатора от Нью-Йорка Хилари Клинтон во время слушаний в Сенате в 2009 году, по итогам которых происходили выборы на пост государственного секретаря в администрации нынешнего президента Соединенных Штатов Америки Барака Обамы. Мисс Клинтон часто использовала этот термин в своей речи, апеллируя к «умной» силе как пути перенаправления внешней политики Америки таким образом, чтобы добиться большей гибкости внешнеполитического курса страны, а также качественно повысить его приспособляемость к постоянно изменяющимся внешнеполитическим условиям, не теряя при этом в эффективности его проведения. Её выступление и использование этого понятия вызвало неоднозначную реакцию в прессе, американские политические, общественные и даже экономические деятели и обозреватели буквально разделились на два лагеря, каждый из которых придерживался совершенно противоположных точек зрения насчёт концепции «умной» силы. К примеру, политический директор Национальной сети безопасности США, Стивен Голдберг высказался категорично даже по поводу самого термина «умная» сила: ««умная» сила … это ужасное название. Честно говоря, не найти термина, «лучше» всего отражающего все негативные стереотипы американцев о демократах и национальной безопасности».[18] Отрицательный отзыв дал и Алан Сигель, основатель и глава «Siegel + Gale», агентства по брэндовой консультации. По его словам, ««умная» сила … это неудачный подбор слов». [19]Сам же создатель термина, профессор Джозеф Най, выступил в поддержку Хилари Клинтон и её выбора политической концепции «умной» силы как наиболее перспективной для Соединённых Штатов в качестве продолжения политики на Востоке. В своём эссе Най для «Boston Globe» Най пишет, что в фактически гражданской войне между радикально настроенными исламскими террористами, меньшинством, и верующими, в большей мере ориентированными на светскую власть, США должно применить также и методы «жёсткой» силы. Это позволит нанести удар по самому сердцу Аль Каиды, ведь, как показала многочисленная практика, террористическая организация осталась абсолютно неподвластной «мягким» методам политического воздействия и вряд ли когда-нибудь их воспримет.[20]В 2006 году профессор Най также возглавил Комиссию по «мягкой» силе, созданную в рамках Центра Стратегических и международных исследований в Вашингтоне, которая в ноябре следующего года опубликовала свой отчёт о «умной» силе как верном курсе для изменения политики Соединённых Штатов в позитивное русло во избежание его «упадка в мире».

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

 

ИСТОРИКО-АРХИВНЫЙ ИНСТИТУТ

 

ОТДЕЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

Безаева Юлия Николаевна

МЯГКАЯ И УМНАЯ СИЛА В СОВРЕМЕННОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ.

 

Направление подготовки Международные организации международное сотрудничество

Курсовая работа студентки 3-го курса очной формы обучения

 

    Научный руководитель канд. наук, доц. Князева ______________    

 

 

Москва 2014

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

 

1. «Мягкая» сила как явление…………………………………………………..5

 

1.1. Понятие и оставляющие «мягкой» силы………………………………..5

1.2. Особенности инструментов «мягкой» силы……...…………………….Х

1.3. Отличие «мягкой» и «жёсткой сил»……….……………………………Х

1.4. Публичная дипломатия и её отличия от «мягкой» силы……………....Х

 

2. «Мягкая сила»: новый взгляд на внешнюю политику Росиии………………………………………………………………….17

 

2.1. Причины возникновения интереса к мягкой силе в России…………………………………………………………………………17

2.2. Теория и практика применения мягкой силы во внешней политике России (ХХ век (2 стр) и ХХI (2 стр) век)…….………………………………………...…..19

2.3. Перспективы (2 стр.) и проблемы (2 стр.) «мягкой силы» в России…………………..20

2.4. Публичная дипломатия в России и её возможности…………………..Х

 

Выводы…………………………………………………………………………...22

 

Приложения……………………………………………………………………...24

 

Заключение……………………………………………………………………….27

 

Список использованных источников и литературы…………………………...28

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В моей курсовой работе я рассмотрю и проанализирую такое перспективное с точки зрения многих отечественных и иностранных учёных и специалистов, политические теории, как теории, описывающие явление «мягкой» силы в современной международной политике, к которому в Российской Федерации в последнее время проявляется повышенный интерес, и, с точки зрения многих экспертов, он совершенно оправдан с точки зрения требований времени, на которые становится всё более рискованно отвечать с запозданием.

 

Объект моего исследования – это «мягкая» и сила как теория и явление внешней политики современного периода.

 

Предмет моей работы – рассмотрение различных исследований, возможностей и методов применения «мягкой» силы в современной международной политике России применительно к международной ситуации последних лет. В качестве примеров я также проанализирую события периода истории ХХ века российской и зарубежной истории.

 

Цель – выяснить перспективы и эффективность применения теории «мягкой» силы на практике в современных политических реалиях для Российской Федерации, оценить готовность государства продуктивно использовать «мягкую» силу для достижения внешнеполитический целей и защиты своих интересов на международной арене.

 

Задачи, решение которых необходимо для достижения поставленной цели:

1) определить понятие «мягкой» силы, а также рассмотреть, как именно из теории она переходит в практику

2) проанализировать причины резко возросшего за последние несколько лет интереса к «мягкой» силе в России

3) вычислить, какие структуры и акторы внешней политики России и мира могут быть субъектами и объектами применения «мягкой» силы

4) оценить возможность влияния России на окружающие события с помощью инструментов «мягкой» силы

5) рассмотреть эффективность и реальные возможности России применения «мягкой» силы в проведении своей внешней политики на данный момент

6) сравнить возможности применения, факты применения и функциональность инструментария «мягкой» силы нынешнего периода Российской истории с периодом истории ХХ века

7) описать зависимость возможности использования «мягкой» силы от субъективных факторов развития того или иного государства, в частности развития Российской Федерации

 

В своей работе я рассматриваю источники различного происхождения, однако основой для моего анализа послужили в большей степени такие материалы, как научные статьи и обзоры, размещённые на а также статьи из периодических изданий (журналов и газет) иностранного происхождения (США и западная Европа). К тому же я опираюсь на материал из специализированной литературы (Джозеф Най, Джон Стоссинджер) и электронных ресурсов (сайт РСМД, rand.org). Кроме того в проведении исследования я обращалась и к материалам обращений политических лидеров (речи президента Путина), а также нормативным документам (Концепция внешнеполитического развития России до 2020 года).

 

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Первая глава моей работы посвящена рассмотрению теории и понятия «мягкой» силы с точки зрения научного понимания и её анализу как феномена в общем глобальном масштабе современного мира, существующей системы международных отношений, её отличия от понятия и явления «жёсткой» силы.

Вторая глава моей работы касается уже перспектив исследования, наращивания и применения «мягкой» силы в контексте внешней политики России, её потенциала в нашей стране и того, насколько ощутимо и конкурентоспособно может быть такое влияние сейчас по сравнению с уже действующим влиянием «мягкой» силы политических оппонентов России на международной арене. Кроме того наряду с возможностями мной будут освещены основные вероятные и существующие проблемы и сложности, связанные с развитием «мягкой» силы в Российской Федерации и её использованием как одного из основных рычагов в международной политике.

 

Кроме того, с моей точки зрения необходимо показать как объединяющие моменты, так и разницу между содержаниями понятий «мягкой» и «жёсткой» сил, подчеркнуть то, что два этих определения описывают два пусть даже и связанных между собой, но при этом практически во всех проявлениях отличных друг от друга методов ведения внешней политики государства.

Важно также рассмотреть аспекты конкретного применения обоих методов в современной международной политике Российской Федерации и отразить перспективы и последствия их применения, при возможности иллюстрируя примерами из конкретных внешнеполитических реалий.

В заключение хочется отметить, что нельзя не обратить внимания на такое понятие, как «публичная дипломатия», являющееся одновременно и отдельным явлением современной международной политики, и весьма многообещающим в плане отстаивания интересов государства и достижения поставленных им целей на международной арене (более конкретно к возможностям и состоянию «публичной дипломатии» в России и её применению на практике в современной российской дипломатии я подойду во второй главе моей исследовательской работы, сведения в которой целиком посвящены российским реалиям, однако основные изложение и объяснение понятию «публичной дипломатии» будут даны уже в первой главе моей работы).

 

 

МЯГКАЯ СИЛА. НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ПОЛИТИКУ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.249.117 (0.009 с.)