Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мягкая и умная сила в современной международной политике России: возможности и перспективы.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (РГГУ)
ИСТОРИКО-АРХИВНЫЙ ИНСТИТУТ
ОТДЕЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Безаева Юлия Николаевна Понятие и составляющие мягкой силы.
В проведении своей внешней политике государство опирается на многие рычаги управления. Современный инструментарий для проведения того или иного курса внешней политики государством достаточно широк даже по сравнению с предыдущим веком, не говоря и про более далёкие от нас эпохи, и если обобщить, то такой инструментарий, особенно в момент его использования, носит название силы, а, «…Говоря простым языком, сила – это способность влияния на других, чтобы получить то, что ты хочешь. Всем нам нужна сила, чтобы достичь своих целей».[1] Если с силой в общем всё становится ясным, то что же можно отнести к её инструментарию? Во-первых, это и армия, или военная мощь, политическое влияние и мощь финансовая и экономическая (последнее включая не только денежные, но также и иные виды ресурсов, такие как, например, природные ископаемые), это те столпы, на которых на протяжении долгого времени в истории человечества базировалась основа внешней политики. Не следует отодвигать их на задний план и сегодня, эти силы не утратили своего значения. Однако в условиях современного мира учёные и специалисты в сфере политологии и международных отношений теперь обращают внимание также на несколько дополнительных факторов, которые теперь можно смело относить к инструментам внешней политики государства. Согласно Джозефу Наю, «мягкая» сила государства зиждется на трёх главных составляющих: «его (государства) культуре (в том случае, когда она привлекательна для других), его политических ценностях (в том случае, если оно следует им как в своей внутренней, так и внешней политике), а также его иностранной политике (когда остальные страны признают её легитимной)». [2] Для начала следует рассмотреть культурную составляющую, которую можно разделить на материальную и нематериальную половины, равные по своему значению. Многие явления материальной культуры характеризуют быт людей (в известной степени затрагивая его экономический аспект), в то время как нематериальная культура, которая выражается в традициях, обычаях и социально приемлемых нормах, определяет его. Будучи взаимосвязанными, две половинки сферы культуры могут быть выраженными в совершенно различных формах, в том числе наборе материальных носителей, и в этом случае материальные носители становятся носителями культуры. Эти материальные носители в свою очередь тоже могут принимать совершенно различные формы: кино, реклама, музыка, мода, даже национальная кухня, а также в известной степени и образование, если также рассматривать его не как систему институтов, а услугу, по сути своей, пусть и нематериальный, однако всё же реально существующий продукт, который можно ощутить – все перечисленные мной и многие другие формы воплощения культуры сегодня расцениваются как возможный инструмент определённого политического влияния. В поддержку этого довода выступает тот факт, который находит широкую поддержку среди специалистов не только в научной, но и самой политической сфере, что и саму культуру, по многим оценкам, можно рассматривать в виде одного из её материальных носителей: книги. Как и по аналогии с книгой, её, культуру можно «писать» (в истории также известны моменты, когда предпринимались попытки «переписывания» культуры), «дополнять» и «читать». Ввиду таких возможностей культуры несложно сделать вывод, что культуре можно и обучать, а также что с ней можно знакомить и представителей других культур. И хотя в контексте «мягкой» силы обучение культуре и знакомство с ней происходит, во-первых, не с нуля, а, во-вторых, в контексте уже устоявшегося культурного поля другого народа, определённые факторы, будь то некоторые общие или схожие культурные ценности либо высокая степень привлекательности ценностей другой страны, они способствуют восприятию иной культуры. А восприятие уже на несколько процентов влияние, ведь невозможно влиять на того, кто не воспринимает информационного посыла.
Теперь обратимся конкретнее ко второй составляющей «мягкой» силы, а именно к политическим ценностям государства во внутренней и внешней политике. Наряду с культурными, у стран они могут быть схожими, либо одно государство обладает неким набором подобных ценностей, которые кажутся другому весьма и весьма привлекательными. Джозеф Най отзывается о привлечении как о гораздо более сильном инструменте воздействия, нежели принуждение, указывая на то, что многие ценности, как, например, демократия, права человека, возможности для личного роста представляются в позитивном свете очень многим. [3]
Заканчивая анализ составляющих «мягкой» силы, обращусь к последней, третьей составляющей, а именно внешней политике государства. Говоря о ней, Най уточняет, что в контексте «мягкой» силы внешняя политика понимается не в качестве комплекса операций, а как международный авторитет государства с точки зрения приятия или неприятия её мировым сообществом, её легитимности в мире. В данной главе я постараюсь наиболее подробно и полно отразить суть понятия «мягкая» сила, объяснить её суть как феномена современных международных отношений, как и привести конкретные примеры её использования наравне с характеристикой её плюсов и минусов.
Понятие «умной» силы.
Как и в случае с «мягкой» силой, теория и понятие «умной» силы связанно с исследованиями профессора Джозефа Ная. Профессор Най рассматривает мягкую силу как «способность сочетать жёсткую и мягкую силу для формирования выигрышной стратегии».[17] То есть, если мы говорим о «мягкой» силе, то методы финансового экономического и военного давления совершенно исключены из рассмотрения, а всё внимание обращено на альтернативные методы добиться от политического партнёра следования политическим интересам другой страны. Однако в случае с «умной» силой, напротив, следует учитывать, что методы «жёсткого» политического воздействия не исключаются из рассмотрения, а напротив, активно употребляются на практике наравне с комплексом инструментов «мягкой» силы. Что касается использования «умной» силы на практике, то наряду с государствами её применяют и такие акторы международной политики, как международные организации. В качестве примера можно рассмотреть ООН. Организация объединённых наций обладает практически полным комплексом ресурсов «мягкой» силы, как то международный авторитет, политические ценности и в определённой степени культурой (здесь речь идёт в большей степени о деловой культуре организации как о сентенции большого количества разнообразных культурных пластов), но при этом в распоряжении организации находятся и инструменты «жёсткой» силы, как то политическая и экономическая силы принуждения (эмбарго, санкции), а также военный контингент («голубые каски»). Когда же понятие «умная» сила стало возможно рассматривать не только как часть политической теории, а как реальную концепцию внешней политики? Сам термин «умная» сила был введен в политический обиход после разработки альтернативной политической программы той, следствием которой явилось вторжение в Ирак в 2003 году, как ответ на неоконсервативную международную политику Джорджа Буша. Новый курс рассматривался в качестве либеральной альтернативы его политике и предполагал закрепление ведущей роли за международными институтами, а не за Соединенными Штатами. Однако популярность термин «умная» сила приобрёл после выступлений сенатора от Нью-Йорка Хилари Клинтон во время слушаний в Сенате в 2009 году, по итогам которых происходили выборы на пост государственного секретаря в администрации нынешнего президента Соединенных Штатов Америки Барака Обамы. Мисс Клинтон часто использовала этот термин в своей речи, апеллируя к «умной» силе как пути перенаправления внешней политики Америки таким образом, чтобы добиться большей гибкости внешнеполитического курса страны, а также качественно повысить его приспособляемость к постоянно изменяющимся внешнеполитическим условиям, не теряя при этом в эффективности его проведения. Её выступление и использование этого понятия вызвало неоднозначную реакцию в прессе, американские политические, общественные и даже экономические деятели и обозреватели буквально разделились на два лагеря, каждый из которых придерживался совершенно противоположных точек зрения насчёт концепции «умной» силы. К примеру, политический директор Национальной сети безопасности США, Стивен Голдберг высказался категорично даже по поводу самого термина «умная» сила: ««умная» сила … это ужасное название. Честно говоря, не найти термина, «лучше» всего отражающего все негативные стереотипы американцев о демократах и национальной безопасности».[18] Отрицательный отзыв дал и Алан Сигель, основатель и глава «Siegel + Gale», агентства по брэндовой консультации. По его словам, ««умная» сила … это неудачный подбор слов». [19]Сам же создатель термина, профессор Джозеф Най, выступил в поддержку Хилари Клинтон и её выбора политической концепции «умной» силы как наиболее перспективной для Соединённых Штатов в качестве продолжения политики на Востоке. В своём эссе Най для «Boston Globe» Най пишет, что в фактически гражданской войне между радикально настроенными исламскими террористами, меньшинством, и верующими, в большей мере ориентированными на светскую власть, США должно применить также и методы «жёсткой» силы. Это позволит нанести удар по самому сердцу Аль Каиды, ведь, как показала многочисленная практика, террористическая организация осталась абсолютно неподвластной «мягким» методам политического воздействия и вряд ли когда-нибудь их воспримет.[20]В 2006 году профессор Най также возглавил Комиссию по «мягкой» силе, созданную в рамках Центра Стратегических и международных исследований в Вашингтоне, которая в ноябре следующего года опубликовала свой отчёт о «умной» силе как верном курсе для изменения политики Соединённых Штатов в позитивное русло во избежание его «упадка в мире».
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (РГГУ)
ИСТОРИКО-АРХИВНЫЙ ИНСТИТУТ
ОТДЕЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Безаева Юлия Николаевна МЯГКАЯ И УМНАЯ СИЛА В СОВРЕМЕННОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ.
Направление подготовки Международные организации международное сотрудничество Курсовая работа студентки 3-го курса очной формы обучения
Москва 2014 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. «Мягкая» сила как явление…………………………………………………..5
1.1. Понятие и оставляющие «мягкой» силы………………………………..5 1.2. Особенности инструментов «мягкой» силы……...…………………….Х 1.3. Отличие «мягкой» и «жёсткой сил»……….……………………………Х 1.4. Публичная дипломатия и её отличия от «мягкой» силы……………....Х
2. «Мягкая сила»: новый взгляд на внешнюю политику Росиии………………………………………………………………….17
2.1. Причины возникновения интереса к мягкой силе в России…………………………………………………………………………17 2.2. Теория и практика применения мягкой силы во внешней политике России (ХХ век (2 стр) и ХХI (2 стр) век)…….………………………………………...…..19 2.3. Перспективы (2 стр.) и проблемы (2 стр.) «мягкой силы» в России…………………..20 2.4. Публичная дипломатия в России и её возможности…………………..Х
Выводы…………………………………………………………………………...22
Приложения……………………………………………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованных источников и литературы…………………………...28
ВВЕДЕНИЕ
В моей курсовой работе я рассмотрю и проанализирую такое перспективное с точки зрения многих отечественных и иностранных учёных и специалистов, политические теории, как теории, описывающие явление «мягкой» силы в современной международной политике, к которому в Российской Федерации в последнее время проявляется повышенный интерес, и, с точки зрения многих экспертов, он совершенно оправдан с точки зрения требований времени, на которые становится всё более рискованно отвечать с запозданием.
Объект моего исследования – это «мягкая» и сила как теория и явление внешней политики современного периода.
Предмет моей работы – рассмотрение различных исследований, возможностей и методов применения «мягкой» силы в современной международной политике России применительно к международной ситуации последних лет. В качестве примеров я также проанализирую события периода истории ХХ века российской и зарубежной истории.
Цель – выяснить перспективы и эффективность применения теории «мягкой» силы на практике в современных политических реалиях для Российской Федерации, оценить готовность государства продуктивно использовать «мягкую» силу для достижения внешнеполитический целей и защиты своих интересов на международной арене.
Задачи, решение которых необходимо для достижения поставленной цели: 1) определить понятие «мягкой» силы, а также рассмотреть, как именно из теории она переходит в практику 2) проанализировать причины резко возросшего за последние несколько лет интереса к «мягкой» силе в России 3) вычислить, какие структуры и акторы внешней политики России и мира могут быть субъектами и объектами применения «мягкой» силы 4) оценить возможность влияния России на окружающие события с помощью инструментов «мягкой» силы 5) рассмотреть эффективность и реальные возможности России применения «мягкой» силы в проведении своей внешней политики на данный момент 6) сравнить возможности применения, факты применения и функциональность инструментария «мягкой» силы нынешнего периода Российской истории с периодом истории ХХ века 7) описать зависимость возможности использования «мягкой» силы от субъективных факторов развития того или иного государства, в частности развития Российской Федерации
В своей работе я рассматриваю источники различного происхождения, однако основой для моего анализа послужили в большей степени такие материалы, как научные статьи и обзоры, размещённые на а также статьи из периодических изданий (журналов и газет) иностранного происхождения (США и западная Европа). К тому же я опираюсь на материал из специализированной литературы (Джозеф Най, Джон Стоссинджер) и электронных ресурсов (сайт РСМД, rand.org). Кроме того в проведении исследования я обращалась и к материалам обращений политических лидеров (речи президента Путина), а также нормативным документам (Концепция внешнеполитического развития России до 2020 года).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Первая глава моей работы посвящена рассмотрению теории и понятия «мягкой» силы с точки зрения научного понимания и её анализу как феномена в общем глобальном масштабе современного мира, существующей системы международных отношений, её отличия от понятия и явления «жёсткой» силы. Вторая глава моей работы касается уже перспектив исследования, наращивания и применения «мягкой» силы в контексте внешней политики России, её потенциала в нашей стране и того, насколько ощутимо и конкурентоспособно может быть такое влияние сейчас по сравнению с уже действующим влиянием «мягкой» силы политических оппонентов России на международной арене. Кроме того наряду с возможностями мной будут освещены основные вероятные и существующие проблемы и сложности, связанные с развитием «мягкой» силы в Российской Федерации и её использованием как одного из основных рычагов в международной политике.
Кроме того, с моей точки зрения необходимо показать как объединяющие моменты, так и разницу между содержаниями понятий «мягкой» и «жёсткой» сил, подчеркнуть то, что два этих определения описывают два пусть даже и связанных между собой, но при этом практически во всех проявлениях отличных друг от друга методов ведения внешней политики государства. Важно также рассмотреть аспекты конкретного применения обоих методов в современной международной политике Российской Федерации и отразить перспективы и последствия их применения, при возможности иллюстрируя примерами из конкретных внешнеполитических реалий. В заключение хочется отметить, что нельзя не обратить внимания на такое понятие, как «публичная дипломатия», являющееся одновременно и отдельным явлением современной международной политики, и весьма многообещающим в плане отстаивания интересов государства и достижения поставленных им целей на международной арене (более конкретно к возможностям и состоянию «публичной дипломатии» в России и её применению на практике в современной российской дипломатии я подойду во второй главе моей исследовательской работы, сведения в которой целиком посвящены российским реалиям, однако основные изложение и объяснение понятию «публичной дипломатии» будут даны уже в первой главе моей работы).
МЯГКАЯ СИЛА. НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ПОЛИТИКУ.
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.248.140 (0.011 с.) |