ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, метод и принципы налогового права.



Общая характеристика налоговой системы

Налоги – одно из древнейших изобретений человечества. Налоги появились вместе с государством и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения ими своих функций.

Налоговое право – совокупность официально принятых, законодательно закрепленных юридических норм, устанавливающих виды налогов, порядок их взимания, а также отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств.

Налоговое право – подотрасль финансового права. Однако налоговое право имеет свои специфические черты предмета и метода.

В соответствии со ст. 2 НК РФ «законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения».

Указанные общественные от­ношения, которые иначе могут быть названы налоговыми правоотношениями, и составляют предмет налогового права.

Как и другие отрасли права, налоговое право использует совокупность определенных юридических приемов, так называемых способов воздействия права на общественные отношения, в целом называемые методом правового регулирования.

Наиболее распространенным методом налогового права в современных условиях является метод властных предписаний поскольку государство само определяет процедуру установления, введения и уплаты налогов.

Принципы налогового права – это основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие начала налогового права.

Принципы налогового права могут быть разделены на два вида: социально-правовые и специально-правовые.

К социально-правовым принципам налогового права относят: принцип законности, принцип гуманизма, принцип демократизма, принцип равенства.

К специально-правовые принципам относятся:

законности налогообложения; всеобщности и равенства налогообложения; справедливости налогообложения; взимания налогов в публичных целях; установления налогов и сборов в должной правовой процедуре; экономического основания налогов (сборов); презумпции толкования в пользу налогоплательщика (пла­тельщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах; определенности налоговой обязанности; единства экономического пространства Российской Федера­ции и единства налоговой политики; единства системы налогов и сборов.

Налоговое право представляет собой систему последовательно расположенных и взаимно увязанных правовых норм, объединенных внутренним единством: цели, задач, предмета регулирования, принципов, методов регулирования, которые группируются в две части – общую часть и особенную часть:

Общая часть налогового права включает в себя нормы, устанавливающие принципы налогового права, систему и виды налогов и сборов в Российской Федерации, права и обязанности участников отношений, регулируемых налоговым правом, основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налогов, порядок ее добровольного и принудительного исполнения, порядок осуществления налоговой отчетности и налогового контроля, а также способы и порядок защиты прав налогоплательщиков.

Особенная часть налогового права включает в себя нормы, регулирующие порядок взимания отдельных видов налогов. В настоящее время практически завершился процесс их кодификации и они включились во вторую (особенную) часть Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговая система, ее разнообразие зависят от типов (субъектов) хозяйственной деятельности и их организации. Выделяют четыре сектора, которые различаются между собой не только способом хозяйственной деятельности, но и особенностями налогового регулирования:

• государственный сектор;

• коммерческий сектор (частные фирмы, корпорации, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества);

• финансовый сектор (банки, страховые общества, финансовые компании, биржи);

• население.

Налоговая система Российской Федерации пред­ставляет собой основанную на определенных принципах систе­му урегулированных нормами права общественных отноше­ний, складывающихся в сфере налогообложения.

Таким образом, налоговая система Российской Федерации – это совокупность:

1) системы налогов и сборов Российской Федерации;

2) системы налоговых правоотношений;

3) системы участников налоговых правоотношений,

4) нормативно-правовой базы сферы налогообложения.

 


2. Понятие и содержание налоговых правоотношений

Налоговое правоотношение обладает следующими характерными признаками:

1. Налоговое правоотношение – урегули­рованное нормами налогового права общественное отношение, которое возникает и развивается исключительно в сфере налогообложения (налоговой деятельности государства и муни­ципальных образований).

2. Законодательство о налогах и сборах относится к публично-правовым отраслям законодательства. Налоговые правоотношения представляют собой разновидность властных правоотношений, которые характеризуются неравенством сторон, преобладанием воли одного участника – государства над волей другого участника – налогоплательщика.

3. Налоговое правоотношение является сложносоставным состоит из трех типов правоотношений: имущественных, организационных и смешанных (имущественно-организационных).

- имущественные налоговые правоотношения – удовле­творение публичных финансовых потребностей (бюджетных интересов).

- организационные налоговые правоотношения возникают в процессе налогового администрирования и направ­лены на обеспечение эффективности налогообложения.

- смешанного типа содержат и имущественную, и организационную составляющую (общественные отношения в сфере налогового контроля, а равно привлечения к ответственности за совершение от­дельных видов налоговых правонарушений).

4. Налоговое правоотношение характеризуется особым составом участников.

5. В налоговых правоотношениях одной из сторон всегда
является публично-правовой участник (орган налогового ад­министрирования – специально уполномоченный орган исполнительной власти).

6. Налоговое правоотношение может возникать по инициативе любой из сторон. Особенностью же их является то, что возникать они могут, в отличие, например, от гражданско-правовых отношений, вопреки желанию или согласию второй стороны. При этом чаще всего это происходит вопреки согласию и желанию налогоплательщика (например, ст. 69 НК РФ), однако в ряде случаев – вопреки согласию налогового органа (например, ст. 145 НК РФ).

7. При возникновении налогового спора для его разрешения по выбору частноправового субъекта отношений применяется административный и (или) судебный порядок.

8. Налоговое правоотношение характеризуется наличием принципа, установленного п. 7 ст. 3 НК РФ: «Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика».

Субъектами налоговых отношений, т.е. участниками налоговых отношений выступают физические и юридические лица, в том числе:

а) налогоплательщики (плательщики сборов); б) налоговые аген­ты, налоговые органы (ФНС России); в)финансовые органы (Минфин РФ); г) таможенные органы (ФТС России); д) органы налоговых расследований; е) сборщики налогов и сборов; ж) органы внебюджетных фондов (это основные участники налоговых правоотношений); з) органы, осуществляющие регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей, места жительства физического лица, актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним (регистраторы), органы опеки и попечительства, социальные учреждения, процессуальные лица, участвующие в мероприятиях налогового контроля (эксперты, специалисты, переводчики, понятые, свидетели) и кредитные организации (банки).

Субъектом же налогообложения («субъектом налога»), т.е. налогоплательщиком, является лицо, на которое возложена юридическая обязанность уплачивать налог (ст. 19 НК РФ).

Объектом налоговых отношений можно признать совокупность условий, которые порождают обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги и сборы, т.е. при которых возникают отношения между государством и налогоплательщиком.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Налогового кодекса и с учетом положений указанной статьи.

Источники налогового права

Источники (формы) налогового права – это официально определенные внешние формы, в которых содержатся нормы, документально регулирующие отношения, возникающие в процессе на­логообложения, т. е. формы внешнего содержания налогового права.

Иерархически выстроенная по юридической силе актов, со­ставляющих источники налогового права, система источников налогового права выглядит следующим образом:

1. Нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

2. Конституция Российской Федерации.

3. Специальное налоговое законодательство (в НК РФ оно именуется законодательством о налогах и сборах), которое, в свою очередь, включает следующие элементы:

а) федеральное законодательство о налогах и сборах, включающее: Налоговый кодекс Российской Федерации; иные федеральные законы о налогах и сборах;

б) региональное законодательство о налогах и сборах:

– законы субъектов РФ;

– иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными (представительными) органами субъектов РФ.

в) нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления.

Наиболее важные положения об организации и осуществле­нии налогообложения в России закреплены в Налоговом кодексе Российской Федерации. Налоговый кодекс Российской Фе­дерации состоит из двух частей – общей и особенной.

Акты налогового законодательства официально публикуются в Собрании законодательства Российской Федерации, а также в «Российской газете» и «Парламентской газете».

Контрольные вопросы:

 

1. Какое место налоговое право занимает в системе правовых отраслей?

2. С какими иными отраслями права взаимодействует налоговое право?

3. Понятие и содержание налоговых отношений, отличительные признаки?

4. Кто является участниками налоговых правоотношений? Какая разница между субъектами налоговых правоотношений и субъектами налогообложения?

5. Понятие и признаки метода налогового права?

6. Назовите социально-правовые и специально-правовые принципы налогового права?

 

Литература: [1-5, 20, 23, 26-32, 35, 37, 40, 43, 50-51, 53-54, 63].





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.109.55 (0.009 с.)