Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Совокупный спрос и совокупное предложение. Общие принципы макроэкономического равновесия.

Поиск

Совокупный спрос (AD aggregate demand) — потребность в экономических благах, представленная в денежной форме со стороны населения, предприятий, государства и зарубежных покупателей. Агрегаты совокупного спроса:

► потребительский спрос домашних хозяйств;

► спрос на инвестиционные товары предпринимателей;

► спрос государства на товары и услуги;

► спрос на отечественные товары иностранных государств чистый экспорт (разность между экспортом и импортом).

Факторы величины совокупного спроса: 1. Ценовые:

► эффект процентной ставки — рост общего уровня цен приводит к повышению процентной ставки. В итоге к сокращается потребление и объем инвестиций, а следовательно и величина совокупного спроса;

► эффект богатства — изменение реальной стоимости и покупательной способности финансовых активов и доходов населения. Снижение цен способствует росту реальных доходов и совокупного спроса, и наоборот;

► эффект импортных закупок — рост цен приводит к уменьшению покупок товаров данной страны иностранными гражданами.

2. Неценовые: ► изменения в потребительских расходах (C):

изменение доходов прямо влияет на потребительский спрос, увеличивая его;

– ожидание изменения доходов и цен (ожидание их роста увеличивает спрос на товары в данный момент, и наоборот);

– задолженность потребителей и рост налогов уменьшают потребительские расходы, и наоборот;

► изменения в инвестиционных расходах (I) — увеличивают или уменьшают расходы на покупку инвестиционных товаров (средств производства). Рост инвестиций увеличивает со­вокупный спрос;

► увеличение государственных расходов на покупку товаров и услуг(G) — вызывает рост совокупного спроса;

► увеличение расходов на чистый экспорт (Ne) — приводит к росту совокупного спроса. Факторами такой ситуации могут быть рост национального дохода иностранных государств; обесценение отечественной валюты по отношению к другой национальной валюте.

Совокупное предложение (AS – aggregate supply) — сумма стоимостей товаров и услуг, поставленных на рынок предпринимателями. Кривая AS – это реальный объем национального производства при каждом возможном уровне цен. Рис. 12 Кривая совокупного спроса

1. Горизонтальный (кейнсианский). Отражает ситуацию, когда при некотором уровне цен объем производства можно увеличить при неизмененных ценах. Это возможно при наличии незанятых ресурсов, вовлечение которых не вызовет роста цен на них;

2. Промежуточный. Рост объема производства сопровождается ростом цен. В некоторых отраслях уже достигнута полная занятость ресурсов, начинает ощущаться их ограниченность, т.е. возрастают издержки на единицу продукции, которые компенсируются более высокими ценами.

3. Вертикальный (классический). Экономика достигает границ производственных возможностей, ресурсы полностью задействованы (достигнута полная занятость), объем производства измениться не может, он постоянен, так что дальнейшее повышение цен не приведет к приросту совокупного продукта.

Так же как и кривая совокупного спроса, кривая совокупного предложения может смещаться под воздействием неценовых факторов:

► изменения цен на ресурсы, что отразится на издержках производства, следовательно, и на объеме предложения. Например, рост цен на энергоресурсы может вызвать сокращение объемов предложения (сдвиг кривой AS влево);

► изменения в производительности ресурсов. Так, повышение производительности (например, труда) сопровождается снижением издержек и расширением предложения;

► изменения в налогообложении предпринимателей (рост налогов сокращает производство, уменьшение его расширяет).

Пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения определяет равновесный уровень цен и равновесный объем национального производства. Любой объем ВНП, при котором не достигается равенство AS и AD, свидетельствует либо о недопроизводстве (AD>AS), либо о перепроизводстве (AS>AD) и невозможности реализовать продукцию (рис. 13). Точка Qe характеризует потенциальный объем ВНП, т.е. объем, который достижим при полном использовании имеющихся ресурсов общества (при естественном уровне безработицы).

Если ВНП равняется Q1 то спрос больше предложения и производители будут увеличивать производство, ВНП начнет расти и двигаться к Qe,. Наоборот, если ВНП больше равновесного (Q2), то предложение превышает спрос и производители будут вынуждены сокращать производство. ВНП вернется к равновесному уровню Qe. Рис.13. Макроэкономическое равновесие

Состояние национальной экономики изменяется под влиянием колебаний в совокупном спросе и предложении.

1. Последствия увеличения совокупного спроса при неизменности совокупного предложения зависят от того, на каком отрезке совокупного предложения они происходят:

а) увеличение AD на горизонтально участке кривой AS приведет к росту реального ВНП, снижению безработицы при неизменных ценах;

б) увеличение AD на промежуточном отрезке кривой AS приведет к росту ВНП при одновременном росте цен;

в) увеличение AD на вертикальном отрезке кривой AS вызовет рост цен при неизменной величине реального ВНП.

При сокращении совокупного спроса – объем ВНП и уровень занятости уменьшатся, но цены не снизятся. Равновесие будет достигнуто при тех же ценах и меньшем объеме ВНП. Эта ситуация объясняется так называемым эффектом «храповика» (храповик – это механизм, который позволяет крутить колесо вперед, но не назад). Цены легко меняются в сторону увеличения, но в обратную сторону становятся не гибкими и не снижаются.

2. Изменение совокупного предложения при неизменности совокупного спроса вызывает:

а) увеличение AS приведет к росту реального ВНП, сокращению безработицы и уменьшению уровня цен;

б) сокращение AS приведет к снижению реального ВНП, росту безработицы и росту цен (такое состояние экономики называется стагфляцией).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.235.171 (0.006 с.)