Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Доход и прибыль фирмы. Правило максимизации прибыли. Измерение прибыли.

Поиск

Подобно тому как различают совокупные, средние и предельные издержки, необходимо различать совокупный, средний и предельный доход (R – revenue). Совокупный доход (валовой, суммарный, общий доход) (ТR)— это произведение цены (Р) на количество проданной продукции (Q): ТR = Р х Q

Разница между общей суммой валового дохода и издержками на производство и реализацию товаров и услуг - прибыль предприятия (P – profit). Если рассматривать прибыль от единицы продукции, то – это разница между ценой товара и издержками на его производство (Прибыль = Цена – Издержки ).

Экономическая чистая прибыль — выручка от реализации минус экономические издержки (внешние и внутренние).

Бухгалтерская прибыль — разница между общей выручкой от реализации продукции и внешними издержками (прибыль от предпринимательской деятельности, рассчитанная по бухгалтерским документам без учета документально зафиксированных издержек самого предпринимателя).

Балансовая прибыль — общая сумма прибыли, полученная за определенный период от производственной и непроизводственной деятельности предприятия и зафиксированная в его бухгалтерском балансе.

Чистая прибыль — прибыль, оставшаяся после уплаты налогов и других платежей (разница между балансовой прибылью и налоговыми отчислениями от прибыли).

Функции прибыли: учетная — важнейший критерий эффективности предпринимательской деятельности фирмы; показатели — масса и норма прибыли; стимулирующая — источник нововведений; распределительная — источник накопления и развития производства, материального поощрения работников.

Распределение прибыли осуществляется в соответствии с ее функциями, чистая прибыль предприятия (располагаемая) направляется на:

► фонд накопления (производственного и социального развития предприятия);

► создание резервных фондов;

► стимулирование труда работников, удовлетворение их социальных нужд;

► выплату дивидендов.

Важнейшим показателем эффективности производства предприятия (отрасли) является рентабельность.

Общая рентабельность производства характеризует степень отдачи авансированного капитала:

Норма рентабельности = Пбх100% / Кав

где Пб – прибыль балансовая; Кав — весь авансированный капитал;

Характеризует эффективность использования ресурсов, вложенных в текущие и капитальные затраты (материальные оборотные средства и основные производственные фонды).

Целью деятельности любой фирмы является максимизация прибыли. Однако возможна ситуация, когда фирма (в краткосрочном периоде) будет работать, не получая прибыли или неся убытки, или на некоторое время прекратит производство. Все зависит от соотношения дохода и издержек, величина которых определяется объемом выпуска, который выбирает фирма. Отсюда важнейшая задача фирмы – выбор оптимального объема производства. Это возможно при сопоставлении совокупного дохода, полученного при разных объемах производства, с соответствующими этим объемам издержками или предельного дохода и предельных издержек.

Возможные результаты деятельности фирмы в зависимости от объема производства представлены в таблице 2.

Таблица 2: Результаты деятельности фирмы в зависимости от объема производства

Соотношение дохода и издержек   Результат  
ТR > ТС, или MR>MC Прибыль (Р)    
MC=MR, а (TR – ТС) max     Максимальная прибыль (Рmах)  
TC >TR или MC > MR Убытки  
ТR = ТС Нулевая прибыль (Р = 0) или точка безубыточности  
Убытки = Точка безразличия (фирме безразлично, производить или нет)  
убытки > FС, если цена ниже min АVС Прекращение производства  

1. Фирма получает прибыль, если MR>MC или TR > TC. Фирма может наращивать объемы производства.

2. Объем производства, при котором MC=MR обеспечивает фирме максимальную прибыль

3.Производство в объемах, при которых совокупные издержки больше совокупного дохода, приносит фирме убытки или MR меньше MC. Фирма будет работать, получая убытки, если эти убытки меньше издержек, которые она понесла бы, прекратив производство (постоянные издержки). Вообще, если фирма покрывает все свои переменные издержки и хотя бы часть постоянных, она должна производить.

4. Объем производства, при котором совокупные издержки равны совокупному доходу, не приносит фирме ни прибыли ни убытков.

5. Если при определенном объеме выпуска убытки фирмы равны постоянным издержкам (FС), то фирме безразлично производить или нет, поскольку приостанавливая производство она все равно несет постоянные издержки.

6. Объем производства, при котором убытки больше постоянных издержек, свидетельствует о том, что фирме следует временно прекратить производство (закрыться).

Таким образом, пока цена выше минимальных средних переменных издержек (AVC), фирме в краткосрочном периоде выгоднее продолжать производить продукцию, поскольку в этом случае минимизируются убытки. Если же цена равна минимальным средним переменным издержкам, то для фирмы безразлично, продолжать или останавливать производство.

Фирма, работающая в условиях совершенной конкуренции (наличие на рынке множества производителей однородной продукции), сталкивается с двумя видами ограничений:

ограничениями по издержкам – фирмыимеют доступ к одним и тем же технологиям;по одинаковым ценам покупают одно и то же сырье;возможности экономии зависят от масштаба производства;

ограничения по спросу фирма не может повлиять на рыночную цену и продает товар по цене, сложившейся на рынке.

Поэтому фирма выбирает оптимальный объем выпуска ориентируясь на сложившиеся цены рынка, стремясь поддерживать равенство МR и МС (условие максимизации прибыли любой фирмы).

 

 

Определение оптимального объема производства фирмы в краткосрочном периоде. Эффект масштаба.

Краткосрочный – это период, в течении которого изменения объема производства обеспечиваются за счет варьирования объемов лишь некоторых используемых ресурсов (сырья, персонала, раб силы) а остальные остаются фиксированными (оборудование, здания)

ЭФФЕКТ МАСШТАБА — снижение удельных затрат на выпуск продукции при укрупнении производства, определяет нелинейность зависимости затрат от объема выпуска; характерен для обрабатывающей промышленности.

Эффект масштаба - эффект снижения затрат на единицу произведенной продукции при распределении постоянных затрат на все большее количество произведенной продукции.

Эффект масштаба обуславливается факторами, которые в долгосрочном периоде сокращают средние издержки производства по мере того, как фирма увеличивает размеры предприятия (объем продукции).

Вот что пишет К.Адамецки по поводу второго закона экономии (организации):

"Но есть еще один закон природы, а именно закон, который можно было бы назвать законом концентрации или интеграции. Природа управляется также этим законом, неустанно стремясь к экономии.

Клетки при выполнении своих жизненных функций делятся и специализируются, благодаря чему общие издержки и потери энергии и средств уменьшаются. Однако мы видим также, что одновременно осуществляется и другой процесс, а именно: клетки, выполняющие одинаковые функции, создают кооперацию всех органов, служащих одной специальной цели, благодаря этому снова получается экономия энергии.

Эти два закона природы: разделения труда и концентрации - взаимно друг друга дополняют. Они между собой близко связаны, так что, вглядываясь в проявления живой природы, мы видим, что разделение на различные функции выступает как бы для того, чтобы полностью проявиться в интеграции одинаковых функций и что результатом этих двух процессов является в конечном счете экономия энергии и средств". (ПРИМЕЧАНИЕ. В современной экономической литературе закон концентрации принято называть эффектом от масштабов деятельности.)

Долгосрочный – это период, достаточный для наращивания всех, даже самых инертных (постоянных) ресурсов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 1065; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.55.138 (0.007 с.)