Раздел 4. Сертификация продукции и услуг (работ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 4. Сертификация продукции и услуг (работ)



Раздел 4. СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ (РАБОТ)

4.1 Основные термины и определения

Аккредитация – официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица работы в определенной области оценки соответствия.

Декларирование соответствия – форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.

Декларация о соответствии – документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

Заявитель – физическое или юридическое лицо, осуществляющее обязательное подтверждение соответствия.

Знак обращения на рынке – обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

Знак соответствия – обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту.

Идентификация продукции – установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам.

Орган по сертификации – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации.

Оценка соответствия – прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту.

Подтверждение соответствия – документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Сертификация – форма осуществляемого органов по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Сертификат соответствия – документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Система сертификации – совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом.

Форма подтверждения соответствия – определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

История развития сертификации в России

 

Термин «сертификат», что в переводе с латинского языка означает «сделано верно», появился в коммерческой практике в XIX в. В то время он имел несколько другое значение. В финансовой сфере сертификат означал денежное свидетельство на определенную сумму. В метрологии сертификат использовали как документ, подтверждающий клеймение приборов (весов, гирь). Во внешней торговле и сейчас используют сертификаты: сертификат происхождения, сертификаты инспектирования. В конце XX в. предприятия, проводившие контроль качества своей продукции, оформляли результаты в виде документа «сертификат качества». Сейчас такие документы называют удостоверением или паспортом качества.

В России сертификация продукции и услуг как процедура подтверждения соответствия установленным требованиям начала проводиться с 1993 г. Законодательной основой сертификации стал Закон РФ «О защите прав потребителей», принятый в 1992 г. В 1993 г. были приняты законы «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг», которые на 10 лет (до 1 июля 2003 г.) определяли государственную политику по защите потребительского рынка от некачественных и опасных для здоровья людей товаров. Система создавалась постепенно. Началась обязательная сертификация с подтверждения безопасности пищевых продуктов, детской одежды, обуви, игрушек и электротоваров, т.е. продукции, которая представляла наибольшую потенциальную опасность. Первыми сертифицируемыми услугами были ремонт автомобилей и бытовых технических приборов.

В 1993 - 1997 гг. наиболее важным направлением работ по стандартизации являлось определение номенклатуры обязательных показателей безопасности, которые раньше в стандартах не выделяли. При этом в качестве нормативных документов использовали не только государственные стандарты, но и санитарные правила и нормы (СанПиН), строительные нормы и правила (СНиП).

В то же время создавали систему испытательных лабораторий (центров) (ИЛ) и органов по сертификации (ОС), готовили квалифицированных специалистов - экспертов по сертификации. Такие организации или структурные подразделения по сертификации продукции и услуг были созданы в инициативном порядке на базе отраслевых научно-исследовательских институтов, ведущих вузов страны, на базе ЦСМ. В 2003 г. в государственном реестре было зарегистрировано 2523 аккредитованные испытательные лаборатории и 1217 аккредитованных органов по сертификации.

Сертификация в последнее десятилетие XX в. стала способом создания цивилизованных рыночных отношений и защитила потребителей от произвола «дикого рынка» в первые годы. Важным итогом работ по стандартизации и сертификации стало обеспечение потребителей полной, достаточно достоверной информацией о товаре. Этому способствовали новые стандарты — «Информация для потребителей» и работы по идентификации продукции.

Постепенно перечень продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации расширялся, но, к сожалению, был увеличен так, что почти вся продукция стала подлежать обязательной сертификации независимо от ее потенциальной опасности. Введение перечня продукции и порядка подтверждения ее соответствия путем принятия декларации (постановления Правительства РФ от 07.07.1999 г. № 766) не привело к уменьшению объема работ по сертификации. Производители, всегда сертифицировавшие свою продукцию, например хлебобулочную, как правило, не имели своих лабораторий и не могли представить доказательную базу по декларации о соответствии. Поэтому предприятия продолжали сертифицировать продукцию, и предполагаемое уменьшение избыточности сертификации и снижения расходов не произошло.

Отмечено, что при проведении обязательной сертификации завышался объем испытаний и работ по сертификации, что приводило к увеличению их стоимости. Необходимо было изменить систему подтверждения соответствия, сделать ее оптимальной, соответствующей риску, связанному с объектом сертификации. Поэтому Госстандарт России (далее — Ростехрегулирование) приступил к разработке новой законодательной основы оценки соответствия продукции установленным требованиям.

 

Правила проведения обязательной сертификации продукции

 

Добровольная сертификация

 

Важное значение в обеспечении конкурентоспособности продукции и услуг имеет добровольная сертификация, благодаря которой достигается конкурентное преимущество на рынке однотипных товаров и услуг, повышается их качество за счет установления требований, диктуемых бизнес-сообществом. Если раньше основной акцент делали на обязательную сертификацию, то при развитии рынка для обеспечения конкурентоспособности продукции именно добровольная сертификация станет более значимой.

Подтверждение соответствия продукции в добровольных системах проводят по различным нормативным документам и требованиям. Наиболее компетентными и авторитетными являются ОС, созданные на базе отраслевых научно-исследовательских институтов. Продукция, сертифицированная в таких органах и маркированная знаком соответствия требованиям системы, будет пользоваться спросом на рынке. Следует отметить, что согласно ФЗ процедура создания и регистрации этих систем упрощена, что приведет к дебюрократизации процесса их регистрации. Около половины из зарегистрированных систем работают в части добровольной сертификации продукции. На 2004 г. было всего зарегистрировано 207 систем добровольной сертификации, в том числе: системы менеджмента качества — 13; продукция и энергетика — 56; ювелирные изделия — 7; услуги — 82; авто- и мототехника — 7; информационные технологии — 17; банковские услуги — 14.

Рассмотрим ряд наиболее авторитетных систем добровольной сертификации.

Добровольная сертификация продукции. Добровольная сертификация продукции в системе ГОСТ Р проводилась независимо от обязательной сертификации. Причем такая сертификация началась с подтверждения качественных характеристик непродовольственной продукции. Торговые организации требовали, чтобы поставщики — производители потребительской продукции — подтверждали качество продукции проведением сертификации. Обычно проводили добровольную сертификацию по тем группам товаров, которые не вошли в Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации. Например, олифа, мыло хозяйственное, средства чистящие для посуды и т.п.

Добровольная сертификация продовольственной продукции проводилась крайне редко, так как практически вся продукция подлежала обязательной сертификации. Только после введения декларирования продовольственную продукцию стали сертифицировать по добровольной форме.

Добровольную сертификацию можно осуществлять в рамках системы ГОСТ Р по тем же правилам, какие действуют по обязательной сертификации. Отличие заключается в том, что в таком случае требуется подтверждение всех показателей качества стандартов или технических условий. Бланк сертификата в этом случае не содержит знака соответствия в верхнем левом углу (старая форма) или имеет знак с надписью «Добровольная сертификация» и имеет голубой цвет (цвет бланка по обязательной сертификации — желтый). Маркируют такую продукцию знаком соответствия, на котором текстом сверху и снизу знака указано: «Добровольная сертификация». По добровольной сертификации в системе ГОСТ Р сейчас сертифицируют продукцию, выпускаемую по ТУ, в том числе продовольственную, входящую в Перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия. Основная часть ОС, аккредитованных в системе ГОСТ Р, работают и по добровольной сертификации продукции.

Подтверждение соответствия в добровольном порядке в последние годы расширяется и одновременно растет число зарегистрированных новых систем. Системы добровольной сертификации продукции устанавливают чаще всего отраслевые НИИ, располагающие квалифицированными специалистами в оценке качества и конкурентоспособности продукции. Сертификация проводится организацией, зарегистрировавшей систему и ОС, аккредитованными на право проведения работ в данной системе.

Такие системы созданы в ВНИИ меховой промышленности (добровольная сертификация меха), в парфюмерно-косметической палате «Качество» (косметическая продукция) и др.

Для производителей потребительских товаров наиболее интересны следующие системы добровольной сертификации продукции:

система добровольной сертификации продукции ГОСТ Р;

система сертификации полимерных и композиционных материалов и изделий из них;

система добровольной сертификации биологически активных веществ (БОСТИ);

система добровольной сертификации кожгалантерейных изделий «Микки»;

система добровольной сертификации «ХАССП-мясо»;

система добровольной сертификации продукции «Ростест-качество»;

система сертификации «СовАСК»;

системы добровольной сертификации продукции, услуг, систем качества в области парфюмерии и косметики (СДС ПУСК ПКП «Качество»).

Одной из авторитетных действующих систем является система «СовАСК» (Советская ассоциация качества), которая действует как система с конца 1980-х гг. Система имеет своих аккредитованных экспертов и разветвленную систему органов по сертификации. Например, в этой системе аккредитован орган по добровольной сертификации парфюмерно-косметической продукции «Косметик-тест». Подтверждение соответствия орган по сертификации проводит не только по требованиям стандартов и ТУ, но и ведутся исследования по подтверждению объявленной производителем эффективности косметических средств.

Число заявок по добровольной сертификации продукции от производителей в последние годы увеличивается. Эта тенденция характеризует развитие российского рынка по цивилизованному пути.

Добровольная сертификация услуг. Сертификация услуг стала развиваться позднее, чем сертификация продукции, — в середине 1990-х гг. Основной причиной этого явилось отсутствие стандартов на услуги. За последние 10 лет Госстандартом и Техническим комитетом по бытовым услугам разработаны и утверждены комплексы стандартов на основные услуги, предоставляемые потребителям. Только по мере разработки стандартов и установления в них требований к конкретным услугам — объектам стандартизации — стало возможным проведение сертификации. В это время услуги стали вводить в перечень, который определял объекты обязательной сертификации. В него вошли услуги по ремонту бытовой техники, автомобилей, общественного питания, розничной торговли, парикмахерских и т.д. С введением ФЗ «О техническом регулировании» услуги перестали быть объектом обязательной сертификации и, следовательно, стали объектом добровольной сертификации.

В соответствии с документами системы ГОСТ Р были разработаны правила функционирования системы добровольной сертификации услуг в системе ГОСТ Р (подсистема).

Правила предназначены для использования при добровольной сертификации следующих однородных услуг:

ремонт и техническое обслуживание бытовой электронной аппаратуры, электробытовых машин и приборов;

техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;

общественное питание;

розничная торговля;

парикмахерские и прачечные услуги;

туристические услуги и услуги средств размещения;

перевозка пассажиров автомобильным транспортом;

химическая чистка и крашение.

Таким образом, добровольной сертификацией охвачены те услуги, по которым установлены нормативные требования в документах (стандарты, СанПиН, СНиП и др.), а также методы их оценки, проверки и контроля.

Правила функционирования системы добровольной сертификации услуг в системе сертификации ГОСТ Р действуют с 1 сентября 2003 г. В них включены 10 приложений, содержащие схемы сертификации услуг, применяемые в системе, порядки сертификации однородных видов услуг, а также перечни сертифицируемых услуг с рекомендуемыми нормативными документами.

Для целей сертификации в системе используют: стандарты различных категорий, санитарные правила и нормы, строительные нормы и правила, технические условия, рецептуры и другие документы, определяемые заявителем.

Сертификация услуг осуществляется в той же последовательности, что и сертификация продукции, и предусматривает шесть этапов:

подача заявки на сертификацию;

рассмотрение и принятие решения по заявке;

оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям;

принятие решения о возможности выдачи сертификата;

выдача сертификата;

инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг.

При сертификации проверяют характеристики услуг и используют методы проверок, позволяющие:

провести идентификацию услуги, в том числе проверить ее принадлежность к классификационной группировке в соответствии с нормативными и техническими документами;

полно и достоверно подтвердить соответствие услуги требованиям, направленным на обеспечение ее качества и безопасности для жизни, здоровья и имущества потребителя, окружающей среды, установленным в нормативных документах, регламентирующих эту услугу.

Процедуры оценки соответствия услуг проводятся в соответствии со схемами сертификации, приведенными в табл.6.

 

 

Таблица 6 - Схемы сертификации услуг, применяемые в добровольной системе ГОСТ Р

 

Номер схемы Оценка качества оказания услуг Проверка (испытания) результатов Инспекционный контроль сертифицированных услуг
  Оценка мастерства исполнителя работ и услуг Проверка (испытания) результатов работ и услуг Контроль мастерства исполнителя работ и услуг
  Оценка процесса выполнения работ (оказания услуг) То же Контроль процесса выполнения работ (оказания услуг)
  Анализ состояния производства » Контроль состояния производства
  Оценка организации (предприятия) » Контроль соответствия установленным требованиям
  Оценка системы качества » Контроль системы качества

 

Оценка оказания услуг в зависимости от схемы сертификации включает в себя оценки:

мастерства исполнителя работ и услуг;

процесса выполнения работ и услуг;

состояния производства;

организации (предприятия) — исполнителя работ и услуг;

системы качества.

По схеме 1 оценивают мастерство исполнителя работ и услуг и контролируют его при инспекционном контроле.

По схеме 2 оценивают процесс выполнения работ (оказания услуг), проверяют (испытывают) результаты работ и услуг и контролируют процесс выполнения работ (оказания услуг) при инспекционном контроле.

В зависимости от сложности процесса оценивают:

полноту и актуализацию документации, устанавливающей требования к процессу;

оснащение необходимым оборудованием, инструментом, средствами измерений (испытаний, контроля), веществами, материалами, помещениями и др., а также их соответствие установленным требованиям;

метрологическое, методическое, организационное, программное, информационное, материальное, правовое, техническое и другое обеспечение;

безопасность и стабильность процесса;

профессиональную компетентность исполнителей работ и услуг, обслуживающего и производственного персонала.

По схеме 3 анализируют состояние производства, в том числе при инспекционном контроле, проверяют (испытывают) результаты работ и услуг.

Инспекционный контроль осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок и включает в себя следующие виды работ:

анализ поступающей информации о качестве и безопасности сертифицированных услуг;

разработку программы инспекционного контроля;

создание комиссии для проведения инспекционной проверки;

проведение инспекционной проверки;

оформление результатов и принятие решения.

Периодичность и объем проведения планового инспекционного контроля определяется органом по сертификации в зависимости от результатов сертификации или предыдущего инспекционного контроля, степени потенциальной опасности услуг, стабильности их качества, затрат на проведение контроля, схемы сертификации, но не реже одного раза в год.

По схеме 4 оценивают организацию — исполнителя работ и услуг на соответствие установленным требованиям.

По схеме 5 при сертификации услуг учитывают систему качества, которую сертифицирует орган по сертификации систем качества.

Критерии и условия выбора схем учитывают особенности оказания конкретных видов услуг, требуемый уровень доказательности, возможные затраты исполнителя услуг (заявителя) на проведение работ по сертификации.

Оценка соответствия услуг проводится органом по сертификации услуг в соответствии с требованиями нормативных документов. В процедурах оценки органом по сертификации услуг могут быть использованы документы, подтверждающие соответствие сертифицируемых услуг установленным требованиям и полученные вне работ по сертификации, в том числе:

результаты социологических и экспертных оценок;

акты проверок, сертификаты, заключения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль и надзор за качеством и безопасностью услуг, либо их территориальных органов, общественных объединений потребителей, их ассоциаций и союзов;

результаты анализа (экспертизы) технических документов, используемых исполнителем услуг, на соответствие требованиям нормативных документов.

Конкретные схемы сертификации и правила их применения различны по видам услуг. Например, порядок сертификации услуг розничной торговли проводится по схемам 1, 2, 4, 5.

Схему 1 применяют тогда, когда заявителем является индивидуальный предприниматель, который сам занимается оказанием услуг.

Схему 2 применяют при сертификации услуг по реализации пищевых продуктов в магазинах с торговой площадью до 1000 м2 включительно и непродовольственных товаров в магазинах с торговой площадью до 2500 м2 включительно.

Схему 4 применяют при сертификации услуг по реализации товаров в непродовольственных магазинах с торговой площадью более 2500 м2, в универмагах с торговой площадью более 3500 м2 и гипермаркетах, а также в универсамах с торговой площадью более 1000 м2.

Схему 5 применяют для предприятий розничной торговли, имеющих документально оформленную систему менеджмента качества.

По всем схемам сертификации проводят проверку результата услуги на соответствие действующим правилам продаж товаров.

Особенностью сертификации услуг по сравнению с сертификацией продукции является использование разнообразных методов оценки соответствия качества услуг. При оценке услуг применяют регистрационные, аналитические, органолептические, экспертные и социологические методы, которые относят в большей степени к субъективным.

Регистрационные методы применяются для оценки качества услуг при определении санитарного состояния помещений предприятий торговли и общественного питания. Органолептические методы используют для оценки качества кулинарной продукции как результата услуги общественного питания и товаров, реализуемых в торговле.

Для оценки качества обслуживания в магазине или на предприятии общественного питания используют также социологический метод — проводят опрос посетителей. На ремонтных предприятиях с помощью книги заказов, содержащей фамилии и телефоны заказчиков, связываются с клиентами и выясняют их отзывы о качестве ремонта и обслуживания.

Экспертные методы необходимы для тех случаев, когда квалифицированная оценка результатов работ и услуг невозможна без участия группы опытных специалистов-экспертов: дегустация блюд и кулинарных изделий на предприятиях общественного питания; оценка качества причесок, сделанных мастерами парикмахерской; качество занятий и уровень знаний в сфере образования.

Для оценки материальных услуг (качества вещи, подвергшейся химчистке, кулинарной продукции, параметров отремонтированного аппарата и др.) используют измерительные методы. Для этого разработаны специальные стандарты. Например, для оценки качества услуги по ремонту обуви действует ГОСТ Р 51660—2000 «Услуги бытовые. Услуги по ремонту обуви. Общие технические условия».

Одной из особенностей системы сертификации работ и услуг в структуре системы сертификации нематериальных услуг и отдельных материальных услуг (например, услуг розничной торговли, гостиничных услуг) является отсутствие такого звена, как испытательная лаборатория, так как проверка результатов может не предусматривать испытания. В необходимых случаях ОС может привлекать к испытаниям аттестованные ИЛ.

Добровольная сертификация систем менеджмента качества. Одной из самых распространенных является добровольная сертификация на соответствие систем менеджмента качества предприятий и учреждений международным стандартам ИСО серии 9000:2000. Сформированные в них принципы системы менеджмента качества (СМК) и критерии качества вобрали в себя основной опыт международного сообщества по созданию конкурентоспособного бизнеса. Поэтому в последние годы в мире стремительно растет число компаний, сертифицировавших свои системы качества. В настоящее время стандарты ИСО серии 9000 применяют предприятия более 80 стран. В мире существует большое число органов по сертификации СМК. Наиболее авторитетным ОС Российской Федерации является Регистр систем качества системы сертификации ГОСТ Р. Порядок проведения сертификации систем менеджмента качества в Регистре определен в рекомендациях Р 50.30.05-2003.

Тенденция стремительного роста сертификации СМК связана как с внешними причинами (требование заказчика, повышение конкурентоспособности), так и с внутренними. К важным внешним причинам следует отнести тот факт, что многие зарубежные органы и системы сертификации включают СМК в процедуры сертификации продукции. Так, в ЕС семь из одиннадцати действующих директив, устанавливающих обязательную сертификацию продукции, предусматривают СМК как условие получения знака доступа на европейский рынок. Предприятия, имеющие СМК, могут претендовать на льготные условия кредитования и страхования ущерба за некачественную продукцию. Благодаря СМК предприятия побеждают в международных тендерах. При возникновении судебных исков, связанных с браком продукции, сертификат СМК расценивается судом как доказательство невиновности. Правительства ряда стран при решении вопроса о размещении госзаказа отдают предпочтение предприятиям с СМК. Такая же тенденция намечена и в Российской Федерации.

Существует ряд внутренних причин, побуждающих предприятия к сертификации СМК: более полное удовлетворение требований потребителей; сокращение издержек производства; сокращение числа проверок со стороны потребителей и надзорных органов; улучшение культуры производства; повышение ответственности за качество.

Конкурентоспособность организации определяет прежде всего ее способность производить продукцию или предоставлять услуги (в том числе образовательные), которые не только удовлетворяют всем требованиям потребителей, но и превосходят их ожидания.

Отсюда очевидно, что ключевыми для любой организации являются процессы жизненного цикла продукции (услуги). Эти процессы формируют, а следовательно, и определяют качество продукции. Именно за результат этих процессов (т.е. за продукцию или услугу) платит предприятию потребитель. Поэтому процессы, существующие в организации, являются объектом сосредоточения всех знаний, умений и навыков работы руководства и персонала, основой их материального благосостояния и конкурентоспособности предприятия.

Вот почему в новой версии стандартов ИСО серии 9000 и сделан акцент на процессный подход к организации и управлению работами. Главная цель такого подхода — избавиться от разобщенности, неэффективности и внутренних конфликтов, присущих многим функциональным иерархическим организациям. Перенос центра тяжести с функции на процесс интегрирует все действия (операции), предпринимаемые организацией для удовлетворения данного конкретного потребителя или данного сегмента рынка. Такое объединение обеспечивает единство управления и освобождает высшее руководство от решения текущих задач, связанных с оперативным управлением процессами. Это дает массу преимуществ, так как позволяет высшему руководству сосредоточиться на ключевых стратегических направлениях развития бизнеса. За высшим руководством остается задача непрерывного совершенствования самой организации и задача «дирижирования всем организационным оркестром». Процессный подход интегрирует все действия (операции), выполняемые организацией для удовлетворения данного конкретного потребителя или данного сегмента рынка.

Такой подход предполагает, что на входе процесса — требования потребителей, а на выходе — их удовлетворенность. На практике из любого процесса вырастает система управления организацией, которая должна постоянно совершенствоваться. Система менеджмента качества, по сути, является способом создания хорошей системы управления предприятием, и если такая система на предприятии создана, то ее наличие подтверждают сертификацией.

При сертификации по версии стандарта ИСО 9001:2000 проверке подвергаются объекты, представленные в табл.7. Следует обратить внимание на то, что все элементы проверки разбиты на пять блоков. Элемент «Проектирование и разработка» может не проверяться в том случае, если предприятие не занимается этим видом деятельности. Такие же элементы проверяют при сертификации по ГОСТ Р ИСО 9001—2001, гармонизированному с международным.

В Российской Федерации принята сокращенная форма сертификации по ГОСТ Р ИСО 9001:2001, которая имеет название «сертификация производства». Эта форма применяется как переходный этап при разработке на производстве СМК. В этом случае проверяются при сертификации менее половины элементов. Сертификацию производства проводят те же ОС, которые сертифицируют СМК, и эксперты по системам менеджмента качества. Следует отметить, что четыре элемента — 6.3; 7.4; 7.5 и 7.6 — проверяют при анализе состояния производства при сертификации продукции по схемам с буквой «а».

В последние годы для предприятий пищевой промышленности получила большое распространение система ХАССП (англ. НАССР — Hazard Analysis and Critical Control Points) в буквальном переводе означающая: анализ рисков и критические контрольные точки. Официально требования к системам ХАССП были установлены в 1993 г. директивой совета ЕЭС (93/94), которая требовала от предприятий пищевой промышленности проведения анализа рисков, выявления в технологическом процессе параметров, являющихся критическими для обеспечения безопасности продукции, и проведения адекватных мероприятий (мониторинга) в определенных критических точках этого процесса. Директива обязывала страны-участницы организовать подготовку к внедрению систем ХАССП в течение 30 мес. Поэтому массовое внедрение этой системы в Европе началось с 1996 г. и затем продолжилось в «странах третьего мира», поставляющих продукцию в страны ЕС.

Соответствие системы ХАССП установленным требованиям в странах ЕС может подтверждаться путем:

сертификации независимым органом;

одобрения (проверки) государственным контролирующим органом;

оценки (аудита) второй стороной (заказчиком).

В России подтверждение соответствия систем ХАССГТ выполняется путем их сертификации. С этой целью в 2001 г. Госстандартом России была зарегистрирована система добровольной сертификации ХАССП (рег. № РОСС RU.001.03 СД00). При создании этой системы задача состояла в том, чтобы совместить требования директивы 93/94 с системой контроля и управления производством, сложившиеся на отечественных предприятиях, а также с действующими в России законами и нормативными документами. В результате были сформулированы шесть основных требований к российской версии ХАССП:

учет действующих государственных стандартов и санитарных правил и норм при выборе потенциально опасных факторов;

рассмотрение источников информации, которыми реально располагают российские предприятия при выборе учитываемых опасных факторов;

учет действующих традиционных схем производственного и санитарного контроля при выборе критических контрольных точек процесса;

комплексный подход к управлению безопасностью продукции в рамках систем ХАССП, включая систему мониторинга, корректирующих и предупреждающих действий;

обучение специалистов предприятия для проведения внутренних проверок системы ХАССП;

максимальная алгоритмизация экспертных решений при выборе критических контрольных точек.

Перечисленные требования наряду с анализом подходов к оценке систем ХАССП, принятых в Европе (Бельгии, Испании, Нидерландах и т.д.), легли в основу ГОСТ Р 51705.1 — 2001, который стал нормативной базой системы добровольной сертификации ХАССП.

Система распространяется на всю пищевую продукцию и продовольственное сырье, а объектами оценки могут быть процессы их изготовления, транспортирования, хранения и реализации.

За время существования системы сертификации ХАССП было выдано около 100 сертификатов производителям мясной, рыбной, молочной, кондитерской, хлебобулочной, ликероводочной продукции, соков, минеральной воды и др. Большинство этих предприятий являются лидерами отечественной пищевой промышленности и ориентированы на внедрение передовых методов управления качеством и безопасностью. На втором месте — предприятия, заинтересованные в поставке продукции за рубеж, на третьем — предприятия с преобладанием иностранного капитала.

Можно выделить следующие этапы, которые проходит каждое предприятие при разработке системы ХАССП: организация работ; составление исходной информации; анализ действующих процедур; выбор критических контрольных точек; разработка системы мониторинга; внедрение системы ХАССП.

 

Таблица 7 - Объекты проверки по элементам стандарта ИСО 9001:2000

 

Наименование элементов проверки по ИСО 9001: 2000 Номера пунктов ИСО 9001: 2000 Сертификация систем качества Сертификация производства Анализ состояния производства
Раздел Пункт
Система менеджмента качества Общие требования 4.1 + - -
Требования к документации 4.2, 4.2.2 + ± -
Ответственность руководства Обязательства руководства 5.1 + - -
Ориентация на потребителя 5.2 + - -
Политика в области качества 5.3 + - -
Планирование 5.4 + - -
Ответственность, полномочия и обмен информацией 5.5 + - -
Анализ со стороны руководства 5.6 + - -
Менеджмент ресурсов Обеспечение ресурсами 6.2 + - -
Человеческие ресурсы 6.2 + - -
Инфраструктура 6.3 + ± +
Производственная среда 6.4 + ± -
Процессы жизненного цикла продукции Планирование процессов жизненного цикла продукции 7.1 + ±  
Проектирование и разработка 7.3 ± - -
Закупки 7.4 + ± +
Производство и обслуживание 7.5 + ± +
Управление устройствами для мониторинга и измерений 7.6   ± +
Измерение, анализ и улучшение Общие положения 8.1 + + -
Мониторинг и измерение 8.2 + + -
Управление несоответствующей продукцией 8.3 + + -
Анализ данных 8.4 + ± -
Улучшение 8.5 + ± -

 

Организация работ сводится в основном к определению области действия системы ХАССП, созданию рабочей группы по ее подготовке, выбору координатора и выделению ресурсов, и прежде всего времени на разработку системы. Наиболее сложным этапом при создании системы ХАССП является этап выбора учитываемых опасных факторов, особенно при большом числе технологических операций.

Общий порядок составления исходной информации установлен в ГОСТ Р 51705.1—2001. Практика показала, что состав этой информации существенно зависит от вида выпускаемой продукции, технологических методов, размера и планировки предприятия, системы обслуживания оборудования, санитарных правил, порядка борьбы с вредителями, грызунами и т.д. Так, объем исходной информации, необходимой для разработки системы ХАССП на молочном заводе, оказался в 3 раза больше, чем на ликероводочном. Специалисты считают, что внедрение ХАССП в хлебобулочном производстве неэффективно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.079 с.)