Международная система мэк по сертификации изделий электронной техники 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международная система мэк по сертификации изделий электронной техники

Поиск

 

Создание международной системы сертификации изделий электронной техники (ИЭТ) инициировалось обострившейся конкуренцией на рынках этих товаров между европейскими и американскими фирмами. Для защиты европейского рынка от американских конкурентов в рамках СЕНЭЛЕК в конце 60-х годов была создана система сертификации изделий электронной техники СЕСС как закрытая региональная система для стран — членов ЕС и ЕАСТ. Региональная сертификация ИЭТ на соответствие европейским стандартам стимулировала правительственные решения западноевропейских стран о предпочтительных закупках сертифицированных изделий.

Таким образом, для неевропейских компаний необходимо было преодолевать создавшийся «технический барьер». По инициативе США, Японии, Канады, Австралии и других государств началась подготовка в ГАТТ/ВТО проекта Соглашения по техническим барьерам в торговле, в ИСО организован комитет по сертификации (СЕРТИКО), а в перечень важнейших вопросов Совещания правительственных должностных лиц, ответственных за политику в области стандартизации, созданного при ЕЭК ООН, была включена выработка рекомендаций по сертификации. В результате всего и была создана международная Система сертификации изделий электронной техники в МЭК. Основные правила Системы и процедуры были приняты в 1980 г.

Цель создания Системы сертификации ИЭТ — содействие международной торговле изделиями электронной техники посредством установления единых требований к этим товарам, методам оценки их соответствия, чтобы эти изделия были одинаково приемлемы во всех странах — участницах Системы без проведения повторных испытаний.

Общее руководство Системой возложено на Руководящий комитет по сертификации, подотчетный Совету МЭК; в его состав входят делегации стран-участниц. В Системе может участвовать любая страна — член МЭК при выполнении ряда условий: наличие национальной организации по стандартизации и сертификации; согласие выполнять все правила Системы и издание соответствующих национальных документов; признание сертификатов и протоколов испытаний изделий электронной техники, выпускаемых в других странах-участницах, если они соответствуют требованиям Системы; выполнение финансовых обязательств члена Системы.

Предусмотрены два вида участия страны в Системе МЭК:

• участие в Руководящем комитете по сертификации с правом голоса и консультативное членство в Координационном комитете по надзору;

• участие в Руководящем комитете с правом голоса и полноправное членство в Координационном комитете по надзору.

Официальными языками Системы являются английский, французский, русский.

Страны, заявляющие о проведении сертификации по Системе МЭК, согласно правилам Системы должны иметь национальную службу надзора, которая отвечает за соответствие порядка сертификации изделий электронной техники положениям Системы МЭК и правильность применения знака соответствия. Кроме того, в стране-заявителе должны действовать национальные службы поверки средств измерений, которыми пользуются испытательные лаборатории и национальный орган надзора. В страну, претендующую на вступление в Систему МЭК, после одобрения национального положения о надзоре Координационный комитет направляет инспекционную группу, которая проверяет: соответствие функций национальной службы надзора правилам Системы МЭК; соответствие действительного состояния дел содержанию национального положения о надзоре; опыт по сертификации изделий электронной техники, ведению перечней аттестованных предприятий-изготовителей и независимых испытательных лабораторий (центров). По правилам Системы критериями опытности считаются аттестация хотя бы одного предприятия-изготовителя и сертификация не менее двух видов изделий электронной техники по установленным в Системе требованиям.

Инспекционная группа посещает испытательные лаборатории, лабораторию поверки средств измерений, знакомится с одной из технологических линий по производству ИЭТ, которые будут сертифицироваться по Системе МЭК, причем стандарт (или технические условия), по которому изготавливается изделие, должен быть представлен в инспекционную группу еще до ее визита. По итогам визита инспекционная группа в отчете председателю Координационного комитета по надзору излагает свое решение о принятии кандидата или отмечает недостатки с указанием срока для их устранения и письменного подтверждения этого. После такой процедуры дается рекомендация об утверждении кандидата. Страна-кандидат имеет право на несогласие с выводами инспекционной группы и представление в письменном виде своих возражений в Координационный комитет, за чем следует предусмотренная правилами Системы процедура.

Страна, ставшая членом Системы, обязана оповещать Координационный комитет по надзору о любых изменениях в национальной системе надзора, которые могут оказывать существенное влияние на организацию сертификации изделий электронной техники. Эти изменения подлежат одобрению Координационным комитетом по надзору. Национальные службы надзора, аттестованные в Системе МЭК, обязаны раз в три года направлять в Координационный комитет полный перечень изменений к национальному положению по надзору.

Важные этапы сертификации изделий электронной техники по Системе МЭК — аттестация предприятия-изготовителя и аккредитация испытательных лабораторий, проверка соответствия применяемых нормативных документов и приемка типа.

Для проверки (аттестации) предприятия представителем национальной службы надзора должны быть представлены документация по контролю качества и испытаниям ИЭТ на предприятии, система обеспечения качества, перечень действующего испытательного и измерительного оборудования, документы о его поверке и др.

Обязательные условия аккредитации испытательной лаборатории — наличие опытного и компетентного персонала, надлежащего оборудования, актуализированных методик испытаний. Деятельность испытательной лаборатории должна быть независимой от изготовителя и потребителей ИЭТ. В лаборатории должен быть назначен ответственный за выполнение требований Системы МЭК, в обязанности которого входят поддержание постоянных деловых контактов с национальной службой надзора; обеспечение квалифицированного оформления результатов испытаний; соблюдение конфиденциальности информации, если таковая имеется в работе лаборатории.

При сертификации по Системе МЭК к нормативным документам предъявляются конкретные требования: Система базируется на стандартах МЭК; эти стандарты должны быть приняты в странах-участницах прямым или косвенным методом; содержание международного стандарта должно обязательно сохраняться, хотя допускается оформлять принятый документ по национальным правилам. При отсутствии стандарта МЭК на какое-либо конкретное изделие допускается «временный документ», т.е. применение национального, как правило, или фирменного нормативного документа для целей сертификации. При этом национальная организация по сертификации несет ответственность за соответствие временных технических условий требованиям Системы МЭК, и срок их действия прекращается через год после опубликования МЭК

аналогичных технических условий. По правилам Системы все стандарты, применяемые для сертификации, рассматриваются как единый массив, который строится в соответствии с требованиями Руководства МЭК № 102 «Правила построения технических условий для целей сертификации изделий электронной техники». Руководство устанавливает следующие виды нормативных документов: основополагающие технические условия; общие технические условия; групповые технические условия; формы технических условий на изделия конкретных типов; технические условия на изделия конкретных типов.

Основополагающие технические условия распространяются на все изделия электронной техники или на несколько групп изделий. К ним относятся, например, стандарты МЭК на методы испытаний при воздействии внешних факторов, на порядок организации контроля по партиям и периодического контроля и т.д.

Общие технические условия относятся к группам или подгруппам ИЭТ. В них устанавливаются термины и определения, шифры, методы испытаний, характерные для данной группы, и т.п.

Групповые технические условия относятся к конкретной подгруппе, они содержат соответствующую форму документа на ИЭТ конкретного типа или инструкции по его разработке.

Формы технических условий на изделия конкретных типов используются для обеспечения унификации нормативных документов и базируются на положениях общих или групповых технических условий. Обычно в них устанавливаются номенклатура технических критериев, обязательно используемых при сертификации, а также условия испытаний.

Технические условия на конкретное изделие содержат непосредственно или в форме ссылки сведения, необходимые для его сертификации в системе МЭК. Этот вид технических условий могут разрабатывать не только технические комитеты МЭК, но также и национальные организации по стандартизации и аттестованные предприятия-изготовители.

Типовая приемка изделия (типа) проводится при условии, что технология производства таких изделий используется одним или несколькими аттестованными предприятиями. Для получения одобрения типа изделия электронной техники предприятие-изготовитель обращается в национальный орган по сертификации с заявкой, в которой подтверждается выполнение на предприятии установленных требований к производству и испытаниям изделий. Одобрение типа выдается при соблюдении предприятием всех условий испытаний, включая число образцов в выборке и правила их отбора, количество испытуемых партий, периодичность испытаний выборки от каждой партии и т.д. По результатам испытаний предприятие получает сертификат соответствия типа изделия электронной техники, который выдает уполномоченный орган по сертификации.

По правилам Системы проводится контроль качества выпускаемых изделий на соответствие сертифицированному типу. Контрольные испытания партий изделий подразделяют на две группы: группа А — внешний осмотр, проверка размеров и отдельных важнейших характеристик; группа Б — внешний осмотр, проверка размеров и всех технических характеристик.

Принятые партии изделий по правилам Системы маркируются знаком соответствия. Знак соответствия представляет собой национальный знак, принятый в государственной системе сертификации, который дополняется информацией о национальной службе надзора, национальной организации по сертификации, номером контрольной партии. Сертификат соответствия, кроме принятых реквизитов и информации, содержит текст: «Изготовленные изделия были приняты в соответствии с Правилами процедур в Системе сертификации МЭК изделий электронной техники под наблюдением национальной службы надзора, являющейся полноправным членом Координационного комитета по надзору, и в соответствии с вышеуказанными техническими условиями».

Россия участвует в Системе сертификации ИЭТ МЭК как правопреемница СССР, который присоединился к Системе в 1982 г. В соответствии с правилами системы в России существуют Национальная организация по сертификации, Национальный орган по стандартизации и Национальная служба надзора. Эти три органа входят в структуру Госстандарта России, так же как и Национальная метрологическая служба. Надзор за предприятиями-изготовителями осуществляют территориальные органы госнадзора. Аккредитованными испытательными центрами по правилам Системы МЭК являются научно-исследовательский институт «Электронстандарт», а также две испытательные лаборатории по электронным компонентам.

 

4.18 Сертификация в деятельности ЕЭК ООН. Разработка рекомендаций по взаимному признанию

Значительную роль в становлении и развитии международной и национальной сертификации, с одной стороны, и в устранении технических барьеров в торговле — с другой, сыграли принятые ЕЭК ООН Рекомендации «Признание результатов испытаний», направленные на содействие двусторонним и многосторонним соглашениям о взаимном признании. Этот документ сыграл положительную роль и в совершенствовании практики аккредитации испытательных лабораторий. Он был подготовлен в 1980-е годы совместно с Международной конфедерацией по аккредитации испытательных лабораторий (ИЛАК), с которой ЕЭК постоянно сотрудничает. В документе отмечается, что правительственные должностные лица считают необходимым «содействовать международной торговле посредством устранения случаев дублирования в области испытаний и технического контроля, которые не оправдываются с точки зрения соображений безопасности или здравоохранения». Рекомендации отмечают, что национальные системы аккредитации должны основываться на соответствующих положениях Руководства ИСО/МЭК по лабораторной аттестации, а национальные системы измерений должны быть увязаны с международными системами единиц и измерений, что рассматривается как важнейший критерий оценки компетентности лабораторий.

Важным достижением в работе ЕЭК по сертификации считается принятие (1988) Рекомендаций «Разработка и содействие заключению международных соглашений по сертификации». Согласно этому документу правительства стран — членов ЕЭК должны содействовать заключению дву- и многосторонних соглашений о взаимном признании систем сертификации. Главным основанием для таких соглашений должны быть взаимовыгодные условия экономического сотрудничества. Соглашения предусматривают: открытый характер для присоединения другой страны, готовой принять действующие правила и обязательства; равенство прав, обязанностей и режима импортируемых товаров и произведенных внутри страны; взаимное признание результатов испытаний, проводимых в стране поставщика для установления соответствия товара требованиям стандарта; наличие квалифицированного персонала и надлежащей испытательной базы для уверенности и гарантии соответствия процедуры сертификации требованиям соглашения; гармонизацию национальных стандартов.

Можно особо подчеркнуть, что необходимое предварительное условие эффективного функционирования соглашений по сертификации состоит во взаимном доверии к технической компетентности, надежности и беспристрастности национальных систем сертификации и тех организаций, которые в них участвуют. ЕЭК ООН определила основные меры, которые могут способствовать достижению взаимного доверия. Прежде всего это обмен информацией о национальных системах сертификации, их технических возможностях, квалификации персонала, а также взаимное информирование по различным проблемам; взаимный допуск экспертов к системам для ознакомления с методами контроля и надзора, развитие технического и административного сотрудничества. Важным моментом в создании атмосферы доверия считается унификация критериев обеспечения качества, наличие методов защиты зарегистрированных торговых марок.

Достаточно четко в Рекомендациях сформулировано требование в отношении нормативной базы сертификации: она должна основываться предпочтительно на международных стандартах в тех областях, где они существуют, либо на гармонизованных национальных и региональных нормативных документах. Однозначно подчеркнуто, что различия в требованиях национальных стандартов к безопасности продукции и ее совместимости являются главным препятствием в торговле.

Вопросами стандартизации, сертификации, качества в ЕЭК ООН занимаются и специализированные комитеты. Так, Комитет по сельскому хозяйству разрабатывает рекомендации по сертификации агропродукции; Комитет по лесу — по стандартизации и сертификации лесных товаров; Комитет по транспорту разработал Правила ЕЭК ООН по омологации транспортных средств, на основании которых создана система омологации оборудования дорожных транспортных средств.

Система омологации оборудования дорожных транспортных средств на соответствие правилам ЕЭК ООН. Начало создания Системы сертификации вспомогательного оборудования дорожных транспортных средств в ЕЭК ООН относят к середине 1950-х годов, когда отмечался заметный рост автомобильных перевозок между европейскими странами, и вопросы безопасности грузового и легкового транспорта приобретали все большую актуальность. Международное соглашение в этой области было подписано в 1958 г. и касалось принятия единых правил омологации и взаимного признания омологации оборудования и частей механических транспортных средств. Это означает официальное утверждение, т.е. сертификацию транспортного средства, которое оснащено теми или другими устройствами (предметами оборудования), влияющими на безопасность дорожного движения. Соглашение подписано на межправительственном уровне, а каждая договаривающаяся сторона представлена уполномоченным национальным органом. Основным нормативным документом Системы являются Правила ЕЭК ООН.

В развитие соглашения об омологации принимаются новые правила, что объяснимо с точки зрения научно-технического прогресса в области транспорта; ежегодно часть Правил обновляется. Эти Правила являются приложением к Соглашению и разрабатываются группой экспертов Комитета по транспорту ЕЭК. Страны, присоединившиеся к Соглашению, используют Правила ЕЭК при сертификационных испытаниях дорожных транспортных средств. Каждая сторона вправе принять все Правила или часть их, о чем она по установленной процедуре уведомляет ЕЭК ООН за год до прекращения использования того или иного правила, направляя уведомление на имя Генерального секретаря ООН. Изменения к Правилам проходят ту же процедуру. Сертификат соответствия конкретному правилу имеет форму «Сообщения об официальном утверждении типа транспортного средства»

Предприятие-изготовитель по результатам омологации типа транспортного средства получает право на применение официально утвержденных знаков омологации. Но для этого требуется соблюдение определенных положений: во-первых, необходимо иметь условия проверки соответствия продукции сертифицированному образцу; во-вторых, образцы должны выдерживать испытания и отвечать установленным требованиям.

Принцип взаимного признания омологации всеми участвующими в Соглашении сторонами гласит: продукция, изготовленная на территории любой из договаривающихся сторон и получившая официальное одобрение этой стороны, считается отвечающей законодательствам других договаривающихся сторон, применяющих данные правила. Если несоответствие продукции официально утвержденному при омологации типу представляет потенциальную опасность для дорожного движения и людей, то любая договаривающаяся сторона имеет право запретить на своей территории продажу и применение соответствующих видов оборудования и устройств.

Единые правила омологации предусматривают использование единых технических требований, разработанных экспертами ЕЭК при участии представителей заинтересованных стран, и охватывают троллейбусы, автобусы, мопеды, мотоциклы, легковые и грузовые автомобили, мотороллеры и другие средства транспорта по отношению к их тормозным устройствам, прицепам, приспособлениям для безопасности водителя и пассажиров и др. При подготовке технических требований учитываются положения соответствующих международных стандартов ИСО и МЭК. Например, Технический комитет ИСО по дорожному транспорту разработал более 200 стандартов на различные виды автомобильного оборудования, а стандарты МЭК устанавливают технические требования и методы испытаний осветительного оборудования. Но все же о полной гармонизации всех нормативных документов нельзя пока говорить.

Общий порядок омологации (сертификации) следующий. Сертификация транспортных средств в каждой стране-участнице проводится органами по сертификации, которые создаются в соответствии с Женевским соглашением 1958 г. и регистрируются в ООН. В состав системы сертификации включаются административный орган и технические службы сообразно принятым Правилам ЕЭК ООН, на соответствие которым в стране проводится сертификация. Технические службы при регистрации в ООН получают номер, обозначающий очередность присоединения страны к Женевскому соглашению. Предприятие-заявитель обращается в Административный орган с заявкой, в которой приводит сведения о продукции, Правилах ЕЭК ООН и национальных стандартах, которые будут применяться при испытаниях. Технической службе представляются для испытаний транспортное средство (тип) и технические описания на двух языках — национальном и английском (французском). Сертификат («Сообщение») выдает Административный орган, копии этого документа рассылаются странам-участницам, применяющим такие правила. Сертификат дает право предприятию маркировать продукцию знаком соответствия Е с указанием шифра правил.

Административный орган выполняет также функцию надзора за соответствием транспортного средства типу, прошедшему омологацию, и имеет право на предупреждение об обнаруженных недостатках и повторную проверку, а также на аннулирование сертификата и запрет на использование знака соответствия. Участие в системе омологации оборудования для дорожного транспорта имеет большое значение как для развития экспорта данной группы товаров, так и для повышения технического уровня и безопасности отечественных дорожных транспортных средств.

Участие России в Системе омологации оборудования дорожных транспортных средств. В России, которая является участницей Соглашения 1958 г. под номером 22, в 1992 г. введена в действие Система сертификации механических транспортных средств и прицепов в рамках системы ГОСТ Р. Необходимость создания такой Системы определена положениями законов РФ «О защите прав потребителей», «О сертификации продукции и услуг» и «О безопасности дорожного движения».

Процедура Системы полностью соответствует Правилам ЕЭК ООН. Из действующих 99 правил Россия заявила к применению 89, а при обязательной сертификации использует около 60.

В российской Системе признаются сертификаты соответствия Директивам ЕС, эквивалентным соответствующим Правилам ЕЭК ООН. При этом возможно признание «Полного одобрения типа транспортного средства», выданного в странах — членах ЕС на легковые автомобили.

Основными документами Системы являются «Порядок сертификации механических транспортных средств и прицепов, их составных частей и предметов оборудования и «Порядок сертификации запасных частей и принадлежностей к механическим транспортным средствам и прицепам».

В Системе аккредитовано 19 органов по сертификации (4 по автомототехнике и 15 по запасным частям) и 27 испытательных центров (6 по автоматике и 21 по запасным частям).

Процедура сертификации транспортных средств, производимых из сборочных компонентов, включает: представление заявителем разрешения изготовителя комплектов на сборку сертифицируемых транспортных средств и документации по техническому процессу сборки; оценку условий производства; определение объема испытаний и проведение испытаний типа; оформление одобрения типа на срок 0,5 года; проведение инспекционного контроля и продление одобрения типа по результатам контроля на срок до года.

Процедура сертификации малых серий транспортных средств предусматривает оценку условий производства с последующим одобрением типа транспортного средства. От заявителя требуется представление документа о согласовании конструкции с держателем подлинников конструкторской документации на базовое транспортное средство.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 447; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.201.101 (0.016 с.)