Общественное благосостояние и общественный выбор 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественное благосостояние и общественный выбор



Теория общественного благосостояния исследует благосостояние не отдельного индивида, а общества в целом. Она отличается тем, что носит нормативный характер, главными предпосылками которой выступают ценностные суждения, которые индивид может принять или не принять и в то же время отсутствует способ их принятия или непринятия. Источником современной теории общественного благосостояния, по мнению зарубежных ученых, являются: нормативный анализ полезности и математическая теория выборов и коллективных решений. Теория общественного благосостояния изучает оптимальное распределение товаров и услуг между людьми и экономических ресурсов между отраслями экономики, выпускающих эти блага. Это означает, что теория общего экономического равновесия и теория общественного благосостояния находятся в тесной взаимосвязи. При этом следует учитывать, что оптимальность по Парето необходимая, но недостаточная предпосылка максимизации общественного благосостояния. Наиболее желательное состояние экономики возможно только при применении нормативного критерия межличностного сопоставления благосостояния.

Критериями общественного благосостояния являются.

Во-первых, утилитаризм, который исходит из максимизации общей полезности всех членов общества; Он предполагает возможность межличностных сравнений индивидуальных полезностей и, следовательно, оценок общественного благосостояния как совокупности индивидуальных полезностей членов общества.

Во-вторых, кардиналистский критерий, основанный на законе убывающей предельной полезности денежного дохода, согласно которому с увеличением индивидуального денежного дохода его полезность увеличивается, но во все меньшей степени.

В-третьих, роулсианский (этнофилософский) критерий, согласно которому наиболее справедливое распределение максимизирует полезность наименее обеспеченных членов общества, то есть общественное благосостояние зависит только от благосостояния наименее обеспеченных индивидов.

В-четвертых, критерий Калдора-Хикса (или компенсационный критерий), согласно которому переход от одного состояния экономической системы к другому приводит к повышению общественного благосостояния, если члены общества, выигрывающие при этом переходе, способны компенсировать проигрыши тех индивидов, чье положение ухудшается. Однако это отнюдь не означает реальной компенсации, а лишь требует, чтобы выигрыш индивида абсолютно превышал потери проигравшего индивида, то есть данный критерий - это своего рода попытка неявного соизмерения индивидуальных благосостояний.

В-пятых, рыночный критерий, предполагающий установление справедливости в распределении посредством рынка, что может привести к резкому неравенству в распределении товаров и услуг.

В заключении надо обратиться к анализу общественного выбора, то есть экономическому анализу принятия политических решений. Теория общественного выбора – это распространение методологии и методики анализа функционирования рынков на сферу принятия политических решений. Таким образом, теория общественного выбора использует методы и инструментарий экономического анализа для исследования различных политических явлений: поведения избирателей, партийной политики, механизма принятия макроэкономических решений и действий правительства. Она основывается на ряде методологических предпосылок, заимствованных ею из неоклассического анализа функционирования рыночной экономики и распространенных на сферу политики. К ним относятся:

1. Методологический индивидуализм, предполагающий, что люди действуют в политической сфере так же, как и в экономической, преследуя свои личные интересы. Избиратели рассматриваются в качестве потребителей, а политики - бизнесменов. Таким образом, политика и бизнес не разделяются непреодолимым барьером, а функционируют на основе человеческого выбора, предпочтений и личных интересов людей.

2. Концепция «экономического человека», предполагающая, что избиратели и политики (госчиновники) также действуют на основе региональной максимизации полезности. Каждый в процессе принятия решений в политической сфере сравнивает частные предельные выгоды и предельные издержки, руководствуясь принципом превышения предельной выгоды над предельными издержками.

3. Политика как обмен, то есть политическая сфера предстает как своего рода обмен (подобно рыночному обмену), в котором участвуют избиратели, политики и правительственные чиновники (бюрократы). При этом политический процесс рассматривается как средство сотрудничества с целью достижения взаимной выгоды. Политики продуцируют политические решения и их результаты, которые «продаются» избирателям. При этом «деньгами», полученными за такую «продажу», являются голоса избирателей на выборах.

Главная проблема общественного выбора - это проблема рационального поведения голосующих. Она заключается в том, что с позиции отдельного индивида нерационально осуществлять значительные старания с целью извлечения информации, способствующей более рациональному общественному выбору.

Теория общественного выбора предлагает анализ общественного выбора в условиях как прямой, так и представительной демократии. Прямая демократия - это политическая система, функционирующая на основе избирательного принципа «один человек - один голос». При данной системе каждый гражданин имеет право лично выразить свою точку зрения путем голосования по любому конкретному вопросу. Точно так же, как на товарных рынках потребители «голосуют» своими деньгами, покупая тот или иной товар, избиратели на политическом рынке отдают предпочтение той или иной партии или кандидату в депутаты. Однако, даже если эти условия соблюдаются, существуют весьма важные отличия в принятии политических решений. Политические решения очень редко принимаются в пользу индивидуальных избирателей. Они принимаются для больших групп или слоев населения, и редко имеет место абсолютное согласие. Другая проблема заключается в том, что избиратели должны голосовать за программу партии в целом, а не за позицию партии по каждому отдельному вопросу. Поэтому в политическом выборе избирателя неизбежен тип компромиссного решения в пользу программы, в большей степени соответствующей его интересам.

Общественный выбор и принятие решений в условиях представительной демократии осложняется рядом условий: выбор осуществляется через определенные промежутки времени и ограничен определенным кругом претендентов; избиратель должен голосовать не за конкретные частные цели, а за пакет целей партии или кандидата, составляющих предвыборную программу; избиратель должен располагать информацией о выборах. При этом одно из определяющих условий - процедура голосования или регламент принятия решений. Теория общественного выбора утверждает, что самая демократическая процедура голосования в представительных органах власти не исключает принятия экономически неэффективных решений. Еще одним фактором, действующим в условиях представительной демократии и оказывающим существенное (и далеко не всегда позитивное) влияние на общественный выбор, является эффект лоббизма. Лоббизм - это всевозможные способы влияния на представителей власти с целью принятия выгодного для ограниченной группы или отдельных фирм, секторов экономики политических решений. Деятельность групп давления с особыми интересами, не во всем совпадающими с общественными интересами, аналогична действиям потребительских групп на товарных рынках, использующих свою монопсоническую власть для оказания давления на производителей или поставщиков товаров.

Важнейшим проявлением теории общественного выбора является экономика бюрократии. Модель экономической теории бюрократии предполагает, что государственные органы, прежде всего их аппарат, ведут себя как максимизаторы своего бюджета. Большой бюджет, дорогостоящие программы, принятые органами власти, позволяют бюрократии получать большие доходы, продвигаться по службе, приобретать такие нефинансовые преимущества, как власть, престиж и влияние.Расширение бюрократического аппарата, с одной стороны, увеличивает эффективность работы организации, а с другой - порождает такое негативное явление как - стремление госчиновников к получению по л итической ренты, т.е. использование политического процесса правительственными чиновниками для присвоения экономической ренты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 457; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.212.102.174 (0.022 с.)